FORMATION OF SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Cover Page

Abstract


The article covers the relevant scientific research competence of a foreign language teacher in modern conditions, describes its structure and content. The main methods of research include analysis of scientific literature, generalization and systematization of pedagogical experience on the problem, the survey of students to determine their readiness for research activities. The purpose of the presented research is a theoretical analysis of the formation of scientific research competence of students. The result of the study is to consider formation of research activities among students, which includes three stages: preparatory, main, and final with a set of tasks for each of them. The analysis of practical research has confirmed that specifically designed training is required to prepare students for scientific research activities. The most effective ways of forming scientific research competence involve different types of tasks, but the basics of the analysis are composed of specific methodological cases at a foreign language lesson. It can be stated that the formation of scientific research competence consists of a number of stages ensuring the formation of all its components as a complex. In conclusion scientific research competence creates favorable conditions for professional competence development of a foreign language teacher, as well as it has a positive impact on the development of the cognitive field of an individual.

Full Text

Компетентностная модель обучения, получившая широкое распространение в последние десятилетия как ответ на вызовы процессов глобализации и интеграции, определила основные тенденции развития системы профессионального педагогического образования. Направленность учебного процесса на подготовку компетентного, способного к эффективной работе в условиях жесткой конкуренции, готового к постоянному профессиональному совершенству и креативной самореализации специалиста потребовала смещения акцента на развитие интеллектуального потенциала будущего учителя иностранного языка, что отражает существенные закономерности образовательного процесса, ориентированного на разработку адекватных методов и средств формирования научно-исследовательской компетенции (НИК) как составной части профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Следует признать, что в условиях современного мирового образовательного пространства увеличение доли интеллектуального, исследовательского потенциала личности резко возрастает, так как для эффективного и качественного осуществления профессиональной деятельности необходимы не только прагматико-ориентированные знания, умения и навыки, обеспечивающие развитие способности к получению новых знаний, но и способности, которые инициируют разработку и реализацию новых перспективных дидактических технологий, воссоздающих в учебном процессе предметное и социальное содержание профессиональной деятельности педагога. Вследствие этого обращение к идее формирования научно-исследовательской компетентности становится весьма актуальным. Проблема реализации компетентностного подхода нашла должное отражение в научных разработках исследователей как в России, так и за рубежом (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Л.Ф. Львов, А.К. Маркова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, Г.К. Щедровицкий, Н.О. Яковлева, W.D. Hunter, K. Curran, W. Brustein и др.). Ведущими понятиями компетентностного подхода выступают «компетенция» и «компетентность». Опираясь на предшествующий опыт и современные исследования, мы рассматриваем компетенцию как систему знаний, навыков, умений, освоение обобщенных способов деятельности и личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Вслед за И.А. Зимней, Г.К. Селевко и другими мы исходим из понимания компетентности как готовности и способности человека исполнять свои профессиональные обязанности (Селевко 2004; Зимняя 2006). Следовательно, компетенции, будучи частью компетентности, входят в ее состав, определяя содержание и структуру данной компетентности. Исходя из этого НИК рассматривается нами как интегральное качество личности будущего учителя иностранного языка (ИЯ), способного и готового продуктивно осуществлять и решать профессиональные задачи на основе овладения комплексом компетенций, составляющим суть научно-исследовательской деятельности, и выражать свою социально значимую позицию и готовность к осуществлению педагогической деятельности в конкретной профессиональной ситуации. В современном педагогическом контексте исследовательская деятельность связана, с одной стороны, с получением и интерпретацией нового научного знания, а с другой - с особым родом организованных способностей (компетенций), которые формируют стиль научно-исследовательской деятельности обучаемых. Для определения комплекса компетенций, входящих в НИК, исследовательская деятельность рассматривается как вид образовательно-профессиональной деятельности, в которой уровень активности субъекта определяет ее развитие и обеспечивает успешное решение профессиональных задач. Таким образом, НИК учителя ИЯ - это интегративное целостное образование, которое включает в себя компетенции, соотносимые с различными аспектами научно-исследовательской деятельности. Как следствие, НИК представляет собой, во-первых, совокупность методологической, проектировочной, когнитивно-дискурсивной, верификационной и инновационной компетенций, во-вторых, имеет ярко выраженную практическую направленность, которая отражает связь между знаниями, умениями, навыками, в-третьих, носит стабильный содержательный характер и имеет постоянные свойства проявления. Формирование НИК - это специальным образом организованный целенаправленный процесс, функционирование которого опирается на ряд принципов. Тот факт, что развитие НИК у студентов происходит одновременно и взаимосвязано с формированием других профессиональных компетентностей, свидетельствует о том, что процесс ее становления осуществляется с учетом принципов имплицитности компонентов содержания обучения иностранному языку, принципа целостности педагогического процесса и его изоморфности, системности, профессиональной направленности и активности. Учитывая многоаспектный характер НИК, можно свидетельствовать о том, что формирование НИК происходит на основе социально-личностного подхода, который позволяет совместить цели общества с целями личности, рассматривая процесс становления НИК как цель формирования профессионально-ориентированной познавательной деятельности. Системный подход к формированию НИК требует учета сущностных структурных характеристик профессионального обучения в процессе подготовки учителя ИЯ. При этом профессиональная подготовка учителя ИЯ выступает как сложноорганизованная целостная педагогическая система, структура которой детерминирована определенными компонентами. Именно взаимосвязь между этими компонентами обеспечивает качественное развитие НИК, так как системный подход в его общепринятом понимании способствует анализу этих внутренних связей в системе подготовки учителя ИЯ, ее внутреннее строение и целостность. По мнению Н.В. Кузьминой, методическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, преднамеренного влияния на формирование НИК. Данная педагогическая система представляет совокупность структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам, по ее мнению, относятся: а) целевой компонент; б) информационный компонент; в) средства коммуникации; г) учащиеся; д) учитель. К функциональным компонентам относятся: а) гностический; б) проектировочный; в) конструктивный; г) коммуникативный; д) организаторский (Кузьмина 2002). И.А. Цатурова дополнила систему, структурировав ее по следующим компонентам: а) цель учебного процесса; б) содержание обучения; в) средства коммуникации (методы и средства обучения); г) субъект учения; д) субъект научения (преподаватель); е) организационные формы учебного процесса (Цатурова 2003). В логике данных исследований мы рассматриваем систему подготовки учителя ИЯ к проведению научного исследования как совокупность взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают формирование комплекса научно-исследовательских компетенций в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта высшего образования, необходимых для актуализации научно-исследовательской деятельности. Исходя из вышеизложенного, в процессе формирования НИК выделяют три последовательно сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. Задача подготовительного этапа состоит во владении знаниями, навыками, умениями, обобщенными способами деятельности по дисциплинам как общепрофессионального, так и профессионального характера в координировании и комбинировании учебных действий в соответствии с видами исследовательских компетенций, которые осуществляются за счет решения методических задач и подготовки проектных заданий, ролевых игр, сообщений, рефератов. На данном этапе закладываются основы методологической компетенции. Основной этап подготовки к научно-исследовательской деятельности связан со становлением проектной и когнитивно-дискурсивной компетенции. Комплексность и синтез содержания профессиональных и специальных дисциплин по видам НИК реализуется за счет работы над курсовым проектом, подготовки сообщения для его защиты, а также участия в научной студенческой конференции и написания научной статьи. На заключительном этапе особое внимание направлено на верификационную и инновационную компетенции, которые завершают формирование НИК, придавая ей интегративное качество. Процесс становления и преобразования НИК как интегративной целостности и достижения нормативного уровня сформированности входящих в нее компетенций достигается за счет написания ВКР и ее защиты как результата проведенного научного исследования. Формирование НИК происходит в активной познавательной деятельности обучаемого и направлено, во-первых, на усиление прагматического вектора профессиональной подготовки учителя ИЯ, так как овладение предметными знаниями, умениями и навыками происходит параллельно с их использованием, что придает всему образовательному процессу личностно значимый и мотивированный характер, во-вторых, на актуализацию профессионально-познавательной деятельности обучаемых и активизацию их как субъектов данной деятельности, открывая путь для использования личностного интеллектуального потенциала, что придает познавательной деятельности продуктивный и творческий характер, тем самым способствует повышению эффективности системы профессиональной подготовки; в-третьих, на включение обучаемых в процесс создания научно-исследовательского продукта, который требует не только постоянного накопления, обновления и структурирования научных знаний, но и умений реализовывать себя в команде, что позволяет усилить социальную направленность процесса подготовки учителя ИЯ. Такой подход к организации системы подготовки учителя иностранного языка носит интегративный характер и сопряжен с овладением комплекса компетенций, отражающих научно-исследовательский характер познавательной деятельности обучаемых (Коряковцева 2010). Следует учитывать, что в отличие от других форм учения, профессионально-познавательная деятельность будущего учителя ИЯ направлена на: а) овладение учебным материалом, т. е. когнитивная составляющая НИК; б) освоение умений и навыков (действенно-практическая сторона компетенции); изменение субъекта познания (личностная составляющая НИК). Научно-исследовательская деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, имеет целенаправленный и осознанный характер, детерминированный содержанием и ее структурой. Профессионально-познавательная деятельность приобретает научно-исследовательский характер благодаря тому, что ее предмет составляет определенный вид познавательной задачи, так как, по мнению Д.Б. Богоявленской, ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач (Богоявленская 2008). Для достижения намеченных результатов обучения нами была выбрана задача как средство обучения, поскольку она: а) создает условия для управления учебным процессом по формированию НИК у студентов, отслеживая результаты каждого обучаемого, позволяет выйти на совершенствование педагогических технологий самого преподавателя, действия которого ориентированы на активизацию познавательной деятельности обучаемых; б) обеспечивает преемственность и эффективность процесса управления формированием НИК; в) требует от обучаемых комплексного применения знаний, умений и навыков. Представленные нами 3 группы знаний обеспечивают последовательный характер комплекса задач, которые коррелируют со структурными компонентами компетенций. Такой подход позволяет: а) произвести отбор задач для каждого этапа в соответствии со структурой и содержанием компетенций, с учетом возрастных особенностей обучаемых, их интересов и профессиональных потребностей; б) выстроить учебные задачи в определенной последовательности и взаимосвязи с учетом возрастания трудностей и преемственности этапов формирования, с правильным соотношением репродуктивных и творческих задач. Таблица Этапы формирования научно-исследовательской компетентности Этапы Содержание Типы заданий Составляющие НИК Подготовительный Запоминает и воспроизводит материал Определите, перечислите, запомните, объясните, приведите пример, опишите Когнитивная Основной Владеет материалом, создает свои высказывания, используя ранее изученный материал, выделяет отдельные элементы, определяет взаимосвязь на основе интерпретации Используйте, представьте, сравните, определите, сформулируйте Действенно-практическая Заключительный Объединяет части в новое целое, оценивает, подтверждает, предлагает, рекомендует Предложите, аргументируйте, рекомендуйте, подтвердите Личностная Следовательно, эффективность формирования комплекса научно-исследовательских компетенций обеспечивается за счет: - организации ситуации развития и направленности на создание личностно-образовательного продукта; - актуализации творческого потенциала на основе конструктивно-творческой самостоятельной учебной деятельности и активизации личностно значимых мотивов обучения; - стимулирования новых форматов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе образовательного подхода (Никитина 2000); - интеграции межпредметных знаний и включения процесса освоения языка и культуры в реальную научно-исследовательскую деятельность, в процессе которой происходит постепенное освоение всех компонентов, составляющих содержание и структуру научно-исследовательской деятельности. В ходе экспериментального исследования были опрошены 30 студентов V курса факультета иностранных языков. Анализ полученных результатов по определению сформированности НИК у студентов позволяет констатировать, что выявлены некоторые особенности готовности студентов к решению исследовательских задач в ходе педагогической и исследовательской практик. Предлагаемые исследовательские задачи отличались по направлению (на субъекта процесса обучения, их взаимодействия, на образовательную среду и педагогический процесс); по своему содержанию (педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогическое сопровождение и педагогическое общение) и по средствам предлагаемых решений (разнообразные методы исследования, формы и технологии обучения и изучения). Результаты исследования показали, что степень готовности к решению исследовательских задач различна. Только 45,8% опрошенных студентов считают, что они готовы к проведению исследования, 28,2% - скорее готовы, чем нет. Около 19% опрошенных затрудняются дать ответ на этот вопрос, а 7%, что составляет треть студентов, отмечают, что они скорее не готовы, чем готовы. Анализ данных позволил нам сформулировать необходимые условия подготовки студентов к исследовательской практике. 1. Проведение диагностики на предмет выяснения готовности и затруднений студентов к осуществлению научно-исследовательской практики. 2. Организация дифференцированной помощи студентам в зависимости от их готовности к исследовательской деятельности. 3. Проектирование и реализация различных вариантов взаимодействия студентов и преподавателей в ходе исследовательской практики. 4. Оказание дифференцированной помощи в выполнении и представлении результатов исследовательской работы. 5. Осуществление текущего и итогового контроля за оформлением результатов научного исследования. Формирование НИК в ходе профессиональной подготовки позволяет: а) осуществлять поэтапный подход к формированию каждой из составляющих НИК; б) работать в режиме развития; в) формировать гуманистические и образовательные ценности; г) развивать у обучаемых методологическую культуру для осмысления и коррекции своего исследовательского опыта. Организация процесса формирования НИК опирается на: мотивацию к учению; реализацию полученных знаний в ходе практики; достаточный уровень методологической культуры; развитие как общих, так и специальных способностей; интеллектуальный потенциал обучаемых; готовность к самоуправлению и принятию ответственности за свой труд; формирование индивидуальных стратегий учения. Значимость овладения студентами НИК определяется возможностью реализации важнейших функций: - аналитической - количественное и качественное изучение состояния проблемы, степени ее разработанности. Суть этой функции состоит в выявлении факторов, отражающих соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов; - диагностической - связь различных комплексов диагностических приемов, способов, методов, использование разнообразных диагностических методик; - поисковой - конструирование материала, процедуры исследования, моделирование компонентной организации изучаемого объекта; - познавательной; - системообразующей - нацеленность на конструирование новой системы знаний и оформление ее в виде концепции, теории; - прогностической - предвосхищение результатов исследования; - практического преобразования - введение новшеств, которые направлены на оптимизацию условий.

About the authors

M. G Fedotova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English Language and Methods of Teaching English

Z. V Vozgova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University


Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Foreign Languages with a Latin course

References

  1. Богоявленская Д.Б. Психология мышления: Интеллектуальная активность. М., 2008.
  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
  3. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. M., 2010.
  4. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 2002.
  5. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. Челябинск, 2000.
  6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-144.
  7. Цатурова И.А. Шестикомпонентная методическая система обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Учебник - Учитель - Ученик: Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С. 334-342.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies