Ecological culture and greening of life of youth of the Republic of Tatarstan
- Authors: Saveleva Z.V.1, Khokhlov A.A.1
-
Affiliations:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Section: ORIGINAL STUDY ARTICLES
- Submitted: 25.12.2024
- Accepted: 21.05.2025
- Published: 08.06.2025
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/643423
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco643423
- ID: 643423
Cite item
Full Text
Abstract
BACKGROUND: The need for a detailed study of the environmental awareness and behavior of young people and the identification of the characteristics of these components is confirmed by the results of previously conducted empirical studies. Young people in the Republic of Tatarstan are characterized by fairly active environmental activities: 74% are interested in environmental issues, 93% believe that they can personally do something useful to preserve the environment, and 72% have taken part in environmental events.
AIM: to reveal the nature and content of the components of the environmental culture of young people (consciousness and behavior) and the experience of greening their own lives in modern society (using the Republic of Tatarstan as an example).
METHODS: To collect social information, quantitative (mass online survey of residents of the Republic of Tatarstan aged 16-35, n=1349, 2023) and qualitative (focus group discussions with "student" and "working" youth, n=6, 2023-2024) methods were used. In the case of the mass online survey, respondents were selected spontaneously with quota control by gender, age and type of settlement. Informants for focus groups were selected using purposive sampling.
RESULTS: The study allowed us to obtain the opinion of young people regarding their interest in environmental issues, the degree of participation in environmental events and involvement in environmental practices. Discussion of the experience of greening their own everyday life allowed us to obtain information about existing institutional and non-institutional barriers to an environmentally friendly lifestyle.
CONCLUSION: The study of the components of the ecological culture of the youth of the Republic of Tatarstan allowed to reveal that the ecological situation, along with family values, occupies high positions in the rating of important aspects of life. The degree of interest in environmental issues and participation in environmental events are at a level that allows for environmentally justified actions in relation to the environment with awareness of their consequences. The factors influencing these variables are socio-demographic characteristics (age, gender, type of residence), type of activity and study of the subject "Ecology").
Full Text
Введение
Актуальность исследования экологического сознания молодых людей обусловлена остротой экологических проблем, возрастающей неопределенностью, возникающей из-за развития производства и новых технологий, цифровизацией, и значимой ролью молодежи как актора социальных изменений в современном мире. Именно с молодежью связываются ожидания по выстраиванию гармоничных отношений в системе «человек-природа-общество». Преимуществами развития и формирования экологической культуры у подрастающего поколения можно назвать продолжающийся процесс социализации, а, следовательно, и «лабильное» сознание, выполнение в обществе инновационной, трансляционной и воспроизводственной функций.
В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на изучении следующих вопросов, прямо или косвенно связанных с экологической культурой молодежи: роль молодежи в преодолении экологических рисков, трансформация экологического поведения в условиях цифровизации и глобализации, факторы формирования экологического сознания, среди которых выделяют опыт родительской семьи, социальные сети и экологическое просвещение или образование. Часть исследований направлена непосредственно на изучение отношения молодых людей к глобальным экологическим проблемам – например, изменению климата. Так, в 2021 году, 60% из 10000 молодых людей в возрасте 16-25 лет чувствовали себя «очень обеспокоенными» или «крайне обеспокоенными» в связи с изменением климата, а 45% респондентов сообщали, что это негативно сказывается на их повседневности [1].
Канадские ученые на основе анализа 62-х опросов среди молодежи, посвященных экологической культуре, выделяют предикторы проэкологического поведения в подростковом возрасте и обнаруживают значимую связь между предрасположенностью к проэкологическому поведению и социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, образование, этническая принадлежность) [2]. Наиболее значимыми факторами развития проэкологического поведения выступают проэкологические убеждения и установки, знания об экологических проблемах, поведенческий контроль или локус контроля и готовность совершать экологически оправданные действия. Помимо этого, влияние на предрасположенность к данному поведению могут оказывать время, проведенное на природе, принятие стратегий, направленных на поиски решений тем или иным проблемам, и позитивные мысли и цели о личном будущем.
Отдельные исследования посвящены и анализу в качестве фактора формирования экологического сознания опыта родителей [3]. Исследователь из Исламского колледжа Пешевар, на основе опроса молодых людей в возрасте 18-25 лет, приходит к выводу, что опыт родительской семьи играет значительную роль в формировании проэкологического отношения и поведения молодежи, причем женщины более подвержены влиянию экологически дружественных отношений своих родителей, нежели мужчины. Следует отметить, что и ранее проведенные исследования демонстрировали, что женщины, ввиду более высокого уровня эмпатии по отношению к окружающей среде, имеют большую предрасположенность к проэкологическому поведению [4].
В исследовании Л.Касало и Дж.Эскарио также обнаруживается, что родительская забота и включение родителей в социальную жизнь и процесс социализации ребенка оказывают большее влияние на представителей женского пола, а не мужского; проэкологическое отношение родителей будет являться фактором развития данного поведения у их детей [5].
В качестве фактора формирования экологического сознания студентов рассматриваются и социальные сети, которые с развитием интернета получили распространение среди молодых людей и стали для них неотъемлемой частью жизни [6]. Исследователями были опрошены ученые, сферой изучения которых является экологическая осведомленность, и профессора университетов. Среди источников получения информации для развития экологического сознания опрошенные ученые и профессора выделили онлайн-конференции / дискуссионные группы по значимым экологическим вопросам (56%) и социальные сети (51%).
Проблематика экологического сознания актуализируется в работах, в частности, М. Санчес [7], О. Н. Яницкого, И. А. Сосуновой и др., экологического поведения – в теории П. Стерна [8], В. А. Захаровой [12] и др. В исследовании экологической культуры молодежи Екатеринбурга установлено, что молодежь неравнодушна к существующим экологическим проблемам и осведомлена о большинстве экологических практик, при этом реализуются они, как правило, время от времени, но, несмотря на это, данные действия поощряются сверстниками, которые могут выступать «группой равных» (peer group), важных для молодых в процессе их социализации; среди ключевых факторов, влияющих на формирование представлений об экологических оправданных действиях, выделяются социальные сети, средства массовой информации и опыт друзей/знакомых [9]. Средства массовой коммуникации (социальные сети, мессенджеры), по мнению исследователей, являются для молодежи одним из важнейших институциональных факторов формирования мнения об экологической обстановке в стране, поскольку альтернатив, как отмечают авторы, в виде системы экологического просвещения не предвидится.
Поднимая вопрос роли СМК и социальных сетей в жизни современной молодежи, следует отметить и более активное распространение практик цифрового активизма. Их суть заключается в освещении глобальных экологических проблем или тех, которые актуальны для места проживания индивида, в проявлении гражданского активизма посредством сбора данных о состоянии окружающей среды (к примеру, измерение уровня загрязнения воздуха приборами), в подписании петиций на различных платформах. Вместе с тем, цифровое развитие дает основания подразделить действия, выполняемые в рамках экологического поведения, по их форме – на непосредственные, требующих физического участия, усилий и временных затрат, и опосредованные, реализующиеся в реальном времени без физических и иных затрат и именуемые, по мнению В. Б. Гольбрайха [10], «ленивым активизмом». Использование технологий для выражения мнений по вопросам, представляющим важность, актуализирует вопрос воспроизводства цифрового неравенства, когда пожилые или проживающие в отдаленных местностях и селах люди не имеют возможности принять участие в данных практиках.
Отдельное внимание со стороны исследователей уделено и выделению типов экологической культуры в зависимости от уровня сформированности ее основных компонентов. Так, П. О. Ермолаева [11] на основе обследования российских и американских студентов выделяет следующие социально-экологические типы: инвайроменталист (28%, готовность поддерживать любые инициативы в деле охраны окружающей среды), деятельный тип (19%, активен и решителен в области сохранения окружающей среды), декларативный тип (33%, экологические установки сформированы на оценочном, но не на деятельностном уровне) и антиинвайроменталист (20%, низкая степень обеспокоенности состоянием окружающей среды). В. А. Захарова [12, 13] выделяет группы факторов экологизации поведения молодых людей – это факторы ценностного (ценностные установки и экологические ценности) и институционального влияния (экологическое просвещение/образование, СМИ, экологическая политика государства) и окружающего воздействия (опыт семьи, друзей) и типы экологической культуры: формально-декларативный (45%), сознательно-ответственный тип (37%) и индифферентный тип (18%).
Цель
Цель исследования заключается в раскрытии характера и содержания компонентов экологической культуры молодежи (сознания и поведения) и опыта экологизации их собственной жизни в современном обществе (на примере Республики Татарстан). Исследовательский вопрос – каков характер экологической культуры современной молодежи и под воздействием каких факторов осуществляется ее формирование и развитие.
Материалы и Методы
Проведение эмпирического исследования включало в себя две стратегии: количественную – массовый онлайн-опрос молодежи Республики Татарстан, проведенный в июне 2023 года (n=1349), и качественную – фокус-групповые обсуждения, проведенные в 2023-2024 годах (n=6). Использование количественных методов обусловлено целью охарактеризовать компоненты экологического сознания и поведения исследуемой группы, поскольку ранее подобных исследований не проводилось. Обсуждения в рамках фокус-групп позволили получить мнения молодежи относительно практик экологизации собственной повседневной жизни и существующих институциональных и неинституциональных препятствий. Обработка данных массового онлайн-опроса осуществлялась в программе SPSS Statistics на основе частотного анализа. Для выявления статистически значимых связей использовался критерий Хи-квадрат (χ2), для выявления корреляций – R Пирсона.
Результаты
Экологическая культура будет пониматься как совокупность действий социальных агентов, направленных на минимизацию вреда наносимого окружающей среды, обусловленная уровнем экологического сознания, установками, ценностями конкретного агента, а также социо-структурными факторами. Стоит отметить и то, что существенная разница в определении экологической культуры молодежи отсутствует, т.к. различия обусловлены лишь особенностями и характерными чертами данной социально-демографической группы. В исследовании мы придерживаемся устоявшегося как в западной, так и отечественной социологии подхода, интерпретирующего экологическую культуру как образование, состоящее из двух компонентов – экологического сознания и поведения. Понимание экологического сознания сводится к комплексу знаний, ценностных представлений, установок индивида, обеспокоенного состоянием окружающей среды, позволяющий давать объективную оценку экологической ситуации и выражающий готовность к проэкологическим действиям. Экологическим же поведением является форма взаимодействия с окружающей природной средой, зависящая от 1) уровня развития экологического сознания и 2) институциональных возможностей реализации данного взаимодействия, которая отражается в непосредственных/опосредованных действиях индивида.
Экологизация сознания и ценностных ориентиров является базовым компонентом экологической культуры молодежи. Важными сторонами жизни опрошенные считают безопасность членов семьи (84,1%), состояние их здоровья (77,1%), отношения в семье (67,5%) и экологическую ситуацию в месте непосредственного проживания (65,8%). Сравнение полученных результатов в возрастных группах позволяет говорить о том, что для 16-25 летних респондентов наибольшую важность представляют возможности для достижения поставленных целей (61%), творческой самореализации (57,5%), что, скорее обусловлено, их промежуточным положением между зависимостью и отсутствием ответственности и свободой, сопряженной с ответственностью за совершенные поступки. Интересно и то, что у респондентов, уже имеющих свои собственные семьи, фиксируется более высокий процент ответов, связанных с семьей, нежели, к примеру, у тех, кто проживает с родителями или вовсе один. Обсуждения в рамках фокус-групповых обсуждений подтверждают полученные результаты: ну, конечно, одна из ценностей – это семейные ценности, возможность создать и сохранить семью (Ж, 24), я считаю, что человек должен своей деятельностью принести какую-либо пользу обществу…какое-нибудь новшество внести, что-нибудь новое придумать, что мне тоже хотелось бы сделать (М, 23), вот я воспитываю ребенка и понимаю, что мне нужно учить его где-то личным примером, где-то своим опытом, в том числе и заботе об окружающей среде (Ж, 29).
Большинство респондентов в качестве приоритетных экологических ценностей выделяло чистоту водных объектов (81,5%), собственное здоровье (75,3%) и чистоту атмосферного воздуха (74,3%). Немаловажным опрошенные назвали и экологичный образ жизни общества (51,8%) и повышение внимания к экологическим проблемам (47,7%). В рамках фокус-групповых обсуждений высказывались и такие мнения: экологические ценности – это то, что позволяет человеку нормально жить: чистота, свежий воздух, отсутствие грязи или свалок, а мы должны определенным образом способствовать, чтобы все так и было (Ж, 29), наверное, нужно заботиться о том, чтобы будущие поколения не столкнулись с негативными последствиями нашей жизни (Ж, 23), и было бы здорово сохранять те места, где растут редкие растения, обитают редкие животные (М, 24). Результаты опроса и фокус-групповых обсуждений демонстрируют, что в сознании молодежи, согласно теории П. Стерна [8], преобладают эгоистические и альтруистические экологические ценности, связанные, прежде всего, с заботой о своем здоровье, социальном благополучии и жизни других людей.
Заинтересованность экологической проблематикой находится на достаточном высоком уровне: для 46,1% опрошенных интересны все вопросы, а для 42,1% – лишь некоторые. Стоит рассмотреть и распределение ответов на данный вопрос в зависимости от социально-демографических характеристик и других факторов, представленные в таблицах 1 и 2:
Распределения показывают, что существует связь между заинтересованностью экологической проблематикой и переменными пола, возраста и типа места жительства. Для респондентов, проживающих в г. Казань в большей степени интересны отдельные вопросы, что может быть обусловлено следующим: во-первых, обострением одной или нескольких экологических проблем, вызывающих особое беспокойство среди опрошенных, а, во-вторых, большей по площади территорией с присущей городу гетерогенностью. В сельских же населенных пунктах ситуация обстоит иначе – большинству (52,6%) интересна экологическая тематика в целом. Различия ответов по типу населенного пункта позволяют говорить об экологической или средовой идентичности, т.е. об эмоциональном, физическом и ином соотнесении себя и связи с природной средой, которые отражаются в восприятии экологических проблем своего населенного пункта, трансформации практик и образа жизни; а также о действии уже группового, а не индивидуального экологического сознания.
В качестве факторов экологизации сознания молодежи помимо типа деятельности и изучения предмета «Экология» можно рассмотреть и социальных акторов, благодаря которым были получены экологические знания. Наибольшее влияние на это оказали интернет-ресурсы и социальные сети (44,3%, 16-25 лет – 50,2%, 26-35 лет – 40,7%), семья и родственники (41,8%, 16-25 лет – 41%, 26-35 лет – 42,3%) и СМИ (32,8%, 16-25 лет – 33,8%, 26-35 лет – 31,8%). 46,9% опрошенных в возрасте 26-35 лет проявили личную инициативу в получении знаний, тогда как среди 16-25-летних таковых 32,7%. Подобные мнения информанты выражают и в рамках фокус-групповых обсуждений: в Youtube и на других платформах есть блогеры, которые показывают то, как убираются либо в своих селах, либо в других места (Ж, 24), вот это приобщение к экологическим знаниям, ценностям – это же как воспитание, где важна роль и семьи, и школы, ведь там закладываются эти ценности, да и общая культура тоже (Ж, 33). Осознают информанты и свою личную сопричастность к решению экологических проблем – я думаю, что, если мы говорим про какие-то экологические практики, то это, в первую очередь, осознанность в их выполнении и понимании того, для чего это все делается (Ж, 21), а по результатам опроса 94,2% опрошенной молодежи считают, что заботу об окружающей среде и вовсе нужно начинать с себя. Несмотря на это, молодые люди считают, что такие акторы как государство и промышленные предприятия должны способствовать развитию экологического сознания – государство тоже должно быть ответственно перед людьми, ведь у нас есть законы, требования какие-то, которые предъявляются производствам…они тоже должны исполняться (М, 20).
Участие в экологических мероприятиях является одной из форм проявления экологического поведения. Оно в российском обществе характеризуется как эпизодическое, а его «активатором» может являться экологическая катастрофа, неудовлетворительное состояние окружающей среды. Тем не менее, 54% опрошенных в последние три года принимали участие в экологических мероприятиях, а 70,3% из тех, что не принимал, желают это сделать впервые. Рассмотрим распределения по социально-демографическим характеристикам респондентов, представленные в таблицах 3 и 5:
Несмотря на то, что статически значимые различия по возрасту отсутствуют, у информантов из этих групп восприятие экологических мероприятий и акций разнится: я бы, наверное, посетила такое мероприятие, если бы там были разные форматы…может быть спикер какой-то выступал бы с интересной для меня темой (Ж, 23), мероприятия действительно представляются как интересные, там есть и походы, и йога, не только сбор мусора, но и что-то другое (Ж, 20), я думаю, что экологические мероприятия тоже могут разными…например, я могу пойти на уборку озера, а могу написать обращение, подписать петицию, чтобы что-то поменять, и тоже непонятно, что будет действеннее (Ж, 33).
В связи с этим представляется обоснованным рассмотреть условия, при наличии которых респонденты приняли бы участие в экологическом мероприятии (таблица 4). Следует отметить и тот факт, что между переменными, отражающими опыт участия в мероприятиях в последние три года и желание это сделать, обнаружена слабая корреляционная связь (χ2=116,546, p<0,001, R Пирсона=0,294).
Наибольшую важность имеет место (70,4%) и время проведения (64,3%) экологического мероприятия и преобладающий на нем тип деятельности (47,2%). Определяющими условиями участия в активности стали трансфер до места проведения (3,79), посещение мероприятия родными и друзьями (3,45). Такие утилитарные факторы как получение личной выгоды или денежного вознаграждения оказались непопулярны у респондентов.
Рассмотрим и мотивы участия в экологических мероприятиях, которые как ценности могут быть подразделены на эгоистические, альтруистические и биосферические. В основном, молодые люди принимают участие из-за беспокойства экологической обстановкой (46,6%), возможности таким образом выразить свою гражданскую позицию (43,8%) и потому, что плохое качество окружающей среды вредит здоровью (41,6%). Для 26-35-летних респондентов, помимо перечисленных, актуальна и забота о социальном благополучии своих детей (35,7%).
Распределение ответов на данный вопрос по типу населенного пункта дает понять, что выражение своей гражданской позиции наиболее популярно у респондентов, проживающих в г. Казань. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что в крупном городе-миллионнике могут действовать низовые экологические объединения, созданные для решения насущных проблем в сфере экологии (например, ООС «За Чистый воздух»). Обеспокоенность же состоянием окружающей среды и ориентация на опыт родительской семьи в наибольшей степени выражены у опрошенных, проживающих в сельской местности (51,6% и 22,3% соответственно). Имеют место быть и эгоистические мотивы участия, связанные с получением личной выгоды, которые были высказаны в рамках фокус-групповых обсуждений – я помню, что участвовала в чем-то на 1 курсе, но лишь потому что там давали баллы как активисту, чтобы остаться жить в общежитии. Потом они стали не нужны, и я больше не ходила (Ж, 21), ну если брать школу, то там освобождали от уроков, чтобы пойти на какое-то мероприятие такого плана (М, 20).
Еще одной формой реализации экологического поведения является приобщение к практикам. Наиболее популярными среди опрошенных оказались такие, как выключение электроприборов из сети (60,9%), сдача опасных отходов (батареек, ламп) в специализированные пункты приема (53%) и экономия воды (49,6%). Несмотря на относительно недавний характер распространения экологических практик, их реализация оказалась выше у 26-35-летних респондентов, нежели у 16-25-летних: экономия электроэнергии (65,4% и 56,5% соответственно), использование шопперов (36,4% и 22,7% соответственно) и т.д. Обсуждения в рамках фокус-групп позволили сделать вывод о том, что молодежь настроена вносить малый, но ценный вклад в дело охраны окружающей среды, посредством реализации практик, не требующих преодоления институциональных барьеров и ограничений – я стараюсь собирать какие-то мелкие пластиковые фракции – это могут быть чеки из магазинов, которые я стараюсь вообще не брать, упаковки от лекарств, пластинки таблеток и еще всякое разное (Ж, 23), часто сдают старую одежду куда-либо…или на переработку, или нуждающимся. Я поддерживаю вторичное использование, например, кастомизацию вещей (Ж, 21), я сдаю батарейки и считаю это самым главным, ведь их в нашей жизни много (М, 24).
Дискуссионным среди как обывателей, так и исследователей остается вопрос об истинных мотивах приобщения к экологическим практикам – влияние оказывают экологические или экономические установки? Доподлинно на данный вопрос ответить достаточно сложно: информанты высказывали такие мнение – мама часто говорит, чтобы я выключала свет в комнате, ведь счетчик мотает не знаю как (М, 20), приходит счет-фактура и понимаешь, что экономить воду и свет это не только экологично… (М, 22), если честно, у меня в голове постоянно вопрос, когда я где-то выключаю свет – я это сделала, чтобы сэкономить или чтобы как-то помочь экологии? (Ж, 31). Распределение ответов респондентов по уровню дохода показывает, что опрошенные со средним и высоким уровнем дохода в больше степени реализуют практики экономии воды и электроэнергии, чем с низким.
Несмотря на достаточно высокую степень участия в экологических мероприятиях, у молодых людей существуют барьеры и препятствия для этого, которые в основном выражаются в отсутствии информации о планируемом мероприятии (48,9%), расположении места проведения вдали от дома (36,8%) и неудовлетворительной организации самого мероприятия (32%). Помимо этого, существует непонимание значимости данных активностей, поскольку их проведение, по мнению информантов, кардинальным образом не изменит экологическую ситуацию – иногда вообще не понимаешь, зачем туда идти. Ну приду я туда один и что я поменяю? Это же капля в море. Государство тоже должно это все как-то стимулировать (М, 18), вот лично у меня нет какой-то мотивации. Я сам иногда задаю себе вопрос: ну зачем я туда приду, что я там буду делать? Самое главное, для чего? (М, 22).
Препятствия для реализации экологических практик удалось подразделить на несколько групп.
- Отсутствие мотивации в связи с формальным подходом к организации данного процесса – даже если я начну сортировать мусор по фракциям, все равно ведь приедет один мусорный камаз и все свалит в одну кучу…особенно это видно, когда живешь в многоквартирном доме (Ж, 20), мне не хватает объяснений, почему нужно сортировать мусор, что это даст…есть у меня, например, какой-то фантик, куда я его выброшу? В пластик или в несортируемые отходы? (М, 23);
- Недостаток инфраструктуры – есть ощущение, что не хватает для всего этого инфраструктуры в городе, чтобы что-то сдать нужно ехать в какое-то определенное место (Ж, 22), очень усложняет этот процесс, что пункты сбора вторсырья организуются в одном месте, в последнее время в МЕГЕ (М, 25), меня стимулировало сортировать мусор то, что я работал в ИКЕА, но она ушла и это все сошло на нет (М, 23), после пандемии этих пунктов как будто бы стало меньше, неужели их никто не поддерживает? Не выделяет на это финансирование? (Ж, 31). Следует отметить, что инфраструктура выполняет двойственную роль: с одной стороны, при ее наличии, отмечается рост мотивации приобщаться к практикам (например, собирать батарейки, если в подъезде установлен контейнер), а, с другой, при ее отсутствии – наоборот, происходит отказ от следования данным привычкам;
- Экономические, которые сопряжены с недостатком инфраструктуры – чтобы довезти собранный мусор до точки сбора нужно пользоваться такси, поскольку в общественном транспорте с этим ехать невозможно (Ж, 26), есть, конечно, места, где отходы принимают платно, но до туда и доехать нужно, и пересилить себя…часто они находятся рядом с какими-то гаражами, одной туда идти страшно (Ж, 22), я стараюсь собрать как можно больше отходов, чтобы отвезти их один раз, а то это и трата бензина, и времени (Ж, 33);
- Отсутствие общественного контроля – когда ты понимаешь, что делаешь это не один, а допустим всем двором, то как-то становится легче, а за этим никто же не следит (Ж, 19), у нас вообще в стране не такой жесткий контроль за этим, как в других странах…нет штрафов, нет какого-то общественного порицания что ли за невыполнение всего этого (М, 23), я думаю в нашем обществе это пока не так распространено, как хотелось бы…кому-то просто некогда, кто-то не понимает зачем это, а кто-то и вовсе относиться к этому скептично, с недоверием что ли…особенно, мне кажется, старшее поколение (Ж, 30).
Помимо этого, приобщение к экологическим практикам и участие в мероприятиях требует трансформации привычного образа жизни, о чем также говорили информанты: ну вот я представляю, что какой-то человек все отсортировал, сделал несколько пакетов как положено и несет их условно с 8-го этажа, чтобы выбросить правильно. Ну насколько его хватит? (Ж, 18), мне кажется, что важно осознать, для чего я это делаю, задать самому себе вопросы «Зачем? Для чего? Что это даст?» и ответить на них (М, 23), вот взять те же мероприятия…на них идти либо после работы, либо в выходные дни, а кому это охото делать…как будто бы немногим и тем, для кого это действительно важно (Ж, 27). В связи с этим можно рассмотреть теории рационального выбора, при которых индивид отдаст предпочтение альтернативным стратегиям, не требующим затраты больших ресурсов (физических, экономических и т.д.). При этом, если рассматривать экономические мотивы реализации практик, то рациональное поведение будет играть противоположную роль: избрание экологических практик будет сопряжено с экономией денежных средств.
Обсуждение
Исследование компонентов экологической культуры молодежи Республики Татарстан позволило выявить, что экологическая ситуация, наряду с семейными ценностями, занимает высокие позиции в рейтинге важных сторон жизни. Для респондентов, имеющих собственные семьи, экологическая обстановка приобретает особую важность: большинство из них принимали участие в мероприятиях с целью заботы о социальном благополучии своих детей. Степень заинтересованности экологической проблематикой и участия в экологических мероприятиях находятся на уровне, позволяющим совершать экологически оправданные действия в отношении окружающей среды с осознанием их последствий. Данные переменные имеют статистически значимую связь с социально-демографическими характеристиками (возраст, пол, тип места жительства), тип деятельности и изучение предмета «Экология». В целом же, экологические знания формируются посредством получения информации из интернет-ресурсов, социальных сетей, СМИ и благодаря системе экологического просвещения в школе, средних и высших учебных заведениях. Стоит отметить и то, что в сознании молодежи преобладают эгоистические и альтруистические экологические ценности, а не биосферические, связанные с заботой, к примеру, о сохранении видового биологического разнообразия. Фиксируется и то, что в селах и поселках городского типа экологоориентированность молодежи выше, нежели в крупных городах, что, скорее, обусловлено возможностью быстрой аккумуляции имеющихся социальных сил и соответствующего потенциала для решения проблем, представляющих особую важность для жителей, в том числе и экологических. В крупном же городе важность представляет осознание той или иной экологической проблемы, наличие природного объекта (например, конкретный водоем, лесопосадка и т.д.) и опыт гражданской активности по защите данных объектов.
Экологическое поведение молодежи можно охарактеризовать как системное и регулярное, насколько это возможно, поскольку экологические мероприятия проводятся в период с апреля по октябрь календарного года. Исследование показывает, что 16-25-летние респонденты в большей степени настроены принимать участие в коллективных мероприятиях. Более того, им важно, чтобы данная деятельность была масштабной и объединяла большое количество людей, поскольку у них нет уверенности в том, что действия одного человека окажут влияние на решение глобальных проблем. Для 26-35-летних опрошенных, наоборот, важен индивидуальный характер данной деятельности, выражающийся в приобщении и реализации экологических практик. С одной стороны, это может быть связано с личным желанием, а, с другой – с тем, что участниками большинства мероприятий, организованных органами государственными власти, общественными объединениями являются школьники и студенты. Существует и ряд других препятствий для реализации практик экологического поведения – это отсутствие мотивации, часто, в связи с непониманием целесообразности данной деятельности, информации и других материалов, посвященных экологической тематике, несмотря на обилие источников ее получения, и инфраструктуры, необходимой, к примеру, для сортировки отходов по фракциям.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно утверждать, что среди молодежи Республики Татарстан происходят процессы экологизации сознания, о чем свидетельствует высокий уровень распространенности экологических ценностей и заинтересованность экологической проблематикой. Экологическая культура в поведенческой сфере также характеризуется высоким уровнем экологизации более половины опрошенных и высокой готовностью к ней в условиях обозначенных опрошенными проблем с инфраструктурой физического пространства. При этом было выявлено, что в зависимости от возраста, типа поселения, гендера, дохода социальные траектории экологизации могут варьироваться, что необходимо учитывать при разработке социально-управленческих решений по развитию экологической культуры среди молодежи.
About the authors
Znanna V. Saveleva
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Author for correspondence.
Email: gedier@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1465-0664
SPIN-code: 6808-3803
Scopus Author ID: 57202516186
ResearcherId: S-4460-2016
Доктор социологических наук, профессор
Russian Federation, Казань, ул.Кремлевская 35Alexey A. Khokhlov
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: X_alesha@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-6484-7026
SPIN-code: 2254-9201
Магистрант (студент)
Russian Federation, Казань, ул. Кремлевская 35References
- Hickman C., Marks E., Pihkala P., et al. Climate anxiety in children and young people and their beliefs about government responses to climate change: A global survey // The Lancet Planetary Health. 2021. N 5. P. 863–873. https://doi.org/10.1016/S2542-5196(21)00278-3.
- Denault A., Bouchard M., Proulx J., et al. Predictors of Pro-Environmental Behaviors in Adolescence: A Scoping Review // Sustainability. 2024. N 16, 5383. https://doi.org/10.3390/su16135383.
- Nazneen L., Asghar M. Parental Modeling A Determinant of Pro-Environmental Attitude and Behavior in Youth // Peshawar Journal of Psychology and Behavioral Sciences (PJPBS). 2018. N 4 (1). P. 33-43. https://doi.org/10.32879/picp.2018.4.1.33
- Tam K. Dispositional empathy with nature // Journal of Environmental Psychology. 2013. N 35. P. 92-104. doi: 10.1016/j.jenvp.2013.05.004.
- Casalo L., Escario J. Intergenerational association of environmental concern: Evidence of parents’ and children’ concern // Journal of Environmental Psychology. 2016. N 48. P. 65-74. doi: 10.1016/j.jenvp.2016.09.001.
- Lovochkina A., Otych D., Spivak L. Formation of students environmental awareness through social media // Conhecimento & Diversidade. 2023. N 15 (36). P. 556-569. doi: 10.18316/rcd.v15i36.10973.
- Sanchez M. Defining and measuring environmental consciousness // Revista Internacional de Sociologia (RIS). 2010. Vol. 68.No. 3. P. 732-755. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/229428277.pdf.
- Stern, P. Toward a Coherent Theory of Environmentally Significant Behavior // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56. N 3. P. 407-424.
- Shutaleva A., Martyushev N., Nikonova Z., et al. Environmental Behavior of Youth and Sustainable Development // Sustainability. 2022. N 14, 250. https://doi.org/10.3390/su14010250.
- Holbreich, V.B. Environmental Activism: New Forms of Political Participation // Duka A. V. (ed.). Power and Elites. Vol. 3. SPb.: Intersotsis. P. 98–120.
- Ermolaeva P. Environmental Practices Among the USA and Russian Students: Cross Cultural Analysis // Bulgarian Journal of Science and Education Policy (BJSEP). 2011. Vol. 5. N. 2. P. 364-384. 13.
- Zakharova V. Ecologization of Social Behavior and Formation of Ecological Culture of Modern Russian Youth in the Context of Civil Society Development // HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA. 2020. N 9(1). P. 178-187. doi: 10.19181/2227-8656.2020.1.13.
- Zakharova, V.A. Environmental behavior of modern youth: all-Russian and regional trends: monograph. M .: RUSAINS, 2023. 280 p. ISBN 978-5-466-03260-4.
Supplementary files
