AXIOLOGICAL ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS


Cite item

Full Text

Abstract

Inclusive physical education is for people with persistence in health limitations, that is a disability and it is very important for the future teacher of physical culture to have full information about the life mundanity of this target group. The goal of physical education of university students, including those with disabilities, is the formation of the person's physical culture as well as the ability to use various means of physical culture, sports and tourism for psychophysical preparation and self-training for future professional activity. This is due to various possibilities of the physical state, including the general development, morphofunctional and mental data of each disabled student, based on their congenital or acquired pathology and is possible only if the understanding of the above aspects is deepened in the future specialists professional activity. The urgency of inclusive physical education is undoubtful because by the completion of study the future teacher should clearly understand the problems of this target group as well as be able to consciously bring their own experience to use modern technologies for efficient work. The preliminary questionnaire survey carried out among the 1st -4th year students of Siberian state University of physical culture and sports majoring in «Physical culture for people with disabilities» made it possible to identify the interest for the future profession, the importance of inclusive physical education and difficulties in coping with the teaching material. The obtained results provide objective information about the need to increase both the theoretical and practical sections in inclusive physical education.

Full Text

Гуманизация физкультурного образования в последние годы характеризуется углублением предметного содержания. Это связано с расширением «узкотехнологического понимания профессиональной деятельности в сфере антропных (центрированных на развитие личности) образовательных технологий» (Дмитриев 2008). По мнению автора, осознание содержания образовательных дисциплин для будущих специалистов в сфере физической культуры возможно лишь при достаточном практическом опыте, включающем какие-либо «рычаги» творчества и способствующем инновационной деятельности. При этом развитие профессионального сознания соответствует трем основаниям «бытия человека» (сознание, деятельность, личность). Только в этом случае можно представить целостную модель любого профессионализма, поскольку, первое - всегда возникает и существует в сообществе; второе - профессиональная деятельность сознательна; и третье - личность профессионала является носителем деятельностной позиции, что в сумме составляет единство педагогической деятельности. В инклюзивном физическом образовании представленная выше позиция ученого является наиболее значимой, так как для работы с этой категорией занимающихся (стойкое отклонение в состоянии здоровья) преподаватель физической культуры должен владеть двумя рефлексивными подструктурами: «Я - анализирующее» и «Я - анализируемое». Это связано с тем, что преподаватель в своей педагогической деятельности должен четко представлять проблемы данного контингента. Во второй подструктуре он должен «осуществить диалог с собственным сознанием и поразмыслить над собственным опытом», позволяющим изыскивать новые способы и методы практических действий в профессиональной деятельности. Система образования в современной России переживает серьезные изменения, в результате которых трансформируются учреждения всех ступеней образования: от дошкольного до высшего. Социально-экономические преобразования в обществе способствуют появлению и внедрению в практику идей интегрированного обучения, поскольку накоплена масса убедительных аргументов в пользу такого принципа организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Социологи, дефектологи, физиологи, педагоги рассматривают проблемы и перспективы, различия и сходства, возможности и барьеры, существующие в реальном опыте освоения российской системой образования разных форм интегрированного обучения - от мейстриминга и социальной интеграции до образовательной, профессиональной интеграции и инклюзии (Шевцова, Парфенова 2014). Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения - социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. При этом интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая их взаимодополняемыми (Лошакова; Ярская-Смирнова 2002). Модернизация современного высшего образования объективно выявляет необходимость обогащения мировоззренческой, культурной сферы личности, укрепления аксиологических и культурологических оснований профессионального образования будущих специалистов. Концепция инклюзивного образования предполагает создание в образовательном учреждении условий для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и обеспечение обществом возможностей для наиболее полной реализации потребностей. Включение в общеобразовательный процесс не ограничивается только психолого-педагогическим сопровождением и выбором образовательной траектории, а заключается в реализации главного принципа инклюзивного образования - создании континиума медико-психолого-педагогических услуг и такой образовательной среды, которая будет наименее ограничивающей и наиболее включающей (Тимохина 2014). Методологические основы системы и процесса адаптивной физической реабилитации и социализации инвалидов в общем виде должны учитывать аспекты: мотивационный (личностный и общественно-государственный); социально-экономический; нормативно-правовой; организационный: наличие государственной структуры вертикальных и горизонтальных связей; мониторинго-информационный: сведения о динамике физического состояния студентов; научно-методический и технический; возможности реализации имеющегося у каждого потенциала; информационного обеспечения преподавателей, имеющих специальную подготовку в области адаптивной физической культуры, и врача-реабилитолога (Дмитриев 2003). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 г. утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности для этой категории обучаемых. Студент-инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Принимая во внимание вышесказанное, перед системой образования стоит достаточно сложная задача. Она заключается в формировании и развитии мобильной и самостоятельно реализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни и являющейся конкурентоспособной на рынке труда (Семенова, Сафонова 2016). Физическое воспитание студентов вузов, равно как и имеющих ограничения здоровья, направлено на формирование физической культуры личности. Помимо этого - способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности для этой категории студентов. Это связано с различными возможностями физического состояния, включающего общее развитие, морфофункциональные и психические данные каждого студента-инвалида, исходя из его врожденной или приобретенной патологии. В конце 90-х гг. ХХ в. в условиях государственного и социального реформирования Россия также начала разрабатывать отечественную модель инклюзивного образования и создавать систему обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Кроме того, в систему инклюзивного образования входят учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования, и их главной задачей является созданеи условий для реализации обучения. По мнению И.В. Манжелей (2011), педагогический потенциал локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения определяется комплексом имеющихся «в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности». Из множества причин низкой двигательной активности наиболее ярко выделяются отсутствие личной убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями, низкий уровень физкультурной грамотности, нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры. Государственным образовательным стандартом по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области антропологии. В ней он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Отличительной чертой работы специалистов адаптивной физической культуры является ее интегрирующий характер, т. к. она содержит такие области знаний, как физическая культура, медицина, педагогика общая и коррекционная, а также большое количество учебных и научных дисциплин. В то же время истинное познание, по мнению В.К. Бальсевича (1988), возможно только при освоении всех уровней знаний, и первый из них - философское осмысление. Очевидно, что формируется адаптивная физическая культура на основе и содержании физической культуры, поскольку арсенал ее средств и форм многообразен, чтобы стимулировать работу любой системы организма. При этом появляется возможность развивать и совершенствовать физические качества и способности, которые возможны при имеющейся патологии. Кроме того, интересен и тот факт, что деятельность будущих специалистов направлена на ту категорию населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а иногда и навсегда. В связи с этим будущий преподаватель физической культуры сможет эффективно выполнять свои обязанности соответственно квалификационной характеристике только в том случае, если он овладеет большим кругом умений, среди которых, помимо знаний санитарного просвещения, «гигиеническое воспитание различных слоев населения, где необходимо использование средств физической культуры в жизнедеятельности занимающихся». Одним из направлений деятельности должно стать укрепление и сохранение их здоровья. При этом значительная роль отводится достижению «посильного» уровня физической активности, самообслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества жизни и повышения качества профессиональной работы специалиста. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья физическое состояние организма в какой-то мере отражает социальную адаптацию, поэтому двигательная активность, как биологический и социальный фактор воздействия на организм инвалида, является основой его возможного, по мере здоровья и сил, дальнейшего развития. Целью данного фрагмента нашего исследования явилось определение отношения будущих специалистов адаптивной физической культуры к инклюзивному образованию. Для исследования мы использовали метод анкетирования, которое было проведено со студентами 1-4 курса СибГУФКа, обучающимися по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Всего опрошено 54 человека, из которых 15 юношей и 39 девушек. Распределение опрошенных студентов по курсам представлено примерно в равном соотношении: первокурсников и студентов второго курса 13, третьего - 15, четвертого - 13. Проведенное анкетирование выявило следующее. На первое место по вопросу об интересе в выбранной профессии респонденты ставят возможность приносить пользу людям: 23% юношей и 77% девушек первого курса; 31% юношей и 61% девушек второго курса; 20% юношей и 60% девушек третьего; 15% юношей и 69% девушек четвертого курса. Пугает ответственность за подопечных в выбранной профессии 8% юношей и 38% девушек первого курса, однако к четвертому курсу этот страх присутствует только у 23% девушек. На сложные условия работы обратили внимание 8% юношей и 15% девушек второго курса, а уровень материальной обеспеченности волнует 15% юношей и 38% девушек первого курса с сохранением той же тенденции ко второму курсу и увеличением до 20% юношей и 67% у девушек к третьему курсу. К четвертому курсу наблюдается снижение тревоги в вопросе материального благополучия у девушек до 31%, у юношей, наоборот, страх возрастает до 31%. С термином «Инклюзивное воспитание» знакомы 8% юношей и 31% девушек первого курса, а к четвертому курсу количество положительных ответов вырастает до 23% у юношей и до 69% у девушек. При этом интерес представлял вопрос о значимости качеств у специалиста адаптивной физической культуры в будущей профессии. Результаты анкетирования показали, что преподавателю адаптивной физической культуры, прежде всего, должна быть присуща психологическая устойчивость (так считают 15% юношей и 54% девушек первого курса, причем к четвертому курсу с этим мнением согласились 23% юношей и 69% девушек), а затем - добросовестность и эмоциональная стабильность. Отношение к учебе выглядело следующим образом. Больше всего студентов привлекают практические занятия: 15% юношей и 38% девушек первого курса, а к четвертому курсу этот интерес вырастает до 31% у юношей и 69% у девушек. Немаловажная роль при этом, как считают студенты, отводится квалифицированным преподавателям. Это отмечают 8% юношей первого курса и 23% юношей четвертого курса, а также 61% девушек первого курса и 69% девушек четвертого курса. Наибольшие затруднения в учебном процессе испытывают опрошенные в продолжительности занятий. Об этом говорят 15% юношей и 54% девушек первого курса, ко второму курсу эти показатели сохраняются, а к четвертому снижаются у девушек до 47%. Неинтересный учебный материал вызывает сложности лишь у 13% юношей и девушек третьего курса, 8% юношей четвертого курса. Проблемы, связанные со сложными предметами, возникают у 38% девушек второго курса, 20% девушек третьего курса, 8% девушек четвертого курса. Есть и такие студенты, кто не сталкивается ни с какими трудностями: 8% девушек первого курса, 23% девушек третьего и четвертого курса, 8% юношей с первого по четвертый курс. Таким образом, вопросы инклюзивного физического воспитания студентов являются актуальными в современной концепции гуманизации образования. Это связано с возрастающей конкурентоспособностью специалистов на рынке труда, тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов. Особенно важна в сложившейся ситуации профессиональная подготовка будущих преподавателей физической культуры для работы с этим контингентом. Полученные результаты предварительного анкетирования студентов адаптивной физической культуры по отношению к инклюзии физического воспитания подтверждают необходимость формирования готовности к ней у будущих преподавателей физической культуры.
×

About the authors

Y. V. Semenova

Omck State Technical University

postgraduate student at the Department of Physical Education and Sports of Omsk State Technical University; Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sports

A. N. Nalobina

Siberian State University of Physical Culture and Sport

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education

References

  1. Бальсевич В. К. 1988. Физическая культура для всех и каждого. Москва: Физкультура и спорт.
  2. Дмитриев С. В. 2008. Проектно-технологическое моделирование двигательных действий - дидактические основы // Восток - Россия - Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Материалы Международного симпозиума в рамках Красноярского городского форума (г. Красноярск, 17-18 октября 2008 г.). Красноярск, 163-166.
  3. Дмитриев В. С. 2003. Адаптивная физическая реабилитация: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва.
  4. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. 2002. Интеграция в условиях диффренциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей, 15-21.
  5. Манжелей И. В., Ставер О. С. 2011. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 58-61.
  6. Семенова Ю. В., Сафонова Ж. Б. 2016. Инклюзивное физическое воспитание и распространенность патологии студентов-инвалидов // Кудринская Л.А. (отв. ред.). Омские социально-гуманитарные чтения - 2016: Материалы IX Международной научно-практической конференции (19-21 апреля 2016 г., Омск). Омск: ОмГТУ, 459-463.
  7. Тимохина Т. В. 2014. Инклюзивно-ориентированное образование // Перспективы науки и образования 5(11), 62-64.
  8. Швецова Т. В., Парфёнова Л. А. 2014. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами // Теория и практика физической культуры 12, 70-73.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies