Врачебное профессиональное консультирование: история и современность
- Авторы: Рапопорт И.К.1, Ганузин В.М.2, Бирюкова Н.В.3
-
Учреждения:
- ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- ИПДО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 65, № 4 (2021)
- Страницы: 334-341
- Раздел: ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/637715
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-334-341
- ID: 637715
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Статья посвящена 100-летнему периоду (1921–2021 гг.) развития в России медицинской профессиональной ориентации (МПО) и врачебного профессионального консультирования (ВПК). МПО заключается в помощи школьникам в профессиональном самоопределении с учётом состояния здоровья и возможного неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов на патогенез имеющихся нарушений здоровья. МПО проводится врачом в двух формах: ознакомление подростков и их родителей с медицинскими проблемами выбора профессии; ВПК-индивидуальное консультирование лиц с нарушениями здоровья и разработка конкретных рекомендаций по выбору профессий, места обучения и рациональному трудоустройству.
Цель исследования — определение актуальности, основных тенденций, особенностей и проблем проведения ВПК в современных социально-экономических и научно-технических условиях.
Материал и методы. Изучены научная литература и методические документы по вопросам гигиены труда подростков, МПО и ВПК; проанализированы 35-летний опыт проведения ВПК подростков г. Ярославля (более 3500 школьников), опыт преподавания основ ВПК студентам на педиатрических факультетах Сеченовского Университета и Ярославского государственного медицинского университета, опыт проведения профориентационной работы в «Медицинском Сеченовском Предуниверсарии».
Результаты. Установлено, что концепция, принципы, методы, регламентирующие документы, необходимые для МПО и ВПК, претерпевали определённые изменения в связи с научно-техническим прогрессом, новыми научными данными о влиянии профессионально-производственных факторов на здоровье подростков, изменениями структуры заболеваемости школьников, преобразованиями в системе профессионального образования и реформированием социально-экономических условий в России.
Заключение. В настоящее время проведение ВПК остаётся актуальным, методические подходы требуют изменений с учётом цифровизации экономики, а круг консультируемых должен включать подростков и молодёжь.
Об авторах
Ирина Калмановна Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Автор, ответственный за переписку.
Email: ikrapoport@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9989-4491
Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. отдела гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область.
e-mail: ikrapoport@yandex.ru
РоссияВ. М. Ганузин
ИПДО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-7436-6182
Россия
Н. В. Бирюкова
Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-9560-2802
Россия
Список литературы
- Громбах С.М. Гигиена детей и подростков в СССР за 50 лет. Гигиена детей и подростков. 1970; (2): 13-29.
- Громбах С.М. Ф.Ф. Эрисман и вопросы гигиены труда подростков. Гигиена и санитария. 1972; 51(9): 50-4.
- Brewer J.M. History of Vocational Guidance: Origins and Early Development. New York: Harper & Brothers; 1923
- Лаубер Г. Руководство по врачебной профессиональной консультации. Выбор профессии с точки зрения глазного врача. Пер. с нем. М.; 1926.
- Материалы симпозиума по проблеме профессиональной пригодности подростков. М.; 1963.
- Арнольди И.А., ред. Гигиена труда подростков. М.: Медицина; 1965.
- Левин В.М., Рутенбург Э.С. Врачебная профессиональная консультация подростков. Ленинград: Медицина; 1965.
- Левин В.М., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Ленинград: Медицина; 1977.
- Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. Врачебная профессиональная консультация и профессиональный отбор школьников с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Ярославль; 2012.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Руководство по врачебному консультированию подростков. М.: Династия; 2004.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: ПедиатрЪ; 2014: 162-230.
- Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Медицинское профессиональное консультирование и профессиональная ориентация обучающихся. В кн.: Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Том 2. М.; 2019: 429-43.
- Шубочкина Е.И. Охрана здоровья учащихся в организациях среднего профессионального образования европейских стран (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (4): 21-31.
- Коротких С.А., Никифорова А.А., Андреева М.С. Компьютерный зрительный синдром: исследование распространенности и факторов риска. Современная оптометрия. 2017; (2): 30-4.
- Гильвег А.С., Парфенов В.А., Евзиков Г.Ю. Вопросы диагностики и лечения синдрома запястного канала. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2019; 11(S1): 46-51. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2019-2S-46-51
- Ганузин В.М., Голубятникова Е.В. Детская инвалидность, профилактика, реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 55-6.
- Ганузин В.М., Черная Н.Л. Врачебная профессиональная консультация подростков при некоторых заболеваниях нервной системы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019; 19(1): 95-100.
- Соколова С.Б. Анализ потребностей обучающихся в медицинском обеспечении, способствующем сохранению и укреплению здоровья. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (4): 4-21.
- Patton W. Career Adaptability, Employability and Resilience for Children in the Early School Years. In: Kobus M., ed. Psychology of Career Adaptability, Employability and Resilience. Cham: Springer; 2017: 207-23.
- Howard K.A.S., Castine E., Flanagan S. Promising Career and Workforce Development Practices in Elementary School Settings. In: The Handbook of Career and Workforce Development Research Practice and Policy. London: Taylor & Francis; 2017: 163-79.
- Pedan V.A. Development and realization of pedagogical support model of professional self-determination of high school students. Sci. Opin. 2016; (6-7): 56-62.
Дополнительные файлы
