DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE MASTER'S PROGRAM «PSYCHOLOGY OF HEALTH» IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Cover Page

Abstract


The aim of the study was the methodological substantiation and systematization of the areas of training for graduates in the Master's program "Psychology of Health" on the basis of a medical university. The experience of designing and implementing a master's program within the framework of the paradigm of mental ecology is presented. During the implementation of the program, a number of issues were solved with the study of its relevance, the identification of the types of professional activities of undergraduates, the list of competencies formed, the curriculum development, the development of educational and methodological support, the examination and review of the program. The main activities of future specialists are highlighted, and a six-module principle of drawing up the curriculum is proposed, including adaptive, pedagogical, scientific, practical modules, language training and health psychology from the modern perspective of environmental health. The practice-oriented interdepartmental nature of training is emphasized in close collaboration with psychiatric departments, psychological and socially-oriented centers. The role of the international component of professional training based on interaction with scientific and educational centers of the Barents Euro-Arctic Region and Germany is outlined. Moreover, the main scientific areas of the program that are significant for the Arctic territories of the European part of Russia are considered.

Full Text

Актуальность разработки новой магистерской программы «Психология здоровья» связана с реализацией программы Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех» с обозначением основных индикаторов экологического здоровья [3] и Концепции развития здравоохранения в России до 2020 г., в которой отмечается, что «сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здо ровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым» [6]. Востребованность высококвалифицированных специалистов в области психологии здоровья определяется также сложившейся в последние годы неблагоприятной социально-экономической и демографической ситуации с сокращением численности трудоспособного населения и экстремальными 47 Ментальная экология Экология человека 2020.07 климатогеографическими условиями ряда регионов, что приводит к снижению уровня здоровья и качества жизни населения [5]. Деятельность магистров психологии здоровья в условиях Европейского Севера России основана на целом арсенале техник и технологий ментальной коррекции, психологического консультирования и диагностики, достижениях экологической психологии [11] и направлена на улучшение здоровья коренного и пришлого населения арктических территорий посредством внедрения методов психологической профилактики, оценки и коррекции неадекватных поведенческих моделей, повышения ценности ментального здоровья. Целью работы явилось методологическое обоснование и систематизация направлений подготовки специалистов по программе магистратуры «Психология здоровья» на базе медицинского университета. Проектирование программы магистратуры «Психология здоровья» Разработка программы магистратуры «Психология здоровья» была сопряжена с последовательным решением следующих задач: • выделение видов профессиональной деятельности, к которым будут готовиться магистранты, и их профессиональных задач; • определение перечня формируемых компетенций; • разработка учебно-методического обеспечения; • экспертиза и рецензирование образовательной программы. Нами была использована технология проектирования образовательной программы в рамках признанной парадигмы ментальной экологии [7] с выделением последовательных этапов ее реализации. На начальном этапе проанализирована актуальность и востребованность программы для региона Европейского Севера России. Так, в результате опроса выпускников ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» (СГМУ) 2018 года по образовательным программам «Психология», «Адаптивная физическая культура», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская экология» было выявлено, что каждый десятый выпускник хотел бы обучаться в магистратуре «Психология здоровья». Проектировочный этап предполагал следующие шаги: 1. Определение видов профессиональной деятельности, к которым будут готовиться магистранты, и их профессиональных задач в соответствии с ФГОС [10]. В качестве основных видов деятельности будущих специалистов сформулированы научно-исследовательская, практическая и педагогическая. Научно-исследовательская деятельность магистра по программе «Психология здоровья» направлена на решение таких задач, как анализ и систематизация научно-психологической информации, организация проведения научных исследований по актуальным проблемам экологии здоровья. Прак тическая деятельность предполагает оказание психологической помощи населению, использование методов психодиагностики, психокоррекции и консультирования для укрепления и сохранения здоровья. Педагогическая деятельность включает участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах; проектирование учебно-воспитательного процесса, его реализацию и оценку. 2. Определение перечня формируемых компетенций по каждому виду деятельности. Образовательная программа «Психология здоровья» позволяет сформировать у магистров по три общекультурные и общепрофессиональные и восемь профессиональных компетенций, включающих разные уровни освоения: знания, умения и владения. Результатом обучения в магистратуре являются: - знания по методологии исследований в сфере экологии здоровья в целом и теоретическим аспектам психологии здоровья в частности, а также принципам, методам преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования; - умения по планированию и проведению научных исследований в области ментальной экологии; подбору методов психодиагностики и оказанию психологической помощи для укрепления и сохранения здоровья; проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса; - навыки по обработке эмпирических данных с помощью статистических программ; представлению результатов научных исследований; использованию техник психокоррекции, саморегуляции, консультативной помощи; проектированию программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам. 3. Формирование учебного плана. Нами выбран модульный принцип составления учебного плана магистратуры, включающий шесть модулей: - адаптационный, - педагогический, - научный, - практический, - языковая подготовка, - психология здоровья в современных условиях. Научный и педагогический модули имеют большую трудоемкость, так как основными видами деятельности магистров выбраны научно-исследовательский и педагогический. При наполнении модулей учитывались виды деятельности и профессиональные задачи магистров, основные проблемы экологии здоровья, вызывающие практический интерес отечественных и зарубежных исследователей [1, 13]: изучение взаимосвязи между психологией и физиологией; исследование особенностей поведения в этиологии болезней цивилизации, определение значения психологии в переживании болезни; оценка роли ментального здоровья в общей структуре здоровья и поддержании качества жизни населения. Перечень дисциплин, входящих в каждый модуль программы представлен в таблице. 48 Экология человека 2020.07 Ментальная экология Структура учебного плана магистратуры «Психология здоровья» Наименование модуля Перечень дисциплин Адаптационный Актуальные проблемы современной психологии Психология личности Экологическая психология Организационная психология Педагогический Педагогика и психология высшего образования Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования Научный Качественные и количественные методы исследования в области ментальной экологии Компьютерные и информационные технологии в науке и образовании Биостатистика Обработка эмпирических данных с помощью статистических программ Практический Психологическое консультирование Психологическая саморегуляция Психологическая коррекция Практикум по методам диагностики развития ребенка в норме и патологии Языковая подготовка Иностранный язык в профессиональной сфере Психология здоровья в современных условиях Ментальное здоровье и аддитивное поведение Психодиагностика в психологии здоровья Проективные методы в психологии здоровья Актуальные проблемы психологии здоровья в различных сферах деятельности 4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы: рабочих программ дисциплин и практик, оценочных средств, программы проведения государственной итоговой аттестации. Экспертиза и рецензирование образовательной программы на предмет соответствия требованиям ФГОС с получением положительных рецензий от руководителей учреждений медико-социальной сферы региона. Реализация программы магистратуры «Психология здоровья» Программа магистратуры «Психология здоровья» успешно реализуется в СГМУ с октября 2018 года. Обучение в магистратуре носит практико-ориентиро-ванный характер. В подготовке магистров участвуют руководители и опытные специалисты психиатрических стационарных и диспансерных учреждений, психологических и социально-ориентированных центров г. Архангельска, что повышает эффективность межведомственного профессионального взаимодействия [9]. Членство Архангельской области в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, объединяющем на уровне надпровительственных связей приарктические территории «северных стран» Европы и северо-западных областей России, придает своеобразную специфику и научно-образовательным связям в рамках реализации магистратуры. Наличие долговременных контактов с медицинскими и психологическими факультетами университетов Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании способствует развитию международных межведомственных научных проектов, ориентированных на сохранение здоровья коренного и пришлого населения Севера, позволяющих в наибольшей степени осуществлять научно-педагогическую самореализацию магистрантов, стимулировать их на прямые профессиональные контакты с представителями психологического сообщества зарубежных научно образовательных центров, мотивировать на изучение и совершенствование иностранных языков. Международная составляющая научно-профессиональной подготовки магистрантов постоянно расширяется. Подписание Договора о сотрудничестве между СГМУ и одним из ведущих европейских центров последипломного образования - Висбаденской академии психотерапии (Германия) придало новый импульс реализации таких дисциплин, как психодиагностика в психологии здоровья, психологическое консультирование, позитивная психотерапия, гериатрическая психология и психотерапия, и внедрение их в научно-образовательный процесс [12,14]. Большой профессиональный интерес в осуществлении региональных и международных научных программ основан на результатах многолетних научнопрактических исследований факультета клинической психологии и кафедры психиатрии СГМУ, включая медико-социальные и психологические аспекты профилактики зависимого поведения населения северных территорий различных возрастных категорий [8], учете психологических особенностей больных распространенными соматическими заболеваниями, превентивных подходах к сохранению ментального здоровья специфических социальных и профессиональных групп [4], изучении социально-психологи-ческого скрининга нарушений психического здоровья лиц пожилого возраста [2]. Таким образом, новая образовательная программа «Психология здоровья» направлена на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных магистров для Северо-Западного региона России, которые смогут работать специалистами по психологическому сопровождению в системе образования и здравоохранения, практическими психологами, специалистами или руководителями учебных центров предприятий и организаций, психологами-консультантами в учреждениях в рамках парадигмы ментальной экологии. 49 Ментальная экология Экология человека 2020.07 Авторство Томилова М. И. внесла существенный вклад в подготовку первого варианта рукописи и интерпретацию результатов; Соловьев А. Г. участвовал в разработке концепции и дизайна исследования, окончательно утвердил присланную в редакцию рукопись; Харькова О. А. участвовала в анализе и интерпретации результатов исследования, подготовке окончательного варианта статьи; Пезешкиан Х. внес существенный вклад в структуру исследования и редактирование присланной в редакцию рукописи.

About the authors

M. Igorevna Tomilova

Northern State Medical University

Email: tomilovami@mail.ru
Arkhangelsk, Russia

A. Gorgon'evich Soloviev

Northern State Medical University

Arkhangelsk, Russia

O. Aleksandrovna Kharkova

Northern State Medical University

Arkhangelsk, Russia

H. Peseshkian

Wiesbaden Academy of Psychotherapy

Wiesbaden, Germany

References

  1. Виноградова Н. В., Сайфуллин А. А. Экология и здоровье человека // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 41-43.
  2. Голубева Е. Ю., Данилова Р. И., Соловьев А. Г. Социально-экологические подходы в оценке потребности в уходе за пожилыми людьми // Экология человека. 2005. № 9. С. 48-53.
  3. Залевский Г. В. Человек и экология: междисциплинарные исследования (проблемы экологического здоровья) // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 6-9.
  4. Ичитовкина Е. Г., Злоказова М. В., Соловьев А. Г. Системный мониторинг психического здоровья комбатантов - сотрудников полиции: монография. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета. 2017. 205 с.
  5. Касаткин В. Н., Бочавер А. А. Актуальные проблемы психологии здоровья // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2010/n5/Kasatkin_Bochaver.shtml (дата обращения: 10.01.2020).
  6. Концепция развития здравоохранения в России до 2020 г. URL: http://nrma.ru/Reform/zdr_conception_2020. shtml (дата обращения: 10.01.2020).
  7. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 416 с.
  8. Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. 2012. Т. 11, № 7 (127). С. 40-44.
  9. Социально-медицинская работа: пособие, 2-е изд./ А. М. Вязьмин. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2010. 404 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология». URL: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 10.01.2020).
  11. Kaminski G. Psychologie und Umweltschutz // Umweltpsychologie. 2009. N 1 (2). Р. 8-24.
  12. Messias E., Peseschkian H., Cagande C. (eds.): Positive Psychiatry, Psychotherapy and Psychology: Clinical Applications. Springer, Cham 2020. 431 p.
  13. Ogden J. Health psychology. N.Y., 2007. 285 p.
  14. Peseschkian H. Positive Family Therapy - Positive Psychotherapy Manual for Therapists and Families. AuthorHouse IK. 2006. 426 p.

Statistics

Views

Abstract - 89

PDF (Russian) - 24

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2020 Tomilova M.I., Soloviev A.G., Kharkova O.A., Peseshkian H.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies