Представления студентов о благополучии
- Авторы: Васильева И.В.1,2, Чумаков М.В.3,4, Чумакова Д.М.3
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Курганский государственный университет
- Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 30, № 12 (2023)
- Страницы: 909-918
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Статья получена: 19.02.2024
- Статья одобрена: 16.05.2024
- Статья опубликована: 28.12.2023
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/627147
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco627147
- ID: 627147
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В обществе существует потребность в понимании путей достижения и повышения благополучия. Для этого необходимо рассмотреть представления о благополучии в различных социальных группах. Студенты 1–2-го курсов высших учебных заведений являются социальным капиталом страны. Важно понимать, что для них является содержанием благополучия, поскольку это может определять их дальнейшее социальное поведение.
Цель. Выявление содержания представлений студентов о благополучии.
Материал и методы. В исследовании принимали участие 258 студентов 1–2-го курсов университетов. Метод исследования — методика свободных ассоциаций в модификации: студентам предлагали дать по три ассоциации в виде глаголов, прилагательных, существительных (девять ассоциаций). Обработка данных: частотный анализ, расчёт рангов.
Результаты. В результате сбора данных у студентов выявлено 2322 ассоциации, структурирование которых позволило получить 51 ассоциативную группу, которые впоследствии были объединены в 16 семантических групп и проинтерпретированы содержательно. Смысловое пространство концепта «благополучие» структурировано по эмоциональному и мотивационно-потребностному признакам. В эмоциональном компоненте благополучия представлены положительные эмоции разной степени интенсивности, в мотивационно-потребностном компоненте — преимущественно потребности, связанные с удовлетворением физического комфорта, безопасности, базового и материального обеспечения жизнедеятельности.
Заключение. В содержании представлений студентов вузов о благополучии наиболее значимую позицию занимают параметры эмоциональной сферы. В представлениях студентов благополучие — это, прежде всего, спокойная радость или счастье, сопряжённые с эмоциональной стабильностью. Также в содержательном плане представлений о благополучии проявляется ориентированность на базовые и материальные потребности.
Ключевые слова
Полный текст
ОБОСНОВАНИЕ
Благополучие студентов является важной задачей социальной политики государства в целом и системы высшего образования в частности. Благополучие является междисциплинарным феноменом [1]. Показано, что благополучие напрямую связано с состоянием здоровья человека [2], важно разрабатывать индивидуальные стратегии достижения здоровья и благополучия [3]. Проблема благополучия имеет отношение к экологии личности, которая подразумевает не только биологическую, но и социальную сущность человека. Поэтому в понятии «благополучие» отражаются как условия социальной среды, так и состояние физического и психического здоровья.
Показано, что важным компонентом благополучия выступает психологическое благополучие [4]. В психологии исследуется психологическое и субъективное благополучие личности [5–7]. Исследование этих феноменов опирается на определённые теоретические представления. Понимание психологического или субъективного благополучия будет зависеть от теоретического конструкта, заложенного в основу исследовательского дизайна. Тем самым к изучаемому феномену прилагается некий априорный шаблон. Например, исследования C.D. Ryff и соавт. [8] описывают структуру психологического благополучия, состоящую из шести параметров: автономии, освоения окружающей среды, личностного роста, позитивных отношений с другими людьми, наличия цели в жизни, самопринятия. Для дифференциации близких понятий, описывающих позитивное функционирование человека, Д.А. Леонтьев [9] предлагает двухуровневую модель (на примере счастья), различающую дефицитарный и бытийный компоненты. В основе дифференциации мера удовлетворённости базовых и материальных потребностей или потребностей более высокого, бытийного уровня (экзистенциональных, самовыражения, признания).
Настоящая работа направлена на то, чтобы эмпирическим путём выяснить, как студенты понимают благополучие. Это позволяет получить информацию о системе смыслов, присущих студентам, а не навязанных извне определённой теоретической системой. Тем самым исследуется психологическое пространство, сходное по характеристикам с личностными конструктами в понимании G. Kelly [10]. В отличие от конструктов, ассоциации не носят полярный характер, но они также характеризуют индивидуальную имплицитную теорию, в рамках которой субъект отражает окружающую реальность. Обобщение по совокупности респондентов на большой выборке даёт усредненную картину, но сохраняющую связь с индивидуальным мировосприятием в рамках данной социальной группы.
Теоретические представления о благополучии нуждаются в сопоставлении с тем семантическим пространством, которое есть у респондентов и которое отражает особенности их жизнедеятельности. Такое сравнение позволяет следующее: 1) корректировать и дополнять теоретические представления о концепте благополучия; 2) выявлять лакуны в представлениях респондентов и осуществлять целенаправленную интервенцию; 3) наполнять конструкт «благополучие» психологическим содержанием.
В психологии используется множество терминов, включающих благополучие в качестве составного элемента: психологическое благополучие, субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, благополучие личности, субъективное экономическое благополучие и т.д. [6, 11–13]. В психологической литературе приводятся результаты эмпирических исследований представлений студентов о категориях, близких к понятию «благополучие». Так, С.А. Ворожейкин рассматривает представления курсантов о счастье в качестве предикторов субъективного благополучия личности [14, 15]. Ряд работ посвящён связям психологического благополучия с другими личностными особенностями студентов [16–20]. Активно проводятся исследования благополучия и близких ему понятий в разных контекстах. Психологическое благополучие раскрывается в связи с процессами решения человеком задач на разных этапах жизни в обыденных условиях и в осложнённых, например, социализация и адаптация [21].
С нашей точки зрения, дальнейшего изучения требует сам концепт благополучия человека и то, какое значение вкладывают в это понятие различные социальные группы в разных контекстах. Выявление эмпирическим путём представлений о благополучии в студенческом возрасте позволяет понять существенный компонент их мировосприятия. Представления о благополучии в существенной мере определяют мотивацию обучения в университете, выбор профессии, карьерные ориентации, планирование семьи, включённость в общественную активность. Уже выявлена связь психологического благополучия студентов с внешней и внутренней учебной мотивацией, их академической успешностью [22]. Есть данные о том, что дифференцируются типы благополучия, которые определяют мишени оказания психологической помощи, ориентируясь на тип благополучия как на специфический ресурс [23, 24].
Исследование ассоциативного семантического поля, связанного с благополучием, позволяет прояснить вопрос субъективного благополучия личности. Конструкт субъективного благополучия предполагает его существование внутри индивидуального опыта. Объективные факторы влияют на субъективное благополучие, но субъективное благополучие по определению не может быть сведено к внешним условиям и причинам. Внешние условия преломляются через систему смыслов конкретного человека, связанных с представлениями о благополучии, и становятся субъективным благополучием личности. Смысловое, семантическое пространство, связанное с благополучием, является системой координат, референтной осью, в рамках которой формируется конструкт субъективного благополучия. Система представлений о благополучии является необходимым опосредующим звеном, соединяющим субъективное благополучие и объективные обстоятельства жизни и достижения личности. Внешние причины, по С.Л. Рубинштейну [25], действуют через внутренние условия. Внутренняя детерминация благополучия предполагает самостоятельное определение человеком маркеров его благополучия. Важно определить, в чём конкретно состоят эти внутренние условия для исследуемой психической реальности, и найти способ их эмпирической оценки. Для субъективного благополучия, с нашей точки зрения, опосредующим внутренним условием является структурированное семантическое пространство, ассоциативно связанное с благополучием.
Настоящее исследование реализовано в контексте качественной методологии (qualitative research), с фокусом на содержание обыденного языка и контекст, индуктивный характер выводов [26]. Исследовательский вопрос, выступающий как гипотеза в качественном исследовании, состоит в следующем: каковы представления студентов о благополучии и какие семантические области связаны с контекстом жизнедеятельности студентов.
Цель исследования — анализ представлений студентов о благополучии в связи с контекстом их жизнедеятельности.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Характеристика участников исследования
В исследовании приняли участие 258 студентов 1-го и 2-го курсов университетов Уральского федерального округа: Тюменского государственного университета, Курганского государственного университета и Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Среди них 218 девушек и 40 юношей, являющихся представителями социогуманитарных направлений, уровень образования – бакалавриат. Возраст от 17 до 23 лет (M=19,1; SD=1,06).
Процедура формирования выборки
Сбор данных происходил асинхронно, посредством Google forms, в анонимном формате. В исследовании принимали участие только те студенты, которые сами изъявили желание. Период проведения исследования — 2022–2023 учебный год. Исследование не представляло риска для участников. Участники могли отказаться от исследования или прекратить участие в нём в любой момент. Скрининговая часть исследования содержала указание на пол, возраст, уровень и направление обучения в вузе.
Схема проведения исследования
- Заполнение анкеты со скрининговыми данными (пол, возраст, аффилированность к тому или иному вузу и направлению обучения).
- Для сбора эмпирических данных использовали методику свободных ассоциаций [27] в следующей модификации: студентам предлагалось дать по три ассоциации в виде глаголов, прилагательных, существительных (всего девять ассоциаций) на слово «благополучие». Это ограничивает количество и форму ассоциаций, но позволяет получить в какой-то мере стандартизированные данные от респондентов и уравновешивает тип этих данных.
- Обработку данных проводили посредством фиксации регулярности [28] представлений, наиболее часто встречающихся в ответах респондентов. Слова, относящиеся по семантическому контексту к одной группе, но являющиеся представителями разных частей речи, объединяли в одну ассоциативную группу (например, счастье и счастливый). Ассоциативные группы, близкие друг к другу по контексту и содержанию, объединяли в семантические группы. В качестве статистических методов использовали расчет частот и рангов.
В обработке данных исследования применяли качественно-количественный индуктивный контент-анализ с манифестным кодированием [29].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Для определения содержания концепта «благополучие» в представлениях студентов был проведён анализ частоты встречаемости ассоциаций. Результаты представлены в приложении 1.
В ассоциациях студентов можно выделить группы, отражающие существенные признаки смыслового поля концепта «благополучие». Наиболее частотными оказались эмоциональные характеристики благополучия, такие как счастье, спокойствие, радость, то есть в представлении студентов благополучие — это, прежде всего, спокойная радость или счастье, сопряжённое с эмоциональной стабильностью. Далее следуют ассоциации, связанные с различными сферами жизни (контексты) и условиями благополучия. В качестве атрибута, условия благополучия значительное место занимает материальная обеспеченность. Это группы ассоциаций, связанные с деньгами, обеспеченностью, заработком, богатством.
Важными атрибутами благополучия студенты также считают успех и семью. Эти две семантические группы занимают в рейтинге частотности близкие места. Менее частотными, но всё-таки в значительной степени отражёнными в представлениях студентов являются работа, созидание, получение, комфорт, здоровье, любовь.
Нюансами в понимании благополучия, которые не занимают центрального положения в семантическом поле, являются достижение, гармония, труд, отдых, наслаждение, стремление, удача, мир, уют, удовлетворённость, желаемое, создаваемое, тепло, забота, уверенность, довольство, благо, действие, добро, красота, принятие, процветание, понимание, тишина.
Объединение ассоциаций в семантические группы позволило увидеть более обобщённую картину смыслов, которые вкладываются в понимание благополучия, и проранжировать их.
Наиболее насыщенным компонентом семантического поля благополучия является компонент, связанный с эмоциями (1-й ранг). На втором месте по значимости располагается компонент семантического поля, связанный с материальным аспектом благополучия. Далее располагаются категории успеха, семьи, работы, комфорта, созидания, экзистенции, здоровья. Наименее насыщенными семантическими группами выступают стабильность, гармония, потребности, ценности, альтруизм, понимание, категория личного.
ОБСУЖДЕНИЕ
Как первая (приложение 1), так и вторая (приложение 2) таблица результатов показывают значительное преобладание эмоционального и материального компонентов благополучия в структуре представлений студентов.
Эмоциональный компонент благополучия в представлениях студентов ожидаемо содержит в значительной степени позитивные эмоции, прежде всего, радость, счастье, наслаждение. Все эмоции, которые были отмечены респондентами как элемент благополучия, можно разделить на два блока: активизирующий и стабилизирующий. К активизирующему относятся такие семантические маркеры эмоций (и их формы), как радость, счастье, наслаждение, приятный, довольный, хороший, любимый. К стабилизирующему блоку можно отнести такие семантические маркеры эмоций (и их формы), как тихий, мирный, спокойный, умиротворённый. Больше представлены те семантические маркеры, которые указывают на активизирующие эмоции.
Материальный аспект благополучия представлен более целостно, основное место в нём занимают материальная, финансовая обеспеченность, богатство, деньги. В материальном аспекте можно выделить компонент, демонстрирующий способ достижения данного аспекта благополучия, отражённый семантическими маркерами (ассоциациями) «получать» и «зарабатывать». Наиболее представлены семантические маркеры, связанные с получением, нежели приложением собственных усилий.
Значение материальных факторов в качестве предикторов субъективного благополучия отмечено в ряде психологических исследований [30, 31]. В нашей работе материальный аспект выявлен в пространстве представлений студентов.
Если рассматривать наиболее представленные семантические маркеры благополучия с позиции двухуровневой модели Д.А. Леонтьева [9], то представления о благополучии у студентов носят дефицитарный характер, они связаны преимущественно с удовлетворением базовых и материальных потребностей.
Из выделенных семантических групп к маркерам базовых потребностей можно отнести эмоции, комфорт, здоровье, стабильность, потребности, что в совокупности объединяет 728 ассоциаций. К маркерам материальных потребностей относится семантическая группа «материальный аспект», содержащая 227 ассоциаций. В целом к первому (дефицитарному) уровню позитивного функционирования относятся 955 ассоциаций.
К маркерам экзистенциального уровня можно отнести следующие семантические группы: экзистенция, ценности, альтруизм, гармония, понимание, что в совокупности объединяет 166 ассоциаций. Таким образом, наблюдается существенная разница в представленности семантических маркеров (ассоциаций) потребностей разных уровней, можно сделать вывод о преимущественно дефицитарной мотивации студентов в определении собственного благополучия.
В некоторых работах психологическое благополучие связывается с профессиональной направленностью личности на основе принципа семантической близости [32]. В наших данных профессиональная направленность связывается с понятием «благополучие» в обобщенном виде через маркер «работа».
Рассмотрение представлений о благополучии средствами психосемантического анализа позволяет раскрыть его субъективную сторону, то есть, по сути, перейти к понятию субъективного благополучия личности. Р.М. Шамионов [33] определяет субъективное благополучие через категорию отношения личности к себе и жизни, которая характеризуется переживанием удовлетворённости, он подчёркивает значение субъективного благополучия личности от усвоенных нормативных представлений о благоприятной внешней и внутренней среде. Результаты настоящего исследования показывают, каким образом интериоризованы нормативные представления о благополучии в конкретной социальной группе — в группе студентов. Нормативность представлений может быть связана как с их распространённостью в обществе, так и с социально-этической оценкой этих представлений. В исследованиях N. Bradburn [6] обнаружена связь между уровнем психологического благополучия и уровнем материальных доходов. Наше исследование частично подтверждает этот вывод. Семантическая группа, связанная с деньгами, относится к наиболее частотным и занимает 4-й ранг.
В результатах нашего исследования не видится прямых аналогий с компонентами психологического благополучия, выделенными C. Ryff [2, 8], хотя некоторые группы ассоциаций могут быть соотнесены с целью в жизни, личностным ростом. Например, семантическая группа, связанная с работой (сумма частот ассоциаций 71), успех (52), однако полученные нами результаты лучше встраиваются в теоретическую модель N. Bradburn [6], так как первые три места в рейтинге занимают счастье (181), спокойствие (104) и радость (91).
Субъективное благополучие по определению конкретно, его ткань составляют внутренние условия, система координат, расположенная во внутриличностном пространстве. Результаты нашего исследования позволяют прояснить эту систему координат и наполнить категорию субъективного благополучия личности конкретно психологическим содержанием. Возможно, что дефицитарный характер мотивационной основы представлений студентов о благополучии связан с распространённостью и одобряемостью с социально-этических позиций не только семантических, но и поведенческих маркеров удовлетворения базовых и материальных потребностей.
Ограничения исследования: выборка респондентов состоит из студентов. Таким образом, расширение результатов на другие группы населения ограничено. Расширение выборки респондентов мы видим в качестве перспективы для дальнейших исследований. Анализ половых различий в представлениях о благополучии является одной из перспектив настоящего исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования можно говорить о том, что характеристики эмоциональной сферы в представлениях студентов занимают наиболее высокую позицию в рейтинге ассоциаций, связанных с благополучием. Потребностно-мотивационный аспект семантического поля благополучия отражается в том, что для студентов свойственен дефицитарный характер представлений о благополучии, они преимущественно ориентированы на удовлетворение базовых и материальных потребностей.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно разработать методику диагностики благополучия, обладающую высокой внешней валидностью.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Дополнительные материалы к статье
Приложение 1. Наиболее часто встречающиеся ассоциации по всей выборке.
Доступно в сети Интернет: https://doi.org/10.17816/humeco627147-4207313
Приложение 2. Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие».
Доступно в сети Интернет: https://doi.org/10.17816/humeco627147-4207314
Благодарности. Авторский коллектив благодарит за помощь в сборе данных студентов Тюменского государственного университета, Курганского государственного университета, Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, которые откликнулись на просьбу об участии в исследовании.
Вклад авторов. И.В. Васильева — сбор и анализ данных, статистический анализ, существенный вклад в интерпретацию результатов, правки текста, подготовка первого варианта статьи; М.В. Чумаков — подготовка протокола исследования, сбор и анализ данных, существенный вклад в интерпретацию данных, правки текста, обзор литературы, окончательная редакция статьи; Д.М. Чумакова — сбор и анализ данных, статистический анализ.
Источники финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Информированное согласие на участие в исследовании. Все участники до включения в исследование добровольно подписали форму информированного согласия, утверждённую в составе протокола исследования этическим комитетом.
ADDITIONAL INFORMATION
Additional materials for the article
Appendix 1. The most common associations across the entire sample. Available in Internet: https://doi.org/10.17816/humeco627147-4207313
Appendix 2. Distribution of the most frequently occurring associations for the word «well-being» across semantic groups. Available in Internet: https://doi.org/10.17816/humeco627147-4207314
Acknowledgments. The team of authors would like to thank the students of Tyumen State University, Kurgan State University, and Ural Federal University. B.N. Yeltsin, who responded to the request to participate in the study.
Author contribution. I.V. Vasileva — data collection and analysis, statistical analysis, significant contribution to the interpretation of results, text editing, preparation of the first draft of the article; M.V. Chumakov — preparation of the study protocol, data collection and analysis, significant contribution to the interpretation of data, text editing, literature review, final editing of the article; D.M. Chumakova — data collection and analysis, statistical analysis.
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
Patients’ consent. Written consent was obtained from all the study participants before the study initiation according to the study protocol approved by the local ethic committee.
Об авторах
Инна Витальевна Васильева
Тюменский государственный университет; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: i.v.vasileva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0740-7260
SPIN-код: 8706-1517
доктор психол. наук, доцент
Россия, 625007, Тюмень, проезд 9 Мая, 5; ТюменьМихаил Владиславович Чумаков
Курганский государственный университет; Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Email: mihailchv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4381-5133
SPIN-код: 2121-9058
доктор психол. наук, доцент
Россия, Курган; ЕкатеринбургДарья Михайловна Чумакова
Курганский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ch-darya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8763-0106
SPIN-код: 6521-4070
кандидат психол. наук, доцент
Россия, КурганСписок литературы
- Topp C.W., Østergaard S.D., Søndergaard S., Bech P. The WHO-5 well-being index: a systematic review of the literature // Psychother Psychosom. 2015. Vol. 84, N 3. P. 167–176. doi: 10.1159/000376585
- Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: a eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. P. 13–39. doi: 10.1007/s10902-006-9019-0
- Friedman H.S., Kern M.L. Personality, well-being, and health // Annual review of psychology. 2014. Vol. 65. P. 719–742. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115123
- Diener E., Wirtz D., Biswas-Diener R., et al. New Measures of Well-Being // Assessing well-being: Social Indicators Research Series. 2009. Vol. 39. P. 247–266. doi: 10.1007/978-90-481-2354-4_12
- Васильева И.В., Чумаков М.В. Динамика субъективного благополучия студентов в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2022. Т. 29, № 9. С. 643–651. EDN: KYWACP doi: 10.17816/humeco106980
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
- Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
- Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, N 4. P. 719–727. doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
- Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. EDN: TBBDGH doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02
- Kelly G. The Psychology of Personal Constructs: Volume One: Theory and Personality . London: Routledge, 1991. doi: 10.4324/9780203405970
- Арестова О.Н., Митина О.В., Чукарин Б.А. Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей // Вопросы психологии. 2021. № 3. С. 85–93. EDN DJQEEY
- Чемерской Г.С., Тюлюпо С.В., Дашиева Б.А. Влияние локации поселения и объёма школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков // Экология человека. 2023. Т. 30, № 6. C. 439–456. EDN: GLFHIM doi: 10.17816/humeco501763
- Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19 // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С. 129–154. EDN: ZGSBZJ doi: 10.17853/1994-5639-2021-10-129-154
- Ворожейкин С.А. Представления о счастье как предикторы субъективного благополучия курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 90–104. EDN: WLEMRY doi: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104
- Ворожейкин С.А. Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 4. С. 316–327. EDN: UKZQCJ doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327
- Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 169–186. EDN: GYRPWO doi: 10.35231/18186653_2023_2_169
- Абдуллаева М.М., Титова М.А., Емелин В.А., Печковская Е.М. Векторная модель развития профессиональной идентичности современных специалистов с разным уровнем психологического благополучия в условиях цифровизации профессиональных сред // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46, № 4. C. 11–35. EDN: CSPSCG doi: 10.11621/LPJ-23-37
- Дехтяренко А.А. Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Предикторы психологического благополучия // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 135–146. EDN XAMTNT
- Васильева И.В., Чумаков М.В. Субъективное благополучие студентов в период пандемии COVID-19 // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3. С. 113–120. EDN: HNPLUU doi: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_113
- Чумаков М.В., Васильева И.В. Взаимосвязь чувства безопасности, самоорганизации и субъективного благополучия студентов в условиях пандемии. В кн.: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. С. 126–128. EDN: GRAFZC
- Белинская Е.П., Шаехов З.Д. Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к рискам цифрового мира в молодёжном возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46. № 3. С. 239–260. EDN: FKJOXF doi: 10.10.11621/LPJ-23-35
- Гордеева Т.О., Сычёв О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35а–45. EDN: RVVJID
- Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29–48. EDN: FSYQKQ doi: 10.17759/cpp.2022300103
- Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., и др. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 47–63. EDN: QKFDLX doi: 10.21702/rpj.2021.4.4
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. EDN: YXELJU
- Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., и др. Качественные исследования в медицине и общественном здравоохранении // Экология человека. 2016. Т. 23, № 12. C. 54–59. EDN: XCTCFX doi: 10.33396/1728-0869-2016-12-54-59
- Доценко Е.Л., Вахитова З.З. Психосемантика. Тюмень: ТюмГУ, 2014. EDN: SAONCH
- Бусыгина Н.П. Качественные исследования в психологии как вызов классическим методологиям. В кн.: Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 308–334. EDN: SLICSR
- Пятницкий Н.Ю. Качественное исследование с применением контент-анализа и программы OpenCode // Психическое здоровье. 2018. Т. 16, № 11. С. 81–87. EDN YORWLZ
- He Q., Tong H., Liu J.-B. How does inequality affect the residents' subjective well-being: inequality of opportunity and inequality of effort // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 843854. doi: 10.3389/fpsyg.2022.843854
- Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of subjective well-being under different economic scenarios // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 696184. doi: 10.3389/fpsyg.2021.696184
- Малышев К.Б., Малышева О.А. Психологическое благополучие личности // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2, № 8. С. 50–62. EDN: IBMSPX
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 2008. EDN: PXNNMN
Дополнительные файлы
