STUDENTS' PERCEPTIONS ABOUT WELL-BEING

  • Authors: Vasileva I.1,2, Chumakov M.V.3,4,5, Chumakova D.M.6,5
  • Affiliations:
    1. ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет
    2. ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»
    3. Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
    4. ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет
    5. г. Курган
    6. ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
  • Section: ORIGINAL STUDY ARTICLES
  • Submitted: 19.02.2024
  • Accepted: 16.05.2024
  • Published: 11.06.2024
  • URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/627147
  • DOI: https://doi.org/10.17816/humeco627147
  • ID: 627147


Cite item

Full Text

Abstract

There is a need in society to understand ways to achieve and improve well-being. To do this, it is necessary to consider perceptions about well-being in different social groups. 1st-2nd year students of higher educational institutions are the social capital of the country. It is important to understand what constitutes the content of well-being for them, since this can determine their further social behavior. The purpose of the study is to identify the content of students’ perceptions about well-being. Methods. The study involved 1st and 2nd year university students, a total of 258 people. The research method was a modified free association technique: students were asked to give three associations in the form of verbs, adjectives, and nouns (nine associations). Data processing: frequency analysis, calculation of ranks. Results. As a result of data collection, 2322 associations were identified among students, the structuring of which made it possible to obtain 51 associative groups, which were subsequently combined into 16 semantic groups and interpreted meaningfully. The semantic space of the concept of “well-being” is structured according to emotional and motivational-need characteristics. The emotional component of well-being includes positive emotions of varying degrees of intensity. The motivational-need component mainly presents needs related to meeting the needs for physical comfort, safety, basic life support and material support. Conclusions. In the content of university students’ perceptions about well-being, the most significant position is occupied by the parameters of the emotional sphere. In the minds of students, well-being is, first of all, calm joy or happiness associated with emotional stability. Also, in terms of content, perceptions about well-being are focused on basic and material needs.

Full Text

Благополучие студентов является важной задачей социальной политики государства в целом и системы высшего образования в частности. Благополучие является междисциплинарным феноменом. В психологии исследуется психологическое и субъективное благополучие личности [1; 2; 3]. Исследование этих феноменов опирается на определенные теоретические представления. Понимание психологического или субъективного благополучия будет зависеть от теоретического конструкта, заложенного в основу исследовательского дизайна. Тем самым к изучаемому феномену прилагается некий априорный шаблон. Настоящая работа направлена на то, чтобы эмпирическим путем выяснить каким образом сами студенты понимают благополучие. Это позволяет получить информацию о системе смыслов, присущих студентам, а не навязанных извне определенной теоретической системой. Тем самым исследуется психологическое пространство, сходное по характеристикам с личностными конструктами в понимании Дж. Келли [4]. В отличие от конструктов, ассоциации не носят полярный характер, но они так же характеризуют индивидуальную имплицитную теорию, в рамках которой субъект отражает окружающую реальность. Обобщение по совокупности испытуемых на большой выборке дает усредненную картину, но сохраняющую связь с индивидуальным мировосприятием в рамках данной социальной группы.
Теоретические представления о благополучии нуждаются в сопоставлении с тем семантическим пространством, которое есть у респондентов и которое отражает их особенности жизнедеятельности. Такое сравнение позволяет: 1) корректировать и дополнять теоретические представления о концепте благополучия; 2) позволяет выявить лакуны в представлениях респондентов и осуществлять целенаправленную интервенцию; 3) наполнить конструкт «благополучие» психологическим содержанием.
В психологии используется множество терминов, включающих благополучие как составной элемент: психологическое благополучие, субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, благополучие личности, субъективное экономическое благополучие и т.д. [2; 5; 6; 7]. В психологической литературе приводятся результаты эмпирических исследований представлений студентов о категориях, близких к понятию благополучие. Так Д.А. Ворожейкин рассматривает представления курсантов о счастье в качестве предикторов субъективного благополучия личности [8; 9]. Ряд работ посвящен связям психологического благополучия с другими личностными особенностями студентов [10; 11; 12; 13; 14]. Активно проводятся исследования благополучия и близких ему понятий в разных контекстах. Психологическое благополучие раскрывается в связи с процессами решения человеком задач на разных этапах жизни, как в обыденных условиях, так и в осложненных, как то социализация, адаптация [15]. 
Для дифференциации близких понятий, описывающих позитивное функционирование человека, Д.А. Леонтьев [16] предлагает двухуровневую модель (на примере счастья), различающую дефицитарный и бытийный компоненты. В основе дифференциации – мера удовлетворенности базовых и материальных потребностей или потребностей более высокого, бытийного уровня (экзистенциональных, самовыражения, признания). 
С нашей точки зрения требует дальнейшего изучения сам концепт благополучия человека и то, какое значение вкладывают в это понятие различные социальные группы в разных контекстах. Выявление эмпирическим путем представлений о благополучии в студенческом возрасте позволяет понять существенный компонент их мировосприятия. Представления о благополучии в существенной мере определяют мотивацию обучения в университете, выбор профессии, карьерные ориентации, планирование семьи, включенность в общественную активность. Уже выявлена связь психологического благополучия студентов с внешней и внутренней учебной мотивацией, их академической успешностью [17]. Также есть данные о том, что дифференцируются типы благополучия, которые определяют мишени оказания психологической помощи, ориентируясь на тип благополучия как на специфический ресурс [18]. 
Исследование ассоциативного семантического поля, связанного с благополучием, позволяет прояснить вопрос субъективного благополучия личности. Конструкт субъективного благополучия предполагает его существование внутри индивидуального опыта. Объективные факторы влияют на субъективное благополучие, но субъективное благополучие по определению не может быть сведено к внешним условиям и причинам. Внешние условия преломляются через систему смыслов конкретного человека, связанных с представлениями о благополучии и таким образом становятся субъективным благополучием личности. Смысловое, семантическое пространство, связанное с благополучием является системой координат, референтной осью, в рамках которой формируется конструкт субъективного благополучия. Система представлений о благополучии является необходимым опосредующим звеном, соединяющим субъективное благополучие и объективные обстоятельства жизни и достижения личности. Внешние причины по С.Л. Рубинштейну [19] действуют через внутренние условия. Внутренняя детерминация благополучия предполагает самостоятельное определение человеком маркеров его благополучия. Важно определить, в чем конкретно состоят эти внутренние условия для исследуемой психической реальности и найти способ их эмпирической оценки. Для субъективного благополучия, с нашей точки зрения, опосредующим внутренним условием является структурированное семантическое пространство, ассоциативно связанное с благополучием.
В рамках постмодернистского дискурса (по К. Уилберу) [20] важно указать специфику рассмотрения психологических феноменов через принципы конструктивизма, контекстуализма и аперспективизма. Принцип конструктивизма дает основание полагать справедливым то, что представления о благополучии не только даются социумом в готовом виде, но и достраиваются субъектом в процессе социальной коммуникации. Принцип контекстуализма обеспечивает более высокую точность представлений о благополучии в связи с теми контекстами, в которых субъект обнаруживает благополучие или неблагополучие. В исследованиях постковидного периода показано, что «уровень благополучия трансформировался в контексте острой социальной неопределенности» [21, с.47]. Принцип аперспективизма отражается во множественных концептах, определяющих разные стороны благополучия, разнообразных подходах к описанию структуры благополучия. Это с одной стороны вносит терминологическую, инструментальную путаницу, а с другой – демонстрирует неоднородность самого изучаемого феномена.
Настоящее исследование реализовано в контексте качественной методологии (qualitative research), с фокусом на содержание обыденного языка и контекст, индуктивный характер выводов. Гипотеза формулируется только в самом общем виде: представления о благополучии есть и в этих представлениях можно выделить более или менее насыщенные семантические области, связанные с контекстом жизнедеятельности студентов.
Методы 
Характеристика участников исследования. В исследовании приняли участие 258 студентов 1 и 2 курсов Уральского федерального округа: Тюменского государственного университета, Курганского государственного университета и Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Из них 218 девушек, 40 юношей, представители социо-гуманитарных направлений, уровень образования – бакалавриат. Возраст от 17 до 23 лет (M=19.1, SD=1.06).
Процедура формирования выборки. Сбор данных происходил асинхронно, посредством google-forms, в анонимном формате. Скрининговая часть исследования содержала указание на пол, возраст, уровень и направление обучения в вузе.
Цель – исследование представлений студентов о благополучии.
Схема проведения исследования. 
1. Заполнение анкеты со скрининговыми данными (пол, возраст, аффилированность к тому или иному вузу и направлению обучения).
2. Для сбора эмпирических данных использовалась методика свободных ассоциаций в следующей модификации: студентам предлагалось дать по три ассоциации в виде глаголов, прилагательных, существительных (всего девять ассоциаций). Это ограничивает количество и форму ассоциаций, но позволяет получить в какой-то мере стандартизированные данные от испытуемых и уравновешивает тип этих данных.
3. Обработка данных проводилась посредством «фиксации регулярности» [22] представлений, наиболее часто встречающихся в ответах респондентов. Слова, относящиеся по семантическому контексту к одной группе, но являющиеся представителями разных частей речи, объединялись в одну ассоциативную группу (например: счастье и счастливый). Ассоциативные группы, близкие друг к другу по контексту и содержанию объединялись в семантические группы.
Цель – исследование представлений студентов о благополучии.
Результаты
Для определения содержания концепта «благополучие» в представлениях студентов был проведен анализ частоты встречаемости ассоциаций. Результаты представлены в таблице 1.

          Табл.1
Наиболее часто встречающиеся ассоциации по всей выборке.

В ассоциациях студентов можно выделить группы, отражающие существенные признаки смыслового поля концепта благополучия. Наиболее частотными оказались эмоциональные характеристики благополучия, такие как счастье, спокойствие, радость, то есть в представлении студентов благополучие – это, прежде всего спокойная радость или счастье, сопряженное с эмоциональной стабильностью. Далее следуют ассоциации, связанные с различными сферами жизни (контексты) и условиями благополучия. В качестве атрибута, условия благополучия значительное место занимает материальная обеспеченность. Это группы ассоциаций, связанные с деньгами, обеспеченностью, заработком, богатством. 
Важными атрибутами благополучия студенты также считают успех и семью. Эти две семантические группы занимают в рейтинге частотности близкие места. Менее частотными, но все-таки в значительной степени отраженными в представлениях студентов являются работа, созидание, получение, комфорт, здоровье, любовь. 
Ньюансами в понимании благополучия, которые не занимают центрального положения в семантическом поле, являются: достижение, гармония, труд, отдых, наслаждение, стремление, удача, мир, уют, удовлетворенность, желаемое, создаваемое, тепло, забота, уверенность, довольство, благо, действие, добро, красота, принятие, процветание, понимание, тишина.
          Табл.2
Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие»

Объединение ассоциаций в семантические группы позволило увидеть более обобщенную картину смыслов, которые вкладываются в понимание благополучия и проранжировать их. 
Наиболее насыщенным компонентом семантического поля благополучия является компонент, связанный с эмоциями (1 ранг). На втором месте по значимости располагается компонент семантического поля, связанный с материальным аспектом благополучия. Далее располагаются категории успеха, семьи, работы, комфорта, созидания, экзистенции, здоровья. Наименее насыщенными семантическими группами выступают стабильность, гармония, потребности, ценности, альтруизм, понимание, категория «личного». 
Обсуждение результатов
Как первая (табл. 1) так и вторая таблица (табл. 2) результатов показывают значительное преобладание эмоционального и материального компонентов благополучия в структуре представлений студентов. 
Эмоциональный компонент благополучия в представлениях студентов ожидаемо содержит в значительной степени позитивные эмоции, прежде всего радость, счастье, наслаждение. Все эмоции, которые были отмечены испытуемыми как элемент благополучия, можно разделить на два блока: активизирующий и стабилизирующий. К активизирующему относятся семантические маркеры эмоций (и их формы) такие как радость, счастье, наслаждение, приятный, довольный, хороший, любимый. К стабилизирующему можно отнести такие семантические маркеры эмоций (и их формы) как тихий, мирный, спокойный, умиротворенный. Более представлены те семантические маркеры, которые указывают на активизирующие эмоции.
Материальный аспект благополучия представлен более целостно и основное место в нем занимают материальная, финансовая обеспеченность, богатство, деньги. В материальном аспекте можно выделить компонент, отражающий способ достижения данного аспекта благополучия, отраженный семантическими маркерами (ассоциациями) получать и зарабатывать. Наиболее представлены семантические маркеры, связанные с получением, нежели приложением собственных усилий.
Значение материальных факторов, в качестве предикторов субъективного благополучия, отмечено в ряде психологических исследований [23; 24]. В нашей работе материальный аспект выявлен в пространстве представлений студентов. 
Если рассматривать наиболее представленные семантические маркеры благополучия с позиции двухуровневой модели Д.А. Леонтьева [16], то представления о благополучии у студентов носят дефицитарный характер, они связаны преимущественно с удовлетворением базовых и материальных потребностей.
Из выделенных семантических групп к маркерам базовых потребностей можно отнести: эмоции, комфорт, здоровье, стабильность, потребности, что в совокупности объединяет 728 ассоциаций. К маркерам материальных потребностей относится семантическая группа «материальный аспект», содержащая 227 ассоциаций. В целом к первому (дефицитарному) уровню позитивного функционирования относится 955 ассоциаций. 
К маркерам экзистенциального уровня можно отнести семантические группы экзистенция, ценности, альтруизм, гармония, понимание, что в совокупности объединяет 166 ассоциаций. Таким образом, наблюдается существенная разница в представленности семантических маркеров (ассоциаций) потребностей разных уровней и можно сделать вывод о преимущественно дефицитарной мотивации студентов в определении собственного благополучия. 
В некоторых работах психологическое благополучие связывается с профессиональной направленностью личности на основе принципа семантической близости [25]. В наших данных профессиональная направленность связывается с понятием благополучие в обобщенном виде через маркер работа.
Рассмотрение представлений о благополучии средствами психосемантического анализа позволяет раскрыть его субъективную сторону, то есть, по сути, перейти к понятию субъективного благополучия личности. Р.М. Шамионов [26] определяет субъективное благополучие через категорию отношения личности к себе и жизни, которая характеризуется переживанием удовлетворенности. Р.М. Шамионов [26] также подчеркивает значение субъективного благополучия личности усвоенных нормативных представлений о благоприятной внешней и внутренней среде. Результаты настоящего исследования показывают, каким образом интериоризованы нормативные представления о благополучии в конкретной социальной группе, в группе студентов. Нормативность представлений может быть связана как с их распространенностью в обществе, так и с социально-этической оценкой этих представлений.
Субъективное благополучие по определению конкретно, его ткань составляют внутренние условия, система координат, расположенная во внутриличностном пространстве. Результаты нашего исследования позволяют прояснить эту систему координат и наполнить категорию субъективного благополучия личности конкретно психологическим содержанием. Возможно, что дефицитарный характер мотивационной основы представлений студентов о благополучии связан с распространенностью и одобряемостью с социально-этических позиций не только семантических, но и поведенческих маркеров удовлетворения базовых и материальных потребностей.
Заключение
1. Наиболее высокую позицию в рейтинге ассоциаций, связанных с благополучием, в представлениях студентов, занимают характеристики эмоциональной сферы.
2. Для студентов свойственен дефицитарный характер представлений о благополучии, они преимущественно ориентированы на удовлетворение базовых и материальных потребностей.

Таблица 1

Наиболее часто встречающиеся ассоциации по всей выборке.

The most common associations across the entire sample.

Ассоциативные группы

Сумма частот

Ранги по частотности

счастье (116), счастливый (50), счастливое (9), счастливая (6)

181

1

спокойствие (57), спокойный (32), спокойное (15)

104

2

радоваться (46), радовать (3), радость (23), радостный (11), радостное (6), радующий (1), радуемый (1)

91

3

деньги (73), денежное (9), денюжки (1), деньжата (1)

84

4

семья (62), семейное (20)

82

5

жить (55), жизнь (15), жизненное (2)

72

6

работать (63), работа (7), работающий (1)

71

7

успех (32), успешный (15), успешное (2), успешность (3)

52

8

здоровье (32), здоровый (17), здравие (1)

50

9

любить (24), любовь (16), любимое (1), любимая (2), любящий (1), любимый (4)

48

10

получать (31), получить (9), получение (1)

41

11

комфорт (24), комфортный (9), комфортное (6), комфортность (1)

40

12

обеспеченный (12), обеспечивать (12), обеспеченность (6), обеспечить (3)

33

13

достигать (25), достичь (5)

30

14

стабильность (16), стабильный (6), стабильное (2), стабилизировать (1), стабильная (1)

26

15

делать (23), делающий (1)

24

16

богатый (18), богатство (3)

21

17

дом (15), домашний (4), домашнее (1)

20

19

зарабатывать (13), заработать (6), заработанный (1)

20

19

гармония (12), гармоничный (6), гармонизировать (1), гармонировать (1)

20

19

трудиться (18), труд (1)

19

21

умиротворение (9), умиротворенный (9)

18

22,5

хороший (18)

18

22,5

материальное (17)

17

25

отдыхать (16), отдохнуть (1)

17

25

приятное (9), приятный (8)

17

25

наслаждаться (15), наслаждение (1)

16

27,5

стремиться (13), стремление (2), стремящееся (1)

16

27,5

удача (10), удачный (1), удачливый (4)

15

29

мир (9), мирный (5)

14

32

уют (9), уютный (5)

14

32

личный (14)

14

32

удовлетворение (6), удовлетворенность(2), удовлетворенный (4), удовлетворять (2)

14

32

желать (5), желанное (3), желаемое (3), желанный (2), желаемый (1)

14

32

стараться (12), старательный (1)

13

36

тепло (7), теплый (6)

13

36

создавать (9), создать (2), создаваемое (1)

13

36

заботиться (11), забота (1)

12

38,5

уверенный (8), уверенность (4)

12

38,5

довольный (5), довольствоваться (5), довольство (1)

11

42,5

благо (11)

11

42,5

действовать (8), действия (3)

11

42,5

добиваться (8), добиться (3)

11

42,5

добро (8), добрый (2), доброта (1)

11

42,5

финансовое (6), финансы (4), финансовый (1)

11

42,5

красивый (8), красота (1), красивейшее (1)

10

48,5

дарить (10)

10

48,5

принимать (7), принятие (3)

10

48,5

процветать (7), процветающий (1), процветание (2)

10

48,5

понимать (6), понимание (2), взаимопонимание (1), взаимопонимающий (1)

10

48,5

тихий (6), тишина (4)

10

48,5

 

Таблица 2

Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие».

Distribution by semantic groups of the most frequently occurring associations for the word «well-being».

Семантические группы

Ассоциативные группы

Сумма частот по ассоциативной группе

Сумма частот по семантической группе

Ранги по частотности в семантической группе

Эмоции

счастье (116), счастливый (50), счастливое (9), счастливая (6)

181

528

1

радоваться (46), радовать (3), радость (23), радостный (11), радостное (6), радующий (1), радуемый (1)

91

приятное (9), приятный (8)

17

наслаждаться (15), наслаждение (1)

16

довольный (5), довольствоваться (5), довольство (1)

11

хороший (18)

18

любить (24), любовь (16), любимое (1), любимая (2), любящий (1), любимый (4)

48

тихий (6), тишина (4)

10

мир (9), мирный (5)

14

спокойствие (57), спокойный (32), спокойное (15)

104

умиротворение (9), умиротворенный (9)

18

Материальный аспект

богатый (18), богатство (3)

21

227

2

деньги (73), денежное (9), денюжки (1), деньжата (1)

84

обеспеченный (12), обеспечивать (12), обеспеченность (6), обеспечить (3)

33

материальное (17)

17

зарабатывать (13), заработать (6), заработанный (1)

20

финансовое (6), финансы (4), финансовый (1)

11

получать (31), получить (9), получение (1)

41

Успех

процветать (7), процветающий (1), процветание (2)

10

118

3

достигать (25), достичь (5)

30

добиваться (8), добиться (3)

11

успех (32), успешный (15), успешное (2), успешность (3)

52

удача (10), удачный (1), удачливый (4)

15

Семья

семья (62), семейное (20)

82

102

4

дом (15), домашний (4), домашнее (1)

20

Работа

работать (63), работа (7), работающий (1)

71

90

5

трудиться (18), труд (1)

19

Комфорт

комфорт (24), комфортный (9), комфортное (6), комфортность (1)

40

84

6

уют (9), уютный (5)

14

тепло (7), теплый (6)

13

отдыхать (16), отдохнуть (1)

17

Созидание

создавать (9), создать (2), создаваемое (1)

13

77

7

действовать (8), действия (3)

11

делать (23), делающий (1)

24

стремиться (13), стремление (2), стремящееся (1)

16

стараться (12), старательный (1)

13

Экзистенция

жить (55), жизнь (15), жизненное (2)

72

72

8

Здоровье

здоровье (32), здоровый (17), здравие (1)

50

50

9

Стабильность

стабильность (16), стабильный (6), стабильное (2), стабилизировать (1), стабильная (1)

26

38

10

уверенный (8), уверенность (4)

12

Гармония

красивый (8), красота (1), красивейшее (1)

10

30

11

гармония (12), гармоничный (6), гармонизировать (1), гармонировать (1)

20

Потребности

желать (5), желанное (3), желаемое (3), желанный (2), желаемый (1)

14

28

12

удовлетворение (6), удовлетворенность (2), удовлетворенный (4), удовлетворять (2)

14

Ценности

благо (11)

11

22

13,5

добро (8), добрый (2), доброта (1)

11

Альтруизм

заботиться (11), забота (1)

12

22

13,5

дарить (10)

10

Понимание

понимать (6), понимание (2), взаимопонимание (1), взаимопонимающий (1)

10

20

15

принимать (7), принятие (3)

10

Личный

личный (14)

14

14

16

 

 

 

 

 

 

×

About the authors

Inna Vasileva

ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет;
ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»

Author for correspondence.
Email: innavitalievnavasilieva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0740-7260

доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедры общей и социальной психологии;

профессор кафедры философии, иностранных языков, гуманитарной подготовки сотрудников ОВД

Russian Federation

Michail Vladislavovich Chumakov

Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург;
ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет; г. Курган

Email: mihailchv@mail.ru
Russian Federation

Darya Mikhailovna Chumakova

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»; г. Курган

Email: ch-darya@mail.ru

References

  1. Vasileva I. V., Chumakov M. V. Dynamics of subjective well-being of students during the COVID-19 pandemic. Human Ecology. 2022; 29(9): 643–651. https://doi.org/10.17816/humeco106980.
  2. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co.; 1996; 318 p.
  3. Sokolova M. V. Scale of subjective well-being. Management. Yaroslavl: NPC Psychodiagnostika; 1996; 17 p. (In Russ).
  4. Kelly G. A. The psychology of personal constructs: A theory of personality. Vol. 1. London: Routledge,1991. 336 p. https://doi.org/10.4324/9780203405970.
  5. Arestova O. N., Mitina O. V., Chukarin B. A. Level of emotional well-being and the structure of the hierarchy of personal values. Questions of psychology. 2021; 3: 85–93. (In Russ). EDN DJQEEY
  6. Chemerskoy G. S., Tyulyupo S. V., Dashieva B. A. The influence of the location of the settlement and the size of the school on the subjective assessment of well-being and behavioral attitudes of adolescents. Human Ecology. 2023; 30(6): 439–456. (In Russ). https://doi.org/10.17816/humeco501763.
  7. Vasileva I. V., Chumakov M. V., Chumakova D. M., Bulatova O. V. Subjective well-being of students of psychological and pedagogical fields during the COVID-19 epidemic. Education and Science. 2021; 23(10): 129–154. (In Russ). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-129-154.
  8. Vorozheikin S. A. Ideas about happiness as predictors of subjective well-being of cadets of the National Guard of the Russian Federation. Problems of modern education. 2023; 2: 90–104. (In Russ). https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-2-90-104.
  9. Vorozheikin S. A. Theoretical approaches to studying the phenomenon of subjective well-being. News of Saratov University. New episode. Series Acmeology of education. Developmental psychology. 2022; 11(22): 316–327. (In Russ). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327.
  10. Ermakova E. S. Creativity, self-actualization and subjective well-being of students. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2023; 2: 169–186. (In Russ). https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_169.
  11. Abdullaeva M. M., Titova M. A., Emelin V. A., Pechkovskaya E. M. Vector model of the development of professional identity of modern specialists with different levels of psychological well-being in the conditions of digitalization of professional environments. Bulletin of Moscow University. Episode 14. Psychology. 2023; 46(4): 11–35. (In Russ). https://doi.org/10.11621/LPJ-23-37.
  12. Dekhtyarenko A. A. Shlyagina E. I., Gusev A. N. Predictors of psychological well-being. Questions of psychology. 2022; 68(2): 135–146. (In Russ). EDN XAMNT
  13. Vasileva I. V., Chumakov M. V. Subjective well-being of students during the COVID-19 pandemic. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2023; 3(132): 113–120. (In Russ). https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_113.
  14. Chumakov M.V., Vasileva I.V. The relationship between the sense of security, self-organization and subjective well-being of students in a pandemic. Current problems of extreme and crisis psychology. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Executive editor I. A. Ershova. April 2, 2021. Ekaterinburg: Ural University Publishing House; 2021. P. 126–128. (In Russ).
  15. Belinskaya E.P., Shaekhov Z.D. The relationship between psychological well-being and adaptation to the risks of the digital world in youth. Bulletin of Moscow University. Episode 14. Psychology. 2023; 46(3): 239–260. (In Russ). https://doi.org/10.10.11621/LPJ-23-35.
  16. Leontyev D. A. Happiness and subjective well-being: towards the construction of a conceptual field. Monitoring public opinion: economic and social changes. 2020; 1(155): 14–37. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02.
  17. Gordeeva T. O., Sychev O. A., Osin E. N. Internal and external educational motivation of students: their sources and influence on psychological well-being. Questions of psychology. 2013; 1: 35–45. (In Russ).
  18. Samokhvalova A. G., Shipova N .S., Tikhomirova E. V., Vishnevskaya O. N. Psychological well-being of modern students: typology and targets of psychological assistance. Consultative psychology and psychotherapy. 2022; 30(1): 29–48. (In Russ). https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103.
  19. Rubinshtein S. L. Problems of general psychology. M.: Pedagogika, 1973; 416 p. (In Russ).
  20. Wilber K. Integral psychology: Consciousness. Spirit. Psychology. M: AST et al.; 2004. 412 p. (In Russ).
  21. Samokhvalova A. G., Tikhomirova E. V., Vishnevskaya O. N., Shipova N. S., Asriyan E. V. Structural-functional model of psychological well-being of modern students. Russian psychological journal. 2021; 18(4): 47–63. (In Russ). https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.4.
  22. Busygina N. P. Qualitative research in psychology as a challenge to classical methodologies. Paradigms in psychology: scientific analysis. Rep. ed. A. L. Zhuravlev, T. V. Kornilova, A. V. Yurevich. M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS"; 2012. P. 308–334. (In Russ).
  23. He Q., Tong H., Liu J.-B. How Does Inequality Affect the Residents' Subjective Well-Being: Inequality of Opportunity and Inequality of Effort. Frontiers in Psychology. 2022; 13: 843854. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.843854.
  24. Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of Subjective Well-Being Under Different Economic Scenarios. Frontiers in Psychology. 2021; 12: 696184. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.696184.
  25. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Psychological well-being of the individual. Current problems of pedagogy and psychology. 2021; 2(8): 50–62. (In Russ). EDN: IBMSPX
  26. Shamionov R M. Subjective well-being of personality: a psychological pattern and factors. Saratov: Izdatel'stvo Nauchnaja kniga; 2008. 296 p. (In Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Supplement 1. The most common associations across the entire sample
Download (11KB)
3. Supplement 2. Distribution of the most frequently occurring associations for the word «well-being» across semantic groups
Download (12KB)

Copyright (c) Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies