Физическая активность детей школьного возраста в пандемию COVID-19: результаты российской части международного исследования с участием 9 стран Европы
- Авторы: Концевая А.В.1, Мырзаматова А.О.1, Муканеева Д.К.1, Анциферова А.А.1, Худяков М.Б.1, Иванова Е.С.1, Драпкина О.М.1
-
Учреждения:
- Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
- Выпуск: Том 29, № 10 (2022)
- Страницы: 731-740
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Статья получена: 28.07.2022
- Статья одобрена: 17.10.2022
- Статья опубликована: 05.12.2022
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/109524
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco109524
- ID: 109524
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Оценить физическую активность (ФА) детей школьного возраста в Российской Федерации до и во время пандемии COVID-19 и её соответствие рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
Материалы и методы. Проведено международное многоцентровое кросс-секционное исследование более 24 000 детей в возрасте от 6 до 18 лет из 9 стран Европы (Венгрия, Испания, Португалия, Российская Федерация, Польша, Италия, Словения, Германия, Дания). В Российской Федерации сбор данных в форме онлайн-опроса с помощью онлайн-платформы проводили с 28 января по 10 февраля 2021 года. Опросник заполнили 13 392 детей или их родителей из 64 регионов страны, в исследование было включено 11 763 респондента: 50,8% мальчиков (n=5985) и 49,2% девочек (n=5778), 72% из городской из 28% — из сельской местности соответственно. Средний возраст участников — 11,24±2,93 года.
Опросник состоял из 5 блоков: вопросы о социально-демографических данных ребёнка; вопросы о наличии физических упражнений, игр или малоподвижном образе жизни ребёнка за последние 7 дней; сравнение ФА ребёнка в период проведения опроса с ФА во время первой волны COVID-19; сравнение ФА ребёнка в период проведения опроса с ФА до пандемии COVID-19; соблюдение Глобальных рекомендаций ВОЗ по ФА и малоподвижному образу жизни; вопросы о социально-демографических данных родителя/опекуна. Соблюдение Глобальных рекомендаций ВОЗ определяли как соблюдение ФА средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели, соблюдение экранного времени менее 2 ч в день. Номинальные данные представляли в виде абсолютных значений и процентных долей. Для сравнения процентных долей с целью выявления статистически значимых различий применяли критерий χ2 Пирсона. Различия считали статистически значимыми при р <0,05.
Результаты. Опрос выявил низкий процент детей в возрасте 5–17 лет, соблюдающих рекомендации ВОЗ по ФА. Так, доля детей, выполняющих рекомендации по ФА средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели, составила всего 7,5%. Увеличение экранного времени (более 2 ч в день) в будние дни во время пандемии выявлено у 21,9% участников опроса, в выходные дни — у 20,3%.
Заключение. Полученные данные должны быть использованы в целях разработки и реализации обоснованных целевых мер по профилактике низкой ФА и укреплению здоровья детей школьного возраста.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 значительно ограничила общий уровень физической активности (ФА) населения, в том числе среди молодых людей и детей практически во всех странах мира [1, 2]. Долгосрочные последствия пандемии COVID-19, такие как низкая ФА, могут усугубить в будущем ряд хронических заболеваний среди детей, включая детское ожирение [3]. Исследования уже зафиксировали негативную тенденцию по увеличению среднего индекса массы тела у детей и скорости его нарастания [4]. По мнению учёных, сохранение ФА на фоне действия пандемии является важной задачей для всего населения планеты [5].
Правительства стран Европы отреагировали на первую волну вспышки COVID-19 введением различных мер, направленных на замедление распространения вируса. Введённые общенациональные ограничения, в частности закрытие школ, парков, игровых площадок, сократили возможности детей для поддержания активного образа жизни. Кроме того, дети потеряли доступ к спортивным учреждениям и мероприятиям вне школы, из-за закрытия школ был нарушен распорядок дня. По данным метаанализа [6], дети являются наиболее пострадавшей от ограничений в отношении ФА частью населения. В мае 2020 года Венгерская Федерация школьного спорта под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) инициировала международное исследование по оценке ФА детей во время COVID-19. Результаты первого онлайн-опроса среди 11 стран Европы (Российская Федерация, Испания, Италия, Германия, Франция, Бельгия, Португалия, Румыния, Венгрия, Польша и Словения) были опубликованы в марте 2021 года [7]. Второй раунд опроса проведён в зимний период в 9 странах Европы для оценки влияния COVID-19 на ФА детей в динамике.
Цель. Оценить физическую активность детей школьного возраста в Российской Федерации до и во время пандемии COVID-19 и её соответствие рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Дизайн исследования
В многоцентровом кросс-секционном исследовании в формате онлайн-опроса приняли участие более 24 000 детей в возрасте от 6 до 18 лет из 9 стран Европы (Венгрия, Испания, Португалия, Российская Федерация, Польша, Италия, Словения, Германия, Дания). В Российской Федерации сбор данных проводили с 28 января по 10 февраля 2021 года. Опросник заполнили 13 392 детей или их родителей из 64 регионов страны.
Для проведения опроса подготовлена русскоязычная версия опросника, ссылка на который размещена на сайте и в социальных сетях Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава России, разослана главным внештатным специалистам по медицинской профилактике Министерств здравоохранения регионов РФ. Далее опросник распространяли на региональном уровне с помощью различных методов, таких как общая ссылка на официальных веб-страницах и в социальных сетях региональных Центров общественного здоровья и медицинской профилактики, а также на официальных веб-страницах региональных министерств здравоохранения. Ссылку на заполнение опросника рассылали также по школам.
Для детей до 12 лет предусматривалось заполнение опросника с помощью родителей, дети старше 12 лет могли заполнять его самостоятельно. Этот метод сбора предоставляет данные из выборки, параметры генеральной совокупности которой нельзя контролировать. Тем не менее он был эффективен в отношении целей исследования, поскольку позволил широко распространить результаты опроса в период, когда из-за COVID-19 существовало множество ограничений на сбор таких данных. Проведение исследования было одобрено Независимым этическим комитетом Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава России.
Инструмент-опросник
Опросник разработан международной группой экспертов и состоит из 5 блоков: вопросы о социально-демографических данных ребёнка (пол, возраст, городской/сельский статус проживания); вопросы о наличии физических упражнений, игр или малоподвижном образе жизни ребёнка за последние 7 дней; сравнение ФА ребёнка на данный момент с ФА во время первой волны COVID-19; сравнение ФА ребёнка на данный момент с ФА до пандемии COVID-19; соблюдение глобальных рекомендаций ВОЗ по ФА и малоподвижному образу жизни [8]; вопросы о социально-демографических данных родителя/опекуна. Анкета доступна только в виде онлайн-документа.
Обработка данных и статистический анализ
Данные опроса получены с помощью онлайн-платформы, объединены и импортированы для статистического анализа в программе IBM SPSS Statistics 20.0 (США). Номинальные данные представляли в виде абсолютных значений и процентных долей. Для сравнения процентных долей с целью выявления статистически значимых различий применяли критерий χ2 Пирсона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Соблюдение Глобальных рекомендаций ВОЗ определяли как соблюдение ФА средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели; соблюдение экранного времени менее 2 ч в день [8].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Общий объём выборки, включённой в исследование, составил 11 763 (рис. 1). Результаты 1629 участников исключены из анализа, так как у части респондентов (n=608) опросник был заполнен не полностью, часть участников опроса оказалась старше 18 лет (n=54), 282 участника находились в самоизоляции или на карантине по причине COVID-19 в период проведения опроса и 685 сообщили о наличии у них острого или хронического заболевания и/или инвалидности, из-за чего они не могли быть физически активными в анализируемый период.
Рис. 1. Блок-схема формирования выборки.
Fig. 1. Sampling block diagram.
В исследовании приняло участие 50,8% мальчиков (n=5985) и 49,2% девочек (n=5778) (табл. 1). Средний возраст обследуемых (M±SD) составил 11,24±2,93 года. По возрастным группам респонденты распределились следующим образом: наибольший процент детей — в возрастной группе от 6 до 11 лет (56,8%); от 12 до 15 лет — 35,6%; а наименьший — старше 16 лет (7,6%).
Таблица 1. Половозрастная характеристика респондентов, абс. число/%
Table 1. Sex and age characteristics of respondents, n/%
Возраст Age groups | Мальчики Boys | Девочки Girls | Всего Total |
От 6 до 11 лет 6 to 11 years | 3461/57,8 | 3221/55,7 | 6682/56,8 |
От 12 до 15 лет 12 to 15 years | 2103/35,1 | 2082/36,0 | 4185/35,6 |
Старше 16 лет >16 years | 421/7,0 | 475/8,2 | 896/7,6 |
Всего Total | 5985 | 5778 | 11763 |
Доля участников из городской и сельской местности составила 72 и 28% соответственно. Из числа городского населения превалировали жители больших и малых городов ( 46,4 и 19,3% соответственно), в меньшем проценте — жители мегаполиса (6,2%).
На момент опроса большинство (95,1%) сообщили о полностью открытых школах и ежедневном посещении занятий в очном формате (рис. 2).
Рис. 2. Режим работы школ.
I — школа полностью открыта, мой ребёнок посещает её ежедневно; II — школа работает с разделёнными классами и альтернативным обучением; III — школа закрыта, только онлайн-обучение; IV — школа закрыта, онлайн-обучение отсутствует.
Fig. 2. Working hours of school.
I) a school is fully open, my child attends every day; II) a school works with segregated classes and alternative learning; III) school closed, online learning only; IV) school closed, no online learning
На вопрос «Текущее количество уроков по физической культуре стало больше или меньше, чем до пандемии?» 89,0% респондентов отметили, что изменений в количестве уроков по физической культуре не было. 7,2% респондентов сообщили, что уроков по физической культуре стало меньше, а 3,2% отметили, что уроков по физической культуре стало больше в период пандемии (табл. 2).
Таблица 2. Физическая активность и экранное время среди респондентов до и в период пандемии COVID-19, абс. число/%
Table 2. Physical activity and screen time among respondents before and during the pandemic COVID-19, n/%
Физическая активность и экранное время Physical activity and screen time | Пол ребёнка | Gender | Всего | Total | |
Мальчик | Boy | Девочка | Girl | ||
Количество уроков по физической культуре до и в период пандемии Number of physical education lessons before and during the pandemic | |||
Нет уроков вообще | No lessons at all | 29/0,5 | 38/0,7 | 67/0,6 |
Больше | More | 192/3,2 | 190/3,3 | 382/3,2 |
Одинаково | Equally | 5324/89,0 | 5147/89,1 | 10 471/89,0 |
Меньше | Less | 440/7,4 | 403/7,0 | 843/7,2 |
Количество тренировок или занятий спортом по сравнению с периодом до пандемии Number of workouts or sports activities compared to pre-pandemic | |||
Увеличилось | Increased | 301/5,0 | 253/4,4 | 554/4,7 |
Не изменилось | Hasn't changed | 4424/73,9 | 4372/75,7 | 8796/74,8 |
Уменьшилось | Decreased | 1260/21,1 | 1153/20,0 | 2413/20,5 |
Количество экранного времени с целью отдыха, развлечения в будние дни по сравнению с периодом до пандемии The amount of screen time for the purpose of rest, entertainment on weekdays compared to the period before the pandemic | |||
Увеличилось | Increased | 1351/22,6 | 1226/21,2 | 2577/21,9 |
Не изменилось | Hasn't changed | 4098/68,5 | 4039/69,9 | 8137/69,2 |
Уменьшилось | Decreased | 536/9,0 | 513/8,9 | 1049/8,9 |
Количество экранного времени с целью отдыха, развлечения в выходные дни по сравнению с периодом до пандемии The amount of screen time for the purpose of rest, weekend entertainment compared to the period before the pandemic | |||
Увеличилось | Increased | 1262/21,1 | 1129/19,5 | 2391/20,3 |
Не изменилось | Hasn't changed | 4248/71,0 | 4211/72,9 | 8459/71,9 |
Уменьшилось | Decreased | 475/7,9 | 438/7,6 | 913/7,8 |
Всего | Total | 5985/100 | 5778/100 | 11 763/100 |
На вопрос «Как изменилось количество тренировок или занятий спортом по сравнению с тем количеством, которое было до пандемии?» около 75% респондентов сообщили, что количество тренировок не изменилось во время пандемии, каждый пятый респондент (20,5%) отметил, что количество тренировок уменьшилось, и только около 5% участников сообщили об увеличении количества занятий спортом в период пандемии (см. табл. 2).
На вопрос «За последние 7 дней как изменилось количество экранного времени с целью отдыха, развлечения в будние дни по сравнению с тем количеством, которое было до пандемии?» 69,2% родителей сообщили, что количество экранного времени в будние дни у детей не изменилось. Об увеличении данного показателя сообщили 21,9% участников опроса, об уменьшении — около 9% (см. табл. 2).
Схожие результаты получены в отношении изменения экранного времени у детей в выходные дни. 71,9% родителей отметили, что экранное время не изменилось по сравнению с периодом до пандемии, 20,3% сообщили об увеличении данного показателя и 7,8% — об уменьшении времени, проведённого перед экраном в выходные дни в период пандемии (см. табл. 2).
На вопрос «Насколько физически активен ваш ребёнок сейчас по сравнению с первой волной пандемии COVID-19 (весной 2020 года)?» более половины родителей (53,1%) не отметили явных изменений ФА детей, при этом каждый четвёртый родитель сообщил об увеличении ФА детей. Так, о значительном повышении (ФА детей увеличилась более чем на 1 ч в день) сообщили 15,1% респондентов, о небольшом увеличении времени занятий ФА (10–50 мин) — 10,9% респондентов. Тем не менее 12,2% родителей отметили, что их дети стали заниматься намного меньше (ФА уменьшилась более чем на 1 ч в день) и около 9% сообщили о небольшом снижении ФА детей в анализируемый период (ФА уменьшилась в среднем на 10–50 мин в день) (табл. 3).
Таблица 3. Физическая активность среди респондентов в период первой и второй волны пандемии COVID-19, абс. число/%
Table 3. Physical activity among respondents during the first and second waves of the COVID-19 pandemic, n/%
Физическая активность | Physical activity | Пол ребёнка | Gender | Все | Total | |
Мальчик Boy | Девочка Girl | ||
Насколько физически активен ваш ребенок сейчас по сравнению с первой волной пандемии COVID-19 (весной 2020 года)? How physically active is your child now compared to the first wave of the COVID-19 pandemic (spring 2020)? | |||
Намного меньше (физическая активность уменьшилась более чем на 1 ч в день) Much less (more than 1 h less activity per day) | 754/12,6 | 676/11,7 | 1430/12,2 |
Немного меньше (физическая активность уменьшилась на 10–50 мин в день) Slightly less (physical activity decreased by 10–50 min per day) | 525/8,8 | 499/8,6 | 1024/8,7 |
Без изменений | Without changes | 3130/52,3 | 3120/54,0 | 6250/53,1 |
Немного больше (физическая активность увеличилась на 10–50 мин в день) A little more (physical activity increased by 10–50 min per day) | 645/10,8 | 640/11,1 | 1285/10,9 |
Намного больше (физическая активность увеличилась более чем на 1 ч в день) Much more (physical activity increased by more than 1 h per day) | 931/15,6 | 843/14,6 | 1774/15,1 |
Насколько физически активен ваш ребенок сейчас по сравнению с тем же периодом прошлого года (январь 2020 года)? How physically active is your child now compared to the same period last year (January 2020)? | |||
Намного меньше (физическая активность уменьшилась более чем на 1 ч в день) Much less (more than 1 h less activity per day) | 866/14,5 | 762/13,2 | 1628/13,8 |
Немного меньше (физическая активность уменьшилась на 10–50 мин в день) Slightly less (physical activity decreased by 10–50 min per day) | 673/11,2 | 680/11,8 | 1353/11,5 |
Без изменений | Without changes | 3368/56,3 | 3427/59,3 | 6795/57,8 |
Немного больше (физическая активность увеличилась на 10–50 мин в день) A little more (physical activity increased by 10–50 min per day) | 637/10,6 | 528/9,1 | 1165/9,9 |
Намного больше (физическая активность увеличилась более чем на 1 ч в день) Much more (physical activity increased by more than 1 h per day) | 441/7,4 | 381/6,6 | 822/7,0 |
Всего | Total | 5985/100 | 5778/100 | 11 763/100 |
Проведена оценка изменений ФА детей в период пандемии по сравнению с доковидным периодом (январь 2020). Более половины родителей (57,8%) не отметили изменений ФА детей. Каждый четвёртый респондент (25,3%) сообщил об уменьшении ФА. При этом о значительном снижении ФА детей сообщили 13,8% родителей, а о небольшом снижении (ФА уменьшилась на 10–50 мин в день) — 11,5%. Около 7% родителей отметили, что дети стали заниматься намного больше (ФА увеличилась более чем на 1 ч в день), около 10% отметили, что ФА детей увеличилась в среднем на 10–50 мин в день по сравнению с зимой 2020 года (см. табл. 3).
Проанализировано соблюдение Глобальных рекомендаций ВОЗ по ФА и малоподвижному образу жизни в течение последних 7 дней до опроса (табл. 4).
Таблица 4. Соблюдение Глобальных рекомендаций ВОЗ по физической активности и малоподвижному образу жизни, абс. число/%
Table 4. Compliance with the WHO Global Guidelines on Physical Activity and Sedentary Lifestyles, n/%
Переменные Variables | Физическая активность средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели, в основном с аэробной нагрузкой Physical activity of medium and high intensity at least 60 min per day for a week, mainly with aerobic exercise | Ограничение времени досуга (менее 2 ч) у экрана телевизора, компьютера или другого устройства (в будние дни) Limitation of leisure time (less than 2 h) at the TV screen, computer or other device (on weekdays) | Ограничение времени досуга (менее 2 ч) у экрана телевизора, компьютера или другого устройства с развлекательной целью (в выходные дни) Restriction of leisure time (less than 2 h) at the TV screen, computer or other device for entertainment purposes (on weekends) | |||
Всего — 877/7,5 Total — 877/7.5 | p | Всего — 8627/73,3 Total — 8627/73.3 | p | Всего — 7444/63,3 Total — 7444/63.3 | p | |
Возрастные группы: | Age groups: · от 6 до 11 лет | 6 to 11 years old · от 12 до 15 лет | 12 to 15 years old · старше 16 лет | over 16 years old | 534/8,0 280/6,7 63/7,0 | 0,038 | 5371/80,4 2709/64,7 547/61,0 | <0,001 | 4750/71,1 2235/53,4 459/51,2 | <0,001 |
Место жительства: | Place of residence: · мегаполис (не менее 1 млн жителей) | metropolis (at least 1 million inhabitants) · сельская местность | countryside | 73/9,9 256/7,8 | 0,040 | 560/76,2 2371/71,8 | 0,003 | 498/67,8 2000/60,6 | <0,001 |
Образование родителей: Parents' education: · высшее | higher · среднее | secondary · разное | different | 442/8,5 175/5,8 260/7,3 | <0,001 | 4044/77,4 2046/68,2 2537/71,7 | <0,001 | 3512/67,2 1779/59,3 2153/60,9 | <0,001 |
Выявлен низкий процент детей в возрасте 5–17 лет, соблюдающих рекомендации по ФА. Так, доля детей, выполняющих рекомендации по ФА средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели, составила 7,5% (мальчики — 8,2%, девочки — 6,7%).
В отношении соблюдения рекомендации по ограничению экранного времени (менее 2 ч) показано следующее. Доля детей, выполняющая данную рекомендацию в будние дни, составила 73,3%, в выходные дни — 63,3% (см. табл. 4).
Более привержены к соблюдению рекомендации по ограничению экранного времени оказались дети в возрастной группе от 6 до 11 лет (в будние дни — 80,4%, р <0,001, в выходные дни — 71,1%, р <0,001) в отличие от детей старших возрастных групп. В отношении соблюдения рекомендации по ФА возрастных различий не выявлено (см. табл. 4).
Более привержены к соблюдению рекомендации по ФА оказались жители мегаполиса (около 10%, р=0,04) по сравнению с жителями малых городов и сельской местности. В отношении соблюдения рекомендаций по ограничению экранного времени как в будние дни, так и в выходные также более привержены к соблюдению рекомендаций были дети, проживающие в мегаполисе (76,2%, р=0,003 и 67,8%, р <0,001) (см. табл. 4).
Проанализирована зависимость соблюдения рекомендаций ВОЗ от уровня образования родителей. Наличие высшего образования ожидаемо связано с бόльшим соблюдением рекомендаций по ФА (8,5%, р <0,001) и ограничению экранного времени как в будние (77,4%, р <0,001), так и в выходные дни (67,2%, р <0,001) (см. табл. 4).
ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящем исследовании представлены данные о ФА, общем экранном времени и соблюдении глобальных рекомендаций ВОЗ по ФА и экранному времени среди детей в связи с пандемией COVID-19 в РФ. Данный опрос выявил низкий процент детей в возрасте 5–17 лет, соблюдающих рекомендации по ФА. Так, доля детей, выполняющих рекомендации по ФА средней и высокой интенсивности не менее 60 мин в день на протяжении недели, составила всего 7,5%. По данным исследования, проведённого в Канаде [9], 18,2% детей выполняли рекомендации по ФА. В настоящем исследовании увеличение экранного времени в будние дни во время пандемии выявлено у 21,9% участника опроса, в выходные дни — у 20,3% соответственно.
Первые результаты международного проекта в целом также опубликованы в European Journal of Public Health [10]. Представлены данные о соблюдении Глобальных рекомендаций ВОЗ по ФА и экранному времени по странам (n=24 302). В среднем доля детей, соблюдающих рекомендации ВОЗ по ФА, составила 9,3% (95% ДИ: 6,9–11,7). Выше данный показатель оказался в пяти странах (Польша — 14,8%; Словения — 12,6%; Венгрия — 12,2%; Дания — 11,0%; Германия —10,3%), ниже — в России (7,5%); Испании (7,3%); Италии (4,2%) и Португалии (4,0%) [10].
В отношении соблюдения рекомендации ВОЗ по ограничению экранного времени в будние и выходные дни (≤2 ч/день) в России получено меньшее время по сравнению с другими странами (1,9 ч — в будние дни и 2,3 ч — в выходные дни), лучше результаты были только в Испании, а в остальных странах экранное время было больше [10].
В качестве одного из основных тревожащих факторов исследователи отметили дальнейшее сокращение уровней ФА по сравнению с первой волной пандемии и первым исследованием весной 2020 года [10].
Специалисты общественного здравоохранения прогнозируют резкое снижение ФА детей из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений [11, 12]. В нашем опросе каждый пятый респондент (20,5%) отметил, что количество тренировок уменьшилось в период пандемии, однако количество уроков физкультуры в рамках школьной программы практически не изменилось. Важной проблемой является низкий уровень ФА детей и до пандемии. Данные первого онлайн-опроса среди 11 стран Европы показывают, что в целом количество и частота ФА среди детей сохранились примерно на том же низком уровне, как и ранее — до пандемии [7]. По данным других опросов, проведённых в марте и апреле 2020 года в Канаде и Китае, было зафиксировано значительное снижение ФА среди детей [13, 14]. Такие результаты могли быть из-за более раннего сбора данных или различий по странам, введённых мер во время пандемии. Схожие различия были выявлены по результатам первого онлайн-опроса среди 11 стран Европы. Так, в Испании, Польше, Германии и Португалии среди мальчиков распространённость низкой ФА увеличилась по сравнению с уровнем ФА до пандемии COVID-19 [15, 16].
По результатам первого опроса в 8 из 10 стран две трети участников превышали 2 ч в день общего экранного времени в будние дни [7]. Как и низкая ФА, увеличение экранного времени является независимым предиктором неблагоприятных последствий для здоровья [17–20]. Это означает, что в будущем должны быть разработаны меры для снижения данного показателя.
Ограничения исследования. Несмотря на то, что настоящее исследование имеет ряд преимуществ, таких как большой размер выборки и длительный период сбора данных, существует ряд ограничений. Во-первых, исследование было перекрёстным, т.е. участники опроса оценивали изменения ФА и экранного времени до и во время пандемии COVID-19, что могло привести к искажению сведений об их истинном уровне. Во-вторых, поскольку участники самостоятельно отвечали на вопросы, предоставленные данные могли быть подвержены систематической ошибке воспоминания. В-третьих, данное исследование, как и многие другие международные исследования, проведённые во время пандемии COVID-19, проходило в онлайн-формате. Этот метод имеет ограничения, но является единственно доступным в данный период и позволяет охватить большую группу участников за короткий промежуток времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская часть международного исследования продемонстрировала низкий уровень ФА и высокую долю экранного времени детей школьного возраста. Поскольку большинство школьников находились на обычном очном обучении и практически не отмечали сокращение уроков физкультуры (хотя количество физических тренировок вне школы сократилось у 20%), то в целом можно говорить о системной проблеме низкой ФА детей школьного возраста, которая в определённой степени усугубилась на фоне пандемии COVID-19.
Полученные данные должны быть использованы в целях разработки и реализации обоснованных целевых мер по профилактике низкой ФА и укреплению здоровья детей школьного возраста.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ADDITIONAL INFORMATION
Вклад авторов: А.В. Концевая — концепция и дизайн исследования; А.О. Мырзаматова, Д.К. Муканеева, А.А. Анциферова, Е.С. Иванова — получение и анализ данных, подготовка первого варианта статьи; М.Б. Худяков — статистическая обработка данных; О.М. Драпкина — редактирование статьи, окончательное утверждение рукописи. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).
Author contribution: A.V. Kontsevaya — concept and design of the study; A.O. Myrzamatova, D.K. Mukaneeva, A.A. Antsiferova, C.S. Ivanova — data analysis, data interpretation, preparation of the first version of the article; M.B. Khudyakov — statistical data analysis, O.M. Drapkina — editing of the article, final approval of the manuscript. All authors confirm that their authorship meets the international ICMJE criteria (all authors have made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication).
Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Competing interests. The authors declares that there are no obvious and potential conflicts of interest associated with the publication of this article.
Об авторах
Анна Васильевна Концевая
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Автор, ответственный за переписку.
Email: koncanna@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2062-1536
SPIN-код: 6787-2500
д.м.н.
Россия, МоскваАзалия Орозбековна Мырзаматова
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: azaliya89@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-8064-7215
SPIN-код: 9306-1678
Россия, Москва
Динара Кямиловна Муканеева
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: mdksc@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2682-7914
SPIN-код: 3050-1199
научный сотрудник
Россия, МоскваАлександра Александровна Анциферова
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: antsiferovaaleksandra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2337-2723
SPIN-код: 7087-7198
младший научный сотрудник
Россия, МоскваМихаил Борисович Худяков
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: mbkh52@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7869-2030
SPIN-код: 1663-3291
Россия, Москва
Екатерина Сергеевна Иванова
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: kat-iv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5379-7170
SPIN-код: 7537-2452
Россия, Москва
Оксана Михайловна Драпкина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: odrapkina@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0002-4453-8430
SPIN-код: 4456-1297
академик РАН, д.м.н., профессор
Россия, МоскваСписок литературы
- Gallè F., Sabella E.A., Ferracuti S., et al. Sedentary behaviors and physical activity of Italian undergraduate students during lockdown at the time of CoViD-19 pandemic // Int J Environ Res Public Health. 2020. Vol. 17, N 17. P. 6171. doi: 10.3390/ijerph17176171
- Stockwell S., Trott M., Tully M., et al. Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: a systematic review // BMJ Open Sport Exerc Med. 2021. Vol. 7, N 1. P. e000960. doi: 10.1136/bmjsem-2020-000960
- Loades M.E., Chatburn E., Higson-Sweeney N., et al. Rapid systematic review: the impact of social isolation and loneliness on the mental health of children and adolescents in the context of COVID-19 // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2020. Vol. 59, N 11. Р. 1218–1239.e3. doi: 10.1016/j.jaac.2020.05.009
- Lange S.J., Kompaniyets L., Freedman D.S., et al. Longitudinal trends in body mass index before and during the COVID-19 pandemic among persons aged 2–19 years — United States, 2018–2020 // MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2021. Vol. 70, N 38. P. 1355. doi: 10.15585/mmwr.mm7037a3
- Barkley J.E., Lepp A., Glickman E., et al. The acute effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in university students and employees // Int J Exerc Sci. 2020. Vol. 13, N 5. P. 1326–1339.
- Runacres A., Mackintosh K.A., Knight R.L., et al. Impact of the COVID-19 pandemic on sedentary time and behaviour in children and adults: a systematic review and meta-analysis // Int J Environ Res Public Health. 2021. Vol. 18, N 21. P. 11286. doi: 10.3390/ijerph182111286
- Kovacs V.A., Starc G., Brandes M., et al. Physical activity, screen time and the COVID-19 school closures in Europe — an observational study in 10 countries // Eur J Sport Sci. 2022. Vol. 22, N 7. P. 1094–1103. doi: 10.1080/17461391.2021.1897166
- Chaput J.P., Willumsen J., Bull F., et al. 2020 WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour for children and adolescents aged 5–17 years: summary of the evidence // Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. Vol. 17, N 1. P. 141. doi: 10.1186/s12966-020-01037-z
- Guerrero M.D., Vanderloo L.M., Rhodes R.E., et al. Canadian children's and youth's adherence to the 24-h movement guidelines during the COVID-19 pandemic: a decision tree analysis // J Sport Health Sci. 2020. Vol. 9, N 4. P. 313–321. doi: 10.1016/j.jshs.2020.06.005
- Kovacs V.A., Brandes M., Suesse T., et al. Are we underestimating the impact of COVID-19 on children's physical activity in Europe? A study of 24 302 children // Eur J Public Health. 2022. Vol. 32, N 3. P. 494–496. doi: 10.1093/eurpub/ckac003
- Bakaloudi D.R., Barazzoni R., Bischoff S.C., et al. Impact of the first COVID-19 lockdown on body weight: a combined systematic review and a meta-analysis // Clin Nutr. 2021. Vol. S0261, N 5614(21). P. 00207-7. doi: 10.1016/j.clnu.2021.04.015
- López-Bueno R., López-Sánchez G.F., Casajús J.A., et al. Potential health-related behaviors for pre-school and school-aged children during COVID-19 lockdown: a narrative review // Prev Med. 2021. Vol. 143. P. 106349. doi: 10.1016/j.ypmed.2020.106349
- Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M., Bull F.C. Global trends in insufficient physical activity among adolescents: a pooled analysis of 298 population-based surveys with 1·6 million participants // Lancet Child Adolesc Health. 2020. Vol. 4, N 1. P. 23–35. doi: 10.1016/S2352-4642(19)30323-2
- Moore S.A., Faulkner G., Rhodes R.E., et al. Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: a national survey // Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. Vol. 17, N 1. P. 85. doi: 10.1186/s12966-020-00987-8
- Xiang M., Zhang Z., Kuwahara K. Impact of COVID-19 pandemic on children and adolescents' lifestyle behavior larger than expected // Prog Cardiovasc Dis. 2020. Vol. 63, N 4. P. 531–532. doi: 10.1016/j.pcad.2020.04.013
- Inchley J., Currie D., Budisavljevic S., et al. Spotlight on adolescent health and well-being: findings from the 2017/2018 health behaviour in school-aged children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Volume 1. 2020. 146 p.
- Tremblay M.S., LeBlanc A.G., Kho M.E., et al. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth // Int J Behav Nutr Phys Act. 2011. Vol. 8. P. 98. doi: 10.1186/1479-5868-8-98
- Saunders T.J., Vallance J.K. Screen time and health indicators among children and youth: current evidence, limitations and future directions // Appl Health Econ Health Policy. 2017. Vol. 15, N 3. P. 323–331. doi: 10.1007/s40258-016-0289-3
- Babic M.J., Morgan P.J., Plotnikoff R.C., et al. Rationale and study protocol for 'Switch-off 4 Healthy Minds' (S4HM): a cluster randomized controlled trial to reduce recreational screen time in adolescents // Contemp Clin Trials. 2015. Vol. 40. P. 150–158. doi: 10.1016/j.cct.2014.12.001
- Belcher B.R., Berrigan D., Papachristopoulou A., et al. Effects of interrupting children’s sedentary behaviors with activity on metabolic function: a randomized trial // J Clin Endocrinol Metab. 2015. Vol. 100, N 10. P. 735–743. doi: 10.1210/jc.2015-2803
