Проектный подход в управлении процессом оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения на амбулаторном уровне
- Авторы: Артамонова Г.В.1, Бацина Е.А.1, Данильченко Я.В.1, Макаров С.А.1, Строкольская И.Л.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
- Выпуск: Том 67, № 3 (2023)
- Страницы: 195-202
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/638033
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-3-195-202
- EDN: https://elibrary.ru/ijoavt
- ID: 638033
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В процесс обеспечения качества оказания медицинской помощи вовлечены многие подразделения медицинской организации. Несоответствие работы любого подразделения ожиданиям пациента может повлиять на восприятие оказанной медицинской услуги в целом. Применение проектного подхода в построении процесса оказания медицинской помощи обеспечивает её эффективность и повышает удовлетворённость пациента.
Цель: представить опыт проектного подхода для улучшения временных характеристик процесса оказания первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) и кардиологической помощи в поликлинике.
Материал и методы. Объект: процесс ПСМП и кардиологической помощи в поликлинике; предмет: проблемы, влияющие на удовлетворённость пациента; единица наблюдения: пациент поликлиники. Методы: экспертные оценки, опрос, аналитический, картирование, статистический. Группа пациентов сформирована по критериям: ожидающий приём терапевта по плановой записи, имеет жалобы на повышение давления, периодические боли или перебои в области сердца, добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Результаты. ПСМП на уровне поликлиники, оказанной терапевтом, «скорее не удовлетворены» 30% опрошенных, оказанной кардиологом — 20% пациентов. О затраченном времени на различных этапах пациенты сообщали группе экспертов, реализующих национальные социальные инициативы. Подробно записывались все виды «временных потерь», с которыми сталкивался пациент. Картирование процесса позволило установить следующие этапы: запись к терапевту; приём терапевта и обследование; запись к кардиологу и приём; прохождение дообследования; запись к кардиологу на приём, приём и назначение лечения; контрольная явка. Экспертами были обозначены проблемы каждого этапа и сформированы предложения для повышения доступности оказания амбулаторной помощи.
Ограничения исследования. Исследование выполнено в короткий срок; субъективность оценок пациентов; малое число наблюдений при картировании процесса.
Заключение. Проектный подход позволяет выявить проблемы и причины их возникновения, определить направления улучшений, разработать и внедрить корректирующие мероприятия.
Соблюдение этических стандартов. В рамках Национальной социальной инициативы были изучены потребности людей в разных жизненных ситуациях, а также барьеры, которые перед ними возникают в Кемеровской области. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов (протокол от 10.06.2020, № 12). Опрос пациентов проведён с учётом их добровольного информированного согласия участия в исследовании.
Участие авторов:
Артамонова Г.В. — концепция и дизайн исследования, окончательное редактирование текста;
Бацина Е.А. — сбор и обработка материала, написание текста, участник реализации проекта;
Данильченко Я.В. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта, написание текста;
Макаров С.А. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта;
Строкольская И.Л. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 14.04.2021
Принята в печать 14.10.2021
Опубликована 06.07.2023
Об авторах
Галина Владимировна Артамонова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-2279-3307
Зам. директора НИИ КПССЗ по научной работе, зав. отделом оптимизации медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. 650002, Кемерово.
e-mail: artamonova@kemcardio.ru
РоссияЕкатерина А. Бацина
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-4123-006X
Россия
Яна В. Данильченко
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-8308-8308
Россия
Сергей А. Макаров
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-4649-2947
Россия
Ирина Л. Строкольская
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-3493-2928
Россия
Список литературы
- Латуха О.А. Совершенствование системы внутреннего контроля качества работы медицинской организации на основе проектного управления. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; 7(5): 225–40. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1705.15 https://elibrary.ru/zqxrwv
- Злодеева Е.Б. Проектный менеджмент в здравоохранении: предпосылки реализации и перспективы развития. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020; (9): 54–9. https://elibrary.ru/ebsjkm
- Javed S.A., Liu S. Evaluation of outpatient satisfaction and service quality of Pakistani healthcare projects: Application of a novel synthetic. Grey Syst. Theory Appl. 2018; 8(4): 462–80. https://doi.org/10.1108/GS-04-2018-0018
- Javed S.A., Syed A.M., Javed S. Perceived organizational performance and trust in project manager and top management in project-based organizations: Comparative analysis using statistical and grey systems methods. Grey Syst. Theory Appl. 2018; 8(3): 230–45. https://doi.org/10.1108/GS-01-2018-0009
- Edwards C., Staniszewska S. Accessing the user’s perspective. Health Soc. Care Community. 2000; 8(6): 417–24. https://doi.org/10.1046/j.1365-2524.2000.00267.x
- Еремеев А.Е., Ратманов М.А. Опыт создания новой интегрированной модели оказания первичной медико-санитарной помощи на примере Самарской области. Вестник Росздравнадзора. 2020; (1): 10–8. https://doi.org/10.35576/2070-7940-2020-1-10-18 https://elibrary.ru/whrjzm
- Журавлева Л.В., Кораблева О.В., Буранкова М.А. Повышение доступности и качества услуг здравоохранения в зарубежных странах. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015; 11(5): 33–44. https://elibrary.ru/tgrtyj
- Орел В.И., Носырева О.М., Воробцова И.Н., Гуламова О.Л., Копытов Г.А., Латышев Г.В., и др. Проектный подход как образовательная технология: создание службы регистрации и информационного сопровождения пациентов с подозрениями установленным диагнозом «злокачественное новообразование». Медицина и организация здравоохранения. 2018; (3): 4–11. https://elibrary.ru/gyyxxo
Дополнительные файлы
