Народные инициативы по увековечению памяти М.В. Ломоносова
- Авторы: Буторина ТС1,2
-
Учреждения:
- Научно-образовательный центр «Ломоносовский институт»
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 4 (2017)
- Страницы: 38-41
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 23.10.2019
- Статья опубликована: 15.04.2017
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/16814
- DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-4-38-41
- ID: 16814
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Формирование личности Ломоносова обусловлено особенностями социально-культурной среды Русского Севера. Трагична история и судьба научного наследия первого российского академика. Народная память о нем поддерживалась прогрессивными деятелями края, священнослужителями, которые первыми высказали мысль о необходимости изучать наследие и биографию учёного, поставить ему памятник в г. Архангельске. Значимую роль в сохранении памяти, изучении научного наследия Ломоносова имели его юбилеи: 1865, 1911, 1961, 1986, 2011 гг. В публикации впервые рассматривается история возникновения народных инициатив северян по сохранению памяти о первом российском академике - М.В. Ломоносове. На основе исторических материалов обобщены такие подвижнические инициативы, как увековечение имени учёного; просветительские инициативы; поддержка молодых людей, стремящихся к образованию и наукам; стратегические инициативы. В хронологическом порядке представлены их разнообразные формы: сбор средств для памятников учёному; учреждение Ломоносовских премий и стипендий; организация Ломоносовских чтений; создание Ломоносовского фонда; становление Архангельской области как университетского центра и т. п. Показано развитие в регионе Ломоносовского движения как народного явления, раскрывается перспективная инициатива земляков по созданию на родине Ломоносова историко-культурного и научного комплекса «Ломоносовская усадьба», филиалы которого могут быть в районах области.
Полный текст
Появление таланта Ломоносова обусловлено прежде всего особенностями социально-культурной среды Русского Севера [2]. По результатам многолетних исследований нами было доказано, что именно здесь «он сформировался как гражданин, впитав в себя особый поморский дух, народные традиции поморов, духовную культуру края. Ломоносов гордился своим поморским происхождением. С большим уважением он относился к землякам, ценил их трудолюбие, упорство, предприимчивость, независимость... В памяти учёного на всю жизнь запечатлелись родные места» [5, с. 211]. Вероятно, поэтому в 1764 г. при подготовке плана научной экспедиции по Северному Ледовитому океану он удивительно точно начертил карту района, находящегося рядом с его малой родиной. Согласно традициям народного воспитания он рано был вовлечён в тяжёлый крестьянский труд, что способствовало его физическому и нравственному становлению. За свою недолгую жизнь (прожил всего 54 года) он преодолевал бытовые, материальные неудобства, противостоял травле. Приоритетом для него как для патриота было служение на благо просвещения народа и развития науки в Отечестве [4, с. 112-125]. Исследователей привлекает личность самого Ломоносова, а также его многообразное научное наследие [1, 3, 6, 7]. 38 Экология человека 2017.04 Социальная экология Так, на Архангельском Севере берегли память о своём великом земляке: «В северных деревнях в конце XVIII века передавались из уст в уста рассказы о великом поморе, даже хранились его портреты, сделанные самодеятельными художниками. Показательным является и такой факт: в 1731 году истек срок паспорта, выданного Ломоносову, и он стал считаться «в бегах». Подушный налог за него платил отец, после смерти которого в 1741 году деньги начали отдавать крестьяне Куростровской волости из общей мирской суммы» [5, с. 211]. Особый вклад в сохранение памяти великого земляка внесли прогрессивно настроенные люди края, которые заложили добрые народные традиции по увековечению имени и дел великого учёного. Показателен в этом отношении архивный материал о праздновании 200-летнего юбилея учёного: «На торжественном заседании в Петербурге (8 ноября 1911 г.) произошел неприятный инцидент. Он был связан с непристойным поведением, хулиганскими выходками членов монархического союза русского народа в момент приветствия депутаций Московского и Петербургского университетов. Вероятно, это был не случайный эпизод. В нём отразилось истинное отношение официальных кругов к гению русской науки - выходцу из простого народа, хотя зал Дворянского собрания был переполнен. Здесь собралось свыше 200 делегаций. Память и заслуги Ломоносова отметили представители 150 учебных заведений и учёных обществ. Однако современники считали упущением, что к подготовке и проведению юбилея не были привлечены широкие народные массы. Многие люди в то время не знали, почему надо быть благодарными по отношению к Ломоносову. Его творчеству были посвящены несколько работ, которые использовались лишь специалистами. Популярная литература практически отсутствовала. К тому же министерство просвещения отказалось финансировать выпуск юбилейных материалов. Газета «Новое время» писала: «Обойдите книжные магазины и спрашивайте полное собрание сочинений Ломоносова. Из-за книжных прилавков на вас глянет та же удручающая картина некультурности. Поразительная пустота вокруг славного имени!» [1; 5, с. 217]. Несмотря на то, что юбилей Ломоносова, по мнению очевидцев, был «очень вялым и слабым», для российской провинции эта дата являлась значимой. Из многих российских губерний в Академию наук поступили сообщения и телеграммы, в которых говорилось о литературных утренниках, чтениях, вечерах памяти, посвященных учёному. В некоторых губерниях были проведены панихиды по Ломоносову. Знаменательно, что на Мурмане, в Коле, где Василий Дорофеевич, отец М.В. Ломоносова, присмотрел своему сыну будущую невесту, отслужили панихиду, организовали юбилейные чтения и открыли народный дом имени Ломоносова. Народные инициативы земляков Ломоносова по сохранению его имени и дел условно можно подразделить на следующие: увековечение имени учёного; просветительские инициативы; поддержка юношества, стремящегося к образованию и наукам; стратегические инициативы. Так, в 1811 г., в год столетия со дня рождения академика, его имя было присвоено мужской гимназии в Архангельске. В 1829 г. установлен памятник учёному работы скульптора Мартоса в Архангельске, который выполнен на народные деньги. В 1865 г. по инициативе земляков родная деревня учёного Мишанинская переименована в село Ломоносово. К просветительским народным инициативам следует отнести открытие народных библиотек в уездах, обществ трезвости, организацию народных школ. Значимым явилось создание музея великого учёного в селе Ломоносово в 1940 г. Многое в Архангельской губернии удалось сделать благодаря инициативе земляков по поддержке юношества, стремящегося к образованию и наукам: предлагалось создать Ломоносовский капитал для помощи талантливой молодёжи и учредить стипендии имени Ломоносова для детей из бедных семей. К стратегической инициативе следует отнести идею открытия народного университета имени М.В. Ломоносова в год его юбилейного 200-летнего дня рождения в 1911 г. на собрании купечества города Архангельска [1]. Большая и системная работа была проведена в Архангельской области в честь 250-летия со дня рождения учёного. Именно в этот период в регионе формируется Ломоносовское движение как народное явление по увековечению памяти учёного. Так, в 1957 г. имя Ломоносова было присвоено педагогическому институту, а в 1961-м - областному драматическому театру и городской библиотеке. Яркой просветительской инициативой явилась постановка пьесы И. А. Чудинова «Сын помора» в Архангельском драмтеатре. Традиция поддержки юношества, стремящегося к образованию и наукам, нашла отражение в учреждении Ломоносовской стипендии студентам педагогического института и премии имени Ломоносова Архангельским обкомом комсомола в 1968 г. В этот период значимой явилась такая стратегическая инициатива, как рождение в 1969 г. на Архангельском Севере Ломоносовских чтений, на которых рассматривались социально-экономические и культурные идеи и проекты. 275-летие со дня рождения учёного (1986) земляки отметили тем, что провели модернизацию здания музея в селе Ломоносово, обновили его экспозиции и выставки, облагородили территорию перед памятником учёному и т. п. К юбилею большое распространение получили просветительские инициативы: на высоком уровне прошла Всесоюзная научная конференция «М.В. Ломоносов и просвещение»; были организованы малые Ломоносовские чтения, классные часы, посвящённые учёному и его открытиям, издавались научно-популярные книги о первом русском академике и др. К важной стратегической инициативе относится организация в этот период масштабных геологических 39 Социальная экология Экология человека 2017.04 работ по поиску полезных ископаемых, по открытию алмазоносного Ломоносовского месторождения. В этот же период шла подготовка к созданию межрегионального Ломоносовского фонда. Его Устав был зарегистрирован 17 декабря 1992 г. Сегодня он имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Северодвинске, Холмогорах. Силами членов правления фонда, его активистов был разработан ряд проектов: «Родина Ломоносова», «Поморская энциклопедия» и др. С 1990 г. разрабатывалась концепция преобразования педагогического института в педагогический университет, который был открыт в 1991 году. В 1994 г. появился Архангельский государственный технический университет, в 2000 - Северный государственный медицинский университет. Таким образом, Архангельская область превратилась в университетский регион. К 300-летнему юбилею земляки ученого подготовили достойную программу, старт которой был дан Указом Президента Российской Федерации. По этой программе осуществлена реставрация церкви Дмитрия Солунско-го в селе Ломоносово; капитально отремонтированы школы в сёлах Холмогоры и Ломоносово; выпущена Ломоносовская библиотека под эгидой Совета Федерации; установлен Памятный знак родителям ученого на месте бывшего деревенского погоста, поскольку их могилы не сохранились до наших дней, и др. С 2014 г. активизировались связи с Горной академией Фрайберга (Германия), 7 февраля этого года там был открыт «Дом Ломоносова». Делегация академии дважды приезжала в Архангельск и Хол-могоры. Они предложили конкретные проекты по сохранению памяти Ломоносова на международном уровне и поддержали идею создания в селе Ломоносово Ломоносовской усадьбы. Она родилась в год 300-летнего юбилея ученого, 9 ноября 2011 г. была представлена Президенту Российской Федерации В. В. Путину и вызвала у него большой интерес. Реализация такого проекта способствует обогащению народных инициатив, направленных на стратегическое развитие региона. Этот проект вызывает интерес у жителей многих районов области - Холмогорского, Приморского, Вельского, Мезенского и др. Так, в Мезенском районе в селе Койда в 1986 г. рыбаки поставили лиственничный памятный крест в честь отца великого учёного - Василия Дорофеевича. По преданию, он погиб на острове Моржовец, который находится неподалёку от села. Позднее коллектив рыболовецкого колхоза выступил с инициативой присвоить ему имя В. Д. Ломоносова, что и было поддержано областью, правлением Ломоносовского фонда. В совместной работе по Ломоносовской тематике готов участвовать коллектив НОЦ «Дом Карпеченко» в городе Вельске. Примерный план Ломоносовской усадьбы был составлен членами рабочей группы (Т.С. Буторина - автор идеи, А.В. Борчук, М. И. Постникова, П. С. Журавлев) и представлен губернатору области 23 сентября 2016 г. Идея проекта заключается в объединении научноисследовательского, экономического, культурного ресурсов для создания на родине М.В. Ломоносова научно-образовательного и культурно-исторического комплекса «Ломоносовская усадьба» в целях повышения инновационной и научно-технологической привлекательности Арктического региона. Миссия: Празднование 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова объединило государственные и неправительственные организации, деятелей науки и культуры, власть и бизнес, активизировало народные инициативы, повысило интерес общества к личности ученого. Потенциал влияния государственного, научного, педагогического наследия и самой личности Ломоносова на современное общество огромен, но до конца не востребован и не реализован. Создание условий для актуализации наследия Михаила Васильевича Ломоносова может быть эффективно решено в рамках организации в селе Ломоносово Историко-культурного и научного комплекса «Ломоносовская усадьба» с максимально широким социальным диапазоном деятельности на принципах динамического развития, финансовой устойчивости, заинтересованного сотрудничества и партнерства. Комплекс «Ломоносовская усадьба» должен формироваться на основе мемориальности, главными компонентами которой являются подлинность места рождения М.В. Ломоносова (ядро реконструкции), память (инструмент социальных коммуникаций) и единение (эмоциональный компонент). Ведущими направлениями в структуре «Ломоносовской усадьбы» являются образовательный и научный компоненты в соответствии с современными требованиями государственной политики в сфере образования и науки. Создание «Ломоносовской усадьбы» предполагает интеграцию научных школ Арктического региона, использование аналогичного опыта отечественных и зарубежных научных центров и университетов. Предполагается, что центром усадьбы станут поморские крестьянские дома, несущие определенный этнотуристический и познавательный потенциалы. В России есть усадьбы в Тарханах, Ясной Поляне, Михайловском и других местах, но это всё дворянские усадьбы. Ломоносовская же усадьба должна быть крестьянской, отражать экономику, быт, культуру, образование простых северян, живших в XVIII в. Важно и то, что усадьба может иметь филиалы в районах области. Народные инициативы земляков Ломоносова были поддержаны активистами в других регионах. Так, из Ленинградской области пришла новость о стремлении возродить Усть-Рудицу, где Ломоносов производил цветное стекло - смальту. Это очень важная инициатива. Мы считаем, что значимым подарком великому учёному от земляков станет разработка проекта «Ломоносовская усадьба» и начало его реализации под девизом «Архангельская область - Дом Ломоносова». 40 Экология человека 2017.04 Социальная экология В 2016 г. исполнилось 305 лет со дня его рождения. Имя Михаила Васильевича Ломоносова объединяет учёных, просветителей, энтузиастов, активистов - всех, кому дороги его дела и наследие. Лучшим доказательством проявления экопамяти о великом земляке служит деятельность благодарных потомков по развитию Ломоносовского движения и созданию «Ломоносовской усадьбы».×
Об авторах
Т С Буторина
Научно-образовательный центр «Ломоносовский институт»; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Email: t.butorina@narfu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Высшей школы психологии и педагогического образования 163002, г. Архангельск, Наб. Сев. Двины, д. 17
Список литературы
- Буторина Т.С. Народные инициативы по увековечению памяти М.В. Ломоносова // Экология человека. 2017. № 4. С. 38-41. Butorina T.S. Popular Initiatives to Perpetuate the Memory of M.V. lomonosov. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017, 4, pp. 38-41
- Архангельское общество изучения Русского Севера: [об участии общества в торжествах, посвящ. 200-летнему юбилею М.В. Ломоносова] // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 22. С. 834-837.
- Бабкин Д.С. Биографии М.В. Ломоносова, составленные его современниками // Ломоносов: сборник статей и материалов. Т. 2. М.; Л., 1946. С. 5-70.
- Буторина Т.С. Ломоносов. Личная судьба // Наука и жизнь. 2011. № 1. С. 67-75.
- Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века: монография. М.; Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. 298 с.
- Буторина Т.С. «Обо мне дети Отечества пожалеют.» (Хроника юбилеев Михаила Васильевича Ломоносова) // К пользе и славе Отечества: сборник статей / ред. Т.С. Буторина; сост. Г.П. Добрунова. Архангельск, 2003. С. 210-226.
- Кулябко Е.С. Ломоносовский юбилей, 1911 г. // Литературное творчество М.В. Ломоносова: исслед. и материалы. М.; Л., 1962. С. 300-312.
- Шумилов Н.А. Неподражаемый, бессмертный Ломоносов: (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) // Памятные даты Архангельской области, 2011 год. Архангельск, 2010. С. 83-90.
Дополнительные файлы
