РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ИЗМЕНЕНИИ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В современных условиях на здоровье детей большое значение оказывает качество воздушной среды. Период дошкольного обучения значительно влияет на здоровье детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО), которое в свою очередь зависит от соответствия условий воспитания и обучения санитарно-эпидемиологическим нормам и установленным гигиеническим стандартам. Анализируя отечественные и зарубежные научные исследования, можно отметить, что низкое качество воздуха, микроклимата, комфорта в помещениях с присутствием диоксида углерода может оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние детей. Это может быть причиной низкой трудоспособности и мозговой деятельности, а также приводит к снижению иммунитета, при этом значительно повышая риски заболеваемости детей. Важно отметить, что уровень углекислого газа (CO2) по-прежнему остается ненормируемым показателем и представляет собой фактор риска в учреждениях, где находятся дети как временно, так и постоянно.

Цель - оценка использования комнатных растений для повышения качества воздуха в закрытых помещениях дошкольных образовательных организаций.

Методы. Мониторинг микроклиматических показателей и качества воздушной среды осуществлялся в 2-х игровых помещениях детского сада комбинированного вида «Радуга». В групповые ячейки был размещен определённый вид комнатных растений, который являлся безопасным и безвредным для детей, и обладал доказанной антимикробной активностью с санирующими и газопоглотительными свойствами. В группах «наблюдения» и «контроля» установлен прибор EClerk-Eco-RHTC предназначенный для непрерывного измерения, контроля и регулирования важнейших для здоровья человека параметров воздушной среды: температуры, относительной влажности воздуха, концентрации в воздухе углекислого газа (СО2), и сигнализирующий о выходе любого показателя за установленные пределы (производство Новосибирск, Россия).

Результаты. Исследование по оценке качества воздуха в детском организованном коллективе «Радуга», показали, что применение рекомендованных комнатных растений к использованию в помещениях с длительным пребыванием детей, способствуют статистически достоверному снижению содержания углекислого газа в воздухе помещения группы «наблюдения» по отношению к значениям в группе «контроля», соответственно в 1,3 (Kruskal-Wallis test, p <0,05) и 1,2 (Kruskal-Wallis test, p <0,05) раза, при размещении растений с площадью листового аппарата 1,7 и 2,5 м2 на площадь помещения 48 м2.

Заключение. Эффективность повышения качества воздуха в игровых помещениях ДОО, зависит от площади листовой поверхности рекомендуемых растений, и их рационального распределения с учетом эффективного радиуса воздействия. Использование комнатных растений с комплексом фитонцидных, газопоглотительных и транспирирующих свойств, способствует улучшению качества воздуха и снижению уровня концентрации CO2 в воздухе закрытых помещений ДОО.

 

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

 

Ключевым аспектом благополучия и процветания государства является укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста. В настоящее время исследование состояния здоровья среди детского населения и факторов, влияющих на него, остается важной задачей, требующей особого внимания и контроля. В этом контексте особое значение имеют условия обучения и воспитания детей в ДОО [1].

Период дошкольного обучения оказывает значительное влияние на формирование психического и физического здоровья учащихся, которое зависит от соблюдения образовательных условий гигиенических стандартов. Неблагоприятные факторы окружающей среды, снижают иммунитет у ребенка, что может привести к негативным последствиям как психического, так и физического здоровья. Поэтому контроль и оздоровление параметров воздушной среды, включая прежде всего физические и химические факторы, является одной из ключевых задач для создания благоприятных условий проведения времени в образовательных организациях. Особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышат дети в течение дня: показатель концентрации диоксида углерода в диапазоне от 300 до 400 ppm считается эталонным воздухом для детей; от 400 до 600 ppm предложено для детей школьного возраста; от 600 и выше проявляются жалобы на плохое самочувствие, усталость, снижение работоспособности и концентрации внимания. В течение дня концентрация диоксида углерода, как правило накапливается. По сведениям медицинских работников, у детей с высокой концентрацией диоксида углерода, часто наблюдаются тяжелое дыхание, одышка, сухой кашель и ринит. Рост концентрации диоксида углерода в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков. Из-за повышения концентрации диоксида углерода в помещении увеличивается число пропусков по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в ДОО.

В состав воздуха входит смесь газов, а именно - азот, кислород, аргон, углекислый газ, водяные пары и другие компоненты. Кислород для человека является основой жизни и составляет 20,9% воздуха. При снижении уровня кислорода, у человека проявляются признаки гипоксии (кислородного голодания), иногда это может привести к летальному исходу. Это происходит в плохо проветриваемых и вентилируемых закрытых помещениях.

Диоксида углерода, это газ без цвета и запаха, аккумулируется в нижнем слои замкнутого пространства. Первоисточником диоксида углерода является человек [2]. 

В связи с чем и возникает вопрос о нормировании диоксида углерода в учебных организациях. Недостаточное проветривание и работоспособность системы вентиляции не позволяет достигать оптимальных параметров микроклимата в течении дня. Например, для качественного проветривания помещений потребуется более двух часов, в дошкольных организациях недостаточно времени для проветривания помещения, а по СанПину проветривание помещения запрещено в присутствии детей. С появлением новых, современных строительных и отделочных материалов, так же снижается уровень качества воздуха. Экологические деревянные окна заменили на герметичные, воздухонепроницаемые окна из пластика, в этом контексте в помещение образуется спертый воздух, в связи с этим все большую актуальность приобретает контроль за состоянием воздуха закрытых помещений [3].

В Германии и других странах Европейского союза до настоящего времени нет нормативно-правовых актов по урегулированию параметров микроклимата. Согласно стандарту DIN 1946, часть 2, предположительным гигиеническим нормативом считается содержание диоксида углерода в помещении 1500 миллионных долей [3, 4]. В государствах Северной Европы нормы диоксида углерода составляют от 1000 до 1200 миллионных долей. Согласно директиве TRGS 900 об опасных веществах, допустимая концентрация диоксида углерода для рабочей зоны составляет 5000 миллионных долей. Избыток диоксида углерода в воздухе закрытых помещений может мешать сосредоточиться и справляться с учебной нагрузкой. В одном из исследований показано, что большую часть времени дети проводят вне дома, а именно в учебном заведении, время учебного дня составляет до 9 часов, при этом показатель CO2 в воздухе варьируется в диапазоне от 1300 до 2500 миллионных долей [3]. При таком состоянии воздушной среды снижается сосредоточенность, усидчивость и восприятие школьного материала. Администрация Соединенных Штатов Америки рекомендует образовательным организациям поддерживать параметр диоксида углерода на уровне не выше 600 миллионных долей. На территории Российской Федерации приемлемым показателем содержания в воздухе диоксида углерода в закрытых помещениях считается значение 800 миллионных долей [3, 5].

Следует подчеркнуть, что конструирование вентсистемы базируется на установленных нормах воздухообмена. В России считается минимальным воздухообменным показателем 30 м³/ч (в европейских государствах — 72 м³/ч), не зависящим от параметров помещения, а только от вентилирования. В результате скопление концентрации диоксида углерода в воздухе возможно может доходить до 1000 миллионных долей, а во время физической нагрузки переходить за верхние границы. Следовательно, норматив воздухообмена в 30 м³/ч, принятый в РФ, не гарантирует благоприятного микроклимата в помещении [3, 6].

Вопрос об улучшении воздушной среды в закрытых помещениях общеобразовательных учреждений обусловлен ростом случаев астмы и респираторных заболеваний среди детей, которые проводят значительную часть своей жизни в школьных помещениях, а также результатами исследований, подтверждающих взаимосвязь параметров качества воздуха в помещениях общеобразовательных и дошкольных учреждений и наличия заболеваний, о чем свидетельствует ряд опубликованных работ зарубежных авторов. Взаимосвязь количественного содержания углекислого газа в воздухе образовательных учреждений с потенциальными последствиями для здоровья детей и подростков была обнаружена по результатам исследований [7-9].

Ранее связь наличия частых респираторных заболеваний зачастую связывали только с количественным содержанием в воздухе помещений углекислого газа, что в дальнейшем привело к разработке нормативной базы для школьной среды, которая определяет максимальный уровень концентрации СО2 и минимальные скорости воздушного потока. Например, по результатам исследования Simoni M [10] обнаружено, что у школьников, подвергшихся воздействию уровней углекислого газа (CO2)> 1000 частей на миллион, значительно выше риск сухого кашля (OR 2,99, 95% CI 1,65–5,44) и ринита (OR 2,07, 95% CI 1,14–3,73). Также есть данные, напрямую доказывающие, что одним из факторов развития ринита у школьников является наличие источников формальдегида [11].

Другие исследования были посвящены оценке IAQ (качества воздуха в помещении) в школьной среде.

При исследовании параметров воздуха в школах и детских садах в Европе наблюдались географические различия между севером и югом Европы с точки зрения воздействия стресса на здоровье в образовательных организациях внутри помещений. Например, уровни загрязнения в греческих образовательных организациях показывают среднее значение 5,33мкг/м3 (3,1–7,8 мкг/м3) бензола и 16,55мкг/м3 (13,8–20,2мкг/м3) формальдегида. Те же химические соединения показывают средние значения в голландских образовательных организациях: 1,42мкг/м3 (0,8-3,0мкг/м3) бензола и 13,93 мкг/м3 (6,1-22,4мкг/м3) формальдегида. Было обнаружено, что уровень летучих органических соединений в помещении и уровень биоаэрозоля в школах и детских садах выше, чем в других рабочих помещениях. Внутренние концентрации атмосферных альдегидов (формальдегид, ацетальдегид, пропионовый альдегид и бензальдегид) имеют более высокие значения по сравнению с концентрациями в атмосферном воздухе. Предполагается, что внутренние источники являются более важными факторами, влияющими на уровень загрязнения внутри помещений, чем наружные источники, такие как проникновение выхлопных газов автомобиля. Более высокие концентрации крупнозернистых частиц наблюдаются при более высоких температурах воздуха в помещении и концентрации CO2, при этом концентрации фракций мелких частиц положительно коррелируют с относительной влажностью воздуха в помещении. В шумных местах, где расположены образовательные организации, как правило, закрывают окна, особенно во время занятий, что приводит к увеличению вероятности перегрева классных комнат в жаркую погоду и плохому качеству воздуха из-за отсутствия достаточной вентиляции.

В последние годы во многих странах в школах создается «зеленая архитектура» с целью гармонизации отношений человека и окружающей среды. Создание «зеленых школ» является чрезвычайно перспективным процессом, направленным не только на формирование дополнительных экологических городских пространств, но и на сохранение здоровья человека. Архитектурная среда и дизайн подобных школ оказывают положительное влияние на состояние здоровья учащихся, улучшают психофизический комфорт, способствуют развитию творческого и интеллектуального потенциала. Установлено, что озеленённая территория в жилой застройке положительно воздействует на душевное состояние человека, при этом снижает уровень раздражительности в кратчайшее время, с последующим снижением риска развития депрессивных симптомов в подростковом возрасте.

В последние десятилетия использованию комнатных растений в качестве средств очистки воздуха уделяется большое внимание, и этому посвящено большое количество научных публикаций. Испытания эффективности комнатных растений в качестве очистителя воздуха, впервые проведенные НАСА, показали, что растения обладают способностью снижать уровень загрязняющих веществ в помещении [12]. Кроме того, растёт количество исследований по комнатным растениям путем тестирования способности конкретных видов растений к очистке воздуха в помещении. Было проведено несколько исследований, связанных с использованием комнатных растений и их влиянием на заболеваемость детей. Исследование, проведенное Orwell et al. показало значительное снижение содержания бензола в воздухе помещения, где использовались растения. Тот же результат был представлен Hong et al. [13], который выявил способность растений рода фикус очищать воздух помещения путем снижения уровней таких загрязнителей (ЛОС), как бензол, этилбензол, ксилол, стирол, формальдегид, ацетальдегид и толуол. В исследовании уровни загрязняющих веществ оценивались до и после использования растений. В результате уровень ЛОС в помещении значительно снизился.

В качестве метода очистки атмосферного воздуха в последние десятилетия за рубежом привлекает большое внимание фиторемедиация (или биофильтрация), вероятно, из-за ее доступности и применимости, а также экологических, экономических и социальных выгод и ее способности достигать нулевого уровня выбросов [14]. Было доказано, что комфортный уровень проживания, продуктивность и умственное функционирование могут быть значительно улучшены, а также может быть уменьшено восприятие боли, когда растения присутствуют в комнате или на рабочем месте [14]. При фиторемедиации растения с их родственными микроорганизмами способны извлекать загрязняющие вещества из атмосферного воздуха, а затем разлагать или детоксифицировать их с помощью различных механизмов. Доказано, что это экологически чистый и устойчивый процесс на основе деятельности растений, позволяющий эффективно снижать загрязнение воздуха как в помещении, так и на открытом воздухе.

В Китае также была исследована скорость поглощения формальдегида листьями и способность экстрактов листьев разрушать формальдегид. Результаты показали, что формальдегид может переноситься из воздуха через листья и корни в ризосферную воду. При воздействии 0,56 мг/м3 формальдегида скорость удаления формальдегида составляла от 18,64 до 38,47 мкг/ч. В соответствии с балансом масс в системе «воздух-растение-вода» основным механизмом потери формальдегида было его разрушение в тканях растений, вызванное как ферментативной, так и окислительно-восстановительной реакцией. Более высокие потенциалы окисления листьев-экстрактов Wedelia chinensis и Desmodium motorium лучше соответствовали более высоким способностям к расщеплению добавленного формальдегида, чем у других растений. Окислительно-восстановительный механизм предполагает, что удаление формальдегида может быть увеличено за счет увеличения уровня активных форм кислорода (АФК), вызванных стрессом у растений из-за параметров окружающей среды [15].

По итогам литературного обзора подтверждено: комнатные растения обладают фитонцидной активностью; растения оказывают влияние на здоровье человека, находящигося в помещении, способствуют снижению содержания углекислого газа в воздухе закрытых помещений, выделяя кислород в процессе фотосинтеза; предотвращают снижение регламентированных показателей относительной влажности воздуха при активном использовании нагревательных приборов в зимний период года. Учёт положительного влияния растений, обладающих благоприятными свойствами, на воздушную среду свидетельствует о потребности в установке комнатных растений в образовательных учреждениях. Комнатные растения обеспечивают упорядоченные параметры микроклимата воздуха закрытых помещений.

Цель - оценка использования комнатных растений для повышения качества воздуха в закрытых помещениях дошкольных образовательных организаций.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

Проанализировав коллекцию ботанического сада, мы определили безопасные для здоровья детей виды растений, рекомендованные к применению в образовательных организациях. Одним из основных условий отбора являлось отсутствие ядовитых плодов, аллергизирующей активности и иголок.

В результате было установлено 10 видов растений, соответствующих данным условиям: Chlorophytum comosum, Aspidistra elatior, Begonia ricinifolia, Hibiscus rosa - sinensis, Kalanchoe blossfeldiana, Coleus blumei, Murraya exotica, Nephrolepis exaltata, Sansevieria trifasciata, Cyperus alternifolius. У данных растений была определена площадь листовой пластины и их биологические параметры (высота и ширина) [7-9].

В игровые помещения площадью 48 м2 были помещены комнатные растения и установлено измерительное устройство, которое позволяет измерить параметры микроклимата и концентрацию углекислого газа в режиме онлайн. Все значения фиксировались ежеминутно с передачей в электронную базу. Полученные значения усреднялись. В ходе статистического анализа и обработки полученных результатов основывались на описательной статистике. Первоначально полученные показатели оценивали на нормальность распределения, используя критерии Шапиро-Уилка и Колмогорова-Смирнова. Дисперсионный анализ применяли для анализа средних величин, нескольких выборок. Критический уровень значимости нулевой статистической гипотезы (p) был установлен 0,001. Проверку равенства нескольких выборок проводили с помощью теста Краскела–Уоллиса (H-критерий).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В данном исследовании впервые изучено влияние растений на содержание концентрации диоксида углерода в дошкольных организациях в зависимости от площади листовой пластины (рис. 1).

 

Рис. 1. Данные о содержании диоксида углерода в зависимости от площади листовой пластины

Fig. 1. Carbon dioxide content data depending on the area of the sheet plate

 

Установлено, что содержание углекислого газа в воздухе помещения группы «наблюдения» достоверно ниже по отношению к значениям в группе «контроля», соответственно в 1,3 (Kruskal-Wallis test, p <0,05) и 1,2 (Kruskal-Wallis test, p <0,05) раза при размещении растений с площадью листового аппарата 1,7 и 2,5 м2 на площадь помещения 48 м2 (рис. 2).

За время проведения игровых занятий качество воздуха в групповых ячейках значительно ухудшается, о чем свидетельствует уровень содержания СО2 в групповых ячейках,

 

измеряемый в различные периоды времени (08:00, 11:00, 14:00 и 17:00 часов), рис. 2.

 

 

Рис. 2. Содержание углекислого газа в контрольных точках в исследуемых группах, ppm

Fig. 2. Carbon dioxide content at the control points in the studied groups, ppm

 

Повышенный уровень диоксида углерода наблюдался во всех исследуемых группах в течение рабочего дня. Тем не менее средние концентрации диоксида углерода (миллионная доля) в воздухе группы «наблюдения» были статистически ниже по сравнению с группой, где растения отсутствовали, а в 11:00 и 17:00 часов различия имели статистически достоверный характер (Kruskal-Wallis test, p <0,05).

Уровень диоксида углерода в группе с установленными комнатными растениями в 1,3 раза был ниже по сравнению (P <0,001) с «контрольной» группой, где растения отсутствовали, что согласуется с результатами соответствующих исследований [16, 17] и позволяет сделать вывод о необходимости контроля загрязненности воздуха на предмет содержания диоксида углерода.

В качестве независимых переменных, учитывая время измерения, наличие растений в помещении с поправкой на содержание температуру и относительную влажность воздуха в помещении, дисперсионный анализ показал, что, несмотря на влияние этих факторов содержание диоксида углерода уменьшается (по критерию Фишера, P <0,01). Динамика снижения концентрации углекислого газа в игровом помещении с установленными растениями выражается линейной регрессией y = 131,02x + 535,5; R² = 0,9697; в группе, где отсутствуют растения, y = 153,19x + 698,97; R² = 0,8288.

Таким образом, размещение в игровом помещении детского учреждения представленного перечня комнатных растений с ярко выраженными фитонцидными, транспирирующими и газопоглотительными свойствами способствовало стабильному снижению концентрации углекислого газа в игровых помещениях ДОО.

 

Обсуждение

 

Влияние комнатных растений на внутреннюю среду активно исследуют с 1989 года по настоящее время. Была предложена идея использования растений для удаления органических соединений (ЛОС) из воздуха закрытых помещений [18].

В современную эпоху существует множество исследований, посвященных удалению летучих веществ из воздуха закрытых помещений с помощью горшечных растений. Полученные данные являются первой всеобъемлющей демонстрацией способности системы горшечных растений выступать в качестве интегрированного биофильтра при удалении этих загрязнений. Например, ботанический фильтр с E. aureum применялся для удаления 12,3±0,24 мг/м3 формальдегида. Результат показал, что этот биофильтр имел эффективность удаления формальдегида 32–33% даже при высокой влажности воздуха (90%). 19.    Torpy F. et al. в своем исследовании показали 57%-ную эффективность удаления метилэтилкетона с помощью вертикального ботанического биофильтра смешанного типа [19].

Наши исследования, непосредственно проведенные в игровых помещениях дошкольных учреждений, позволили выявить, какая оптимальная площадь листового аппарата комнатных растений потребуется для снижения содержания концентраций углекислого газа в игровых помещениях ДОО: на площадь помещения 48 м2 - от 1,7 до 2,5 м2.

Установлено, что концентрация СО2 в воздухе снижается примерно на 35%; комнатные растения могут снизить концентрацию CO2 в помещении и количественно определить количество углерода, поглощаемого комнатными растениями; СО2 не токсичен, но может оказывать наркотическое действие при более высокой концентрации СО2 [20]. Российские ученые обнаружили, что хлорофитумы обладают эффективностью поглощения, что согласуется с данными китайских исследователей о концентрации СО2 от 635 до 650 ppm. Например, в помещении площадью 30 м2 комнатное растение с площадью листа 3,1 м2 снижало концентрацию CO2 на 25,7–34,3 % по сравнению с помещением, где отсутствовали растения. Результаты показали, что чем больше площадь листа, тем выше эффективность удаления CO2, и что улучшение качества воздуха в помещении с помощью комнатных растений будет продолжать увеличиваться [20].

Исследования, проведенные отечественными исследователями в 2021 году, показали, что к концу учебного дня в помещениях спортивного вуза уровень диоксида углерода в холодный период года превышал допустимые нормы в 100% случаев. Авторы связывают это с недостаточной эффективностью работы вентиляционных систем [3, 5, 8-10]. Для решения данной проблемы необходимо разработать и спроектировать системы климатизации в зданиях, которые обеспечат комфортные и безопасные условия для учащихся в учебных помещениях [21].

Работы отечественных архитекторов, а также исследования ученых-гигиенистов подчеркивают важность создания критериев для оценки качества воздушной среды в закрытых помещениях. Мониторинг и контроль уровня СО2 в помещениях помогут снизить риски его негативного воздействия на здоровье [22].

По данным литературных источников, известно, что предлагаемый ассортимент растений: Chlorophytum comosum, Aspidistra elatior, Begonia ricinifolia, Hibiscus rosa - sinensis, Kalanchoe blossfeldiana, Coleus blumei, Murraya exotica, Nephrolepis exaltata, Sansevieria trifasciata, Cyperus alternifolius - обладает фитонцидными, транспирирующими и газопоглотительными свойствами, является гипоаллергенным и нетоксичным для детей. Данный ассортимент растений не требует особого ухода.

В ходе нашего исследования было установлено, что фитонцидные, газопоглотительные и транспирирующие свойства растений, как в естественных, условиях, оказывают положительное влияние на оптимизацию психоэмоционального состояния людей. Они способствуют снижению уровня углекислого газа в воздухе закрытых помещений и помогают предотвратить снижение установленных норм относительной влажности воздуха при активном использовании обогревательных приборов в зимний период. Это может рассматриваться как одна из мер профилактики.

 

Заключение

 

Анализ литературных источников и результатов проведённого собственного исследования по оценке использования комнатных растений для повышения качества воздуха в закрытых помещениях дошкольных образовательных организаций показал, что использование рекомендованного ассортимента комнатных растений способствует обеспечению оптимальных параметров микроклимата и снижению содержания углекислого газа до допустимых параметров (800 ppm) в групповых помещениях. Кроме того, установлена оптимальная площадь листового аппарата, необходимая для обеспечения нормируемых величин относительной влажности воздуха (2,5 м2) и снижению концентрации углекислого газа (1,7 м2) при площади помещения 48 м2. Использование рекомендованного ассортимента комнатных растений будет способствовать повышению качества воздуха, а также служить мерой профилактики для снижения рисков заболеваемости детей в закрытых помещениях дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, эффективность повышения качества воздуха в игровых помещениях ДОО, зависит от площади листовой поверхности рекомендуемых растений и их рационального распределения с учетом эффективного радиуса воздействия. Использование комнатных растений с комплексом фитонцидных, газопоглотительных и транспирирующих свойств, способствует улучшению качества воздуха и снижению уровня концентрации CO2 в воздухе закрытых помещений ДОО.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Источник финансирования. Не указан.

Funding source. Not specified.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

Об авторах

Наталья Федоровна Чуенко

Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора

Email: natali26.01.1983@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1961-3486
SPIN-код: 9709-3447
Scopus Author ID: 57991470300

научный сотрудник, аспирант

Россия, Пархоменко ул 7

Ирина Игоревна Новикова

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены»

Email: novikova_ii@niig.su
ORCID iD: 0000-0003-1105-471X
SPIN-код: 3773-2898
Scopus Author ID: 700 515 3366

д.м.н., профессор, директор 

Россия, 630108 г. Новосибирск, ул. Пархоменко д.7

Мария Александровна Лобкис

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены»

Email: lobkis_ma@niig.su
ORCID iD: 0000-0002-8483-5229
SPIN-код: 4387-9425

научный сотрудник

Россия, 630108 г. Новосибирск, ул. Пархоменко д.7

Сергей Павлович Романенко

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора

Автор, ответственный за переписку.
Email: chuenko_nf@niig.su
ORCID iD: 0000-0003-1375-0647
SPIN-код: 2107-5929

к.м.н., заместитель директора по научной работе

Россия, 630108 г. Новосибирск, ул. Пархоменко д.7

Олег Андреевич Савченко

Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора

Email: chuenko_nf@niig.su
ORCID iD: 0000-0002-7110-7871
SPIN-код: 1029-6169
Scopus Author ID: 57220086064

Кандидат биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела токсикологии

Россия, Пархоменко ул 7

Владимир Александрович Ширинский

ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России

Email: vash1007@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-1929-2620
SPIN-код: 3487-6456

д.м.н., профессор 

Россия, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12

Жанна Владимировна Гудинова

ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России

Email: gud@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6869-6057
SPIN-код: 6178-8633

д.м.н., профессор

Россия, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12

Список литературы

  1. 1. Грицина ОП, Транковская ЛВ, Семанив ЕВ, и др. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020; 81(3):19-24. doi: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24 EDN: XHSVOV
  2. Gritsina OP, Trankovskaya LV, Semaniv EV, et al. Factors forming the health of modern children and adolescents. Pacific medical journal. 2020; 81(3):19-24. (In Russ) doi: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24 EDN: XHSVOV
  3. 2. Михайличенко КЮ, Назаров ВА, Кондрашова АС, и др. Параметры школьной среды как фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся. Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2010; 4: 342-347. EDN: MWEGHN
  4. Mikhaylichenko KYu, Nazarov VA, Kondrashova AS, et al. Рarameters of the school environment as a factor that affects the health of pupils rudn. Journal of medicine. 2010; 4: 342-347. (In Russ) EDN: MWEGHN
  5. 3. Лобкис МА, Сарычев ВВ, Сорокина АВ, и др. Гигиеническая значимость параметров микроклимата и содержания углекислого газа в обеспечении здоровьесберегающей среды обучения // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гигиены и профилактики»; Апрель 18-19, 2024; Новосибирск. EDN: KZYVVK
  6. Lobkis MA, Sarychev VV, Sorokina AV, et al. The hygienic significance of microclimate parameters and carbon dioxide content in providing a health-saving learning environment. In All-Russian Scientific and Practical Conference «Current issues of hygiene and prevention»; 2024 Apr 18-19; Novosibirsk. (In Russ) EDN: KZYVVK
  7. 4. Кузина АД. К вопросу нормирования параметров микроклимата в чистых помещениях // Международная научно-практическая конференция «Моделирование и анализ сложных технических и технологических систем»; Март 04, 2018; Самара.
  8. EDN: YQTINE
  9. Kuzina AD. On the issue of normalization of microclimate parameters in clean rooms. In International Scientific and Practical Conference «Modeling and analysis of complex technical and technological systems»; 2018 March 04; Samara. (In Russ)
  10. EDN: YQTINE
  11. 5. Губернский ЮД, Калинина НВ, Гапонова ЕБ, и др. Обоснование допустимого уровня содержания диоксида углерода в воздухе помещений жилых и общественных зданий. Гигиена и санитария. 2014; 93(6): 37-41. EDN: TFANVV
  12. Gubernskiy YuD, Kalinina NV, Gaponova EB, et al. Rationale for the permissible level of carbon dioxide in indoor air in residential and public buildings with the permanent human presence. Hygiene and sanitation, russian journal. 2014; 93(6): 37-41. (In Russ) EDN: TFANVV
  13. 6. Мансуров РШ, Гурин МА, Рубель ЕВ. Влияние концентрации углекислого газа на организм человека. Universum: технические науки. 2017; 41(8): 20-23. EDN: ZEFMXZ
  14. Mansurov RSh, Gurin MA, Vrubel EV. The effect of carbon dioxide concentration on the human body. Universum: technical sciences. 2017; 8 (41): 20-23. (In Russ) EDN: ZEFMXZ
  15. 7. Чуенко НФ, Новикова ИИ. Способ нормализации химического состава и относительной влажности воздуха в помещениях с использованием комнатных растений. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2024; 18(5): 2-3.
  16. Chuenko NF, Novikova II. A method for normalizing the chemical composition and relative humidity of indoor air using indoor plants. Bulletin of new Medical Technologies. Electronic edition. 2024; 18(5): 2-3. (In Russ) doi: 10.24412/issn.2075-4094
  17. 8. Чуенко НФ, Новикова ИИ, Лобкис МА, и др. Транспирирующие, фитонцидные и газопоглотительные свойства комнатных растений и их роль в улучшении качества воздушной среды в дошкольных организациях. Экология человека. 2023; 30(10): 759-768. doi: 10.17816/humeco609574.
  18. Chuenko NF, Novikova II, Lobkis MA., et al. Transpiratory, phytoncidal and gas-absorbing properties of indoor plants and their role in improving the quality of the air in preschool environment Human ecology. 2023; 30(10):759-768. (In Russ) doi: 10.17816/humeco609574
  19. 9. Патент № 2823058 Российская Федерация. Новикова ИИ, Чуенко НФ, Лобкис МА, и др. Способ улучшения воздушной среды закрытых помещений с использованием транспирирующих и газопоглотительных свойств комнатных растений заявл. 10.01.2024; опубл. 17.07.2024 заявитель Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный сибирский ботанический сад Сибирского отделения Российской академии наук. ULKSLX
  20. Patent RUS №2823058 / 17.07.24. Novikova II. Chuenko NF Lobkis MA, et al. Method of improving air environment of closed rooms using transpiring and gas-absorbing properties of indoor plants. (In Russ) EDN: ULKSLX
  21. 10. Simoni M., Annesi-Maesano I., Sigsgaard T., et al. School air quality related to dry cough, rhinitis and nasal patency in children. European Respiratory Journal. 2010; 35(4): 742-749. doi:10.1183 / 09031936.00016309
  22. 11. Molnar P., Bellander T., Sellsten G., et al. Indoor and outdoor concentrations of PM 2.5 trace elements at homes, preschools and schools in Stockholm, Sweden. Journal of Environmental Monitoring. 2007; 9(4): 348-357. doi: doi.org/10.1039/B616858B
  23. 12. Wolverton BC., McDonald RC., Watkins EA. Foliage plants for removing indoor air pollutants from energy-efficient homes. Economic Botany. 1984; 38(2): 224-228.
  24. 13. Hong SH., Hong J., Yu J., Lim Y. Study of the removal difference in indoor particulate matter and volatile organic compounds through the application of plants. Environ Health Toxicol. 2017; 32: e2017006. doi: doi.org/10.5620/eht. e2017006
  25. 14. Agarwal P., Sarkar M., Chakraborty B., et al. Phytoremediation of Air Pollutants: Prospects and Challenges. In Phytomanagement of contaminated sites. Elsevier; 2019. Р: 221-241. doi: 10.1016/B978-0-12-813912-7.00007-7
  26. 15. Su Y, Liang H., Zhao S., Liu K., et al. Removal efficiency and mechanisms of formaldehyde by five species of plants in air-plant-water system. Human and Ecological Risk Assessment: An International Journal. 2019; 25(4): 1059-1071. doi: 10.1080/10807039.2018.1474432
  27. 16. Han KT., Ruan LW., Liao LS. Effects of Indoor Plants on Human Functions: A Systematic Review with Meta-Analyses. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022; 19(12): 7454. doi:doi.org/10.3390/ijerph19127454
  28. 17. Kim HH., Yeo IY., Lee JY. Higher attention capacity after improving indoor air quality by indoor plant placement in elementary school classrooms. The Horticulture Journal. 2020; 89(3): 319-327. doi:doi.org/10.2503/hortj.UTD-110
  29. 18. Wolverton BC., Douglas WL., Bounds K. A study of interior landscape plants for indoor air pollution abatement. NASA Technical documents;1989.
  30. 19. Torpy F., Clements N., Pollinger M., et al. Testing the single-pass VOC removal efficiency of an active green wall using methyl ethyl ketone (MEK). Air Quality, Atmosphere and Health. 2018; 11(2): 163-170. doi: 10.1007/s11869-017-0518-4
  31. 20. Aydogan A., Cerone R. Review of the effects of plants on indoor environments. Indoor and Built Environment. 2021; 30(4): 442-460. doi: 10.1177/1420326X19900213
  32. 21. Агафонова ВВ. Оценка качества воздуха в помещении офисного здания. Водоснабжение и санитарная техника. 2019; 3: 61-64. EDN: YYORVB
  33. Agafonova VVE. Iindoor air quality assessment in office buildings. Water supply and sanitary technique 2019; 3: 61-64. (In Russ) EDN: YYORVB
  34. 22. Волкова НГ., Цешковская ЕЮ. О необходимости разработки критериев оценки качества внутренней среды помещений. качество воздуха, относительная влажность и акустические воздействия. В кн. Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2019 году. 2020: 143-151.
  35. Volkova NG., Ceshkovskaja EJu. O neobhodimosti razrabotki kriteriev ocenki kachestva vnutrennej sredy pomeshhenij. kachestvo vozduha, otnositel'naja vlazhnost' i akusticheskie vozdejstvija. V kn. Fundamental'nye, poiskovye i prikladnye issledovanija Rossijskoj akademii arhitektury i stroitel'nyh nauk po nauchnomu obespecheniju razvitija arhitektury, gradostroitel'stva i stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii v 2019 godu. 2020: 143-151. (In Russ)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор,

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.