Эффективность социально-психологической помощи подросткам с бронхиальной астмой



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Бронхиальная астма у подростков является актуальной проблемой в XXI веке. В современных условиях возросла роль психоэмоциональных и психосоциальных факторов в этологии и патогенезе заболевания. В городе Москве и Московской области были обследованы 200 подростков в возрасте 14-15 лет (120 мальчиков, 80 девочек) с бронхиальной астмой - экспериментальная группа и 200 подростков того же возраста (110 мальчиков, 90 девочек) без таковой - контрольная группа. Для изучения психологических особенностей подростков и контроля эффективности работы по программе был выбран ряд психологических тестов - многофакторная методика изучения личности (FPI); методики определения уровня субъективного контроля (УСК); самооценки; самочувствия, активности, настроения (САН) и ведущей эмоциональной модальности. Первичная диагностика по этим методикам позволила определить специфику личностной организации подростков с психосоматическими заболеваниями, а также направления и приоритеты в работе с ними. По окончании занятий с подростками было проведено повторное исследование. Сравнение независимых групп данных, не подчиняющихся закону нормального распределения, проводилось с использованием непараметрического теста Wilcoxon Signed Ranks Test, непараметрического критерия Mann-Whitney и теста Exact. Установлено, что оказание социальнопсихологической помощи приводит к повышению стрессоустойчивости и адаптивности путем развития навыков самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния подростков, одновременно являясь важным элементом личностно-ориентированной помощи при бронхиальной астме. Становясь более оптимистичными, активными, целеустремленными и коммуникабельными, подростки становятся более успешными и в среде своих сверстников.

Полный текст

Бронхиальная астма является распространенным психосоматическим заболеванием среди подростков, особенно проживающих в промышленных городах, где частота заболевания колеблется от 0,6 до 1,0 %. Начинаясь в детском возрасте, бронхиальная астма становиться бронхолегочной патологией в зрелом возрасте, а иногда может приводить к инвалидности [17]. По данным выполненных исследований [7, 14-16], обострение психосоматического заболевания происходит чаще в подростковом возрасте, что может быть обусловлено влиянием стрессоров, типичных для этого периода развития; физически 18 Экология человека 2016.2 Ментальная экология ми и физиологическими перестройками организма; процессом полового созревания; изменениями в системе социальных требований и во всей системе отношений личности. Также выявлено влияние на тонус бронхов целого ряда пульмонотропных [4, 19, 21] и широкого спектра психологических факторов [6, 8, 14]. По мнению Ю.Ф. Антропова [1], В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьевой [11], К. М. Сергеевой, Е.П. Успенской [18], Н. Д. Лакосиной, Г.К. Ушакова [10], соматическая патология, в свою очередь, может негативно влиять на процесс формирования личности, особенности взаимоотношений со сверстниками и возможности адаптации подростков. Известно, что у 25 % детей бронхиальная астма проявляется в нервно-психических нарушениях, обусловленных социальной дезадаптацией [11]. При этом в поведении подростка появляются вялость, агрессивность, тревожность, расстройство внимания и т. д. Пусковыми механизмами психосоматического расстройства могут быть факторы внешней и внутренней среды или нарушения экстеро- и интероцептивной сигнализации, приводящие к конфликтной ситуации, что в конечном итоге вызывает невроз или психоз [6]. В связи с этим необходимо своевременное выявление подобных ситуаций и качественная психологическая помощь подросткам, чтобы не допустить возникновения или большего усугубления уже имеющегося психосоматического заболевания, в частности бронхиальной астмы [2, 6, 7]. Чувствительность или резистентность к событиям, которые переживает индивид, зависят от того состояния, в котором он в это время находится. Активная позиция в жизни, физическая деятельность повышают устойчивость к стрессовым воздействиям. Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности [5]. При всей сложности патогенеза бронхиальной астмы в значительной части случаев важное место в нём занимает нервно-психический фактор (зависимость приступов от психоэмоциональных воздействий, времени суток, определённой обстановки, т. е. наличия условно-рефлекторного механизма возникновения приступов). Введение психотерапии в систему лечебно-восстановительных мероприятий при бронхиальной астме способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов, т. к. восстановление нарушенных отношений пациентов и полноценность их социального функционирования выступает в качестве важного звена предупреждения дистрессов, нередко играющих существенную роль в возникновении и течении заболевания. С этой целью применяются различные методы психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия (индивидуальная и в группе пациентов), групповая психотерапия. В психотерапии больных бронхиальной астмой важное значение приобретает воздействие на алекситемический радикал в структуре преморбидной личности, а также на вторичную психопатологическую симптоматику, обусловленную заболеванием [7, 9]. Для больных бронхиальной астмой со стереотипным протеканием приступов удушья или с затруднённым дыханием, нередко обусловленным отрицательным воздействием на подростка членов семьи, существенное значение наряду с вышеописанными методами имеет поведенческая и семейная психотерапия [11-14]. Следовательно, социальнопсихологическая помощь может создавать условия для замены психологических защитных механизмов на более зрелые и конструктивные, и в этом плане она выступает как важный элемент личностно-ориентированной помощи при бронхиальной астме. В этой связи целью настоящего исследования явилось изучение психологических особенностей личности подростков и оценка эффективности оказания социально-психологической помощи по коррекции поведения и эмоциональных состояний у подростков с бронхиальной астмой. Методы В городе Москве и Московской области были обследованы две группы подростков: экспериментальная группа из 200 подростков в возрасте 14-15 лет (120 мальчиков, 80 девочек) с бронхиальной астмой и контрольная группа - 200 подростков в возрасте 14-15 лет (110 мальчиков, 90 девочек) без таковой. Подростки были схожи по социальным параметрам: 110 человек в первой и второй группе из разведенных семей (без отца), все подростки из семей со средним уровнем достатка, все учатся в общеобразовательных школах и имеют нормальные жилищные условия. С помощью методов наблюдения и беседы (с родителями, классными руководителями подростков и врачами, у которых они стоят на учете) была собрана информация об особенностях личности и поведения этих подростков, об их социальном и семейном положении. Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей ребенка. Выбор психологических методик определялся целью исследования с учетом возрастных особенностей обследуемых. В работе с подростками были использованы следующие психодиагностические методики [20]: 1. Многофакторная методика изучения личности «FPI» позволила выделить основные характеристики личности подростков, исходя из которых они выстраивают стратегию своего поведения в различных жизненных ситуациях. 2. Методика УСК (уровень субъективного контроля) позволила оценить сформированный уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. В исследовании были выявлены четыре показателя локуса контроля: общий коэффициент экстернальности-интернальности; интернальность в области достижений; интернальность в области неудач; интернальность в области здоровья. 19 Ментальная экология Экология человека 2016.2 3. Методика «Самооценка» (модификация Б. А. Сос-новского) позволила определить степень принятия подростком себя, его оценку своих возможностей и качеств. 4. Методика САН (самочувствие, активность, настроение) была направлена на исследование данных параметров у подростков. 5. Методика на определение ведущей эмоциональной модальности (Л.А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо) была направлена на исследование по четырем шкалам, соответствующим базовым эмоциям: радость, гнев, страх, печаль. Первичная диагностика по этим методикам позволила определить специфику личностной организации подростков с психосоматическими заболеваниями, а также направления и приоритеты в работе с ними. Во время оказания социально-психологической помощи с подростками проводилась психокоррекция по методу Г.Н. Сытина - словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (метод СОЭВУС) [8]. В частности, использовались настрои на устойчивость нервной системы, на здоровый образ жизни, оздоровление при навязчивой ипохондрии, оздоровление системы дыхания, абсолютное оздоровление. Подростки не только научились навыкам расслабления, концентрации внимания и снятия последствий стрессов, но и получили мощные установки на оздоровление. По окончании занятий с подростками был сделан второй диагностический срез. Сравнение двух срезов позволило сделать выводы об эффективности влияния социально-психологической помощи на личность и поведение подростков с бронхиальной астмой. Сравнение независимых групп данных, не подчиняющихся закону нормального распределения, проводилось с использованием непараметрического теста Wilcoxon Signed Ranks Test, непараметрического критерия Mann-Whitney и теста Exact. Результаты представлялись в виде медианы (Md), 25 и 75 про-центилей. Критический уровень значимости (p) в работе принимался равным 0,05 [3]. Результаты Проводилось сравнение результатов двух диагностических срезов экспериментальной группы до и после оказания социально-психологической помощи для получения первичных данных об эффектах влияния социально-психологической помощи на личность и поведение подростков. С помощью многофакторной методики изучения личности «FPI» были выявлены изменения по одиннадцати шкалам (рис. 1). До оказания социально-психологической помощи у подростков (160 человек из 200) отмечался высокий уровень невротизации. Они были очень мнительны и особо чувствительны к своим физическим состояниям, с повышенной тревожностью реагировали на любые изменения в телесных ощущениях. При этом большинство подростков субъективно отмечали головные Рис. 1. Динамика показателей теста FPI у подростков с бронхиальной астмой до и после оказания социально-психологической помощи Примечание.* - статистически значимые различия р < 0,05. боли, головокружения, расстройства сна (плохое засыпание, усталость после пробуждения), сильное мышечное напряжение, быструю утомляемость. После оказания социально-психологической помощи коэффициент невротизации снизился с высокого до среднего и низкого уровня, т. е. субъективно эти подростки стали отмечать меньше психосоматических нарушений. Спонтанная агрессивность до социально-психологической помощи находилась на низком уровне, т. е. подросткам было практически не свойственно импульсивное поведение, стремление к снятию внутреннего напряжения через прямую или косвенную агрессию. Следует отметить, что подростки с бронхиальной астмой характеризуются как очень спокойные, молчаливые и тихие личности. Постоянные обследования, медицинский контроль и ожидание приступов делает их тревожно-мнительными, погруженными в собственные ощущения, осторожно-пассивными. Наличие депрессивных признаков в эмоциональном состоянии и поведении подростков было средним, ближе к высокому. Подростки были склонны иногда погружаться в мрачные мысли и самобичевание, и их преобладающей мотивационной стратегией была стратегия избегания неудач. После оказания социально-психологической помощи их эмоциональное состояние улучшилось, они стали более оптимистичны, менее фиксированы на негативных переживаниях, стали более уверенны в себе и своем будущем. В ходе оказания социально-психологической помощи было замечено, что депрессии и плохое настроение у некоторых подростков могут выступать в качестве психологической защиты или средства манипуляции взрослыми. В ходе группового обсуждения некоторые подростки (в основном девочки) признались, что могут специально изображать уныние, чтобы добиться желаемого. У подростков до оказания социально-психологической помощи отмечался средний уровень раздражительности, с незначительным его снижением после психокоррекционного воздействия. Подростки были (и остались) достаточно эмоционально устойчивыми, не склонными к аффективным реакциям. Вообще подростки с бронхиальной астмой в большинстве своем склонны к психологической защите по оборонитель 20 Экология человека 2016.2 Ментальная экология но-пассивному, а не по активному, наступательному типу. Они больше склонны обижаться и уходить в себя, чем прибегать к физической или вербальной агрессии. В ходе оказания социально-психологической помощи активные аффективные вспышки проявили только три девочки-подростка, которых отличала достаточно высокая демонстративность. Стремление к общению и реальные проявления социальной активности подростков до оказания социально-психологической помощи были на среднем уровне (у 80 из 200 на низком). Это может говорить о существовании у них проблем в межличностной сфере, т. к. их возрастная норма - это высокая потребность в общении и активное стремление к социальным контактам. Более близкое общение с подростками и наблюдение за ними показало, что большинство из них не владеют элементарными коммуникативными навыками вступления в контакт, поддержания беседы, аргументации своей точки зрения, организации совместной деятельности и т. п. Недостаток этих умений (при выраженном стремлении к общению) становится одним из основных стрессоров и источников негативных переживаний, препятствует успешной адаптации этих подростков и, возможно, усиливает проявления их болезни. Действительно, после оказания социальнопсихологической помощи общительность (стремление и реальные способности) ребят значительно повысилась. Уравновешенность или устойчивость к стрессу у подростков в целом была ниже среднего. После оказания социально-психологической помощи защищенность от воздействия стрессовых факторов увеличилась до среднего уровня. Подростки стали уверенны в себе, оптимистичны и активны, что позволило им адекватно воспринимать критику в свой адрес, а плохие мысли и чувства по поводу ошибок прошлых и настоящих перестали их преследовать. Стремление к доминированию, активное отношение к социальному окружению после оказания социально-психологической помощи несколько возросло, оставаясь при этом на низком уровне. Подростки, больные бронхиальной астмой, не злопамятны и не мстительны, физическое насилие - это не их путь к цели, и в конфликтах они стараются скорее найти компромисс, чем соперничать с оппонентом. Застенчивость, предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации в ходе оказания социально-психологической помощи значительно снизились. Если раньше примерно в половине жизненных ситуаций подростки предпочитали быть незаметными, ведомыми и очень конформными, легко смущались и тревожились, то после оказания социально-психологической помощи они стали более уверенно высказывать свое мнение, перестали блокировать вербальную агрессию в целях самозащиты. Социально-психологическая помощь показала, что большинство подростков, больных бронхиальной астмой, вели себя дружелюбно, а в конфликте предпочитали брать вину на себя, редко оказывались способными к самозащите. Несколько человек отметили, что в ситуации, «когда все против меня, я тоже буду против себя». До оказания социально-психологической помощи и в ходе неё подростки могли подолгу сомневаться в принятии решений, в начале оказания социальнопсихологической помощи их приходилось очень долго активизировать на игры, упражнения, им постоянно требовалась поддержка и одобрение. По мере получения опыта успеха, подростки становились более уверенными в себе и активными. В ходе работы наблюдалась интересная особенность самооценки больных бронхиальной астмой подростков: несмотря на их веру в свою несостоятельность, любовь к самообвинениям, их самооценка не дифференцирована, т. е. они не выделяют, не называют своих слабых и сильных сторон. Такая особенность блокирует их активность по саморазвитию, т. к. нет четких исходных пунктов и четких целей впереди. Социально-психологическая помощь дала подросткам возможность получить подробную обратную связь, увидеть себя со стороны, выделить свои слабые и сильные стороны. В начале оказания социально-психологической помощи большинство подростков были погружены в мир своих внутренних переживаний, им легче было находиться наедине с собой, чем в компании других людей. По завершении социально-психологической помощи их открытость выросла и они стали скорее амбовертами, т. е. в зависимости от ситуации могли и пообщаться, и углубиться в свои мысли. В ходе оказания социально-психологической помощи проводилась работа по формированию умения подростков спокойно и свободно входить в общение. Надо отметить, что они достаточно быстро учились этому, что говорит, во-первых, о сензитивности данного периода к развитию коммуникативных навыков, а во-вторых, о большом желании этих ребят общаться, принадлежать к группе «значимых других». Устойчивость эмоциональной сферы подростков и до, и после оказания социально-психологической помощи осталась на среднем уровне. И если раньше они плохо умели справляться со своими эмоциями, которые заставляли их кого заниматься самобичеванием, кого раздражаться и вспылить, то сейчас их настроение стало им более подвластно. Результаты диагностического среза по методике САН представлены на рис. 2. Самочувствие подростков во время первого диагностического среза находилось на границе между низким и средним. Одна треть чувствовали себя ниже среднего, одна треть - в норме и одна треть - чуть выше среднего уровня. Подростки очень чувствительны к изменениям в физическом самочувствии, поэтому они могли находить отклонения там, где их не было. В ходе оказания социально-психологической помощи самочувствие их улучшилось и установилось стабильно на среднем уровне. 21 Ментальная экология Экология человека 2016.2 Рис. 2. Динамика показателей теста САН у подростков с бронхиальной астмой до и после оказания социально-психологической помощи Примечание. * - статистически значимые различия p < 0,05. Активность значительно выросла. Подростки стали более уверенны в собственных силах, снизился страх перед неудачами, они стали способны на социальное экспериментирование, без которого невозможно приобретение всех новообразований подросткового возраста. Активность базируется на достаточно высокой самооценке и оптимизме, на вере в будущее - эти параметры личности подростков экспериментальной группы возросли. Настроение подростков в конце оказания социально-психологической помощи стало выше, чем в начале. Это можно объяснить и тем, что группа в конце достигла деловой и эмоциональной активности, сплотилась и была эмоционально очень комфортна для каждого подростка. Анализ результатов по методике УСК представлен на рис. 3. Рис. 3. Изменение показателей локус контроля у подростков с бронхиальной астмой до и после оказания социально-психологической помощи Общая интернальность подростков экспериментальной группы после тренинга выросла. Если раньше подростки видели слабую связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, то к завершению проекта они стали более ответственны и самостоятельны. У них появилось уверенность, что важные события их жизни - это результат их собственных действий, что они могут ими управлять, а принятие на себя ответственности за свою жизнь и здоровье позволит проложить путь к выздоровлению. В ходе оказания социально-психологической помощи очень часто возникали ситуации, когда подростки бессознательно отказывались принимать на себя ответственность за результат ситуации (возникшей в ходе упражнения), причем это было абсолютно очевидно. Интернальность в области достижений выросла (со среднего до уровня чуть выше среднего). Подростки стали чаще видеть себя активными субъектами всего того хорошего, что случается с ними, стали верить в свои способности к успешному достижению целей в будущем. Раньше эта роль чаще отводилась судьбе, везению или помощи других людей. Интернальность в области неудач также возросла, оставаясь все же низкой. Подростки экспериментальной группы стали более ответственны, но все же предпочитают винить в неудачах судьбу или других людей. Считаем, что в этом состоит их психологическая защита. Интересен тот факт, что показатели интерналь-ности в сфере здоровья в ходе оказания социальнопсихологической помощи практически не изменились. Кроме частных бесед с подростками, тема здоровья практически не обсуждалась из расчёта, что самочувствие и интернальность в сфере здоровья изменится косвенно, через снятие психологического напряжения, решение насущных психологических проблем. Действительно, самочувствие подростков улучшилось, но интернальность в сфере здоровья не возросла. Результаты тестирования по методике «Ведущая эмоциональная модальность» представлены на рис. 4 . ІЗДден» l'wb Сірії ІІсч&іь В до MHïiHicn почеши □ после оказания почеши Рис. 4. Динамика ведущей эмоциональной модальности у подростков с бронхиальной астмой до и после оказания социальнопсихологической помощи Ведущей эмоциональной модальностью у подростков экспериментальной группы на начальном этапе была эмоция страха. Преобладала тревога за себя, свое здоровье, свое будущее и связанные с ней негативные переживания. За страхом шли эмоции гнева - раздражительность и обидчивость. И последнее место делили эмоции радости и печали. Подростки с бронхиальной астмой практически не умели радоваться каким-либо жизненным событиям, своим достижениям, они не умели хвалить себя, быть благодарными себе за что-либо. После социальнопсихологической помощи по результатам второго диагностического среза на первое место выходит эмоция радости. Сравнение результатов проведенных исследований до и после оказания социально-психологической по 22 Экология человека 2016.2 Ментальная экология мощи позволяет сделать вывод о её положительном влиянии. Статистически значимые различия результатов обнаружились по таким параметрам, как невротичность (p = 0,020); коммуникативность (p = 0,028); застенчивость и ранимость (p = 0,023); активность (p = 0,022) и настроение (p = 0,034) подростков. Подростки стали более оптимистичны, активны и целеустремленны, более общительны, коммуникабельны, более успешны в среде своих сверстников. Обсуждение результатов Структура личностных свойств, характерная для хронических больных, в частности для подростков с бронхиальной астмой, характеризуется: • повышенной психосоматической чувствительностью, склонностью к преувеличению болезненных ощущений, ипохондричностью; • преобладанием внешнего локуса контроля: причины болезни и любые другие жизненные события интерпретируются как внешние, независимые от собственных усилий, что в конечном итоге блокирует собственную активность, в частности активность на преодоление болезни; • тесной связью общительности, коммуникабельности, как и у большинства подростков в этом возрасте, с самооценкой и настроением. Опыт оказания социально-психологической помощи подросткам с бронхиальной астмой и изучения их психологических особенностей подтвердили актуальность исследования, возможность и необходимость психологической работы в этом направлении. Своевременная и адекватная состоянию и возрасту пациента социально-психологическая помощь приводит к повышению стрессоустойчивости и адаптивности путем развития навыков самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния подростков, одновременно являясь важным элементом личностноориентированной помощи при бронхиальной астме. Становясь более оптимистичными, активными, целеустремленными и коммуникабельными, подростки добиваются больших успехов и в среде своих сверстников. Представляется перспективной дальнейшая научно-практическая разработка проблемы по внедрению и использованию социально-психологической помощи при лечении как бронхиальной астмы, так и ряда других психосоматических расстройств.
×

Об авторах

С Н Козловская

Российский государственный социальный университет

г. Москва

Я В Шимановская

Российский государственный социальный университет

г. Москва

Л И Старовойтова

Российский государственный социальный университет

г. Москва

А С Сарычев

Северный государственный медицинский университет

Email: k69069@yandex.ru
доктор медицинских наук, доцент кафедры гигиены и медицинской экологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Список литературы

  1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. М., 1997. 198 с.
  2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с.
  3. Гланц С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. М.: Практика, 1998. 459 с.
  4. Гудков А.Б., Попова О.Н. Пульмонотропные факторы Европейского Севера (обзор) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки.2008. № 2. С. 15-22.
  5. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967. 94 с.
  6. Иванова Н.А. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой // Вопросы охраны материнства и детства. 1989. № 5. С. 57-60.
  7. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  8. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.
  9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Изд. 5-е, перераб. СПб.: Питер, 2014. 896 c.
  10. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. 272 с.
  11. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Медпресс-Информ, 2002. 608 с.
  12. Овчаренко С.И., Смулевич А.Б., Акулова М.Н. Контроль течения бронхиальной астмы: психосоматические соотношения и расстройства личности // Практическая пульмонология. 2009. Вып. № 1. С. 22-25.
  13. Пезешкян Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996. 464 с.
  14. Поппе Г.К., Броуде Л.Б. Внутренняя картина болезни у детей с бронхиальной астмой // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 49-55.
  15. Поппе Г.К., Зильберман И.А. Роль психотерапии в системе реабилитации детей с бронхиальной астмой // Реабилитация больных с нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. Л., 1986. С. 119-121.
  16. Психологическая диагностика отношения к болезни / под ред. Л.И. Вассермана и В.П. Зайцева. Л., 1990. 246 с.
  17. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: руководство для практикующих врачей / под ред. А.Г. Чучалина. М., 2013. 277с.
  18. Сергеев К.М., Успенская Е.П. Бронхиальная астма у детей. Л., 1984. 264 с.
  19. Унгуряну Т.Н., Новиков С.М., Бузинов Р.В., Гудков А.Б. Риск для здоровья населения от химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в городе с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью // Гигиена и санитария. 2010. № 4. С. 21-24.
  20. Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. 490 с.
  21. Чащин В.П., Сюрин С.А., Гудков А.Б., Попова О.Н., Воронин А.Ю. Воздействие промышленных загрязнений атмосферного воздуха на организм работников, выполняющих трудовые операции на открытом воздухе в условиях холода // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 9. С. 20-26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2016



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах