Организационно-экономические аспекты стандартизации процессов в системе здравоохранения

Обложка
  • Авторы: Русских С.В.1,2,3, Линденбратен А.Л.1, Москвичева Л.И.4, Васильева Т.П.1, Смбатян С.М.1, Горбачева Н.А.1,5
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
    2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
    3. ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
    4. Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А. Герцена»
    5. Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Выпуск: Том 67, № 5 (2023)
  • Страницы: 367-373
  • Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • Статья получена: 25.10.2024
  • URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/638036
  • DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-367-373
  • EDN: https://elibrary.ru/tsxuus
  • ID: 638036

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Стандартизация необходима для установления и поддержания порядка в различных сферах деятельности, в том числе в системе здравоохранения.

Цель — раскрыть организационно-экономические аспекты стандартизации процессов в системе здравоохранения и правильность использования нормативных документов в качестве алгоритма по основным процессам на уровне структуры, процесса и результата.

Материал и методы. Посредством проведения анкетирования и глубинных интервью собраны различные мнения относительно стандартов медицинской помощи различных опрашиваемых групп: студентов-магистрантов курса «Управление и экономика здравоохранения» НИУ ВШЭ, а также группы врачей-экспертов территориального фонда обязательного медицинского страхования и экспертов высокого уровня.

Результаты. Материалы социологического опроса показали недостаток знаний, неопределённость и неподготовленность респондентов по вопросам применения стандартов оказания медицинской помощи, недостаточность понимания сущности и механизмов стандартизации в здравоохранении. Вместе с тем глубинные интервью с экспертами высокого уровня показывают, что этот инструмент управления работает. Стандарты могут успешно использоваться в планировании медицинской помощи, ценообразовании, экспертизах, а также обучении и подготовке медицинских кадров.

Ограничения исследований. Материалы исследования ограничены результатами анкетирования двух групп респондентов (78 человек), проведённого с сентября 2022 г. по январь 2023 г.

Заключение. Необходимо дальнейшее обучение по вопросам повышения квалификации широкого круга руководителей здравоохранения, а также в процессе подготовки специалистов на всех уровнях. В рамках рекомендаций целесообразно предусмотреть обучение медицинского персонала по вопросам стандартизации, в том числе в связи с проведением экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, разработать методологический подход по совершенствованию и использованию принципа стандартизации при организации и оказании медицинской помощи.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено независимым этическим комитетом ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко» (протокол № 2 от 17.11.2021). Все респонденты подписали информированное согласие на участие в исследовании и дали согласие на публикацию результатов социологических опросов.

Участие авторов:
Русских С.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста, составление списка литературы, сбор и обработка материала, статистическая обработка данных;
Линденбратен А.Л. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала;
Москвичева Л.И. — написание текста, сбор и обработка материала;
Васильева Т.П. — концепция и дизайн исследования;
Смбатян С.М. — написание текста;
Горбачева Н.А. — сбор и обработка материала, составление списка литературы.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 22.06.2023
Принята в печать 23.08.2023
Опубликована 03.11.2023

Об авторах

Сергей Валерьевич Русских

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: russkikh1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3292-1424

Канд. мед. наук, вед. науч. сотр. отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, Москва.

e-mail: russkikh1@mail.ru

Россия

Александр Л. Линденбратен

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-3152-9292
Россия

Людмила И. Москвичева

Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А. Герцена»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-5750-8492
Россия

Татьяна П. Васильева

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-4831-1783
Россия

Сиран М. Смбатян

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1961-9458
Россия

Наталья А. Горбачева

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-0673-8837
Россия

Список литературы

  1. Mosadeghrad A.M. Strategic collaborative quality management and employee job satisfaction. Int. J. Health Policy Manag. 2014; 2(4): 167–74. https://doi.org/10.15171/ijhpm.2014.38
  2. Линденбратен А.Л. Здоровье и здравоохранение: мысли серьёзные и не очень. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2017.
  3. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Бороздина О.А., Николаева Н.А. Стандартизация в здравоохранении. Преодоление противоречий законодательства, практики, идей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015.
  4. Овечкина Т.Д., Юлдашев О.Р., Капутская Т.Н., Палей С.М. Повторный анализ системы менеджмента качества с использованием социологического исследования с целью установления области улучшения. Вестник Росздравнадзора. 2017; (2): 72–9. https://elibrary.ru/ypnfpr
  5. Орлова Е.М. Автоматизированная система медико-экономических стандартов как способ повышения эффективности управления региональным здравоохранением. Современные проблемы науки и образования. 2010; (2): 152–5. https://elibrary.ru/ltzrzr
  6. Пирогов М.В., Артемьева Г.Б. Стандартизация как основа совершенствования организационно-экономических аспектов регионального здравоохранения. Рязань; 2012. https://elibrary.ru/qmcxdd
  7. Moldovan F., Moldovan L., Bataga T. Assessment of labor practices in healthcare using an innovatory framework for sustainability. Medicina (Kaunas). 2023; 59(4): 796. https://doi.org/10.3390/medicina59040796
  8. Winter A., Stäubert S., Ammon D., Aiche S., Beyan O., Bischoff V., et al. Smart Medical Information Technology for Healthcare (SMITH). Methods. Inf. Med. 2018; 57(S01): e92–e105. https://doi.org/10.3414/ME18-02-0004
  9. Prasser F., Kohlbacher O., Mansmann U., Bauer B., Kuhn K.A. Data Integration for Future Medicine (DIFUTURE). Methods Inf. Med. 2018; 57(S 01): e57–65. https://doi.org/10.3414/ME17-02-0022
  10. Hylock R.H., Zeng X. A blockchain framework for patient-centered health records and exchange (HealthChain): evaluation and proof-of-concept study. J. Med. Internet Res. 2019; 21(8): e13592. https://doi.org/10.2196/13592
  11. Kinast B., Ulrich H., Bergh B., Schreiweis B. Functional requirements for medical data integration into knowledge management environments: requirements elicitation approach based on systematic literature analysis. J. Med. Internet Res. 2023; 25: e41344. https://doi.org/10.2196/41344
  12. Villamor Ordozgoiti A., Delgado Hito P., Guix Comellas E.M., Fernandez Sanchez C.M., Garcia Hernandez M., Lluch Canut T. Software quality evaluation models applicable in health information and communications technologies. A review of the literature. Stud. Health Technol. Inform. 2016; 226: 169–72.
  13. Leon N., Balakrishna Y., Hohlfeld A., Odendaal W.A., Schmidt B.M., Zweigenthal V., et al. Routine Health Information System (RHIS) improvements for strengthened health system management. Cochrane Database Syst. Rev. 2020; 8(8): CD012012. https://doi.org/10.1002/14651858.CD012012.pub2
  14. Agweyu A., Hill K., Diaz T., Jackson D., Hailu B.G., Muzigaba M. Regular measurement is essential but insufficient to improve quality of healthcare. BMJ. 2023; 380: e073412. https://doi.org/10.1136/bmj-2022-073412
  15. Rahimi B., Nadri H., Lotfnezhad Afshar H., Timpka T. A systematic review of the technology acceptance model in health informatics. Appl. Clin. Inform. 2018; 9(3): 604–34. https://doi.org/10.1055/s-0038-1668091
  16. Syed R., Eden R., Makasi T., Chukwudi I., Mamudu A., Kamalpour M., et al. Digital health data quality issues: systematic review. J. Med. Internet. Res. 2023; 25: e42615. https://doi.org/10.2196/42615
  17. Kip H., Keizer J., da Silva M.C., Beerlage-de Jong N., Köhle N., Kelders S.M. Methods for human-centered eHealth development: narrative scoping review. J. Med. Internet. Res. 2022; 24(1): e31858. https://doi.org/10.2196/31858
  18. Татарников М.А. Управление качеством медицинской помощи. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2016.
  19. Решетников А.В. Социология медицины: руководство. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2010.
  20. Даллакян Д.С. Современное состояние системы здравоохранения в России. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022; (4-4): 41–6. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-4-4-41-46 https://elibrary.ru/qqmuto
  21. Артемьева Г.Б. Актуальные задачи стандартизации медицинской помощи. Экономист лечебного учреждения. 2013; (9): 12–7.
  22. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Душина Е.В. Порядки и стандарты медицинской помощи: учебное пособие. Иркутск; 2020.
  23. Кадыров Ф.Н. Проблемы повышения практической значимости процесса стандартизации в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003; (1): 63.
  24. Соловьев Р.В., Кузьмин Ю.Ф. Методы оптимизации менедж-мента в кадровой политике как инструмент повышения эффективности работы медицинской организации. Уральский медицинский журнал. 2015; (9): 109–14. https://elibrary.ru/vcpzsx
  25. Таранов А.М., Миронов А.А. Страхование здоровья и особенности национальных систем медицинского страхования. М.: Практика; 2017.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Русских С.В., Линденбратен А.Л., Москвичева Л.И., Васильева Т.П., Смбатян С.М., Горбачева Н.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.