National aging policies in focus of the UN Decade of Healthy Aging 2021-2030 implementation



Cite item

Full Text

Abstract

BACKGROUND. The population aging process is one of four global demographic trends along with population growth, urbanization and international migration. Despite the population healthy aging, world countries are still largely not ready to respond to the challenges and take opportunities advantage provided by the changing demographic situation. The policies implementation to promote healthy aging requires active efforts from intergovernmental organizations, primarily the United Nations (UN) and the World Health Organization (WHO), as well as Governments to understand the diverse elderly population needs.

AIM. To describe the key events system of the UN Healthy Aging 2021-2030 Decade based on WHO reports review and national policies on healthy aging from around the world.

MATERIAL AND METHODS. The research methodology is based on WHO reports on the Decade of Healthy Aging implementation, and information article base is official statistics from the UN and WHO.

RESULTS. The accepted documents evolution on conceptual approaches to healthy aging, the main national aging policies trends, taking into account the world aging regions peculiarities, and the aging themes synergy in national policies and UN documents are considered. The Decade's results implementation for the first period from 2021 to 2023 are analyzed.

CONCLUSION.The significant difference in planning instruments at various international, national and regional levels of the UN Decade of Healthy Ageing 2021-2030 is highlighted. It is shown that most national policies have been developed within the framework of the directions of the Madrid International Plan of Action on Ageing, intersecting with the main directions of the UN Decade of Healthy Aging 2021-2030

Full Text

Введение

 

Старение населения является результатом снижения показателей рождаемости и смертности, что приводит к увеличению продолжительность жизни - одной из наиболее значимых тенденций XXI века. За последние двадцать лет в мире был достигнут значительный прогресс в области долголетия; общая ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 6.5 лет, продолжительность здоровой жизни – на 6 лет. Однако, разрыв в продолжительности здоровой жизни и между регионами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и между группами стран с низким и высоким доходом достигает 13 лет, а между странами – лидерами по продолжительности здоровой жизни (Япония и Сингапур) и беднейшими странами с самыми низкими показателями (Лесото и Центральноафриканская Республика) – 28-30 лет (74 года и 44-46 лет) [4].

Хотя доля и абсолютное число пожилых людей во всем мире быстро растет, слишком мало внимания уделяется жизнедеятельности населения пожилого и старческого возраста, вкладу, которое они могут внести в свой социум, а также какие услуги и ресурсы могут им потребуются для здорового долголетия [1, 10]. Несмотря на старение населения, государства по-прежнему медленно реагируют на вызовы и используют возможности, предоставляемые меняющейся демографической ситуацией и постоянным вниманием к данному направлению со стороны ВОЗ [7, 8]. 

Реализация политики содействия здоровому старению требует активных усилий от правительств стран для понимания многообразных потребностей населения пожилого возраста. Сопровождение реализации Декады здорового старения Организации Объединенных Наций (ООН) (Декада) различными информационными и научно-образовательными мероприятиями дает возможность рассмотреть возникающие проблемы политики здорового старения, которые не нашли полного отражения в документе, но на них сосредоточили внимание национальные политики в отношении старения в различных странах мира в контексте своей культуры. Каждый этап Декады содержит ключевые пункты и описания достижения поставленных задач. С провозглашением Декады ООН дала ВОЗ мандат на руководство реализацией системы мероприятий с глобальными совместными действиями по улучшению жизни пожилых людей, их семей и социума, в которых они живут, посредством политики и системных стратегий, реализуемых национальными и международными партнерами [26].

Хотя начало Декады было отмечено многими проблемами, такими как пандемия COVID-19, глобальный экономический кризис и международные конфликты, государства добились значительного прогресса [28].                             Для плодотворного продолжения необходимо взаимодействие между исследователями и другими заинтересованными сторонами, которые могут синергетически влиять на внедрение результатов исследований [25]                           и вовлечение самого пожилого населения в процесс.

Цель исследования - описание системы ключевых мероприятий Декады здорового старения ООН 2021-2030 на основе рассмотрения отчетов ВОЗ                    и национальных политик здорового старения, принятых в разных странах.

Методической базой работы явился комплексный анализ отчетов ВОЗ                     по выполнению Декады. Информационную базу статьи составили официальные статистические данные и аналитические отчеты ООН и ВОЗ. 

 

Результаты и их обсуждение.

 

  1. Эволюция принятых документов по концептуальным подходам к старению населения

 

В период с 2002 по 2020 гг. можно выделить следующие крупные международные документы, определяющие направления и руководство геронтологической политикой, включая исследования: Мадридский международный план действий по проблемам старения (ММПДПС) [17] и Глобальная стратегия и план действий по проблемам старения и здоровья ВОЗ [11]. Несмотря на разнообразие существующих концептуальных документов в отношении населения старших возрастов и инструментов их реализации, ряд авторов подчеркивает, что пожилое население недостаточно защищено, поскольку предлагаемые инструменты не являются обязательными; нужны дополнительные меры по сокращению дискриминации по возрасту и обеспечению прав этой возрастной группы              [6, 12, 14].

Задачами стратегии ВОЗ были использование фактических данных, заполнение пробелов и укрепление партнерских отношений для закладывания основ Декады. Всемирный доклад ВОЗ о старении и здоровье за 2015 г. [27] предложил первую структуру для достижения здорового старения, основанную на поддержке лиц пожилого и старческого возраста, сохраненияи укрепления функциональных способностей, учитывая подход «старения на месте». Подчеркнута связь между физическими и когнитивными способностями людей и взаимодействием с микросредой.

Существуют различные толкования дефиниции «здоровое старение», однако, концептуализация «здорового старения» определяет его «как процесс многосекторальных изменений, которые обеспечивают благополучие в пожилом возрасте» [2, 20, 25]. В Глобальной стратегии и Плане действий по проблеме старения и здоровья на 2016–2020 гг., принятой на 69-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (24.05.2016), зафиксировано: «Здоровое старение определяется как процесс развития и поддержания функциональной способности, обеспечивающей благополучие в пожилом возрасте, имеющей холистический характер и объединяющей в себе все элементы и компоненты существования и жизни, которые имеют ценность в глазах людей» [11].

Декада - это руководящий документ, определяющий действия правительств, гражданского общества, международных организаций и других субъектов (специалистов, академических учреждений, средств массовой информации, частного сектора, семей и т. д.), основанный  на наблюдаемых тенденциях общего увеличения продолжительности жизни во всех странах и направленный на то, чтобы жить как можно дольше здоровым с высоким качеством жизни [20]. Достижение здорового старения подразумевает принятие многоуровневых мер, которые выходят за рамки профилактики заболеваний и укрепления здоровья. С практической точки зрения он разделен на четыре направления действий: борьба с эйджизмом, благоприятная для пожилых людей среда, комплексная помощь, ориентированная на человека, первичная медико-санитарная помощь и долговременный уход. Для этого документ устанавливает набор руководящих принципов и согласуется с 11 из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН [24]. В основе ЦУР лежат пять ценностей: люди - процветающее общество; процветание – процветающая экономика; планета - здоровые экосистемы и окружающая среда; мир - этика и справедливость;                   и партнерство - сотрудничество и коллективные действия. Они применяются ко всем глобальным инациональным обязательствам, включая Декаду.                      В преамбуле документа подчеркивается «дух укрепленной глобальной солидарности, сосредоточенной, в частности, на потребностях самых бедных и уязвимых и с участием всех» [22]. Взаимосвязи вышеуказанных документов заключаются в следующих положениях:

  • Декада сфокусирована на людях во второй половине своей жизни. Оно предлагает действия,которые улучшат как жизнь пожилых людей, так и ситуацию для будущих поколений.
  • Многие системные неравенства ограничивают процветание и пересекающуюся дискриминацию, в том числе по возрасту.
  • Без здоровой планеты здоровое старение будет трудно достичь для людей во второй половине своей жизни и для последующих поколений. Изменение климата уже увеличивает существующие разрывы, связанные с возрастом.
  • Партнерства, которые выходят за рамки обычных коалиций и укрепляют глобальную солидарность, имеют важное значение для достижения ЦУР.
  • Действия по содействию здоровому старению будут способствовать построению более инклюзивных, справедливых обществ.

В качестве синергии концепций по здоровому старению и устойчивому развитию ООН правительства различных стран признали, что старение населения будет иметь последствия для достижения ЦУР, включая увеличение спроса на основные услуги, необходимость адаптации физической среды к потребностям пожилых людей на фоне усилившегося давления на финансирование социальных услуг, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Указывается, что политика и приоритеты                         в отношении старения все еще отсутствуют во многих странах в национальных планах и Стратегии устойчивого развития [6].

Для достижения целей Декада прописывает действия для каждого ответственного субъекта: государств - членов международных организаций                          и национальных и международных партнеров, при этом излагаются элементы управления и подотчетности плана [16]. К основным мероприятиям ВОЗ                  по реализации Декады относятся:

  1. Инструменты и руководство по разработке минимального пакета долгосрочного ухода как части всеобщего охвата медицинским обслуживанием.
  2. Предоставление онлайн-ресурсов для поддержки лиц, осуществляющих уход (друзья, родственники и пр. “informal caregivers”).
  3. Улучшение условий труда работников по уходу.
  4. Оценка воздействия на здоровье программ социальной защиты, включая пенсии.
  5. Оказание технической поддержки для анализа национальных положений долговременного ухода.

 

2.Основные тенденции национальных политик старения

 

  • Особенности старения регионов мира

 

Прогнозируется, что количество лиц в возрасте ≥ 60 лет во всем мире к 2030 г. увеличится с 1,1 до 1,4 миллиарда. Данные базового отчета ВОЗ для Декады показали увеличивающийся разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни и ожидаемой продолжительностью здоровой жизни, который вырос в период с 2000 по 2019 гг. с 7,3 до 8,3 лет для мужчин и с 9,7 до 11 лет для женщин [8]. Наблюдался также нарастающий разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни и ожидаемой продолжительностью здоровой жизни в 60 лет - с 4,1 до 4,7 лет для мужчин и с 5,3 до 6 лет для женщин. Согласно базовому отчету Декады, в 2020 г.                105 государств - членов ООН (54%) сообщили о наличии национальных планов, соответствующих принципам здорового старения. Исследование FP Analytics показало, что по состоянию на ноябрь 2023 г. 141 государство - член ООН - 73% от общего числа государств-членов - разработали по крайней мере одну целевую национальную или субнациональную политику, план или закон, связанный со старением населения [19] (Рис.1).   

 

 

 

Рис. 1. Страны, имеющие национальные программы (планы), связанные                  со старением населения

Fig.1. Countries with national programmes (plans) related to population ageing

 

В отчете проанализированы различные планы, политики, программы, стратегии государств в отношении старения населения. Отмечено, что в восьми странах не было выявлено ни одного национального закона, политики или плана, однако в нескольких странах существуют, кроме национальных,                       и планы на уровне региона (провинции). В каждом регионе ВОЗ были определены следующие тенденции, которые представлены в порядке убывания процентного соотношения с национальными планами:

Юго-Восточная Азия.  На ее долю приходится более 25% населения мира, она является регионом с самым высоким количеством стратегий и законов по проблемам старения, при этом 10 из 11 стран, или 91%, обладают каким-либо механизмом мейнстриминга. К 2050 г. на эти 11 стран будет приходиться более 22% населения мира старше 65 лет.

Америка: 89% стран региона - 31 из 35 государств разработали национальные планы, в которых отмечены тенденции быстрого старения региона: к 2030 г. каждый шестой человек будет старше 60 лет. Однако, темпы старения стран региона гетерохронны: Канада и США близки к «сверхстареющему» обществу, а Латинская Америка и страны Карибского бассейна стареют медленнее - только 13% населения Латинской Америки в настоящее время находятся в возрасте 60 лет и старше.

Европа: Европейский регион ВОЗ, включающий страны Европейского Союза и не входящие в него государства Европы и Центральной Азии, имеет самое старое население в мире и самую длинную историю разработки политик и планов поддержки пожилых людей. По состоянию на 2023 г. 87% из 53 стран приняли национальные планы.

Восточное Средиземноморье является относительно молодым по сравнению с остальным миром, примерно две трети населения региона моложе 35 лет. Однако, правительства региона все чаще определяют старение как приоритет политики: 14 из 20 стран региона, или 70%, имеют по крайней мере одну стратегию, политику или закон о старении.

Африка: Второй по величине регион с 47 странами, имеет самый низкий процент национальных планов - только 24 страны (51%) имеют план по старению. В странах Африки к югу от Сахары примерно 70% людей моложе 30 лет.

Западная часть Тихого океана: 34% пожилых людей мира в настоящее время проживают в регионе Западной части Тихого океана, и в течение следующих трех десятилетий ожидается увеличение этого показателя в 2 раза. В то же время, только 16 из 27 стран региона, или около 59% разработали планы по старению.

 

 

  • Тематика старения в национальных политиках в контексте стратегических документов ООН

 

В аналитическом отчете отмечено, что разработка и принятие планов по старению населения связано с уровнем доходов стран. Сравнение классификации доходов Всемирного банка на 2023 г. со странами, имеющими планы по старению, показывает, что государства с более высокими доходами с большей вероятностью имеют национальный план, политику или стратегию по старению. Согласно данным, 83% стран                          с высоким уровнем дохода, 79% стран с уровнем дохода выше среднего, 70% стран с уровнем дохода ниже среднего и 44% с низким уровнем дохода имеют национальный план, политику или стратегию по вопросам старения.       В целом, страны с высоким уровнем дохода, как правило, имеют более старое население и более высокую продолжительность жизни, что требует непосредственного планирования в отношении старения населения, а также большего опыта и выделения ресурсов для формализации                                             и институционализации планов.

         В отчете представленные политики и стратегии были оценены                        по 18 ключевым темам, рассматриваемым в рамках трех направлений ММПДПС и в областях действий Декады [19] (табл. 1).

 

Таблица1. Перекрестные ключевые темы концептуальных документов ООН                по старению 2002-2021

Tab.1. Cross-cutting key themes of the UN concept papers on ageing 2002-2021

 

Мадридский международный план действий по проблемам старения, 2002

I Блок - Пожилые люди и развитие

Работа и занятость

Развитие сельских территорий

Подготовка и образование

Социальная защита и финансовая безопасность

Межпоколенная солидарность

Реагирование на чрезвычайные ситуации

II Блок -  Улучшение здоровья и благополучия    в пожилом возрасте

Подготовка провайдеров ухода                        и профессионалов в здравоохранении

Ментальное здоровье

Инвалидность

Профилактика неинфекционных заболеваний

ВИЧ\СПИД

III  Блок - Обеспечение благоприятной и поддерживающей микросреды

Жилье

Поддержка лиц, осуществляющих уход

Транспорт и общественные места

Пренебрежение, жестокое обращение и насилие

Декада здорового старения, 2021

 

Борьба с эйджизмом

Долговременный уход

Комплексный уход

 

 

Концептуальный подход Декады, принятый позже ММПДПС, выделяет четыре ключевые направления политики и поощряет мультисекторальные действия для стареющего населения. Тем не менее, ММПДПС выступает в качестве основополагающего ресурса и нормативной базы для стран, стремящихся учитывать потребности пожилых людей в широком спектре областей политики с момента его принятия в 2002 г. Каждые пять лет региональные комиссии ООН проводят обзор ММПДПС, где оценивается прогресс стран в достижении целей, определенных в их соответствующих региональных стратегиях реализации ММПДПС. 62% рассмотренных в обзоре стратегии прямо упоминают ММПДПС как одно из оснований разработки национальной стратегии, поскольку напрямую поддерживает изложенные в нем цели и темы. ММПДПС также является наиболее упоминаемым международным политическим документом среди 50 планов, за которым следуют Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991). Можно выделить, что принятые политики таких стран, как: Барбадос, Чили, Эритрея, Новая Зеландия, Панама, Турции были единственными, в которых напрямую упоминался документ Декада ООН. Из 12 планов, выпущенных после запуска Десятилетия в 2020 г., в четверти упоминался документ Декады.

Из 50 национальных планов (политик, стратегий) и вспомогательных документов, рассмотренных в базовом отчете, не все темы ММПДПС или направления действий Декады присутствовали в каждом документе.     Наиболее распространенными темами были: профилактика неинфекционных заболеваний, обучение поставщиков услуг и специалистов здравоохранения, социальная защита и финансовая безопасность, а также образование и обучение. Первый блок ММПДПС рекомендует правительствам гарантировать, что пожилые люди справедливо разделяют выгоды от экономического развития страны: 76% политик упоминают цели, связанные с предоставлением образования и обучения, и 64% включали цели по формированию межпоколенческой солидарности. Планы, как правило, отражают национальный контекст и вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность и приоритет. Например, план Болгарии - Национальная комплексная стратегия активного старения (2016–2030) - уделяет большое внимание занятости, особенно переподготовке и удержанию пожилых людей в трудовом сегменте, поскольку страна вскоре испытает самое резкое в мире сокращение численности населения трудоспособного возраста.

В тематическом отчете представлена база данных  по специфике национальной политики старения. Многие страны акцентируют свои усилия на социальном развитии и защите, подкрепленные законами о семейной поддержке. Согласно последним, близкие члены семьи (чаще всего взрослые дети) должны оказывать материальную поддержку стареющим родственникам [12, 21].  Члены семьи юридически обязаны заботиться о родственниках, но в значительной степени ответственность и финансирование ухода и защиты со стороны государства переложено на семьи. Такое законодательство распространено в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии, опираясь на социокультурные нормы «сыновней почтительности и взаимности», чтобы заполнить пробелы в уходе. Например, Национальная политика Камбоджи в области старения на 2017–2030 гг. определяет межпоколенческие связи и совместные семейные структуры как отличительную черту кхмерского общества. Многие европейские правительства долгое время полагались на семьи для заполнения пробелов в уходе, однако, на сегодняшний момент работают над предоставлением расширенной поддержки лицам “informal caregivers”, осуществляющим уход [3]; кроме того, признают лиц, осуществляющих уход, в качестве основных участников программ здорового старения. Такое признание привело к включению поддержки лиц, осуществляющих уход, в стратегии здорового старения, что направлено на укрепление и поддержку традиционных семейных систем взаимной поддержки путем предоставления образовательных и учебных возможностей лицам, осуществляющим уход, услуг по передышке. Такие программы ухода на уровне общин и более комплексного улучшения доходов и благополучия домохозяйств для наращивания экономического потенциала семьи существуют, например, в Новой Зеландии и США.

Второй из трех блоков ММПДПС - «Продвижение здоровья и благополучия в старости» был наименее приоритетным в большинстве национальных планов. Все планы имеют по крайней мере одну цель, связанную со здоровьем, но многие из них не являются полными по всему спектру тем ММПДПС, связанных со здоровьем. Цели, связанные с неинфекционными заболеваниями и подготовкой кадров для здравоохранения, были наиболее распространенными вопросами, которые включались в национальные политики. Кроме того, 82% государств включали направления по профилактике неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смерти и инвалидности во всем мире, и 78% - по обучению поставщиков услуг по уходу и медицинских работников.                  Два направления Декады - улучшение доступности и качества долговременного ухода и интегрированный уход — являются темами, которые имеют отношение к ММПДПС, что указано в 60% планов.                    Это важно, так как может снизить нагрузку на семьи по уходу и позволить пожилым людям выбирать, как и где они хотят стареть, что, в свою очередь, может улучшить благополучие пожилых людей и согласуется с предыдущими документами и отмечается рядом авторов [5, 9, 15].

Третий блок ММПДПС подчеркивает содействие созданию благоприятных и поддерживающих условий, соответствующих направлению действий Декады, продвигающему «благоприятные для пожилых людей условия» и, кроме того, тесно связанному с программой ВОЗ «Города и сообщества, дружественные для пожилых людей» [18]. Поддержка благоприятных условий для пожилых людей включает обеспечение доступа к качественному жилью и инфраструктуре, а также борьбу с эйджизмом, пренебрежением и жестоким обращением, которые могут влиять на жизнедеятельность лиц пожилого и старческого возраста, их общее благополучие как в физическом, так и в психическом плане [23]. Жестокое обращение с пожилыми людьми распространено во всем мире: каждый шестой человек старше 60 лет сообщает о жестоком поведении в доме престарелых или в общественных местах. Жестокое обращение также часто происходит в ситуациях домашнего ухода, и в 66% политик определено предоставление дополнительной поддержки опекунам, многие из которых являются членами семьи, для профилактики выгорания и снижения случаев жестокого обращения.

Снижение уровня эйджизма является еще одним ключевым направлением действий, включенным в 56% планов политики.  Примерно половина населения мира придерживается эйджистских установок [23]. Планы, включавшие акцент на борьбе с эйджизмом, как правило, рекомендовали создание кампаний по формированию позитивных образов старения, а также законодательства, запрещающего дискриминацию по признаку возраста. Для борьбы с жестоким обращением и эйджизмом многие планы стран направлены на комплексное решение и улучшение качества жизни пожилых людей, а также на защиту пожилых людей и укрепление межпоколенческой солидарности. Улучшение качества и доступности жилья, а также расширение доступа пожилых людей к транспорту и общественным местам  имеются в качестве приоритетов в 72% планов. Например,                             в стратегиях Новой Зеландии, Словении, Мальты особый акцент сделан                   на  предоставлении пожилым людям возможности оставаться независимыми и стареть на месте в своих родных общинах, организации бесплатной транспортной службы для самостоятельного выполнения повседневной активности.

 

Таким образом, анализ показал, что национальное планирование                   для включения старения в основные направления деятельности государств для содействия здоровому старению крайне важно для подготовки общества к демографическим изменениям. Только 141 государство-член ООН разработало какую-либо форму политики для включения геронтологической тематики в соответствующие области политики. У 54 государств-членов нет широкой стратегии или программы, связанной со старением на национальном или субнациональном уровне. Несмотря на это, ВОЗ сообщила в своем базовом отчете 2020 г., что количество национальных планов увеличившись со 105 до 141 всего за три года. Для многих из стран проблемой является ограниченность ресурсов, пробелы в научно-статистических данных, особенно с разбивкой по полу и возрасту,                            что затрудняет разработку национальной политики по старению населения.

 

Обсуждение

 

Можно выделить итоги первого этапа реализации Декады, которые произошли, несмотря на ковидные ограничения:

- Разработка новых стратегий в отношении развития долговременного   и интегративного ухода как содействия доступности всего спектра основных медицинских услуг: от укрепления здоровья до профилактики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи на протяжении всей жизни;

 - Системный подход по вовлечению самих пожилых людей для реализации Декады; 

- Создание новых механизмов (онлайн-платформ и баз данных) для сбора и мониторинга данных о здоровом старении;

- Формирование новых партнерств на основании широкого круга заинтересованных сторон;

Основная деятельность по направлениям Декады [26] представлена                    в табл. 2.

 

Таблица 2. Итоги реализации первого этапа Декады здорового старения ООН              2021-2030

Tab. 2 Results of the first stage implementation of the UN Healthy Aging Decade 2021-2030

 

Направление

Краткое описание мероприятий 2021-2023 гг.

 

Изменение установок, мнения и поведения в отношении возраста и старения

Увеличение количества стран, имеющих национальное законодательство для предотвращения дискриминации, связанной с возрастом, и эффективные стратегии по борьбе с

эйджизмом. 60% стран создали механизмы для поощрения и защиты прав пожилых людей и конкретные правовые, административные и другие эффективные средства для защиты пожилых людей, которые подверглись дискриминации.

Обеспечение в местных сообществах условий, способствующих расширению возможностей пожилых людей

Увеличение количества стран с национальными программами по поддержке деятельности глобальной сети ВОЗ по городам и сообществам, дружелюбным к возрасту (age-friendlycities).

Предоставление ориентированной на человека комплексной и первичной медико-санитарной помощи с учетом потребностей пожилых людей

В 2022 г. больше стран имели национальную политику для поддержки комплексного ухода с пожилыми людьми, чем в 2020 г.  Подход ВОЗ по  комплексной помощи пожилым людям (ICOPE) вызвал широкий интерессреди государств-членов, способствовалреализации пилотных проектов по обучению работников здравоохранения и ухода в рамках этого подхода. Однако, многие страны сообщили о проблемах в предоставлении комплексного ухода, включая ограничения кадровых ресурсов.

 

Обеспечение пожилым людям доступа к долговременного уходу

Были проведены национальные и региональные инициативы для укрепления долгосрочного ухода за пожилыми людьми, включая разработку национальной политики. Широко признаны проблемы кадровых ресурсов в отношении долговременного ухода, включая зависимость от семейного ухода, обычно предоставляемого женщинами, многие из которых пожилые. Было выявлено, что 60% стран имеют программы дляподдержки лиц, осуществляющих уход, но эта цифра составляет всего25% в представленных регионах. Для повышения доступности долговременного ухода необходимо извлечение уроков из пандемии COVID-19, которые показали необходимость своевременнойвакцинации пожилых людей и развитие многоуровневой системы долговременного ухода с акцентом на дому и в комьюнити (микросоциуме).

 

 

 

 

Для следующего этапа Десятилетия будут необходимы согласованные действия для поддержки здорового старения в странах с низким и средним уровнями дохода, где к 2050 г. будет проживать 80% пожилого населения мира. Приоритетом будет реализация мероприятий в странах с низким уровнем дохода, во многих из которых все еще отсутствуют политика, стратегии и программы в отношении пожилого населения, акцентируя внимание на значимом вовлечении пожилых людей, которые должны играть центральную роль, в реализацию Декады. Ресурсы для работы в направлении здорового старения остаются ограниченными, необходима последовательность действий и привлечение инвестиций.

 

Заключение

Старение населения представляет собой значительную социально-демографическую проблему во всем мире, что отражается в необходимости увеличения стратегического планирования, чтобы действия правительств разных стран обеспечивали необходимые ресурсы для улучшения качества жизни. В аналитических документах ООН и ВОЗ подчеркнута значительная разница инструментов планирования и приведенных акцентов деятельности в  национальных (и региональных) программах, которые, как правило, следуют из национальных трендов старения стран, опираясь на законодательную базу и социально-культурные нормы. Большинство направлений и национальных программам осуществляется в рамках блоков ММПДПС, пересекаясь с четырьмя направлениями Декады. Существует прогресс в создании концептуальных документов (планов, стратегий, программ) на национальном уровне у государств-членов ООН, несмотря на то, что «Политика в отношении здоровья и старения различается от страны к стране, и существует мало нарративов, которые применяются последовательно во всех странах мира» [13]. Для следующего отчета в 2026 г. будет собран материал по отслеживанию прогресса в каждом направлении Декады, консультации по статистическим показателям здорового старения с государствами, проведены оценки Декады с ЦУР.

 

 

×

About the authors

Andrey Soloviev

Northern State Medical University, Arkhangelsk

Author for correspondence.
Email: asoloviev1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0350-1359
SPIN-code: 2952-0619

Head, Dep. Psychiatry and Clinical Psychology, Doct.Med.Sci, Professor

Russian Federation

Elena Yurievna Gokubeva

Northern (Arctic) Federal University named after M/V/Lomonosov

Email: e.golubeva@narfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4791-258X
SPIN-code: 7637-5730

Professor, Department of Sosial Work and Social Security

Russian Federation, 17 naberezhnaja Severnoj Dviny, 163002 Arhangel’sk,

Nidhi Mishra

Gandhi Institute of Technology and Management (GITAM), Visakhapatnam, India

Email: nmishra@gitam.edu
ORCID iD: 0000-0002-8830-4839

Head, Department of Applied Psychology, School of Humanities and Social Sciences

India, 201, Vaibhav Residency, Yendada- 530045, Visakhapatnam, Andhra Pradesh, India

References

  1. Vorobyev R.V., Korotkova A.V. Analytical review of healthy ageing in the WHO European region countries and Russian Federation. Social aspects of population health. Social`ny`e aspekty` zdorov`ya naseleniya (E`lektronny`j nauchny`j zhurnal) – 2016. С. 1-20. doi: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-3 [in Russian].
  2. Golubeva E.Yu., Soloviev A.G. The World Health Organization's Decade of Healthy Aging 2020-2030 Plan: a review of policy concepts in the context of gerontology development. E`kologiya cheloveka. 2023. Т.30. № 7. С.483-492 DOI: https://doi.org/10.17816/humeco568625 [in Russian].
  3. Patian L., Golubeva E.Yu., Seman J., Trobert M.A. Risks of social exclusion in the interaction of the state and the family in the care system for the elderly. E`kologiya cheloveka. 2020. № 1. С. 42–49. DOI: 10.33396 / 1728-0869-2020-1-42-49 [in Russian].
  4. Sindyashkina E.N. Healthy life expectancy in the context of the United Nations Decade of Healthy Aging. Analysis and Forecast. Zhurnal IME`MO RAN, 2022, № 1, сс. 40-53. doi: 10.20542/afij-2022-1-40-53 [in Russian].
  5. Sinyavskaya O.V. From active to healthy aging. What kind could the model of social policy in the interests of citizens of older generation in modern Russia. Sociodigger. - 2022. – Т.3. № 5-6 (18).Retrieved 05 Nov 2022 [in Russian]. https://sociodigger.ru/articles/articles-page/ot-aktivnogo-k-zdorovomu-dolgoletiju-kakoi-mozhet-byt-model-socialnoi-politiki-v-interesakh-grazhdan-starshego-pokolenija-v-sovremennoi-rossii
  6. Bosco, A.; Consiglio, A.; Di Masi, M.N.; Lopez, A. Promoting Geropsychology: A Memorandum for Research, Policies, Education Programs, and Practices for Healthy Aging. Int. J. Environ. Res. Public Health 2024, 21, 1172. https://doi.org/10.3390/ijerph21091172
  7. Cacchione, P.Z. World Health Organization leads the 2021 to 2030-Decade of healthy ageing. Clin. Nurs. Res. 2021, 31, 3–4. doi: 10.1177/10547738211065790
  8. Decade of healthy ageing: baseline report. Summary. Geneva: World Health Organization; 2021. Режим доступа: https://www.who.int/publications/i/item/9789240023307 (Дата обращения 12.03.2021).
  9. Dey, A.B.; Bajpai, S.; Pandey, M.; Singh, P.; Chaterjee, P.; Sati, H.C.; Pandey, R.M. Healthcare policies and programmes for older persons: Exploring awareness among stakeholders. J. Healthc. Qual. Res. 2020, 35, 391–401 doi: 10.1016/j.jhqr.2020.06.010
  10. Formosa, M. The Madrid International Plan of Action on Ageing: Continental and Western Europe 20 years later. In The United Nations Madrid International Plan of Action on Ageing; Formosa, M., Shankardass, M.K., Eds.; Routledge India: New Delhi, India, 2022 https://www.routledge.com/The-United-Nations-Madrid-International-Plan-of-Action-on-Ageing-Global-Perspectives/Formosa-Shankardass/p/book/9781032292632?srsltid=AfmBOopYtWP2VtOESMAjXmQsrpF4vsedBk9zgFcicoTx9Uc57SQmqLip
  11. Global strategy and action plan on ageing and health. Geneva: World Health Organization; 2017. Режим доступа: https://www.who.int/ageing/ WHO-GSAP-2017.pdf?ua=1 . (Дата обращения 12.03.2021).
  12. Golubeva E., Emelyanova A Policy initiatives on healthy ageing in Russia from 2010–2020 // European Journal of Mental Health, 2020. 15 (2), 93-110 https://doi.org/10.5708/EJMH.15.2020.2.2
  13. Greer Scott L, Julia F Lynch, Aaron Reeves, Minakshi Raj, Jane Gingrich, Michelle Falkenbach, Jonathan Cylus, Clare Bambra (2022). The politics of healthy ageing: myths and realities https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/356910/Policy-brief-1997-8073-2022-1-eng.pdf?sequence=1
  14. Howell, B. M., Seater, M., &McLinden, D. (2021). Using concept mapping methods to define “healthy aging” in Anchorage, Alaska. Journal of Applied Gerontology, 40(4), 404–413. doi: 10.1177/0733464819898643
  15. Howell, B., Seater, M., Davis, K., &McLinden, D. (2020). Determining the importance and feasibility of various aspects of healthy ageing among older adults using concept mapping. Ageing & Society, 42(6), 1403–1421. doi: 10.1017/S0144686X20001580
  16. Innovation and Leadership in Healthy Aging Innovation and Leadership in Healthy Aging. Global insights to inform policy and enhance the well-being of older adults, 2024. https://www.aarpinternational.org/initiatives/healthy-longevity/innovation-and-leadership-in-healthy-aging
  17. Madrid International Plan of Action on Ageing. New York (NY): United Nations; 2002 Режимдоступа: https://www.un.org/development/desa/ageing/madrid-plan-of-action-and-its-implementation.html (Датаобращения 12.09.2021).
  18. National programmes for age-friendly cities and communities: a guide, 2024. https://www.who.int/publications/i/item/9789240068698
  19. Planning for Aging Societies. An Analysis of Governmental Plans for Healthy Aging from Around the World, 2023 https://www.aarpinternational.org/resources/healthy-aging/national-plans
  20. Rudnicka, E.; Napierała, P.; Podfigurna, A.; Męczekalski, B.; Smolarczyk, R.; Grymowicz, M. The World Health Organization (WHO) approach to healthy ageing. Maturitas 2020, 139, 6–11. doi: 10.1016/j.maturitas.2020.05.018
  21. Shankardass, M.K. The Madrid International Plan of Action on Ageing and South Asia: Assessing the progress. In The United Nations Madrid International Plan of Action on Ageing: Global Perspectives; Formosa, M., Shankardass, M.K., Eds.; Routledge India: New Delhi, India, 2022; pp. 153–164. https://www.routledge.com/The-United-Nations-Madrid-International-Plan-of-Action-on-Ageing-Global-Perspectives/Formosa-Shankardass/p/book/9781032292632?srsltid=AfmBOopYtWP2VtOESMAjXmQsrpF4vsedBk9zgFcicoTx9Uc57SQmqLip
  22. Stibbe D, Prescott D. The SDG partnership guidebook: a practical guide to building high impact multi-stakeholder partnerships for the Sustainable Development Goals. Pre-release working draft 0.95. Oxford: The Partnering Initiative; New York City (NY): United Nations; 2020 (https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26627SDG_Partnership_Guidebook_0.95_web.pdf) .
  23. Tackling abuse of older people: five priorities for the United Nations Decade of Healthy Ageing (2021–2030). Geneva: World Health Organization; 2022. https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/356151/9789240052550-eng.pdf?sequence=1
  24. The 2030 Agenda for Sustainable Development and the UN Decade of Healthy Ageing 2021-2030, 2021. https://cdn.who.int/media/docs/default-source/2021-dha-docs/decade-connection-series-agenda2030.pdf
  25. The Lancet Healthy Longevity. The Decade of Healthy Ageing: progress and challenges ahead. Lancet Healthy Longev. 2024 Jan;5(1):e1. doi: 10.1016/S2666-7568(23)00271-4
  26. World Health Organization. Progress Report on the United Nations Decade of Healthy Ageing, 2021–2023; United Nations: New York, NY, USA, 2023. https://www.who.int/publications/i/item/9789240079694
  27. World report on ageing and health. Geneva: World Health Organization; 2015.Retrieved 12 Mar 2021 (http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/186463/1/9789240694811_eng.pdf.
  28. Wong BLH, Siepmann I, Rangan A, El-Omrani O, Davis D, Arias-Casais N, Saminarsih DS, Gems D. Involving Young People in Healthy Ageing: A Crucial Facet to Achieving the Decade of Healthy Ageing (2021-2030). Front Public Health. 2021 Dec 17;9:723068. doi: 10.3389/fpubh.2021.723068.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.