Использование цифровых технологий в деятельности медицинских организаций
- Авторы: Аксенова Е.И.1,2, Медведева Е.И.1,3, Крошилин С.В.1,3,4
-
Учреждения:
- ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
- Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
- ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения России
- Выпуск: Том 68, № 5 (2024)
- Страницы: 356-363
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Статья получена: 14.01.2025
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/646191
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363
- EDN: https://elibrary.ru/iueudm
- ID: 646191
Цитировать
Аннотация
Введение. Модернизационные процессы в медицине — беспрецедентны: цифровизация, переоснащение, изменение стандартов оказания помощи. Всё это требует наличия новых компетенций в области информационных технологий (ИТ) у медицинских работников. Привлечение «немедиков» и ИТ-специалистов должно компенсировать потребности медицинских организаций. Однако для решения возникающих проблем необходимо получение новых компетенций.
Цель — изучение потребности в новых компетенциях для медицинских работников и необходимость привлечения «немедиков» в условиях цифровизации.
Материалы и методы. Исследование базируется на анализе вторичной информации, полученной из Формы федерального статистического наблюдения № 30 и цифровых ресурсов, а также на результатах массового анкетного опроса, проведённого в медицинских организациях Департамента здравоохранения Москвы (n = 1499).
Результаты. «Немедики» с ИТ-компетенциями всё больше востребованы. Опрос показал, что определённые функции медицинских специалистов уже сегодня можно «передать» немедицинскому персоналу, темп прироста которого за последние 10 лет превысил 60%. Однако необходимые ИТ-компетенции система подготовки предоставляет в большей степени по техническим специальностям и в меньшей — по медицинским.
Ограничения исследования. При анализе использованы статистические данные и результаты массового анкетного опроса в медицинских организациях Департамента здравоохранения Москвы, что представляет собой репрезентативную выборку для возможности экстраполяции результатов на всю генеральную совокупность.
Выводы. В ближайшее время необходимо осуществлять подготовку медиков по новым стандартам. Модернизация системы подготовки с учётом новых ИТ-компетенций в медицине и развитие системы обучения LongLife Learning (LLL)1 становятся реальностью. Всё большее вовлечение «немедиков» для решения высокотехнологических задач, развития аппаратно-программных комплексов неоспоримо. Однако необходима их адаптация под специфику развития отрасли.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено Этическим комитетом по экспертизе исследований в сфере общественного здоровья, организации и социологии здравоохранения при ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» (протокол № 03-01/ЭК/2023 от 14.03.2023).
Участие авторов:
Аксенова Е.И. — концепция и дизайн исследования, написание статьи;
Медведева Е.И. — концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование;
Крошилин С.В. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание статьи.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 14.05.2024 / Принята к печати 03.10.2024 / Опубликована 06.11.2024
1 Термин Longlife Learning (LLL) означает последовательность обучения в течение всей жизни в формальных образовательных учреждениях и за их пределами.
Об авторах
Елена Ивановна Аксенова
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Email: aksenovaEI2@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0003-1600-1641
Доктор экон. наук, профессор, директор ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУ НИИОЗММ ДЗМ), 115088, Москва, Россия; приглашённый эксперт Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 117198, Москва, Россия
e-mail: aksenovaEI2@zdrav.mos.ru
Елена Ильинична Медведева
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Email: e_lenam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4200-1047
Доктор экон. наук, доцент, науч. сотр., ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия; гл. науч. сотр. лаб. исследования поведенческой экономики «Институт социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук» (ИСЭПН ФНИСЦ РАН), 117218, Москва, Россия
e-mail: e_lenam@mail.ru
Сергей Викторович Крошилин
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения России
Автор, ответственный за переписку.
Email: krosh_sergey@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6070-1234
Канд. тех. наук, доцент, вед. науч. сотр. лаб. исследования поведенческой экономики, ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 117218, Москва, Россия; науч. сотр., ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия; доцент каф. математики, физики и медицинской информатики, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026, Рязань, Россия
e-mail: krosh_sergey@mail.ru
Список литературы
- Варламова Д., Судакова Д., ред. Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина ПРО; 2021.
- Ярашева А.В., Александрова О.А., Медведева Е.И., Аликперова Н.В., Крошилин С.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020; 13(1): 174–90. https://doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.10 https://elibrary.ru/mmwhlf
- Медведева Е.И., Александрова О.А., Крошилин С.В. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022; 15(3): 200–22. https://doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.11
- Аксёнова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Чат-боты – современная реальность консультирования в медицине. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(5): 403–10. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410 https://elibrary.ru/lbjwtx
- Казанфарова М.А., Природова О.Ф., Ардаширова Н.С. Развитие цифровых компетенций медицинских работников. Меди-цинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(2): 109–22. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 https://elibrary.ru/bdkjfy
- Di Giacomo D., Vittorini P., Lacasa P. Editorial: digital skills and life-long learning: digital learning as a new insight of enhanced learning by the innovative approach joining technology and cognition. Front. Psychol. 2018; 9: 2621. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02621
- Rahal R.M., Mercer J., Kuziemsky C., Yaya S. Factors affecting the mature use of electronic medical records by primary care physicians: a systematic review. BMC Med. Inform. Decis. Mak. 2021; 21(1): 67. https://doi.org/10.1186/s12911-021-01434-9
- Kuhn S., Müller N., Kirchgässner E., Ulzheimer L., Deutsch K.L. Digital skills for medical students - qualitative evaluation of the curriculum 4.0 “Medicine in the digital age”. GMS J. Med. Educ. 2020; 37(6): Doc60. https://doi.org/10.3205/zma001353
- Jidkov L., Alexander M., Bark P., Williams J.G., Kay J., Taylor P., et al. Health informatics competencies in postgraduate medical education and training in the UK: a mixed methods study. BMJ Open. 2019; 9(3): e025460. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-025460
- Roda S. Digital skills for doctors – explaining European doctors’ position. J. Eur. CME. 2021; 10(1): 2014097. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2014097
- Aulenkamp J., Mikuteit M., Löffler T., Schmidt J. Overview of digital health teaching courses in medical education in Germany in 2020. GMS J. Med. Educ. 2021; 38(4): Doc80. https://doi.org/10.3205/zma001476
- Banerjee R., George P., Priebe C., Alper E. Medical student awareness of and interest in clinical informatics. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2015; 22(e1): e42–7. https://doi.org/10.1093/jamia/ocu046
- Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов. ЦИТИСЭ. 2021; (4): 595–605. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55 https://elibrary.ru/rcatyh
- Дудин М.Н., Голышко П.В., Вашаломидзе Е.В., Гурцкой Д.А., Гурцкой Л.Д. Развитие цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(5): 843–52. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-5-843-852 https://elibrary.ru/nkolcq
- Аксенова Е.И., Шкрумяк А.Р. Кадры здравоохранения в условиях внедрения цифровых систем. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021; (4): 130–7. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.018 https://elibrary.ru/wjllqw
- Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями. Народонаселение. 2022; 25(3): 189–99. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15 https://elibrary.ru/znjvot
- Шапиро С.Р., Коновалова М.Е. Об эффективности цифровизации в здравоохранении. Столыпинский вестник. 2021; 3(2): 135–43. https://doi.org/10.24411/2713-1424-2021-10008 https://elibrary.ru/tqrroz
Дополнительные файлы
