GENDER PECULIARITIES OF SENSOMOTOR REACTIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Abstract


Aim: identification of gender differences in the parameters of psychomotor reactions among cadets of the Ministry of Internal Affairs university. Summary: two methods were used for psychomotor sphere evaluation. The "Search" method combines a number of tests to estimate the speed of visual recognition of a moving object among a set of stationary objects similar to it. The "Coordination" method is used to evaluate the psychomotor factor of limb movements coordination and bilateral asymmetry of motor functions. The essence of the tests is the consecutive performance of the given reactions (pressing the right and left buttons, the foot pedal), each of which is linked to a certain signal (red, yellow, green). Results: An analysis of the results obtained showed a low efficiency of the visual detection of a moving object in the group as a whole. In general, the effectiveness of movement's coordination among boys corresponded to a high level. Differentiated analysis of level formation of professionally important qualities (PIQ) showed statistically significant gender differences in the efficacy parameter in the group with a medium level PIQ (р = 0,031), on the value of latency (р = 0,014) and stability (р = 0,044) in the group with a level lower than the medium. Assessment of psychomotor parameters of movement's coordination revealed a statistically significant difference in the overall effectiveness of the assignment (р = 0,004). Correlation analysis between the levels of development of PIQ and the parameters of visual-motor reactions have demonstrated the direct dependence of the level of coordination from the male sex of the subject (r = 0,50, р = 0,050), the efficiency of detecting a moving object and reverse dependent on the efficiency of foot reactions. Conclusions: А more effective implementation of sensorimotor reactions (SMR) complex than the simple SMR may point to the complexity and novelty of the presented test modality in a simple SMR, which requires a longer perceptual process time. The obtained gender differences may be associated with a higher levels of activation of the CNS in young men, differences in the emotional sphere of boys and girls by level of anxiety.

Full Text

Психомоторная деятельность - многообразная форма целенаправленной активности человека, предполагающая взаимодействие сенсорных и двигательных систем организма [8]. Под свойствами психомоторики понимают относительно устойчивые индивидуальные особенности выполнения движений, проявляющиеся в характеристиках точности, скорости (частоты), силы, координации и т. п. Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения всех систем организма, в том числе и вышеназванных [13, 14]. Отличительной особенностью деятельности сотрудников полиции является выполнение поставленных задач в условиях дефицита времени с оптимально успешным достижением цели. Как правило, она проходит в сложной поисково-напряжённой обстановке [12]. Реалии современного общества таковы, что на службе в силовых структурах находятся представители обоих полов, которые проходят идентичную служебную подготовку. Установлены гендерные различия в скоростных характеристиках сенсомоторных реакций в онтогенезе [7, 9], которые отражают общебиологические закономерности более раннего созревания ЦНС у лиц женского пола. В ряде работ получены данные, касающиеся гендерных различий компонентов сенсомоторных реакций у студентов вузов в динамике учебного семестра [5], при разной выраженности латеральных признаков [11]. Целью нашей работы было выявление гендерных отличий параметров психомоторных реакций у курсантов вуза Министерства внутренних дел России. Методы В исследовании принимали участие курсанты вуза МВД в возрасте от 18 до 21 года (20 девушек и 21 юноша). Для оценки психомоторной сферы использовались методики «Поиск» и «Координация» [2]. Методика «Поиск» объединяет ряд сходных по дизайну, но различающихся по сложности тестовых заданий для оценки скорости зрительного обнаружения движущегося объекта среди множества подобных ему стационарных объектов. Результаты её выполнения могут интерпретироваться также в терминах зрительного внимания. Зрительное внимание влияет на несколько показателей успешности в служебной деятельности. Это огневая подготовка, ведение документации, недопущение ошибок в оформлении, что является недопустимым в деловой документации. Испытуемые выполняли задание в первом режиме: скорость движения целевого объекта - 6 пиксельных сдвигов в секунду; общее число объектов на экране - 32, продолжительность выполнения задания составляет от 3 до 6 минут. Задача испытуемого при выполнении методики состоит в том, чтобы обнаружить движущийся объект. Сразу после этого формируется новый экран с обновлённым размещением объектов. Стандартизируемые показатели: эффективность; латентность решения; точность; стабильность. Методика «Координация» используется для оценки психомоторного фактора координации движений конечностей и билатеральной асимметрии двигательных функций. Адекватная координация движений крайне важна в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Суть тестовых заданий состоит в последовательном выполнении испытуемым заданных реакций, каждая из которых приурочена к определённому сигналу. Сигналы представляют собой засветку одного из трёх «фонарей» - стилизованного изображения светофора - одним из трёх цветов: красным, жёлтым или зелёным. Каждому цвету соответствует определённая локализация в сенсорном поле и определённая двигательная реакция: при появлении красного сигнала испытуемый должен нажимать правую клавишу, зелёного - левую, а при появлении желтого - ножную педаль (ведущей ногой). Все сигналы равновероятны, задание относится к задачам типа исчерпывающего тринарного форсированного выбора. Сигналы предъявляются в автотемпе. Длина теста - 72 сигнала, продолжительность задания - от 1,55 до 2,6 минуты. Стандартизируемые показатели: эффективность общая, эффективность ножных реакций, билатеральная симметричность, праворукость. Полученные показатели преобразуются в стены путём определения принадлежности актуального значения показателя к одному из 10 интервалов, граничные значения которых записаны в базе тестовых норм. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistics, версия 7. Нормальность распределения проверяли по тесту Шапиро - Уилка для малых выборок. Поскольку распределение практически всех показателей отличалось от нормального, применялись непараметрические методы. Для сравнения межгрупповых данных использовался критерий Манна - Уитни для независимых выборок. Для описаний показателей в группах в качестве характеристик положения и рассеяния использовались медиана и квартили. Выявление взаимосвязи показателей проводилось с помощью рангового корреляционного анализа r-Спирмена. Критический уровень значимости (p) принимался равным 0,05. Результаты Анализ результатов методики «Поиск» не выявил статистически значимых различий в целом между юношами и девушками (р = 0,081). В обеих группах выявлена эффективность выполнения задания ниже среднего, тенденция к более высокой точности при более высокой латентности и меньшей стабильности у юношей (табл. 1). Таблица 1 Параметры методики «Поиск» (стены) Группа Эффектив ность Латент ность Точность Стабиль ность Девушки 4,0 (3,0; 5,0) 7,0 (6,0; 8,0) 6,0 (5,0; 8,0) 6,0 (5,0; 6,0) Юноши 4,0 (3,0; 7,0) 8,0 (5,0; 8,0) 8,0 (6,0; 8,0) 5,0 (4,0; 6,0) 25 Экологическая физиология Экология человека 2018.07 Юноши Н ДевушкиН Юноши НС Девушки НС Юноши С Девушки С Рис. 1. Разделение на группы по уровню профессионально важных качеств (методика «Поиск») Как известно, среднегрупповая оценка зачастую не отражает истинного положения дел. В соответствии с рекомендациями по применяемой методике мы разделили всех обследуемых на 3 группы по уровню сформированности профессионально важных качеств (ПВК): с низким уровнем ПВК (43 % девушек и 31 % юношей), с уровнем ПВК ниже среднего (24 % девушек и 23 % юношей) и со средним уровнем ПВК (33 % девушек и 46 % юношей). Результаты дифференцированного анализа (рис. 1) выявили статистически значимые гендерные различия по параметру эффективности в группе со средним уровнем ПВК (р = 0,031, выше у юношей), по значению латентности (р = 0,014, ниже у девушек) и стабильности (р = 0,044, выше у девушек) в группе с уровнем ПВК ниже среднего. Оценка психомоторных параметров координации движений (табл. 2) выявила статистически значимую разницу по общей эффективности выполнения задания (р = 0,004). Параметры билатеральной симметричности (ниже среднего) и праворукости (средний уровень) были идентичны у юношей и девушек. Наблюдалась тенденция к более высокой ножной эффективности у девушек. Таким образом, анализ полученных результатов двух зрительно-моторных методик, тестирующих ПВК будущих сотрудников правоохранительных органов, показали низкую эффективность зрительного обнаружения движущегося объекта в группе в целом. При этом эффективность координации движений в целом у юношей соответствовала высокому уровню развития ПВК. Таблица 2 Параметры методики «Координация» (стены) Группа Общая эффектив ность Ножная эффектив ность Билате ральная симметрич ность Правору кость Девушки (а) 7,0 (6,0; 8,0) 7,0 (6,0; 7,0) 4,0 (3,0; 5,0) 5,0 (4,0; 6,0) Юноши (в) 8,0 (8,0; 10,0)* (а-в) 6,0 (5,0; 7,0) 4,0 (3,0; 6,0) 5,0 (4,0; 6,0) Примечание. * - различие статистически значимо при р 0,004. Соответственно критерию разделения на группы по методике «Поиск» обследуемые были разделены на группы по методике «Координация». При этом общая эффективность тестирования координации движений была значительно выше во всех группах по сравнению с эффективностью обнаружения движущегося объекта. Полученные данные не противоречат общепринятому мнению, что факторы психомоторики обладают высокой специфичностью (низкими значениями интеркорреляций), и высокий уровень развития одного качества не распространяется на другие. Тем не менее проведенный корреляционный анализ по группе в целом проиллюстрировал прямую зависимость (r = 0,41, р = 0,050) уровня общей эффективности координации движений от эффективности зрительного обнаружения движущегося объекта и обратную зависимость (r = -0,36, р = 0,050) от латентного времени обнаружения объекта. Более сильная обратная зависимость (r = -0,87, р = 0,050) обнаружена между эффективностью зрительного обнаружения и латентностью этой реакции. Следовательно, эффективность изученных зрительно-моторных реакций повышалась при снижении латентного времени реагирования на воздействующий стимул. Прямая корреляционная связь (r = 0,50, р = 0,050) между мужским полом и общей эффективностью координации движений подтверждает выдвинутую гипотезу о существующих гендерных различиях зрительно-моторных реакций у курсантов. Дополнением к этому утверждению служит и обнаруженная обратная связь между степенью праворукости (r = -0,45, р = 0,050) и эффективностью ножных реакций только у девушек. Корреляционный анализ между уровнями сформиро-ванности ПВК и параметрами зрительно-моторных реакций продемонстрировал прямую зависимость (r = 0,46, р = 0,050) уровня координации движений от мужского пола обследуемых, эффективности обнаружения движущегося объекта (r = 0,35, р = 0,050) и обратную зависимость (r = -0,36, р = 0,050) от эффективности ножных реакций. 26 Экология человека 2018.07 Экологическая физиология Обсуждение результатов Исходя из классификации простых и сложных сен-сомоторных реакций (СМР) [3, 15], методику «Поиск» можно отнести к простым, методику «Координация» - к сложным СМР. Парадоксальные результаты, полученные в нашем исследовании (более эффективное выполнение сложной СМР по сравнению с простой) могут свидетельствовать о сложности и новизне предъявляемой тестовой модальности - движущегося объекта на фоне стационарных. Новизна стимульного материала требует большего времени протекания перцептивных процессов, соответственно увеличивается латентное время реакций, что и наблюдалось в нашем исследовании. Интерпретация параметров обнаружения движущего объекта в аспекте произвольного зрительного внимания [1, 19] указывает на необходимость коррекции этой высшей психической функции. Возможность и особенности коррекции скорости СМР показаны в работах C. B. Boulay с соавт. [18], Alit Stark-Inbar Dr. С соавт. [17]. В методике «Координация» предъявляемые стимулы, имитирующие цвета светофора, являются знакомыми для испытуемых, что, возможно, повышает эффективность выполнения теста. Обе эти методики, по сути дела, тестируют уровень активации ЦНС по эффективности и качеству деятельности, определяемых временными параметрами, точностью, своевременностью, безошибочностью, надежностью выполнения конкретной СМР [10, 20]. Поскольку мы располагаем только параметрами конкретных методик, можно предположить, что полученные гендерные различия связаны с разным уровнем активации ЦНС у юношей и девушек. Кроме того, известно [15], что скорость и точность СМР не являются стационарными характеристиками, а зависят от множества факторов, в том числе от уровня тревожности [4]. Полученные нами данные на той же выборке курсантов [6] не выявили лиц с высоким уровнем тревожности среди юношей, что и определило оптимальное функциональное состояние ЦНС. Снижение общей эффективности выполнения сложной СМР на фоне повышения эффективности ножных реакций объяснимо с позиций сенсомоторной интеграции [16], в которой определенную роль играют процессы реципрокного торможения двигательных реакций (в данном случае регуляторные процессы в системе «рука - нога»). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о гендерных различиях параметров сен-сомоторных реакций у курсантов вуза МВД, которые необходимо учитывать в психолого-педагогическом процессе формирования профессионально важных качеств.

About the authors

L E Deryagina

Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

Email: lderyagina@mail.ru

T U Polozova

Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs


L N Kostina

Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs


I V Usacheva

Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs


References

  1. Айдаркин Е. К., Павловская М. А., Старостин А. Н. Влияние функционального состояния на эффективность сенсомоторной интеграции // Валеология. 2011. № 4. С. 75-102.
  2. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»: методическое руководство. Ч. II. М.: Изд-во НПЦ ДИП, 2013. 137 с.
  3. Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. 440 с.
  4. Грибанов А. В., Кожевникова И. С., Нехорошкова А. Н., Джос Ю. С. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 1. С. 46-50.
  5. Гулин А. В., Шутова С. В., Муравьева И. В. Гендерные особенности скорости и точности сенсомоторных реакций студентов в течение учебного семестра // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2013. Т. 21, № 4 (147). С. 170-177.
  6. Дерягина Л. Е. Вариабельность ритма сердца как маркер экзаменационной тревожности курсантов-психологов МВД // Нейронаука для медицины и психологии. М.: МАКС Пресс, 2016. С. 154 - 154.
  7. Зайцев А. В., Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34 - 37.
  8. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
  9. Канжин А. В. Сенсомоторные реакции в изучении психофизиологических процессов и состояний // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 4 (13). С. 85-89.
  10. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М.: Издательство Московского университета, 1981. 112 с.
  11. Николаева Е. И., Яворович К. Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 133-141.
  12. Полозова Т. Ю. Усачёва И. В. Изучение влияния эмоциональной устойчивости, гибкости, самоконтроля на выполнение теста «Поиск» (Реакция на появляющийся движущийся объект) // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 241-242.
  13. Родыгина Ю. К., Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Дерягина Л. Е. Психодинамические параметры сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности // Нейронауки. 2006. № 2 (4). С. 8-12.
  14. Родыгина Ю. К., Дерягина Л. Е., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы // Экология человека. 2003. № 4. С. 12-15.
  15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. 284 с.
  16. Шутова С. В., Муравьева И. В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18, вып. 5. С. 2831-2840.
  17. Alit Stark-Inbar Dr., Meher Raza, Jordan A. Taylor, Richard B. Ivry. Individual differences in implicit motor learning: Task specificity in sensorimotor adaptation and sequence learning // J. Neurophysiology. 2016. November 2. Р 1522-1598.
  18. Boulay C. B., Sarnackia W. A., Wolpawa J. R., McFarlanda D. J. Trained modulation of sensorimotor rhythms can affect reaction time // J. Clinical Neurophysiology. 2011. Vol. 122. P 1820-1826.
  19. Manuel Gomez-Ramirez, Kristjana Hysaj, Ernst Niebur. Neural mechanisms of selective attention in the somatosensory system // J. Neurophysiology 2016. Vol. 116. P. 1218-1231.
  20. Neely Kristina A., Heath Matthew. Visuomotor mental rotation: Reaction time is determined by the complexity of the sensorimotor transformations mediating the response // J. Brain research. 2010. Vol. 1366. P. 129-140.

Statistics

Views

Abstract - 82

PDF (Russian) - 34

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2019 Human Ecology

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies