СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА УЧЕНИЦ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью нашего исследования было оценить динамику длины и массы тела девочек 7-11 лет, обучающихся в школах, расположенных в двух районах г. Череповца с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Длину и массу тела общепринятыми антропометрическими методами измеряли медицинские работники школ. Было установлено, что по окончании начальных классов девочки, обучающиеся в школах Индустриального района, имеют статистически значимо меньшие длину и массу тела, а также величины прироста этих соматометрических показателей по сравнению со сверстницами из школ Заягорбского района.

Полный текст

Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья ребенка. Хорошо известно, что по его уровню и динамике можно оценить соответствие условий воспитания и обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей. Динамическое наблюдение за физическим развитием детей позволяет выявлять влияние меняющихся условий жизни на их рост и развитие, поэтому является актуальным отслеживать тенденции в физическом развитии детей в различных регионах Российской Федерации [6]. Два фундаментальных показателя физического развития — длина и масса тела могут быть легко и с достаточной точностью измерены у детей. Длина тела зависит от формирования костной системы и тесно связана с темпом возрастного развития. Масса тела определяет прочность опорных структур и требования к мышечной системе. Череповец — крупный индустриальный центр Европейского Севера России. Городская целевая программа «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий, на 2004 — 2015 годы» включает 67 мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферного воздуха. Тем не менее в атмосфере г. Череповца отмечаются загрязнения, превышающие гигиенические нормативы, установленные для ряда веществ в атмосферном воздухе населённых мест [8, 9]. Ранее выявлено угнетающее воздействие длительного химического загрязнения атмосферного воздуха на развитие детей 4 — 7 лет в г. Магнитогорске [4]. При загрязнениях воздуха замедляется скорость биологического созревания школьников, наблюдается дисгармоничность физического развития [6]. Дети, проживающие в районах с различной степенью загрязнения атмосферы, имеют худшие антропометрические показатели по сравнению с детьми контрольной группы, что можно объяснить проявлением защитно-компенсаторных реакций организма, направленных на его оптимальное приспособление к окружающей среде [7]. Стадия активизации гонад начинается у девочек с 10— 11 лет [ 15]. Причем с 10 лет фиксируется тотальное увеличение размеров тела. В 11 лет дети заканчивают начальную школу, поэтому важно оценить динамику длины и массы тела как для определения особенности реакций организма на комплекс внешнесредовых нагрузок, так и для планирования работы на следующем этапе среднего образования. В большинстве исследований анализируются данные по конкретной школе или в целом по городу. Тем не менее представляется важным сопоставить показатели по группам детей, обучающихся в разных районах города с отличающейся антропогенной нагрузкой. Исходя из этого цель нашего исследования — оценить динамику длины и массы тела школьниц 7—11 лет, жительниц двух районов г. Череповца. 44 Экология человека 2013.07 Экология детства Методы В октябре 2006 года в рамках городской целевой программы «Здоровый город» под патронажем комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Череповца оценен уровень физического развития школьников первых классов. Под нашим руководством были проведены семинары для медицинских работников и учителей физической культуры, учителей начальных классов, принимавших участие в измерении антропометрических показателей и педагогических тестах. Длину и массу тела у детей измеряли общепринятыми антропометрическими методами в соответствии с рекомендациями [11]. В конце сентября — начале октября 2010 года в рамках реализации программы «Здоровый город» медицинскими работниками школ города были собраны данные о физическом развитии пятиклассников. Для исследования использованы данные 292 девочек, обучавшихся в 12 школах города, которые отобраны в соответствии с их расположением вблизи или вдали от санитарной зоны. Тип исследования — естественный лонгитюдный эксперимент с дизайном повторяющихся показателей и вторичным анализом данных. Наряду с оценкой изменений абсолютных значений показателей изучены их относительные скорости роста. Эта величина равна отношению разницы меяаду последовательным и предыдущим измерением и предыдущего измерения [3]: Р n - Р. СР = —-- Р2 Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом считается наиболее объективной [2, 11]. В последние годы для изучения физического развития детей широко применяется метод перцентилей. За средние или условно нормальные принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, — в интервале от 25 до 75 центиля [2]. Поэтому с помощью пакета Statistica 6.0 вычислялись не только средние арифметические значения массы и длины тела, но и значения соответствующих квартилей. В связи с тем, что выборки по каждой школе не превышали 60 девочек и являлись малыми, не было возможности оценить характер распределения статистическим методами. В этом случае использовались непараметрические методы Краскела — Уоллиса и Манна — Уитни [13]. Критический уровень значимости р < 0,05. Результаты В табл. 1 представлены значения длины и массы тела 141 первоклассницы, проживающей в Индустриальном районе, в небольшом удалении от санитарно-защититной зоны, и 151 сверстницы из Заягорбского района г. Череповца. С помощью критерия Краскела — Уоллиса мы проверили гипотезу о принадлежности девочек, обучающихся в 12 школах, к одной генеральной совокупности подлине и массе тела. Приведем выборочное значение статистики критерия Н при сравнении длин тела (п = 292) Н = 23,07, df = 11, р = 0,017. Следовательно, нулевая гипотеза отклоняется и нужно признать, что существуют статистические различия в значениях медиан длины тела у первоклассниц, обучающихся в рассматриваемых 12 школах города. Подтвердилась альтернативная гипотеза и при сравнении медиан массы тела первоклассниц (п = 292): Н = 35,97, df = 11, р < 0,001. Причем нулевая гипотеза отклонена на более высоком уровне значимости. Выделены две группы школ. Первая — школы, расположенные в Индустриальном районе города (3, 4, 6, 12, 15, 16), вторая — школы Заягорбского района (7, 24, 28, 31, 33, 34) (рис. 1). Показатели длины и массы тела первоклассниц г. Череповца Таблица 1 Школы Индустриального района Школы Заягорбского района № п М Me Q1 Q3 № п М Me Ql Q3 Длина тела 3 22 125,8 127,0 123,3 128,8 7 28 126,4 126,0 121,8 130,1 4 37 123,3 123,0 120,0 127,0 24 24 125,5 125,7 123,9 129,4 6 27 127,3 128,0 123,0 132,5 28 28 126,0 125,0 121,0 130,0 12 18 124,6 125,0 120,3 128,0 31 24 128,9 128,5 125,0 133,1 15 14 125,1 124,5 121,0 129,0 33 36 127,3 128,0 124,5 129,5 16 23 123,3 122,5 120,3 125,8 34 11 126,5 125,0 122,5 131,0 Масса тела 3 22 25,15 24,45 22,80 25,83 7 28 27,05 25,55 23,68 28,68 4 37 24,59 23,60 21,10 26,40 24 24 27,46 26,35 24,60 28,78 6 27 23,06 22,60 20,40 24,45 28 28 28,08 25,50 23,15 31,75 12 18 25,94 25,35 22,68 27,58 31 24 26,90 25,75 23,75 30,25 15 14 23,01 22,30 20,83 24,30 33 36 26,12 24,10 22,80 27,60 16 23 23,72 22,40 20,60 24,70 34 11 27,35 28,00 23,50 31,50 Примечание для табл. 1—4. М — среднее арифметическое, Me — медиана, Q1— 1-й квартиль, Q3 — 3-й квартиль. 45 Экология детства Экология человека 2013.07 Номера школ Рис. 1. Статистические характеристики массы тела первоклассниц г. Череповца С использованием критерия Краскела — Уоллиса установлено, что девочки, проживающие в Индустриальном районе, представляют выборку из одной генеральной совокупности по длине (п = 141) Н = 10,142, df = 5, р = 0,071) и массе (п = 152) Н = 7,517, df = 5, р = 0,185) тела. В свою очередь девочки из Заягорбского района также составляют однородную выборку из другой генеральной совокупности по длине (п = 151) Н = 5,118, df = 5, р = 0,402) и массе (п = 151) Н = 3,602, df = 5, р = 0,061) тела. С помощью критерия Шапиро — Уилка выявили, что значения длины тела имеют гаусовское распределение у девочек-жительниц обоих районов: W (Индустриальный район) = 0,991, р = 0,527 и W (Заягорбский район) = 0,993, р = 0,623. Распределение значений массы тела отличается от нормального: W (Индустриальный район) = 0,892, р < 0,001 и W (Заягорбский район) = 0,866, р < 0,001. По окончании начальной школы и переходе в 5 класс те же девочки были повторно обследованы (табл. 2). Результаты статистического анализа подтвердили выявленную ранее тенденцию: у жительниц двух районов г. Череповца статистически значимо различаются показатели длины (U = 4306, z = —8,793, р < 0,001) и массы тела (U = 5875, z = —6,617, р < 0,001). На рис. 2 и 3 можно заметить больший разброс и меньшие значения роста и массы тела у девочек Индустриального района. Характер распределения значений длины и массы тела у пятиклассниц обоих районов не изменился. Ранее нами при обработке показателей физического развития девочек, обучавшихся в 29 школах города, получено, что в среднем за период обучения в начальной школе относительный прирост длины тела у них составил 16,4 %, массы — 52,7 %. Жительницы Таблица 2 Показатели длины и массы тела пятиклассниц г. Череповца Школы Индустриального района Школы Заягорбского района № п М Me Ql Q3 № n M Me Ql Q3 Длина тела 3 22 143,9 144,0 141,3 147,0 7 28 151,5 150,5 147,8 154,3 4 37 140,5 140,0 137,0 145,0 24 24 148,5 150,5 142,0 154,3 6 27 146,0 147,0 137,5 153,0 28 28 150,9 151,0 145,8 156,6 12 18 143,7 145,5 139,0 147,8 31 24 149,6 149,5 146,8 152,8 15 14 135,8 136,5 131,1 142,6 33 36 150,8 151,0 146,0 156,0 16 23 140,6 140,5 136,8 143,5 34 11 152,0 152,0 144,3 156,5 Масса тела 3 22 37,55 35,80 31,63 41,25 7 28 44,11 43,00 36,00 47,25 4 37 35,62 33,00 29,00 41,00 24 24 42,00 42,00 36,50 47,25 6 27 37,90 37,00 29,00 47,00 28 28 46,02 42,10 39,00 51,68 12 18 39,72 37,00 32,00 45,00 31 24 43,75 44,00 36,75 48,00 15 14 30,04 29,90 25,30 34,50 33 36 40,89 39,00 34,50 43,20 16 23 34,65 33,00 30,00 36,00 34 11 46,09 48,00 44,10 49,00 46 Экология человека 2013.07 Экология детства Рис. 2. Статистические характеристики длины тела пятиклассниц г. Череповца Рис. 3. Статистические характеристики массы тела пятиклассниц г. Череповца Индустриального района имеют за период обучения в начальной школе меньший прирост длины и массы тела, чем в среднем по городу. Более точно выявить различия можно, рассматривая относительные приросты соматометрических показателей. Анализируя материалы табл. 3 и 4, отметим, что за период обучения в начальной школе различия по этим соматическим характеристикам у девочек увеличились. Вариационные ряды у девочек Индустриального и Заягорбского районов положительно асимметричны. Рассчитаем коэффициент асимметрии Пирсона, который зависит от асимметричности в средней части ряда распределений. Более выражена асимметрия в распределении значений массы тела девочек Индустриального района (0,173 > 0,149). Это указывает на то, что в данной подгруппе более выражено слабо варьирующее по признаку массы тела ядро, Относительные приросты длины тела девочек г. Череповца за период обучения в начальной школе Таблица 3 Школы Индустриального района М Me Ql Q3 Школы Заягорбского района М Me Ql Q3 3 14,45 13,72 11,85 17,00 7 19,90 19,60 18,15 22,02 4 14,06 12,50 11,20 16,26 24 18,37 18,11 16,72 20,42 6 14,96 14,23 11,91 16,41 28 19,87 20,33 18,00 21,69 12 15,36 16,23 14,10 16,91 31 16,13 16,07 13,96 17,08 15 5,61 4,72 3,77 6,96 33 18,43 18,33 16,98 19,67 16 14,01 13,56 12,50 16,09 34 20,23 21,71 18,76 23,30 Среднее по подгруппе 13,60 13,35 11,20 16,39 Среднее по подгруппе 18,82 18,63 16,67 21,17 47 Экология детства Экология человека 2013.07 Таблица 4 Относительные приросты массы тела девочек г. Череповца за период обучения в начальной школе Школы Индустриального района М Me Ql Q3 Школы Заягорб-ского района М Me Ql Q3 3 42,67 43,37 35,86 49,47 7 63,63 61,77 46,11 75,46 4 44,50 42,11 29,25 55,89 24 52,97 52,54 39,98 63,80 6 68,12 59,55 32,23 92,13 28 65,99 58,29 48,42 72,11 12 52,38 48,74 40,76 60,78 31 62,88 61,82 48,91 72,75 15 30,32 26,51 22,97 33,51 33 57,32 54,58 45,15 67,51 16 45,40 46,34 34,49 52,27 34 71,38 73,01 55,57 96,23 Среднее по подгруппе 48,34 43,59 30,82 59,75 Среднее по подгруппе 61,56 58,59 46,01 72,40 т. е. большая часть пятиклассниц имеет массу тела, близкую к среднему арифметическому. Обсуждение результатов Длина тела у детей служит основным критерием уровня соматической зрелости и является наиболее консервативным признаком, в меньшей мере зависящим от влияния факторов внешней среды. Тем не менее часто болеющие дети к началу обучения по длине тела отстают от эпизодически болеющих детей (на 2,9—3,9 см, р < 0,05) [12]. Девочки, проживающие в районах города, различно удаленных от промышленной зоны, по длине тела представляют собой выборки из разных генеральных совокупностей. Причем проживающие ближе к промышленной зоне имеют значимо меньшую длину тела. Масса тела и относительные приросты двух основных соматометри-ческих показателей также меньше у этих девочек. Ранее мы показали, что для оценки телосложения девочек младшего школьного возраста целесообразно использовать весоростовой индекс Рорера [16]. Медиана значений индекса меньше у девочек Индустриального района по сравнению с медианой у девочек, проживающих в Заягорбском районе (соответственно 12,16 и 12,87 кг). Эти различия значимы (U = 8269, z = —3,297, р = 0,001). Отмечено, что одной из причин увеличения числа высокорослых детей является гормональный дисбаланс как следствие неблагоприятной экологической обстановки, высокой интенсивности обучения, социального напряжения в обществе [ 1]. Наши данные согласуются с выводами [5, 10] о тенденции к астенизации физического развития детей. Причем снижение массы тела отмечено у девочек, проживающих в более экологически неблагоприятном районе города. 23 марта 2007 года в Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации». Признана необходимость закрепления в законодательном порядке проведения такого мониторинга на общероссийском уровне [14]. Обратившись к архиву этих данных, можно, используя предложенный нами подход, выяснить особенности динамики антропометрических показателей детей, проживающих в разных районах экологически неблагополучных городов России.
×

Об авторах

Владислав Федорович Воробьев

Череповецкий государственный университет

Email: vovofo@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5

Список литературы

  1. Волкова Л. Ю., Копытько М. В., Конь И. Я. Физическое развитие школьников г. Москвы, современное состояние и методы оценки // Гигиена и санитария. 2004. № 4. С. 42-46.
  2. Изаак С. И., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников: монография. М.; Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. С. 44-80.
  3. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В., Букреева Д. П., Васильева Р. М. Возрастное развитие системных мышц и физической работоспособности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 225.
  4. Котышееа E. H., Дзюндзя Н. А., Болотская М. Ю. Некоторые показатели индивидуального развития детей промышленного города // Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 69-71.
  5. Крукович Е. В., Лучанинова В. H., Транковская Л. В. Динамика физического развития детей г. Владивостока // Педиатрия. 2004. № 6. С. 89—94.
  6. Кучма В. Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. 2002. № 6. С. 51—53.
  7. Мустаев Р.З. Оценка уровня физической подготовки учащихся общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2002. № 4. С. 43—46.
  8. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Вологодской области в 2008 г.: государственный доклад. Вологда, 2009. С. 7—12.
  9. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Вологодской области в 2011 г.: государственный доклад / под ред. И. А. Кузнецовой, Б. В. Лимина. Вологда, 2012. С. 7-14 [электронный ресурс]. URE: http://35.rospotrebnadzor.ru/files.aspx?id=21effe2900ed4052b66b2368efa3ef5e (дата обращения 19.07.2012).
  10. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста / Е. А. Поварго, Р. Н. Зигитбаев, X. З. Шубина, А. Ш. Ямалетдинов, Т. Р. Зулькарнаев // Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 71—73.
  11. Оценка основных антропометрических показателей и некоторых физиологических параметров у детей Северо-Запада. Методические рекомендации / Е. И. Алешина, H. Р. Балаклец, H. Н. Венин, H. Н. Воронович, Г. М. Зинкер, О. А. Слепых, М. М. Хомич. СПб., 2000. 64 с.
  12. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития // Экология человека. 2008. № 2. С. 34—38.
  13. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
  14. Сборник материалов по итогам «круглого стола» на тему «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации», проведенного в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 23 марта 2007 года. М., 2007. 50 с.
  15. Сельверова Н. Б., Филиппова Т. А. Развитие системы нейроэндокринной регуляции // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 104-126.
  16. Тамбовцева Р. В. Весоростовой индекс как морфологический критерий выделения конституциональных групп девочек 7 — 9 лет // Морфология. 2009. Т. 135, № 1. С. 53-57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2013



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах