СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО МЕНТАЛЬНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА КАК ПОЛИМОРФНОЕ РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРЕДИКТОР АДДИКТИВНЫХ ЭПИДЕМИЙ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Галопирующий рост в современном мире ментальных эпидемий аддиктивных расстройств требует совершенствования существующих моделей профилактики и защиты. В статье систематизированы характеристики и классификация аддикций. Показаны существенные расхождения официальной статистики и данных эпидемиологических исследований по распространенности аддикций, отражающие нереализованный потенциал ментальной превентологии. Обосновано выделение синдрома приобретенного ментального иммунодефицита (СПМИД) как полиморфного расстройства идентичности. Описана феноменология СПМИД в пропедевтике ментальной медицины (ММ). Задачей первичной аддиктологической превенции является повышение уровня ментального иммунитета (МИ) как биопсихосоциодуховной матрицы идентичности и основы безопасности личности и общества. Ментальная безопасность (МБ) - это безопасное взаимодействие индивидуального и общественного сознания со средой обитания, она аккумулирует и фокусирует ресурсы МИ и регистры ментального резильянса, которые измеряются и прогнозируются, моделируются и управляются различными службами ментального здоровья (СМЗ) - синергетического ψ-кластера государства и общества, обеспечивающего МБ. Задачу прогнозирования и предупреждения угроз МБ выполняет системный мониторинг ментального здоровья, являющийся интерфейсом общественного сознания и инструментом СМЗ. Выделены группы показателей МБ как защищенности индивидуального и общественного сознания от внешних и внутренних угроз, включающие рискометрию деструктивности биогенеза и социогенеза, психогенеза и анимогенеза, а также системные дисфункции МИ. Систематизированы нарушения функций МИ, составляющие клиническую феноменологию СПМИД в патогенезе аддиктивных расстройств. Обоснованы возможности технологической платформы ММ в системном подходе к профилактике аддикций, и выделены принципы структурно-функционального развития СМЗ. В современной кризисной реальности ММ становится одной из пилотных моделей нового ресурсного обеспечения системы здравоохранения России.

Полный текст

Любые кризисные периоды цивилизационного развития сопровождаются ростом аддиктивных эпидемий от алкоголизма и наркотизма до экстремизма и терроризма. Последней по времени наиболее драматичной иллюстрацией этого тренда является увеличение почти на 60 % частоты детских суицидов в России за 2016 год. Российская Федерация занимает первое в мире место по количеству совершенных детских и подростковых самоубийств: ежегодно 16 детей из каждых 100 тысяч убивают себя. Эта цифра почти в 3 раза выше среднемировых [1]. Запуск детской суицидальной эпидемии через «группы смерти» в социальных сетях обнаружил высокую уязвимость общественного сознания подрастающего поколения страны и инерционность постсоветских инфраструктурных моделей обеспечения ментальной безопасности нации. Все это ускорило принятие новой концепции «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (06.12.2016). Целью статьи является концептуально-методологическое обоснование синдрома приобретенного ментального иммунодефицита как полиморфного расстройства идентичности и предиктора аддиктивных эпидемий. Предметом клинической психологии и психиатрии аддиктивные расстройства становятся при основных характеристиках: • непреодолимой подчиненности чужим интересам; • чрезмерной фиксации внимания на определенных видах деятельности или предметах; • снижении способности выбирать и контролировать свое поведение; • увеличении толерантности; • утрате альтернативных интересов; • пренебрежении осложнениями и вредными последствиями; • появлении абстинентного синдрома [4, 5]. К аддиктивному поведению относят: 1) химические аддикции - от алкоголя до летучих растворителей; 2) пищевые аддикции - анорексия и булимия; 3) сексуальные девиации и перверсии (парафилии); 4) психостимулирующие нехимические аддикции - экстремизм (от спортивного до политического), гемблинг, клептомания, пиромания, серийная преступность, коррупция и др.; 5) викарные аддикции - накопительство, трудоголизм, светские развлечения, созависимость, «запойное чтение», фанатизм и др.; 6) электронные аддикции - кино и TV, интернет и компьютерные игры и др.; 7) суицидальные аддикции - навязчивые и ком-пульсивные мысли, намерения и поступки [4, 5]. Расхождение официальной статистики и данных эпидемиологических исследований по всем видам аддикций бывает от 5-кратного при алкоголизме или ВИЧ-инфекциях до 10-30-кратного при наркоманиях и проституции как самых коррупционноёмких [5, 11]. Это отражает, по меньшей мере, нереализованный потенциал аддиктологической превентологии. Необходимо отметить, что и суицидальность, и в целом аддиктивность подростков во многом являются проявлением возрастного кризиса идентичности, сопровождающегося чувством неполноценности и ненужности, субдепрессивным настроением и ипохондрическими переживаниями. Причинными комплексами, запускающими подростковый кризис идентичности, чаще всего являются: переживание утраты статуса ребенка; несоответствие биологических возможностей социальным претензиям; неуверенность в своей компетенции; резкие биологические изменения во взрослеющем организме; экспериментирование с новыми социальными ролями и аддиктивными вызовами; социально-стрессовые ситуации и кризисы межличностных отношений; стремительность утраты и краха прежней «картины мира» и т. п. [3, 11]. Во время и после таких кризисов происходит реидентификация себя как личности, системно и этапно синтезирующей новое «взрослое Я». Можно выделить следующие варианты исхода кризиса идентичности [3, 10, 11]: • системное усиление идентичности и мобилизация; • позитивная трансформация идентичности и новые стратегии поведения; • сохранение идентичности и социального ролевого набора; • негативная трансформация идентичности и дезорганизация деятельности с полиаддиктивной реализацией, проявляющиеся формированием синдрома приобретённого ментального иммунодефицита (СПМИД); • деформация идентичности и иммобилизация - экзистенциальную безысходность или вакуум по В. Франклу [6], приводящие к СПМИД. Кризисы идентичности могут быть возрастными (подростковый, зрелого возраста, пенсионеров и т. п.) и гендерными (осознание половой идентичности и т. п.), кратко- и долговременными, позитивными и негативными, конструктивными и деструктивными, осознанными и неосознанными, профессиональными и социальными, межличностными и экзистенциальными, этническими и религиозными и т. д. Оценивать качество кризиса идентичности В. Франкл [6] предлагал прежде всего по близости человека к постижению смысла жизни и степени его духовности по трем типам человеческих ценностей: 1) созидательным ценностям, реализуемым в творчестве; 2) ценностям переживания, проявляющимся в чувствах по отношению к явлениям окружающего мира; 3) ценностям осознания, выпавшим на долю человека испытаниям и страданиям. В методологии ментальной медицины (ММ) это представлено качественными ступенями анимогенеза - онтогенетического духовно-нравственного разви 15 Ментальная экология Экология человека 2017.06 тия личности: от нравственных чувств и облика до нравственной позиции и поведения. Затянувшиеся и перманентные тяжелые и драматические кризисы идентичности приводят к формированию СПМИД, проявляющегося полиморфными нарушениями функций ментального иммунитета (МИ) и феноменологически представленного деструктивностью био- и психо-, социо- и анимогенеза. Выделение научной категории МИ создает функциональный подход к оценке холистической структурной биопсихосоциодуховной модели (4-мерной и 4-ядерной) «синергетического человека». Такая структурно-функциональная модель в существенной мере интегрирует исторически более ранние психодинамические и социально-психологические, транскультуральные и психоаналитические подходы. Одним из исходов кризиса идентичности является СПМИД с аддиктивным расстройством личности. Первичным является нарушение идентичности, а вторичными - зависимые расстройства, модальность которых может многократно меняться в течение жизни зависимой личности. Синергетический (медико-психо-социодуховный) функциональный диагноз СПМИД в пропедевтике ММ позволяет системно оценивать ресурсы личности и конструировать блочно-модульную программу мультидисциплинарной бригадной помощи при любых состояниях (заболеваниях) и эпидемиях. Если при аутизме СПМИД представлен дефици-тарностью функций МИ, приводящих к несформиро-ванной идентичности, то при аддикциях он отличается деструкцией функций МИ, разрушающих прежнюю идентичность. В динамике развития аддиктивных расстройств выделены: 1) донозологические фракталы: а) пре-диспозиции - аддиктогенной семьи, отличающейся низким уровнем МИ; б) латентный - аддиктоген-ного диатеза как первичного кризиса идентичности, отражающего уязвимый функциональный уровень МИ; в) инициальный - функциональные расстройства МИ с формированием СПМИД; 2) нозологические фракталы: а) развернутой клинической картины - ментальной (социальной, асоциальной) эпидемии; б) хронизации - деструктивной ментальной (социальной, асоциально) эпидемии; в) исхода - соматоневрологических осложнений (пандемии). Мишенью первичной аддиктологической превенции является уровень МИ как биопсихосоциодуховной матрицы идентичности и основы безопасности личности и общества. Ментальная безопасность (МБ) - это безопасное взаимодействие индивидуального и общественного сознания со средой обитания. Онтогенетически формирование МБ происходит к 5-6-му году жизни, когда появляется чувство идентичности в пакете способностей к самовоспри-ятию и самоуправлению, коммуникации и связям, восприятию объектов и защите [3, 9]. Ментальная безопасность аккумулирует и фокусирует ресурсы МИ и регистры ментального резильянса (МР), которые измеряются и прогнозируются, моделируются и управляются различными службами ментального здоровья (СМЗ). Ментальный резильянс - это гибкость и пластичность индивидуального и общественного сознания, а СМЗ - синергетический ^-кластер общества и государства, обеспечивающий МБ при инжиниринге и менеджменте общественного здоровья и сознания. Задачу прогнозирования и предупреждения угроз МБ выполняет системный мониторинг ментального здоровья, являющийся интерфейсом общественного сознания и инструментом СМЗ. Основными показателями МБ как защищенности индивидуального и общественного сознания и здоровья от внешних и внутренних угроз являются [2, 5]: 1) биогенетические: - распространенность психических и поведенческих расстройств, ментальных и инфекционных эпидемий; - степень защищенности больных и инвалидов; - качество общественного здоровья и общественного сознания; - динамика демографического развития (тип воспроизводства, показатели рождаемости и смертности, брачности и разводимости и др.); 2) социогенетические: - уровни преступности и насилия в обществе (регистрируемые и латентные); - уровни бедности и безработицы, социального расслоения и справедливости; - равные стартовые возможности и отсутствие дискриминации в экологии судьбы; - уровень общественной консолидации и доверия институтам власти; - степень полимодальной поляризации общества; - характер и уровень социальной мобильности и миграции; - уровни социальных и асоциальных эпидемий; 3) психогенетические: - распространенность и выраженность аномии и пермиссивности; - уверенность в будущем и чувство защищенности, реализованность и удовлетворенность; - стрессоустойчивость и надежность канализации психоэмоционального напряжения; - позитивность и конструктивность восприятия мира и себя в нем; 4) анимогенетические: - баланс общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и приоритетов; - сформированность и устойчивость, активность и реализованность нравственных чувств и облика, позиции и поведения; - адаптивность профессиогенеза и непрерывность образования, эффективность воспитания подрастающего поколения и самоменеджмента; - уровень патриотизма и гражданско-политической активности; - уровни благополучия и счастья населения в целом и отдельных субпопуляций; 16 Экология человека 2017.06 Ментальная экология 5) системно-динамические: - синхронность и симметричность, зеркальность и интерактивность в динамике и ритмике траектории и экологии судьбы (личности и семьи, коллектива и региона, общества и страны и т. д.); - гармоничный баланс в интерфейсе индивидуального и общественного сознания ресурсов и возможностей, прав и обязанностей, свободы и ответственности, компетентности и амбициозности, притязаний и самооценки и др.; - целостность восприятия личности и общества во всем этнокультурном и социально-психологическом, духовно-нравственном и биомедицинском разнообразии; - сбалансированность механизмов саморазвития и самоактуализации, запускающих ментальные и социальные эпидемические процессы; - эффективность скрининга и прогнозирования, превенции и коррекции, медиации и автомедиации в критические периоды онтогенетического развития и формирования гражданского общества; - полимодальное единство стиля и качества, здорового образа и нравственного смысла жизни; - качество резонансно-когерентного взаимодействия в системе «личность - семья - трудовой (учебный) коллектив - общество - государство». Клиническая панорама дефицитарности функций МИ, приводящих к аддиктивной трансформации идентичности при СПМИД, приведена в таблице. Дифференцированная оценка дисфункций МИ как патогенетических механизмов нарушения идентичности и развития аддиктивных симптомокомплексов позволяет сфокусированно выстроить персонифици рованные программы мультидисциплинарной помощи и превенции. Необходимо отметить, что в отечественной психологии и психиатрии клиническое значение феномена идентичности первым убедительно доказал профессор Ц. П. Короленко (3), призывавший дополнить традиционную биомедицинскую парадигму здравоохранения социопсихологическими измерениями. Так, была показана прямая взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и уровнем сформированности идентичности старших школьников [8] . Склонные к аддикциям старшеклассники имели низкий уровень дифференцированной идентичности и рефлексии, дефицитарность выбора целей и ценностей, отсутствие четких представлений о собственном «Я» и принятии этого образа, несформированность половой идентичности, преобладание статуса диффузии идентичности (отсутствие состояния поиска и выбора) и статуса моратория (поиск есть, но выбора нет) при прохождении возрастного кризиса идентичности. При аддиктивном поведении у женщин также описана деформация структуры и социальной идентичности с дезинтеграцией и разбалансированностью, неадекватностью по формальным признакам и не-представленностью социальных ролей, неудовлетворенностью жизненными сферами [7]. Именно поэтому в методологии ММ функциональное укрепление МИ, приводящее к адаптивной трансформации идентичности, является целепола-ганием превентивно-коррекционной и лечебно-реабилитационной работы с зависимым контингентом. С помощью разнообразных молекулярно-генетических и биомедицинских, духовно-нравственных и социопси- Клинические проявления дисфункций ментального иммунитета при яддикциях № Нормативная функция МИ Дисфункция МИ при аддикциях 1 Регулятивная - управление всеми ресурсами защиты идентичности Непреодолимая подчиненность чужим интересам; недифферен-цированность восприятия личных и чужих интересов 2 Интегративная - объединение всех видов защиты идентичности Снижение способности выбирать и контролировать свое поведение 3 Когерентная - гармоничная целостность и динамическая пластичность идентичности Аддиктивная стереотипизация поведения 4 Интерфейсная - системность и полимодальность фокуса защиты идентичности Чрезмерная фиксация внимания на аддиктивных видах деятельности или предметах 5 Адаптивная - приспособление к изменяющимся условиям среды Противодействие социальной среды 6 Резонансная - темпоритмологическая настройка идентичности под динамику вызовов Утрата защитных механизмов; утрата значения противодействия среды 7 Интерактивная - коррекция дизайна идентичности относительно эффективности взаимодействия Снижение и утрата альтернативных интересов 8 Зеркальная - аккумуляция опыта в ментальной репрезентации Полиморфное повышение толерантности 9 Симметричная - соответствие ресурсов защиты идентичности многообразию вызовов Изменение частоты и формы абузусов и деликтов 10 Кумулятивная - «взрывная» мобилизация защиты идентичности Компульсивное влечение и поведение, аномия и абстиненция 11 Прогностическая - опережающая угрозу мобилизация ресурсов защиты идентичности Пренебрежение осложнениями и вредными последствиями 12 Интериоризационная - формирование внутренних паттернов идентичности через усвоение внешних алгоритмов Аддиктивное своеобразие любознательности и избирательной активности 17 Ментальная экология Экология человека 2017.06 хометрических методов измеряются и прогнозируются функциональные параметры МИ, складывающиеся в 4-мерном пространстве онтогенеза в адаптивную или дезадаптивную идентичность. При спонтанных ремиссиях может возникать «дрейф идентичности» (по В. А. Тишкову), позволяющий даже аддиктив-ноизмененной личности на новом онтогентическом витке развития обрести удовлетворяющее качество жизни и ее доступный нравственный смысл. Принципиально важно отметить, что технологическая платформа ММ позволяет реализовывать миссию инжиниринга и менеджмента сознания и здоровья за счет целенаправленной коррекции функциональных ресурсов МИ и регистров МР, интегрально проявляющихся адаптивным профилем идентичности. Задачу адаптивного инжиниринга идентичности выполняет саногенетическая терапия [5, 11]. Таким образом, ММ становится одной из пилотных моделей нового ресурсного обеспечения системы здравоохранения России в современной кризисной реальности.
×

Об авторах

Павел Иванович Сидоров

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: pavelsidorov13@gmail.com
академик РАН 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Список литературы

  1. Число самоубийств в России в 2016 г. выросло почти на 60 % // Завтра. 20.03.2017. URL: zavtra.ru/events/chislo_suitcidov_v_rossii_v_2016_godu_viroslo_pochti_na_60 (дата обращения 21.03.2017)
  2. Кокошин А. А. Методологические проблемы прогнозирования в интересах национальной безопасности России. М.: Институт востоковедения РАН, 2014. 98 с.
  3. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Загоруйко Е. Н. Идентичность: развитие, перенасыщенность, бегство. Новосибирск: НГПУ, 2007. 468 с.
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012. 536 с.
  5. Сидоров П. И. Ментальная медицина: адаптивное управление сознанием и здоровьем: руководство: 4-е изд., перераб и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 736 с.
  6. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.
  7. Чернышева А. В. Взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддик-тивном поведении у женщин: автореф. дис.. канд. псих. наук. Ярославль, 2015. 20 с.
  8. Ярышева А. А. Несформированность идентичности как детерминанта склонности к аддиктивному поведению старших школьников: автореф. дис.. канд. псих. наук. Кемерово, 2012. 20 с.
  9. Huber H. Arbeitskreis OPD. Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik: Manual und Handbuch. Verlag, Bern, 1996, 145 p.
  10. Mullen M. K. Earliest recollections of childhood // A demographic analysis Cognition. 1994. Vol. 52. P. 55-79.
  11. Sidorov P. I. Mental Epidemics: From Mobbing to Terrorism. Handbook. NY: NOVA Science Publishers, 2016, 498 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2017



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах