Assessment of psycho-functional capabilities of the central nervous system in children with excessive use of smartphones
- Authors: Mylnikova I.V.1, Bogdanova O.G.1, Urbanova C.Z.2, Efimova N.V.1
-
Affiliations:
- East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research
- State budgetary healthcare institution «Center for Public Health and Medical Prevention of the Republic of Buryatia named after V.R. Boyanova»
- Section: ORIGINAL STUDY ARTICLES
- Submitted: 14.03.2025
- Accepted: 10.04.2025
- Published: 14.04.2025
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/677125
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco677125
- ID: 677125
Cite item
Full Text
Abstract
Background. One of the components of the environment of modern children is mobile devices. At the same time, digital content is developing faster than research into the impact of gadgets on children's health.
Aim - assessment of changes in the psychophysiological reactions of the central nervous system of Buryat children due to an increase in the use of mobile electronic devices.
Methods. A two-stage study was conducted in 262 schoolchildren of the Buryat ethnic group examined in 2016 and 2024. The psychophysiological capabilities of the central nervous system were studied using a simple visual-motor reaction and a tapping test.
Results. A study of the vegetative status of the examined children indicates the formation of sleep disorders in children of group 2 in 44.2±4.7%, paroxysmal headaches in 39.8±4.6% and increased fatigue in 33.6±4.4%, which was accompanied by a decrease in the functional capabilities of the central nervous system. In group 2, fewer children were detected than in group 1: with a high rate of synthesis and analysis of incoming information (<189 ms); high stability of sensorimotor response (<33 ms); high level of functional capabilities of CNS (from 3.8 standard units). In group 1, a variant of the medium-weak nervous system, characterized by low mobility of nervous processes, predisposition to rapid development of fatigue, inertia of the formation of conditioned reflex reactions, accompanied by an increase in the number of erroneous reactions, is less common than in group 2. Psychophysiological characteristics of the CNS objectively reflect the negative impact of modern mobile devices on the health of children in rural areas.
Conclusion. In order to reduce the risk to children's health caused by the digital environment, it is necessary to develop children's skills in the safe use of mobile digital devices.
Full Text
Актуальность
В последнее десятилетие стала особенно актуальна проблема избыточной цифровой нагрузки на растущий организм детей, которая отражена в многочисленных работах отечественных и иностранных исследователей [1, 2, 3, 4, 5]. По данным современных исследований практически у 68,3% детей наблюдается психологическое погружение в виртуальную среду компьютерных игр [6].
Поэтому одной из современных проблем охраны здоровья детей и подростков является увеличение частоты заболеваний, связанных с использованием смартфонов и других цифровых устройств [7, 8]. Цифровое напряжение зрительного аппарата при несоблюдении гигиенических правил использования смартфонов приводит к формированию «компьютерного зрительного синдрома» (сухость, жжение, покраснение, расплывчатость изображения и др.) [9]. Также одним из тяжелых последствий нерегламентированной эксплуатации смартфонов являются трудности с засыпанием [10, 11]. Доказанным является и деструктивное воздействие мобильных телефонов (МТ) (2G–4G) (смартфонов) на высшие отделы ЦНС – структуры головного мозга [12].
Тем не менее данные о положительных и отрицательных последствиях использования экранных медиа на когнитивное развитие детей и подростков достаточно противоречивы. Так использование цифровых устройств в обучающих программах позволяет улучшить навыки чтения и развить способности к творческому мышлению у детей [13]. У подростков одновременное выполнение нескольких задач в информационном пространстве отрицательно отражается на рабочей памяти, процессах торможения, способности переключаться между задачами [14].
Исследования состояния здоровья, включая психо-функциональные возможности центральной нервной системы детей различных этнических групп малочисленны [15, 16, 17, 18]. Принимая во внимание, что распространенность детей различными гаджетами претерпела за последние годы значительные изменения наиболее важно оценить возможные риски для здоровья именно сельских подростков, в том числе представителей коренного населения Восточной Сибири.
Цель
Цель работы – оценка изменения психофизиологических реакций центральной нервной системы детей-бурят в связи увеличением использования мобильных электронных устройств.
Материал и методы исследования
Двухэтапное исследование проведено на сельских территориях Восточной Сибири. В обследовании приняли участие 262 школьника бурятского этноса. Первую группу составили 149 детей (75 мальчиков и 74 девочки) 13 ± 0,2 лет обследованных в 2016 г. Вторая группа объединила 113 детей (56 мальчиков и 57 девочек) 14 ± 0,2 лет в 2024 г. Критерии включения: рождение и постоянное проживание на территории исследования; отсутствие декомпенсированных хронических и врожденных заболеваний; умеренный и средний уровень физической активности (посещение занятий физической культуры в рамках школьной программы и спортивных секций, в целом не более 8 часов в неделю; умеренная помощь по дому); использование электронных устройств; информированное согласие родителей/опекунов. Обследование детей проводили в первой половине дня в помещениях медицинского блока школ, температура воздуха составляла 20-22оC.
Исследования проведены с одобрения биоэтического комитета ФГБНУ ВСИМЭИ (пр. № 4 от 14.11.2012 г., пр. № 2 от 11.06.2024 г.) в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта», принятой на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г. (в редакции изменений, внесенных на 75-ой Генеральной ассамблее WMA, Хельсинки, Финляндия, октябрь 2024 г.).
Предварительно проведено анкетирование родителей по специально разработанной анкете для выявления детей, активно использующих электронные устройства. В 2016 году обеспеченность обследованных детей смартфонами составила 30 %, в 2024 г. – 100 %.
Психофизиологические возможности центральной нервной системы (ЦНС) изучали с помощью аппаратно-программного комплекса компании «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия). Для оценки сенсомоторного реагирования использовали показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР): среднее время реакции (мс); минимальное время реакции (мс); медиана времени реакции (мс); коэффициент точности Уиппла (у.е.); число ошибок опережения (у.е.); стандартное квадратичное отклонение (СКО) времени реакции (мс). Функциональное состояние ЦНС оценивали по критериям Т.Д. Лоскутовой: функциональный уровень системы (ФУС, у.е.); устойчивость реакции (УР, у.е.) и уровень функциональных возможностей (УФВ, у.е.). Тип нервной системы и работоспособность определяли с помощью теппинг-теста по показателям: скорость начального темпа (Гц); средняя частота (Гц); минимальная и максимальная частота нажатий (Гц). Результаты ПЗМР и теппинг-теста интерпретировали в соответствии с рекомендациями по проведению психофизиологических исследований [19].
Для выявления неблагоприятного влияния избыточной цифровой нагрузки (нарушений гигиенических правил использования смартфонов) проведено тестирование школьников с использованием опросника А.М. Вейна (1998).
Полученные результаты обработали с применением программы STATISTICA (StatSoft Inc., версия 10.1). С помощью тестов Колмогорова – Смирнова установлено, что данные имеют распределение, отличное от нормального, психофизиологические характеристики ЦНС представили непараметрическими показателями медиана Ме и квартили распределения признаков (Р25-Р75). Частоту изучаемых явлений (тип ЦНС) рассчитали на 100 обследованных, ошибка показателя (P±p). Различия между показателями ПЗМР и теппинг-теста в группах оценивали при помощи теста Манна – Уитни (приведены показатели z-score), между показателями частоты – по критерию χ2 (критерию Чупрова (К*)), статистически значимыми отличия считались при p<0,05.
Результаты
Предварительная оценка собранных данных не выявила гендерных различий, поэтому в работе дети объединены с учетом года обследования.
Проанализированы показатели среднего времени ПЗМР (табл. 1). Отмечено что независимо от периода обследования групповые показатели занимают диапазон возрастной нормы и оцениваются как средняя скорость ПЗМР [19], что указывает на уравновешенность процессов торможения и возбуждения. Оценка распределения индивидуальных значений скорости сенсомоторного реагирования позволила выявить различия частоты детей с высокой и низкой скоростью зрительно-моторной реакции (χ2 = 7,49, p = 0,024, К*= 0,318). Дети с высокой скоростью реакции (менее 189 мс) встречаются в 2 раза чаще в 1-й группе (23,5 ± 3,5 %), чем во 2-й (11,5 ± 3 %). Тогда как удельный вес детей с низкой скоростью сенсомоторного реагирования – более 277 мс (с замедлением процессов анализа информации и принятия решения) имеет близкие значения в 1-й и 2-й группе – 16,1 ± 3 % и 13,3 ± 3,2 % соответственно.
Значения показателя СКО времени реакции у обследованных детей, независимо от территории проживания, занимали нижний диапазон возрастной нормы – 30-49 мс [19], что свидетельствует о стабильности сенсомоторного реагирования и соответственно уравновешенности нервных процессов. Высокий уровень изучаемого показателя (менее 33 мс) свидетельствующий о высоком уровне стабильности сенсомоторного реагирования встречался у детей 1-й группы (26,2 ± 3,6 %) в 3,3 раза чаще чем у детей 2-й группы (7,9 ± 2,5 %, p=0,000) (χ2 = 14,24, p < 0,001, К*= 0,233).
Анализ индивидуальных сенсомоторных реакций детей позволил определить минимальные значения анализируемого показателя, отражающие потенциал функциональных возможностей центральной нервной системы. Установлено, что дети с минимальными значениями скорости сенсомоторной реакции в ходе выполнения теста (122-179 мс) в 1,9 раза чаще встречаются в 1-й группе (51 ± 4,1 %), чем во 2-й (25,7 ± 4,1 %) (χ2 = 4,43, p = 0,036, К Чупрова=0,176).
О низком уровне внимания и уравновешенности нервных процессов при выполнении теста ПЗМР у обследованных детей свидетельствует коэффициент точности Уиппла. Ошибки опережения у детей 2-й группы отмечены в 3,3 раза чаще, чем в 1-й группе. Более 5 ошибок опережения определено у 26,8 ± 3,6 % и 73,4 ± 4,2 % детей в 1-й и 2-й группе соответственно (χ2с поправкой Йейтса = 56, p < 0,001, К*= 0,462).
Согласно величине ФУС текущее функциональное состояние ЦНС у большинства обследованных детей оценивается как низкое. При этом у детей всех групп устойчивость реакции соответствует среднему уровню, уровень функциональных возможностей – низкому. Несмотря на низкий уровень показателей по критериям Т.Д. Лоскутовой функциональное состояние центральной нервной системы обследованных детей соответствует варианту нормы и имеет благоприятный прогноз [20]. Среднегрупповые значения показателей ФУС, УР, УФВ у детей 1-й и 2-й группы имеют близкие значения и соответствуют низкому уровню. Проведенная оценка индивидуальных значений критериев Т.Д. Лоскутовой показала, что в 1-й группе чаще, чем во 2-й встречаются дети с высоким уровнем ФУС, УР и УФВ. Согласно значениям критерия ФУС средний уровень отмечен у 20,8 ± 3,3 % и 13,3 ± 3,2% детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 6,7 ± 2 % и 3,5 ±1,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 4,2, p = 0,121, К*= 0,107). Средний уровень УР отмечен у 29,5 ± 3,7 % и 50,4 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 28,8 ± 3,7 % и 8,8 ±2,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 20,02, p < 0,001, К*=0 ,36). Средний уровень УФВ отмечен у 38,9 ± 4 % и 49,5 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 14,1 ± 2,9 % и 5,3 ± 2,1 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 6,529, p = 0,012, К*= 0,213).
Таблица 1
Показатели простой зрительно-моторной реакции у обследованных детей (Ме (Р25-Р75))
Table 1
Indicators of simple visual and motor response in examined children (Me (P25-P75))
Показатели простой зрительно-моторной реакции Indicators of simple visual and motor response | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Среднее время реакции, мс Average reaction time, ms | 248/(224-277) | 241/(225-258) | z= 0,72, p=0,232 |
Минимальное время реакции, мс Minimum reaction time, ms | 179/(159-198) | 163/(145-184) | z= 4,15, p=0,000 |
Медиана времени реакции, мс Median response time, ms | 244/(224-269) | 239/(223-256) | z= 0,87, p=0,192 |
Коэффициент точности Уиппла, условные единицы Whipple accuracy factor, conventional units | 0,1/(0,06-0,15) | 0,15/(0,05-0,21) | z= -0,34, p=0,363 |
Число ошибок опережения, условные единицы Number of advance errors, conventional units | 3/(2-5) | 10/ (3,2-17) | z= -7,19, p=0,000 |
Стандартное квадратичное отклонение времени реакции, мс Standard quadratic deviation of the reaction time, ms | 40,5/(32,7-48,5) | 43/(37,6-48,5) | z= -0,89, p=0,186 |
Функциональный уровень системы, условные единицы System functional level, conventional units | 4,1/(3,6-4,5) | 4,1/(3,8-4,4) | z= 0,39, p=0,348 |
Устойчивость реакции, условные единицы Reaction stability, conventional units | 1,6/(1,1-2,1) | 1,6/(1,1-1,8) | z= 0,18, p=0,428 |
Уровень функциональных возможностей, условные единицы Functional level, conventional units | 3,1/(2,5-3,6) | 3,1/(2,6-3,3) | z= 1,36, p=0,086 |
Оценка результатов теппинг-теста выявила различный уровень функционального состояния центральной нервной системы в каждой обследованной группе детей. Вариант слабой нервной системы (нисходящий и вогнутый тип кривых) преобладал у детей 1-й группы – 55,7 ± 4,1 % (табл. 2). У детей 2-й группы средний и слабый вариант силы нервной системы имел близкие значения – 36,3 ± 4,5% и 38,9 ± 4,6 % соответственно. Установлено, что в 1-й группе вариант средне-слабой нервной системы (промежуточный тип кривой) встречался в 2 раза реже, чем у детей 2-й группы. Сильный тип нервной системы одинаково распространён среди детей 1-й и 2-й группы – 26,2 ± 3,6 % и 24,8 ± 4,1 %. При этом лица с выпуклым типом кривой выявлены только среди детей 1-й группы.
Таблица 2
Распределение обследованных детей с учетом типа кривых работоспособности (P±p)
Table 2
Distribution of examined children by type of performance curves (P ± p)
Тип кривой среднего темпа движения рук (тип силы нервной системы) Type of average hand movement rate curve (type of nervous system strength) | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Выпуклый (сильный) Convex (strong) | 10,9±2,6 | 1,4±1,4▲ | χ2 = 13,85 p < 0,001 К* = 0,195 |
Ровный (сильный) Even (strong) | 15,3±2,9 | 24,8±4,1 | |
Промежуточный (средне-слабый) Intermediate (medium-weak) | 18,1±3,2 | 36,3±4,5 | |
Нисходящий (слабый) Descending (weak) | 42,7±4,1 | 33,9±4,5 | |
Вогнутый (слабый) Concave (weak) | 13±2,8 | 5±2 |
Примечание: ▲ – ожидаемый уровень показателя (f ') [21]; К* – коэффициент взаимной сопряженности Чупрова.
Note: ▲ - expected level of indicator (f ') [Petri A., 2019.]; K * is the mutual conjugacy coefficient of Chuprov.
Средняя частота теппинга (4-7 Гц) у большинства обследованных детей свидетельствует об инертности нервных процессов (табл. 3). Оценка индивидуальных значений скорости теппинг-теста выявила варианты ярко выраженной инертности нервных процессов в 1-й группе – у 10,1 ± 2,5 %, во 2-й – у 15 ± 3,3 %. Удельный вес лиц с подвижностью нервных процессов у 1-й группы (10,7 ± 2,5 %) в 2,4 раза больше, чем во 2-й (4,4 ± 1,9 %) (χ2 = 4,48, p = 0,035, К*= 0,291).
Таблица 3
Результаты теппинг-теста обследованных детей (Ме (Р25-Р75))
Table 3
Tepping test results of the examined children (Me (P25-P75))
Показатели Indicators | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Скорость начального темпа, Гц Initial tempo speed, Hz | 6,5 (4,9-7,2) | 7 (6,2-8) | z= 0,95, p=0,171 |
Средняя частота, Гц Average frequency, Hz | 5,63 (4,98-6,28) | 5,61 (4,95-6,28) | z= 0,15, p=0,44 |
Минимальная частота нажатий, Гц Minimum pressing frequency, Hz | 4,2 (1,7-5,2) | 4,4 (2-5) | z= -0,11, p=0,456 |
Максимальная частота нажатий, Гц Maximum pressing frequency, Hz | 7,6 (6,8-8,4) | 7,4 (6,4-8,5) | z= -1,25, p=0,1 |
По результатам предварительного опроса школьников о характеристиках образа жизни, связанных с использование мобильных телефонов установлено следующее. Не размещали телефон на расстоянии от тела (на столе, подставке) и держали гаджет в руках практически все обследованные дети. Использование смартфона прекращали за 1 час до сна – 33,5 ± 3,9 % и 13,2 ± 3,2 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, только перед сном – 13,4 ± 2,8 % и 30,9 ± 4,3 % 1-й и 2-й группы детей (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41). Во второй группе выявлены дети, использующие смартфон для засыпания (8,8 ± 2,7 %). Оценка ежедневной продолжительности использования смартфона составила до 1 часа – детей 1-й и 2-й группы соответственно, более 3 часов – детей 1-й и 2-й группы соответственно (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41).
Анкетирование детей по опроснику А.М. Вейна выявило у детей 1-й и 2-й группы приступообразные головные боли – 14,8 ± 2,9 и 39,8 ± 4,6 % соответственно (χ2 = 25,86, p < 0,001, К*= 0,443). У детей 1-й группы в 2 раза реже, чем во 2-й отмечено снижение работоспособности, быстрая утомляемость – 16,8 ± 3,1 % и 33,6 ± 4,4 % (χ2 = 18,28, p < 0,001, К*= 0,378). У детей 1-й группы реже встречались нарушения сна: трудности с засыпанием – 12,1 ± 2,7 % и 44,2 ± 4,7% (χ2 = 24,89, p < 0,001, К*= 0,432); чувство невыспанности, усталости при пробуждении утром – 3,3 ± 1,5 % и 10,6 ± 2,9 % (χ2 = 13,77, p < 0,001, К*= 0,41).
Положительным моментом является активная здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений – 57,5 ± 4,6 % детей 2-й группы владеют информацией о необходимости выполнять физические упражнения для профилактики отклонений здоровья при использовании мобильного телефона.
Обсуждение
Важный момент в профилактике и сохранении здоровья детей, увлеченных общением в социальных сетях, видеоиграми, просмотром различного контента, является соблюдение гигиенических правил использования электронных устройств. Как отмечено в МР по безопасному для здоровья детей использованию мобильных устройств1 нерегламентированная эксплуатация девайсов сопровождается не только снижением качества зрения, но и развитием плече-локтевого синдрома, нарушений осанки, цифрового аутизма, головных болей и др. Анкетирование детей 2-й группы по вопросам образа жизни выявило несоблюдение правил безопасного использования смартфонов. Исследование вегетативного статуса обследованных детей свидетельствует о формировании у детей 2-й группы нарушений сна, повышенной утомляемости, приступообразных головных болей. Полученные результаты согласуются с исследованиями Пчелиной П.В. с соавт., свидетельствующими о развитии нарушений сна в условиях информационной перегрузки [22]. По данным Cheung с соавторами (2017) с каждым часом использования экранных устройств теряется около 16 минут сна в день [23]. Доказательства возможной причинно-следственной связи между избыточным использованием мобильного телефона и риском мигрени представлены в исследовании He Z,. [24]. Одним из подтверждений этой связи являются и данные Соловьевой с соавт. (2023), выявивших приступообразные головные боли у 40 ± 4,9 % детей, не соблюдавших регламент использования мобильных электронных устройств [25]. Примечательно, что сокращение или прекращение использования электронных устройств сопровождается облегчением симптомов головной боли [26].
Перечисленные вегетативные симптомы сопровождались снижением функциональных возможностей у обследованных детей. При этом среди бурятов 1-й группы, обследованных в 2016 г., выявлено больше детей: с высокой скоростью синтеза и анализа поступающей информации (<189 мс); высокой стабильностью сенсомоторного реагирования (< 33 мс); большей точностью зрительно-моторных реакций и соответственно меньшим количеством преждевременных реакций; высоким уровнем функциональных возможностей ЦНС (от 3,8 у.е.).
Вместе с тем у бурятов 1-й группы реже, чем во 2-й встречается вариант средне-слабой нервной системы для которого характерны: низкая подвижность нервных процессов; предрасположенность к быстрому развитию утомления; инертность формирования условно-рефлекторных реакций сопровождающаяся увеличением числа ошибочных реакций. Перечисленные психофизиологические характеристики ЦНС у обследованных детей объективно отражают отрицательное влияние современных мобильных устройств на здоровье детей сельских территорий. Полученные результаты согласуются с данными ПЗМР о низком УФВ ЦНС, поскольку инертность нервных процессов определяет медленное усвоение информации, в том числе обработку данных. Сопоставление полученных результатов с индивидуальными значениями УФВ показало, что высокий уровень показателя, свидетельствующий о быстрой обработке информации и оптимальном функциональном состоянии ЦНС, имеют дети с подвижностью нервных процессов.
Проведенные ранее исследования позволили выявить психофизиологические различия у детей бурятского и славянского этноса [16]. Полученные результаты нашли отражение в работе Сетко Н.П. с соавт. (2020), согласно которым у детей славянской этнической группы 12-14 лет ФУС составил 2,06 у.е., УР – 0,72 у.е., УФВ – 1,72 у.е. [27]. Примечательно, что у аборигенных популяций Магаданской области (коряков, эвенов, камчадалов, ительменов) медиана среднего времени ПЗМР в 1,4 раза больше, чем у бурят [17]. Критерии Т.Д. Лоскутовой у аборигенов Магадана по сравнению с бурятами меньше в 1,3-1,6 раза, что указывает на более совершенное развитие нейродинамических функций у детей-бурят. Таким образом, психофизиологические характеристики детей бурятского этноса являются уникальными, требующими детального и продолжительного изучения.
Настоящее исследование имеет ряд существенных ограничений, заключающихся в малом количестве обследуемых лиц.
Заключение
Непременным атрибутом повседневной жизни современных детей и подростков являются мобильные устройства. Интерактивность, эмоциональная вовлеченность в цифровое общение, потоки новой информации обусловили избыточное использование смартфонов и других гаджетов. Психофизиологическое исследование функционального состояния центральной нервной системы у детей бурятской этнической группы, проведенное с интервалом в 8 лет, выявило тенденции к сокращению времени реагирования, устойчивости внимания, изменению подвижности нервных процессов в сторону увеличения их инертности. Среди детей со 100 % обеспеченностью смартфонами выявлена средняя и относительно сильная связь избыточного использования гаджетов с развитием симптомов вегетативной дисфункции (головные боли, быстрая утомляемость, трудности с засыпанием, усталость при пробуждении). Поэтому, в целях снижения риска для здоровья детей, обусловленного цифровой средой, необходимо формировать у молодежи навыки безопасного использования мобильных цифровых устройств.
1 Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона (утв. Федеральным Государственным Автономным Учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков), 2024 г.)
About the authors
Inna Vladimirovna Mylnikova
East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research
Author for correspondence.
Email: inna.mylnikova.phd.ms@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0169-4513
SPIN-code: 4281-2705
Scopus Author ID: 6506373026
ResearcherId: U-5372-2017
Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Laboratory of Ecological and Hygienic Research
Russian Federation, 665827, Irkutsk region, Angarsk, house 3Olga Georgievna Bogdanova
East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research
Email: olga.bogdanova2001@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2358-2280
SPIN-code: 3979-5433
Scopus Author ID: 57201813026
ResearcherId: ABA-1029-2020
Doctor of Medical Sciences, Senior Researcher, Laboratory of Ecological and Hygienic Research
Russian Federation, 665827, Irkutsk region, Angarsk, house 3Catherine Zoriktuevna Urbanova
State budgetary healthcare institution «Center for Public Health and Medical Prevention of the Republic of Buryatia named after V.R. Boyanova»
Email: urbanova8484@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-2784-0894
SPIN-code: 9205-6955
PhD, medical specialist, head of the risk factor monitoring department
Russian Federation, 670034, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, st. Tsivileva, 2Natalia Vasilievna Efimova
East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research
Email: medecolab@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7218-2147
SPIN-code: 4537-9381
Scopus Author ID: 7005798073
ResearcherId: Р-2135-2015
Professor, Leading Researcher, Laboratory of Ecological and Hygienic Research
Russian Federation, 665827, Irkutsk region, Angarsk, house 3References
- Haug S., Castro R.P., Kwon M. et al. Smartphone use and smartphone addiction among young people in Switzerland // J. Behav. Addict. 2015. No 4. С. 299–307. doi: 10.1556/2006.4.2015.037
- Grigoriev Yu. G., Samoilov A. S., Bushmanov A. Yu., et al. Mobile communications and children's health: the problem of the third millennium // Medical Radiology and Radiation Safety. 2017. V. 68, No. 2. P. 39–46. (In Russ.)
- Goncharova G.A. Neuropsychic health of children - active users of digital media // Russian Bulletin of Hygiene. 2021. No. 3. P. 33–35. doi: 10.24075/rbh.2021.017
- Liu J., Riesch S., Tien J. et al. Screen Media Overuse and Associated Physical, Cognitive, and Emotional/Behavioral Outcomes in Children and Adolescents: An Integrative Review // J Pediatr Health Care. 2022. V. 2, No 36. P. 99-109. (In Russ.) doi: 10.1016/j.pedhc.2021.06.003
- Lederer-Hutsteiner T., Müller K.W., Penker M. et al. The mediating effect of after-midnight use of digital media devices on the association of internet-related addictive behavior and insomnia in adolescents // Front Public Health. 2024. No 12. P. 1422157. doi: 10.3389/fpubh.2024.1422157
- Spina G., Bozzola E., Ferrara P. et al. Children and Adolescent's Perception of Media Device Use Consequences // Int J Environ Res Public Health. 2021. V.6, No 18. P. 3048. doi: 10.3390/ijerph18063048
- Novikova I. I., Zubtsovskaya N. A., Romanenko S. P., Kondrashenko A. I., Lobkis M. A. (). Effects of mobile phones on children’s and adolescents’ health// The Science of Person: Humanitarian Researches. 2020. V. 14, No. 2, pp. 95–103. (In Russ.) doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16
- Efimova N.V., Mylnikova I.V. The problem of the formation of a new indicator pathology in children during the implementation of the "digital school" // Hygiene and Sanitation. 2024. V. 103, No 11. P. 1344-1349. (In Russ.) doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-11-1344-1349
- Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Markelova S.V. et al. Assessing health risks for schoolchildren and students caused by exposure to educational and entertaining information technologies. Health Risk Analysis. 2019. No. 3. P. 135–143. (In Russ.) doi: 10.21668/health.risk/2019.3.16.eng
- Vyatleva O.A., Kurgansky A.M. Modes of use of the cell phone and health of schoolchildren // Hygiene and Sanitation. 2019. V.98, No.8. P.857-862. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-857-862
- Kim S.Y., Han S., Park E.-J.et al. The relationship between smartphone overuse and sleep in younger children: a prospective cohort study // J. Clin. Sleep Med. 2020. V. 16, No 7. P. 1133–1139. doi: 10.5664/jcsm.8446
- Khorseva N.I., Grigoriev P.E. Electromagnetic fields of cellular communication as a health risk factor for children and adolescents (review) // Health Risk Analysis. 2023. No. 2. P. 186–193. (In Russ.) doi: 10.21668/health.risk/2023.2.18.eng
- Doron E. Fostering creativity in school aged children through perspective taking and visual media based short term intervention program // Thinking Skills and Creativity. 2017. No 23. P.50-160.
- Suggate S.P., Martzog Ph. Children's sensorimotor development in relation to screen-media usage: A two-year longitudinal study // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021. No.74. P. 101279, ISSN 0193-3973, https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101279
- Astakhova T., Rychkova L., Pogodina A. et al. Comparative Analysis of Health Status of Adolescents of Different Ethnic Groups in Buryat Republic // Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017. No 6, P. 24-29. (In Russ.)
- Mylnikova I. V., Efimova N. V., Diakovich O. A. Psychophysiological Characteristics of the Central Nervous System of Rural Children of Various Ethnic Groups of Siberia // Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2018. No 7. P. 17-23. (In Russ.)
- Bartosh T.P., Bartosh О.P. Age-Related Features of Neurodynamic Indicators in Native Adolescent Females of Russia’s Northeast // Psychology. Psychophysiology. 2019. V. 12, No. 4. P. 71–82. (in Russ.). doi: 10.14529/jpps190408
- Filkina O., Vorobyeva E., Malyshkina A. et al. The health status of children born after various assisted reproductive technologies // Vrach. 2021. V.32, No 8. P. 62–65. (in Russ.). https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-12
- Mantrova I.N. Methodological guide to psychophysiological and psychological diagnostics. Ivanovo: OOO "Neurosoft". 2007. 216 p. (in Russ.)
- Polyfunctional psychophysiological testing in assessing functioning, limitations of life activity and health. Methodical instructions. FGU "SPb NTsEPR named after G. A. Albrecht FMBA of Russia", 2011. Authors: PhD in Medicine I. V. Khazova, PhD in Biology A. V. Shoshmin, O. F. Devyatova (in Russ.)
- Petri A., Sabin K. Visual medical statistics. Study guide. M: GEOTARMedia; 2019. (in Russ.)
- Pchelina PV, Sursaev VA, Poluektov MG. Information overload and sleep disorders // Meditsinskiy sovet = Medical Council. 2022. No 11. P. 54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-11-54-60
- Cheung CH, Bedford R, Saez De Urabain IR, Karmiloff-Smith A, Smith TJ. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset // Sci Rep. 2017. No7 P. 46104. doi: 10.1038/srep46104
- He Z, Qiu F, Yang J et al. The role of digital device use on the risk of migraine: a univariable and multivariable Mendelian randomization study // Front. Neurol. 2024. No 15. P.1462414. doi: 10.3389/fneur.2024.1462414
- Solovieva Yu. V., Paunova S. S., Semicheva V. R. et al. The state of neuropsychic health of schoolchildren with different periods of using mobile electronic devices // Bulletin of the Russian State Medical University. 2023. No. 5. P. 65-69. doi: 10.24075/vrgmu.2023.040
- Alqassim A.Y., Alharbi A.A., Muaddi M.A. et al. Associations of electronic device use and physical activity with headaches in Saudi medical students// Med Lith. 2024. No 60. P.12. (In Russ.) doi: 10.3390/medicina60020299
- Setko N.P., Bulycheva E.V., Zhdanova O.M. Features of formation of the functional state of the central nervous system and cognitive abilities in children and adolescents of the school age // Pacific Medical Journal. 2020. No 1. P. 76-79. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-1-76-79
Supplementary files
