Ключевые аспекты организации телемедицинских школ для пациентов как технологии современного здравоохранения
- Авторы: Теплякова О.В.1,2, Лещенко И.В.1,2, Эсаулова Н.А.1,2, Сарапулова А.В.1,2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- ООО «Медицинское объединение «Новая больница»
- Выпуск: Том 66, № 2 (2022)
- Страницы: 101-107
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/637739
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-2-101-107
- ID: 637739
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Особенностью здравоохранения в 2020 г. явилась работа в условиях массовой заболеваемости COVID-19, ограниченности и перераспределения кадровых ресурсов, результатом чего стала недостаточная информированность населения по различным аспектам здоровья. Одним из правильных решений в этих условиях является организация школ для пациентов, которые позволяют провести одновременное обучение и донести необходимую информацию до большого числа людей. Впервые представлены ключевые аспекты организации телемедицинских школ для пациентов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
Целью исследования является оценка целесообразности телемедицинских школ для пациентов как технологии современного здравоохранения.
Материал и методы. Работа проведена методом одномоментного поперечного исследования результатов анкетирования слушателей двух циклов школ, проводившихся в онлайн-режиме.
Результаты. В цикле школ по реабилитации после перенесённого COVID-19 приняли участие 1403 человека, обратная связь в ходе опросника на основе Google-платформы получена от 171 слушателя. Численность участников школ по ревматологии составила 197 человек, результаты анкетирования получены от 36 респондентов. Выделены 10 ключевых принципов организации онлайн-образования пациентов на современном этапе: использование дистанционных технологий, заинтересованность руководства и администрации лечебного учреждения, командный подход, технические возможности реализации школ, адаптация лекционного материала для пациентов, роль профильного специалиста в процессе просвещения, участие пациентов, измерение эффективности и своевременное внесение корректив, развитие и совершенствование образовательной технологии для пациентов, желание сотрудничества и обмена опытом.
Ограничения исследования. В работе проанализированы две разные по размеру и относительно небольшие группы слушателей, которые анонимно отвечали на стандартизированные вопросы о целесообразности и качестве проведённого обучения.
Заключение. Появление новых возможностей, связанных с телемедицинским образованием населения, включая образовательные мероприятия для пациентов, открывают новые перспективы для улучшения клинической помощи, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Участие авторов:
Теплякова О.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста, составление списка литературы, статистическая обработка данных;
Лещенко И.В. — написание текста, статистическая обработка данных, редактирование;
Эсаулова Н.А. — сбор и обработка материала;
Сарапулова А.В. — сбор и обработка материала.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Благодарность. Коллектив авторов высказывает благодарность генеральному директору Медицинского объединения «Новая больница» Лившицу Вадиму Романовичу и специалистам, без помощи которых не могла быть реализована данная работа: Арефьеву Георгию Борисовичу — за техническое воплощение идеи и неизменную поддержку проведения вебинаров; Павловой Анне Сергеевне — за широкое информирование пациентов и оказание неоценимой помощи при адаптации презентаций и стилистической правке статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 22.01.2021
Принята в печать 30.03.21
Опубликована 04.05.2022
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Вячеславовна Теплякова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ООО «Медицинское объединение «Новая больница»
Автор, ответственный за переписку.
Email: oteplyakova69@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2114-0419
Доктор мед. наук, профессор каф. поликлинической терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», 620028, Екатеринбург.
e-mail: oteplyakova69@gmail.com
РоссияИ. В. Лещенко
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ООО «Медицинское объединение «Новая больница»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1620-7159
Россия
Н. А. Эсаулова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ООО «Медицинское объединение «Новая больница»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-9565-3570
Россия
А. В. Сарапулова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ООО «Медицинское объединение «Новая больница»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-3616-2365
Россия
Список литературы
- Marcus C. Strategies for improving the quality of verbal patient and family education: a review of the literature and creation of the EDUCATE model. Health Psychol. Behav. Med. 2014; 2(1): 482-95. https://doi.org/10.1080/21642850.2014.900450
- Rankin S.H., Stalling K.D., London F. Patient Education in Health and Illness. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins; 2005.
- Paterick T.E., Patel N., Tajik A.J., Chandrasekaran K. Improving health outcomes through patient education and partnerships with patients. Proc. (Bayl. Univ. Med. Cent). 2017; 30(1): 112-3. https://doi.org/10.1080/08998280.2017.11929552
- Stenberg U., Vågan A., Flink M., Lynggaard V., Fredriksen K., Westermann K.F., et al. Health economic evaluations of patient education interventions a scoping review of the literature. Patient. Educ. Couns. 2018; 101(6): 1006-35. https://doi.org/10.1016/j.pec.2018.01.006
- Farahani M.A., Mohammadi E., Ahmadi F., Mohammadi N. Factors influencing the patient education: A qualitative research. Iran J. Nurs. Midwifery. Res. 2013; 18(2): 133-9.
- Калиниченко А.В., Афонин А.А., Анастасиева Е.А., Хмельницкая Я.В. Мнение врачей-урологов о дистанционном консультировании пациентов с мочекаменной болезнью на амбулаторном уровне. Journal of Siberian Medical Sciences. 2015; (5): 55
- Giuliani M., Papadakos T., Papadakos J. Propelling a new era of patient education into practice-cancer care post-COVID-19.Int. J. Radiat. Oncol. Biol. Phys. 2020; 108(2): 404-6. https://doi.org/10.1016/j.ijrobp.2020.05.036
- Keçeci A., Toprak S., Kiliç S. How effective are patient education materials in educating patients? Clin. Nurs. Res. 2019; 28(5): 567-82. https://doi.org/10.1177/1054773817740521
- Борцов В.А., Куликовская И.В. Совершенствование организации школы здоровья для пациентов. Journal of Siberian Medical Sciences. 2015; (2): 44
- John A.M., John E.S., Hansberry D.R., Lambert W.C. Assessment of online patient education materials from major dermatologic associations. J. Clin. Aesthet. Dermatol. 2016; 9(9): 23-8.
- Roberts H., Zhang D., Dyer G.S. The readability of AAOS patient education materials: evaluating the progress since 2008. J. Bone Joint Surg. Am. 2016; 98(17): e70. https://doi.org/10.2106/jbjs.15.00658
Дополнительные файлы
