ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведено лонгитюдное исследование физического состояния и психомоторного развития школьников в течение трех лет в начале каждого учебного года с участием одних и тех же детей, поступивших в первый класс общеобразовательной школы г. Архангельска. Всего было обследовано 76 школьников (37 мальчиков и 39 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о гетерохронии и неравномерности психомоторного развития детей-северян от 7 до 9 лет с разным уровнем физической подготовленности, что, возможно, определяется индивидуальными особенностями функционального созревания мозговых структур. Сравнительный мониторинг выявил лучшую сформированность праксисов у детей со средним уровнем физической подготовленности, что свидетельствует о большей зрелости двигательного анализатора по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности.

Полный текст

Интенсивность обучения школьников, обусловленная сложностью решения задач в условиях модернизации образования, требует высокого умственного напряжения и совершенной психомоторной саморегуляции [11, 13]. Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант психомоторного развития на всех этапах непрерывного образования. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением. Моторные действия, включаясь в перцептивную деятельность ребенка, выполняют и гносеологическую функцию [7]. Принято считать, что психомоторное развитие - процесс изменения и становления функциональных систем организма, в основе которых лежат произвольные движения в течение его индивидуальной и общественной жизни. Психомоторная организация деятельности ребенка обусловлена работой комплекса мозговых и нервно-мышечных образований, осуществляющих афферентные синтезы, регуляцию и контроль выполнения двигательных программ. Исследование психомоторики и этапов формирования двигательной системы в онтогенезе позволяет судить о состоянии мозговых структур и особенностях их функционирования [2, 7, 13]. Оценка психомоторного развития на основе изучения праксисов у детей и взрослых чаще всего проводится при локальных поражениях мозга, функциональных нарушениях мозговой деятельности и патологии сенсорных систем [6, 7, 11, 12, 14]. Особенно актуальной оценка психомоторного развития становится в младшем школьном возрасте, когда происходит активное освоение и совершенствование сложных произвольных движений. Вместе с тем в доступной научной литературе отсутствуют сведения об изучении психомоторного развития у детей с разным уровнем физической подготовленности. Цель исследования - выявить особенности психомоторного развития детей-северян 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности на основе лонгитюдного изучения. Методы Лонгитюдное исследование физического состояния и психомоторного развития школьников проводилось в течение трех лет в начале каждого учебного года (октябрь-ноябрь) с участием одних и тех же детей, поступивших в первый класс общеобразовательной школы № 45 г. Архангельска. Всего было обследовано 76 школьников (37 мальчиков и 39 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет. Были выделены периоды обучения - первый год обучения (2007), второй (2008) и третий (2009). Исследование проводилось в стандартных условиях: в Проведено лонгитюдное исследование физического состояния и психомоторного развития школьников в течение трех лет в начале каждого учебного года с участием одних и тех же детей, поступивших в первый класс общеобразовательной школы г. Архангельска. Всего было обследовано 76 школьников (37 мальчиков и 39 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о гетерохронии и неравномерности психомоторного развития детей-северян от 7 до 9 лет с разным уровнем физической подготовленности, что, возможно, определяется индивидуальными особенностями функционального созревания мозговых структур. Сравнительный мониторинг выявил лучшую сформированность праксисов у детей со средним уровнем физической подготовленности, что свидетельствует о большей зрелости двигательного анализатора по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности. Ключевые слова: дети 7-9 лет, физическая подготовленность, психомоторное развитие, праксисы, темп психомоторной деятельности, зрительно-моторная координация 13 Экология детства Экология человека 2014.08 первой половине дня в специально оборудованном помещении, при хорошем самочувствии обследуемых, со стандартизированной словесной инструкцией, предварительной демонстрацией и пробой каждого задания по методике. Все обследованные школьники относились к 1-2 группам здоровья, на уроках физической культуры занимались в основной группе. Методологической основой для выбора методов исследования явились теория Н.А. Бернштейна [3] о многоуровневой системе организации произвольных движений и теория функциональных систем П. К. Анохина [1] . В программу исследования вошли методы, позволяющие определить физическую подготовленность, параметры психомоторного развития у детей младшего школьного возраста. Физическая подготовленность определялась на основе стандартных двигательных тестов по физической культуре для общеобразовательных школ с расчетом общего уровня развития физических кондиций (ОУФК) по формуле: ОУФК = (П + С + В + Н + Р + Б) : 6, где П - прыжок в длину с места (см); С - поднимание туловища из положения лежа (количество раз за 30 сек.); В - вис на согнутых руках (сек.); Н - наклон вперед из положения сидя (см); Р - упражнение «рыбка» (сек.); Б - челночный бег (сек.). Для каждого двигательного теста рассчитывался свой коэффициент ОУФК (баллы) по методике Б. Х. Ланда [9]. Исследовалось функциональное состояние двигательного анализатора на основе определения уровня сформированности праксисов с помощью методики Л. С. Цветковой [14]. Изучались кинестетический, динамический и пространственный праксисы, реци-прокная и слухомоторная координации, выполнение сложных двигательных программ. Изучение темпа психомоторной деятельности, статической и динамической зрительно-моторной координации проводилось с помощью компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Для определения темпа психомоторной деятельности использовался теппинг-тест для доминирующей руки. Регистрировались показатели: средний интервал моторной реакции - СИР, среднее квадратичное отклонение интервала реакции - СКОИР и среднего квадратичного отклонения тренда - СКОТ. Для определения сформированности зрительно-моторной координации использовались компьютерные тесты на статическую и динамическую координации, регистрировались время выполнения теста, частота касаний и среднее время касаний. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием пакетов программ Microsoft Office Excel 2003, SPSS 12.0 for Windows, Stadia 7.0 2008. Для каждого показателя проводилась оценка распределения признаков на нормальность по критерию Шапиро - Уилка. Статистическая значимость различий определялась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок на уровне значимости 95 % (р < 0,05) и его непараметрические аналоги (критерий Манна - Уитни). Для выявления значимости различий двух и более параметров в группах испытуемых использовались методы общей линейной модели (General Linear Model) и дисперсионный анализ с повторными изменениями, который позволяет оценить главные эффекты факторов. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимался за 0,05 [5, 10]. Результаты Анализ результатов стандартных двигательных тестов по физической культуре для общеобразовательных школ показал, что на первом году обучения в группе обследованных младших школьников 54 % мальчиков и 77 % девочек имели средний уровень физической подготовленности, а 46 и 23 % детей соответственно - низкий. Представляет интерес анализ психомоторного развития у детей с разным уровнем физической подготовленности на основе комплексной оценки показателей. Сравнительный мониторинг формирования праксисов у детей с разным уровнем физической подготовленности показал наличие особенностей с учетом возраста и пола детей (рис. 1). Наблюдение за формированием праксисов в течение трех лет у мальчиков с разным уровнем физической подготовленности показало, что в целом мальчики наиболее успешно выполняли тесты на слухомоторную координацию. Так, у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности слухомоторная координация к Рис. 1. Формирование праксисов у мальчиков с разным уровнем физической подготовленности Примечание. 1 - кинестетический прак-сис, 2 - динамический праксис, 3 - пространственный праксис, 4 - слухомоторная координация, 5 - двигательные программы. 14 Экология человека 2014.08 Экология детства началу каждого учебного года совершенствуется, причем в большей степени к началу третьего года обучения (р = 0,009). У мальчиков с низким уровнем физической подготовленности к началу второго учебного года доля ошибок в этом тесте снижается, но к началу третьего года вновь возрастает. В пробах на сложные двигательные программы у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности отмечается закономерное уменьшение количества ошибок к началу каждого года. В начале школьного обучения мальчики с низким уровнем физической подготовленности значимо лучше выполняли данные пробы (р = 0,03), к началу второго и третьего годов обучения доля ошибок увеличивается. Наибольшие затруднения у мальчиков как со средним, так и с низким уровнем физической подготовленности возникали при выполнении тестов на кинестетический, динамический и пространственный праксисы. В процессе возрастного развития идет закономерный процесс формирования кинестетического праксиса, судя по снижению доли ошибок в обеих группах мальчиков, независимо от уровня подготовленности. На третьем году обучения кинестетический праксис у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности статистически значимо сформирован лучше, чем у мальчиков с низким уровнем (р = 0,029). Количество ошибок в тесте на динамический праксис к началу каждого учебного года также снижается в обеих группах, причем более значимо у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности, при этом доля ошибок в данном тесте в обеих группах остается еще достаточно большой. При выполнении теста на пространственный праксис у мальчиков со средним и с низким уровнем физической подготовленности к началу второго учебного года отмечено улучшение показателей, но к началу третьего года обучения наблюдается статистически значимое увеличение ошибок (р = 0,002 и р = 0,018 соответственно). При оценке сформированности праксисов у девочек с разным уровнем физической подготовленности выявлено, что они наиболее успешно выполняли тесты на слухомоторную координацию и сложные двигательные программы (рис. 2). Так, у девочек независимо от уровня подготовленности к началу второго учебного года она становится несколько лучше, к началу третьего года доля ошибок в данном тесте увеличивается, но статистически не значимо, при этом у девочек с низким уровнем физической подготовленности показатели в тесте на слухомоторную координацию к началу третьего года обучения увеличиваются и становятся выше исходного уровня. При выполнении теста на сложные двигательные программы у девочек со средним уровнем физической подготовленности к началу второго года обучения происходит статистически значимое снижение количества ошибок (р = 0,012), к началу третьего года обучения доля ошибок значимо увеличивается и достигает исходного уровня (р = 0,024). У девочек с низким уровнем прослеживается та же тенденция при большем количестве ошибок. К началу второго и третьего годов обучения сфор-мированность двигательных программ у девочек со средним уровнем физической подготовленности статистически значимо лучше, чем у девочек с низким уровнем (р = 0,048 и р = 0,030 соответственно). При выполнении теста на пространственный праксис у девочек со средним уровнем физической подготовленности доля ошибок к началу каждого учебного года снижается, к началу третьего учебного года количество ошибок становится наименьшим. У девочек с низким уровнем физической подготовленности к началу второго учебного года доля ошибок в тесте на пространственный праксис несколько увеличивается, на третьем году - незначительно снижается. Пространственный праксис лучше сформирован у девочек со средним уровнем физической подготовленности, при этом статистически значимых отличий выявлено не было. Наибольшие затруднения у девочек как со средним, так и с низким уровнем физической подготовленности возникали при выполнении тестов на кинестетический и динамический праксисы. У девочек со средним уровнем физической подготовленности наибольшее количество ошибок в данных тестах возникало на первом году обучения в школе. К началу второго и третьего годов обучения количество ошибок уменьшалось в обоих тестах. Отмечается, что у девочек со средним уровнем физической подготовленности к началу второго и третьего годов обучения происходит 4.5 4 3.5 Баллы Рис. 2. Формирование праксисов у девочек с разным уровнем физической подготовленности Примечание. 1 - кинестетический прак-сис, 2 - динамический праксис, 3 - пространственный праксис, 4 - слухомоторная координация, 5 - двигательные программы. 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 - девочки со средним уровнем физической подготовленности -девочки с низким уровнем физической подготовленности 15 Экология детства Экология человека 2014.08 статистически значимое улучшение показателей формирования кинестетического праксиса (р = 0,014 и р = 0,042 соответственно). К началу третьего учебного года кинестетический праксис у девочек со средним уровнем физической подготовленности полностью сформирован. Динамический праксис продолжает совершенствоваться. У девочек с низким уровнем физической подготовленности формирование кинестетического и динамического праксисов протекает замедленно, на что указывает большое количество ошибок в этих тестах к началу третьего учебного года. К третьему году обучения у девочек со средним уровнем физической подготовленности статистически значимо лучше сформирован динамический праксис (р = 0,013). Объективным критерием, позволяющим определить скорость движений, является психомоторный темп, который характеризует уровень развития произвольных движений, лабильность нервной системы, быстроту реакции нервно-мышечного аппарата и формирование координационных способностей. Средний интервал моторной реакции определяется как время между двумя последовательными ударами и косвенно характеризует моторную скорость. Как показали результаты исследования, у мальчиков как со средним, так и с низким уровнем физической подготовленности к началу каждого учебного года при выполнении теста ведущей рукой отмечается снижение среднего интервала моторной реакции (табл. 1). Характерно, что у мальчиков с низким уровнем физической подготовленности к началу второго года обучения происходит статистически значимое снижение данного показателя (р = 0,005). Оценка показателей, характеризующих устойчивость ритма психомоторной деятельности, СКОИР и СКОТ, выявила, что на протяжении трех лет исследования устойчивость ритма психомоторной деятельности была выше у мальчиков с низким уровнем физической Таблица 1 Показатели темпа психомоторной деятельности у мальчиков 7-9 лет со средним (n = 20) и низким (n = 17) уровнем физической подготовленности (ФП) (M ± m) Год Уровень ФП Показатель СИР, мс СКОир, у. е. ТИР, у. е. скот, у. е. 2007 Средний (1) 212,70 ± 5,85 49,65 ± 4,54 0,25 ± 0,16 61,86 ± 6,36 Низкий (4) 229,41 ± 6,41 41,41 ± 2,86 -0,14 ± 0,26 45,22 ± 4,07 2008 Средний (2) 206,05 ± 5,5 60,20 ± 9,72 0,35 ± 0,09 80,51 ± 14,9 Низкий (5) 206,41 ± 3,07 36,65 ± 3,44 0,2 ± 0,06 46,61 ± 5,48 2009 Средний (3) 197,80 ± 7,03 63,75 ± 9,47 0,34 ± 0,07 85,54 ± 14,28 Низкий (6) 198,06 ± 4,43 44,65 ± 5,92 0,19 ± 0,06 57,94 ± 9,07 Значи мость различий р4-р5 = 0,005 р2-р5 = 0,04 - подготовленности. Об этом свидетельствуют более низкие показатели СКОИР и СКОТ ведущей руки. К началу второго года обучения мальчики с низким уровнем физической подготовленности показывают результаты СКОИР статистически значимо ниже (р = 0,040) относительно группы мальчиков, имеющих средний уровень физической подготовленности. Для показателей тренда интервала реакции (ТИР) характерны разноплановые изменения, характеризующиеся замедлением или ускорением темпа психомоторной деятельности. Выявлено, что к началу каждого учебного года у мальчиков независимо от уровня физической подготовленности происходит ускорение темпа психомоторной деятельности. Некоторое замедление темпа психомоторной деятельности отмечалось у мальчиков с низким уровнем физической подготовленности, но статистически значимых отличий выявлено не было. Оценка темпа психомоторной деятельности у девочек со средним и низким уровнем физической подготовленности показала, что к началу каждого учебного года средний интервал реакции снижается (табл. 2). Отмечается, что у девочек со средним уровнем физической подготовленности к началу второго и третьего годов происходит значимое снижение среднего интервала реакции (р = 0,009 и р = 0,003 соответственно). У девочек с низким уровнем физической подготовленности статистически значимое снижение СИР наблюдается к началу второго года обучения (р = 0,024). Выявлено, что на первом учебном году средний интервал реакции был короче у девочек со средним уровнем физической подготовленности по сравнению с девочками, имеющими низкий уровень физической подготовленности (р = 0,028). Таблица 2 Показатели темпа психомоторной деятельности у девочек 7-9 лет со средним (n = 30) и низким (n = 9) уровнем физической подготовленности (M ± m) Уровень ФП Показатель Год СИР, мс скоир, у. е. ТИР, у. е. скот, у. е. 2007 Средний (1) 222,26 ± 4,25 46,43 ± 5,32 0,24 ± 0,16 53,99 ± 8,52 Низкий (4) 246,33 ± 13,32 85,77 ± 39,53 -0,20 ± 0,47 109,14 ± 52,38 2008 Средний (2) 206,20 ± 4,61 44,30 ± 3,39 0,17 ± 0,08 53,16 ± 5,59 Низкий (5) 210,22 ± 3,34 30,88 ± 3,76 0,10 ± 0,17 31,81 ± 6,27 2009 Средний (3) 192,06 ± 3,47 43,30 ± 3,89 0,13 ± 0,06 53,87 ± 6,02 Низкий (6) 207,22 ± 8,21 31,55 ± 2,97 0,48 ± 0,12 35,26 ± 3,84 Значи мость различий р1 р2 = 0,009 р2-р3 = 0,003 р4-р5 = 0,024 р1 р4 = 0,028 р5-р6 = 0,033 р3-р6 = 0,012 р1-р4 = 0,048 16 Экология человека 2014.08 Экология детства Устойчивость ритма психомоторной деятельности по показателям СКОИР и СКОТ к началу второго и третьего учебных годов была выше у девочек с низким уровнем физической подготовленности. Отмечается, что к началу второго учебного года устойчивость ритма значимо выше у девочек с низким уровнем физической подготовленности, по сравнению с девочками со средним уровнем (р = 0,048). Анализируя результаты исследования темпа психомоторной деятельности, следует отметить наличие волнообразных изменений у девочек как с низким, так и со средним уровнем физической подготовленности. Так, у девочек со средним уровнем физической подготовленности к началу второго и третьего годов обучения отмечается замедление темпа психомоторной деятельности. У девочек с низким уровнем физической подготовленности к началу второго и третьего года происходит ускорение темпа психомоторной деятельности, причем к третьему году темп увеличивается статистически значимо (р = 0,033). К третьему году темп психомоторной деятельности значимо выше у девочек с низким уровнем физической подготовленности по сравнению с девочками, имеющими средний уровень (р = 0,012). Объективным показателем уровня психомоторного развития ребенка являются его координационные способности, которые характеризуются прежде всего способностью к согласованию определенных действий в процессе управления двигательной деятельностью в соответствии с поставленной целью. В младшем школьном возрасте происходит активное формирование зрительно-моторной координации. Для определения статической и динамической зрительно-моторной координации (ЗМК) использовались соответствующие компьютерные тесты. При выполнении теста на статическую координацию точность ЗМК в течение трех лет обучения была выше у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности (табл. 3 и табл. 4). На третьем году обучения точность ЗМК была выше у девочек со средним уровнем физической подготовленности. Отмечается волнообразное изменение времени касания как у мальчиков, так и у девочек с разным уровнем физической подготовленности, что свидетельствует о незрелости статической координации в этом возрасте. При выполнении теста на динамическую координацию оказалось, что к началу третьего года обучения точность ЗМК была выше у мальчиков с низким и девочек со средним уровнем физической подготовленности, а скорость ЗМК выше у мальчиков со средним, а у девочек - с низким уровнем физической подготовленности. Среднее время касания выше у девочек и мальчиков с низким уровнем подготовленности, скорость координации варьирует, отмечается некоторое снижение показателя у детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Таблица 3 Показатели статической и динамической зрительно-моторной координации у мальчиков со средним (n = 20) и низким (n = 17) уровнем физической подготовленности (M ± m) Год Уровень ФП Статическая координация Динамическая координация Точ ность, гц Среднее время касания, сек. Точ ность, гц Среднее время касания, сек. Ско рость, сек. 2007 Средний (1) 0,97 ± 0,14 0, 094 ± 0,026 2,11 ± 0,19 0,185 ± 0,015 14,86 ± 1,28 Низкий (4) 1,04 ± 0,23 0,067 ± 0,013 2,42 ± 0,24 0,181 ± 0,024 12,38 ± 1,34 2008 Средний (2) 0,97 ± 0,21 0,120 ± 0,026 2,54 ± 0,18 0,128 ± 0,006 16,54 ± 2,13 Низкий (5) 1,20 ± 0,26 0,091 ± 0,020 2,55 ± 0,25 0,136 ± 0,008 14,98 ± 1,71 2009 Средний (3) 0,88 ± 0,23 0,067 ± 0,012 2,54 ± 0,18 0,164 ± 0,012 14,07 ± 1,62 Низкий (6) 1,07 ± 0,31 0,054 ± 0,011 2,42 ± 0,18 0,166 ± 0,012 16,37 ± 1,77 Значи мость разли чий - - р1-р2 = 0,002 р2-р3 = 0,015 - Таблица 4 Показатели статической и динамической зрительно-моторной координации у девочек со средним (n = 30) и низким (n = 9) уровнем физической подготовленности (M ± m) Год Уровень ФП Статическая координация Динамическая координация Точ ность, гц Среднее время касания, сек. Точ ность, гц Среднее время касания, сек. Ско рость, сек. 2007 Средний (1) 1,04 ± 0,21 0,077 ± 0,008 2,38 ± 0,23 0,164 ± 0,013 13,99 ± 1,56 Низкий (4) 0,80 ± 0,2 0,077 ± 0,012 2,49 ± 0,38 0,167 ± 0,022 16,47 ± 3,55 2008 Средний (2) 0,58 ± 0,12 0,084 ± 0,028 2,27 ± 0,14 0,128 ± 0,007 18,01 ± 1,65 Низкий (5) 1,24 ± 0,36 0,039 ± 0,011 1,89 ± 0,29 0,229 ± 0,058 13,74 ± 2,69 2009 Средний (3) 0,58 ± 0,13 0,082 ± 0,026 2,05 ± 0,14 0,135 ± 0,007 20,11 ± 1,58 Низкий (6) 0,91 ± 0,29 0,068 ± 0,015 2,32 ± 0,32 0,144 ± 0,008 15,81 ± 3,25 Значи мость разли чий р1-р2 = 0,018 р4-р5 = 0,044 р2-р5 = 0,029 р1-р2 = 0,004 р2-р5 = 0,005 р1-р2 = 0,009 Обсуждение результатов Психомоторная организация деятельности ребенка обусловлена работой комплекса мозговых и нервно-мышечных образований, осуществляющих афферентные синтезы, регуляцию и контроль выполнения двигательных программ. Психомоторное развитие, отражающее процесс изменения и становления функциональных систем организма, является необходимым компонентом учебно-познавательной деятельности школьника [2, 4, 11]. 17 Экология детства Экология человека 2014.08 Изучение психомоторного развития проводилось на основе анализа праксисов, темпа психомоторной деятельности, статической и динамической зрительномоторной координации. В процессе роста и развития детей происходит закономерное совершенствование воспринимающей функции мозга, что и показали результаты проведенного исследования. Важную роль в этом процессе, особенно на относительно поздних этапах индивидуального развития (школьный возраст), играет формирование регуляторной системы (система управляемой активации), обеспечивающей успешный прием и переработку внешней информации в затрудненных условиях [7, 8, 11]. Об уровне психомоторного развития и системы управления произвольными движениями ребенка, а также функциональном состоянии двигательного анализатора можно судить по степени сформирован-ности праксисов [2, 11]. В настоящих исследованиях низкий уровень сформированности праксисов у детей на первом году обучения в школе, вероятно, связан с тем, что возраст 7-8 лет является критическим периодом развития ребенка и характеризуется существенной морфофункциональной перестройкой организма, напряжением адаптационных механизмов под влиянием внешних и внутренних факторов. К третьему году обучения происходит онтогенетический скачок формирования кинестетического и динамического праксисов у детей с разным уровнем физической подготовленности, что свидетельствует о процессе созревания двигательного анализатора. Более интенсивно этот процесс идет у детей со средним уровнем физической подготовленности. При изучении пространственного праксиса, являющегося наиболее сложной формой психического отражения, выявлены волнообразные изменения показателей у мальчиков независимо от уровня физической подготовленности и у девочек с низким уровнем физической подготовленности, что может свидетельствовать о том, что межполушарное взаимодействие, которое обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничную последовательность познавательных процессов на этом этапе возрастного развития, находится в стадии формирования. Известно, что в период младшего школьного возраста происходит активное формирование системы двигательных реакций, развитие и совершенствование сенсорной чувствительности по пространственному, временному и силовому параметрам движений. Темп психомоторной деятельности характеризует уровень развития произвольных движений, лабильность нервной системы, быстроту реакции нервно-мышечного аппарата и формирование координационных способностей [4, 7, 11]. Психомоторное развитие мальчиков со средним уровнем физической подготовленности на третьем году обучения отличается лучшей сформирован-ностью слухомоторной координации, сенсорной скоординированностью относительно мальчиков с низким уровнем, при этом скорость темпа психомоторной деятельности к началу каждого учебного года повышается независимо от уровня физической подготовленности. Психомоторное развитие девочек со средним уровнем физической подготовленности на третьем году обучения характеризовалось высоким уровнем развития скорости восприятия и передачи информации, динамической скоординированностью. Скорость темпа психомоторной деятельности у девочек со средним уровнем физической подготовленности превосходит показатели девочек с низким уровнем подготовленности, что свидетельствует о большей зрелости двигательного анализатора. Проведенное лонгитюдное исследование показало, что у детей на протяжении первых трех лет обучения в школе происходит активное формирование зрительно-моторной координации. При этом отмечается лучшая сформированность и точность динамической зрительно-моторной координации к третьему году обучения у мальчиков с низким и девочек со средним уровнем физической подготовленности, а скорость зрительно-моторной координации - у мальчиков со средним и девочек с низким уровнем физической подготовленности. Полученные результаты могут свидетельствовать об активном и неравномерном процессе развития зрительного гнозиса на данном возрастном отрезке при управлении произвольными движениями ребенка. Результаты проведенного лонгитюдного исследования свидетельствуют о гетерохронии и неравномерности психомоторного развития детей-северян от 7 до 9 лет с разным уровнем физической подготовленности, что, возможно, определяется индивидуальными особенностями функционального созревания мозговых структур. Выявленные закономерности психомоторного развития детей на основе анализа показателей психомоторной деятельности, психомоторных качеств, сформированности праксисов позволяют судить о психомоторной организации детей младшего школьного возраста на начальных этапах обучения в школе.
×

Об авторах

Наталья Борисовна Лукманова

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Email: n.lukmanova@narfu.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры института физической культуры, спорта и здоровья 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины

Т В Волокитина

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Архангельск

А Б Гудков

Северный государственный медицинский университет

Архангельск

О А Сафонова

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Архангельск

Список литературы

  1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 196 с.
  2. Безруких М.М., Любомирский Л.Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков. М.: Образование от А до Я, 2000. 256 с.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. С. 160-170.
  4. Волокитина Т.В., Тихонова О.Н., Попова Е.В. Психомоторное развитие школьников Европейского Севера России: монография. Архангельск: Поморский университет, 2010. 136 с.
  5. Гржибовский А. М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика // Экология человека. 2008. № 1. С. 52-58.
  6. Гудков А.Б., Попова О.Н., Пащенко А.В. Физиологические реакции человека на локальное холодовое воздействие: монография. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2012. С. 43-85.
  7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
  8. Козак Л. М., Коробейников Г.В., Коробейникова Л.Г. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 2. С. 35-43.
  9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2004. С. 72-75.
  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 3-е изд. СПб.: Речь, 2007. 392 с.
  11. Никандров В.В. Психомоторика. СПб.: Речь, 2004. 104 с.
  12. Пащенко А.В., Гудков А.Б., Волосевич А.И. Реакция срединных структур головного мозга на локальное охлаждение по данным ЭЭГ // Экология человека. 2001. № 4. С. 43-45.
  13. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5. С. 17-27.
  14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. 96 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2014



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах