POPUlAR INITIATIVES TO PERPETUATE THE MEMORY OF M.V. lOMONOSOV



Cite item

Full Text

Abstract

The formation of M.V. lomonosov personality is specified due to the peculiarities of the socio-cultural environment of the Russian North. The scientific heritage of the first Russian academician has tragic history and fate. His people's memory was kept by progressive figures of the region, the priests, who suggested the need to explore the heritage and the biography of the scientist and raise up a monument to him in Arkhangelsk. A significant role in commemoration and exploring the scientific heritage of lomonosov had his anniversaries: 1865, 1911, 1961, 1986, 2011. The paper first examines the history of popular initiatives of northerners to commemorate the first Russian academician - M.V. lomonosov. On the basis of historical materials such selfless initiatives as: the perpetuation of the scientist's name; educational initiatives; support for young people seeking education and science; strategic initiatives are compiled. The article presents, in chronological order, their various forms: fundraising money for scientist monuments; promotion of lomonosov awards and scholarships; organization of lomonosov readings; creation of lomonosov Fund; the formation of the Arkhangelsk region as the university center, etc. The author shows the development of lomonosov movement in the region as a popular initiative. The paper reveals the perspective popular initiative to create at lomonosov homeland the historical, cultural and scientific complex "lomonosov manor", which branches may be placed in the different areas of the region.

Full Text

Появление таланта Ломоносова обусловлено прежде всего особенностями социально-культурной среды Русского Севера [2]. По результатам многолетних исследований нами было доказано, что именно здесь «он сформировался как гражданин, впитав в себя особый поморский дух, народные традиции поморов, духовную культуру края. Ломоносов гордился своим поморским происхождением. С большим уважением он относился к землякам, ценил их трудолюбие, упорство, предприимчивость, независимость... В памяти учёного на всю жизнь запечатлелись родные места» [5, с. 211]. Вероятно, поэтому в 1764 г. при подготовке плана научной экспедиции по Северному Ледовитому океану он удивительно точно начертил карту района, находящегося рядом с его малой родиной. Согласно традициям народного воспитания он рано был вовлечён в тяжёлый крестьянский труд, что способствовало его физическому и нравственному становлению. За свою недолгую жизнь (прожил всего 54 года) он преодолевал бытовые, материальные неудобства, противостоял травле. Приоритетом для него как для патриота было служение на благо просвещения народа и развития науки в Отечестве [4, с. 112-125]. Исследователей привлекает личность самого Ломоносова, а также его многообразное научное наследие [1, 3, 6, 7]. 38 Экология человека 2017.04 Социальная экология Так, на Архангельском Севере берегли память о своём великом земляке: «В северных деревнях в конце XVIII века передавались из уст в уста рассказы о великом поморе, даже хранились его портреты, сделанные самодеятельными художниками. Показательным является и такой факт: в 1731 году истек срок паспорта, выданного Ломоносову, и он стал считаться «в бегах». Подушный налог за него платил отец, после смерти которого в 1741 году деньги начали отдавать крестьяне Куростровской волости из общей мирской суммы» [5, с. 211]. Особый вклад в сохранение памяти великого земляка внесли прогрессивно настроенные люди края, которые заложили добрые народные традиции по увековечению имени и дел великого учёного. Показателен в этом отношении архивный материал о праздновании 200-летнего юбилея учёного: «На торжественном заседании в Петербурге (8 ноября 1911 г.) произошел неприятный инцидент. Он был связан с непристойным поведением, хулиганскими выходками членов монархического союза русского народа в момент приветствия депутаций Московского и Петербургского университетов. Вероятно, это был не случайный эпизод. В нём отразилось истинное отношение официальных кругов к гению русской науки - выходцу из простого народа, хотя зал Дворянского собрания был переполнен. Здесь собралось свыше 200 делегаций. Память и заслуги Ломоносова отметили представители 150 учебных заведений и учёных обществ. Однако современники считали упущением, что к подготовке и проведению юбилея не были привлечены широкие народные массы. Многие люди в то время не знали, почему надо быть благодарными по отношению к Ломоносову. Его творчеству были посвящены несколько работ, которые использовались лишь специалистами. Популярная литература практически отсутствовала. К тому же министерство просвещения отказалось финансировать выпуск юбилейных материалов. Газета «Новое время» писала: «Обойдите книжные магазины и спрашивайте полное собрание сочинений Ломоносова. Из-за книжных прилавков на вас глянет та же удручающая картина некультурности. Поразительная пустота вокруг славного имени!» [1; 5, с. 217]. Несмотря на то, что юбилей Ломоносова, по мнению очевидцев, был «очень вялым и слабым», для российской провинции эта дата являлась значимой. Из многих российских губерний в Академию наук поступили сообщения и телеграммы, в которых говорилось о литературных утренниках, чтениях, вечерах памяти, посвященных учёному. В некоторых губерниях были проведены панихиды по Ломоносову. Знаменательно, что на Мурмане, в Коле, где Василий Дорофеевич, отец М.В. Ломоносова, присмотрел своему сыну будущую невесту, отслужили панихиду, организовали юбилейные чтения и открыли народный дом имени Ломоносова. Народные инициативы земляков Ломоносова по сохранению его имени и дел условно можно подразделить на следующие: увековечение имени учёного; просветительские инициативы; поддержка юношества, стремящегося к образованию и наукам; стратегические инициативы. Так, в 1811 г., в год столетия со дня рождения академика, его имя было присвоено мужской гимназии в Архангельске. В 1829 г. установлен памятник учёному работы скульптора Мартоса в Архангельске, который выполнен на народные деньги. В 1865 г. по инициативе земляков родная деревня учёного Мишанинская переименована в село Ломоносово. К просветительским народным инициативам следует отнести открытие народных библиотек в уездах, обществ трезвости, организацию народных школ. Значимым явилось создание музея великого учёного в селе Ломоносово в 1940 г. Многое в Архангельской губернии удалось сделать благодаря инициативе земляков по поддержке юношества, стремящегося к образованию и наукам: предлагалось создать Ломоносовский капитал для помощи талантливой молодёжи и учредить стипендии имени Ломоносова для детей из бедных семей. К стратегической инициативе следует отнести идею открытия народного университета имени М.В. Ломоносова в год его юбилейного 200-летнего дня рождения в 1911 г. на собрании купечества города Архангельска [1]. Большая и системная работа была проведена в Архангельской области в честь 250-летия со дня рождения учёного. Именно в этот период в регионе формируется Ломоносовское движение как народное явление по увековечению памяти учёного. Так, в 1957 г. имя Ломоносова было присвоено педагогическому институту, а в 1961-м - областному драматическому театру и городской библиотеке. Яркой просветительской инициативой явилась постановка пьесы И. А. Чудинова «Сын помора» в Архангельском драмтеатре. Традиция поддержки юношества, стремящегося к образованию и наукам, нашла отражение в учреждении Ломоносовской стипендии студентам педагогического института и премии имени Ломоносова Архангельским обкомом комсомола в 1968 г. В этот период значимой явилась такая стратегическая инициатива, как рождение в 1969 г. на Архангельском Севере Ломоносовских чтений, на которых рассматривались социально-экономические и культурные идеи и проекты. 275-летие со дня рождения учёного (1986) земляки отметили тем, что провели модернизацию здания музея в селе Ломоносово, обновили его экспозиции и выставки, облагородили территорию перед памятником учёному и т. п. К юбилею большое распространение получили просветительские инициативы: на высоком уровне прошла Всесоюзная научная конференция «М.В. Ломоносов и просвещение»; были организованы малые Ломоносовские чтения, классные часы, посвящённые учёному и его открытиям, издавались научно-популярные книги о первом русском академике и др. К важной стратегической инициативе относится организация в этот период масштабных геологических 39 Социальная экология Экология человека 2017.04 работ по поиску полезных ископаемых, по открытию алмазоносного Ломоносовского месторождения. В этот же период шла подготовка к созданию межрегионального Ломоносовского фонда. Его Устав был зарегистрирован 17 декабря 1992 г. Сегодня он имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Северодвинске, Холмогорах. Силами членов правления фонда, его активистов был разработан ряд проектов: «Родина Ломоносова», «Поморская энциклопедия» и др. С 1990 г. разрабатывалась концепция преобразования педагогического института в педагогический университет, который был открыт в 1991 году. В 1994 г. появился Архангельский государственный технический университет, в 2000 - Северный государственный медицинский университет. Таким образом, Архангельская область превратилась в университетский регион. К 300-летнему юбилею земляки ученого подготовили достойную программу, старт которой был дан Указом Президента Российской Федерации. По этой программе осуществлена реставрация церкви Дмитрия Солунско-го в селе Ломоносово; капитально отремонтированы школы в сёлах Холмогоры и Ломоносово; выпущена Ломоносовская библиотека под эгидой Совета Федерации; установлен Памятный знак родителям ученого на месте бывшего деревенского погоста, поскольку их могилы не сохранились до наших дней, и др. С 2014 г. активизировались связи с Горной академией Фрайберга (Германия), 7 февраля этого года там был открыт «Дом Ломоносова». Делегация академии дважды приезжала в Архангельск и Хол-могоры. Они предложили конкретные проекты по сохранению памяти Ломоносова на международном уровне и поддержали идею создания в селе Ломоносово Ломоносовской усадьбы. Она родилась в год 300-летнего юбилея ученого, 9 ноября 2011 г. была представлена Президенту Российской Федерации В. В. Путину и вызвала у него большой интерес. Реализация такого проекта способствует обогащению народных инициатив, направленных на стратегическое развитие региона. Этот проект вызывает интерес у жителей многих районов области - Холмогорского, Приморского, Вельского, Мезенского и др. Так, в Мезенском районе в селе Койда в 1986 г. рыбаки поставили лиственничный памятный крест в честь отца великого учёного - Василия Дорофеевича. По преданию, он погиб на острове Моржовец, который находится неподалёку от села. Позднее коллектив рыболовецкого колхоза выступил с инициативой присвоить ему имя В. Д. Ломоносова, что и было поддержано областью, правлением Ломоносовского фонда. В совместной работе по Ломоносовской тематике готов участвовать коллектив НОЦ «Дом Карпеченко» в городе Вельске. Примерный план Ломоносовской усадьбы был составлен членами рабочей группы (Т.С. Буторина - автор идеи, А.В. Борчук, М. И. Постникова, П. С. Журавлев) и представлен губернатору области 23 сентября 2016 г. Идея проекта заключается в объединении научноисследовательского, экономического, культурного ресурсов для создания на родине М.В. Ломоносова научно-образовательного и культурно-исторического комплекса «Ломоносовская усадьба» в целях повышения инновационной и научно-технологической привлекательности Арктического региона. Миссия: Празднование 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова объединило государственные и неправительственные организации, деятелей науки и культуры, власть и бизнес, активизировало народные инициативы, повысило интерес общества к личности ученого. Потенциал влияния государственного, научного, педагогического наследия и самой личности Ломоносова на современное общество огромен, но до конца не востребован и не реализован. Создание условий для актуализации наследия Михаила Васильевича Ломоносова может быть эффективно решено в рамках организации в селе Ломоносово Историко-культурного и научного комплекса «Ломоносовская усадьба» с максимально широким социальным диапазоном деятельности на принципах динамического развития, финансовой устойчивости, заинтересованного сотрудничества и партнерства. Комплекс «Ломоносовская усадьба» должен формироваться на основе мемориальности, главными компонентами которой являются подлинность места рождения М.В. Ломоносова (ядро реконструкции), память (инструмент социальных коммуникаций) и единение (эмоциональный компонент). Ведущими направлениями в структуре «Ломоносовской усадьбы» являются образовательный и научный компоненты в соответствии с современными требованиями государственной политики в сфере образования и науки. Создание «Ломоносовской усадьбы» предполагает интеграцию научных школ Арктического региона, использование аналогичного опыта отечественных и зарубежных научных центров и университетов. Предполагается, что центром усадьбы станут поморские крестьянские дома, несущие определенный этнотуристический и познавательный потенциалы. В России есть усадьбы в Тарханах, Ясной Поляне, Михайловском и других местах, но это всё дворянские усадьбы. Ломоносовская же усадьба должна быть крестьянской, отражать экономику, быт, культуру, образование простых северян, живших в XVIII в. Важно и то, что усадьба может иметь филиалы в районах области. Народные инициативы земляков Ломоносова были поддержаны активистами в других регионах. Так, из Ленинградской области пришла новость о стремлении возродить Усть-Рудицу, где Ломоносов производил цветное стекло - смальту. Это очень важная инициатива. Мы считаем, что значимым подарком великому учёному от земляков станет разработка проекта «Ломоносовская усадьба» и начало его реализации под девизом «Архангельская область - Дом Ломоносова». 40 Экология человека 2017.04 Социальная экология В 2016 г. исполнилось 305 лет со дня его рождения. Имя Михаила Васильевича Ломоносова объединяет учёных, просветителей, энтузиастов, активистов - всех, кому дороги его дела и наследие. Лучшим доказательством проявления экопамяти о великом земляке служит деятельность благодарных потомков по развитию Ломоносовского движения и созданию «Ломоносовской усадьбы».
×

About the authors

T S Butorina

Research-and-education center "lomonosov Institute"; Northern (Arctic) Federal University named after M .V. lomonosov

Email: t.butorina@narfu.ru
Arkhangelsk, Russia

References

  1. Буторина Т.С. Народные инициативы по увековечению памяти М.В. Ломоносова // Экология человека. 2017. № 4. С. 38-41. Butorina T.S. Popular Initiatives to Perpetuate the Memory of M.V. lomonosov. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017, 4, pp. 38-41
  2. Архангельское общество изучения Русского Севера: [об участии общества в торжествах, посвящ. 200-летнему юбилею М.В. Ломоносова] // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 22. С. 834-837.
  3. Бабкин Д.С. Биографии М.В. Ломоносова, составленные его современниками // Ломоносов: сборник статей и материалов. Т. 2. М.; Л., 1946. С. 5-70.
  4. Буторина Т.С. Ломоносов. Личная судьба // Наука и жизнь. 2011. № 1. С. 67-75.
  5. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века: монография. М.; Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. 298 с.
  6. Буторина Т.С. «Обо мне дети Отечества пожалеют.» (Хроника юбилеев Михаила Васильевича Ломоносова) // К пользе и славе Отечества: сборник статей / ред. Т.С. Буторина; сост. Г.П. Добрунова. Архангельск, 2003. С. 210-226.
  7. Кулябко Е.С. Ломоносовский юбилей, 1911 г. // Литературное творчество М.В. Ломоносова: исслед. и материалы. М.; Л., 1962. С. 300-312.
  8. Шумилов Н.А. Неподражаемый, бессмертный Ломоносов: (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) // Памятные даты Архангельской области, 2011 год. Архангельск, 2010. С. 83-90.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Human Ecology



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies