Физическое развитие детей 9-11 лет - уроженцев Среднего Приобья
- Авторы: Литовченко ОГ1, Ишбулатова М.С.2,3
-
Учреждения:
- ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
- ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры»
- БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1»
- Выпуск: Том 22, № 6 (2015)
- Страницы: 20-23
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 23.10.2019
- Статья опубликована: 15.06.2015
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/17014
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco17014
- ID: 17014
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Физическое развитие (ФР) детей - важнейший показатель, отражающий влияние эндо- и экзогенных факторов на здоровье детской популяции. Динамическое наблюдение за ФР детей позволяет оценить явления, происходящие в обществе и окружающей среде. Представлены результаты исследования физического развития 200 детей младшего школьного возраста (9-11 лет) - уроженцев Среднего Приобья в зависимости от пола и возраста. Установлено, что во всех возрастных группах преобладают дети со средним уровнем ФР и нормальной массой тела, однако имеются региональные особенности: школьников с избыточной массой тела больше, чем с ее дефицитом, как среди мальчиков, так и среди девочек; тотальные размеры тела изменялись в рамках общебиологических закономерностей, характерных для данного отрезка онтогенеза, в 9 и 10 лет отличия по длине тела у мальчиков и девочек отсутствовали, а далее наблюдался «ростовой скачок», и с 11 лет девочки начинали опережать мальчиков по данному показателю.
Ключевые слова
Полный текст
Физическое развитие (ФР) детей - один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние эндо- и экзогенных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, нарушение его нормального хода расценивается как показатель неблагополучия в состоянии здоровья. Именно поэтому необходимо своевременно получать информацию о физическом развитии подрастающего поколения. В последние годы в отдельных регионах России наметились тенденции секулярной изменчивости. Многолетние исследования позволили получить новые научные данные об активности процессов акселерации и децелерации [10, 12]. Динамическое наблюдение за ФР детей позволяет констатировать сдвиги в его показателях, обусловленные позитивными или негативными явлениями, происходящими в обществе и окружающей среде [10]. В младшем школьном возрасте происходят интенсивные морфофункциональные перестройки органов и систем, связанные, с одной стороны, с продолжающи мися процессами роста и тканевой дифференциацией [4, 8, 15], а с другой - с возрастающим влиянием таких факторов, как увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, усиление психоэмоциональных влияний [3, 6]. Дети, проживающие в Среднем Приобье, испытывают воздействие комплекса факторов, включающего суровые природно-климатические условия, урбанизацию и напряженную экологию. Температурный режим региона, сезонные и декадные колебания в сочетании с резкими изменениями атмосферного давления и влажности требуют серьезного напряжения адаптационных механизмов организма ребенка, что, безусловно, отражается на всех основных процессах. Изучение ФР школьников в современных условиях остается одним из ключевых разделов гигиены детей. Продольные и поперечные наблюдения за ФР позволяют своевременно выявлять особенности морфофункционального состояния детей, разрабатывать и пересматривать нормативы физического и биологиче 20 Экология человека 2015.06 Экология детства ского развития, устанавливать степень и силу влияния медико-социальных факторов и факторов окружающей среды на здоровье подрастающего поколения [1, 12]. Приоритетным для мониторинга здоровья ребенка в профилактической медицине и педиатрической практике является региональный стандарт физического развития, который должен пересматриваться каждые 5-10 лет [10, 12]. Современные представления о возрастно-половых нормативах морфологического развития растущего организма достаточно разноречивы, формируются разные подходы к оценке ФР. С понятием нормы связаны не только теоретические аспекты ФР, но и вопросы практического здравоохранения. От качества оценки ФР зависят объем и характер лечебно-оздоровительных мероприятий для школьников. Цель исследования - оценка показателей ФР детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья в зависимости от пола и возраста. Методы В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста г. Сургута обоих полов в возрасте 9-11 лет. Были обследованы 200 детей (девочки - 55,0%, мальчики - 45,0%). По возрастному составу группа представлена следующим образом: мальчики 9 лет 30 (15,0%) человек, девочки 9 лет - 35 (17,5%), мальчики 10 лет - 30 (15,0%), девочки 10 лет - 34 (17,0%), мальчики 11 лет - 30 (15,0%), девочки 11 лет - 41 (20,5%) человек. У испытуемых регистрировали основные тотальные размеры тела: длину (см), массу (кг) и окружность грудной клетки в покое (см) по общепринятым методикам исследования, рассчитывали индекс массы тела, проводили оценку физического развития [7]. Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей ребенка. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. Проверяли статистические данные на нормальность распределения с применением критерия Шапиро - Уилка. Результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентилей: Ме (Р25 - Р75). Анализ значимости различий между группами осуществляли с использованием методов непараметрической статистики (U-тест Манна - Уитни, Краскела - Уоллиса). Для сравнения дисперсий двух вариационных рядов применялся критерий Фишера (ф). За критический уровень значимости было принято значение р < 0,05 [9]. Результаты Нами оценивались основные параметры ФР - длина и масса тела, окружность грудной клетки. При анализе длины тела (ДТ) младших школьников (табл. 1) отмечалось следующее: в 9-летнем возрасте мальчики по этому показателю опережали девочек на 3,5 см (р = 0,028), в дальнейшем девочки начинали опережать в росте своих сверстников мальчиков: в 10-летнем возрасте на 1,5 см, в 11 лет на 4,5 см (р = 0,049). В период наблюдения от 9 до 11 лет увеличение ДТ у мальчиков составляло в 10 лет 4,87 см/год, в 11 лет - 0,98 см/год. У девочек прибавка ДТ была максимальной в 10 лет - 9,44 см/год, а минимальный прирост произошел в возрасте 9 лет - 0,9 см/год. При анализе изменения роста у мальчиков с возрастом нами получены статистически значимые различия во всех возрастных группах (р = 0,002), у девочек в разных возрастных группах также наблюдались статистически значимы различия ДТ (р < 0,001). Полученные данные подтверждаются общими закономерностями, свойственными для этого этапа онтогенеза: до 10 лет различия в длине тела между группами мальчиков и девочек практически отсутствуют, в 10 лет происходит «первый перекрест ростовых кривых» [12]. Таблица 1 Длина тела (см) детей младшего школьного возраста -уроженцев Среднего Приобья Возраст, лет Р25 Ме Р75 Мальчики 9 132,0 136,5* 4 141,0 10 137,5 141,04 145,7 11 137,0 142,5* 4 150,0 Девочки 9 129,5 133,044 136,0 10 138,5 142,544 146,0 11 142,0 147,044 150,0 Примечание для табл. 1-3. Статистически значимые различия между показателями мальчиков и девочек одного возраста: * - р < 0,05; статистически значимые различия по сравнению с предыдущей возрастной группой: 4 - р < 0,01; 44 - р < 0,001. Масса тела (МТ) зависит от ряда факторов: конституциональных особенностей, питания, обменных процессов, двигательной активности, функционального состояния, климатогеографических условий. При сравнении МТ детей младшего школьного возраста по полу (табл. 2) мы не обнаружили статистически значимых отличий. Однако с возрастом как в группе мальчиков (р = 0,013), так и в группе девочек (р < 0,001) появились статистически значимые отличия. Погодовые прибавки МТ у мальчиков и девочек были неравномерны и характеризовались разной величиной. У мальчиков в 9 и 10 лет достаточно равномерная прибавка массы тела - 3,7 и 3,5 кг/ год соответственно. У 11-летних мальчиков прибавка МТ составляла 1,9 кг/год, что в 2 раза меньше, чем в 9 и 10 лет. У девочек максимальная прибавка МТ наблюдалась в 10 лет, она составила 6,8 кг/год. В 9 лет минимальная прибавка МТ - 0,5 кг/год, а в 11 лет - 1,9 кг/год. Показатель окружности грудной клетки (ОГК) характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной клетки. С 9 лет отмечали постепенное увеличение данного показателя с возрастом (табл. 3). Сходные характеристики МТ и ОГК обусловлены высокой корреляционной связью этих двух показателей. 21 Экология детства Экология человека 2015.06 Таблица 2 Масса тела (кг) детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья Возраст, лет Ме Мальчики 9 27,8 31,12і 35,5 10 32,4 35,8і 38,7 11 31,3 38,4і 36,7 Девочки 9 26,7 28,4“ 34,2 10 29,9 34,9“ 42,9 11 33,0 38,9“ 43,1 При подсчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена (r = 0,819) установлена сильная прямая корреляционная связь между ними. Отмечались статистически значимые различия ОГК при сравнении групп мальчиков по мере роста (р = 0,002), в группе девочек также имелись отличия данного показателя с возрастом (р < 0,001). Таблица 3 Окружность грудной клетки в покое (см) детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья Возраст, лет Ме Мальчики 9 62,0 64,5і 67,0 10 63,3 66,0і 70,8 11 67,0 70,0і 74,0 Девочки 9 61,0 63,0“ 65,5 10 63,0 68,0“ 73,0 11 67,0 71,0м 75,0 Для дополнительной оценки ФР учащихся г. Сургута мы рассчитывали индекс массы тела - ИМТ (табл. 4). С возрастом данный показатель постепенно увеличивался. ИМТ выше у мальчиков, чем у девочек, но статистически значимых различий не обнаружено. Оценка ИМТ нами проводилась по международным критериям индекса для диагностики избыточного веса и ожирения в зависимости от пола в возрасте 2-18 лет, предложенным T. J. Cole с соавт. [13]. В обследуемой нами группе практически каждый третий ребенок не показал варианта нормы по МТ, мы наблюдали избыток массы тела и ожирение как у мальчиков, так и у девочек (табл. 5). Дефицит Таблица 4 Индекс массы тела (усл. ед.) детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья Возраст, лет Р25 Ме Р75 9 15,7 16,6 17,6 10 15,8 17,8 18,7 11 15,8 17,9 18,1 Девочки 9 15,1 16,2 18,3 10 15,8 17,0 20,3 11 16,1 17,1 19,8 массы тела у мальчиков в возрасте 9, 10 лет не встречался. У девочек дефицит МТ отмечался во всех возрастных периодах. Таблица 5 Удельный вес (%) показателей индекса массы тела детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья Возраст, лет Индекс массы тела Пол Дефицит МТ, N /% Норма N /% Избыток МТ, N /% Ожирение N /% Маль- 9 0(0)*0 25(83,3) 4(13,3) 1(3,3) 10 0(0)*° 25(83,3) 4(13,3) 1(3,3) чики 11 3(10,0)°0 21(70,0) 5(16,7) 1(3,3) 9 1(2,9)* 26(74,3) 7(20,0) 1(2,9) Девочки 10 3(8,8)* 22(64,7) 7(20,6) 2(5,9) 11 4(9,8) 29(70,7) 7(17,1) 1(2,4) Примечание. Статистически значимые различия по критерию Фишера между показателями: мальчиков и девочек одного возраста *фэмп = 2,492; р = 0,001; 0, ° - внутри одной половой группы. При сравнении с результатами исследований ФР младших школьников средней полосы России [5, 12], где преобладал дефицит МТ над избытком, оказалось, что школьники Сургута преимущественно имели нормальные данные ИМТ, чаще встречались дети с избытком МТ или ожирением, нежели с дефицитом МТ. Оценка ФР детей младшего школьного возраста проводилась согласно рекомендациям «Руководства по амбулаторно-поликлинической педиатрии» [2]. Распределение школьников по группам в зависимости от уровня ФР по мере роста и развития организма происходило неравномерно (табл. 6). Таблица 6 Оценка физического развития детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья Воз раст, лет Физическое развитие Пол Низ кое Ниже сред. N (%) Среднее N (%) Выше сред. N (%) Высокое N (%) Маль чики 9 0 2(6,7) 19(63,3) 6(20,0) 3(10,0)** 10 0 1(3,3) 17(56,7) 11(36,7) 1(3,3) 11 0 5(16,7) 16 (53,3) 9(30,0) 0(0)** 9 0 5(14,3) 26(74,3)* 3(8,6) 1(2,9)* Девочки 10 0 3(8,8) 18(52,9)* 7(20,6) 6(17,6)* 11 0 4(9,8) 29(70,7) 7(17,1) 1(2,4)* Примечание. Статистически значимые различия по критерию Фишера между показателями мальчиков и девочек одного возраста: * - ф = 1,862; р = 0,01; ** - ф = 2,492; р = 0,001. •Т т эмп ’’ г ’ ’ т эмп ’ ’г ’ При анализе ФР детей младшего школьного возраста г. Сургута отмечалось следующее: как среди мальчиков, так и среди девочек больше всего детей со средним и выше среднего физическим развитием. Среди мальчиков с возрастом снижался удельный вес детей со средним ФР. Статистически значимые различия нами получены в группе мальчиков с высоким ФР в возрасте 9 и 11 лет. В группе девочек статистически значимые различия были получены среди девочек со средним ФР в возрасте 9 и 10 лет, а также в группе девочек с высоким ФР 9-11 лет. 22 Экология человека 2015.06 Экология детства Обсуждения результатов Таким образом, основной онтогенетический показатель детей Среднего Приобья 9-11 лет - физическое развитие - характеризовался преобладанием среднего физического развития и нормальной массы тела во всех возрастных периодах, однако имел свои региональные особенности, а именно: в Сургуте больше детей с избытком массы тела, чем с ее дефицитом, как среди мальчиков, так и среди девочек; тотальные размеры тела изменялись в рамках общебиологических закономерностей, характерных для данного отрезка онтогенеза: в 9 и 10 лет отличия по длине тела у мальчиков и девочек отсутствовали, а далее наблюдался «ростовой скачок», и с 11 лет девочки начинали опережать мальчиков по данному показателю. Сравнивая показатели физического развития младших школьников - уроженцев Среднего Приобья с таковыми сверстников из средней полосы России, у которых при оценке массы тела преобладал дефицит ее над избытком, можно объяснить полученные результаты особенностями обменных процессов на Севере, вынужденной гиподинамией, связанной с недостаточной двигательной активностью детей, особенно в осеннее-зимний период.×
Об авторах
О Г Литовченко
ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
Марианна Сергеевна Ишбулатова
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры»; БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1»
Email: mari_ishbu.1976@mail.ru
аспирант кафедры нормальной физиологии; зав. детской поликлиникой
Список литературы
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Ми-лушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях //Актуальные вопросы педиатрии. 2012. № 12. С. 35-40.
- Баранов А.А. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 608 с.
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М., 2009. 416 с.
- Гудков А.Б., Шишелова О.В. Морфофункциональные особенности сердца и магистральных сосудов у детей школьного возраста. Архангельск, 2011. 152 с.
- Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Ямпольская Ю.А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8-15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований) // Вестник Московского университета. 2012. № 1. С. 76-83.
- Лукманова Н.Б., Волокитина Т.В., Гудков А.Б., Сафонова О.А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
- Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье (Утв. гос. ком. сан-эпид. надзора РФ 17 марта 1996 г., № 01-19/31-17).
- Нифонтова О.Л., Гудков А.Б., Щербакова А.Э. Характеристика параметров ритма сердца у детей коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа // Экология человека. 2007. № 11. С. 41-44.
- Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиасфера, 2006. 312 с.
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов (выпуск VI) / под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М., 2013. 192 с.
- Шишелова О.В., Гудков А.Б. Морфофункциональные особенности брахиоцефальных артерий у детей школьного возраста по данным дуплексного сканирования // Экология человека. 2006. № 3. С. 31-35.
- Ямпольская Ю.А., Скоблина Н.А., Бокарева Н.А. Лонгитудинальные исследования показателей физического развития школьников г. Москва (1960, 1980, 2000-е гг.) // Вестник антропологии. 2011. № 20. С. 63-70.
- Cole T.J., Bellizzi M.C., Flegal K.M., and Dietz W.H. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey // BMJ. 2000. Vol. 320. P. 1240.
Дополнительные файлы
