FIELDS OF RESEARCH PROBLEMS IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES IN THE REPUBLIC OF CÔTE D'IVOIRE

Abstract


This article discusses theoretical issues of understanding the terms «problem», «field» and «field of research problems». The aim of this work was to identify and describe the fields of research problems related to the development of university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The subject of this research was the development of university education in modern conditions. Various ways of formulating problems in scientific research are analyzed. Different points of view on the typology of fields of research problems are studied. The article analyses a cluster of fields of research problems emerging in the process of innovative development of university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The authors focused on some fundamental fields of research problems in the innovative development of university education in the Republic, i.e. regulatory, methodological, socially determined, conceptual, subject oriented and pedagogical fields. These fields cover all possible changes taking place in the sociocultural space of the Republic, in the requirements for the teaching staff following the signing of the Bologna agreement, in the behavior and social interaction as well as in the intersubjective nature of this interaction, etc. Considering the fields of research problems in university education in the context of innovations implementation, it becomes possible to compare these processes with those in other countries where higher education is not novel which helps to understand general patterns for the fields of research problems to emerge.

Full Text

Главное значение в процессе научных исследований занимает вопрос выявления проблемных областей. В свое время это отмечал автор научных трудов Р. Артур: «Любая возможность систематически усвоить проблему или что-либо добавить к человеческому знанию о проблеме может считаться исследованием». Не случайно во всех научных исследованиях, кандидатских и докторских диссертациях обязательным условием в части Введение является обозначение проблемы данного исследования. Это говорит о том, что все исследования проводятся с целью изучения определенной проблемы и рассмотрения всех возможных путей ее решения, т. к. нецелесообразно проводить исследование, если нет проблемы по определенной теме. Для анализа изучаемого вопроса рассмотрим некоторые диссертационные исследования на разные темы. Например, в диссертационном исследовании по теме: «Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями» выделена следующая проблема: какова технология работы социального педагога с неблагополучными семьями в современных социокультурных условиях? В диссертационном исследовании по теме: «Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели» проблемой является анализ механизма взаимооценивания учеников и учителей как фактора становления инновационного образовательного учреждения. В диссертационном исследовании по теме: «Педагогические условия формирования социальной активности студентов - представителей северных территорий России», проблема состоит в поиске механизмов управления процессом воспитания, новых форм и средств организации воспитательного процесса, а также установления таких условий, которые будут содействовать формированию социальной активности студенческой молодежи - представителей северных территорий России. В диссертационном исследовании по теме: «Подготовка педагога в организациях дополнительного профессионального образования к работе по преодолению дисграфии у обучающихся» проблема выявлена следующим образом: «как разработать и сделать результативной педагогическую систему подготовки педагогов в организациях дополнительного профессионального образования к работе с детьми с дисграфией». В результате анализа научных исследований видим, что в каждом из них обозначена проблема. В данной статье не случайно проанализировано несколько вариантов формулировки проблем исследования, для того чтобы рассмотреть и проанализировать ее вариативность. В разнообразных диссертационных советах по данному вопросу возникает полемика, как сформулировать проблему научного исследования. Во многих случаях авторы предлагают представлять проблему исследования в форме вопросов, в других случаях допускается повествовательное изложение. Поэтому было принято решение рассмотреть, как же понимается сам термин «проблема», «проблемное поле», проанализировав для этого ряд словарей и научных источников. В Философском энциклопедическом словаре понятие «проблема» рассматривается как «объективно возникающее в ходе развития познание, вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес…» (Философский энциклопедический словарь 1989: 512). В Большом толковом словаре русского языка понятие «проблемное поле» определяется сущностью слов, из которых оно состоит: «поле» и «проблема». Слово «поле» является многозначным; одно из его словарных значений - область деятельности (Ожегов 1996: 538). В Большом толковом психологическом словаре проблема рассматривается как «ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить, или определить дополнительные компоненты» (Большой толковый психологический словарь 2000: 116). В Российской социологической энциклопедии понятие «проблема» также рассматривается как слово, имеющее происхождение от греческого «задача», т е. все то, что требует изучения и решения; объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Российская социологическая энциклопедия 1999: 408). Понятие «проблема» в словарях и научных источниках определяется однозначно как задача, совокупность элементов, которые предстоит решить. Из рассмотренного выше перечня определений можно заметить, что обозначение проблемы в научных исследованиях в виде вопроса или в повествовательной форме вполне допустимо. Хочется отметить, что в настоящее время в многочисленных научных исследованиях не сложилось единого целостного понимания понятия «проблема». Это связано с недостаточной обоснованностью типов проблем, о чем говорят исследования многих авторов в области определения основ систематизации видов проблем, характеризующих разные социальные явления, которые непосредственно относятся к образованию или могут быть адаптированы в области образования (Р. Акофф, Т.Н. Беркалиева, Г.М. Бирженюк). Хотя в каждом научном исследовании каждый автор обозначает проблему, как отмечает практика, в основном в форме вопроса. Данное понятие требует дальнейшего научного изучения и определения. На наш взгляд, является неоднозначным и осмысление понятия «поле». Например, исследователь В.В. Чекмарев, рассматривая и анализируя вопросы теории и само понятие поля, в свою очередь указывал, что поля представляют ситуации, когда сформированные группы участников собираются и коллективно определяют свои действия (Чекмарев 2002). В свою очередь, автор научных трудов В.И. Ильин особенно концентрирует свое внимание на сущности социокультурного поля как сравнительно автономного участка социального пространства, имеющего влияние на индивидуальную действительность, отмечая, что данная реальность (индивидуальная действительность) порождается совместной работой людей (Ильин 2006: 32). Можно сказать, что точки зрения многих авторов на понятие «поле» и его виды во многом совпадают, и это позволяет сделать вывод о следующих его характеристиках: относительная автономность, часть пространства, устойчивость и зависимость от результатов деятельности людей, участок, который описывает обусловленную реальность, отражающую как позитивные и негативные достижения, так и имеющиеся проблемы. Все рассмотренное выше позволяет говорить о наличии проблемного поля (Т.Н. Беркалиева, Г.М. Иванова, С.В. Кузьмин, А.П. Марков и др.). Исследователь Р. Акофф выделяет проблемы, которые связаны с разрушением, устранением или ограничением того, что есть, но нежелательно (например, проблемы, которые затрудняют развитие образования), и проблемы, связанные с достижением того, что желательно (Акофф 2002). Данная типология проблем анализировалась при определении стратегических направлений развития образования в рамках разработки образовательной политики в области высшего образования республики Кот д’Ивуар. Нас интересовали проблемы, которые возникали в период развития инновационных процессов в высшем образовании республики. С.В. Кузьминым выделены следующие виды проблем при организации инновационной деятельности образовательного учреждения: - узловые: на них замыкаются другие проблемы; - корневые: кадровые, управленческого порядка, стратегические; - результирующие, являющиеся следствием других проблем (Кузьмин 2001). Полного представления о типологии проблем в сфере образования, в том числе высшего, пока еще нет. На сегодняшний день типология проблем является важной научной задачей, которая требует своего решения. Изучая данный вопрос, надо понимать, что научное познание и практика характеризуются множественными проблемами, совокупность которых характеризуется как система проблем, определяемых в научных исследованиях О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаевой, Т.А. Ярковой как проблемное поле (Ройтблат и др. 2017). Рассматривая содержательные характеристики, данные исследователем Р. Акоффом, можно оперировать понятием «проблемное поле» как совокупностью стабильных проблем, которые связаны с неопределенными областями научного педагогического знания и педагогической деятельности. Проблемное поле различных территорий, республик имеет свои грани, отражающие общий уровень развития педагогической науки и образования, и специфичные черты, которые свойственны для определенной территории. Анализируя вопросы по развитию высшего образования в условиях развития инновационных процессов и каждое явление данного процесса, можно рассматривать их как проблемное поле и определить следующие категории: проблемное поле системы образования, преподавателей, учащихся, феномен «инновация», стратегия управления высшим образованием, школой, программа развития и т. д. Подробно рассмотренные проблемные поля высшего образования являются прямым результатом социально-экономической и политической ситуации определенного периода времени. Таким образом, можно сказать, что данные понятия требуют дальнейшего подробного изучения. Изучая теоретические вопросы истории развития высшего образования в республике Кот-д’Ивуар, на наш взгляд, необходимо уделить пристальное внимание проблемным полям, проявляющимся в данном процессе (Зензу и др. 2016). К ним относятся трудности Ивуарийского высшего образования, связанные с формированием в стране многопартийной системы с 1990 г.; избыточная политизация деятельности профсоюзов студентов и преподавателей, заменившая защиту моральных и материальных прав членов этих профсоюзов, что не раз приводило к забастовкам, которые приостанавливали всю систему образования. Следующее изученное проблемное поле связано с усиленным увеличением численности студентов, не учитывающим возможностей их приема университетской инфраструктурой, в связи с чем возникали большие трудности в предоставлении учебных мест и помещений для совместных учебных лекций, семинарских и практических занятий. Так, например, в 1999-2000 гг. университетский центр в квартале Кокоди насчитывал более 40 000 студентов с соотношением их к числу преподавателей 39/1, что значительно превышало коэффициент, установленный ЮНЕСКО. Еще одно проблемное поле вытекает из второго проблемного поля и отражает характер работы персонала университета в условиях недостаточности и неприспособленности офисных помещений, кабинетов педагогов, коммуникаций, нехватки и неприспособленности оборудования в помещениях для занятий, что существенно снижает результативность работы персонала вуза. Можно выделить еще одно проблемное поле, связанное с характером социального взаимодействия. Неуместные и учащенные забастовки преподавателей и студентов университетов приводят к длительным перерывам и пропускам в учебных занятиях, незавершенности усвоения программного материала, следовательно, к незачету целых учебных годов, а в итоге - к невыдаче аттестатов. На эффективности инновационных процессов сказывается и проблемное поле, описывающее условия учебных занятий студентов, которые связаны с условиями работы преподавателей на теоретических лекциях, семинарских и практических занятиях. В социальном плане у студентов вузов возникает множество трудностей, которые можно отнести к условиям их проживания и питания в университетских городах. Тяжелые условия в них до социально-политического кризиса 19 сентября 2002 г. в данной республике усилились с приходом беженцев из зон, охваченных войной. Также обнаружено проблемное поле, связанное и с кризисом управления, длящимся в университетах последние десятилетия. Как известно, к большому сожалению, преподавательский состав университета довольно часто подвергается словесному насилию и оскорблению со стороны студентов данного вуза, как в пределах самого университета, так и за пределами его территории. Следующее проблемное поле характеризует все возникшие сложности в педагогическом процессе вузов и имеет сугубо педагогический характер. Педагогические проблемы в университетском центре Кокоди объединены со многими факторами. Например, с плохими условиями работы преподавателей и обучения студентов вузов, которые, в свою очередь являются результатом, представленных выше недостатков. Их также можно объединить в следующие группы: - проблемы, связанные с использованием педагогических средств; - проблемы, связанные с использованием методов педагогики. В период инновационного развития университетов можно определить проблемное поле, связанное с научными исследованиями, которое неразрывно связано с преподаванием. Уменьшение инновационного потенциала системы образования связано с низким представлением механизмов воспроизводства научных школ и научных элит, низкой представленностью и сформированностью научных школ в республике по причине возраста становления этих школ. Хочется отметить, что на сегодняшний день в изучаемой республике просматривается ряд проблемных полей, которые тесно связаны между собой. Одна проблема вытекает из другой, в зависимости от того, какая область рассматривается (в нашем случае - проблема высшего образования). Проблемные поля высшего образования в процессе инновационного развития не являются набором отделенных друг от друга проблем, а выдвигаются как целая система, на которую влияет: рост всестороннего давления, локализация от внешних финансовых источников; направление системы высшего образования на запросы рынка труда; повышение практичности в образовании, снижение гуманистической роли системы образования, разрыв между интересами системы образования, неадекватность и закрытость системы управления, ослабление связи, расслоение системы образования, введение привилегий и бюрократических механизмов их распределения, злоупотребление властью, подбор руководителей по принципу личной преданности, а не профессионализма, недовольство образовательной общественности, непонимание системы управления, боязнь реформ. Анализируя инновационное развитие высшего образования и опираясь на работу авторов О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаевой, Т.А. Ярковой, можно обозначить следующие проблемные поля: нормативно-правовое, социально-детерминированное, методологическое, концептуальное, субъектно-ориентированное, педагогическое. Нормативно-правовое проблемное поле отражается в разработанных нормативно-правовых документах, устанавливающих и регулирующих деятельность в сфере высшего образования и науки (республиканские, региональные и локальные акты), регулирующих образовательную, научно-исследовательскую деятельность и порой не учитывающих реальные возможности. Социально-детерминированное поле раскрывает социальный заказ, направленный на решение проблем высшего образования, удовлетворение потребностей науки и практики; прогнозирование перспективных направлений инновационного развития университетов. Методологическое поле выражается в разработке и обосновании методов познания и изучения процессов действительного развития высшего образования в условиях инноваций реальности, концептуально это выражается в разработке и обосновании концепций, описывающих модели высшего образования в республике в процессе инновационного развития. Субъектно-ориентированное поле выражается в изменении характера социального взаимодействия в современных условиях, в многоаспектном рассмотрение личности, смыслов жизни, «встроенности» в социум в период обучения в университете и после его завершения (вопросы трудоустройства). Педагогическое поле проявляется в разработке моделей построения педагогического процесса в университете, затрагивающих вопросы общей педагогики, дидактики, частных методик, теории и методики воспитания и обучения, подготовки и повышения профессионализма педагогических кадров, педагогического сопровождения, поддержки и др. Таким образом, анализ истории развития высшего университетского образования в Республике Кот-д’Ивуар, становления инноваций дает основание утверждать, что данное образование испытывает определенные трудности в период своего инновационного развития. Реформа высшего образования в Республике Кот-д’Ивуар началась после подписания Болонского соглашения. Выявленные проблемные поля важны и имеют существенное значение для стратегического планирования развития высшего образования в Республике Кот-д’Ивуар, а также подготовки педагогических кадров для различных уровней образования. Проблемные поля могут обнаруживаться только в процессе определенного социального опыта, который, в свою очередь, имеет существенное значение для стратегического развития. Целесообразно принять в университете конкретные меры, кардинальные изменения по работе в систематизации интеллектуального потенциала вуза. Следовательно, данная работа будет полезна, учитывая тенденции перехода на финансирование науки государством. В итоге необходимо отметить, что для решения данной проблемы потребуется немало времени и сил, т. к. устранение одной проблемы автоматически потребует решения ряда других плавно вытекающих проблем в системе высшего образования в данной республике. Для решения проблем в образовании республики Кот-д’Ивуар в первую очередь необходимо решить социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, проблемы в строительстве дополнительных помещений, общежитий для студентов вузов.

About the authors

Severen Kobena Gboko

Université Alassane Ouattara


Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of Sociology and Pedagogy

N. N. Surtaeva

The Herzen State Pedagogical University Russia


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Education and Socialisation

References

  1. Акофф Р. Л. 2002. Акофф о менеджменте. Санкт-Петербург: Питер.
  2. Большой толковый психологический словарь. 2000 / Ребер А. (сост.). Москва: Вече.
  3. Зензу Э.М., Гбоко К.С., Суртаева Н. Н. 2016. Педагогическая поддержка преподавателей как этап непрерывного повышения профессиональной компетенции в условиях инновационного развития университетского образования в республике Кот-Д¢Ивуар // Непрерывное образование 3(17), 56-59.
  4. Ильин В. И. 2006. Драматургия качественного полевого исследования. Санкт-Петербург: Интерсоцис.
  5. Кузьмин С. В. 2001. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: метод. рекоменд. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
  6. Ожегов С. И. 1996. Толковый словарь русского языка. Москва: АЗЪ.
  7. Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н., Яркова Т. А. 2017. Проблемные поля инновационного пространства непрерывного педагогического образования. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО.
  8. Российская социологическая энциклопедия. 1999 // Г.В. Осипов Г.В. (ред.). Москва: НОРМА-ИНФРА.
  9. Современный словарь иностранных слов. 1992. // Е.Н. Захарченко, И.В. Нечаева, Т.Г. Музрукова (ред.). Москва: Русский язык.
  10. Философский энциклопедический словарь. 1989 // С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев (ред.). 2-е изд. Москва: Советская энциклопедия.
  11. Чекмарев В. В. 2002. Экономическое пространство и его сотово-сетевая организация. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies