ВОСПРИЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ УЧАЩИМИСЯ И СОТРУДНИКАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КАЗАХСТАНЕ
- Авторы: Прилуцкая М.В.1, Гржибовский А.М.2,3,4,5
-
Учреждения:
- Павлодарский филиал некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Семей»
- ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
- ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
- Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
- Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова
- Выпуск: Том 27, № 6 (2020)
- Страницы: 4-12
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 16.08.2020
- Статья опубликована: 15.06.2020
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/42407
- DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-6-4-12
- ID: 42407
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель: оценить восприятие ограничительных условий чрезвычайного положения (ЧП) в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) сотрудниками и учащимися медицинских вузов Республики Казахстан. Методы. Поперечное исследование с онлайн анкетированием 228 учащихся и сотрудников Павлодарского филиала Медицинского университета Семей. Визуально-аналоговыми шкалами оценивались трудность поддержания режима изоляции/ограничения, интенсивность потока поступающей информации, выраженность психологического стресса. Использована Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии. Категориальные и количественные переменные сравнивали критерием χ2 Пирсона/точным критерием Фишера и критерием Манна - Уитни соответственно. Связь между условиями ЧП и их восприятием оценивали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты. Выраженные трудности с изоляцией/ограничением испытывали 30,3 % респондентов. Их доля была выше среди часто просматривающих новостные ленты (41,7 % против 20,0, р < 0,001), получающих информацию от онлайн блогеров (42,9 % против 26,8, р = 0,03). О психологическом стрессе сообщили 92,7 % респондентов. Респонденты с трудностями изоляции чаще остальных сообщали о выраженном стрессе от ограничения передвижений (30,4 % против 6,9, р = 0,001) и живого общения (37,7 % против 17,0, р < 0,001), дистанционной формы обучения (26,1 % против 11,3, р = 0,006), прекращения/ограничения клинической практики (33,3 % против 20,1, р = 0,044). Они чаще обнаруживали субклинически/клинически выраженные тревогу (26,1 % против 11,9, р = 0,008) и депрессию (40,6 % против 22,0, р = 0,004). Выявлены прямые связи между трудностями с изоляцией, частотой просмотра новостей о COVID-19 (r = 0,26 p < 0,001), тревожными (r = 0,36, p < 0,001) и депрессивными симптомами (r = 0,25, p < 0,001), стрессом от ограничений передвижения (r = 0,50, p < 0,001) и живого общения (r = 0,39, p < 0,001), дистанционного обучения (r = 0,31, p < 0,001). Выводы. Абсолютное большинство респондентов испытывали психологический стресс в условиях ЧП, интенсивность которого варьировала от воздействия конкретного компонента изоляции. Трудности с изоляцией и психологический стресс были значимо связаны с субклинически/клинически выраженными тревогой и депрессией.
Ключевые слова
Полный текст
Пандемии, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, войны представляют исключительные по интенсивности ситуации, воздействующие на психическую сферу и адаптационные возможности не только отдельной личности, но и больших групп населения. Пандемия коронавируса, официально объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 года, свидетельствует о мировом масштабе распространения инфекции, что влечёт за собой значительные риски для социально-экономической ситуации целых континентов [13]. Ежедневная бомбардировка цифрами о вновь выявленных случаях инфицирования коронавирусом создаёт небывалое психическое напряжение у населения. Дополнительную озабоченность вызывают сообщения о сильных психоэмоциональных и физических перегрузках, которые испытывают медицинские специалисты, работающие в инфекционных очагах, что позволяет сравнивать их труд с реализуемым в исключительных экстремальных условиях [6, 12]. Наряду с совершенствованием методов профилактики заражения коронавирусом и противодействия распространению инфекции, а также поиском новых способов лечения большую важность приобретают вопросы оказания психологической поддержки населению. В период пандемии на ментальную сферу человека воздействует ряд выраженных по своей интенсивности стимулов, что способствует формированию разнообразных ответных психических реакций [16]. Публикуемые литературные данные свидетельствуют о повышенном уровне испытываемого стресса и переживаемых эмоциональных сдвигах среди медицинских специалистов, работающих в инфекционных очагах [15]. Между тем ответные противоэпидемические мероприятия в виде социальной изоляции, изменения привычного бытового уклада, ограничения профессиональной активности, усиление информационных потоков несут значительную нагрузку на все население. В Казахстане первостепенная значимость противоэпидемических мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) была определена Указом Президента от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан». Реализуемые меры по поддержанию и сохранению национальной безопасности формируют особые условия для психического функционирования и адаптационных возможностей для всех групп населения. Среди разнообразных популяционных групп, подверженных влиянию новых социальных условий, актуальным представляется изучение испытываемого стресса у специалистов и учащихся медицинских вузов. Данный выбор обоснован рядом причин. Во-первых, академический персонал и учащиеся-медики представляют собой кадровый резерв, привлекаемый для поддержки основных профессиональных команд при оказании медицинской помощи [18]. Во-вторых, в условиях перехода на дистанционные формы обучения значительно меняется главный клинико-центри-рованный принцип медицинского образования [17]. В-третьих, экспоненциально возрастают информационные потоки, которые требуют от преподавателей и учащихся оперативного критического осмысления и переработки, умения выделять достоверные данные и суммировать наиболее ценные из них в виде экспертных заключений, доступных для специалистов здравоохранения в режиме «24/7» [7]. Цель данного исследования состояла в оценке восприятия ограничительных условий чрезвычайного положения (ЧП) в связи с коронавирусной инфекцией сотрудниками и учащимися медицинских вузов Республики Казахстан. Задачи исследования заключались в определении социальных факторов и компонентов ограничительной среды, с которыми учащиеся и сотрудники ассоциировали наиболее тягостные переживания психологического стресса, а также в оценке связи субклинически/клинически выраженной тревоги и депрессии с характером субъективного восприятия ЧП. Методы Нами проведено обсервационное поперечное исследование в одном из медицинских вузов Казахстана - Павлодарском филиале Медицинского университета Семей (ПФ МУС). Сбор информации осуществляли с использованием онлайн анкетирования обучающихся или работающих в ПФ МУС. Критериями включения в исследование являлись следующие: факт обучения в программах интернатуры, резидентуры, магистратуры или докторантуры, аффилированных исключительно с ПФ МУС, или трудоустройство в ПФ МУС в качестве преподавателя или административно-хозяйственного персонала; наличие персонального компьютера или смартфона с выходом в зону Интернет; добровольное согласие на прохождение анкетирования. В окончательную выборку включались только те респонденты, которые ответили на все обязательные вопросы анкеты (80 % от общего объёма запрашиваемой информации). Критериями исключения были: обуче 5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2020.06 ние по медицинским образовательным программам, аффилированным в головном офисе МУС в г. Семей, а также в Усть-Каменогорском филиале МУС; работа с учащимися ПФ МУС в качестве клинического наставника без официального трудоустройства в ПФ МУС. Выборка была сформирована невероятностным методом (non-probability sampling) с применением техники «снежного кома» путём распространения приглашений в виде онлайн ссылки через основные рабочие и неформальные чаты для сотрудников и учащихся. В приглашении содержалась информация о сути исследования, потенциальным респондентам предлагалось переправить ссылку своим однокурсникам или коллегам. Запуск ссылки и приглашения в социальные сети проводился двукратно 6 и 13 апреля 2020 года. Набор респондентов был завершён 19 апреля 2020 года. Всего было получено 318 анкет, что соответствует доле положительного отклика среди потенциальных участников, равной 40,8 %. Из них для статистического анализа использованы ответы 228 респондентов, оставшаяся часть была отсеяна после применения критериев исключения. Расчёт минимального размера выборки проводился с учётом запланированного анализа корреляционных связей, что определено задачами исследования, и равнялся 191 респонденту [3]. Для регистрации исследуемых данных была разработана анкета, состоявшая из пяти разделов, результаты по четырём из них представлены в настоящей публикации. Нами регистрировались: 1) социально-демографические характеристики; 2) условия практикуемой изоляции или ограничительного режима; 3) самооценка психологического стресса под воздействием определённых компонентов режима изоляции; 4) скрининг депрессивных и тревожных симптомов в текущем психическом статусе; 5) репертуар практикуемых методов совладания со стрессом в условиях ЧП. Большая часть вопросов для получения оценочной информации от респондентов составлена с применением метода визуально-аналоговых шкал (ВАШ). Так, при заполнении анкеты респондентам предлагалось определить степень субъективной трудности поддержания режима изоляции/ограничения по шкале от 0 до 10, где 0 соответствовал отсутствию трудностей, а 10 - крайне сильным субъективным трудностям. На основании дихотомизации оценок по данной ВАШ мы условно выделили две группы респондентов: те, которые сообщили о выраженных трудностях изоляции/ограничения (от 6 до 10 баллов) и те, кто об этом не сообщили (от 0 до 5 баллов). Под изоляцией/ограничением подразумевалось нахождение в пределах непосредственного места проживания (социальное дистанцирование) или каран-тинного/провизорного стационара по медицинским показаниям (медицинское дистанцирование). По аналогичному принципу с помощью ВАШ от 0 до 10 баллов респондентам предлагалось оценить интенсивность информационного потока и степень его субъективной полезности. Наряду с этим респонден там следовало определить степень психологического стресса, вызываемого конкретными компонентами режима изоляции, по ВАШ от 0 до 5, где 0 баллов соответствовало отсутствию стресса, а 5 баллами оценивался максимально выраженный стресс. Для скрининга депрессивных и тревожных симптомов использована Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). Согласно данной методике проводился отдельный подсчёт суммарных баллов для тревожных и депрессивных симптомов [2, 8]. Исследование выполнено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации. Участие в исследовании было анонимным и во всех случаях проводилось только после согласия респондентов на анкетирование, что подтверждалось во вступительном разделе электронной формы анкеты. Статистическая обработка материала исследования выполнена с помощью программного пакета SPSS, v.20.0 (SPSS Inc., Chicago IL, USA). Разведывательный анализ количественных переменных для проверки на нормальность распределения проводился с помощью критерия Шапиро - Уилка [19]. Категориальные переменные представлены в виде долей. Для обеспечения сравнимости с результатами других исследований описание количественных переменных представлено с помощью среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (SD). Сравнение количественных переменных, учитывая их распределение, проводили с помощью критерия Манна - Уитни (U). Сравнение долей проведено с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (х2). Если абсолютные значения в ячейках четырёхпольных таблиц были меньше 5, использовался точный критерий Фишера. Для проведения корреляционного анализа использован коэффициент корреляции Спирмена (r), а также его 95 % доверительный интервал (95 % ДИ) [4]. Результаты В окончательную выборочную совокупность вошло 64 мужчины (28,1 %) и 164 женщины (71,9 %). В опросе приняли участие 39 сотрудников ПФ МУС (54,9 % от общего числа трудоустроенных) и 189 учащихся (38,7 % от общего числа учащихся). Средний возраст сотрудников составил 40,3 года (SD = 9,2), учащихся - 25,0 лет (SD = 3,3). Респонденты, причисляющие себя к казахскому этносу, составили 187 человек (82,0 %). Русскими по национальности были 16 человек (7,0 %), остальные национальности составили 9,2 % (n = 21). Об отсутствии трудностей с поддержанием режима изоляции/ограничений сообщили 52 респондента (22,8 %). О максимально выраженных трудностях - 7 человек (3,1 %). Частотное распределение оценок среди сотрудников и студентов по данной ВАШ представлено на рис. 1. Выраженные трудности с изоляцией/ограничением (выше 5 баллов по ВАШ) испытывали 69 респондентов (30,3 %). Доли сотрудников (n = 13, 33,3 %) и учащихся (n = 56, 6 Экология человека 2020.06 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Частотное распределение оценки трудностей с поддержанием режима изоляции/ограничения Примечание. ВАШ - визуально-аналоговая шкала. 29,6 %), сообщивших о выраженных трудностях с изоляцией/ограничением, статистически не различались (х2 = 0,21, р = 0,647). В табл. 1 представлен сравнительный анализ частоты встречаемости значительных трудностей с изоляцией среди респондентов, находящихся в различных условиях данной изоляции. Так, доля респондентов, испытывающих значительные трудности с изоляцией, была выше среди тех, кто просматривал новостные сообщения о пандемии чаще 2 раз в сутки (р < 0,001), получал информацию от онлайн блогеров (р = 0,03) и не обращался за данными в международные научные базы (р = 0,02). Респонденты с выраженными трудностями в поддержании режима изоляции/ограничения выше оценивали полезность получаемой информации по сравнению с остальными анкетируемыми (р = 0,001). Абсолютное большинство респондентов (211 человек, 92,7 %) сообщили о переживаемом психологическом стрессе различной степени выраженности, связывая его как минимум с одним из компонентов режима/изоляции и ограничения. Чаще всего респонденты испытывали стресс из-за опасения за собственное здоровье и здоровье родных и близких - 199 человек (87,3 %), ограничения живого общения - 179 человек (78,5 %), а также роста цен на медицинские товары и средства индивиду- Таблица 1 Характеристика условий практикуемой изоляции/ограничения в связи с чрезвычайным положением с Выраженные трудности изоляцией/ограничением Параметр Не испытывали n = 159 Испытывали n = 69 Р* n % n % Местность проживания 0,517 город (n = 200) 138 69,0 62 31,0 село (n = 28) 21 75,0 7 25,0 Клиническая практика 0,183 продолжается (n = 81) 61 75,3 20 24,7 прекращена (n = 147) 98 66,7 49 33,3 Ближайшее окружение в самоизоляции 0,417 значимые люди (n = 206) 142 68,9 64 31,1 самостоятельно (n = 22) 17 77,3 5 22,7 Частота просмотра новостей о Covid-19 <0,001 до 2 раз в сутки (n = 120) 96 80,0 24 20,0 свыше 2 раз в сутки (n = 108) 63 58,3 45 41,7 Источники информации о COVID-19 (да/нет) ролики и сообщения очевидцев и находящихся в карантине (84/144) 54/105 64,3/72,9 30/39 35,7/27,1 0,171 онлайн блоги (49/179) 28/131 57,1/73,2 21/48 42,9/26,8 0,030 официальный сайт МЗ (121/107) 83/76 68,6/71,0 38/31 31,4/29,0 0,724 литература ВОЗ (46/182) 34/125 73,9/68,7 12/56 26,1/31,3 0,490 посты официальных органов в социальных сетях (136/92) 92/67 67,6/72,8 44/25 32,4/27,2 0,404 литература, предоставленная преподавателями (23/205) 19/140 82,6/68,3 4/65 17,4/31,7 0,231** международные научные публикационные базы (12/216) 12/147 100/68,1 0/69 0/31,9 0,020** сообщения коллег, однокурсников (78/150) 57/102 73,1/68,0 21/48 26,9/32,0 0,429 М SD М SD p*** Длительность нахождения на домашней изоляции в течение суток (процент от суток) 73,5 28,9 80,0 24,0 0,360 Интенсивность информационного потока по шкале от 0 до 10, где 10 максимальное значение 6,5 2,9 7,3 2,2 0,104 Полезность информации по шкале от 0 до 10, где 10 максимальное значение 4,9 2,8 6,2 2,7 0,001 Примечания: МЗ - Министерство здравоохранения Казахстана, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения; * - представлена для критерия х2 Пирсона; ** - представлена для точного критерия Фишера; *** - представлена для критерия Манна - Уитни (U). 7 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2020.06 Таблица 2 Субъективная оценка психологического стресса, возникающего под воздействием компонентов режима изоляции/ограничения в условиях чрезвычайного положения Параметр Выраженные трудности с изоляцией/ограничением p* Не испытывали n = 159 Испытывали n = 69 n % n % Физическая изоляция и ограничение передвижений <0,001 стресс не возникает (0 баллов) 67 42,1 и 15,9 умеренный стресс (1-3 балла) 81 50,9 37 53,6 выраженный стресс (4 - 5 баллов) 11 6,9 21 30,4 Дистанционное обучение 0,006 стресс не возникает (0 баллов) 74 46,5 20 29,0 умеренный стресс (1-3 балла) 67 42,1 31 44,9 выраженный стресс (4-5 баллов) 18 11,3 18 26,1 Ограничение «живого» общения <0,001 стресс не возникает (0 баллов) 43 27,0 6 8,7 умеренный стресс (1-3 балла) 89 56,0 37 53,6 выраженный стресс (4-5 баллов) 27 17,0 26 37,7 Информационный спам 0,185 стресс не возникает (0 баллов) 59 37,1 17 24,6 умеренный стресс (1-3 балла) 70 44,0 36 52,2 выраженный стресс (4-5 баллов) 30 18,9 16 23,2 Ограничение/прекращение клинической практики 0,044 стресс не возникает (0 баллов) 50 31,4 13 18,8 умеренный стресс (1-3 балла) 77 48,4 33 47,8 выраженный стресс (4-5 баллов) 32 20,1 23 33,3 Рост цен на медицинские товары и средства индивидуальной защиты 0,712 стресс не возникает (0 баллов) 42 26,4 16 23,2 умеренный стресс (1-3 балла) 69 43,4 34 49,3 выраженный стресс (4-5 баллов) 48 30,2 19 27,5 Опасение за собственное здоровье и здоровье близких 0,338 стресс не возникает (0 баллов) 23 14,5 6 8,7 умеренный стресс (1-3 балла) 82 51,6 34 49,3 выраженный стресс (4-5 баллов) 54 34,0 29 42,0 Повышенные клинические нагрузки 0,133 стресс не возникает (0 баллов) 72 45,3 22 31,9 умеренный стресс (1-3 балла) 66 41,5 38 55,1 выраженный стресс (4-5 баллов) 21 13,2 9,0 13,0 Примечание. * - представлена для критерия х2 Пирсона. альной защиты - 170 человек (74,6 %). Результаты сравнительной оценки психологического стресса по группам респондентов, сообщивших и не сообщивших о выраженных трудностях изоляции/ограничения, представлены в табл. 2. При сравнении частоты тревожных и депрессивных симптомов, идентифицированных с помощью HADS, выявлено статистически значимое преобладание субклинически и клинически выраженной депрессии и тревоги в группе респондентов, испытывающих выраженные трудности с поддержанием режима изоляции/ограничения (х2 = 7,1, р = 0,008; х2 = 8,3, р = 0,004): субклиническая/ клиническая тревога зарегистрирована в 18 случаях (26,1 %), субклиническая/клиническая депрессия в 28 случаях (40,6 %). Респонденты, не испытывающие выраженных трудностей в поддержании изоляции, имели тревожные симптомы в 19 случаях (11,9 %), депрессивные симптомы - в 35 случаях (22 %). Корреляционный анализ показал наличие прямых связей между оценкой трудностей поддержания режима изоляции/ограничений и характеристиками условий изоляции (табл. 3). Кроме того, обнаружены слабые и средние прямые связи этих показателей с уровнем тревожных и депрессивных симптомов. Установлены прямые корреляции между трудностью изоляции/ограничения, а также тревожными - r = 0,36 (95 % ДИ: 0,24; 0,49) и депрессивными симптомами - r = 0,25 (95 % ДИ: 0,12; 0,37) по HADS. Характеристики информационного потока находились в прямой связи с показателями тревоги по HADS. Оценки психологического стресса, связываемого с воздействием компонентов изоляции, одновременно коррелировали как со степенью субъективных трудностей в поддержании изоляции, так и с показателями HADS (табл. 4). 8 Экология человека 2020.06 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Таблица 3 Корреляционные связи между оценкой трудности поддержания режима изоляции/ограничения, показателями Госпитальной шкалы оценки тревоги и депрессии и характеристиками условий изоляции/ограничения Параметр Трудность изоляции, баллы по ВАШ Оценка тревоги, баллы по HADS Оценка депрессии, баллы по HADS r 95 % ДИ r (95 % ДИ) r 95 % ДИ Доля времени нахождения на домашней изоляции в течение суток, % 0,02 -0,12; 0,16 -0,09 -0,22; 0,05 -0,04 -0,17; 0,9 Интенсивность информационного потока 0,15 0,01; 0,28 0,23 0,09; 0,37 0,02 -0,11; 0,16 Полезность информации 0,31 0,16; 0,43 0,18 0,03; 0,31 0,11 -0,18; 0,24 Частота просмотра новостей о COVID-19 0,26 0,12; 0,38 0,19 0,07; 0,32 0,07 -0,07; 0,20 Примечание. r - коэффициент корреляции Спирмена, 95 % ДИ - доверительный интервал для коэффициента корреляции, ВАШ - визуально-аналоговая шкала, HADS - Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии. Таблица 4 Корреляционные связи между оценкой трудности поддержания режима изоляции/ограничения, показателями Госпитальной шкалы оценки тревоги и депрессии и восприятием интенсивности психологического стресса Параметр Трудность изоляции, баллы по ВАШ Оценка тревоги, баллы по HADS Оценка депрессии, баллы по HADS r 95 % ДИ r 95 % ДИ r 95 % ДИ Физическая изоляция и ограничение передвижений 0,50 0,39; 0,61 0,38 0,26; 0,49 0,27 0,15; 0,40 Дистанционное обучение 0,31 0,18; 0,43 0,33 0,21; 0,45 0,24 0,12; 0,36 Ограничение «живого» общения 0,39 0,27; 0,52 0,37 0,26; 0,48 0,21 0,08; 0,34 Информационный спам 0,23 0,09; 0,36 0,44 0,33; 0,55 0,22 0,10; 0,32 Ограничение/прекращение клинической практики 0,26 0,13; 0,39 0,24 0,12; 0,36 0,14 0,01; 0,23 Рост цен на медицинские товары и средства индивидуальной защиты 0,12 0,03; 0,26 0,35 0,24; 0,47 0,28 0,15; 0,39 Опасение за собственное здоровье и здоровье близких 0,26 0,14; 0,39 0,41 0,29; 0,53 0,18 0,05; 0,31 Повышенные клинические нагрузки 0,12 -0,02; 0,26 0,29 0,18; 0,42 0,17 0,05; 0,29 Примечание. r - коэффициент корреляции Спирмена, 95 % ДИ - доверительный интервал для коэффициента корреляции, HADS -Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии. Обсуждение результатов Режим ограничения и изоляции требует напряжения адаптационных возможностей и субъективно может восприниматься как нечто трудное и тягостное, тем самым повышая риск углубления психологического стресса [5]. Данное исследование выявило, что в выборке студентов и учащихся ПФ МУС треть опрошенных испытывала выраженные трудности в поддержании режима изоляции/ограничения. В этой группе респондентов в качестве стрессогенных факторов чаще более негативно воспринимались физическая изоляция или ограничение передвижения по местности, ограничение живого общения с коллегами, сверстниками, друзьями, переход на дистанционное обучение с ограничением или прекращением производственной практики в клиниках. Примечательной находкой данного анализа является характеристика информационного потока, воздействующего на студентов и сотрудников в условиях ЧП. Так, выявлены связи оценки переживаемых трудностей, аффективных симптомов, частоты просмотра новостей, субъективно воспринимаемой интенсивности потока информации, а также её полезности. Согласно официальному сообщению ВОЗ от 18 марта 2020 года именно информационные потоки определяются как важный фактор, который может способствовать усилению тревоги среди населения в период пандемии. Следовательно, большое значение приобретают качество воспринимаемой информации и её источники [20]. Результаты нашего исследования подтвердили озабоченность, высказанную ВОЗ, о пагубном влиянии частого просмотра новостных лент на психологическое состояние населения, столкнувшегося с пандемией. Так, согласно рекомендациям ВОЗ, для сохранения психологического равновесия и профилактики излишнего стресса следует просматривать обновления информации не чаще 2 раз в сутки, уделяя тщательное внимание качеству новостных источников. Данные нашего анализа о повышенной доле респондентов, испытывающих выраженные трудности с поддержанием режима изоляции, среди тех, кто просматривает новости чаще 2 раз в день, продемонстрировали обоснованность данных рекомендаций. Наряду с этим наше исследование обнаружило повышенную долю лиц с проблемным восприятием изоляции/ограничения среди тех, кто черпал информацию от блогеров и не обращался к научным базам данных. Эти находки согласуются с исследованием, оценившим роль чрезмерного использования социальных сетей в усилении тревожных расстройств у населения Китая во время вспышки эпидемии [11]. В нашем исследовании получаемая респондентами информация также обнаружила связь с тревожными симптомами. Однако мы не установили статистически значимые корреляции с депрессией, что может быть связано с несколькими предположениями. Возможно, сам характер информации в большей степени способствует актуализации тревоги, что связано с 9 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2020.06 непрерывной сменой новостных сообщений, которые зачастую носят не пессимистичный, а скорее противоречивый характер. Другим объяснением может быть повышенная потребность к просмотру информации преимущественно среди респондентов с тревожными симптомами. Люди с депрессивными расстройствами чаще демонстрируют отгороженность, сниженный интерес к поиску информации [14]. Кроме того, существует вероятность, что ограниченный размер настоящего выборки не позволил дать точную интервальную оценку истинной силы связи между всеми изучаемыми параметрами [3]. Следует отметить, что все коэффициенты корреляции между стрессом и трудностью поддержания изоляции/ограничения, а также аффективными симптомами не превышали средних значений. Это вызывает предположение о возможных дополнительных факторах, которые связаны с восприятием условий ЧП. Например, ими могут быть «прекарантинные предикторы»: личностные особенности респондентов, социально-демографические параметры, состояние соматического и ментального здоровья; а также «карантинные и посткарантинные предикторы»: риск стигматизации, экономические изменения [9]. Своё влияние на показатели испытываемого стресса также могут оказывать характеристики образовательного процесса [1]. Настоящее исследование имеет ряд ограничений, к которым прежде всего стоит отнести невероятностный характер формирования выборки, что снижает возможности экстраполяции полученных результатов на генеральную совокупность. С другой стороны, поскольку в исследование вошла почти половина преподавателей и учащихся ПФ МУС, - результаты вполне могут быть несмещёнными. Ограниченный объём выборки не позволил изучить все возможные связи между исследуемыми параметрами. В то же время всё же были установлены связи умеренной силы между важными характеристиками восприятия режима ЧП в исследуемой группе населения. Поперечный дизайн не даёт возможности говорить о причинно-следственных отношениях между переживаемым стрессом, аффективными нарушениями и воздействием условий ЧП, определяя лишь силу и направление корреляционных связей [4]. Предмет исследования - психологический стресс и отношение к условиям ЧП - является показателем динамическим, зависящим от непрерывно меняющейся эпидемической обстановки в стране и мире, а также принимаемых ответных мер изоляции и ограничений, что делает актуальными дальнейшие продольные исследования. Несмотря на упомянутые ограничения, настоящая работа имеет ряд сильных сторон. Во-первых, в данном исследовании, насколько нам известно, впервые в Казахстане изучается восприятие ЧП конкретной группой населения страны. Во-вторых, полученные первичные данные могут служить точкой отсчёта для проведения сравнений в повторных исследованиях, в том числе после снятия режима социальных ограни чений. В-третьих, наш дизайн можно рекомендовать для оценки ситуации в других вузах в русскоязычном научном пространстве. Стоить отметить, что и англоязычные публикации по данной теме носят единичный характер [10, 21], это также подчёркивает значение настоящего исследования. В-четвёртых, выявленные особенности восприятия конкретных факторов, связанных с ЧП, позволяют определить первые мишени для мероприятий психологической поддержки учащихся и сотрудников в медицинских вузах Казахстана. Заключение Настоящее исследование демонстрирует, что условия ЧП в связи с COVID-19 представляют собой особую среду, которая за счёт ограничений передвижения и «живых» контактов способствует переживанию психологического стресса и вызывает значительные субъективные трудности при поддержании требуемого режима. Переход на дистанционную форму обучения и ограничение/прекращение клинической практики являются не менее важными факторами, которые связаны с восприятием социального ограничения в медицинских вузах. Интенсивный информационный поток с многократными просмотрами новостных источников в течение суток сопутствует актуализации тревожных симптомов и ощущению трудностей в поддержании режима изоляции/ограничения. Тревожные и депрессивные симптомы, обнаруживающие прямые связи со степенью переживаемого психологического стресса и трудностями изоляции и ограничения, следует рассматривать как важные характеристики психологического состояния изученной группы населения в условиях ЧП. Полученные результаты свидетельствуют в пользу необходимости проведения психопрофилактических мероприятий и психообразовательных методик по совладанию со стрессом, которые должны быть доступны для учащихся и сотрудников медицинских вузов. Авторство Прилуцкая М. В. провела подготовку протокола исследования, осуществила сбор и анализ данных, подготовила первый вариант статьи; Гржибовский А. М. контролировал выполнение статистического анализа, внёс существенный вклад в интерпретацию данных, осуществлял правки текста. Оба автора утвердили окончательную версию рукописи. Авторы подтверждают отсутствие конфликта интересов.×
Об авторах
Мария Валерьевна Прилуцкая
Павлодарский филиал некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Семей»
Email: mariyapril2407@gmail.com
доктор философии (PhD), ассистент кафедры персонализированной медицины и педиатрии 140002, Казахстан, г. Павлодар, ул. Торайгырова, д. 72/1
Андрей Мечиславович Гржибовский
ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»; Казахский национальный университет им. Аль-Фараби; Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспановаг. Архангельск, Россия; г. Якутск, Россия; г. Алматы, Казахстан; г. Актобе, Казахстан
Список литературы
- Алтыбаева Г. К., Оспанова Н. Н., Молдагалиев Т. М., Сарсембина Ж. Ж., Сексенбаев Н. Ж., Докенова С. В. Факторы аддиктивной предрасположенности у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей // Наука и Здравоохранение. 2018. № 20 (5). C. 135-144
- Гельд А. Л., Кремлева О. В. Ассоциации тревоги и депрессии при количественной оценке по HADS у пациентов с тревожной симптоматикой // Уральский медицинский журнал. 2010. № 74 (9). C. 54-60.
- Гржибовский А. М., Горбатова М. А., Маркевич А. Н., Виноградов К. А. Объем выборки для корреляционного анализа // Морская медицина. 2020. Т. 6, № 1. С. 101-106.
- Гржибовский А. М., Иванов С. В., Горбатова М. А. Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS // Наука и Здравоохранение. 2017. № 1. С. 7-36.
- Ермасов Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. 2009. № 2. C. 84-99.
- Ишеков А. Н., Ишеков Н. С. Показатели энцефалографии у моряков и студентов в динамике арктического рейса // Морская медицина. 2017. № 3 (3). C. 55-62.
- Abraham T. Lessons from the pandemic: the need for new tools for risk and outbreak communication // Emerging Health Threats Journal. 2011. N 1 (4). P 7160.
- Andrews B., Hejdenberg J., Wilding J. Student anxiety and depression: Comparison of questionnaire and interview assessments // Journal of Affective Disorders. 2006. N 1-3 (95). P 29-34.
- Brooks S. K., WebsterR. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. 2020. N 395 (10227). P 912-920.
- Cao W. Fang Z., Hou G., Han M., Xu X., Dong J., Zheng J. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China // Psychiatry Research. 2020. N 287 (1 12934). P 1 12934.
- Gao J., Zheng P., Jia Y., Chen H., Mao Y., Chen S., Wang Y., Fu H., Dai J. Mental health problems and social media exposure during COVID-19 outbreak // PloS one. 2020. N 4 (15). P e0231924.
- Horesh D., Brown A. D. Traumatic stress in the age of COVID-19: A call to close critical gaps and adapt to new realities // Psychological trauma: theory, research, practice and policy. 2020. N 4 (12). P 331-335.
- Jakovljevic M., Bjedov S., Jaksic N., Jakovljevic I. COVID-19 Pandemia and public and global mental health from the perspective of global health securit // Psychiatria Danubina. 2020. N 1 (32). P 6-14.
- Magaard J. L., Seeralan T., Schulz H., Brütt A. L. Factors associated with help-seeking behaviour among individuals with major depression: A systematic review // PloS one. 2017. N 5 (12). P e0176730.
- Mo Y., Deng L., Zhang L., Lang Q., Liao C., Wang N., Qin M., Huang H. Work stress among Chinese nurses to support Wuhan for fighting against the COVID-19 epidemic // Journal of nursing management. 2020. В печати. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/jonm.13014 (дата обращения: 26.04.2020).
- Petzold M. B., Plag J., Ströhle A. Umgang mit psychischer Belastung bei Gesundheitsfachkr ften im Rahmen der Covid-19-Pandemie // Der Nervenarzt. 2020. March 27. P 1-5.
- Rose S. Medical Student Education in the Time of COVID-19 // JAMA. 2020. В печати. URL: https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2764138 (дата обращения: 26.04.2020).
- Soled D., Goel S., Barry D., Erfani P., Joseph N., Kochis M., Uppal N., Velasquez D., Vora K., Scott K. W. Medical student mobilization during a crisis: lessons from a COVID-19 medical student response team // Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2020. В печати. URL: https://journals.lww.com/academicmedicine/Abstract/publishahead/Medical_Student_ Mobilization_During_A_Crisis_.97220.aspx (дата обращения: 26.04.2020).
- Streiner D. L., Norman G. R., Cairney J. Health Measurement Scales: A practical guide to their development and use, 4th ed. Oxford University Press New York, 2008. 431 p.
- World Health Organization. Mental health and psychosocial considerations during the COVID-19 outbreak. WHO briefing note. 2020. URL: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/mental-health-considerations.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
- Zhai Y., Du X. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7, N 4. P e22.
Дополнительные файлы
