ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ ТУВА
- Авторы: Будук-оол Л.К.1
-
Учреждения:
- Тувинский государственный университет, г. Кызыл
- Выпуск: Том 20, № 5 (2013)
- Страницы: 54-60
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 23.10.2019
- Статья опубликована: 15.05.2013
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/17355
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco17355
- ID: 17355
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучались особенности адаптации к обучению студентов двух национальных групп, проживающих в условиях Республики Тува. Установлено, что независимо от национальности студенты обладают низкими функциональными возможностями внешнего дыхания. Студенты-тувинцы в отличие от русских характеризуются удовлетворительным адаптационным потенциалом, более высоким уровнем физического состояния, свидетельствующими о более совершенных физиологических механизмах адаптации. Тувинцам присущи более высокий уровень тревожности, интровертированность, преобладание флегматического и меланхолического типов темперамента, что определяет низкий уровень их психосоциальной адаптации при обучении в вузе. У студентов отмечаются различные типы адаптивных стратегий: у тувинцев процесс адаптации к образовательной деятельности определяется меньшим числом внутри- и межуровневых связей, что указывает на более высокие адаптивные возможности их организма; у русских стабильно большее число взаимосвязей говорит о неэкономичном типе приспособительных реакций, сопровождающемся снижением физиологических резервов организма.
Полный текст
Последние годы появилось большое количество исследований по проблемам адаптации студентов к обучению в вузе, а состояние здоровья студентов рассматривается в аспекте адаптации [4, 6, 11]. Сложность проблемы адаптации студентов к обучению определена тем, что функциональная система адаптации в период обучения в вузе формируется при взаимодействии и взаимовлиянии комплекса физиологических, психофизиологических, психологических и социальных компонентов, а также обусловлена влиянием факторов природной среды. В районах Сибири многообразный комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов сочетается с экстремальными климатическими условиями проживания. Показано, что климатогеографические и социально-экономические условия регионов оказывают существенное влияние на состояние здоровья и успешность адаптации как коренного, так и пришлого населения [2]. В силу разных причин и у тех, и у других в процессе фенотипической адаптации наблюдаются перестройки метаболизма, психоэмоциональное напряжение, развитие десинхроноза. В ряде случае длительное психоэмоциональное напряжение, которое является одним из основных звеньев мобилизации резервных возможностей организма, в сочетании с изменениями метаболизма становится причиной развития дезадаптации и прогрессирования соматических заболеваний [12]. Адаптация студентов зависит не только от физиологических компенсаторно-приспособительных механизмов, но и от личностных и психофизиологических особенностей человека. Роль и соотношение физиологических и психологических механизмов заключаются в обеспечении взаимной компенсации, что и определяет индивидуальную стратегию адаптации человека [4, 5]. До сих пор не ясно, какова роль этих факторов в процессах адаптации коренного и пришлого населения, особенно студенческой молодежи, деятельность которой сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками. В связи с этим все большее внимание уделяется изучению этнических особенностей учащейся молодежи в различных климатогеографических регионах [2]. Однако эти работы касаются преимущественно коренного этноса, сравнительной оценки состояния организма студентов разных этнических групп, проживающих на одной территории, к настоящему времени крайне мало, а имеющиеся сведения об адаптации студентов коренного и пришлого населения к условиям проживания достаточно противоречивы. Указанные предпосылки определили цель и направление настоящего исследования. Цель работы — выявить морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации к обучению в вузе юношей и девушек тувинской и русской национальности, проживающих в экологоклиматогеографических и социальных условиях в условиях южносибирского региона России в динамике пяти лет обучения в вузе. 54 Экология человека 2013.05 Методы Лонгитюдное исследование проводилось на базе Тувинского государственного университета. Объектом исследования служили студенты тувинской и русской (пришлые, во 2-м и более поколении) национальности. Всего обследованы 1 100 студентов с 1-го по 5-й курс. Исследования проводились в период функционального покоя в первой половине октября каждого учебного года. Антропометрические измерения проводили по стандартным методикам. Функциональные параметры дыхательной системы определяли по жизненной емкости легких (ЖЕЛ), рассчитывали должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) и жизненный индекс (ЖИ) как соотношение ЖЕЛ и массы тела. Измерения артериального давления проводились аускультативным методом Н. С. Короткова. Частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась пальпаторно за 30 сек. На основании регистрируемых величин рассчитывались показатели гемодинамики — пульсовое (ПД), среднее (АДср) давление, минутный (МОК) и ударный (УОК) объем кровообращения. В качестве интегральной оценки сердечно-сосудистой системы вычислялся индекс вегетативного равновесия Кердо (ВИК). Для характеристики уровня функционирования системы кровообращения были использованы адаптационный потенциал (АП), двойное произведение (ДП), уровень физического состояния (УФС) [1]. Оценка психофизиологических характеристик осуществлялась по уровню реактивной и личностной (РТ и ЛТ) тревожности, свойства нервной системы изучались с помощью опросника Я. Стреляу, личностные характеристики — по тесту Г. Айзенка [7]. Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета программ Statistica 6.0. Рассчитывали среднее (M) и ошибку средней (m). Для сравнения величин при их нормальном распределении использовали t-критерий Стьюдента, определяли вероятность различий (р). Различие считалось статистически значимым начиная со значений р < 0,05. Для интегральной оценки механизмов адаптации были применены корреляционный, факторный и кластерный анализы. Результаты Значение дыхательной системы в развитии и функционировании организма общеизвестно, особую роль она играет в процессах адаптации к различным средовым факторам и видам деятельности. Сравнительный анализ ЖЕЛ выявил, что значимо более низким этот показатель был у студентов-тувинцев на младших курсах (табл. 1). Анализ динамики ЖЕЛ с 1-го по 5-й курс свидетельствует о более значительном приросте показателя у тувинцев. Так, у юношей-тувинцев ЖЕЛ увеличился на 6,7 %, а у русских — на 3,3 %, у девушек-тувинок он вырос на 15,4 %, у русских — на 8,5 %. Экология образования и науки Таблица 1 Показатели внешнего дыхания студентов Курс Группа ЖЕЛ, л ДЖЕЛ, л ЖИ, мл/кг Юноши-тувинцы 3,59±0,05** 4,33±0,03 56,2±1,3 1-й Русские юноши 3,93±0,13 4,63±0,09 58,7±3,1 Девушки-тувинки 2,28±0,05* 3,09±0,08 42,6±0,9 Русские девушки 2,58±0,08 3,34±0,10 44,2±1,8 Юноши-тувинцы 3,60±0,06** 4,37±0,06 56,3±2,1 2-й Русские юноши 3,91±0,12 4,71±0,08 56,6±2,7 Девушки-тувинки 2,32±0,06* 3,10±0,02 42,6±1,1 Русские девушки 2,61±0,09 3,34±0,10 45,1±2,2 Юноши-тувинцы 3,69±0,09* 4,39±0,09 57,3±1,5 3-й Русские юноши 4,06±0,13 4,78±0,12 57,0±2,1 Девушки-тувинки 2,46±0,05 4,12±0,05 45,4±1,0 Русские девушки 2,80±0,11 4,36±0,12 48,8±2,1 Юноши-тувинцы 3,77±0,09 4,52±0,08 55,3±1,7 4-й Русские юноши 4,02±0,15 4,83±0,12 55,4±2,4 Девушки-тувинки 2,60±0,07 4,20±0,10 47,9±1,6 Русские девушки 2,78±0,08 4,39±0,10 48,1 ±1,9 Юноши-тувинцы 3,83±0,08 4,57±0,08 54,8±1,5 5-й Русские юноши 4,06±0,15 4,96±0,12 52,9±2,6 Девушки-тувинки 2,63±0,06 3,24±0,07 47,4±1,2 Русские девушки 2,80±0,16 3,41±0,15 49,5±3,1 Примечание. Значимость различий между студентами одного пола: * - p < 0,05, ** - p < 0,01. Отклонение фактической ЖЕЛ от должных (ДЖЕЛ) расчетных значений у студентов представлено на рис. 1. Ни в одной группе обследуемых значения % 90 и 85 80 75 70 % 90 80 75 70 _ _Курс Ж Т-Д- HWN P A- - ■ норма Рис. 1. Отклонение фактической жизненной емкости легких от должной Примечания: т. ю. — юноши-тувинцы, р. ю. — русские юноши, т. д. — девушки-тувинки, р. д. — русские девушки. Норма (85—115 %) — указана нижняя граница нормы. 1 2 3 4 5 Курс ] т.ю. V////À р.ю. — ■ норма 55 Экология образования и науки ЖЕЛ не превышали нормы. У юношей-тувинцев они были ниже нормы на всех курсах, у русских - кроме 1-го и 3-го курсов, где ЖЕЛ соответствовал нижней границе должного значения. В группе девушек, как тувинок, так и русских, на всех курсах среднегрупповые значения были ниже нормы, причем степень отклонения ЖЕЛ от ДЖЕЛ на младших курсах выше, чем на старших. Показатель ЖИ, характеризующий соотношение ЖЕЛ и массы тела, у юношей в национальных группах значимо не различался и имел тенденцию к снижению (от среднего до ниже среднего) к концу обучения: у русских - на 9,9 %, у тувинцев - на 2,5 %. Статистически значимых различий в группе девушек также не обнаружено, при этом у них, наоборот, происходило увеличение ЖИ: у русских - на 12,0 %, у тувинок - на 11,3 %. Таким образом, у студентов Тувы выявлены сниженные функциональные показатели системы внешнего дыхания независимо от пола и национальности. Оценка показателей артериального давления (АД), хотя и свидетельствует о более высоких величинах у студентов-русских, особенно на старших курсах, не превышает возрастно-нормативных значений у всех студентов (табл. 2). Полученные данные также указывают на то, что в обеих национальных группах обследованных первый период напряжения в работе сердечно-сосудистой системы отмечался на 2-м курсе. Второе повышение АД у студентов (за исключением систолического АД русских юношей, у которых оно оставалось стабильно высоким со 2-го по 4-й курс) отмечено на 5-м курсе, причем в большей степени у русских (у девушек на 8,2 %, у тувинцев - не более 3 %), что может указывать на более высокий уровень напряжения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в конце обучения. Статистически значимое увеличение ЧСС у всех студентов зарегистрировано также на 2-м курсе при усилении влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для девушек характерно снижение ЧСС на старших курсах, а у юношей она довольно стабильна в период 3-5-х курсов, и более высокие значения регистрировались у русских. Корреляционный анализ показал, что в группе юношей при идентичной динамике УОК величина МОК обеспечивалась разным вкладом ЧСС. Так, на 2-м курсе увеличение МОК происходило за счет увеличения ЧСС (r = 0,7 у русских и r = 0,5 у тувинцев), что является неэкономичным для системы кровообращения и снижает эффективность приспособительных реакций. На 5-м курсе возрастание МОК у русских юношей обеспечивалось за счет ЧСС (r = 0,8), в то время как у тувинцев корреляционные связи МОК - ЧСС были слабые (r = 0,4). У девушек увеличение МОК на 2-м курсе обеспечивалось повышением ЧСС только среди русских (r = 0,8). На 5-м курсе выявлены более тесные Экология человека 2013.05 Таблица 2 Показатели сердечно-сосудистой системы студентов Группа 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс Систолическое АД, мм рт. ст. Юноши- 116,7 ± 122,7 ± 115,0 ± 115,4 ± 119, 8 ± тувинцы 1,2 3,2 1,5** 1 6*** 2,4 Русские 117,6 ± 129,5 ± 128,5 ± 130,3 ± 122,8 ± юноши 2,5 4,8 4,2 2,4 2,0 Девушки- 110,7 ± 112,9 ± 110,0 ± 109,9 ± 111,8 ± тувинки 2,5 2, 5* 1,1 1,5* 2,0** Русские 111,8 ± 123,2 ± 115,0 ± 116,3 ± 121,5 ± девушки 1,6 1,9 1,6 1,8 1,7 Диастолическое АД, мм рт. ст. Юноши- 69,4 ± 72,3 ± 70,9 ± 69,4 ± 69,8 ± тувинцы 0,9 0,9* 1,0 1,5 1,2* Русские 72,0 ± 75,7 ± 73,4 ± 71,8 ± 74,6 ± юноши 1,0 1,0 1,9 1,9 1,2 Девушки- 68,0 ± 69,6 ± 69,3 ± 69,6 ± 70,6 ± тувинки 0,7 1,2* 1,1 1,1 1,2* Русские 69,8 ± 73,8 ± 72,0 ± 73,3 ± 75,9 ± девушки 1,7 1,9 1,8 1,8 1,8 ПД, мм рт. ст. Юноши- 47,3 ± 50,4 ± 44,1 ± 46,0 ± 50,0 ± тувинцы 1,1 2,3 1 9*** 2,8* 1,3 Русские 45,6 ± 53,8 ± 55,1 ± 58,5 ± 48,2 ± юноши 2,3 2,6 2,6 2,3 1,3 Девушки- 42,7 ± 43,3 ± 40,7 ± 40,3 ± 40,2 ± тувинки 0,9 1,5* 1,2 1,5 1,4* Русские 42,0 ± 49,4 ± 43,0 ± 43,0 ± 45,6 ± девушки 2,0 1,7 1,9 1,3 3,0 АДср, мм рт. ст. Юноши- 85,2 ± 89,1 ± 85,6 ± 84,7 ± 86,5 ± тувинцы 0,9 1,2 1,2* 2 1*** 1,5 Русские 87,2 ± 93,6 ± 91,8 ± 91,3 ± 90,7 ± юноши 1,0 1,0 0,6 1,0 1,2 Девушки- 82,2 ± 84,0 ± 82,9 ± 83,0 ± 84,0 ± тувинки 0,6 1,3* 0,9 1,0* 1 1*** Русские 83,8 ± 90,3 ± 86,3 ± 87,6 ± 91,1 ± девушки 1,5 2,2 1,5 1,5 2,5 ЧСС, уд./мин Юноши- 74,3 ± 76,1 ± 72,8 ± 72,5 ± 71,4 ± тувинцы 1,0* 2,3 1,7 1,5 1,8** Русские 71,3 ± 77,1 ± 74,0 ± 74,0 ± 76,8 ± юноши 1,8 2,7 2,5 2,9 2,5 Девушки- 77,8 ± 75,9 ± 74,7 ± 73,4 ± 71,4 ± тувинки 0 7** 1,9 1,2* 1,9* 1,2 Русские 73,3 ± 80,4 ± 79,4 ± 79,0 ± 74,0 ± девушки 1,4 1,3 2,9 2,9 1,9 Примечание. Значимость различий между студентами одного пола: * - p < 0,05, ** - p < 0,01, *** - p < 0,001. положительные корреляционные связи в системе УОК - МОК как у тувинок (r = 0,8), так и у русских (r = 0,9). На более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы русских студентов также указывает ДП, поскольку на всех курсах у студентов-русских ДП выше, чем у тувинцев. В конце обучения у тувинцев величина ДП снизилась на 2,0 % и соответствовала уровню выше среднего, а у русских была стабильно высокой (ниже среднего) и повысилась на 10,6 % по отношению к 1-му курсу. 56 Экология человека 2013.05 Для определения компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального уровня гемодинамики, использовался АП системы кровообращения. Анализ динамики АП показал статистически значимо более низкие значения потенциала у тувинцев на старших курсах (рис. 2). Для них также характерна оптимальная динамика его изменения в период обучения: напряжение отмечено только на 2-м и 5-м курсах (АП = 2,1 —3,2), в то время как у студентов-русских напряжение адаптации отмечалось на всех курсах, кроме 1-го. Рис. 2. Показатели адаптационного потенциала системы кровообращения Примечания: Значимость различий между студентами тувинцами и русскими одного пола: * — p f 0,05, ** — p f 0,01, *** — p < 0,001; удовлет. — довлетворительный АП (<2,1), выше — напряжение адаптации; т. ю. — юноши-тувинцы, р. ю.— русские юноши, т. д. — девушки-тувинки, р. д. — русские девушки. Уровень физического состояния характеризуется совокупностью признаков функционирования сердечно-сосудистой системы и морфофункциональных показателей, определяющей количественный уровень индивидуального здоровья человека. В целом среди студентов-тувинцев лиц с высоким УФС на 19,4 % больше, чем среди русских. Одним из эмпирических показателей адаптиро-ванности личности является тревожность. Свидетельством более низкой психосоциальной адаптации служит высокая ЛТ тувинцев, особенно на старших курсах (табл. 3). У студентов-тувинцев уровень тревожности находился в пределах среднего уровня с тенденцией к Экология образования и науки Таблица 3 Показатели тревожности у студентов, баллы (M ± m) Группа РТ Уровень РТ ЛТ Уровень ЛТ 1-й курс Юношитувинцы 26,6±0,9* Низкий 36,3±0,9 Умеренный Русские юноши 21,5±1,2 Низкий 34,7±1,3 Умеренный Девушкитувинки 28,7±0,7 Низкий 47,9±0,8* Высокий Русские девушки 26,9±1,1 Низкий 41,9±1,2 Умеренный 2-й курс Юношитувинцы 24,4±0,8 Низкий 38,4±0,9 Умеренный Русские юноши 27,1±1,6 Низкий 39,7±1,8 Умеренный Девушкитувинки 28,4±0,7 Низкий 47,0±0,8 Высокий Русские девушки 28,0±1,2 Низкий 45,5±1,5 Высокий 3-й курс Юношитувинцы 25,8±1,0 Низкий 38,9±0,9* Умеренный Русские юноши 23,2±1,8 Низкий 33,2±1,9 Умеренный Девушкитувинки 30,5±1,0* Умеренный 48,3±0,8*** Высокий Русские девушки 26,1±1,6 Низкий 39,4±2,0 Умеренный 4-й курс Юношитувинцы 26,5±1,3 Низкий 38,3±1,3* Умеренный Русские юноши 24,1±2,1 Низкий 32,2±1,9 Умеренный Девушкитувинки 25,4±0,8 Низкий 45,8±0,9* Высокий Русские девушки 23,8±1,5 Низкий 38,1±1,7 Умеренный 5-й курс Юношитувинцы 27,7±1,0*** Низкий 44,3±0,9* Умеренный Русские юноши 21,2±1,3 Низкий 38,9±1,2 Умеренный Девушкитувинки 26,9±0,8** Низкий 44,9±0,6* Умеренный Русские девушки 22,9±1,3 Низкий 41,8±1,3 Умеренный Примечание. Значимость различий между студентами тувинцами и русскими одного пола: * - p < 0,05, ** - p < 0,01, *** - p < 0,001. высокому (15—25 баллов) на всех курсах. У русских юношей средний балл, соответствующий этому уровню тревожности, отмечен только на 1-м курсе, у русских девушек — на 1—2-м курсах, на последующих курсах он соответствовал среднему уровню с тенденцией к низкому, что также свидетельствует о большей тревожности тувинцев. Эффективность адаптации студентов к процессу обучения зависит также от нейродинамических свойств нервной системы. Согласно полученным 57 Экология образования и науки Экология человека 2013.05 данным, более сильными процессами возбуждения, торможения и высокой подвижностью нервных процессов характеризуются студенты-русские. Свойства нервной системы имеют сильные связи с экстра-интроверсией и уровнем нейротизма. Лица со слабой нервной системой являются преимущественно интровертами, они в большей степени подвержены утомлению, что соответствует представлению о слабости нервной системы, определяющей низкий предел работоспособности [9]. Анализ показал, что среди тувинцев больше интровертов, а среди русских - экстравертов, что согласуется с более низкими силой и подвижностью нервных процессов у студентов тувинской национальности. Между типами темперамента и типами моделей адаптации прослеживается положительная корреляция. Наиболее благоприятной адаптивной стратегией обладают сангвиники, для флегматиков характерен компенсаторный, а для меланхоликов - дезадаптив-ный типы адаптационной стратегии [3]. Среди русских юношей статистически больше лиц холерического, а среди тувинцев - флегматического типа темперамента. Среди девушек-тувинок обнаружено доминирование лиц с меланхолическим темпераментом. Следовательно, студенты-тувинцы могут характеризоваться достаточно низким уровнем психосоциальной адаптированности в соответствии с преобладающим типом темперамента. Интегральная характеристика взаимодействия различных уровней регуляции в обеспечении адаптации студентов отражается в распределении числа их корреляционных связей. Известно, что в ходе процесса адаптации корреляции выше, чем в адаптированном состоянии [10]. У студентов отмечаются различные типы адаптивных стратегий: у тувинцев процесс адаптации к образовательной деятельности определяется меньшим числом внутри- и межуровневых связей, что указывает на более высокие адаптивные возможности их организма; у русских стабильно большее число взаимосвязей независимо от курса обучения указывает на снижение степеней свободы и вариативности перестроек, на неэкономичный тип приспособительных реакций, сопровождающийся снижением физиологических резервов организма за счет включения многих систем регуляции. Для определения структуры взаимосвязей между переменными и выявления факторных весов отдельных данных был проведен факторный анализ, который показал, что для студентов обеих национальностей в процессе адаптации одними из главных факторов являются функциональное состояние сердечнососудистой системы и морфологические показатели. При этом для тувинцев морфологические показатели имеют меньший факторный вес, чем для русских. На втором месте функциональная компонента, суммарный вклад которой составляет 17,2 % от всех наблюдаемых показателей, с доминирующими факторными весами АП ( + 0,882), ДП (+0,927), ВИК (+0,898). Третье место занимают психоэмоциональный фактор и национальность (6,9 %) с высокими факторными весами РТ (+0,727), ЛТ (+0,468), национальности (+0,744). Поскольку национальность является одним из ведущих факторов, дифференцированный анализ факторов в зависимости от национальности показал, что у студентов-русских F1 - это морфологические показатели, на долю которых приходится 20,6 %; F2 объединяет функциональные показатели с общим весом 12,6 %, а у студентов-тувинцев, наоборот, F1 - это функциональные параметры (21,1 %), а F2 - морфологические (9,8 %). Таким образом, для студентов обеих национальностей процесс адаптации обеспечивается главным образом функциональными и морфологическими признаками. При этом для тувинцев морфологические показатели имеют меньший факторный вес, чем для русских, что, вероятно, связано с наличием у тувинцев морфологического адаптивного типа, сформированно А Б Рис. 3. Дендрограмма морфологических (А) и психофизиологических (Б) показателей студентов Примечания: по вертикальной оси - расстояние объединения, у. е.; т. ю. - юноши-тувинцы, р. ю.- русские юноши, т. д. - девушки-тувинки, р. д. - русские девушки. 58 Экология человека 2013.05 Экология образования и науки го генетически в условиях длительного проживания в экстремальных климатических условиях региона. Оценка сходства и различия этнических групп студентов по кластерному анализу показала, что в зависимости от морфофункциональных и психофизиологических признаков у национальных групп студентов кластеризация происходит дифференцировано. Так, по морфофункциональным показателям образуются два кластера, объединенных по признаку половой принадлежности, причем девушки более близки, чем юноши: расстояние объединения у девушек составило 12 у. е., а у юношей — 20 у. е. (рис. 3). По психофизиологическим показателям студенты-русские обоих полов более похожи, чем тувинцы, то есть национальный принцип выражен сильнее, чем половой. При этом наиболее отдаленными оказались тувинские девушки - расстояние объединения у них составило 32,5 у. е., а у тувинских юношей — 24,8 у. е. (см. рис. 3). Обсуждение результатов Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии особенностей адаптации студентов разных этнических групп. Как известно, адаптивные возможности организма в значительной степени зависят от функциональных резервов сердечнососудистой системы, выступающей индикатором адаптивных реакций организма человека как к профессиональной деятельности, так и к различным условиям проживания. Студенты-тувинцы характеризуются удовлетворительным уровнем адаптации сердечно-сосудистой системы, что подтверждается показателями артериального давления, частоты сердечных сокращений, двойного произведения, адаптационного потенциала и уровнем физического состояния. Динамика изменения функционального состояния организма в период обучения свидетельствует, что студенты тувинской национальности имеют более совершенные механизмы физиологической адаптации в сравнении со студентами-русскими. Адаптация к учебному процессу определяется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся информационная насыщенность учебного труда, бытовые условия и прочее. К внутренним факторам - функциональное состояние нервной системы, уровень личностной тревожности, характеристики темперамента, что позволяет использовать их в качестве индикатора адаптации студентов к обучению. Нейродинамические свойства нервной системы и кроскультуральный фактор при взаимодействии сказываются на учебно-познавательной деятельности этнических субъектов. Особенности национальной культуры и традиции оказывают влияние и на формирование психологического портрета человека. Этнопедагогические исследования показали, что для тувинцев характерны такие качества, как скромность, сдержанность в проявлении чувств, спокойствие, выдержка, терпимость [8]. По нашему мнению, воспитание таких черт тувинцев адекватно особенностям их нейродинамики - низкой силе возбуждения, торможения и инертности нервных процессов. Эти особенности тувинцев являются генетически предопределенными тем образом и укладом жизни ряда поколений, который характеризует их как «стайеров». Для них характерно медленное и экономное использование ресурсов организма в единицу времени, по мнению [12], данный тип людей на стрессовую ситуацию реагирует постепенным нарастанием мобилизации ресурсов нервной системы. Люди с подобным типом мобилизации хорошо приспосабливаются к длительному действию стрессирующих факторов не очень высокой интенсивности, в частности климатогеографическим условиям проживания. Однако значительные социально-психологические нагрузки, связанные с обучением в вузе, вызывают у тувинцев трудности психосоциальной адаптации к учебному процессу, которые формируются под влиянием высокой тревожности, флегматического и меланхолического типов темперамента, интроверти-рованности, низких показателей силы и подвижности нервных процессов. Процесс обучения оказывает воздействие на все компоненты адаптационного процесса. Корковая интеграция этих компонентов модулирует активность подкорковых структур, формируя определенный эмоциональный тонус, который, в свою очередь, оказывает влияние на вегетативные механизмы обеспечения жизнедеятельности, создается функциональная система обеспечения умственной работы студентов. В соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина целостный организм на основе нервных, гуморальных и информационных механизмов объединяет множество взаимодействующих функциональных систем. Полезный приспособительный результат функциональной системы обеспечивается динамическим взаимодействием различных внутриуровневых и межуровневых компонентов адаптации и формированием новых взаимосвязей между ними. Обнаруженное у студентов-русских стабильно большее число взаимосвязей на всех уровнях регуляции указывает на напряжение адаптивных механизмов и неэкономичный тип приспособительных реакций, что свидетельствует о высокой физиологической «цене» их адаптации. Таким образом, результаты исследования показали, что студенты-тувинцы обладают более высокими возможностями физиологической адаптации, а русские - психосоциальной. Адаптивно-приспособительные механизмы в национальных группах студентов характеризуются взаимной компенсацией физиологическ×
Об авторах
Лариса Кара-Саловна Будук-оол
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Email: buduk-ool@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности; Тел. 8 (39422) 3-16-42 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36
Список литературы
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ». Ростов н/Д : Феникс, 2000. 248 с.
- Батоцыренова Т. Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов : автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., 2007. 36 с.
- Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 5. С. 131-135.
- Литвинова Н. А., Казин Э. М., Лурье С. Б., Булатова О. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник КемГУ. 2011. № 1(45). С. 141-147.
- Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кн. 3. Адаптация и здоровье студентов / под ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 627 с.
- Поборский А. Н., Юрина М. А., Павловская В. С. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды // Экология человека. 2010. № 12. С. 27-31.
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 312 с.
- Резников Е. Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М. : ПЕР СЭ, 2002. 223 с.
- Русалов В. М., Наумова Е. Р. О связях общих способностей с интеллектуальными шкалами темперамента // Психолгический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 70-77.
- Седов К. Р., Горбань А. Н., Петушкова Е. В., Манчук В. Т., Шаламова Е. Н. Корреляционная адаптометрия как метод диспансеризации населения // Вестник АМН СССР. 1988. № 10. С. 69-75.
- Семенкова Т. Н., Леухова М. Г., Лесникова С. Л., Блинова Н. Г., Васина Е. В., Кошко Н. Н., Варич Л. А. Особенности психофизиологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник КемГУ, 2010. № 2(42). С. 47-52.
- Хаснулин В. И., Красильникова В. А., Дороганов А. О., Будук-оол Л. К. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского автономного округа // Экология человека. 2009. № 7. С. 3-6.
Дополнительные файлы
