THE SYSTEM OF PROVIDING EMERGENCY MEDICAL CARE TO THE VICTIMS OF THE ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AT THE PREHOSPITAL PHASE IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION



Cite item

Full Text

Abstract

The review of domestic and foreign research on leveling problematic of medical and sanitary consequences of traffic accidents has been carried out. Scientific articles were extracted from specialized scientific search systems (eLibrary.ru, PubMed.gov, Scopus Database) using keywords: emergency medical care, prehospital phase, road traffic injuries and road traffic accidents. Increase in the frequency of road traffic accidents (RTA) in absolute number of injured persons, mainly with polytrauma, caused by high-energy collisions of motor vehicles on highways require the development of new methods and forms of providing medical care. The aim of the study was to identify and analyze the ways of improvement of emergency medical care system for victims of RTA at the pre-hospital phase of medical evacuation. New methods in this sphere have been suggested. The most relevant ways to improve the system of emergency medical care to the RTA victims are the following: improvement of professional competence of specialists providing first aid to RTA victims; cooperation optimization of Emergency Medicine Service with similar forces of departmental healthcare and other regional emergency services; creation conditions for immediate movement of emergency teams to the scene of a traffic accident for provision victims medical care; standards optimization on providing medical care to the victims of traffic accidents at the pre-hospital phase of medical evacuation; increase of personnel training, working in the regional operations control centers of emergency medicine; emergency wards and leading municipal hospitals by means of conducting incident command team exercise; renovation of vehicle fleet for aerovac of RTA victims to widen opportunities to provide specialized medical care. These proposals, in our opinion, are the most important ways for development of emergency system provision to RTA victims. Its implementation will allow to reduce mortality in prehospital phase.

Full Text

Безопасность в чрезвычайных ситуациях Проблема дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) остается одной из наиболее актуальных в медицине катастроф, организации здравоохранения, травматологии, хирургии и ряде других сфер медицинской практики [5, 12, 23, 29]. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает до 1,2 млн человек; около 50 млн получают травмы. В Российской Федерации (РФ) за этот же период вследствие ДТТ погибает около 24 тыс. человек (преимущественно молодого и трудоспособного возраста), около 300 тыс. становятся инвалидами, что сопоставимо с численностью крупного городского поселения или с численностью ряда столиц РФ. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, показатели смертности и инвалидизации населения от травм, полученных в ДТП, в России все еще выше, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, а ДТТ продолжает оставаться одной из наиболее острых социально-экономических, медицинских и демографических проблем [4, 20, 45, 47, 49]. Большая часть смертельных исходов в ДТП регистрируется на догоспитальном этапе, в том числе на месте происшествия - 40-65 % и в ходе медицинской эвакуации пострадавших в лечебные учреждения - 2-10 %. Доля погибших в первые 24 часа с момента ДТП колеблется в пределах 12-15 % и зависит преимущественно от расстояния до ближайшей медицинской организации, в которую осуществляется госпитализация пострадавших, а также от профессионализма лиц, оказывающих первую помощь [44, 50]. Важным компонентом проблемы автодорожного травматизма является алкогольный фактор - около 20 % пострадавших в ДТП на городских, региональных и федеральных автодорогах находились в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения различной степени тяжести. Доля пешеходов, пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения, также не имеет тенденции к снижению не только в России, но и в целом в мире [34, 43]. Догоспитальный этап в оказании экстренной медицинской помощи признан важнейшим элементом; сроки и эффективность его реализации способствуют либо снижению, либо росту смертности и инвалидности пострадавших в ДТП. Большинство травмированных в ДТП получают не смертельные повреждения, однако любые задержки в оказании первой помощи могут привести к развитию осложнений (нарушение дыхания, остановка сердечной деятельности, продолжающееся кровотечение, скелетные травмы) и соответственно к гибели пострадавших [8, 41]. До половины смертельных исходов, которые наступают до прибытия бригады скорой медицинской помощи (БСкМП) к месту ДТП, можно было бы предотвратить быстрым и грамотным оказанием первой помощи [46]. Для этого необходимо обучение граждан (особенно водителей автотранспортных средств, личного состава дорожно-патрульной службы (ДПС), государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), государственной противопожарной службы (ГПС) и спасателей различных ведомств) приемам и способам оказания первой помощи пострадавшим на месте ДТП [1, 19]. Очевидцы ДТП, не относящиеся к личному составу спасательных формирований, также могут содействовать сохранению жизни и снижению инвалидности у пострадавших путем своевременной передачи информации о сложившейся обстановке в оперативные службы (станции, отделения СкМП, отделы полиции), а также предотвращению спонтанных и панических действий граждан на месте ДТП. В настоящее время в большинстве территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) субъектов РФ созданы учебные центры, занимающиеся обучением граждан правилам и приемам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Объектами обучения являются не только спасатели, пожарные, личный состав ГИБДД, ДПС и ГПС на всех уровнях их функционирования, но и работники охранных структур, волонтёры, воспитатели, педагоги, должностные лица, обслуживающие пассажиров транспортных средств, администраторы гостиниц, кемпингов, профилакториев, нештатные санитары предприятий и другие специалисты, чья деятельность предусматривает общение, обучение и обслуживание граждан. Целесообразно их подготовку осуществлять по принципу цепной реакции с тем, чтобы в последующем они, становясь инструкторами, обучали оказанию первой помощи коллег по работе и другие слои населения, обращая внимание на отработку простейших и эффективных способов оказания этого вида помощи [3]. Утяжелению состояния пострадавших в ДТП на месте происшествия и развитию у них летальных исходов нередко способствует несвоевременное оказание им медицинской помощи, обусловленное поздним вызовом БСкМП, чрезмерной работой их в период эпидемий и сложной дорожной обстановкой в часы пик [18]. Приоритет фактора оперативности оказания первой помощи пострадавшим на месте ДТП и в ходе их эвакуации в медицинскую организацию известен давно. Понятие «золотой час», введенное в 1965 году R. A. Cowley и определяющее временной фактор одним из главных элементов выживания, гласит: «неоказание первой помощи в течение первого часа после получения травмы увеличивает частоту смертельных исходов при тяжелой множественной или сочетанной травме на 30 %; в течение трех часов - на 60 %, а в срок до шести часов - на 90 %». В настоящее время оптимальным сроком оказания первой помощи определены первые 30 минут с момента травмы [17]. Сокращение времени доставки пострадавших в специализированный стационар достигается путем своевременного и качественного проведения медицинской сортировки пострадавших, отработки системы взаимодействия ТЦМК, их филиалов, станций (отделений) скорой медицинской помощи (ССкМП), ГИБДД и ГПС в субъектах РФ по обеспечению эффективной медицинской эвакуации пострадавших транспортными средствами этих ведомств и готовно 13 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2018.12 стью стационаров к их приему, оказанию медицинской помощи и последующему проведению лечения [27]. В ряде регионов России на ССкМП и ТЦМК организована работа диспетчерских служб в режиме «справочного бюро» с выдачей рекомендаций очевидцам ДТП по оказанию первой помощи пострадавшим, находящимся на месте происшествия. Эту методику следует совершенствовать путем активизации алгоритмов её передачи и разработки «перечня подсказок» как по действиям при ДТП с пострадавшими, так и по действиям в других ЧС [22]. В ряде случаев вследствие неадекватной оценки очевидцами или специалистами спасательных служб сложившейся ситуации с пострадавшими в ДТП, а также и недостаточной подготовки медицинских специалистов к работе с массовым количеством пострадавших диспетчеры экстренных медицинских служб зачастую принимают неверные решения по отправке к месту ДТП бригад экстренного и оперативного реагирования. Оптимизация оказания дистанционной консультативно-диагностической помощи на удаленных участках дорожных трасс может быть достигнута и расширением сети телемедицинских технологий [10]. Эффективным может оказаться и краткосрочное обучение на базе ТЦМК диспетчеров экстренных медицинских служб по выработке у них необходимых умений и навыков по принятию грамотных управленческих решений при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций с пострадавшими. В процессе обучения этот контингент следует знакомить с аналитическими данными в части зарегистрированных ЧС, с опытом работы здравоохранения на его различных уровнях, с учебно-методическими материалами, разработанными по этой проблематике, а также тестировать его путем решения ситуационных задач [6, 28]. На догоспитальном этапе медицинской эвакуации у пострадавших в ДТП крайне важна своевременная оценка тяжести их состояния, определение ведущего симптомокомплекса повреждений, проведение им (при необходимости) временной остановки кровотечения, обеспечение проходимости дыхательных путей, корректное обезболивание и иммобилизация скелетных повреждений, противошоковая инфузионная терапия и поддержание стабильной гемодинамики. Своевременное и квалифицированное выполнение этих мероприятий повышает выживаемость травмированных в ДТП, особенно с тяжелой множественной и сочетанной травмой, обеспечивая условия для благоприятной социальной реабилитации [2, 11, 39, 40]. Наиболее сложной категорией пострадавших в ДТП (в части диагностики и оказания медицинской помощи) остаются таковые с политравмой [30, 32, 51]. Высокие показатели летальности и инвалидности в данной группе (среди которых превалируют граждане трудоспособного возраста) оказывают неблагоприятное воздействие на демографические и экономические процессы в стране [13, 14]. Рост пострадавших с политравмой вследствие высокоэнер гетических столкновений автотранспортных средств на скоростных магистралях [21, 24, 25] требует поиска новых форм и методов оказания им медицин -ской помощи. Так, уже в настоящее время в объем медицинской помощи пострадавшим с политравмой на догоспитальном этапе включают борьбу с шоком, частью которой являются должная транспортная иммобилизация, организация надлежащей инфузионной терапии и обезболивание [7]. Исследователи, изучавшие качество оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе, указывают на следующие недостатки: полноценное обезболивание и эффективная остановка кровотечения отмечены в 50 % наблюдений, иммобилизация - в 40 %, а удовлетворительная санация полости рта и дыхательных путей - лишь в 15 % случаев. При оказании догоспитальной помощи пострадавшим в ДТП на федеральных автодорогах полноценная иммобилизация имела место в 30-40 %, а восстановление гемодинамических показателей - в 10-15 % случаев. Оценка качества медицинской помощи пострадавшим в ДТП со смертельным исходом выявила, что до 50 % их можно было бы спасти, нормализовав кровообращение и дыхание на месте происшествия [15, 16]. Вопрос об оптимальном объеме выполняемых мероприятий на догоспитальном этапе остается открытым. Ряд специалистов рекомендуют расширение объема медицинской помощи, оказываемой БСкМП с внедрением элементов специализированной медицинской помощи [42]. Их оппоненты, напротив, считают достаточным лишь восстановление и поддержание жизненно важных функций организма, предупреждение развития жизнеопасных осложнений, делая акцент на скорейшей доставке пострадавших в специализированный стационар [52]. Значительные по площади северные, уральские, сибирские и дальневосточные субъекты РФ характеризуются удаленностью лечебных учреждений друг от друга, что определяет необходимость развития и совершенствования авиамедицинской эвакуации пострадавших в ЧС, в том числе и лиц, пострадавших в ДТП [33, 35]. Использование вертолетов и самолетов для доставки медицинских специалистов к месту ДТП с целью оказания пострадавшим медицинской помощи и при необходимости последующей их авиамедицинской эвакуации в многопрофильные и специализированные медицинские организации субъекта РФ сокращает продолжительность «фазы без специализированной медицинской помощи» и ускоряет получение достоверной информации об оперативной медицинской обстановке в очаге ЧС [9, 36]. Основополагающим принципом организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, имеющим множественные и сочетанные травмы, является их скорейшая госпитализация в травмоцентры [31, 48]. Травмоцентры III уровня создаются на базе центральных районных больниц, способных оказывать хирургическую, а в некоторых из них реаниматологи 14 Экология человека 2018.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ческую и травматологическую помощь. Травмоцен-тры II уровня создаются при городских больницах и в межмуниципальных центрах, способных оказать таким пострадавшим специализированную медицинскую помощь. Травмоцентры I уровня представляют собой структурное подразделение крупной медицинской организации, обеспечивающее пострадавшим с тяжелыми сочетанными, множественными и комбинированными травмами весь спектр медицинской помощи и последующее комплексное лечение их до определившегося исхода. Эти центры формируются, как правило, на базе областной (краевой, республиканской) больницы или больницы скорой медицинской помощи. Для полноценного функционирования травмоцентров определяются зоны ответственности на федеральных автодорогах и иных дорогах субъектов РФ, исходя из возможности обеспечения быстрейшей доставки пострадавших в них [37, 38]. Таким образом, проградиентное увеличение частоты ДТП, абсолютного числа пострадавших в них, в том числе с политравмой, обусловленное ростом числа автотранспортных средств, требуют как совершенствования имеющихся форм и методов оказания медицинской помощи пострадавшим в этом виде ЧС, так и разработки их новых моделей. Основной целью такого комплексного подхода к оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших в ДТП является снижение их летальности на догоспитальном этапе и максимальное предотвращение среди этой категории инвалидности в процессе лечения в госпитальном звене. Учитывая, что догоспитальный этап является основополагающим в выживании пострадавших в ДТП, для реализации вышеуказанной цели определены её направления, выполнение которых, на наш взгляд, позволит сохранить человеческий потенциал, создаст условия для повышения демографического тонуса нации и обеспечит позитивное движение в решении экономических задач. Основными из этих направлений, по нашему мнению, являются: • повышение профессиональной компетентности лиц, оказывающих первую помощь пострадавшим в ДТП; • оптимизация взаимодействия мобильных формирований службы медицины катастроф с аналогичными формированиями ведомственного здравоохранения и формированиями иных экстренных и оперативных служб территории; • создание условий для оперативного выдвижения специализированных БСкМП на место ДТП для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим; • оптимизация стандартов оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе; • расширение практической подготовки сотрудников диспетчерских служб территориальных центров медицины катастроф, станций скорой медицинской помощи и ведущих больниц муниципального звена по получению информации о ДТП и других ЧС, быстрой её аналитической оценке и выработке оптимального решения на ликвидацию медико-санитарных последствий указанных трагедий на проводимых в ходе повседневной деятельности штабных, командно-штабных, комплексных учениях и тренировках; • обновление транспортного парка для ави-амедицинской эвакуации пострадавших в ЧС с расширением возможностей оказания элементов специализированной медицинской помощи в процессе эвакуации. Авторство Петчин И. В. внес существенный вклад в концепцию и дизайн исследования, интерпретацию данных литературного обзора; Барачевский Ю. Е. провел предварительный поиск литературы в специализированных научных поисковых системах по направлению «Безопасность в ЧС», окончательно утвердил присланную в редакцию рукопись; Меньшикова Л. И. участвовала в анализе материала, окончательно утвердила присланную в редакцию рукопись, подготовила заключение и выводы; Баранов А. В. подготовил первый вариант статьи, перевод на английский язык и транслитерацию списка литературы. Петчин Игорь Васильевич - SPIN 6850-6891; ORCID 0000-0001-6674-2718 Барачевский Юрий Евлампиевич - SPIN 1253-4389; ORCID 0000-0002-5299-4786 Меньшикова Лариса Ивановна - SPIN 9700-6736; ORCID 0000-0002-1525-2003 Баранов Александр Васильевич - SPIN 1754-4398; ORCID 0000-0002-3543-1738
×

About the authors

I V Petchin

Arkhangelsk regional clinical hospital, Arkhangelsk; *Northern State Medical University

Arkhangelsk, Russia

Yu E Barachevskiy

Arkhangelsk regional clinical hospital; Northern State Medical University

Arkhangelsk, Russia

L I Menshikova

Arkhangelsk regional clinical hospital; Northern State Medical University

Arkhangelsk, Russia

A V Baranov

Arkhangelsk regional clinical hospital; Northern State Medical University

Email: Baranov.av1985@mail.ru
Arkhangelsk, Russia

References

  1. Авдеева В. Г. Организационно-функциональная модель типовой образовательно-методической системы службы медицины катастроф регионального уровня: автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва, 2007. 28 с.
  2. Багненко С. Ф., Шапот Ю. Б., Алекперов У. К., Карташкин В. Л., Куршакова И. В. Принципы оказания скорой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на этапах эвакуации в условиях мегаполиса // Вестник хирургии им. И. И. Грекова. 2009. № 4. С. 92-96.
  3. Базанов С. В. Обучение сотрудников специальных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в Ивановской области, приемам оказания первой помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 7. С. 108.
  4. Баранов А. В., Вилова Т. В., Барачевский Ю. Е., Баушев В. О. Анализ оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Арктической зоне Российской Федерации // Скорая медицинская помощь. 2016. Т. 17, № 3. С. 11-14.
  5. Баранов А. В., Барачевский Ю. Е., Матвеев Р. П., Гудков А. Б. Анализ госпитальной летальности среди пострадавших с повреждениями тазового кольца // Медицина катастроф. 2012. № 3 (79). С. 16-17.
  6. Белоусов А. И., Базанов C. B., Халезин Э. С. Организация работы региональной службы медицины катастроф Ивановской области по реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // Медицина катастроф. 2008. № 2. С. 34-35.
  7. Божьев А. А., Постников А. А., Теребов С. Д., Хорошилов С. Е. Трансфузионная помощь на догоспитальном этапе и при чрезвычайных ситуациях. М.: МГУП, 2008. 110 с.
  8. Бойко И. В., Зафт В. Б., Лазаренко О. Г. Организация экстренной медицинской помощи пострадавшим с политравмой на этапах медицинской эвакуации // Медицина неотложных состояний. 2013. № 2. C. 77-84.
  9. Власенко В. Ф., Крюков В. И., Науменко К. В. Проблемы авиамедицинской эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Медицина катастроф. 2008. № 2. С. 11-12.
  10. Волошина Л. В. Смертность от дорожно-транспортных происшествий и возможные направления её снижения (обзор литературы) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 5. С. 6-9.
  11. Ганжурова Б. Ц. Совершенствование медикоорганизационных мероприятий оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва, 2008. 19 с.
  12. Гончаров С. Ф., Быстров М. В., Циника Г. В. Медицина катастроф и скорая медицинская помощь: организация оказания медицинской помощи в экстренной форме при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций // Медицина катастроф. 2015. № 1. С. 15-18.
  13. Гончаров С. Ф., Быстров М. В., Кудрявцев Б. П., Саввин Ю. Н. Проблема множественной и сочетанной травмы (политравмы), пути решения, роль службы медицины катастроф // Политравма. 2016. № 2. С. 6-17.
  14. Губайдуллин М. И. Медико-социальная оценка случаев с летальными исходами дорожно-транспортных травм на госпитальном этапе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 8. С. 91-94.
  15. Губайдуллин М. И., Сафин Р. Я., Зарков С. И. Дефекты оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на госпитальном этапе (обзор литературы) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. № 19. С. 84-88.
  16. Губайдуллин М. И., Тюков Ю. А., Зарков С. И., Сафин Р. Я. Экспертная оценка причин неблагоприятных исходов дорожно-транспортных травм // Вестник Новосибирского государственного университета. 2011. № 9. С. 240-242.
  17. Гусейнов А. Г. Оптимизация лечения сочетанной травмы при дорожно-транспортных происшествиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 9. С. 92-93.
  18. Дежурный Л. И., Бояринцев В. В., Неудахин Г. В. Система первой помощи в России и ее взаимодействие со службой скорой медицинской помощи // Скорая медицинская помощь. 2013. № 2. С. 44-50.
  19. Дежурный Л. И., Халмуратов А. М., Лысенко К. И. Факторы, определяющие оказание первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств // Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1. С. 81-85.
  20. Зарков С. И. Медико-социальная и экспертная оценка исходов дорожно-транспортных травм на госпитальном этапе оказания медицинской помощи: автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва, 2011. 19 с.
  21. Зуев С. Г., Кузьмин А. Г. Сочетанная и множественная травма. Лечебная тактика // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2011. № 1. С. 360-361.
  22. Иванченко А. Н., Сергеев В. В., Сиглаева T. M. Роль диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи в оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и других несчастных случаях // Медицина катастроф. 2008. № 1. С. 47-49.
  23. Исаева И. А. Повышение результативности лечения пострадавших с сочетанными механическими травмами в дорожно-транспортных происшествиях (на примере Республики Татарстан): автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 2013. 20 с.
  24. Камаев И. А., Гриб М. Н., Хлапов A. Л. Направления совершенствования мониторинга травматизма и смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий // Общественное здоровье и здравоохранение. 2009. № 2. С. 8-12.
  25. Королев В. М. Эпидемиологические аспекты сочетанной травмы // Дальневосточный медицинский журнал. 2011. № 3. С. 124-128.
  26. Кузьмин А. Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема // Экология человека. 2011. № 3. С. 44-49.
  27. Кузьмин А. Г. Научное обоснование организации оказания специализированной медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в крупной области СЗФО РФ (на примере Вологодской области): автореф. дис.. д-ра мед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 44 с.
  28. Курбанов K. M., Гаджиев А. Н., Тагирова Т. К. Аварийность на автомобильных дорогах и меры по снижению тяжести медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий в Республике Дагестан // Медицина катастроф. 2009. № 4. С. 37-38.
  29. Матвеев Р. П., Медведев Г. М., Гудков А. Б. Возрастно-половая и социальная характеристики пострадавших с политравмой в областном центре северного региона в динамике за 20 лет // Экология человека. 2006. № 1. С. 52-54.
  30. Матвеев Р. П., Барачевский Ю. Е., Баранов А. В. Повреждения таза. Медико-тактическая характеристика травм таза в областном центре России. Архангельск, 2014. С. 146.
  31. Матвеев Р. П., Гудков С. А., Брагина С. В. Структура шокогенной травмы у пострадавших, поступивших в травмоцентр первого уровня города Архангельска // Экология человека. 2016. № 7. С. 11-16.
  32. Матвеев Р. П., Гудков С. А. Эпидемиологическая характеристика шокогенной травмы в арктической и приарктической зонах Архангельской области // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 4. С. 34-40
  33. Методические рекомендации по проведению массовых медицинских эвакуаций пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций с применением модулей медицинских самолетных и модулей медицинских вертолетных / Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд («Центроспас») МЧС России, ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова МЧС России. СПб.: Политехника сервис, 2012. 28 с.
  34. Мордовский Э. А., Соловьев А. Г., Вязьмин А. М., Кузин С. Г., Колядко Э. А. Потребление алкоголя накануне смерти и смертность от травм, отравлений и других последствий действия внешних причин // Экология человека. 2014. № 9. С. 24-29.
  35. Организация оказания экстренной консультативной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации: методические рекомендации. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2015. 229 с.
  36. Попов A. B., Баранова H. H. Деятельность Центра авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи при подготовке специалистов авиамедицинских бригад в 2009 году // Медицина катастроф. 2009. № 4. С. 46-47.
  37. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком: Приказ Минздрава РФ от 15.11.2012 № 927н. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142010/ (дата обращения: 22.11.2017).
  38. Салимзода Н. Ф. Научное обоснование совершенствования национальной системы организации медицинской помощи при травмах и ортопедических заболеваниях: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Москва, 2016. 43 с.
  39. Савельев О. В., Некрасов А. А., Головлев В. Н. Дорожно-транспортная политравма в г. Тольятти за 2006-2008 гг. Применение противошокового костюма «Каштан» при политравме // Врач скорой помощи. 2010. № 1. С. 18-22.
  40. Спиридонова Е. А., Румянцев С. А., Шаршов Ф. Г., Каадзе М. К., Прометной Д. В., Чернозубенко А. В. Оценка качества оказания медицинской помощи на квалифицированном этапе детям с тяжелой дорожно-транспортной травмой // Скорая медицинская помощь. 2010. № 1. С. 55-61.
  41. Стукалов А. А., Суслов С. В., Гончаренко Д. В. Организация интенсивной терапии критических состояний при сочетанной травме // Вестник Амурской областной больницы. 2012. № 41. С. 23-25.
  42. Соколов В. А. Дорожно-транспортные травмы. М.: ГЭОТАР Медиа, 2009. 176 с.
  43. Соловьев А. Г., Мордовский Э. А., Санников А. Л. Количественная оценка совокупного ущерба от злоупотребления алкоголем на популяционном уровне // Наркология. 2016. № 1. С. 16-32.
  44. Тер-Овакимян A. B., Никогосян Р. В. Дорожно-транспортные происшествия в условиях мегаполиса: совершенствование организации и оказания медицинской помощи в догоспитальном периоде // Медицина катастроф. 2010. № 4. С. 49-51.
  45. Ульянченко М. И. Совершенствование организации лечебно-реабилитационной помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий: автореф. дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2016. 24 с.
  46. Coats T. J., Davis G. Prehospital сare for road traffic casualties // British. Med. J. 200. N 7346. Р. 1 135-1138.
  47. Delen D., Sharda R., Bessonov M. Identifying significant predictors of injury severity in traffic accidents using a series of artificial neural networks // Accid. Anal, and Prev. 2006. N 38. Р. 434-438.
  48. Garwe Т. Survival benefit of transfer to tertiary trauma centers for major trauma patients initially presenting to nontertiary trauma centers // Acad. Emerg. Med. 2010. N 17. Р. 1223-1232.
  49. Global status report on alcohol and health 2014. World Health Organization. Department of mental health and substance abuse. Geneva, 2014. 86 p.
  50. Mackay M. National differences in European mass accident data bases // Contemporary injury severity and outcome issues. 2003. N 2. Р. 51-55.
  51. Saidi D., Mutiso B., Ogengo J. Mortality after road traffic crashes in systems with limited trauma data capability // Journal of trauma management and outcomes. 2014. N 3. Р. 8-14.
  52. Sethi D. Advanced trauma life support training for ambulance crews. On behalf of the who prehospital trauma care steering committee // The cochrane database of systematic reviews. 2006. N 9. Р. 114-117.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Human Ecology



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies