Влияние электронных медицинских записей в современной системе оказания первичной медико-санитарной помощи на взаимодействие врача и пациента в Москве
- Авторы: Веселкова А.Ю.1, Звонарева Е.С.1, Корнилов М.Н.1, Ушенин В.В.1, Корнилова Е.Б.2, Холовня-Волоскова М.Э.2,3
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
- Варшавский медицинский университет
- Выпуск: Том 65, № 5 (2021)
- Страницы: 405-410
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/637958
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-405-410
- ID: 637958
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Цифровые технологии являются важным условием развития современного здравоохранения, а электронные медицинские записи – базовым элементом данной системы. Новые формы взаимодействия между поставщиком и потребителем медицинской услуги определяют необходимость понимания отношения врача и пациента к данной трудовой операции.
Цель. Оценить изменение качества коммуникаций между врачом и пациентом при повсеместном внедрении в систему здравоохранения г. Москвы электронных медицинских карт.
Материал и методы. В рамках проекта были проведены контент-анализ материалов средств массовой информации, посвящённых реализации идеи медицинских записей в городе Москве; массовый (анкетный) опрос столичных врачей и пациентов в ноябре–декабре 2020 г. Опрос был проведён параллельно в группах 168 врачей и 314 пациентов.
Результаты. Большинство (61,5%) медицинских работников указывают на снижение временных затрат во время приёма пациента; увеличение времени на работу с пациентом отмечают 47,4% респондентов; 55% врачей заявили, что сервис помогает лучше сосредоточиться на оказании медицинской помощи; 47,6% респондентов считают, что ведение медицинской документации в электронном виде позволяет снизить частоту пропуска значимой патологии. Среди пациентов 52,2% уверены, что внедрение электронных медицинских карт позволяет увеличить время, которое врач уделяет пациенту во время приёма; 68,9% пациентов указывают на улучшение взаимодействия между врачом и пациентом во время приёма.
Заключение. Цифровая трансформация системы здравоохранения позволяет достичь более высоких показателей качества медицинской помощи. Однако следует понимать, что такой результат может быть достигнут только при наличии у медицинского персонала навыков как использования современных цифровых технологий, так и новой коммуникации с пациентом при использовании электронных медицинских записей.
Об авторах
А. Ю. Веселкова
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1135-7430
Россия
Е. С. Звонарева
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-4788-6991
Россия
М. Н. Корнилов
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-2743-199X
Россия
В. В. Ушенин
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1800-4195
Россия
Екатерина Борисовна Корнилова
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: ekaterinakornilova2017@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7214-4340
Вед. науч. сотр. ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва.
e-mail: ekaterinakornilova2017@gmail.com
РоссияМ. Э. Холовня-Волоскова
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Варшавский медицинский университет
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-2437-298X
Польша
Список литературы
- Van der Kleij R.M.J.J., Kasteleyn M.J., Meijer E., Bonten T.N., Houwink E.J.F., Teichert M., et al. SERIES: eHealth in primary care. Part 1: Concepts, conditions and challenges. Eur. J. Gen. Pract. 2019; 25(4): 179-89. https://doi.org/10.1080/13814788.2019.1658190
- Alkureishi M.A., Lee W.W., Lyons M., Press V.G., Imam S., Nkansah-Amankra A., et al. Impact of electronic medical record use on the patient-doctor relationship and communication: a systematic review. J. Gen. Intern. Med. 2016; 31(5): 548-60. https://doi.org/10.1007/s11606-015-3582-1
- Halbesleben J.R.B., Rathert C. Linking physician burnout and patient outcomes: exploring the dyadic relationship between physicians and patients. Health Care Manage. Rev. 2008; 33(1): 29-39. https://doi.org/10.1097/01.HMR.0000304493.87898.72
- Maly R.C., Stain J.A., Umezawa Y., Leake B., Anglin M.D. Racial/ethnic differences in breast cancer outcomes among older patients: effects of physician communication and patient empowerment. Health Psychol. 2008; 27(6): 728. https://doi.org/10.1037/0278-6133.27.6.728
- Safran D. G., Taira D.A., Rogers W.H., Kosinski M., Ware J.E., Tarlov A.R. Linking primary care performance to outcomes of care. J. Fam. Pract. 1998; 47(3): 213-20.
- Chen J.Y., Tao M.L., Tisando D., Malin J., Ko C., Timmer M., et al. Impact of physician-patient discussions on patient satisfaction. Med. Care. 2008; 46(11): 1157-62. https://doi.org/10.1097/MLR.0b013e31817924bc
- Keating N.L., Green D.C., Kao A.C., Gazmararian J.A., Wu V.Y., Cleary P.D. How are patients’ specific ambulatory care experiences related to trust, satisfaction, and considering changing physicians? J. Gen. Intern. Med. 2002; 17(1): 29-39. https://doi.org/10.1046/j.1525-1497.2002.10209.x
- Waljee J. F., Hu E.S., Newman L.A., Alderman A.K. Correlates of patient satisfaction and provider trust after breast conserving surgery. Cancer. 2008; 112(8): 1679-87. https://doi.org/10.1002/cncr.23351
- Hsu J., Huang J., Fung V., Robertson N., Jimison H., Frankel R. Health information technology and physician-patient interactions: impact of computers on communication during outpatient primary care visits. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2005; 12(4): 474-80. https://doi.org/10.1197/jamia.M1741
- Doyle R.J., Wang N., Anthony D., Borkan J., Shield R.R., Goldman R.E. Computers in the examination room and the electronic health record: physicians’ perceived impact on clinical encounters before and after full installation and implementation. Fam. Pract. 2012; 29(5): 601-8. https://doi.org/10.1093/fampra/cms015
- Ventres W., Kooienga S., Marlin R., Vickovic N., Stewart V. Clinician style and examination room computers: a video ethnography. Fam. Med. 2005; 37(4): 276-81.
- Ventres W., Kooienga S., Vuckovic N., Marlin R., Nygren P., Stewart V. Physicians, patients, and the electronic health record: an ethnographic analysis. Ann. Fam. Med. 2006; 4(2): 124-31. https://doi.org/10.1370/afm.425
- Greatbatch D., Heath C., Campion P., Luff P. How do desk-top computers affect the doctor-patient interaction. Fam. Pract. 1995; 12(1): 32-6. https://doi.org/10.1093/fampra/12.1.32
- Booth N., Robinson P. Interference with the patient-doctor relationship - the cultural gap? Lessons from observation. Stud. Health Technol. Inform. 2002; 87: 6-9.
- Gibbings-Isaac D., Iqbal M., Tahir M.A., Kumarapeli P., de Lusignan S. The pattern of silent time in the clinical consultation: an observational multichannel video study. Fam. Pract. 2012; 29(5): 616-21. https://doi.org/10.1093/fampra/cms001
- Als A.B. The desk-top computer as a magic box: patterns of behaviour connected with the desk-top computer; GPs’ and patients’ perceptions. Fam. Pract. 1997; 14(1): 17-23. https://doi.org/10.1093/fampra/14.1.17
- Shachak A., Hadas-Dayagi M., Ziv A., Reis S. Primary care physicians’ use of an electronic medical record system: a cognitive task analysis. J. Gen. Intern. Med. 2009; 24(3): 341-8. https://doi.org/10.1007/s11606-008-0892-6
- Montague E., Asan O. Considering social ergonomics: the effects of HIT on interpersonal relationships between patients and clinicians. Work. 2012; 41(Suppl. 1): 4479-83. https://doi.org/10.3233/WOR-2012-0748-4479
- Booth A., LeCouteur A., Chur-Hansen A. The impact of the desktop computer on rheumatologist-patient consultations. Clin. Rheumatol. 2013; 32(3): 391-3. https://doi.org/10.1007/s10067-012-2140-z
- Dowell A., Stubbe M., Scott-Dowell K., Macdonald L., Dew K. Talking with the alien: interaction with computers in the GP consultation. Aust. J. Prim. Health. 2013; 19(4): 275-82. https://doi.org/10.1071/PY13036
- Margalit R.S., Roter D., Dunevant A., Larson S., Reis S. Electronic medical record use and physician-patient communication: An observational study of Israeli primary care encounters. Patient Educ. Couns. 2006; 61(1): 134-41. https://doi.org/10.1016/j.pec.2005.03.004
- Fiks A.G., Alessandrini E.A., Forrest C.B., Khan S., Localio A.R., Gerber A. Electronic medical record use in pediatric primary care. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2011; 18(1): 38-44. https://doi.org/10.1136/jamia.2010.004135
- Booth N., Robinson P., Kohannejad J. Identification of high-quality consultation practice in primary care: the effects of computer use on doctor-patient rapport. Inform. Prim. Care. 2004; 12(2): 75-83. https://doi.org/10.14236/jhi.v12i2.111
- McGrath J.M., Arar N.H., Pugh J.A. The influence of electronic medical record usage on nonverbal communication in the medical interview. Health Informatics J. 2007; 13(2): 105-18. https://doi.org/10.1177/1460458207076466
- Saleem J.J., Flanagan M.E., Russ A.L., McMullen C.K., Elli L., Russell S.A., et al. You and me and the computer makes three: variations in exam room use of the electronic health record. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2014; 21(e1): 147-51. https://doi.org/10.1136/amiajnl-2013-002189
Дополнительные файлы
