THE ISSUE OF IMMIGRATION AND LEGISLATIVE REGULATION OF JEWISH PEOPLE IN THE UNITED STATES (the end of the 18th - the first quarter of 20th centuries)


Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with the most important aspects of Jewish immigration to the United States of America at the end of 18th - the first quarter of 20th centuries. The author analyzes the reasons and factors that influenced this process. Special attention is given to the comparative assessment of the three immigrant groups of Jewish origin: in terms of the attitudes of immigrants of different flows to each other and in terms of the attitudes of American society to them. On the basis of the analysis of the American immigration law the reasons for restricting the entry of Jews to the USA in the 1920s were revealed. The subject of the research is the Jews immigration to the United States of America at the end of 18th - the first quarter of 20th centuries, as well as the legislative regulation on the stay of Jews in this country at that period. The study is based on the materials from the digital Library of Congress such as immigration laws, verbatim records of the United States Congress, resolutions of the Congress, etc. These documents make it possible to determine the stages of Jewish immigration in the United States and to identify principles and causes for legal regulation of their stay on the US territory. Work with information sources was carried out with the help of general scientific research methods, i.e. description, analysis and comparative method, as well as special methods of historical study, such as historical-comparative method. When working with statistical data, the author used mathematical methods of research. The results of the study make it possible to reconstruct some aspects of the immigration policy of the United States of America in the late 18th - the first quarter of 20th centuries and to identify prospects for further work on the issues in question.

Full Text

Проблема иммиграции в США представителей различных народов привлекает внимание зарубежных: О. Хэндлин (Handlin 1973), Р. Хорсман (Horsman 1981), Г. Гатсон (Hodgson 2004) и отечественных: Э.Л. Нитобург (Нитобург 1994), В.А. Тен (Тен 1998), З.С. Чертина (Чертина 2000) исследователей с середины XX в. В настоящее время она приобрела особую актуальность, так как иммиграция стала рассматриваться не только как передвижение населения между странами, но и как источник экономических ресурсов, один из инструментов совершенствования человеческого потенциала, источник знаний, талантов, квалификации, капиталов, следовательно, как необходимый элемент стратегии экономического развития и повышения конкурентоспособности государства (Никольская 2015: 5). Однако интенсификация процессов международной миграции способствует возникновению ряда проблем у принимающих стран. Они связаны с ассимиляцией новых членов общества, с возникновением дополнительной нагрузки на систему образования, медицины и социальной защиты населения. Такое понимание иммиграционного процесса характерно для второй половины XX в., так как в XIX столетии и в первой половине XX в. преобладающей была иммиграция неквалифицированной рабочей силы, которая составляла ряд проблем для развития принимающих стран. Стоит отметить, что США как страна, созданная переселенцами, с самого начала своего существования вынуждена была решать проблему взаимодействия американских граждан с вновь прибывшими переселенцами. В рамках данного вопроса отдельный интерес представляет иммиграция в США евреев. Реконструировать процесс иммиграции евреев в Соединенные Штаты Америки, выявить его особенности, определить отношение американского правительства и общества к иммигрантам позволяет ряд источников, которые размещены в электронной библиотеке американского Конгресса (Library of Congress). К ним относится, во-первых, иммиграционное законодательство. Основными законами, определявшими иммиграционную политику американского государства в начале XX в., стали ограничительные законы 1921 и 1924 гг. Отдельное внимание стоит уделить постановлениям американского Конгресса. Например, такому как «Совместное постановление о разрешении оставаться на территории США некоторым иностранцам, временно допущенным по разрешениям на пребывание, сверх квот, установленных в соответствии с Законом об иммиграции от 19 мая 1921 г.» (принято 27 декабря 1922 г. на заседании Конгресса) (Joint Resolution To permit ... ). Во-вторых, интерес представляют стенографические отчеты 67-го Конгресса. В них отображен процесс обсуждения и принятия решений по вопросу предоставления некоторым категориям иностранных граждан права остаться жить на территории США (Sixty-Seventh Congress ... ). В-третьих, немаловажное значение для исследования обозначенной проблематики имеют такие источники, как опубликованные на идише патриотические песни евреев-переселенцев (Zei gebensht Du ...); ежедневный молитвенник, предназначенный для морских путешественников, направлявшихся в Америку (Prayer Book for Travelers ...) и т. д. Таким образом, источниковая база исследования позволяет дополнить имеющиеся в исторической литературе сведения об этапах иммиграции евреев в США и особенностях формирования там еврейской общности. Представляется возможным более подробно изучить содержание американских законов об ограничении иммиграционного потока в США и выявить их значение для американской иммиграционной политики в целом. Стоит отметить, что иммиграция евреев в США началась с середины XVII в. Это было обусловлено рядом факторов: - антиеврейским законодательством ряда стран Европы; - политическим и религиозным антисемитизмом; - дефицитом и высокой стоимостью продовольствия (Шкаревский 2005); - индустриализацией; - урбанизацией; - политическими потрясениями XIX в., которые выразились в том, что в 1815 г. в Европе наступила политическая реакция и экономическая депрессия, которые побудили значительное число немецких евреев, разуверившихся в возможности добиться полного равноправия и эмансипации, устремиться в Америку. Все эти факторы способствовали тому, что миллионы евреев Европы покинули свои города и деревни, отправившись в трудное путешествие в «Золотую землю» Америки (From Haven to Home ...). Стабильный приток евреев в США характерен для достаточно длительного периода - 1820-1924 гг. При этом кульминацией еврейской иммиграции стало начало XX в. Можно выделить три крупнейшие иммигрантские группы, составившие основу американской еврейской этнической общности: испано-португальскую (середина XVII - первая четверть XIX в.), немецкую (20-80-е гг. XIX в.) и восточноевропейскую (1881-1924 гг.) (Гринь 2012b: 110). Советский американист Э.Л. Нитобург определил еще один этап в процессе более чем трехвековой иммиграции евреев в Новый Свет. Он охватил период с 1925 по 1993 гг. (Нитобург 1994: 22). В период с середины XVII в. до 1815 г. еврейские иммигранты прибывали в США в основном из разных областей сефардского мира, в том числе с Карибских островов и из Латинской Америки. Эта группа иммигрантов еврейского происхождения была небольшой (Гринь 2012a: 66). В 20-80-е гг. XIX в. еврейские иммигранты прибывали в США в основном из Центральной Европы. Большая часть евреев переселялась из германских государств. Помимо расселения в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе группы немецкоговорящих евреев добрались до Цинциннати, Олбани, Кливленда, Луисвилля, Миннеаполиса, Сент-Луиса, Нового Орлеана, Сан-Франциско и до десятков других небольших американских городов. За этот период еврейское население США увеличилось почти в сто раз - с 3 000 человек в 1820 г. до 300 000 человек в 1880 г. (From Haven to Home ...). В связи с массовой эмиграцией евреев из Германии в 1842 г. был напечатан миниатюрный ежедневный молитвенник, предназначенный «особенно для морских путешественников, отбывавших в страну Америки». Всего было три издания этого крошечного молитвенника, опубликованного между 1840 и 1860 гг. (Prayer Book for Travelers ...). Первоначально выходцам из Германии оказывали помощь сефарды - потомки испано-португальских евреев. Однако аристократический характер сефардов, различия между сефардским и ашкеназским ритуалами (ашкеназы - потомки немецких и восточноевропейских евреев), желание сефардов ввести своего рода протекторат над вновь прибывшим населением привели к тому, что в Нью-Йорке возник раскол религиозного характера. Немецкие иммигранты обособились и стали организовывать отдельные конгрегации из мелких земляческих групп. В 1825 г. в Нью-Йорке была образована первая польская конгрегация, а в 1830 г. - немецкая. Позже возникли нидерландская и др. (Гринь 2012b: 110). С 1881 по 1924 гг. иммиграция сместилась из Центральной Европы на восток. При этом более 2,5 миллионов восточноевропейских евреев покидали родные земли по причине преследований и из-за экономической ситуации в странах Восточной Европы. Большинство из тех, кто приехал в США в рамках этого переселения, поселялись в городах. Они присоединялись к рабочему классу, говорили на идише, создавали сети культурных, духовных, общественных организаций (в 1906 г. в США насчитывалось 1 769 синагог) и собственные формы бытовой жизни. Все перечисленное в своей совокупности стало отличительной особенностью американского еврейства. Для переселившихся евреев на идише публиковались патриотические песни, которые были популярны среди вновь прибывших переселенцев. В них выражалась любовь иммигрантов к США и верность «Свободной земле» (“Land of the Free”). Одна из песен начиналась со следующих слов: «Выражение верности каждой клеткой своего существа этой Земле свободы является священным долгом каждого еврея» (Long Live the Land ...). Еврейское издательство Нью-Йорка опубликовало несколько изданий с такими песнями. Они назывались «Да здравствует Свободная земля» (“Zei gebensht Du Freie Land” (“Long Live the Land of the Free”)) и «Да здравствует Америка» (“Leben zol Amerika” (“Long Live America”)). Песня «Да здравствует Америка» была опубликована в 1910 г. Автором текста стал Лео Розенберг (Leo Rosenberg (1879-1963)), а композитором - Модест Рубинштейн (Modest Rubinshtein (1894-1969)). Песня «Да здравствует Свободная земля» была опубликована в 1911 г. Ее автором является Соломон Шмулевич (Solomon Smulewitz (1868-1943)), а композитором Иосиф Румшинский (Joseph Rumshinsky (1881-1956)) (Zei gebensht Du Freie Land). Стоит отметить, что на обложке издания, где была опубликована песня «Да здравствует Америка», представлены изображения Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна и Статуи Свободы. Именно они стали тремя любимыми почитаемыми людьми и объектами иммигрировавших евреев (Leben zol Amerika ...). Из 2,5 миллионов еврейских переселенцев 1,5 миллиона ранее проживали на территории Российской империи. Между 1881 и 1914 гг. из каждой тысячи евреев России в год уезжало 12 человек, при этом об интенсивности процесса с 1904 по 1914 гг. свидетельствует повышение этого показателя до 21 человека в год (Гринь 2012a: 66). Увеличение количества иммигрантов способствовало тому, что американское правительство разработало ряд мер по ограничению потока переселенцев в США. С этой целью были приняты ограничительные законы 1921 и 1924 гг., которые способствовали эволюции иммиграционной политики США от относительно свободного допуска всех работоспособных иммигрантов до строгого регулирования их количественного и качественного (национального, политического, профессионального) состава. В 1921 г. Конгресс США принял «Закон об ограничении иммиграции иностранцев в США» (An Act To limit the immigration ...), который в исторической литературе определяется как «Первый квотный акт». Этот закон впервые вводил систему национальных квот. Он разрешал въезд в страну представителям различных национальностей в пределах 3% от числа той же национальности, проживавших на территории США в 1910 г. (An Act To limit the immigration ...). При этом стоит отметить, что к 1910 г. этнические группы были в неравном положении, так как количественно преобладали англосаксы и выходцы из Западной и Северной Европы. В итоге для них трехпроцентная норма была предпочтительнее, чем для новых переселенцев. В законе четко определена группа лиц, которая относилась к категории иностранцев. Согласно ему иностранцем считалось любое лицо, не рожденное на территории США или не подвергавшееся натурализации, кроме индейцев, не облагавшихся налогом, и граждан островов, находившихся под юрисдикцией государства (An Act To limit the immigration ...). Стоит отметить, что, несмотря на действие закона, наблюдались случаи превышения установленных национальных квот. В связи с этим 27 декабря 1922 г. американским Конгрессом было принято «Совместное постановление о разрешении оставаться на территории США некоторым иностранцам, временно допущенным по разрешениям на пребывание, сверх квот, установленных в соответствии с Законом об иммиграции от 19 мая 1921 г.». Согласно данному документу, все иностранцы, въехавшие в США до 7 марта 1922 г. сверх квот, установленных законом от 19 мая 1921 г., считались временно пребывавшими на территории государства и находились под таможенным контролем. Однако если они не подлежали депортации на основе действующего американского законодательства, то могли остаться проживать в США, но только с разрешения министра труда. При этом действие ранее выданного разрешения на проживание отменялось (Joint Resolution... 1921). Закон 1924 г. окончательно закрепил принципы национальной квоты и ее количественное выражение, снизив ежегодную квоту переселенцев до 165 тыс. человек. Ежегодно разрешалось прибывать из Западной и Северной Европы 127 тыс. иммигрантов, из Восточной и Южной Европы - 24 тыс. человек. Иммиграция же из других частей мира ограничивалась до 3 тыс. ежегодно. Дальневосточная иммиграция исключалась (Global Immigration Timeline ...). Джон Кеннеди в книге «Нация иммигрантов» определил главные причины, побудившие американское правительство принять акт 1924 г. К ним относились: - послевоенный изоляционизм США; - доктрина превосходства англосакской и тевтонской расы; - боязнь, что малоквалифицированный труд приведет к снижению уровня доходов; - вера в то, что люди определенных наций менее законопослушны, чем другие; - страх перед зарубежными идеологиями и разрушением американской нации; - опасения, что прибытие большого количества иммигрантов с разными традициями и привычками приведет к подрыву национального и социального единства и порядка (Чертина 2000). В итоге иммиграция евреев в США осуществлялась на протяжении нескольких веков. Это было обусловлено, главным образом, экономической ситуацией в странах Европы и политическим, религиозным антисемитизмом. Стоит согласиться с мнением советского американиста Э.Л. Нитобурга о том, что в отличие от других этнических групп в США, американская еврейская общность не является осколком ранее существовавшей, а сформировалась из нескольких иммигрантских групп, представлявших еврейские этнические общины различных стран. Помимо этого она сформировалась на базе английского языка, так как приезжавшие в США еврейские иммигранты не имели единого языка для общения (они разговаривали на идише, иврите, либо на языках стран эмиграции). В связи с этим именно английский язык стал для евреев-иммигрантов языком, который объединил и сплотил их. Стоит отметить и тот факт, что у американской еврейской этнической группы отсутствовала ориентация на страну эмиграции. Это выразилось в том, что разрыв языковых и культурных связей евреев со страной эмиграции происходил уже во втором поколении. Помимо этого ассимиляция иммигрантов еврейского происхождения происходила быстрыми темпами, что привело к укреплению позиций еврейской общности в США. С течением времени ее представители стали стремиться к оказанию влияния на внутриполитические и внешнеполитические дела американского государства. Неслучайно в начале 90-х гг. XX в. появился термин «еврейское лобби», под которым понимается совокупность еврейских политических организаций в США, которые совместно или самостоятельно прикладывали усилия для лоббирования в Соединенных Штатах своих интересов. Кроме евреев-иммигрантов в стране функционировали и другие лоббистские группы. Однако не все они были успешны в своей деятельности. В результате иммиграция евреев в США служит примером того, как иммигрантская этническая группа может превратиться во влиятельное лобби в стране, а также занять ведущее место в системе средств массовой информации. Таким образом, в связи с тем, что в настоящее время глобализация ставит все более схожие и общие проблемы перед разными странами в области иммиграции, американский опыт регулирования иммиграционных потоков представляет интерес. Его анализ позволяет определить, что, несмотря на превращение иммиграции в источник обеспечения экономики необходимыми человеческими ресурсами, она способствует возникновению рада проблем у принимающих стран. Они связаны с сохранением стабильности общества и уровня социальной защищенности своих граждан. Решение этих проблем возможно благодаря определению четких правил, законодательных актов, регулирующих процесс въезда в страну иностранцев.
×

About the authors

A. V. Savelyeva

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Records Management and General History

References

  1. Гринь Л. В. 2012a. Влияние американского иммиграционного законодательства на формирование еврейской диаспоры в США (середина XVII в. - 1914 г.) // Вестник Томского гос. ун-та 365, 65-68.
  2. Гринь Л. В. 2012b. Формирование религиозных институтов иммигрантами еврейского происхождения в США (середина XVII в. - 1914 г.) // Вестник Томского гос. ун-та 3(19), 110-113.
  3. Никольская Г. К. 2015. Государственная иммиграционная политика США. Москва: ИМЭМО РАН.
  4. Нитобург Э. Л. 1994. История формирования еврейской общности в США // США: экономика, политика, идеология 5, 22-32.
  5. Тен В. А. 1998. Иммиграционная политика США в XVII-XX вв. Москва: Диалог-МГУ.
  6. Чертина З. С. 2000. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. Москва: ИВИ РАН.
  7. Шкаревский Д. Н. 2005. Немецкая иммиграция в США в конце XVIII - XIX вв. К вопросу о численности и причинах // http://mmj.ru (2017. 28 сент.).
  8. An Act To limit the immigration of aliens into the United States. May 19, 1921 (The statutes at large of the United States of America from April, 1921, to March, 1923: Concurrent resolutions of the two Houses of Congress and recent treaties, conventions, and executive proclamations. P. 5) // http://www.loc.gov (2017. 17 нояб.).
  9. From Haven to Home: 350 Years of Jewish Life in America. A Century of Immigration, 1820-1924 // https://www.loc.gov (2017. 28 сент.)
  10. Global Immigration Timeline // https://www.loc.gov/teachers/classroommaterials/presentationsandactivities/ presentations/immigration/alt/timeline.html (2017. 02 окт.).
  11. Handlin O. 1973. The Uprooted: The Epic Story of the Great Migrations That Made the American People. Second Edition. Boston // http://www.upenn.edu (2018. 22 янв.)
  12. Hodgson J. 2004. More Equal Than Others: America from Nixon to the New Century. Princeton: Princeton University Press // https://www.questia.com (2018. 24 янв.)
  13. Horsman R. 1981. Race and Manifest Destiny: The Origins of American Racial Anglo-Saxonism. Cambridge: Harvard University Press.
  14. Joint Resolution To permit to remain within the United States certain aliens admitted temporarily under bond in excess of quotas fixed under authority of the Immigration Act of May 19, 1921 // http://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/67th-congress/Session%204/c67s4ch15.pdf (2017. 16 нояб.).
  15. Leben zol Amerika //https://www.loc.gov/item/ihas.200186053/ (2017. 01 окт.).
  16. Long Live the Land of the Free //http://www.loc.gov/exhibits/haventohome/haven-century.html#obj3 (2017. 29 сент).
  17. Prayer Book for Travelers to America // http://www.loc.gov/exhibits/haventohome/haven-century.html#obj0 (2017. 29 сент.).
  18. Sixty-Seventh Congress. Sess. IV. Chs. 13-15. 1922. P. 1065 //https://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/67th-congress/Session%204/c67s4ch15.pdf (2017. 16 нояб.).
  19. Zei gebensht Du Freie Land //https://www.loc.gov/item/ihas.200182133/ (2017. 01 окт.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies