No 1 (2019)

Articles
PRINTsIP KUL'TUROSOOBRAZNOSTI V PROFESSIONAL'NOY PODGOTOVKE UChITELEY
Abramova M.A., Liberska K.
Abstract
Предметом исследования является принцип культуросообразности. Объектом исследования выступает образование в целом и профессиональная подготовка педагогов в частности. Цель работы - выявление многоплановости понимания и использования принципа культуросообразности в современной системе образования. Анализ интерпретации принципа культуросообразности представлен на основе функционального, социокультурного и системного подходов. С позиции функционального подхода принцип культуросообразности рассмотрен как средство устранения коммуникативных барьеров и когнитивных проблем. Применение социокультурного подхода позволило подчеркнуть ценность принципа культуросообразности в учете особенностей культуры, социума, индивидуальных характеристик при создании условий для гармонизации взаимодействия и выполнить типологизацию целеполаганий использования принципа педагогом в построении современного процесса обучения. Системный подход акцентирует внимание на представлении образования как социального института, участвующего в трансформационных процессах. Ретроспективный анализ позволил привести пример трансформации целей обучения, повлиявшей на смену парадигм в образовании, что привело к изменению ценностных установок учителей. Изменения продемонстрированы на примере результатов европейского исследования ценностей, выполненного под руководством Ш. Шварца. Социокультурный и системный подходы позволили показать потенциал применения принципа культуросообразного построения обучения для нивелирования негативных влияний институциональных изменений в обществе в целом и системе образования в частности. Анализ интерпретации принципа культуросообразности на основе функционального, социокультурного и системного подходов позволил выявить отличия в интерпретации самого понятия, дифференцировать цели применения его как дидактического принципа, а также расширить границы понимания и применения.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):4-9
views
PODGOTOVKA SPETsIALISTOV V OBLASTI SOTsIAL'NOY RABOTY V DANII (IZ OPYTA AKADEMIChESKOY MOBIL'NOSTI NVGU I UC SYD)
Bauer E.A., Neigaard M.
Abstract
Социальная работа как сфера профессиональной деятельности формируется в Европе к середине XX столетия, но процесс накопления опыта различных государств не способствовал появлению единых требований к организации, уровню и требованиям подготовки специалистов по социальной работе. В отечественной системе подготовки кадров данное направление обучения бакалавров - относительно новый самостоятельный вид деятельности (с 1991 г.), который нуждается в содержательном наполнении теоретическими разработками и практическими рекомендациями коллег со всего мира. В данных условиях принцип академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов. Авторами показано, что многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в области социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей; определены две группы источников данной проблемы. В статье описан практический опыт академической мобильности студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» и Университетского колледжа Южной Дании. На основе анализа нормативных документов и статистических данных, наблюдения, проведенных бесед, дискуссий и семинаров сформировано представление об организации системы подготовки специалистов в области социальной работы в Дании. Материалы могут представлять интерес для студентов в процессе обучения по специальности «Социальная работа» в рамках изучения дисциплин «Зарубежный опыт социальной работы», «Основы социального образования»; для преподавателей в процессе работы над совершенствованием учебных планов подготовки бакалавров; для специалистов учреждений в ходе организации практик студентов.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):10-17
views
FORMIROVANIE TsIFROVYKh KOMPETENTsIY V PROFESSIONAL'NOM OBRAZOVANII
Volkova I.A., Petrova V.S.
Abstract
В ближайшие семь лет экономике России предстоит перейти на цифровые технологии и цифровой продукт. Целью статьи было создание общих рекомендаций для разработки и внедрения компетенций в цифровую грамотность. Предметом исследования в статье являются необходимые цифровые компетенции и их ранжирование. Чтобы облегчить людям адаптацию в цифровой экономике, авторами статьи было проведено анкетирование руководителей ведущих предприятий города Нижневартовска с целью прогнозирования групп цифровых компетенций, которые нужно учитывать в процессе профессионального обучения. Кроме того, в ходе исследования были выявлены некоторые особенности, которыми должен обладать человек. К ним отнесли культуру потребления информации и умение сделать выбор. Современное российское пространство высшего образования устанавливает новую образовательную парадигму, ориентированную на студентов и обучение в течение всей жизни. Это включает в себя фундаментальные изменения в профессиональных задачах, решаемых профессиональным образованием. Поэтому обучение должно адаптироваться в соответствии с требованиями нового контекста. В статье приводятся размышления о построении профиля цифровых компетенций для направлений подготовки высшего образования, более адекватного текущему контексту и новому сценарию, включающего такие, которые являются сквозной осью для остальных профессиональных компетенций, становящихся актуальными в образовательном контексте. Наши исследования и анализ выявили области для дальнейшего развития цифровых компетенций, а также три основных принципа, которые имеют решающее значение для успешного проектирования и разработки новых программ в профессиональном образовании. Массовое образование по единой программе в цифровой экономике перестает быть актуальным. Теперь таксономия определяет навыки, необходимые для включения в цифровую экономику через широкий спектр отраслей и профессий. Эта статья дает новое понимание роли компетенций при переходе от образования к рынку труда. Чтобы понять профиль спроса на новые навыки сейчас и то, как он может измениться в течение последующих 5-10 лет, мы привлекали работодателей для выявления тех компетенций, которые они считают востребованными.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):17-24
views
KONTROL' SAMOSTOYaTEL'NOY RABOTY STUDENTOV PRI OBUChENII MATEMATIKE V USLOVIYaKh KOMPETENTNOSTNOGO PODKhODA
Gorlova S.N., Makarova E.A.
Abstract
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования обозначили переориентацию с предметно-знаниевой модели образования к компетентностной, имеющей своей целью развитие личностных и профессиональных характеристик студентов с акцентом на их самостоятельную деятельность. Универсальность и общность требований к результатам освоения образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) не только не исключает, но и предполагает предметную ориентированность формулировок компетенций при реализации конкретных направлений подготовки. Это требует переосмысления функционала всех составляющих системы обучения, включая содержание. Именно этот аспект остается недостаточно освещенным в обучении математике в рамках компетентностного подхода. Вектор значительной части научных изысканий направлен в сторону поиска эффективных образовательных технологий. Между тем непрерывность в формировании компетенций требует учитывать профессиональную ориентированность обучения предмету. Пересмотр математического содержания необходим также ввиду увеличения доли самостоятельной работы студентов. В статье обоснована роль и значимость математического содержания в организации контроля самостоятельной работы студентов. С позиций приоритета обучающей функции контроля предлагается конструирование заданий, способствующих оцениванию не только знаниевой, но и опытной и мотивационной составляющих компетенций.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):24-31
views
OBUChENIE NAVYKAM USPEShNOGO TRUDOUSTROYSTVA I PLANIROVANIYa KAR'ERY VYPUSKNIKOV KAK ODNA IZ PRIORITETNYKh ZADACh VUZA
Ezhukova I.F.
Abstract
Вопросы планирования и построения карьеры, трудоустройства и адаптации выпускников остаются актуальными и требуют новых подходов к решению задач профессионального самоопределения и становления в современном мире труда и профессий. Выпускники вузов испытывают трудности в поисках подходящего места работы по специальности, чаще всего из-за отсутствия опыта работы. С другой стороны, у молодых людей большой потенциал, они легко обучаемы, мобильны, умеют приспосабливаться к новым ситуациям, грамотно подходят к выбору предложений на рынке труда. Задача, стоящая перед специалистами по трудоустройству обучающихся, - оказание помощи в профессиональном самоопределении, знакомство с современными теориями построения карьеры и требованиями работодателей. На основе анализа статистических показателей - данных, полученных в ходе проведенного мониторинга профессиональных планов студентов, окончивших вуз, устанавливается доля трудоустроенных выпускников. Основным методом сбора данных в исследовании проблематики трудоустроенных выпускников является метод динамического и сравнительного мониторинга. Предметом исследования послужили данные, полученные в ходе анализа мониторинга. Цель статьи - представить имеющийся опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета по формированию навыков поиска работы и их профессионального образования в рамках изучения феномена «карьера», факторов развития и управления деловой карьерой. Автор статьи представляет современное видение процесса профессионального самоопределения с точки зрения теорий психологов и социологов. В статье представлены результаты работы с обучающимися выпускных курсов, даны рекомендации по содействию трудоустройству выпускников, формы и методы взаимодействия с обучающимися с целью их успешного трудоустройства по выбранной специальности.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):31-37
views
ORGANIZATsIONNO-PEDAGOGIChESKIE USLOVIYa FORMIROVANIYa PROFESSIONAL'NO-PEDAGOGIChESKOY POZITsII U STUDENTOV V PROTsESSE VUZOVSKOY PODGOTOVKI
Efimova S.V.
Abstract
Статья посвящена проблеме формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в процессе обучения в вузе. Цель исследования - изучение выраженности профессионально-педагогической позиции у студентов. В соответствии с целью использовались методы исследования: опросные методы, констатирующий эксперимент. Степень выраженности профессионально-педагогической позиции определялась по методике «Степень выраженности профессионально-педагогической позиции». Исходя из структуры педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой), в качестве основных компонентов профессионально-педагогической позиции личности рассматриваются гностический, коммуникативный, организаторский, проектировочный, конструктивный, а также инновационный и информационный компоненты. По итогам констатирующего эксперимента у студентов выявлена слабая выраженность профессионально-педагогической позиции. Полученные результаты дали основание для создания определенных организационно-педагогических условий формирования профессионально-педагогической позиции у будущих педагогов в учебном процессе. Организационно-педагогические условия подразумевают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, интерактивных лекций и др.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):37-43
views
K VOPROSU O PROFESSIONAL'NOY PODGOTOVKE BAKALAVROV EKONOMIChESKOGO NAPRAVLENIYa K PREDPRINIMATEL'SKOY DEYaTEL'NOSTI V SOVREMENNYKh USLOVIYaKh
Ibragimova L.A., Mezenova S.A.
Abstract
Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики является процесс подготовки бакалавров-экономистов к предпринимательской деятельности в современных условиях. В данной статье рассматривается степень разработанности различных направлений указанного вопроса в отечественной и зарубежной научной литературе, определяются основные проблемы, существующие в системе современного высшего профессионального образования в сфере подготовки экономистов к предпринимательской деятельности. Рассматривается определение понятия «предпринимательская деятельность» с позиции педагогической, социологической и экономической науки. Выделяются основные средства, методы и формы профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в условиях вуза, обосновывается необходимость их использования в педагогическом процессе подготовки указанных специалистов. В работе рассматривается проблема применения механизмов активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах среди студентов экономического направления. Подробно изложены результаты проведенного исследования, направленного на выявление предпринимательской активности студентов. На основе изученных данных описана модель оптимального бизнес-взаимодействия между студентами экономического направления подготовки и вузом. Также приводятся практические рекомендации, направленные на повышение предпринимательской активности студентов в рамках вуза.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):43-50
views
PROFESSIONAL'NOE RAZVITIE PEDAGOGOV V USLOVIYaKh OBRAZOVATEL'NOY ORGANIZATsII
Ivanova O.A., Antonov N.V.
Abstract
Стремительные изменения, происходящие в современном мире, по своей силе, масштабности, динамичности и вариативности являются сущностной характеристикой современной действительности. Они касаются всех сфер человеческой жизнедеятельности и тем самым диктуют необходимость изменений в образовании, а также осмысления, рефлексии существующей системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. В условиях реализации идеи непрерывного образования остро встает вопрос профессионального развития педагогов, подготовки их к изменениям в профессиональной педагогической деятельности. Внутришкольная система повышения квалификации строится с учетом потенциала учителей, работающих в данной школе, ресурсов образовательной организации, особенностей субъектов образовательных отношений и потенциала социума. Она является гибкой, мобильной, способной быстро реагировать на потребности и запросы общества, учитывать отличительные черты и условия современной образовательной организации. Современные образовательные организации способны обучать школьные команды педагогов с учетом их профессионального опыта, запросов образовательной организации и социума. В данной статье представлены результаты исследования проблемы профессионального развития педагогов в условиях образовательной организации. Авторы рассматривают различные подходы к проблеме профессионального развития педагогов, выделяют компоненты, критерии и показатели профессионального развития, обосновывают возможности и этапы социально-педагогического проектирования как основы профессионального развития педагогов и описывают механизм разработки индивидуальной траектории профессионального развития педагогов образовательной организации.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):51-57
views
PROFESSIONAL'NAYa PODGOTOVKA BUDUShchIKh PEDAGOGOV K FORMIROVANIYu DUKhOVNO-NRAVSTVENNYKh TsENNOSTEY OBUChAYuShchIKhSYa
Istomina I.P.
Abstract
В статье рассматривается проблема подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся всех уровней общего образования. Автор подчеркивает, что подготовка будущих педагогов к работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся представляет собой актуальную педагогическую задачу, стратегическую цель на уровне региона ХМАО - Югры и всего Российского государства в целом, и обосновывает необходимость подготовки студентов к работе, направленной на формирование у них способности к анализу теоретических подходов в определении понятий базовых национальных ценностей. Для решения обозначенной проблемы в качестве методического инструментария автор предлагает учебный курс, ориентированный на формирование у студентов таких компетенций как: способность проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу в целях духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; способность к диагностической, прогностической деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; владение средствами мониторинга в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. В статье представлено содержание разделов учебного курса «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”», где раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских обучающихся, входящей в структуру социокультурной образовательной программы «Социокультурные истоки», представлен авторский методический инструментарий, ориентированный на индивидуальную и групповую работу по освоению учебного курса. По мнению автора, при изучении курса «Психолого-педагогические основы образовательной программы “Истоки”» с использованием активных методов обучения у студентов будут сформированы профессиональные компетенции, направленные на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):58-65
views
MEDIAOBRAZOVANIE I PROFESSIONAL'NAYa PODGOTOVKA PEDAGOGOV
Kamenev R.V., Krasheninnikov V.V., Trotskaya A.I.
Abstract
Предметом исследования является медиаобразование как фактор, обусловливающий изменения в системе образования в целом и в профессиональной подготовке педагогов в частности. Объектом исследования выступает профессиональная подготовка педагогов. Цель работы - показать на основе анализа трансформации смыслов, вкладываемых в понятие «медиаобразование», понимание его роли и задач в современной системе образования, а также изменения в требованиях к качеству подготовки педагога, работающего в пространстве медиаобразования. Показана трансформация модели обучения с использованием медиасредств на примере развития медиатек к формированию современного образовательного медиапространства. Актуализирована оценка качества информации, которую дети потребляют не только в информационном пространстве учебного заведения, но и через СМИ, Интернет и пр., в связи с чем навыки анализа медиатекстов становятся условием сохранения человеческого капитала страны, ее культуры, формирования конкурентоспособных специалистов. Отмечены существующие разночтения в понимании содержания термина «медиаграмотность», которые влекут за собой дальнейшее непонимание содержания «медиакомпетентности». Ставится вопрос о необходимости разведения содержания компетенций в подготовке тех, кто должен ею обладать на уровне простого пользователя медиаинформации, и тех, кто эту подготовку должен осуществлять, т. е. педагогов. Авторы приходят к выводу, что результаты анализа пересмотра требований к профессиональной подготовке педагога в связи с изменениями образовательной среды под влиянием включения медиасредств обучения актуализируют постановку проблемы пересмотра процесса подготовки, усиления ее технологической составляющей, увеличения внимания к языковой и коммуникативной подготовке студентов независимо от специализации.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):65-71
views
FORMIROVANIE OTVETSTVENNOGO I PASSIONARNOGO OTNOShENIYa KURSANTOV VOENNOGO VUZA K BUDUShchEY PROFESSIONAL'NOY DEYaTEL'NOSTI
Len A.A., Strebkova I.N.
Abstract
В статье дана сущностная характеристика понятию «ответственное отношение курсанта военного вуза к будущей профессиональной деятельности», а также раскрыта сущность явления пассионарности курсантов и их пассионарного отношения к профессиональной деятельности. Рассматривается профессиональная направленность как результат профессионального самоопределения личности военнослужащего, итогом которого становится положительное или негативное отношение к профессии офицера. Раскрываются основные факторы и условия формирования ценностного, информационно-познавательного и поведенческого блоков ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности у курсантов военного вуза. Описание факторов и условий формирования ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитого идейного мира как компонента пассионарности у курсантов военных вузов сопровождается осмыслением концепции «гуманизации» современного военного образования. Дан краткий анализ актуальности процесса формирования ответственного и пассионарного отношения к будущей профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, осуществлена попытка изучения возможностей гуманитарных дисциплин в организации особой воспитательной среды для его эффективности. Раскрываются особенности игровых технологий, выступающих стимулом для активной познавательной деятельности курсантов и индивидуализации процесса обучения; раскрыты возможности интеграции педагогических технологий, обеспечивающей усвоение учебного материала через активную познавательную деятельность курсантов и формирование у них ответственного и пассионарного отношения к профессиональной деятельности в будущем.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):72-79
views
FORMIROVANIE I RAZVITIE PROFESSIONAL'NYKh KOMPETENTsIY PEDAGOGOV V OBLASTI INKLYuZIVNOGO OBRAZOVANIYa
Linker G.R., Yusupova Y.M.
Abstract
В настоящей статье представлено описание экспериментального исследования по формированию и развитию профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования в условиях школы. В исследовании приняли участие педагоги общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные образовательные программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Законодательно установлено получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений государственной политики. Реализация принципов инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС требует от педагогов непрерывного процесса по развитию профессиональных компетенций и формированию личностно-профессиональных ориентаций педагогов в области инклюзивного образования. Профессиональная компетенция педагога в области инклюзивного образования - это совокупность сформированных компетенций, обуславливающих способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и саморазвития. В ходе исследования отобраны мероприятия по реализации программы формирования и развития профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования в условиях школы. Решение этих задач предполагало формирование у педагогов компонентов профессиональной компетенции: мотивационной, ценностной, операционной и рефлексивной, а также способности к осуществлению нового вида педагогической деятельности - к реализации инклюзивного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):79-89
views
FORMIROVANIE KUL'TUROVEDChESKOY KOMPETENTsII BUDUShchEGO UChITELYa NAChAL'NOY ShKOLY V PERIOD PROFESSIONAL'NOY PEREPODGOTOVKI SPETsIALISTA (NA PRIMERE IZUChENIYa YaZYKOVYKh DISTsIPLIN)
Martynova A.V.
Abstract
В статье рассматривается проблема формирования культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин). Данная задача обозначена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Автор подчеркивает, что организация работы по формированию культуроведческой компетенции представляет собой актуальную педагогическую задачу. Компетентностный подход - первостепенная задача, реализация которой является обязательной в условиях функционирования новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определяющих цели обучения в виде компетенций, необходимых современному педагогу в профессиональной деятельности. Для решения обозначенной проблемы в качестве дополнительного методического инструментария автор предлагает использовать исторические документы и архивные акты в ходе изучения обязательных дисциплин («Теоретические основы и технологии начального языкового образования», «Теоретические основы начального литературного образования») учебного плана 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». По мнению автора, изучение лингвистических дисциплин курса будет успешным при условии иллюстрации их наглядными примерами функционирования языковой единицы и ее эволюции, демонстрируемыми региональными текстами, что в итоге приведет к формированию культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):90-95
views
REALIZATsIYa PROEKTA PO FORMIROVANIYu PROFESSIONAL'NO ZNAChIMYKh KAChESTV BUDUShchIKh BAKALAVROV EKONOMIKI
Mishina S.V.
Abstract
Предметом исследования является формирование профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Объект исследования - профессиональная подготовка будущих бакалавров экономики. Цель работы - показать возможности проектного управления в формировании профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Актуальность работы обусловлена тем, что современный рынок труда стремительно меняется под воздействием цифровой экономики, следовательно, возникает необходимость оперативного реагирования организаций высшего образования на проблему подготовки конкурентоспособных профессионалов. В статье содержится описание реализации проекта по решению указанной проблемы. Обосновывается матрица профессионально значимых качеств, основу которой составляют качества-отношения, индивидуально-личностные качества, специальные способности и качества, а также социально-личностные качества. Содержание данных кластеров коррелирует с soft skills, аккумулирующим требования цифровой экономики, что выражается в артикуляции критического мышления, командных навыков, клиентоориентированности и т. д. В ходе реализации проекта достижение поставленной цели осуществлялось посредством такого системного механизма, как скрытый куррикулум, представляющего собой надстройку над учебным планом. В качестве механизмов контроля и самоконтроля в ходе проектной деятельности были применены технологии портфолио и индивидуального маршрута профессионального развития студента. Проведение диагностических процедур доказало эффективность данной практики. В ходе диагностики удалось установить большую динамику развития специальных и социально-личностных способностей и качеств. На этапе постпроектной деятельности предполагается тиражирование данной практики в ходе реализации образовательных программ бакалавриата по менеджменту, управлению персоналом, торговому делу, государственному и муниципальному управлению.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):96-103
views
Vozmozhnosti variativnykh distsiplin v formirovanii obshcheprofessional'noy kompetentsii (OPK-5) pri obuchenii bakalavrov sotsial'noy raboty
Plotnikova Y.S., Molchanova A.V.
Abstract
Современная система высшего образования построена на применении компетентностного подхода как основы для подготовки профессионалов, способных решать трудовые задачи, быть готовыми к непрерывному образованию и самообразованию. В статье актуализирована значимость преемственности изучаемых дисциплин в процессе обучения бакалавров социальной работы и взаимосвязь компетентностного подхода с будущей профессиональной деятельностью. Подготовка студентов по направлению «Социальная работа» остается по-прежнему актуальной в современной России. Программа бакалавриата опирается на ряд компетенций, которые формируют у студентов необходимые способности для будущей профессии, направляют их на решение профессиональных задач. Представлена актуальность изучения дисциплин «Основы социального государства и гражданского общества» и «Управление социальными рисками», которые входят в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров социальной работы и направлены на формирование знаний, умений, навыков, служащих основой для усвоения последующих, специализированных предметов. С помощью методов описания, сравнения, наблюдения раскрыты возможности компетентностного подхода к образовательной деятельности и показаны некоторые примеры активных и интерактивных образовательных технологий при его использовании.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):103-109
views
TEORETIChESKIE ASPEKTY PROBLEMY REFLEKSIVNO-TsENNOSTNOGO SOPROVOZhDENIYa PROFESSIONAL'NOY PODGOTOVKI STUDENTOV PEDAGOGIChESKOGO VUZA
Tsiulina M.V.
Abstract
Актуальность проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки педагога в вузе обусловлена социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. Посредством понятийно-терминологического анализа были определены основные понятия рассматриваемой проблемы: сопровождение, педагогическое сопровождение, рефлексия, ценности, ценностная рефлексия. На основе анализа позиций ученых в отношении понимания процесса педагогического сопровождения выделены основные его характеристики. Представлено авторское определение понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов». В результате контент-анализа выделены основные структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов, которые представляют собой систему, отражающую сущность и динамику исследуемого процесса: ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный. Функциональный анализ сущности исследуемого явления позволил выделить основные функциональные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативно-регулятивный, рефлексивно-оценочный, компонент саморазвития, а также стратегии и коммуникативные умения реализации данных функций.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):110-118
views
FIZIChESKAYa PODGOTOVKA studentok K VYPOLNENIYu UPRAZhNENIYa «SGIBANIE I RAZGIBANIE RUK V UPORE LEZhA»
Grin'ko L.K., Pavlova I.V.
Abstract
Статья посвящена разработке тренировочной программы для девушек студенческого возраста с целью развития силовой выносливости всех групп мышц, участвующих в работе при выполнении упражнения «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», в соответствии с требованиями нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Тренировочная программа основана на нетрадиционной системе физических упражнений - йоге. Основу методики составили гимнастические упражнения (асаны), взятые из разных направлений йоги (хатха-йога, Аштанга виньяса йога, йога Айенгара), которые были объединены в комплексы. При разработке комплексов упражнений авторы методики основывались на общих принципах построения занятий йогой, уделяя особое внимание технике выполнения упражнений, работе с сознанием обучающихся. Программа в первую очередь нацелена на студенток, которые не способны ни разу выполнить упражнение «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и построена таким образом, чтобы в результате выполнения комплекса упражнений обучающиеся одновременно с развитием необходимых групп мышц освоили технику правильного выполнения упражнения и смогли его выполнить хотя бы несколько раз. Апробирование методики проводилось в экспериментальной группе студенток вуза, в которой 68% девушек на начальном этапе не способны были выполнить контрольное упражнение хотя бы один раз. Полученные в результате педагогического эксперимента результаты позволили авторам сделать вывод об эффективности данной методики. Статья адресована в первую очередь преподавателям физической культуры и студенткам высших и средних учебных заведений.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):119-124
views
K VOPROSU O PROEKTIROVANII SODERZhANIYa ELEKTIVNOY DISTsIPLINY «PRIKLADNAYa FIZIChESKAYa KUL'TURA» V VUZE
Pavlyutina L.Y.
Abstract
Цель исследования - теоретическое обоснование проектирования содержания дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе теории современного содержания образования. Предметом исследования является процесс формирования содержания (компетенций) элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» у студентов вуза. Для решения поставленной цели нами использовалась система научно-педагогических методов: теоретический анализ научной, педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседы, педагогическое проектирование. Таким образом, анализ научной литературы позволил выявить наиболее приемлемый подход к содержанию элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе общечеловеческой культуры, который соответствует современным требованиям общества к профессиональной подготовке студентов в вузе. Теория современного содержания образования представляет систему элементов социального опыта: системы знаний, опыта осуществления известных способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности, воплощенных в видах, отраслях деятельности, в учебных предметах и программах, что может служить базой формирования компетенций студентов.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):124-129
views
Vzaimosvyaz' psikhologicheskikh osobennostey lichnosti s gormonal'nymi sdvigami pri giperkinezii
Rechkalov A.V., Rechkalova O.L.
Abstract
Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи между личностными психологическими особенностями и содержанием гормонов в сыворотке крови у спортсменов, тренирующихся преимущественно в аэробном и анаэробном режимах энергообеспечения. Спортсмены, тренирующиеся в разных энергетических режимах, характеризовались разным уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности: тренирующиеся преимущественно в аэробном режиме - незначительным и средним уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности, тренирующиеся преимущественно в анаэробном режиме - в большинстве случаев средним и повышенным уровнем. У спортсменов с разным уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности выявлены существенные различия по показателям инсулина, соматотропного и адренокортикотропного гормонов в сыворотке крови в условиях физиологического покоя и после выполнения дозированной велоэргометрической нагрузки. Выявленные сдвиги отражают особенности восстановительных процессов при мышечной деятельности и свидетельствуют о значительном влиянии уровня нервно-психической напряженности на адаптацию организма к гиперкинезии.
Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019;(1):129-136
views

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies