ESTABLISHMENT OF RIBBON ROUTIN TERMINOLOGY IN THE DEVELOPING FIELD OF RHYTHMIC GYMNASTICS

  • Authors: Pshenichnikova G.N.1, Pozdeeva E.A.1, Korichko Y.V.2, Selezneva A.A.1
  • Affiliations:
    1. Siberian State University of Physical Culture and Sports
    2. Nizhnevartovsk State University
  • Issue: No 2 (2018)
  • Pages: 115-119
  • Section: Articles
  • URL: https://hum-ecol.ru/2311-1402/article/view/49613
  • Cite item

Abstract


Modern rhythmic gymnastics is an interconnected tandem of art and sport. Complex combinations of gymnastic, acrobatic, dance, smooth and flowing routines which involve different tools in combination with a variety of musical accompaniment constitute the basis of modern rhythmic gymnastics. Thanks to the interrelation between gymnastics and ballet, the movement coordination and expressiveness as well as plasticity, sense of rhythm, gracefulness and artistry are developed. The article provides terminology related to ribbon routines in the process of development and formation of rhythmic gymnastics. The authors present the discrepancies between the description and application of the terms in the early years of rhythmic gymnastics and in the competition rules at present. Requirements for gymnastic terminology concerning ribbon routines and the rules for their use have been formulated. Examples are given of the difference in descriptions of the same routines in the competition rules of this sport since its emergence and through the evolutionary process.

Full Text

Художественная гимнастика - технико-эстетический вид спорта, входящий в официальную программу современных олимпийских игр, в основе которого лежит исполнение под музыкальное сопровождение соревновательных композиций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Состязательная программа состоит из индивидуальных и групповых упражнений. Художественная гимнастика как вид спорта создавалась в течение многих десятилетий. Она появилась в начале ХХ в. благодаря синтезу стилизованных гимнастических движений и новых форм хореографического и танцевального искусства (Бирюк 1981: 10; Бобырева 2013: 31; Винер-Усманова, Крючек и др. 2014: 11; Художественная гимнастика 2003: 12). Еще в процессе создания первого учебного пособия по гимнастике в начале ХХ в. авторами была высказана мысль о необходимости создания гимнастической терминологии, которая позволила бы специалистам усовершенствовать подготовку физкультурных кадров. В этом вопросе во многом помогла разработка специальной гимнастической терминологии во многих ритмопластических направлениях. В эти же годы начали формироваться виды гимнастики с различной направленностью: спортивные и оздоровительные. На Всесоюзной научно-методической конференции по вопросам дальнейшего развития массовой гимнастики, которая проходила в Москве в 1984 г., была утверждена следующая классификация видов гимнастики: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные. Оздоровительные виды гимнастики - гигиеническая и ее разновидности - сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности (рис. 1). Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности. Образовательно-развивающие виды - основная гимнастика и прикладная гимнастика - используются с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная. Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп: массовых спортивных видов и спортивных видов объясняется рядом причин. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б», доступные и детям, и взрослым. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика, прыжки на батуте, двойном мини-трампе и акробатической дорожке, акробатический рок-н-ролл (рис. 2). Рис. 1. Оздоровительные виды гимнастики Рис. 2. Спортивные виды гимнастики Художественная гимнастика зародилась в 1934 г. в г. Ленинграде в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1934 г. в Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. В этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван художественной гимнастикой. Ведущей спортивной международной организацией является Международная федерация гимнастики (Fedération Internatnale de Gymnastique (FIG)) - ФИЖ, которая признала художественную гимнастику самостоятельным видом спорта в 1962 г. С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР, образовывается федерация художественной гимнастики СССР. С этого периода советские гимнастки систематически участвуют в международных состязаниях, включая чемпионаты мира (с 1963 г.) и Европы (с 1978 г.). В процессе эволюции и становления в художественной гимнастике все больший удельный вес приобретали упражнения с предметами (Бобырева 2013: 35). Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью художественной гимнастики является использование предметов: мяча, скакалки, обруча, булав и ленты. О ленте, по нашему мнению, следует говорить более подробно, как о самом «трудном» предмете по технике исполнения в художественной гимнастике. Упражнения с лентой могут применяться во всех разнообразных видах гимнастики, в зависимости от целей и задач обучения (Художественная гимнастика 2003; Пшеничникова, Власова и др. 2010, 2016). Следует учитывать, что рациональное использование предметов художественной гимнастики на различных видах занятий существенно повышает интерес и эмоциональное состояние занимающихся различного возраста. Так, например, упражнения с лентой на начальном этапе обучения в художественной гимнастике рекомендуется проводить в игровой форме. Практика показала, что при анализе соревновательных оценок за исполнение упражнений с лентой гимнастки получают самые низкие оценки. Кроме того, следует также уточнить терминологическое название элементов, особенно «змеек» и «спиралей». Следует разобраться в терминологии не только с основным названием элементов, но и с расположением частей предмета. Целью нашего исследования является определение особенностей названия различных движений с лентой в процессе ее применения как предмета в художественной гимнастике с учетом совершенствования правил соревнований. Как известно, ленту начали использовать как спортивный предмет с 1927 г., после того, как танец с лентой исполнил известный танцовщик Асаф Мессерер в балете Глиера «Красный мак». Считается, что он является основоположником этого танцевального направления. В 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта организовал комиссию с целью корректировки и расширения гимнастической терминологии 1938 года. В 1950 г. вышли в свет спортивная классификация и наглядное учебное пособие, составленное в целях целостной и грамотной трактовки классификационной программы. В данном источнике представлены следующие термины: отмах шарфа; круг шарфом, лентой и т. д. Программа для мастеров спорта, разработанная в 1954 г., содержит следующие названия элементов: горизонтальная спираль лентой; вертикальная лента. Ленинградскими специалистами разрабатывались классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954 и 1956 гг.) и правила соревнований (1950, 1951, 1954 и 1955 гг.). Первая программа, содержащая разрядные требования вплоть до мастеров спорта, введена в действие Советом Министров СССР 12 августа 1954 г. (Гимнастика 1938, 1958; Художественная гимнастика 1954). В эту программу уже были включены упражнения с лентой; при анализе рисунков ленты, представленных в научно-методической литературе изданий с 1954 по 1971 гг., выявлено, что горизонтальное или вертикальное положение ленты в змейках и спиралях раньше определялось по одному «витку». Следует указать на то, что в настоящее время в Международных правилах соревнований по художественной гимнастике версий 2013-2016 и 2017-2020 гг. терминологическое название элементов упражнений с лентой определяется теперь по всей ее длине. Например, ошибки рассматриваются в спиралях и змейках и в других элементах как при расположении витков спиралей или змеек, а также махов, кругов, восьмерок и других элементов. Кроме того, на судейскую оценку во многом влияют следующие факторы: проход через рисунок или над рисунком ленты; вращательное движение палочки ленты вокруг кисти; закручивание (раскручивание) ленты; движение ленты вокруг части тела, которое создается, когда палочка ленты удерживается различными частями тела (кисть, шея, колено, локоть); спирали (4-5 кругов, плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу); змейки (4-5 волн, плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу); перекат палочки ленты по части тела. Все перечисленные выше движения составляют трудность выполнения упражнения в сочетании с основными движениями тела - равновесиями, вращениями, прыжками. Таким образом, современные тенденции развития художественной гимнастики характеризуется увеличением количества и разнообразия элементов с предметами, в частности, с лентой. Эти грациозные и сложнокоординационные движения имеют перспективу, т. к. создают наиболее благоприятные условия для проявления лучших сторон и специфических особенностей художественной гимнастики, а именно пластичности, динамичности и выразительности движений, делающих выступления гимнасток еще более зрелищными и эффектными.

About the authors

G. N. Pshenichnikova

Siberian State University of Physical Culture and Sports


Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Gymnastics and Performance Direction

E. A. Pozdeeva

Siberian State University of Physical Culture and Sports


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Gymnastics and Directing

Y. V. Korichko

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory of Physical Training

A. A. Selezneva

Siberian State University of Physical Culture and Sports


graduate student at the Department of Gymnastics and Directing

References

  1. Бирюк Е. В. 1981. Художественная гимнастика. Киев: Радянська школа.
  2. Бобырева Н. Н. 2013. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках. Казань: Казан. ун-т.
  3. Винер-Усманова И. А., Крючек Е. С., Медведева Е. Е., Терехина Р. Н. 2014. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития. Москва: Человек.
  4. Власова О. П., Коричко Ю. В., Пшеничникова Г. Н. 2016. Истоки художественной гимнастики. Нижний Тагил: Нижнетагильский гос. соц.-пед. ин-т.
  5. Гимнастика: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. 1938 / Коряковский И.М., Орлов Л.П., Штакельберг Л.Д., Янанис С.В. (ред.). Москва; Ленинград: Физкультура и спорт.
  6. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры. 1958 / Орлов Л.П. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.
  7. Пшеничникова Г. Н., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.
  8. Художественная гимнастика: Учебное пособие для секций коллективов физ. культуры. 1954 / Шишкарева Ю.Н., Орлов Л.П. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.
  9. Художественная гимнастика: Учебник для тренеров, преподавателей и студентов ин-тов физ. культ. 2003 / Карпенко Л.А. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies