Оценка психо-функциональных возможностей центральной нервной системы у детей- бурят при избыточном использовании смартфонов



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Одним из компонентов окружающей среды современных детей являются мобильные устройства. При этом цифровой контент развивается быстрее, чем исследования влияния гаджетов на здоровье детей.

Цель - оценка изменения психофизиологических реакций центральной нервной системы детей-бурят в связи увеличением использования мобильных электронных устройств.

Материал и методы. Двухэтапное исследование проведено у 262 школьников бурятского этноса. Первую группу составили 149 детей, вторую группу - 113, обследованных в 2016 и 2024 гг. соответственно. Психофизиологические возможности центральной нервной системы изучали с применением простой зрительно-моторной реакции и теппинг-теста.

Результаты. Исследование вегетативного статуса обследованных детей свидетельствует о формировании нарушений сна у детей 2 группы в 44,2 ± 4,7%, приступообразных головных болей в 39,8 ± 4,6% и повышенной утомляемости у 33,6 ± 4,4%. Перечисленные вегетативные симптомы сопровождались снижением функциональных возможностей ЦНС. Во 2 группе выявлено меньше детей, чем в 1 группе: с высокой скоростью синтеза и анализа поступающей информации (<189 мс); высокой стабильностью сенсомоторного реагирования (<33 мс); большей точностью зрительно-моторных реакций и соответственно меньшим количеством преждевременных реакций; высоким уровнем функциональных возможностей ЦНС (от 3,8 у.е.). Вместе с тем, в 1 группе реже, чем во 2 группе встречается вариант средне-слабой нервной системы, характеризующейся низкой подвижностью нервных процессов, предрасположенностью к быстрому развитию утомления, инертностью формирования условно-рефлекторных реакций, сопровождающаяся увеличением числа ошибочных реакций. Перечисленные психофизиологические характеристики ЦНС объективно отражают отрицательное влияние современных мобильных устройств на здоровье детей сельских территорий.

Заключение. В целях снижения риска для здоровья детей, обусловленного цифровой средой, необходимо формировать у детей навыки безопасного использования мобильных цифровых устройств.

Полный текст

Актуальность

В последнее десятилетие стала особенно актуальна проблема избыточной цифровой нагрузки на растущий организм детей, которая отражена в многочисленных работах отечественных и иностранных исследователей [1, 2, 3, 4, 5]. По данным современных исследований практически у 68,3% детей наблюдается психологическое погружение в виртуальную среду компьютерных игр [6].

Поэтому одной из современных проблем охраны здоровья детей и подростков является увеличение частоты заболеваний, связанных с использованием смартфонов и других цифровых устройств [7, 8]. Цифровое напряжение зрительного аппарата при несоблюдении гигиенических правил использования смартфонов приводит к формированию «компьютерного зрительного синдрома» (сухость, жжение, покраснение, расплывчатость изображения и др.) [9]. Также одним из тяжелых последствий нерегламентированной эксплуатации смартфонов являются трудности с засыпанием [10, 11]. Доказанным является и деструктивное воздействие мобильных телефонов (МТ) (2G–4G) (смартфонов) на высшие отделы ЦНС – структуры головного мозга [12].

Тем не менее данные о положительных и отрицательных последствиях использования экранных медиа на когнитивное развитие детей и подростков достаточно противоречивы. Так использование цифровых устройств в обучающих программах позволяет улучшить навыки чтения и развить способности к творческому мышлению у детей [13]. У подростков одновременное выполнение нескольких задач в информационном пространстве отрицательно отражается на рабочей памяти, процессах торможения, способности переключаться между задачами [14].

Исследования состояния здоровья, включая психо-функциональные возможности центральной нервной системы детей различных этнических групп малочисленны [15, 16, 17, 18]. Принимая во внимание, что распространенность детей различными гаджетами претерпела за последние годы значительные изменения наиболее важно оценить возможные риски для здоровья именно сельских подростков, в том числе представителей коренного населения Восточной Сибири.

Цель

Цель работы – оценка изменения психофизиологических реакций центральной нервной системы детей-бурят в связи увеличением использования мобильных электронных устройств.

 

Материал и методы исследования

Двухэтапное исследование проведено на сельских территориях Восточной Сибири. В обследовании приняли участие 262 школьника бурятского этноса. Первую группу составили 149 детей (75 мальчиков и 74 девочки) 13 ± 0,2 лет обследованных в 2016 г. Вторая группа объединила 113 детей (56 мальчиков и 57 девочек) 14 ± 0,2 лет в 2024 г. Критерии включения: рождение и постоянное проживание на территории исследования; отсутствие декомпенсированных хронических и врожденных заболеваний; умеренный и средний уровень физической активности (посещение занятий физической культуры в рамках школьной программы и спортивных секций, в целом не более 8 часов в неделю; умеренная помощь по дому); использование электронных устройств; информированное согласие родителей/опекунов. Обследование детей проводили в первой половине дня в помещениях медицинского блока школ, температура воздуха составляла 20-22оC.

Исследования проведены с одобрения биоэтического комитета ФГБНУ ВСИМЭИ (пр. № 4 от 14.11.2012 г., пр. № 2 от 11.06.2024 г.) в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта», принятой на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г. (в редакции изменений, внесенных на 75-ой Генеральной ассамблее WMA, Хельсинки, Финляндия, октябрь 2024 г.).

Предварительно проведено анкетирование родителей по специально разработанной анкете для выявления детей, активно использующих электронные устройства. В 2016 году обеспеченность обследованных детей смартфонами составила 30 %, в 2024 г. – 100 %.

Психофизиологические возможности центральной нервной системы (ЦНС) изучали с помощью аппаратно-программного комплекса компании «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия). Для оценки сенсомоторного реагирования использовали показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР): среднее время реакции (мс); минимальное время реакции (мс); медиана времени реакции (мс); коэффициент точности Уиппла (у.е.); число ошибок опережения (у.е.); стандартное квадратичное отклонение (СКО) времени реакции (мс). Функциональное состояние ЦНС оценивали по критериям Т.Д. Лоскутовой: функциональный уровень системы (ФУС, у.е.); устойчивость реакции (УР, у.е.) и уровень функциональных возможностей (УФВ, у.е.). Тип нервной системы и работоспособность определяли с помощью теппинг-теста по показателям: скорость начального темпа (Гц); средняя частота (Гц); минимальная и максимальная частота нажатий (Гц). Результаты ПЗМР и теппинг-теста интерпретировали в соответствии с рекомендациями по проведению психофизиологических исследований [19].

Для выявления неблагоприятного влияния избыточной цифровой нагрузки (нарушений гигиенических правил использования смартфонов) проведено тестирование школьников с использованием опросника А.М. Вейна (1998).

Полученные результаты обработали с применением программы STATISTICA (StatSoft Inc., версия 10.1). С помощью тестов Колмогорова – Смирнова установлено, что данные имеют распределение, отличное от нормального, психофизиологические характеристики ЦНС представили непараметрическими показателями медиана Ме и квартили распределения признаков (Р2575). Частоту изучаемых явлений (тип ЦНС) рассчитали на 100 обследованных, ошибка показателя (P±p). Различия между показателями ПЗМР и теппинг-теста в группах оценивали при помощи теста Манна – Уитни (приведены показатели z-score), между показателями частоты – по критерию χ2 (критерию Чупрова (К*)), статистически значимыми отличия считались при p<0,05.

 

Результаты

Предварительная оценка собранных данных не выявила гендерных различий, поэтому в работе дети объединены с учетом года обследования.

Проанализированы показатели среднего времени ПЗМР (табл. 1). Отмечено что независимо от периода обследования групповые показатели занимают диапазон возрастной нормы и оцениваются как средняя скорость ПЗМР [19], что указывает на уравновешенность процессов торможения и возбуждения. Оценка распределения индивидуальных значений скорости сенсомоторного реагирования позволила выявить различия частоты детей с высокой и низкой скоростью зрительно-моторной реакции  (χ2 = 7,49, p = 0,024, К*= 0,318). Дети с высокой скоростью реакции (менее 189 мс) встречаются в 2 раза чаще в 1-й группе (23,5 ± 3,5 %), чем во 2-й (11,5 ± 3 %). Тогда как удельный вес детей с низкой скоростью сенсомоторного реагирования – более 277 мс (с замедлением процессов анализа информации и принятия решения) имеет близкие значения в 1-й и 2-й группе – 16,1 ± 3 % и 13,3 ± 3,2 % соответственно.

Значения показателя СКО времени реакции у обследованных детей, независимо от территории проживания, занимали нижний диапазон возрастной нормы – 30-49 мс [19], что свидетельствует о стабильности сенсомоторного реагирования и соответственно уравновешенности нервных процессов. Высокий уровень изучаемого показателя (менее 33 мс) свидетельствующий о высоком уровне стабильности сенсомоторного реагирования встречался у детей 1-й группы (26,2 ± 3,6 %) в 3,3 раза чаще чем у детей 2-й группы (7,9 ± 2,5 %, p=0,000) (χ2 = 14,24, p < 0,001, К*= 0,233).

Анализ индивидуальных сенсомоторных реакций детей позволил определить минимальные значения анализируемого показателя, отражающие потенциал функциональных возможностей центральной нервной системы. Установлено, что дети с минимальными значениями скорости сенсомоторной реакции в ходе выполнения теста (122-179 мс) в 1,9 раза чаще встречаются в 1-й группе (51 ± 4,1 %), чем во 2-й (25,7 ± 4,1 %) (χ2 = 4,43, p = 0,036, К Чупрова=0,176).

О низком уровне внимания и уравновешенности нервных процессов при выполнении теста ПЗМР у обследованных детей свидетельствует коэффициент точности Уиппла. Ошибки опережения у детей 2-й группы отмечены в 3,3 раза чаще, чем в 1-й группе. Более 5 ошибок опережения определено у 26,8 ± 3,6 % и 73,4 ± 4,2 % детей в 1-й и 2-й группе соответственно (χ2с поправкой Йейтса = 56, p < 0,001, К*= 0,462).

Согласно величине ФУС текущее функциональное состояние ЦНС у большинства обследованных детей оценивается как низкое. При этом у детей всех групп устойчивость реакции соответствует среднему уровню, уровень функциональных возможностей – низкому. Несмотря на низкий уровень показателей по критериям Т.Д. Лоскутовой функциональное состояние центральной нервной системы обследованных детей соответствует варианту нормы и имеет благоприятный прогноз [20]. Среднегрупповые значения показателей ФУС, УР, УФВ у детей 1-й и 2-й группы имеют близкие значения и соответствуют низкому уровню. Проведенная оценка индивидуальных значений критериев Т.Д. Лоскутовой показала, что в 1-й группе чаще, чем во 2-й встречаются дети с высоким уровнем ФУС, УР и УФВ. Согласно значениям критерия ФУС средний уровень отмечен у 20,8 ± 3,3 % и 13,3 ± 3,2% детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 6,7 ± 2 % и 3,5 ±1,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 4,2, p = 0,121, К*= 0,107). Средний уровень УР отмечен у 29,5 ± 3,7 % и 50,4 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 28,8 ± 3,7 % и 8,8 ±2,7 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 20,02, p < 0,001, К*=0 ,36). Средний уровень УФВ отмечен у 38,9 ± 4 % и 49,5 ± 4,7 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, высокий уровень – у 14,1 ± 2,9 % и 5,3 ± 2,1 % детей 1-й и 2-й группы (χ2 = 6,529, p = 0,012, К*= 0,213).

Таблица 1

Показатели простой зрительно-моторной реакции у обследованных детей (Ме (Р2575))

Table 1

Indicators of simple visual and motor response in examined children (Me (P25-P75))

Показатели простой зрительно-моторной реакции

Indicators of simple visual and motor response

1 группа

1 group

2 группа

2 group

Статистическая значимость различий

Statistical significance of differences

Среднее время реакции, мс

Average reaction time, ms

248/(224-277)

241/(225-258)

z= 0,72, p=0,232

Минимальное время реакции, мс

Minimum reaction time, ms

179/(159-198)

163/(145-184)

z= 4,15, p=0,000

Медиана времени реакции, мс

Median response time, ms

244/(224-269)

239/(223-256)

z= 0,87, p=0,192

Коэффициент точности Уиппла, условные единицы

Whipple accuracy factor, conventional units

0,1/(0,06-0,15)

0,15/(0,05-0,21)

z= -0,34, p=0,363

Число ошибок опережения, условные единицы

Number of advance errors, conventional units

3/(2-5)

10/ (3,2-17)

z= -7,19, p=0,000

Стандартное квадратичное отклонение времени реакции, мс

Standard quadratic deviation of the reaction time, ms

40,5/(32,7-48,5)

43/(37,6-48,5)

z= -0,89, p=0,186

Функциональный уровень системы, условные единицы System functional level, conventional units

4,1/(3,6-4,5)

4,1/(3,8-4,4)

z= 0,39, p=0,348

Устойчивость реакции, условные единицы

Reaction stability, conventional units

1,6/(1,1-2,1)

1,6/(1,1-1,8)

z= 0,18, p=0,428

Уровень функциональных возможностей, условные единицы

Functional level, conventional units

3,1/(2,5-3,6)

3,1/(2,6-3,3)

z= 1,36, p=0,086

 

Оценка результатов теппинг-теста выявила различный уровень функционального состояния центральной нервной системы в каждой обследованной группе детей. Вариант слабой нервной системы (нисходящий и вогнутый тип кривых) преобладал у детей 1-й группы – 55,7 ± 4,1 % (табл. 2). У детей 2-й группы средний и слабый вариант силы нервной системы имел близкие значения – 36,3 ± 4,5% и 38,9 ± 4,6 % соответственно. Установлено, что в 1-й группе вариант средне-слабой нервной системы (промежуточный тип кривой) встречался в 2 раза реже, чем у детей 2-й группы. Сильный тип нервной системы одинаково распространён среди детей 1-й и 2-й группы – 26,2 ± 3,6 % и 24,8 ± 4,1 %. При этом лица с выпуклым типом кривой выявлены только среди детей 1-й группы.

Таблица 2

Распределение обследованных детей с учетом типа кривых работоспособности (P±p)

Table 2

Distribution of examined children by type of performance curves (P ± p)

Тип кривой среднего темпа движения рук (тип силы нервной системы)

Type of average hand movement rate curve (type of nervous system strength)

1 группа

1 group

2 группа

2 group

Статистическая значимость различий

Statistical significance of differences

Выпуклый (сильный)

Convex (strong)

10,9±2,6

1,4±1,4

χ2 = 13,85

p < 0,001

К* = 0,195

Ровный (сильный)

Even (strong)

15,3±2,9

24,8±4,1

Промежуточный (средне-слабый) Intermediate (medium-weak)

18,1±3,2

36,3±4,5

Нисходящий (слабый)

Descending (weak)

42,7±4,1

33,9±4,5

Вогнутый (слабый)

Concave (weak)

13±2,8

5±2

Примечание: ▲ – ожидаемый уровень показателя (f ') [21]; К* – коэффициент взаимной сопряженности Чупрова.

Note: ▲ - expected level of indicator (f ') [Petri A., 2019.]; K * is the mutual conjugacy coefficient of Chuprov.

 

Средняя частота теппинга (4-7 Гц) у большинства обследованных детей свидетельствует об инертности нервных процессов (табл. 3). Оценка индивидуальных значений скорости теппинг-теста выявила варианты ярко выраженной инертности нервных процессов в 1-й группе – у 10,1 ± 2,5 %, во 2-й – у 15 ± 3,3 %. Удельный вес лиц с подвижностью нервных процессов у 1-й группы (10,7 ± 2,5 %) в 2,4 раза больше, чем во 2-й (4,4 ± 1,9 %) (χ2 = 4,48, p = 0,035, К*= 0,291).

Таблица 3

Результаты теппинг-теста обследованных детей (Ме (Р2575))

Table 3

Tepping test results of the examined children (Me (P25-P75))

Показатели

Indicators

1 группа

1 group

2 группа

2 group

Статистическая значимость различий

Statistical significance of differences

Скорость начального темпа, Гц

Initial tempo speed, Hz

6,5 (4,9-7,2)

7 (6,2-8)

z= 0,95, p=0,171

Средняя частота, Гц

Average frequency, Hz

5,63 (4,98-6,28)

5,61 (4,95-6,28)

z= 0,15, p=0,44

Минимальная частота нажатий, Гц Minimum pressing frequency, Hz

4,2 (1,7-5,2)

4,4 (2-5)

z= -0,11, p=0,456

Максимальная частота нажатий, Гц

Maximum pressing frequency, Hz

7,6 (6,8-8,4)

7,4 (6,4-8,5)

z= -1,25, p=0,1

 

По результатам предварительного опроса школьников о характеристиках образа жизни, связанных с использование мобильных телефонов установлено следующее. Не размещали телефон на расстоянии от тела (на столе, подставке) и держали гаджет в руках практически все обследованные дети. Использование смартфона прекращали за 1 час до сна – 33,5 ± 3,9 % и 13,2 ± 3,2 % детей 1-й и 2-й группы соответственно, только перед сном – 13,4 ± 2,8 % и 30,9 ± 4,3 % 1-й и 2-й группы детей (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41). Во второй группе выявлены дети, использующие смартфон для засыпания (8,8 ± 2,7 %). Оценка ежедневной продолжительности использования смартфона составила до 1 часа – детей 1-й и 2-й группы соответственно, более 3 часов – детей 1-й и 2-й группы соответственно (χ2 = 20,16, p < 0,001, К*= 0,41).

Анкетирование детей по опроснику А.М. Вейна выявило у детей 1-й и 2-й группы приступообразные головные боли – 14,8 ± 2,9 и 39,8 ± 4,6 % соответственно (χ2 = 25,86, p < 0,001, К*= 0,443). У детей 1-й группы в 2 раза реже, чем во 2-й отмечено снижение работоспособности, быстрая утомляемость – 16,8 ± 3,1 % и 33,6 ± 4,4 % (χ2 = 18,28, p < 0,001, К*= 0,378). У детей 1-й группы реже встречались нарушения сна: трудности с засыпанием – 12,1 ± 2,7 % и 44,2 ± 4,7% (χ2 = 24,89, p < 0,001, К*= 0,432); чувство невыспанности, усталости при пробуждении утром – 3,3 ± 1,5 % и 10,6 ± 2,9 % (χ2 = 13,77, p < 0,001, К*= 0,41).

Положительным моментом является активная здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений – 57,5 ± 4,6 % детей 2-й группы владеют информацией о необходимости выполнять физические упражнения для профилактики отклонений здоровья при использовании мобильного телефона.

Обсуждение

Важный момент в профилактике и сохранении здоровья детей, увлеченных общением в социальных сетях, видеоиграми, просмотром различного контента, является соблюдение гигиенических правил использования электронных устройств. Как отмечено в МР по безопасному для здоровья детей использованию мобильных устройств1 нерегламентированная эксплуатация девайсов сопровождается не только снижением качества зрения, но и развитием плече-локтевого синдрома, нарушений осанки, цифрового аутизма, головных болей и др. Анкетирование детей 2-й группы по вопросам образа жизни выявило несоблюдение правил безопасного использования смартфонов. Исследование вегетативного статуса обследованных детей свидетельствует о формировании у детей 2-й группы нарушений сна, повышенной утомляемости, приступообразных головных болей. Полученные результаты согласуются с исследованиями Пчелиной П.В. с соавт., свидетельствующими о развитии нарушений сна в условиях информационной перегрузки [22]. По данным Cheung с соавторами (2017) с каждым часом использования экранных устройств теряется около 16 минут сна в день [23]. Доказательства возможной причинно-следственной связи между избыточным использованием мобильного телефона и риском мигрени представлены в исследовании He Z,. [24]. Одним из подтверждений этой связи являются и данные Соловьевой с соавт. (2023), выявивших приступообразные головные боли у 40 ± 4,9 % детей, не соблюдавших регламент использования мобильных электронных устройств [25]. Примечательно, что сокращение или прекращение использования электронных устройств сопровождается облегчением симптомов головной боли [26].

Перечисленные вегетативные симптомы сопровождались снижением функциональных возможностей у обследованных детей. При этом среди бурятов 1-й группы, обследованных в 2016 г., выявлено больше детей: с высокой скоростью синтеза и анализа поступающей информации (<189 мс); высокой стабильностью сенсомоторного реагирования (< 33 мс); большей точностью зрительно-моторных реакций и соответственно меньшим количеством преждевременных реакций; высоким уровнем функциональных возможностей ЦНС (от 3,8 у.е.).

Вместе с тем у бурятов 1-й группы реже, чем во 2-й встречается вариант средне-слабой нервной системы для которого характерны: низкая подвижность нервных процессов; предрасположенность к быстрому развитию утомления; инертность формирования условно-рефлекторных реакций сопровождающаяся увеличением числа ошибочных реакций. Перечисленные психофизиологические характеристики ЦНС у обследованных детей объективно отражают отрицательное влияние современных мобильных устройств на здоровье детей сельских территорий. Полученные результаты согласуются с данными ПЗМР о низком УФВ ЦНС, поскольку инертность нервных процессов определяет медленное усвоение информации, в том числе обработку данных. Сопоставление полученных результатов с индивидуальными значениями УФВ показало, что высокий уровень показателя, свидетельствующий о быстрой обработке информации и оптимальном функциональном состоянии ЦНС, имеют дети с подвижностью нервных процессов.

Проведенные ранее исследования позволили выявить психофизиологические различия у детей бурятского и славянского этноса [16]. Полученные результаты нашли отражение в работе Сетко Н.П. с соавт. (2020), согласно которым у детей славянской этнической группы 12-14 лет ФУС составил 2,06 у.е., УР – 0,72 у.е., УФВ – 1,72 у.е. [27]. Примечательно, что у аборигенных популяций Магаданской области (коряков, эвенов, камчадалов, ительменов) медиана среднего времени ПЗМР в 1,4 раза больше, чем у бурят [17]. Критерии Т.Д. Лоскутовой у аборигенов Магадана по сравнению с бурятами меньше в 1,3-1,6 раза, что указывает на более совершенное развитие нейродинамических функций у детей-бурят. Таким образом, психофизиологические характеристики детей бурятского этноса являются уникальными, требующими детального и продолжительного изучения.

Настоящее исследование имеет ряд существенных ограничений, заключающихся в малом количестве обследуемых лиц.

Заключение

Непременным атрибутом повседневной жизни современных детей и подростков являются мобильные устройства. Интерактивность, эмоциональная вовлеченность в цифровое общение, потоки новой информации обусловили избыточное использование смартфонов и других гаджетов. Психофизиологическое исследование функционального состояния центральной нервной системы у детей бурятской этнической группы, проведенное с интервалом в 8 лет, выявило тенденции к сокращению времени реагирования, устойчивости внимания, изменению подвижности нервных процессов в сторону увеличения их инертности. Среди детей со 100 % обеспеченностью смартфонами выявлена средняя и относительно сильная связь избыточного использования гаджетов с развитием симптомов вегетативной дисфункции (головные боли, быстрая утомляемость, трудности с засыпанием, усталость при пробуждении). Поэтому, в целях снижения риска для здоровья детей, обусловленного цифровой средой, необходимо формировать у молодежи навыки безопасного использования мобильных цифровых устройств.

 

1 Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона (утв. Федеральным Государственным Автономным Учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков), 2024 г.)

×

Об авторах

Инна Владимировна Мыльникова

ФГБНУ "Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований"

Автор, ответственный за переписку.
Email: inna.mylnikova.phd.ms@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0169-4513
SPIN-код: 4281-2705
Scopus Author ID: 6506373026
ResearcherId: U-5372-2017

д.м.н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований

Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3

Ольга Георгиевна Богданова

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»

Email: olga.bogdanova2001@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2358-2280
SPIN-код: 3979-5433
Scopus Author ID: 57201813026
ResearcherId: ABA-1029-2020

д.м.н., старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований

Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3

Екатерина Зориктуевна Урбанова

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия имени В.Р. Бояновой»

Email: urbanova8484@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-2784-0894
SPIN-код: 9205-6955

к.м.н., врач-специалист, заведующий отделом мониторинга факторов риска

Россия, 670034, Республика Бурятия, к.Улан-Удэ, ул. Цивилева, д.2

Наталья Васильевна Ефимова

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»

Email: medecolab@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7218-2147
SPIN-код: 4537-9381
Scopus Author ID: 7005798073
ResearcherId: Р-2135-2015

профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований 

Россия, 665827, Иркутская область, г.Ангарск, дом 3

Список литературы

  1. Haug S., Castro R.P., Kwon M. et al. Smartphone use and smartphone addiction among young people in Switzerland// J. Behav. Addict. 2015. № 4. С. 299–307. doi: 10.1556/2006.4.2015.037
  2. Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю. и др. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Т. 68, № 2. С. 39–46.
  3. Гончарова Г.А. Нервно-психическое здоровье детей - активных пользователей цифровых средств // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 33–35. doi: 10.24075/rbh.2021.017
  4. Liu J., Riesch S., Tien J. et al. Screen Media Overuse and Associated Physical, Cognitive, and Emotional/Behavioral Outcomes in Children and Adolescents: An Integrative Review // J Pediatr Health Care. 2022. V. 2, N 36. P. 99-109. doi: 10.1016/j.pedhc.2021.06.003
  5. Lederer-Hutsteiner T., Müller K.W., Penker M. et al. The mediating effect of after-midnight use of digital media devices on the association of internet-related addictive behavior and insomnia in adolescents // Front Public Health. 2024. N12. P. 1422157. doi: 10.3389/fpubh.2024.1422157
  6. Spina G., Bozzola E., Ferrara P. et al. Children and Adolescent's Perception of Media Device Use Consequences // Int J Environ Res Public Health. 2021. V.6, N 18. P. 3048. doi: 10.3390/ijerph18063048
  7. Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П. и др. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т.14, № 2. С. 95-103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16
  8. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Проблема формирования новой индикаторной патологии у детей в период внедрения цифровой школы // Гигиена и санитария. 2024. Т.103, № 11. С. 1344-1349. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-11-1344-1349. doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-11-1344-1349
  9. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. и др. Оценка рисков для здоровья школьников и студентов, вызванных воздействием образовательных и развлекательных информационных технологий // Анализ рисков здоровью. 2019. № 3. С. 135–143. doi: 10.21668/health.risk/2019.3.16.eng
  10. Вятлева О.А., Курганский А.М. Режимы пользования мобильным телефоном и здоровье детей школьного возраста // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 8. C. 857–862. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-8-857-862
  11. Kim S.Y., Han S., Park E.-J.et al. The relationship between smartphone overuse and sleep in younger children: a prospective cohort study // J. Clin. Sleep Med. 2020. V. 16, № 7. P. 1133–1139. doi: 10.5664/jcsm.8446
  12. Хорсева Н.И., Григорьев П. Е. Электромагнитные поля сотовой связи как фактор риска для здоровья детей и подростков (обзор)// Анализ риска здоровью. 2023; №2. С. 186-193. doi: 10.21668/health.risk/2023.2.18
  13. Doron E. Fostering creativity in school aged children through perspective taking and visual media based short term intervention program // Thinking Skills and Creativity.2017. N23. P.50-160.
  14. Suggate S.P., Martzog Ph. Children's sensorimotor development in relation to screen-media usage: A two-year longitudinal study // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021.V.74. P. 101279, ISSN 0193-3973, https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101279
  15. Астахова Т. А., Рычкова Л. В., Погодина А. В. и др. Сравнительная характеристика состояния здоровья подростков разных этнических групп Республики Бурятия // Экология человека. 2017. № 6. С. 24–29. doi: 10.33396/1728-0869-2017-6-24-29
  16. Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири // Экология человека. 2018. № 7. С. 17-23.
  17. Бартош Т.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. doi: 10.14529/jpps190408
  18. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р. и др. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана)// Врач. 2021. Т.32, №8. С. 65–72. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13
  19. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт». 2007. 216 с.
  20. Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Методические указания. ФГУ «СПб НЦЭПР им. Г. А. Альбрехта ФМБА России», 2011. Составители: канд. мед. наук И. В. Хазова, канд. биол. наук А. В. Шошмин, О. Ф. Девятова
  21. Петри А., Сабин К. Наглядная медицинская статистика. Учебное пособие. М: ГЭОТАРМедиа; 2019.
  22. Пчелина П.В., Сурсаев В.А., Полуэктов М.Г. Информационная перегрузка и нарушения сна // Медицинский совет. 2022. Т.16, №11. С.54–60. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-11-54-60
  23. Cheung CH, Bedford R, Saez De Urabain IR, Karmiloff-Smith A, Smith TJ. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset // Sci Rep. 2017. No7 P. 46104. doi: 10.1038/srep46104
  24. He Z, Qiu F, Yang J et al.The role of digital device use on the risk of migraine: a univariable and multivariable Mendelian randomization study // Front. Neurol. 2024. N15. P.1462414. doi: 10.3389/fneur.2024.1462414
  25. Соловьева Ю. В., Паунова С. С., Семичева В. Р. и др. Состояние нервно-психического здоровья школьников при различном времени использования мобильных электронных устройств // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2023. № 5. С. 65-69. doi: 10.24075/vrgmu.2023.040
  26. Alqassim A.Y., Alharbi A.A., Muaddi M.A. et al. Associations of electronic device use and physical activity with headaches in Saudi medical students// Med Lith. 2024. No 60. P.12. doi: 10.3390/medicina60020299
  27. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности становления функционального состояния центральной нервной системы и когнитивных способностей у детей и подростков школьного возраста// Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. №1. С.76–79. doi: 10.34215/1609-1175-2020-1-76-79

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор,

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.