Оптимизация лекарственного обеспечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема дорожно-транспортного травматизма относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире. Своевременность оказания медицинской помощи имеет большое социальное и экономическое значение. За последние годы всё большее внимание уделяется вопросам развития и совершенствования лекарственного обеспечения, без которого невозможно спасение жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Цель нашей работы - разработка новых подходов к определению потребности и созданию рационального перечня лекарственных препаратов (ЛП) для оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Методы. Инструментом визуализации, позволяющим решить поставленную задачу, является разработка интеллект-карты «Лекарственное обеспечение пострадавших в ДТП», которая дает возможность систематизировать и обобщить большой контент исследований, связанных с планированием и определением потребности, в итоге повышается эффективность расходования финансовых средств, сокращается время на систематизацию лекарственных препаратов и анализ медицинских стандартов. Результаты. Построена интеллект-карта, состоящая из четырех этапов: изучения состояния проблемы организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, анализа рационального использования ЛП при оказании скорой медицинской помощи, рационального выбора номенклатуры ЛП, разработки методики расчёта потребности в необходимых ЛП и финансовых средствах. Выводы. Результаты построения интеллект-карты указали на обязательность и актуальность создания нового перечня ЛП, регламентированного лекарственного обеспечения пострадавших при ДТП. Предложены организационные шаги и критерии работы со стандартами оказания скорой медицинской помощи, расчёта потребности необходимых лекарственных препаратов.

Полный текст

Проблема дорожно-транспортного травматизма - одна из приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире. По данным официальной статистики Государственной автоинспекции, ежегодно на территории Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 30 тысяч человек, более двухсот тысяч получают травмы [1]. Актуальность прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) для всего мирового сообщества постоянно растет. Ежегодно в мире в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, несчастных случаев погибают около двух миллионов и получают травмы несколько десятков миллионов человек, а материальный ущерб составляет 3 % от валового продукта мировой экономики [8]. В мире создан ряд международных организаций медицины катастроф и ЧС в 4 Экология человека 2018.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях виде объединений государственных, национальных и неправительственных обществ, занимающихся проблемами медицины катастроф в условиях ЧС [9]. Своевременность оказания медицинской помощи имеет большое социальное и экономическое значение. На территории Свердловской области помощь пострадавшим в ДТП оказывается на трассовых пунктах (ТП) Медицины катастроф, расположенных вдоль федеральных трасс [7]. Всего на территории области в настоящее время функционируют 11 ТП. В состав ТП входят два мобильных здания, гараж, санитарноспасательный автомобиль и вертолетная площадка. Основной структурной единицей трассовой службы является медико-спасательная бригада, состоящая из двух медицинских работников (фельдшеров) и двух водителей-спасателей, работающая в круглосуточном режиме. Радиус ответственности каждого ТП на автодорогах не превышает 30 км. Естественно, что оказание медицинской помощи невозможно без лекарственных препаратов. За последние годы всё большее внимание уделяется вопросам развития и совершенствования лекарственного обеспечения, без которого невозможно спасение жизни пострадавших в ДТП. Вопрос лекарственного обеспечения пострадавших в ДТП рассматривался во многих научных работах. Работы посвящены характеристике травматизма и летальности при ДТП, оценке эффективности существующей системы медицинского обеспечения пострадавших в ДТП, оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим, анализу эффективности выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», расчёту нормативов потребления лекарственных препаратов (ЛП) и медицинских изделий, разработке стандартов оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с множественными и изолированными травмами и другим вопросам оказания помощи пострадавшим. Была разработаны методика комплексной оценки эффективности организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП в догоспитальном периоде, комплекс показателей, характеризующих эффективность организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, предложен эффективный подход к оказанию медицинской помощи пострадавшим с сочетанными механическими травмами при ДТП на догоспитальном этапе, система диагностики и оценки степени тяжести травматического шока на догоспитальном этапе, даны рекомендации по использованию анальгетиков на догоспитальном этапе у пострадавших с тяжелой сочетанной травмой. Изучение нормативно-правовых актов и других регламентирующих документов, а также литературы показало, что очень многие вопросы данной сферы, в частности лекарственного обеспечения, остаются законодательно не решёнными. А именно, большое количество ЛП, входящих в состав укладки врача скорой медицинской помощи, являются лишними для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В связи с этим актуальным является разработка новых подходов к созданию рационального перечня ЛП для оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Прекрасным инструментом визуализации, позволяющим решить поставленную задачу, является разработка интеллект-карт. Методы В ходе исследования были проанализированы стандарты скорой медицинской помощи, нормативные акты, регламентирующие лекарственное обеспечение пострадавших в ДТП, проведён обзор литературных данных. Интеллект-карта - это современный функционал изображения определённых процессов с помощью схем. Результаты Медицинская помощь пострадавшим при ДТП тесно связана со скорой медицинской помощью, но имеет ярко выраженную структуру травматических повреждений, представленную в табл. 1. Доля травм конечностей и (или) таза занимает первое место (39,39 %) в структуре поражений, на втором месте травмы головы (26,23 %). [4]. В связи с этим механизмы лекарственного обеспечения пострадавших Таблица 1 Нозологический состав лиц, получивших травматические повреждения Диагноз Код по МКБ-10 Число случаев оказания помощи Удельный вес, % Травмы головы S00.0, S00.7-9, S01.0, 501.7-9, S02.0-1, 502.7-9, S06, S09.7-9 502 26,23 Травмы позвоночника S12-14, S14.1, S22.0-1, S23.0-1, S24.0-1, S32.0-2, S33.0-1, S33.5, S34.0-1, T08, T09.3 102 5,33 Травмы грудной клетки S20.2-4, S20.7-8, 521.1-2, S21.7-9, 522.2-5, S22.8-9, S25-27, S28.0, S29 196 10,24 Травмы живота, нижней части спины 530.0-1, S30.7-9, 531.0-1, S31.7-8, S35-37, S39 86 4,49 Травмы конечностей и (или) таза S32.3-5, S33.4, S40-43, S45-53, S55-63, S65-73, S75-83, S85-93, S95-99 754 39,39 Травма глаза Т15 50 2,61 Сочетанная травма T00-07 149 7,79 Ожоги, гипотермия T20-25, T27, T29-32, T68 61 3,19 Отморожения T33-35 12 0,63 Термические и химические ожоги, ограниченные областью глаза и его придаточного аппарата Т26 2 0,10 Итого 1914 100 5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2018.05 Рис. 1. Интеллект-карта лекарственного обеспечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях при ДТП отличаются от лекарственного обеспечения скорой медицинской помощи. Предлагаемая в данном исследовании интеллект-карта современных подходов к лекарственному обеспечению пострадавших в ДТП (рис. 1) состоит из четырёх больших этапов. Первый этап «Изучение состояния проблемы организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП» направлен на анализ существующего положения вещей. Сохранение здоровья - конституционное право человека. Государство гарантирует оказание медицинской и лекарственной помощи всем пострадавшим при ДТП. Согласно Федеральной целевой программе повышения безопасности дорожного движения ведётся работа по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших в ДТП. Уделяется большое внимание оказанию помощи пострадавшим на догоспитальном этапе, разработке стандартов скорой медицинской помощи, повышению результативности лечения пострадавших с травматическими повреждениями при ДТП. Второй этап «Анализ рационального использования лекарственный препаратов при оказании скорой медицинской помощи» посвящен разработке и регламентация перечней ЛП для оказания медицинской помощи. В своё время утверждались разные перечни: Приказ МЗ РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации», позднее Министерством здравоохранения и социального развития РФ был принят приказ от 11.06.2010 г. № 445н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи». Затем требования к лекарственным препаратам были пересмотрены и установлены приказом от 07.08.2013 г. № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи», который вступил в силу с 1 января 2014 года. В настоящее время требования к ЛП пересмотрены и установлены Приказом Минздрава России от 22.01.2016 № 36н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи». Преимуществом создания таких списков является обоснованность рационального назначения ЛП, входящих в этот список, возможность обоснования потребности, оптимизация составления плана закупки и, как итог, оптимизация лекарственного обеспечения [6]. Для оказания скорой медицинской помощи необходимы лекарственные препараты и медицинские изделия. Однако приказ № 36н подходит для специалистов скорой медицинской помощи, но не может быть применим для специалистов службы медицины катастроф, оказывающих помощь пострадавшим в ДТП на федеральных трассах [3]. При сравнении данных табл. 1 и рис. 2 очевидно, что в укладке находится большое количество ЛП, не актуальных для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. [2]. Рис. 2. Препараты укладки врача скорой медицинской помощи по Приказу № 36н Третий этап «Рациональный выбор номенклатуры лекарственный препаратов» посвящен формированию перечня ЛП, основанного на статистике случаев ДТП и стандартов оказания скорой медицинской помощи [4]. 6 Экология человека 2018.05 Фрагмент структуры стандарта скорой медицинской помощи представлен в табл. 2. Таблица 2 Фрагмент стандарта скорой медицинской помощи Код Анатомо-терапевтическохимическая классификация Наиме нование лекар ственного препа рата Усреднённый показатель частоты предоставления Еди ницы изме рения ССД СКД A03BA Алкалоиды белладонны, третичные амины Атро пин 0,3 мг 1 1 B05AA Кровезаменители и препараты плазмы крови Гидроксиэтилкрахмал 0,15 мл 400 400 Примечание. ССД - средняя суточная доза; СКД - средняя курсовая доза. Информирование медицинских работников по отдельным аспектам использования ЛП является важной задачей, улучшающей качество лекарственного обеспечения. Результаты положительного проведения информирования зависят от двух факторов: 1) надлежащего уровня профессиональной подготовки специалиста по вопросам лекарственного обеспечения; 2) доступности источников информации о ЛП. Подходы к информированности специалистов по рациональному использованию ЛП для оказания помощи пострадавшим в ДТП должны отражать следующие представления: 1) информацию о нозологических формах, имеющую значение при оказании медицинской помощи при ДТП; 2) материалы доказательной медицины; 3) клинические исследования, подтверждающие эффективность и безопасность ЛП; 4) независимость от торговой марки производителя. При введении ЛП при оказании медицинской помощи пострадавшим при ДТП необходимо учитывать: 1) функциональные свойства ЛП (порядок введения); 2) правило и порядок назначения; 3) предупреждение (перечень состояний, при котором применение препарата невозможно); 4) побочные эффекты; 5) возможность лекарственного взаимодействия и нежелательных явлений; 6) клиническую эффективность; 7) форму выпуска (раствор, таблетки); 8) дозировку. Четвёртый этап «Разработка методики расчёта потребности в необходимых лекарственных препаратах и финансовых средствах» посвящен расчёту потребности в ЛП для оказания помощи пострадавшим в ДТП и производился с учётом формы выпуска, усредненного показателя частоты предоставления (УПЧП), единиц Безопасность в чрезвычайных ситуациях измерения, среднесуточной дозы (ССД). Количество ЛП в первичной упаковке (например, в ампулах) умножалось на УПЧП и на количество случаев [5]. Таким образом, формула для расчёта потребности в ЛП имела вид: Потребность = ССД х УПЧП х количество случаев. Пример: Атропин: 1 ампула х 0,1 х 570 = 57 ампул. При закупке препарата Атропина сульфат (амп. 0,1 % 1 мл № 10) Дальхимфарм ОАО - Россия в количестве 57 ампул при стоимости 30 руб. 00 коп. за упаковку понадобится шесть упаковок препарата - 180 руб. 00 коп. Обсуждение результатов Результаты построения интеллект-карты «Лекарственное обеспечение пострадавших в ДТП» указали на необходимость соблюдения методических подходов и этапности при создании нового перечня ЛП для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Интеллект-карта состояла из четырех больших этапов: изучения состояния проблемы организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, анализа рационального использования ЛП при оказании скорой медицинской помощи, рационального выбора номенклатуры ЛП, разработки методики расчёта потребности в необходимых ЛП и финансовых средствах. Безусловным достоинством интеллект-карты является возможность систематизации и обобщения большого контента исследований, связанных с планированием и определением потребности. В связи с этим повышается эффективность расходования финансовых средств, сокращается время на систематизацию ЛП и анализ медицинских стандартов. Недостатком построения интеллект-карт может явиться сложность в систематизации медицинских стандартов, их постоянное изменение. Однако это не снижает значимости проведённой работы. Таким образом, в данной статье мы представили подробный современный функционал изображения определённых процессов с помощью схемы в области лекарственного обеспечения. Предложенные организационные шаги и критерии работы со стандартами оказания скорой медицинской помощи, расчётом потребности в необходимых лекарственных препаратах могут быть использованы при формировании новых перечней ЛП для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
×

Об авторах

Ольга Александровна Мельникова

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доктор фармацевтических наук, профессор кафедры Управления экономики и фармации

О В Киршина

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Список литературы

  1. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2009 г. URL: www.who.int/ violence_injury_prevention/road_safety_status/2009/ru/ (дата обращения: 27.04. 2017)
  2. Киршина О. В., Мельникова О. А. Сравнительный анализ современной укладки лекарственных препаратов скорой медицинской помощи // Научный медицинский вестник. 2016. № 2 (4). С. 34-43.
  3. Мельникова О. А., Киршина О. В. Математические модели ретроспективного анализа на примере показателей количества ДТП в РФ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2015. № 4 (201). Вып. 29. С. 160-167.
  4. Мельникова О. А., Киршина О. В. Характеристика и структура медицинской помощи, оказываемой специалистами мобильных медицинский пунктов (трассовых пунктов) службы Медицины катастроф // Международный научный институт “EDUCATIO”, ежемесячный научный журнал, Новосибирск, 2014. № 7. С. 69-71.
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 1390н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при травмах головы». URL:http://base.garant.ru/ (дата обращения: 09.09.2017).
  6. Приказ Минздрава России от 22.01.2016 № 36н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи». URL:http:// base.garant.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).
  7. Соколов В. А. Дорожно-транспортные травмы: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 176 с.
  8. Block S. M. The growing threat of biological weapons // American Scientist. 2001. Vol. 89 (1). Р 28-37.
  9. Federal Emergency Management Agency. Available at: Access mode: http://www.fema.gov/ (дата обращения: 15.10.2017)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2018



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах