Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Проблема постоянного повышения квалификации медицинских специалистов с высшим и средним медицинским образованием особенно актуальна на современном этапе, когда ежедневно происходит совершенствование медицинских знаний, технологий, препаратов.

Цель работы — анализ форм проведения циклов непрерывного медицинского образования в области организации здравоохранения и общественного здоровья в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ для разработки наиболее востребованной и совершенной формы его осуществления.

Материалы и методы. Проведён анализ основных направлений организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников в целом и по общественному здоровью и здравоохранению в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.

Результаты. В 1977 г. в СССР было начато непрерывное медицинское образование. Курс усовершенствования врачей по социальной гигиене был открыт на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Медицинского института. По завершении повышения квалификации выдавался сертификат. В рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» на кафедре проводились циклы профессиональной переподготовки (504 ч), повышения квалификации (144, 72 и 36 ч). Непрерывное медицинское образование направлено на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. В планах дальнейшего совершенствования непрерывного медицинского образования кафедрой предусматривается обновление рабочих программ, создание дистанционных и новых актуальных циклов.

Ограничения исследования. Проведён анализ циклов профессиональной переподготовки слушателей различной продолжительности для приобретения новой квалификации, качественного расширения области знаний, умений и навыков в 2017–2022 гг.

Заключение. Представленные данные свидетельствуют о целесообразности осуществления организации повышения квалификации в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с использованием коротких циклов повышения квалификации очной и дистанционной форм обучения слушателей.

Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.

Участие авторов:
Буслаева Г.Н. — концепция и дизайн исследования, написание текста, составление списка литературы, статистическая обработка данных;
Полунин В.С. — написание текста, статистическая обработка данных, редактирование;
Оприщенко С.А. — сбор и обработка материала.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 02.10.2023 / Принята в печать 18.10.2023 / Опубликована 26.02.2024

Об авторах

Галина Николаевна Буслаева

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: bus2107@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7129-9378

Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: bus2107@yandex.ru

Россия

Валерий Сократович Полунин

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: lunapol@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2681-8527

Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: lunapol@yandex.ru

Россия

Сергей Анатольевич Оприщенко

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: 2277878@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4170-8959

Доктор мед. наук, доцент, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: 2277878@bk.ru

Россия

Список литературы

  1. Шкарин В.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Заклякова В.Д. Проблема безопасности пациентов при оказании медицинской помощи. Мнение врачей-экспертов качества медицинской помощи и практикующих врачей. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2020; (1): 177–80. https://doi.org/10.19163/1994-9480-2020-1(73)-177-180 https://elibrary.ru/sodmwo
  2. Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня и что делать. Менеджер здравоохранения. 2022; (2): 4–13. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2022-2-4-13 https://elibrary.ru/htlcbb
  3. Романенко Г.Х., Стремоухов А.А. Обеспечение эффективности и качества современных программ повышения квалификации медицинских работников: опыт Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Доктор.Ру. 2022; 21(2): 10–4. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-2-10-14 https://elibrary.ru/wluppd
  4. Фанта И.В., Артюшкин С.А., Павлова С.С., Чернушевич И.И. Современные аспекты непрерывного медицинского образования и пути его развития. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019; 3(2–2): 63–5. https://elibrary.ru/zdyuzv
  5. Юкина В.И. Совершенствование системы развития персонала (обучение, переобучение) в медицинских учреждениях. Научное обозрение. Педагогические науки. 2018; (1): 69–72. https://elibrary.ru/yurxci
  6. Уразалина С.Ж., Байтасова Н.Б., Бердыханова Р.М. Основные аспекты компетентностного медицинского образования. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021; (2): 271–6. https://elibrary.ru/hpgelo
  7. Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В. Актуальные вопросы непрерывного медицинского образования: история, проблемы, задачи, перспективы. Профилактическая медицина. 2021; 24(3): 111–7. https://doi.org/10.17116/profmed202124031111 https://elibrary.ru/pseqkj
  8. Старухина Н.Б. Особенности реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников здравоохранения с применением дистанционных образовательных технологий. В кн.: Природова О.Ф., ред. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное совершенствование работников здравоохранения — путь к здоровью нации»: Сборник материалов. М.; 2023: 13–5. https://elibrary.ru/xrhttu
  9. Охват Д.Д., Богданова Т.А. Анализ результатов применения технологий дистанционного обучения для повышения квалификации медицинского персонала. В кн.: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием «Цифровая трансформация экономических систем: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2022)». СПб.; 2022: 809–11. https://doi.org/10.18720/IEP/2021.4/255 https://elibrary.ru/eslzfg
  10. Иванова Н.Ю., Кошелев А.А., ред. Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов: Вузовское образование; 2022. https://elibrary.ru/iuvkfk
  11. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С. и др. Непрерывное образование и аккредитация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2016; (4): 127–34. https://elibrary.ru/xclcwt
  12. Дербенев Д.П., Эхте К.А., Балашова Л.А. Организация обучения врачей-специалистов по вопросам организации здравоохранения в Тверском государственном медицинском университете. В кн.: Всероссийское совещание заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения: «Современные образовательные технологии в деятельности кафедр общественного здоровья и здравоохранения»: Сборник научных статей. М.; 2017: 55–8.
  13. Каграманян И.Н., Тарасенко А.И., Купеева И.А., Янушевич О.О., Пашков К.А., Ефимова А.О. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования. Национальное здравоохранение. 2021; 2(1): 32–40. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40 https://elibrary.ru/cnaaxm

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буслаева Г.Н., Полунин В.С., Оприщенко С.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.