Телефон доверия как одна из стратегий общественного здравоохранения в области превенции самоубийств: проблемы и пути решения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Телефон доверия (ТД) как стратегия профилактики суицидального поведения существует в России уже около 40 лет и является важным ресурсом для эмоциональной поддержки людей, переживающих кризисную ситуацию. Однако на сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые требуют решения и оптимизации службы. 

Цель исследования — на примере кабинета ТД, функционирующего в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера № 1, выявить типичные проблемы в оказании экстренной психологической помощи лицам с суицидальным поведением и обозначить возможные пути их решения. 

Материал и методы. Проведен анализ телефонных звонков за 9 лет (2011–2019 гг.). Оценивали общее количество звонков, количество кризисных и суицидальных звонков, структуру звонков по тематике и кратности обращений. Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием пакета прикладных программ «Statistics v.22» («IBM SPSS»). 

Результаты. За 2011–2019 гг. общее количество звонков составило 21 496, из них 1327 кризисных, 574 суицидальных. В общей структуре обращений доля кризисных звонков составляет 3,8–9,0%; суицидальных — 1,8–3,6%. Основная часть приходилась на звонки психологического содержания (36,5%), информационные (27,4%) и звонки, связанные с вопросами психического или соматического здоровья (27,1%). 

Заключение. Низкая доля кризисных и суицидальных звонков свидетельствует о недостаточном охвате населения целевой помощью. Для оптимизации работы ТД предлагается расширить возможности кризисной службы в виде телефонного сопровождения лиц, выписанных из кризисного отделения после совершения суицидальной попытки, с целью предупреждения у них рецидива. Стратегия управления рисками с привлечением ресурсов кризисных линий позволит повысить эффективность профилактических мероприятий в области превенции самоубийств.

Об авторах

Надежда Борисовна Семёнова

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Автор, ответственный за переписку.
Email: snb237@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6120-7860

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», 660036, Красноярск.

e-mail: snb237@gmail.com

Россия

Список литературы

  1. Аминов И. Самоубийства в России: 15 фактов. Демоскоп Weekly. 2018; 783-4. Доступно: https://www.demoscope.ru/weekly/2018/0783/suicide.php
  2. Аминов И. Самоубийства и их профилактика в России. 2018 год: основные факты. Демоскоп Weekly. 2019; 823-4. Доступно: https://www.demoscope.ru/weekly/2019/0823/suicide.php
  3. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Тарасова О.А. Эпидемиология самоубийств в Забайкальском крае, организация кризисной помощи населению. Суицидология. 2013; 4(1): 48-54.
  4. Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктен-оол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва). Суицидология. 2014; 5(1): 11-8.
  5. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Cоциально-экономическое бремя суицидальной смертности в России как научно-доказательное обоснование развития программ превенции суицидов. Суицидология. 2011; (2): 41-3.
  6. Любов Е.Б. Клинико-социальное бремя близких жертвы суицида: если бы… Суицидология. 2017; 8(4): 56-76.
  7. Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: ВОЗ; 2014.
  8. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. Век, время и место профессора Амбрумовой в отечественной суицидологии. Медицинская психология в России. 2013; (2).
  9. Vattø I.E., Lien L., DeMarinis V., Kjørven Haug S.H., Danbolt L.J. Caught between expectations and the practice field. Crisis. 2019; 40(5): 340-6. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000573
  10. Любов Е.Б., Цупрун В.Е., Кабизулов В.С., Чубина С.А. Территориальные суицидологические службы России: проблемы и решения. Медицинская психология в России. 2014; (5)
  11. Ohtaki Y., Oi Y., Doki S., Kaneko H., Usami K., Sasahara S., et al. Characteristics of telephone crisis hotline callers with suicidal ideation in Japan. Suicide Life Threat. Behav. 2017; 47(1): 54-66. https://doi.org/10.1111/sltb.12264
  12. Chan C.H., Wong H.K., Yip P.S. Exploring the use of telephone helpline pertaining to older adult suicide prevention: a Hong Kong experience. J. Affect Disord. 2018; 236: 75-9. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.04.093
  13. Shaw F.F., Chiang W.H. An evaluation of suicide prevention hotline results in Taiwan: caller profiles and the effect on emotional distress and suicide risk. J. Affect Disord. 2019; 244: 16-20. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.09.050
  14. Ворсина О.П. Опыт работы детской линии телефона доверия в городе Иркутске. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(4): 80-2
  15. Gould M.S., Kalafat J., Harrismunfakh J.L., Kleinman M. An evaluation of crisis hotline outcomes. Part 2: Suicidal callers. Suicide Life Threat. Behav. 2007; 37(3): 338-52. https://doi.org/10.1521/suli.2007.37.3.338
  16. Tyson P., Law C., Reed S., Johnsey E., Aruna O., Hall S. Preventing suicide and self-harm. Crisis. 2016; 37(5): 353-60. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000390
  17. Hoffberg A.S., Stearns-Yoder K.A., Brenner L.A. The effectiveness of crisis line services: a systematic review. Front. Public. Health. 2020; 7: 399. https://doi.org/10.3389/fpubh.2019.00399
  18. Iqbal Y., Jahan R., Matin M.R. Descriptive characteristics of callers to an emotional support and suicide prevention helpline in Bangladesh (first five years). Asian J. Psychiatr. 2019; 45: 63-5. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2019.09.005
  19. Телефоны доверия России. Доступно в: https://www.ratepp.ru/load/
  20. Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты). Методические рекомендации. М.; 2020.
  21. Pil L., Pauwels K., Muijzers E., Portzky G., Annemans L. Cost-effectiveness of a helpline for suicide prevention. J. Telemed. Telecare. 2013; 19(5): 273-81. https://doi.org/10.1177/1357633x13495487
  22. Labouliere C.D., Stanley B., Lake A.M., Gould M.S. Safety planning on crisis lines: feasibility, acceptability, and perceived helpfulness of a brief intervention to mitigate future suicide risk. Suicide Life Threat. Behav. 2020; 50(1): 29-41. https://doi.org/10.1111/sltb.12554
  23. Catanach B., Betz M.E., Tvrdy C., Skelding C., Brummett S., Allen M.H. Implementing an emergency department telephone follow-up program for suicidal patients: successes and challenges. Jt.Comm. J. Qual. Patient. Saf. 2019; 45(11): 725-32. https://doi.org/10.1016/j.jcjq.2019.07.009
  24. Duhem S., Berrouiguet S., Debien C., Ducrocq F., Demarty A.L., Messiah A., et al.Combining brief contact interventions (BCI) into a decision-making algorithm to reduce suicide reattempt: the VigilanS study protocol. BMJ Open. 2018; 8(10): e022762. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-022762
  25. Ghanbari B., Malakouti S.K., Nojomi M., Alavi K., Khaleghparast S. Suicide prevention and follow-up services: a narrative review. Glob. J. Health Sci. 2015; 8(5): 145-53. https://doi.org/10.5539/gjhs.v8n5p145
  26. Busby D.R., King C.A., Brent D., Grupp-Phelan J., Gould M., Page K., et al. Adolescents’ engagement with crisis hotline risk-management services: a report from the emergency department screen for teen suicide risk (ED-STARS) study. Suicide Life Threat. Behav. 2020; 50(1): 72-82. https://doi.org/10.1111/sltb.12558
  27. Zero Suicide. Available at: www.zerosuicide.com
  28. Karver M.S., Tarquini S.J., Caporino N.E. The judgment of future suicide-related behavior: helpline counselors’ accuracy and agreement. Crisis. 2010; 31(5): 272-80. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000029

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Семёнова Н.Б., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.