Оценка психо-функциональных возможностей центральной нервной системы у детей- бурят при избыточном использовании смартфонов
- Авторы: Мыльникова И.В.1, Богданова О.Г.2, Урбанова Е.З.3, Ефимова Н.В.2
-
Учреждения:
- ФГБНУ "Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований"
- ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия имени В.Р. Бояновой»
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Статья получена: 14.03.2025
- Статья одобрена: 10.04.2025
- Статья опубликована: 03.06.2025
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/677125
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco677125
- ID: 677125
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Одним из компонентов окружающей среды современных детей являются мобильные устройства. При этом цифровой контент развивается быстрее, чем исследования влияния гаджетов на здоровье детей.
Цель - оценка изменения психофизиологических реакций центральной нервной системы детей-бурят в связи увеличением использования мобильных электронных устройств.
Материал и методы. Двухэтапное исследование проведено у 262 школьников бурятского этноса. Первую группу составили 149 детей, вторую группу - 113, обследованных в 2016 и 2024 гг. соответственно. Психофизиологические возможности центральной нервной системы изучали с применением простой зрительно-моторной реакции и теппинг-теста.
Результаты. Исследование вегетативного статуса обследованных детей свидетельствует о формировании нарушений сна у детей 2 группы в 44,2 ± 4,7%, приступообразных головных болей в 39,8 ± 4,6% и повышенной утомляемости у 33,6 ± 4,4%. Перечисленные вегетативные симптомы сопровождались снижением функциональных возможностей ЦНС. Во 2 группе выявлено меньше детей, чем в 1 группе: с высокой скоростью синтеза и анализа поступающей информации (<189 мс); высокой стабильностью сенсомоторного реагирования (<33 мс); большей точностью зрительно-моторных реакций и соответственно меньшим количеством преждевременных реакций; высоким уровнем функциональных возможностей ЦНС (от 3,8 у.е.). Вместе с тем, в 1 группе реже, чем во 2 группе встречается вариант средне-слабой нервной системы, характеризующейся низкой подвижностью нервных процессов, предрасположенностью к быстрому развитию утомления, инертностью формирования условно-рефлекторных реакций, сопровождающаяся увеличением числа ошибочных реакций. Перечисленные психофизиологические характеристики ЦНС объективно отражают отрицательное влияние современных мобильных устройств на здоровье детей сельских территорий.
Заключение. В целях снижения риска для здоровья детей, обусловленного цифровой средой, необходимо формировать у детей навыки безопасного использования мобильных цифровых устройств.
Полный текст
Актуальность
В последнее десятилетие стала особенно актуальна проблема избыточной цифровой нагрузки на растущий организм детей, которая отражена в многочисленных работах отечественных и иностранных исследователей [1, 2, 3, 4, 5]. По данным современных исследований практически у 68,3% детей наблюдается психологическое погружение в виртуальную среду компьютерных игр [6].
Поэтому одной из современных проблем охраны здоровья детей и подростков является увеличение частоты заболеваний, связанных с использованием смартфонов и других цифровых устройств [7, 8]. Цифровое напряжение зрительного аппарата при несоблюдении гигиенических правил использования смартфонов приводит к формированию «компьютерного зрительного синдрома» (сухость, жжение, покраснение, расплывчатость изображения и др.) [9]. Также одним из тяжелых последствий нерегламентированной эксплуатации смартфонов являются трудности с засыпанием [10, 11]. Доказанным является и деструктивное воздействие мобильных телефонов (МТ) (2G–4G) (смартфонов) на высшие отделы ЦНС – структуры головного мозга [12].
Тем не менее данные о положительных и отрицательных последствиях использования экранных медиа на когнитивное развитие детей и подростков достаточно противоречивы. Так использование цифровых устройств в обучающих программах позволяет улучшить навыки чтения и развить способности к творческому мышлению у детей [13]. У подростков одновременное выполнение нескольких задач в информационном пространстве отрицательно отражается на рабочей памяти, процессах торможения, способности переключаться между задачами [14].
Исследования состояния здоровья, включая психо-функциональные возможности центральной нервной системы детей различных этнических групп малочисленны [15, 16, 17, 18]. Принимая во внимание, что распространенность детей различными гаджетами претерпела за последние годы значительные изменения наиболее важно оценить возможные риски для здоровья именно сельских подростков, в том числе представителей коренного населения Восточной Сибири.
Цель
Цель работы – оценка изменения психофизиологических реакций центральной нервной системы детей-бурят в связи увеличением использования мобильных электронных устройств.
Материал и методы исследования
Двухэтапное исследование проведено на сельских территориях Восточной Сибири. В обследовании приняли участие 262 школьника бурятского этноса. Первую группу составили 149 детей (75 мальчиков и 74 девочки) 13 ± 0,2 лет обследованных в 2016 г. Вторая группа объединила 113 детей (56 мальчиков и 57 девочек) 14 ± 0,2 лет в 2024 г. Критерии включения: рождение и постоянное проживание на территории исследования; отсутствие декомпенсированных хронических и врожденных заболеваний; умеренный и средний уровень физической активности (посещение занятий физической культуры в рамках школьной программы и спортивных секций, в целом не более 8 часов в неделю; умеренная помощь по дому); использование электронных устройств; информированное согласие родителей/опекунов. Обследование детей проводили в первой половине дня в помещениях медицинского блока школ, температура воздуха составляла 20-22оC.
Исследования проведены с одобрения биоэтического комитета ФГБНУ ВСИМЭИ (пр. № 4 от 14.11.2012 г., пр. № 2 от 11.06.2024 г.) в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта», принятой на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г. (в редакции изменений, внесенных на 75-ой Генеральной ассамблее WMA, Хельсинки, Финляндия, октябрь 2024 г.).
Предварительно проведено анкетирование родителей по специально разработанной анкете для выявления детей, активно использующих электронные устройства. В 2016 году обеспеченность обследованных детей смартфонами составила 30 %, в 2024 г. – 100 %.
Психофизиологические возможности центральной нервной системы (ЦНС) изучали с помощью аппаратно-программного комплекса компании «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия). Для оценки сенсомоторного реагирования использовали показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР): среднее время реакции (мс); минимальное время реакции (мс); медиана времени реакции (мс); коэффициент точности Уиппла (у.е.); число ошибок опережения (у.е.); стандартное квадратичное отклонение (СКО) времени реакции (мс). Функциональное состояние ЦНС оценивали по критериям Т.Д. Лоскутовой: функциональный уровень системы (ФУС, у.е.); устойчивость реакции (УР, у.е.) и уровень функциональных возможностей (УФВ, у.е.). Тип нервной системы и работоспособность определяли с помощью теппинг-теста по показателям: скорость начального темпа (Гц); средняя частота (Гц); минимальная и максимальная частота нажатий (Гц). Результаты ПЗМР и теппинг-теста интерпретировали в соответствии с рекомендациями по проведению психофизиологических исследований [19].
Для выявления неблагоприятного влияния избыточной цифровой нагрузки (нарушений гигиенических правил использования смартфонов) проведено тестирование школьников с использованием опросника А.М. Вейна (1998).
Полученные результаты обработали с применением программы STATISTICA (StatSoft Inc., версия 10.1). С помощью тестов Колмогорова – Смирнова установлено, что данные имеют распределение, отличное от нормального, психофизиологические характеристики ЦНС представили непараметрическими показателями медиана Ме и квартили распределения признаков (Р25-Р75). Частоту изучаемых явлений (тип ЦНС) рассчитали на 100 обследованных, ошибка показателя (P±p). Различия между показателями ПЗМР и теппинг-теста в группах оценивали при помощи теста Манна – Уитни (приведены показатели z-score), между показателями частоты – по критерию χ2 (критерию Чупрова (К*)), статистически значимыми отличия считались при p<0,05.
Результаты
Предварительная оценка собранных данных не выявила гендерных различий, поэтому в работе дети объединены с учетом года обследования.
Проанализированы показатели среднего времени ПЗМР (табл. 1). Отмечено что независимо от периода обследования групповые показатели занимают диапазон возрастной нормы и оцениваются как средняя скорость ПЗМР [19], что указывает на уравновешенность процессов торможения и возбуждения. Оценка распределения индивидуальных значений скорости сенсомоторного реагирования позволила выявить различия частоты детей с высокой и низкой скоростью зрительно-моторной реакции (χ2 = 7,49, p = 0,024, К*= 0,318). Дети с высокой скоростью реакции (менее 189 мс) встречаются в 2 раза чаще в 1-й группе (23,5 ± 3,5 %), чем во 2-й (11,5 ± 3 %). Тогда как удельный вес детей с низкой скоростью сенсомоторного реагирования – более 277 мс (с замедлением процессов анализа информации и принятия решения) имеет близкие значения в 1-й и 2-й группе – 16,1 ± 3 % и 13,3 ± 3,2 % соответственно.
Значения показателя СКО времени реакции у обследованных детей, независимо от территории проживания, занимали нижний диапазон возрастной нормы – 30-49 мс [19], что свидетельствует о стабильности сенсомоторного реагирования и соответственно уравновешенности нервных процессов. Высокий уровень изучаемого показателя (менее 33 мс) свидетельствующий о высоком уровне стабильности сенсомоторного реагирования встречался у детей 1-й группы (26,2 ± 3,6 %) в 3,3 раза чаще чем у детей 2-й группы (7,9 ± 2,5 %, p=0,000) (χ2 = 14,24, p < 0,001, К*= 0,233).
Анализ индивидуальных сенсомоторных реакций детей позволил определить минимальные значения анализируемого показателя, отражающие потенциал функциональных возможностей центральной нервной системы. Установлено, что дети с минимальными значениями скорости сенсомоторной реакции в ходе выполнения теста (122-179 мс) в 1,9 раза чаще встречаются в 1-й группе (51 ± 4,1 %), чем во 2-й (25,7 ± 4,1 %) (χ2 = 4,43, p = 0,036, К Чупрова=0,176).
О низком уровне внимания и уравновешенности нервных процессов при выполнении теста ПЗМР у обследованных детей свидетельствует коэффициент точности Уиппла. Ошибки опережения у детей 2-й группы отмечены в 3,3 раза чаще, чем в 1-й группе. Более 5 ошибок опережения определено у 26,8 ± 3,6 % и 73,4 ± 4,2 % детей в 1-й и 2-й группе соответственно (χ2с поправкой Йейтса = 56, p < 0,001, К*= 0,462).
Согласно величине ФУС текущее функциональное состояние ЦНС у большинства обследованных детей оценивается как низкое. При этом у детей всех групп устойчивость реакции соответствует среднему уровню, уровень функциональных возможностей – низкому. Несмотря на низкий уровень показателей по критериям Т.Д. Лоскутовой функциональное состояние центральной нервной системы обследованных детей соответствует варианту нормы и имеет благоприятный прогноз [20]. Среднегрупповые значения показателей ФУС, УР, УФВ у детей 1-й и 2-й группы имеют близкие значения и соответствуют низкому уровню. Проведенная оценка индивидуальных значений критериев Т.Д. Лоскутовой показала, что в 1-й группе чаще, чем во 2-й встречаются дети с высоким уровнем ФУС, УР и УФВ. Согласно значениям критерия ФУС средний уровень отмечен у 20,8 ± 3,3 % и 13,3 ± 3,2% детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 6,7 ± 2 % и 3,5 ±1,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 4,2, p = 0,121, К*= 0,107). Средний уровень УР отмечен у 29,5 ± 3,7 % и 50,4 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 28,8 ± 3,7 % и 8,8 ±2,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 20,02, p < 0,001, К*=0 ,36). Средний уровень УФВ отмечен у 38,9 ± 4 % и 49,5 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 14,1 ± 2,9 % и 5,3 ± 2,1 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 6,529, p = 0,012, К*= 0,213).
Таблица 1
Показатели простой зрительно-моторной реакции у обследованных детей (Ме (Р25-Р75))
Table 1
Indicators of simple visual and motor response in examined children (Me (P25-P75))
Показатели простой зрительно-моторной реакции Indicators of simple visual and motor response | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Среднее время реакции, мс Average reaction time, ms | 248/(224-277) | 241/(225-258) | z= 0,72, p=0,232 |
Минимальное время реакции, мс Minimum reaction time, ms | 179/(159-198) | 163/(145-184) | z= 4,15, p=0,000 |
Медиана времени реакции, мс Median response time, ms | 244/(224-269) | 239/(223-256) | z= 0,87, p=0,192 |
Коэффициент точности Уиппла, условные единицы Whipple accuracy factor, conventional units | 0,1/(0,06-0,15) | 0,15/(0,05-0,21) | z= -0,34, p=0,363 |
Число ошибок опережения, условные единицы Number of advance errors, conventional units | 3/(2-5) | 10/ (3,2-17) | z= -7,19, p=0,000 |
Стандартное квадратичное отклонение времени реакции, мс Standard quadratic deviation of the reaction time, ms | 40,5/(32,7-48,5) | 43/(37,6-48,5) | z= -0,89, p=0,186 |
Функциональный уровень системы, условные единицы System functional level, conventional units | 4,1/(3,6-4,5) | 4,1/(3,8-4,4) | z= 0,39, p=0,348 |
Устойчивость реакции, условные единицы Reaction stability, conventional units | 1,6/(1,1-2,1) | 1,6/(1,1-1,8) | z= 0,18, p=0,428 |
Уровень функциональных возможностей, условные единицы Functional level, conventional units | 3,1/(2,5-3,6) | 3,1/(2,6-3,3) | z= 1,36, p=0,086 |
Оценка результатов теппинг-теста выявила различный уровень функционального состояния центральной нервной системы в каждой обследованной группе детей. Вариант слабой нервной системы (нисходящий и вогнутый тип кривых) преобладал у детей 1-й группы – 55,7 ± 4,1 % (табл. 2). У детей 2-й группы средний и слабый вариант силы нервной системы имел близкие значения – 36,3 ± 4,5% и 38,9 ± 4,6 % соответственно. Установлено, что в 1-й группе вариант средне-слабой нервной системы (промежуточный тип кривой) встречался в 2 раза реже, чем у детей 2-й группы. Сильный тип нервной системы одинаково распространён среди детей 1-й и 2-й группы – 26,2 ± 3,6 % и 24,8 ± 4,1 %. При этом лица с выпуклым типом кривой выявлены только среди детей 1-й группы.
Таблица 2
Распределение обследованных детей с учетом типа кривых работоспособности (P±p)
Table 2
Distribution of examined children by type of performance curves (P ± p)
Тип кривой среднего темпа движения рук (тип силы нервной системы) Type of average hand movement rate curve (type of nervous system strength) | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Выпуклый (сильный) Convex (strong) | 10,9±2,6 | 1,4±1,4▲ | χ2 = 13,85 p < 0,001 К* = 0,195 |
Ровный (сильный) Even (strong) | 15,3±2,9 | 24,8±4,1 | |
Промежуточный (средне-слабый) Intermediate (medium-weak) | 18,1±3,2 | 36,3±4,5 | |
Нисходящий (слабый) Descending (weak) | 42,7±4,1 | 33,9±4,5 | |
Вогнутый (слабый) Concave (weak) | 13±2,8 | 5±2 |
Примечание: ▲ – ожидаемый уровень показателя (f ') [21]; К* – коэффициент взаимной сопряженности Чупрова.
Note: ▲ - expected level of indicator (f ') [Petri A., 2019.]; K * is the mutual conjugacy coefficient of Chuprov.
Средняя частота теппинга (4-7 Гц) у большинства обследованных детей свидетельствует об инертности нервных процессов (табл. 3). Оценка индивидуальных значений скорости теппинг-теста выявила варианты ярко выраженной инертности нервных процессов в 1-й группе – у 10,1 ± 2,5 %, во 2-й – у 15 ± 3,3 %. Удельный вес лиц с подвижностью нервных процессов у 1-й группы (10,7 ± 2,5 %) в 2,4 раза больше, чем во 2-й (4,4 ± 1,9 %) (χ2 = 4,48, p = 0,035, К*= 0,291).
Таблица 3
Результаты теппинг-теста обследованных детей (Ме (Р25-Р75))
Table 3
Tepping test results of the examined children (Me (P25-P75))
Показатели Indicators | 1 группа 1 group | 2 группа 2 group | Статистическая значимость различий Statistical significance of differences |
Скорость начального темпа, Гц Initial tempo speed, Hz | 6,5 (4,9-7,2) | 7 (6,2-8) | z= 0,95, p=0,171 |
Средняя частота, Гц Average frequency, Hz | 5,63 (4,98-6,28) | 5,61 (4,95-6,28) | z= 0,15, p=0,44 |
Минимальная частота нажатий, Гц Minimum pressing frequency, Hz | 4,2 (1,7-5,2) | 4,4 (2-5) | z= -0,11, p=0,456 |
Максимальная частота нажатий, Гц Maximum pressing frequency, Hz | 7,6 (6,8-8,4) | 7,4 (6,4-8,5) | z= -1,25, p=0,1 |
По результатам предварительного опроса школьников о характеристиках образа жизни, связанных с использование мобильных телефонов установлено следующее. Не размещали телефон на расстоянии от тела (на столе, подставке) и держали гаджет в руках практически все обследованные дети. Использование смартфона прекращали за 1 час до сна – 33,5 ± 3,9 % и 13,2 ± 3,2 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, только перед сном – 13,4 ± 2,8 % и 30,9 ± 4,3 % 1-й и 2-й группы детей (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41). Во второй группе выявлены дети, использующие смартфон для засыпания (8,8 ± 2,7 %). Оценка ежедневной продолжительности использования смартфона составила до 1 часа – детей 1-й и 2-й группы соответственно, более 3 часов – детей 1-й и 2-й группы соответственно (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41).
Анкетирование детей по опроснику А.М. Вейна выявило у детей 1-й и 2-й группы приступообразные головные боли – 14,8 ± 2,9 и 39,8 ± 4,6 % соответственно (χ2 = 25,86, p < 0,001, К*= 0,443). У детей 1-й группы в 2 раза реже, чем во 2-й отмечено снижение работоспособности, быстрая утомляемость – 16,8 ± 3,1 % и 33,6 ± 4,4 % (χ2 = 18,28, p < 0,001, К*= 0,378). У детей 1-й группы реже встречались нарушения сна: трудности с засыпанием – 12,1 ± 2,7 % и 44,2 ± 4,7% (χ2 = 24,89, p < 0,001, К*= 0,432); чувство невыспанности, усталости при пробуждении утром – 3,3 ± 1,5 % и 10,6 ± 2,9 % (χ2 = 13,77, p < 0,001, К*= 0,41).
Положительным моментом является активная здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений – 57,5 ± 4,6 % детей 2-й группы владеют информацией о необходимости выполнять физические упражнения для профилактики отклонений здоровья при использовании мобильного телефона.
Обсуждение
Важный момент в профилактике и сохранении здоровья детей, увлеченных общением в социальных сетях, видеоиграми, просмотром различного контента, является соблюдение гигиенических правил использования электронных устройств. Как отмечено в МР по безопасному для здоровья детей использованию мобильных устройств1 нерегламентированная эксплуатация девайсов сопровождается не только снижением качества зрения, но и развитием плече-локтевого синдрома, нарушений осанки, цифрового аутизма, головных болей и др. Анкетирование детей 2-й группы по вопросам образа жизни выявило несоблюдение правил безопасного использования смартфонов. Исследование вегетативного статуса обследованных детей свидетельствует о формировании у детей 2-й группы нарушений сна, повышенной утомляемости, приступообразных головных болей. Полученные результаты согласуются с исследованиями Пчелиной П.В. с соавт., свидетельствующими о развитии нарушений сна в условиях информационной перегрузки [22]. По данным Cheung с соавторами (2017) с каждым часом использования экранных устройств теряется около 16 минут сна в день [23]. Доказательства возможной причинно-следственной связи между избыточным использованием мобильного телефона и риском мигрени представлены в исследовании He Z,. [24]. Одним из подтверждений этой связи являются и данные Соловьевой с соавт. (2023), выявивших приступообразные головные боли у 40 ± 4,9 % детей, не соблюдавших регламент использования мобильных электронных устройств [25]. Примечательно, что сокращение или прекращение использования электронных устройств сопровождается облегчением симптомов головной боли [26].
Перечисленные вегетативные симптомы сопровождались снижением функциональных возможностей у обследованных детей. При этом среди бурятов 1-й группы, обследованных в 2016 г., выявлено больше детей: с высокой скоростью синтеза и анализа поступающей информации (<189 мс); высокой стабильностью сенсомоторного реагирования (< 33 мс); большей точностью зрительно-моторных реакций и соответственно меньшим количеством преждевременных реакций; высоким уровнем функциональных возможностей ЦНС (от 3,8 у.е.).
Вместе с тем у бурятов 1-й группы реже, чем во 2-й встречается вариант средне-слабой нервной системы для которого характерны: низкая подвижность нервных процессов; предрасположенность к быстрому развитию утомления; инертность формирования условно-рефлекторных реакций сопровождающаяся увеличением числа ошибочных реакций. Перечисленные психофизиологические характеристики ЦНС у обследованных детей объективно отражают отрицательное влияние современных мобильных устройств на здоровье детей сельских территорий. Полученные результаты согласуются с данными ПЗМР о низком УФВ ЦНС, поскольку инертность нервных процессов определяет медленное усвоение информации, в том числе обработку данных. Сопоставление полученных результатов с индивидуальными значениями УФВ показало, что высокий уровень показателя, свидетельствующий о быстрой обработке информации и оптимальном функциональном состоянии ЦНС, имеют дети с подвижностью нервных процессов.
Проведенные ранее исследования позволили выявить психофизиологические различия у детей бурятского и славянского этноса [16]. Полученные результаты нашли отражение в работе Сетко Н.П. с соавт. (2020), согласно которым у детей славянской этнической группы 12-14 лет ФУС составил 2,06 у.е., УР – 0,72 у.е., УФВ – 1,72 у.е. [27]. Примечательно, что у аборигенных популяций Магаданской области (коряков, эвенов, камчадалов, ительменов) медиана среднего времени ПЗМР в 1,4 раза больше, чем у бурят [17]. Критерии Т.Д. Лоскутовой у аборигенов Магадана по сравнению с бурятами меньше в 1,3-1,6 раза, что указывает на более совершенное развитие нейродинамических функций у детей-бурят. Таким образом, психофизиологические характеристики детей бурятского этноса являются уникальными, требующими детального и продолжительного изучения.
Настоящее исследование имеет ряд существенных ограничений, заключающихся в малом количестве обследуемых лиц.
Заключение
Непременным атрибутом повседневной жизни современных детей и подростков являются мобильные устройства. Интерактивность, эмоциональная вовлеченность в цифровое общение, потоки новой информации обусловили избыточное использование смартфонов и других гаджетов. Психофизиологическое исследование функционального состояния центральной нервной системы у детей бурятской этнической группы, проведенное с интервалом в 8 лет, выявило тенденции к сокращению времени реагирования, устойчивости внимания, изменению подвижности нервных процессов в сторону увеличения их инертности. Среди детей со 100 % обеспеченностью смартфонами выявлена средняя и относительно сильная связь избыточного использования гаджетов с развитием симптомов вегетативной дисфункции (головные боли, быстрая утомляемость, трудности с засыпанием, усталость при пробуждении). Поэтому, в целях снижения риска для здоровья детей, обусловленного цифровой средой, необходимо формировать у молодежи навыки безопасного использования мобильных цифровых устройств.
1 Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона (утв. Федеральным Государственным Автономным Учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков), 2024 г.)
Об авторах
Инна Владимировна Мыльникова
ФГБНУ "Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований"
Автор, ответственный за переписку.
Email: inna.mylnikova.phd.ms@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0169-4513
SPIN-код: 4281-2705
Scopus Author ID: 6506373026
ResearcherId: U-5372-2017
д.м.н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований
Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3Ольга Георгиевна Богданова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Email: olga.bogdanova2001@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2358-2280
SPIN-код: 3979-5433
Scopus Author ID: 57201813026
ResearcherId: ABA-1029-2020
д.м.н., старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований
Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3Екатерина Зориктуевна Урбанова
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия имени В.Р. Бояновой»
Email: urbanova8484@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-2784-0894
SPIN-код: 9205-6955
к.м.н., врач-специалист, заведующий отделом мониторинга факторов риска
Россия, 670034, Республика Бурятия, к.Улан-Удэ, ул. Цивилева, д.2Наталья Васильевна Ефимова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Email: medecolab@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7218-2147
SPIN-код: 4537-9381
Scopus Author ID: 7005798073
ResearcherId: Р-2135-2015
профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований
Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3Список литературы
- Haug S., Castro R.P., Kwon M. et al. Smartphone use and smartphone addiction among young people in Switzerland// J. Behav. Addict. 2015. № 4. С. 299–307. doi: 10.1556/2006.4.2015.037
- Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю. и др. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Т. 68, № 2. С. 39–46.
- Гончарова Г.А. Нервно-психическое здоровье детей - активных пользователей цифровых средств // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 33–35. doi: 10.24075/rbh.2021.017
- Liu J., Riesch S., Tien J. et al. Screen Media Overuse and Associated Physical, Cognitive, and Emotional/Behavioral Outcomes in Children and Adolescents: An Integrative Review // J Pediatr Health Care. 2022. V. 2, N 36. P. 99-109. doi: 10.1016/j.pedhc.2021.06.003
- Lederer-Hutsteiner T., Müller K.W., Penker M. et al. The mediating effect of after-midnight use of digital media devices on the association of internet-related addictive behavior and insomnia in adolescents // Front Public Health. 2024. N12. P. 1422157. doi: 10.3389/fpubh.2024.1422157
- Spina G., Bozzola E., Ferrara P. et al. Children and Adolescent's Perception of Media Device Use Consequences // Int J Environ Res Public Health. 2021. V.6, N 18. P. 3048. doi: 10.3390/ijerph18063048
- Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П. и др. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т.14, № 2. С. 95-103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16
- Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Проблема формирования новой индикаторной патологии у детей в период внедрения цифровой школы // Гигиена и санитария. 2024. Т.103, № 11. С. 1344-1349. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-11-1344-1349. doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-11-1344-1349
- Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. и др. Оценка рисков для здоровья школьников и студентов, вызванных воздействием образовательных и развлекательных информационных технологий // Анализ рисков здоровью. 2019. № 3. С. 135–143. doi: 10.21668/health.risk/2019.3.16.eng
- Вятлева О.А., Курганский А.М. Режимы пользования мобильным телефоном и здоровье детей школьного возраста // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 8. C. 857–862. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-8-857-862
- Kim S.Y., Han S., Park E.-J.et al. The relationship between smartphone overuse and sleep in younger children: a prospective cohort study // J. Clin. Sleep Med. 2020. V. 16, № 7. P. 1133–1139. doi: 10.5664/jcsm.8446
- Хорсева Н.И., Григорьев П. Е. Электромагнитные поля сотовой связи как фактор риска для здоровья детей и подростков (обзор)// Анализ риска здоровью. 2023; №2. С. 186-193. doi: 10.21668/health.risk/2023.2.18
- Doron E. Fostering creativity in school aged children through perspective taking and visual media based short term intervention program // Thinking Skills and Creativity.2017. N23. P.50-160.
- Suggate S.P., Martzog Ph. Children's sensorimotor development in relation to screen-media usage: A two-year longitudinal study // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021.V.74. P. 101279, ISSN 0193-3973, https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101279
- Астахова Т. А., Рычкова Л. В., Погодина А. В. и др. Сравнительная характеристика состояния здоровья подростков разных этнических групп Республики Бурятия // Экология человека. 2017. № 6. С. 24–29. doi: 10.33396/1728-0869-2017-6-24-29
- Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири // Экология человека. 2018. № 7. С. 17-23.
- Бартош Т.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. doi: 10.14529/jpps190408
- Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р. и др. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана)// Врач. 2021. Т.32, №8. С. 65–72. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13
- Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт». 2007. 216 с.
- Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Методические указания. ФГУ «СПб НЦЭПР им. Г. А. Альбрехта ФМБА России», 2011. Составители: канд. мед. наук И. В. Хазова, канд. биол. наук А. В. Шошмин, О. Ф. Девятова
- Петри А., Сабин К. Наглядная медицинская статистика. Учебное пособие. М: ГЭОТАРМедиа; 2019.
- Пчелина П.В., Сурсаев В.А., Полуэктов М.Г. Информационная перегрузка и нарушения сна // Медицинский совет. 2022. Т.16, №11. С.54–60. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-11-54-60
- Cheung CH, Bedford R, Saez De Urabain IR, Karmiloff-Smith A, Smith TJ. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset // Sci Rep. 2017. No7 P. 46104. doi: 10.1038/srep46104
- He Z, Qiu F, Yang J et al.The role of digital device use on the risk of migraine: a univariable and multivariable Mendelian randomization study // Front. Neurol. 2024. N15. P.1462414. doi: 10.3389/fneur.2024.1462414
- Соловьева Ю. В., Паунова С. С., Семичева В. Р. и др. Состояние нервно-психического здоровья школьников при различном времени использования мобильных электронных устройств // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2023. № 5. С. 65-69. doi: 10.24075/vrgmu.2023.040
- Alqassim A.Y., Alharbi A.A., Muaddi M.A. et al. Associations of electronic device use and physical activity with headaches in Saudi medical students// Med Lith. 2024. No 60. P.12. doi: 10.3390/medicina60020299
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности становления функционального состояния центральной нервной системы и когнитивных способностей у детей и подростков школьного возраста// Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. №1. С.76–79. doi: 10.34215/1609-1175-2020-1-76-79
Дополнительные файлы
