Современная парадигма развития системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности (обзор литературы)
- Авторы: Кучин Н.Е.1,2, Тюков Ю.А.2
-
Учреждения:
- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по челябинской области
- ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 66, № 4 (2022)
- Страницы: 329-335
- Раздел: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/638010
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-4-329-335
- ID: 638010
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие здравоохранения России требует формирования национальной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности. В современной научной литературе отсутствует консолидированное мнение о целях, задачах и показателях, характеризующих деятельность высококачественной национальной системы здравоохранения, что требует изучения и анализа зарубежного опыта.
Цель работы — обобщение и анализ зарубежного опыта по развитию системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на современном этапе.
В системах PubMed, Web of Science, Science Direct, Research Gate проведены систематический поиск, отбор и последующий анализ публикаций, отражающих международный опыт развития системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
Современная парадигма развития системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на национальном уровне заключается в гармоничной имплементации научно обоснованных и общепризнанных инструментов в сложившуюся систему управления медицинской отраслью.
Современное здравоохранение сталкивается с проблемами в 4 основных областях: повышение стоимости медицинских услуг; быстро растущая зависимость от технологий; необходимость сокращения расходов при непрерывном повышении показателей качества; необходимость удовлетворения потребностей пациентов. При решении данных проблем в национальном здравоохранении большинство стран мира проходят последовательный путь: профессиональная модель управления качеством → административная модель → формирование индустриальной модели.
Индустриальная модель наиболее полно соответствует современным научным представлениям об управлении качеством медицинской помощи. Переход к индустриальной модели может быть реализован при формировании единой национальной системы управления качеством, а необходимым условием её реализации являются предварительная оценка готовности отрасли к нововведениям и последовательная политика в данной сфере.
Участие авторов:
Кучин Н.Е. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста, составление списка литературы;
Тюков Ю.А. — редактирование.
Авторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 27.04.2021
Принята в печать 19.05.2021
Опубликована 30.08.2022
Ключевые слова
Об авторах
Никита Евгеньевич Кучин
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по челябинской области; ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchinne@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3206-0214
Канд. мед. наук, зам. начальника отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью Территориального органа Росздравнадзора по Челябинской области, 454091, Челябинск.
e-mail: kuchinne@gmail.com
РоссияЮ. А. Тюков
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-3230-3244
Россия
Список литературы
- Druică E., Wu B., Cepoi V., Mihăilă V., Burcea M. Testing the strength of hospital accreditation as a signal of the quality of care in Romania: do patients’ and health professionals’ perceptions align? Healthcare (Basel). 2020; 8(3): 349. https://doi.org/10.3390/healthcare8030349
- Taylor M.J., McNicholas C., Nicolay C., Darzi A., Bell D., Reed J.E. Systematic review of the application of the plan-do-study-act method to improve quality in healthcare. BMJ Qual. Saf. 2014; 23(4): 290-8. https://doi.org/10.1136/bmjqs-2013-001862
- Kruk M.E., Pate M., Mullan Z.Introducing The Lancet Global Health Commission on high-quality health systems in the SDG era. Lancet Glob. Health. 2017; 5(5): e4801. https://doi.org/10.1016/S2214-109X(17)30101-8
- Dodwad S.S. Quality management in healthcare. Indian J. Public Health. 2013; 57(3): 138-43. https://doi.org/10.4103/0019-557X.119814
- Brenner S., Wilhelm D., Lohmann J., Kambala C., Chinkhumba J., Muula A.S., et al. Implementation research to improve quality of maternal and newborn health care, Malawi. Bull. World Health Organ. 2017; 95(7): 491-502. https://doi.org/10.2471/blt.16.178202
- Marjoua Y., Bozic K.J. Brief history of quality movement in US healthcare. Curr. Rev. Musculoskelet. Med. 2012; 5(4): 265-73. https://doi.org/10.1007/s12178-012-9137-8
- Wright J.R. Jr. The American College of Surgeons, minimum standards for hospitals, and the provision of high-quality laboratory services. Arch. Pathol. Lab. Med. 2017; 141(5): 704-17. https://doi.org/10.5858/arpa.2016-0348-HP
- Comfere N.I., Matulis J.C. 3rd, O’Horo J.C. Quality improvement and healthcare: The mayo clinic quality academy experience. J. Clin. Tuberc. Other Mycobact. Dis. 2020; 20: 100170. https://doi.org/10.1016/j.jctube.2020.100170
- Alkhenizan A., Shaw C. Impact of accreditation on the quality of healthcare services: a systematic review of the literature. Ann. Saudi. Med. 2011; 31(4): 407-16. https://doi.org/10.4103/0256-4947.83204
- Sheingold B.H., Joyce A. Hahn J.A. The history of healthcare quality: The first 100 years 1860-1960.Int. J. Africa Nursing Sci. 2014; 18-22. https://doi.org/10.1016/j.ijans.2014.05.002
- Best M., Neuhauser D. W Edwards Deming: father of quality management, patient and composer. Qual. Saf. Health Care. 2005; 14(4): 310-2. https://doi.org/10.1136/qshc.2005.015289
- Best M., Neuhauser D. Walter A Shewhart, 1924, and the Hawthorne factory. Qual. Saf. Health Care. 2006; 15(2): 142-3. https://doi.org/10.1136/qshc.2006.018093
- Lavelle J., Schast A., Keren R. Standardizing care processes and improving quality using pathways and continuous quality improvement. Curr. Treat. Options Peds. 2015; 1(4): 347-58. https://doi.org/10.1007/s40746-015-0026-4
- Biancone P., Silvana S., Brescia V. Popular report and consolidated financial statements in public utilities. Different tools to inform the citizens, a long journey of the transparency.Int. J. Bus. Soc. Sci. 2016; 7(1): 111-24.
- Viswanathan H.N., Salmon J.W. Accrediting organizations and quality improvement. Am. J. Manag. Care. 2000; 6(10): 1117-30.
- Busse R., Klazinga N., Panteli D., eds. Improving healthcare quality in Europe: Characteristics, effectiveness and implementation of different strategies. Health Policy Series, No. 53. Copenhagen (Denmark): European Observatory on Health Systems and Policies; 2019. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK549276/
- Al Shawan D. The effectiveness of the joint commission international accreditation in improving quality at King Fahd University Hospital, Saudi Arabia: a mixed methods approach. J. Healthc. Leadersh. 2021; 13: 47-61. https://doi.org/10.2147/JHL.S288682
- Halasa Y.A., Zeng W., Chappy E., Shepard D.S. Value and impact of international hospital accreditation: a case study from Jordan. East Mediterr. Health J. 2015; 21(2): 90-9. https://doi.org/10.26719/2015.21.90
- Tricker R. ISO 9001:2015 in Brief. New York: Routledge; 2016.
- Shaw C.D., Groene O., Botje D., Sunol R., Kutryba B., Klazinga N., et al. The effect of certification and accreditation on quality management in 4 clinical services in 73 European hospitals.Int. J. Qual. Health Care. 2014; 26 (Suppl. 1): 100-7. https://doi.org/10.1093/intqhc/mzu023
- Kohn L.T., Corrigan J.M., Donaldson M.S., eds. To Err is Human: Building a Safer Health System. Washington: National Academies Press (US); 2000.
- Donaldson M.S. An overview of to err is human: re-emphasizing the message of patient safety. In: Hughes R.G., ed. Patient Safety and Quality: An Evidence-Based Handbook for Nurses. Rockville (MD): Agency for Healthcare Research and Quality (US); 2008 Apr. Chapter 3. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK2673/
- Bates D.W., Singh H. Two decades since to err is human: an assessment of progress and emerging priorities in patient safety. Health Aff. (Millwood). 2018; 37(11): 1736-43. https://doi.org/10.1377/hlthaff.2018.0738
- Breckenkamp J., Wiskow C., Laaser U. Progress on quality management in the German health system - a long and winding road. Health Res. Policy. Syst. 2007; 5: 7. https://doi.org/10.1186/1478-4505-5-7
- Birkner B.R. National quality of care activities in Germany.Int. J. Qual. Health Care. 1998; 10(5): 451-4. https://doi.org/10.1093/intqhc/10.5.451
- WHO. Legido-Quigley H., McKee M., Nolte E., Glinos I.A. Assuring the Quality of Healthcare in the European Union. A Case for Action. Geneva; 2008.
- Ngo D., Breejen E.D., Putter K., Bal R. Supervising the Quality of Care in Changing Healthcare Systems an International Comparison. Rotterdam; 2008.
- Geraedts M., Schwartze D., Molzahn T. Hospital quality reports in Germany: patient and physician opinion of the reported quality indicators. BMC Health Serv. Res. 2007; 7: 157. https://doi.org/10.1186/1472-6963-7-157
- Keßler W., Heidecke C.D. Dimensions of quality and their increasing relevance for visceral medicine in Germany. Visc. Med. 2017; 33(2): 119-24. https://doi.org/10.1159/000462997
- Anderson J.A. Evolution of the health care quality journey. From cost reduction to facilitating patient safety. J. Leg. Med. 2010; 31(1): 59-72. https://doi.org/10.1080/01947641003598252
- Berwick D.M., Knapp M.G. Theory and practice for measuring health care quality. Health Care Financ. Rev. 1987; Spec No(Suppl.): 49-55.
- Grosios K., Gahan P.B., Burbidge J. Overview of healthcare in the UK. EPMA J. 2010; 1(4): 529-34. https://doi.org/10.1007/s13167-010-0050-1
- Friebel R., Molloy A., Leatherman S., Dixon J., Bauhoff S., Chalkidou K. Achieving high-quality universal health coverage: a perspective from the National Health Service in England. BMJ Glob. Health. 2018; 3(6): e000944. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2018-000944
- Richardson E., Walshe K., Boyd A., Roberts J., Wenzel L., Robertson R., et al. User involvement in regulation: A qualitative study of service user involvement in Care Quality Commission inspections of health and social care providers in England. Health Expect. 2019; 22(2): 245-53. https://doi.org/10.1111/hex.12849
- Kool R.B., Kleefstra S.M., Borghans I., Atsma F., van de Belt T.H. Influence of intensified supervision by health care inspectorates on online patient ratings of hospitals: a multilevel study of more than 43,000 online ratings. J. Med.Internet Res. 2016; 18(7): e198. https://doi.org/10.2196/jmir.5884
- Weenink J.W., Wallenburg I., Leistikow I., Bal R.A. Publication of inspection frameworks: a qualitative study exploring the impact on quality improvement and regulation in three healthcare settings. BMJ Qual. Saf. 2020; 30(10): 804-11. https://doi.org/10.1136/bmjqs-2020-011337
- Tashayoei N., Raeissi P., Nasiripour A.A. Challenges of implementation of hospital accreditation in Iran: an exploratory factor analysis. J. Egypt Public Health Assoc. 2020; 95(1): 5. https://doi.org/10.1186/s42506-019-0033-6
- Brubakk K., Vist G.E., Bukholm G., Barach P., Tjomsland O. A systematic review of hospital accreditation: the challenges of measuring complex intervention effects. BMC Health Serv. Res. 2015; 15: 280. https://doi.org/10.1186/s12913-015-0933-x
- Andres E.B., Song W., Song W., Johnston J.M. Can hospital accreditation enhance patient experience? Longitudinal evidence from a Hong Kong hospital patient experience survey. BMC Health Serv. Res. 2019; 19(1): 623. https://doi.org/10.1186/s12913-019-4452-z
- Smits H., Supachutikul A., Mate K.S. Hospital accreditation: lessons from low- and middle-income countries. Global Health. 2014; 10: 65. https://doi.org/10.1186/s12992-014-0065-9
- Corrêa J.É., Turrioni J.B., de Paiva A.P., Paes V.C., Balestrassi P.P., Papandrea P.J., et al. The influence of accreditation on the sustainability of organizations with the Brazilian Accreditation Methodology. J. Healthc. Eng. 2018; 2018: 1393585. https://doi.org/10.1155/2018/1393585
- Aryankhesal A. Strategic faults in implementation of hospital accreditation programs in developing countries: reflections on the Iranian experience.Int. J. Health Policy Manag. 2016; 5(9): 515-17. https://doi.org/10.15171/ijhpm.2016.70
- Barghouthi E.D., Imam A. Patient satisfaction: comparative study between joint commission international accredited and non-accredited Palestinian hospitals. Health Sci. J. 2018; 12(1): 547. https://doi.org/10.21767/1791-809x.1000547
Дополнительные файлы
