PODGOTOVKA SPETsIALISTOV V OBLASTI SOTsIAL'NOY RABOTY V DANII (IZ OPYTA AKADEMIChESKOY MOBIL'NOSTI NVGU I UC SYD)


Cite item

Full Text

Abstract

Социальная работа как сфера профессиональной деятельности формируется в Европе к середине XX столетия, но процесс накопления опыта различных государств не способствовал появлению единых требований к организации, уровню и требованиям подготовки специалистов по социальной работе. В отечественной системе подготовки кадров данное направление обучения бакалавров - относительно новый самостоятельный вид деятельности (с 1991 г.), который нуждается в содержательном наполнении теоретическими разработками и практическими рекомендациями коллег со всего мира. В данных условиях принцип академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов. Авторами показано, что многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в области социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей; определены две группы источников данной проблемы. В статье описан практический опыт академической мобильности студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» и Университетского колледжа Южной Дании. На основе анализа нормативных документов и статистических данных, наблюдения, проведенных бесед, дискуссий и семинаров сформировано представление об организации системы подготовки специалистов в области социальной работы в Дании. Материалы могут представлять интерес для студентов в процессе обучения по специальности «Социальная работа» в рамках изучения дисциплин «Зарубежный опыт социальной работы», «Основы социального образования»; для преподавателей в процессе работы над совершенствованием учебных планов подготовки бакалавров; для специалистов учреждений в ходе организации практик студентов.

Full Text

Одним из ведущих принципов профессиональной подготовки современного студента в вузе является принцип академической мобильности. Обращение к мировой практике посредством академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов. С 2013 г. ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее - НВГУ) и Университетский колледж Южной Дании (University College South Denmark - далее UCSYD) имеют успешный опыт международного сотрудничества по направлению индивидуальной мобильности студентов и преподавателей. Вуз-партнер является ведущим учреждением в сфере подготовки специалистов в области социальной работы, а также в таких сферах, как образование, электронное обучение, медицина, графические коммуникации и др. Ежегодный обмен студентами и преподавателями, анализ официальных документов и практической деятельности, опыт преподавания позволили проанализировать структуру и порядок подготовки специалистов в области социальной работы в Дании на примере деятельности UCSYD (кампусов в городах Эсбьерг, Хадерслев, Обенро). В середине прошлого столетия специальные резолюции ООН утверждают социальную работу профессиональной деятельностью. С этого времени начинается процесс формирования различных практик обучения в данной области. В отечественной системе подготовки кадров направление подготовки специалистов по социальной работе - относительно новый самостоятельный вид деятельности. 23 апреля 1991 г. квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен квалификационной характеристикой «Специалист по социальной работе» (Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 г. № 92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе»), а 7 августа того же года введена новая специальность - «Социальная работа» (Приказ Гособразования СССР от 07.08.1991 г. № 376 «Об открытии специальности “Социальная работа”»). С этого времени «создавались фундаментальные основания современного социального образования» (Топчий 2011). Опыт более чем четверти века позволяет, с одной стороны, систематизировать знания профессионального сообщества в мультидисциплинарной области, с другой стороны, ставит своевременный вопрос о соотношении подходов профессиональной подготовки в России и других государствах. Обращение к зарубежному опыту подготовки специалистов в области социальной работы обусловлено целым рядом причин: во-первых, недостаточным освещением вопроса в отечественной научной литературе; во-вторых, выявлением отличительных особенностей системы подготовки студентов других государств; в-третьих, необходимостью проведения сравнительных исследований в данной области. Действительно, многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в сфере социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных авторов (Бауэр 2018). К первой группе источников относим широкий круг российских публикаций, посвященных изучению подготовки бакалавров социальной работы за рубежом. Так, Е.Н. Львова, например, обобщает большой пласт теоретических исследований и практического опыта Индии, Великобритании, Австралии, США, стран Западной Европы за последние двадцать лет. В ходе исследования автором выделены четыре основные модели подготовки специалистов, каждая из которых демонстрирует особый подход к формированию практических умений, полученных в ходе включения студентов в непосредственную деятельность: модель личностного роста, «ученическая» модель, управленческая модель и модель структурированного обучения (Львова 2011). Е.Н. Львова подчеркивает, что элементы каждой из них могут быть включены в практику отечественной системы подготовки специалистов, и с этим выводом сложно не согласиться. В учебном пособии Н.М. Платоновой представлены современные подходы к анализу международного опыта обучения социальной работе (Платонова 2013). В монографии К.М. Оганяна проанализирован обширный международный опыт социальной работы, в том числе затронуты проблемы подготовки студентов в данной отрасли (Оганян 2016). Подводя итоги многолетних стажировок (в Стокгольмском университете - Высшей школе социальной работы; Государственном университете Франкфурта-на-Майне; Французском университете им. Б. Паскаля; Датском копенгагенском университете и Хельсинском университете), автор описывает важную роль международных ассоциаций, центров социального сотрудничества в процессе обучения специалистов. В.В. Богатов в ходе описания студенческой практики обмена опытом социальной работы по защите детей и молодежи Израиля констатирует, что приоритет в социальной работе в этой стране принадлежит общественным организациям, при этом «профессиональная подготовка социальных работников, а также их практическая деятельность базируется на навыках психологической и психокоррекционной работы» (Богатов 2016). Вторую группу источников составляют немногочисленные работы отечественных и европейских ученых о системе социальной подготовки в Дании по сравнению с другими странами. В этой связи интересно содержание совместной статьи С. Юлиусдоттира (профессора Университета Исландии) и Я. Петерссона (доцента Университета Калмар и Ваксьё, Швеция), в которой проанализирована практика подготовки будущих специалистов по социальной работе стран Северной Европы - Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии (Юлиусдоттир, Петерссон 2004). В 2004 г. авторы писали о значительных различиях в подготовке студентов этих государств и пришли к выводу об отсутствии единых образовательных подходов, в то же время они определили две основные модели образования: специализированной практики и ориентированной на исследования, которые могли бы составить одну идеализированную модель подготовки социальных работников - модель интегрированной практики (Юлиусдоттир, Петерссон 2004: 408-409). Как отмечают авторы, подготовка по социальной работе в Дании, как и в Норвегии, развивалась без взаимосвязи с академическим сообществом, но опиралась в большей степени на формирование практических умений, необходимых для решения профессиональных задач (Юлиусдоттир, Петерссон 2004: 410). В статье А.Ю. Лукьянова (доцента Университетского Колледжа Абсалон г. Роскилде Королевства Дания) представлен обзор становления профессиональной социальной работы во взаимосвязи со становлением системы социальной защиты (Лукьянов 2014). С точки зрения автора, современная концепция социальной работы переориентирована «на превенцию, более раннее вмешательство, внедрение научных методов социальной работы и проведение регулярного мониторинга социальных программ» (Лукьянов 2014:6). Е.А. Морозов акцентирует внимание на проблеме практической подготовки будущих специалистов социальной сферы. Сравнивая соотношение теоретической и практической части подготовки в России и ряде стран - Венгрии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Дании - автор констатирует, что доля практической работы в учреждениях достаточно велика и составляет до одной трети от всего времени обучения (Морозов 2011: 153). Совместный труд Н.Л. Жмакиной, И.С. Телегиной (Россия) и Мартина Х. Брунсгаарда (Дания) проливает свет на организацию практики студентов в двух странах (Жмакина, Телегина, Брунсгаард 2018). С опорой на специализацию и целевые компетенции авторами разработан план производственной педагогической практики для датских студентов в период их обучения в России. Современная стратегия Европейского Союза «Европа 2020» направлена на обеспечение высокого уровня занятости, производительности и социальной сплоченности в государствах-членах при одновременном снижении воздействия на природную среду. По прогнозам, к 2020 г. не менее 40% лиц в возрасте 30-34 лет должны иметь высшее образование (Europe 2020 strategy). При этом, по официальным данным, количество студентов в странах Европейского Союза за 10 лет увеличилось примерно со 108 миллионов в 2006 г. до 111 миллионов в 2016 г., расходы за тот же период на одного студента оставались в целом постоянными(Education and Training Monitor 2018: 91). Рис. 1. Модель идеализированной практики подготовки специалистов по социальной работе Рис. 2. Число студентов Европейского Союза (в миллионах) и расходы на их содержание (в евро) В тот же период времени в Дании, по данным Статистического Управления, количество студентов в стране, обучающихся по программам бакалавриата, ежегодно незначительно, но все же снижается (Statistics Denmark. Education and knowledge). Со слов Мартина Х. Брунсгаарда, старшего преподавателя и международного координатора кафедры социального образования UCSYD, в кампусе г. Обенро в 2017-2018 учебном году обучалось 1318 студентов в рамках социального направления, из них 735 учащихся - в системе социального образования, 243 студента - по социальной работе, 340 студентов по сестринскому делу; из них 74% женщин и 26% мужчин; 80% обучающихся являются жителями Дании и 20% - Германии. Средний возраст студентов, начинающих обучение, равен 25 годам. В университетском колледже подготовка в области социальной работы реализуется по программе высшего образования первого цикла (Undervisnings Vinisteriet. Det ordinære uddannelsessystem). UCSYD в своей деятельности руководствуется Программой профессионального бакалавриата по социальной работе в соответствии с приказом Министерства образования (Bekendtgørelse om uddannelse til professionsbachelor som socialrådgiver). Общий объем программы составляет 210 зачетных единиц (далее - ЗЕ), при этом обязательные учебные модули программы имеют следующее содержание (таблица 2). В содержание обязательных учебных модулей включена специализация в одной из областей (обязательные части программы): - Социально-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями и молодежью (5 ЗЕ); - Социально-воспитательная работа в сфере занятости (5 ЗЕ); - Межпрофессиональное содержание социальной работы (15 ЗЕ). Другие элементы программы распределены следующим образом (таблица 3). Учебный план позволяет распределить изучение тем по годам обучения, семестрам и ЗЕ(Tillæg til studieordningens institutionelle del for Socialrådgiveruddannelsen ved UC SYD). Таблица 1 Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата на 01 октября в 2013-2017 гг. Количество студентов 2013 2014 2015 2016 2017 Программы бакалавриата 81 189 81 579 81 219 78 625 77 664 Таблица 2 Распределение кредитов программы подготовки специалистов по социальной работе № п/п Сфера изучения Количество ЗЕ 1 Теории, методы и этические основы в социальной работе 35 2 Личность в обществе, развитие человека и социальные отношения 20 3 Социальные проблемы, безработица и жизненные обстоятельства 20 4 Политика социального обеспечения и правового регулирования социальной работы 20 5 Организационные и экономические основы социальной работы 20 6 Оценка, развитие и обеспечение качества социальной работы 15 Итого 130 Таблица 3 Иные элементы программы подготовки специалистов по социальной работе № п/п Сфера изучения Количество ЗЕ 1 Стажировка 30 2 Факультативный модуль A или B 15 3 Другие факультативные модули 15 4 Бакалаврский проект 20 Итого 80 Таблица 4 Учебный план подготовки специалистов по социальной работе Год обучения Семестр Тема модуля Количество ЗЕ 1 1 Социальные проблемы и практика социальной работы (модуль 1) 15 Социальная работа, развитие, структура и практика (модуль 2) 15 2 Социальная работа с детьми с ОВЗ и молодежью. Инвалиды и работа с семьей (модуль 3) 15 Социальная работа с взрослыми-инвалидами (модуль 4) 15 2 3 Социальная работа с детьми с ОВЗ и молодежью (модуль 5) 15 Организация и практика социальной работы (модуль 6) 15 4 Стажировка (модуль 7) 30 3 5 Социальная работа в межпрофессиональной и межотраслевой сферах. Социальное партнерство (модуль 8) 15 Социальная работа - обеспечение качества, оценка и совершенствование практики (модуль 9) 15 6 Факультативный модуль A или B (модуль 10) 15 Факультативный модуль C или D или другой факультативный модуль (модуль 11) 15 4 7 Социальная работа как основа знаний и развития (модуль 12) 10 Бакалаврский проект (модуль 13) 20 Так, в период краткосрочной стажировки в UCSYD автором была прочитана лекция на тему «Опыт работы с детьми-инвалидами и их семьями в России (на примере региона Ханты-Мансийский автономный округ - Югра» в рамках специализированного модуля 9 А «Семья и дети» (кампус в г. Эсбьерг). В целом обучение студентов выстроено таким образом, что основные профессиональные компетенции формируются в первый год и 3 месяца; специализация составляет 2 года и 3 месяца. Таким образом, в течение трех с половиной лет обучения обучающийся получает профессиональную степень бакалавра, что дает возможность продолжить образование в магистратуре и аспирантуре. Особое место отводится практической подготовке, организованной по четырем периодам: 1) первый вид практики длится 7 недель во втором семестре; 2) второй вид практики - 6 месяцев в период обучения в 3-4 семестрах; 3) третий вид практики - 6 месяцев в период обучения в 5-6 семестрах; 4) четвертый вид практики, куда входит процесс подготовки бакалаврского проекта- 3-4 недели. Тема выпускной работы бакалавра должна быть актуальной проблемой для социальной работы с точки зрения теории и практики, проблемное поле одобрено учебным заведением. В проекте бакалавра студент должен продемонстрировать умение использовать обширную базу знаний, полученных в процессе обучения, с опорой на академические методы работы. Студент может работать над бакалаврским проектом в частной, общественной или государственной компании. Как правило, большая часть бакалавров-специалистов трудоустраивается в государственном секторе - государственной администрации, центрах занятости, больницах, социальных учреждениях, тюрьмах, проектах социального жилья, в то же время имеется возможность найти работу на базе негосударственных учреждений. Результатом обучения по программе становятся знания, умения и следующие компетенции: 1) установление и поддержание профессиональных отношений с гражданами, в том числе взаимодействие и сотрудничество с различными целевыми группами; 2) учет основ социальной политики для решения социальных или трудовых проблем; 3) работа с противоречивыми требованиями и ожиданиями граждан, различных групп специалистов и партнеров, консультирование и разработка рекомендаций в области социальной политики; 4) определение социальных льгот с учетом привлечения собственных ресурсов гражданина; 5) самостоятельное осуществление и координация проектов сотрудничества; 6) распознавание собственных потребностей в обучении и структурирование знаний применительно к профессии (Bekendtgørelse om uddannelse til professionsbachelor som socialrådgiver). Анализируя организацию подготовки специалистов в области социальной работы в Дании на примере UCSYD, отмечаем существенные различия: в системах подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы по вопросам национальных требований к осуществлению обучения; в длительности и времени прохождения практики; в возможностях трудоустройства; в длительности обучения; в количестве освоенных зачетных единиц и др. В то же время социальная работа как профессия определяет единые морально-этические требования к будущему специалисту вне зависимости от страны его проживания; обязательны прочные знания в области нормативно-правового обеспечения профессии и умения их использовать; выбранная проблема итоговой работы бакалавра должна носить актуальный характер, быть изучена с использованием академических методов исследования. Таким образом, обращение к современной мировой практике подготовки специалистов по социальной работе позволяет расширить круг источников по данной проблеме; обогащает практический опыт отечественных специалистов, задействованных в процессе передачи знаний; дает возможность студентам двух стран соотнести преимущества и сложности обучения; формирует представление о неизменных требованиях к профессии во всем мире.
×

About the authors

E. A Bauer

M. Neigaard

References

  1. Бауэр Е.А. 2018. Отражение зарубежного опыта социальной работы в публикациях отечественных исследователей // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 8 февраля 2018). Стерлитамак, 105-107.
  2. Богатов В.В. 2016. Студенческая практика обмена опытом социальной работы с детьми и молодежью за рубежом // Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях: Сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. М., 217-220.
  3. Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард М.Х. 2008. Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности // Вестник Нижневартовского государственного университета 2, 21-27.
  4. Львова Е.Н. 2011. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник 1, 102-107.
  5. Лукьянов А.Ю. 2014. Система социальной защиты и профессиональной социальной работы в Дании: краткий исторический обзор // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии 14(14), 6.
  6. Морозов E.A. 2011. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета 4(106), 151-155.
  7. Оганян К.М. 2016. Социальная работа за рубежом: международный опыт и шведская модель: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГЭУ.
  8. Платонова Н.М. 2013. Основы социального образования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР.
  9. Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 № 92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 18715#02423733871010898 (2018. 25 дек.)
  10. Приказ Гособразования СССР от 07.08.1991 №376 «Об открытии специальности «Социальная работа». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=34029#05504263645655767 (2018. 25 дек.)
  11. Топчий Л.В. 2011. К вопросу об истории становления образования в области социальной работы: мифы и реальность // Отечественный журнал социальной работы 4, 43-49.
  12. Юлиусдоттир С., Петерссон Я. 2004. Общие стандарты по образованию в области социальной работы в странах Северной Европы: к постановке проблемы // Журнал исследований социальной политики. Т. 2. № 3, 399-420.
  13. Bekendtgørelse om uddannelse til professionsbachelor somsocialrådgiver. URL: https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=137840#K1 (2018. 25дек.)
  14. Education and Training Monitor 2018. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/volume-1-2018-education-and-training-monitor-country-analysis.pdf) (2018. 25 дек.)
  15. Europe 2020 strategy. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/european-semester/framework/europe-2020-strategy_en(2018. 25 дек.)
  16. Statistics Denmark. Education and knowledge. URL: http://www.statbank.dk/statbank5a/default.asp? w=1920(2018. 25 дек.)
  17. Tillæg til studieordningens institutionelle del for Socialrådgiveruddannelsen ved UC SYD. URL: https://www.ucsyd.dk/files/inline-files/Tillæg%20til%20studieordningens%20institutionelle%20del%20for%20socialraadgiveruddannelsen%20ved%20UC%20SYD.pdf (2018. 25 дек.)
  18. Undervisnings Vinisteriet. URL: Detordinæreuddannelsessystemhttps://www.uvm.dk/uddannelsessystemet/ overblik-over-det-danske-uddannelsessystem/det-ordinaere-uddannelsessystem (2018. 25 дек.)
  19. Бауэр Е.А. 2018. Отражение зарубежного опыта социальной работы в публикациях отечественных исследователей // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 8 февраля 2018). Стерлитамак, 105-107.
  20. Богатов В.В. 2016. Студенческая практика обмена опытом социальной работы с детьми и молодежью за рубежом // Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях: Сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. М., 217-220.
  21. Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард М.Х. 2008. Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности // Вестник Нижневартовского государственного университета 2, 21-27.
  22. Львова Е.Н. 2011. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник 1, 102-107.
  23. Лукьянов А.Ю. 2014. Система социальной защиты и профессиональной социальной работы в Дании: краткий исторический обзор // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии 14(14), 6.
  24. Морозов E.A. 2011. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета 4(106), 151-155.
  25. Оганян К.М. 2016. Социальная работа за рубежом: международный опыт и шведская модель: Моногра-фия. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГЭУ.
  26. Платонова Н.М. 2013. Основы социального образования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР.
  27. Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 № 92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 18715#02423733871010898 (2018. 25 дек.)
  28. Приказ Гособразования СССР от 07.08.1991 №376 «Об открытии специальности «Социальная работа». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=34029#05504263645655767 (2018. 25 дек.)
  29. Топчий Л.В. 2011. К вопросу об истории становления образования в области социальной работы: мифы и реальность // Отечественный журнал социальной работы 4, 43-49.
  30. Юлиусдоттир С., Петерссон Я. 2004. Общие стандарты по образованию в области социальной работы в странах Северной Европы: к постановке проблемы // Журнал исследований социальной политики. Т. 2. № 3, 399-420.
  31. Bekendtgørelse om uddannelse til professionsbachelor somsocialrådgiver. URL: https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=137840#K1 (2018. 25дек.)
  32. Education and Training Monitor 2018. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/volume-1-2018-education-and-training-monitor-country-analysis.pdf) (2018. 25 дек.)
  33. Europe 2020 strategy. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/european-semester/framework/europe-2020-strategy_en(2018. 25 дек.)
  34. Statistics Denmark. Education and knowledge. URL: http://www.statbank.dk/statbank5a/default.asp? w=1920(2018. 25 дек.)
  35. Tillæg til studieordningens institutionelle del for Socialrådgiveruddannelsen ved UC SYD. URL: https://www.ucsyd.dk/files/inline-files/Tillæg%20til%20studieordningens%20institutionelle%20del%20for%20socialraadgiveruddannelsen%20ved%20UC%20SYD.pdf (2018. 25 дек.)
  36. Undervisnings Vinisteriet. URL: Detordinæreuddannelsessystemhttps://www.uvm.dk/uddannelsessystemet/ overblik-over-det-danske-uddannelsessystem/det-ordinaere-uddannelsessystem (2018. 25 дек.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies