Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения

Обложка
  • Авторы: Бурдастова Ю.В.1,2
  • Учреждения:
    1. ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
    2. Институт социально-экономических проблем народонаселения - обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр» Российской академии наук
  • Выпуск: Том 65, № 5 (2021)
  • Страницы: 461-466
  • Раздел: ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья получена: 25.10.2024
  • URL: https://hum-ecol.ru/0044-197X/article/view/637998
  • DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466
  • ID: 637998

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Исследование посвящено вопросам формализации института наставничества в здравоохранении. Система наставничества в России существует на протяжении длительного времени, однако сейчас к этой теме проявляется особый интерес, поскольку меняются требования к качеству оказания медицинской помощи, возникают новые вызовы в сфере здравоохранения, встаёт вопрос снижения текучести кадров и удержания высококвалифицированных специалистов на рабочем месте.

Целью исследования является выяснение необходимости институционального закрепления института наставничества. В задачи работы входили выявление факторов, мотивирующих или демотивирующих медицинских работников участвовать в системе наставничества, а также поиск проблем формализации института наставничества.

Материал и методы. Автором было проведено социологическое исследование в Москве: массовый анкетный опрос среди врачей и медицинских сестёр в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, и серия глубинных структурированных интервью с представителями медицинских организаций, курирующими вопросы наставничества в своих организациях (17 организаций). Анализ количественных данных был проведён при помощи построения деревьев классификаций методом CHAID.

Результаты. Основной вопрос, который эксперты предлагают подробно прописать при формализации наставничества, — это умения и навыки наставника. Готовность становиться наставниками у сотрудников различна. Как показало исследование, наиболее склонны становиться наставниками врачи старше 27 лет, убеждённые в необходимости внедрения и расширения наставничества на рабочем месте. Менее склонны взять на себя функции наставника молодые врачи до 27 лет ввиду неуверенности в уровне собственной квалификации, а также более старшие коллеги, недовольные условиями труда на рабочем месте и не считающие необходимым внедрять или расширять систему наставничества в своей организации.

Заключение. Исследование показало, что эксперты положительно относятся к идее формализации института наставничества, отметив, что единый документ должен носить рекомендательный 
характер.

Об авторах

Юлия Владимировна Бурдастова

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения - обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр» Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: yulia-burdastova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2639-0353

Канд. экон. наук, аналитик ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ст. науч. сотр. Института социально-экономических проблем народонаселения — обособленного подразделения ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр» Российской академии наук, Москва.

e-mail: yulia-burdastova@yandex.ru

Россия

Список литературы

  1. Бурдастова Ю.В. Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? Народонаселение. 2020; 23(1): 148-54. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.1.12
  2. Бурдастова Ю.В. Проблемы развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(S2): 1162-7. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1162-1167
  3. Ненахова Ю.С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; (1-2): 3-11. https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02003-011
  4. Ненахова Ю.С., Локосов Е.В. Наставничество в медицине: на пути к институционализации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(S2): 1087-93. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1087-1093
  5. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала. Стратегии бизнеса. 2017; (6): 8-13.
  6. Тютенова Ж.А. К вопросу о наставничестве в системе здравоохранения Республики Казахстан. Молодой ученый. 2016; (14): 241-3.
  7. Аксенова Е.И., Александрова О.А., Аликперова Н.В., Богдан И.В., Бурдастова Ю.В., Виноградова К.В. и cоавт. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения. М.; 2019.
  8. Аксенова Е.И., Александрова О.А., Аликперова Н.В., Богдан И.В., Бурдастова Ю.В., Виноградова К.В. и соавт. Профессиональный рост и трудовые стратегии медицинских работников. М.; 2020.
  9. Груздев А.В. Прогнозное моделирование в IBM SPSS Statistic и R: Метод деревьев решений. М.: ДМК Пресс; 2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бурдастова Ю.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.