Комплексная оценка пищевого статуса студенческой молодежи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Рост алиментарной патологии среди студенческой молодёжи, вызванный несоблюдением принципов рационального питания и высокой загруженностью, требует особого внимания, особенно у студентов-медиков, которые подвержены значительным психоэмоциональным нагрузкам в период обучения. Оценка пищевого статуса в этот период является важным этапом донозологического подхода в профилактике, поскольку выявленные отклонения могут привести к хроническим заболеваниям, влияющим на качество жизни и профессиональную деятельность будущих врачей.

Цель. Комплексная оценка нутритивного статуса студентов медицинского университета.

Материалы и методы. Проведено кросс-секционное исследование, в котором приняли участие 935 студентов 18–25 лет, включающее оценку фактического питания, биоимпедансный анализ состава тела, анкетирование по вопросам структуры и режима питания, физической активности и пищевого поведения. Статистическая обработка выполнена в программе IBM SPSS Statistics 28, включала в себя описательную статистику, определение нормальности распределения, а также оценку статистической значимости.

Результаты. Выявлены нарушения структуры питания, а также макронутриентная неполноценность рациона студентов. Средние значения индекса массы тела определялись у 49,05% девушек и 43,52% юношей. Результаты биоимпедансометрии показали статистически значимые различия среди студентов разных курсов, а также среди юношей и девушек. Обнаружены достоверные положительные корреляции между уровнем жировой массы состава тела и частотой употребления кондитерских изделий, между индексом массы тела и физической активностью, а также зависимость индекса массы тела от типа пищевого поведения.

Заключение. Выявленные негативные тенденции в нутритивном статусе студентов медиков, особенно в условиях распространённости метаболических нарушений и пандемии ожирения, подчёркивают необходимость внедрения комплексных профилактических программ, направленных на обеспечение здорового образа жизни студенческой молодежи.

Полный текст

ОБОСНОВАНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья населения напрямую связано со здоровым образом жизни [1]. В молодом возрасте, в период студенчества, рациональное питание является одним из ключевых факторов высокой умственной и физической работоспособности, а также нормального функционального состояния организма [1–3]. Помимо этого, питание должно обеспечивать необходимый уровень резистентности организма к психоэмоциональным нагрузкам, стрессу, ненормированному режиму труда и отдыха, с которыми сталкивается студент в процессе получения образования [1, 4].

В современных условиях отмечается рост алиментарной и сопутствующей патологии в студенческом возрасте, что связано с несоблюдением основных принципов рационального питания и должного уровня физической активности из-за высокой загруженности, отсутствия времени на полноценный приём пищи, частых перекусов фастфудами и, как следствие, нарушением пищевого поведения [5–8]. Особого внимания требуют студенты-медики, обучение которых, помимо прочего, сопряжено с высокой долей аудиторной нагрузки, работой в исследовательских лабораториях, а также производственной практикой в виде дежурств в лечебных учреждениях [9–11].

Важнейшим этапом преморбидной диагностики алиментарной патологии является оценка пищевого статуса, нарушения которого в студенческие годы могут стать причиной развития хронической патологии с тяжёлым течением в более взрослом возрасте, что также будет влиять на работоспособность и качество оказываемой помощи будущим врачом [2, 12].

Цель исследования. Комплексная оценка нутритивного статуса студентов медицинского университета.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведено кросс-секционное исследование, в котором приняли участие 935 студентов 18–25 лет из ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (1–6-й курсы обучения). Все участники до включения в исследование добровольно подписали форму информированного согласия, утверждённую этическим комитетом в составе протокола исследования № 297 от 20.11.2024.

Данные о питании, пищевом поведении и физической активности получали методом анкетирования, которое заключалось в заполнении гугл-формы1. Анкета включала в себя как разработанные авторами вопросы касательно характера, структуры и режима питания студентов, так и вопросы международных опросников, адаптированных на русский язык. Так, для оценки физической активности использовали краткую версию Международного опросника по оценке физической активности (IPAQ), включающую 11 вопросов о количестве времени, затрачиваемого респондентами на интенсивную и умеренную физическую активность2. Уровень физической активности оценивали путём сравнения полученных результатов с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни для людей 18–64 лет3.

Для оценки пищевого поведения студентов также использовали Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ), включающий 33 вопроса для выявления различных типов пищевого поведения [13]. По результатам опросника может быть выявлено три типа пищевого поведения: эмоциогенный тип — ведущим стимулом к приёму пищи является эмоциональный триггер; экстернальный тип — ведущими выступают внешние стимулы (вид, запах определённых продуктов); ограничительный тип — ведущими являются самоограничения в питании и преднамеренные усилия для поддержания желаемого веса.

Дополнительно оценивали фактическое питание и компонентный состав тела студентов. Анализ фактического питания проводили частотным методом с использованием программного комплекса по оценке фактического питания «Нутри-проф» [14]. Анализировали макронутриентный состав и энергетическую ценность рациона, которые сравнивали с нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации с учётом половозрастной группы и уровня физической активности [15].

Компонентный состав тела оценивали путём биоимпедансного анализа (БИА) состава тела — инструментального метода, основанного на различной электропроводимости тканей организма. БИА проводили с помощью анализатора внутренних сред организма АВС-01 «Медасс» (Россия) на частоте зондирующего тока 50 кГц по стандартной тетраполярной схеме с наложением электродов в область лучезапястного и голеностопного суставов в положении испытуемого лёжа на спине. Оценивали следующие показатели: основной обмен, жировую массу (кг), тощую массу (кг), к которой относится активная клеточная масса (кг) и скелетно-мышечная масса (кг), а также общая жидкость (кг). Метод использован для объективной оценки нутритивного статуса человека, а также выявления повышенного содержания жировой массы при нормальных показателях индекса массы тела (ИМТ) — так называемого ожирения нормального веса [16].

Перед БИА состава тела проводили антропометрию по стандартной методике, включающей измерение длины и массы тела с помощью поверенного медицинского оборудования: длина тела — с помощью ростомера («Твес», Россия) с точностью до 0,5 см, масса тела — с помощью весов ВЭМ-150-Масса-К («Масса-К», Россия) с точностью до 60 г. На основании антропометрии рассчитывали ИМТ, оцениваемый в соответствии с центильными таблицами антропометрических показателей населения Российской Федерации [17].

Статистическую обработку первичных данных выполняли в программе IBM SPSS Statistics 28. Рассчитывали описательные статистики: средние арифметические значения (M), медиану (Me), стандартную ошибку среднего (m), межквартильные интервалы (25-й; 75-й процентили). Для определения нормальности распределения полученных результатов применяли критерий Колмогорова–Смирнова, для оценки статистической значимости различий выборок, имеющих нормальное распределение, — параметрический t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), имеющих распределение, отличное от нормального, — U-критерий Манна–Уитни. Для изучения степени корреляционной зависимости между показателями использовали коэффициент корреляции Спирмена. За критический уровень значимости принимали значение p <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты анкетирования выявили особенности структуры питания студентов медицинского университета (табл. 1). У половины студентов в ежедневном рационе имеются мясные продукты и крупы, у трети — фрукты и овощи, молоко и молочные продукты. Более 40% студентов каждый день употребляют кондитерские изделия (конфеты, вафли, печенье, пряники, пирожные, шоколад и т.д.), при этом 79,25% тех, кто имеет перекусы между занятиями, выбирают для этих целей кондитерские изделия. Обращает на себя внимание, что более 12% студентов не употребляют рыбу, более 2% — отказываются от употребления молочных продуктов.

 

Таблица 1. Структура питания студентов с распределением по основным группам продуктов

Table 1. The structure of students' nutrition with distribution by main food groups

Группа продуктов

Product Group

Частота употребления, % | Frequency of use (%)

Никогда

Never

Ежедневно

Daily

Несколько раз в неделю

Several times a week

Несколько раз в месяц

Several times a month

Фрукты и овощи | Fruits and vegetables

0,5

27,8

56,4

15,3

Крупы и макароны | Cereals and pasta

0,9

46,1

45,6

7,5

Молоко и молочные продукты

Milk and dairy products

2,4

36,8

44,8

16,0

Мясо и птица | Meat and poultry

0,4

54,3

38,9

6,3

Рыба и морепродукты | Fish and seafood

12,8

1,6

15,7

69,8

Кондитерские изделия

Confectionery products

2,6

43,4

44,3

9,7

 

Принципов рационального питания придерживались лишь 11,1% опрошенных, старались придерживаться — 45,9%, более чем 43% определили свое питание как несоответствующее принципам рационального питания. По мнению 37,9% респондентов, на режим их питания негативно влияет загруженность на учёбе и недостаток времени на полноценный приём пищи.

Результаты оценки фактического питания (табл. 2) подтверждают данные опроса: медиана энергоценности рациона превышала рекомендуемые нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах на 7,3% у студентов мужского пола и на 8,7% — у женского. В обеих половых группах имеется дефицит белка в рационе (недостаток >20,8% от нормы для мужчин, около 5,0% для женщин), а также избыток углеводов (5,2 и 3,9% соответственно). Достоверно значимые различия по показателям состава фактического питания студентов мужского и женского пола выявлены для энергетической ценности рациона, жиров и углеводов и не выявлены для белкового компонента.

 

Таблица 2. Энергетическая ценность и макронутриентный состав фактического рациона студентов

Table 2. Energy value and macronutrient composition of the actual diet of students

Параметр оценки

Evaluation parameter

Фактическое содержание в рационе студентов мужского пола, Ме (25%; 75%)

The actual content in the diet of male students, Ме (25%; 75%)

Процент от нормы физиологических потребностей для мужчин [15]

Percentage of normal physiological needs for men [15]

Фактическое содержание в рационе студентов женского пола, Ме (25%; 75%)

The actual content in the diet of female students, Ме (25%; 75%)

Процент от нормы физиологических потребностей для женщин [15]

Percentage of normal physiological needs for women [15]

Значимость различий в зависимости от пола

The significance of gender differences

Энергетическая ценность, ккал

Energy value (kcal)

2950,3 (1974,4; 3455,2)

107,3

2390,9 (1355,5; 3022,4)

108,7

p <0,05*

Белки, г

Proteins (g)

70,5 (54,0; 97,1)

79,2

68,3 (50,1; 91,7)

94,9

p=0,06

Жиры, г

Fats (g)

100,4 (79,6; 127,0)

109,1

88,6 (70,4; 115,1)

121,4

p <0,05*

Углеводы, г

Carbohydrates (g)

412,3 (358,8; 479,5)

105,2

326,2 (298,3; 366,2)

103,9

p <0,001*

* Статистически значимые различия значений показателей энергетической ценности и макронутриентного состава фактического рациона студентов.

* Statistically significant differences in the values of the energy and macronutrient composition of the actual diet of students.

 

При оценке ИМТ средние значения (25-й; 75-й процентили) определены у 43,5% юношей и 49,0% девушек, значения ниже среднего (10-й; 25-й процентили) и низкие (3-й; 10-й процентили) — у 17,3 и 13,3% студентов женского пола и 9,8 и 8,8% — мужского соответственно. Обращает внимание распространённость избыточной массы тела относительно нормативов: значения выше средних (75-й; 90-й процентили) определяются у 13,5% девушек и 21,8% юношей, высокие (90-й; 97-й процентили) — у 6,9 и 16,1% соответственно.

Анализ компонентного состава тела показал статистически значимые различия как среди студентов разных курсов, так и среди девушек и юношей.

Так, гендерные особенности компонентного состава тела и основного обмена испытуемых выявлены по всем параметрам оценки, кроме жировой массы (табл. 3). Основное влияние на массу тела обучающихся разного пола оказывает величина тощей массы и общей жидкости, имеющие статистические различия среди студентов разного пола на любом курсе.

 

Таблица 3. Результаты биоимпедансного анализа состава тела студентов (M±m)

Table 3. The results of bioimpedance analysis of students' body composition (M±m)

Показатель

Indicator

1–2-й курсы

1–2 courses

3–4-й курсы

3–4 courses

5-6-й курсы

5–6 courses

девушки

girls

юноши

boys

девушки

girls

юноши

boys

девушки

girls

юноши

boys

Основной обмен, ккал/сут

Basic metabolism (kcal/day)

1347,48±8,98

1744,94±27,79

1376,78±8,54

1801,22±23,70

1359,89±12,03

1766,86±33,88

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p <0,001*

p <0,001*

p <0,001*

Жировая масса, кг

Fat mass (kg)

19,82±0,85

17,97±2,21

22,47±0,89

22,35±1,51

22,07±1,43

25,66±3,19

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p=0,35

p=0,942

p=0,246

Тощая масса, кг

Lean weight (kg)

41,66±0,45

60,01±1,35

43,14±0,41

61,12±0,90

42,99±0,58

61,80±1,60

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p <0,001*

p <0,001*

p <0,001*

Активная клеточная масса, кг

Active cell mass (kg)

23,16±0,28

35,74±0,87

24,08±0,27

37,52±0,75

23,55±0,38

36,42±1,07

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p <0,001*

p <0,001*

p <0,001*

Скелетно-мышечная масса, кг

Musculoskeletal mass (kg)

20,14±0,23

32,27±0,62

20,74±0,20

32,14±0,44

20,59±0,31

31,81±0,74

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p <0,001*

p <0,001*

p <0,001*

Общая жидкость, кг

Total liquid (kg)

30,51±0,32

43,94±0,98

31,58±0,30

44,73±0,66

31,47±0,43

45,24±1,17

Значимость различий по полу

The significance of gender differences

p <0,001*

p <0,001*

p <0,001*

* Статистически значимые различия средних значений показателей компонентного состава тела студенческой молодежи.

* Statistically significant differences in the average values of the body composition of students.

 

Наиболее оптимальные показатели компонентного состава тела и текущего уровня метаболизма выявлены у студентов 3–4-го курсов, имеющих статистически значимую разницу при сравнении с 1–2-м и 5–6-м курсами по показателям тощей (p=0,016), активной клеточной (p=0,019) и скелетно-мышечной (p=0,018) массы, а также общей жидкости (p=0,018). При этом обнаруживаются достоверные положительные корреляции между уровнем жировой массы состава тела по БИА и частотой употребления кондитерских изделий (R=0,53; p=0,04).

С учётом динамики ИМТ и роста количества жировой массы тела результаты оценки физической активности студентов показывают неблагоприятную картину. Средний уровень физической активности, соответствующий глобальным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, определяется лишь у 3,1% обследованных, уровень выше среднего — у 10,4%. Низкий уровень физической активности выявляется у большинства студентов (86,5%) и имеет положительную корреляцию с ИМТ (R=0,49; p=0,02).

Интерес представляет также взаимосвязь типа пищевого поведения и ИМТ обследованных. Исследование по Голландскому опроснику типа пищевого поведения показало, что у 7,6% студентов определённого типа пищевого поведения не наблюдается, у 55,7% выявлен ограничительный тип, у 24,8% — эмоциогенный, у 11,9% — экстернальный. Сочетание нескольких типов пищевого поведения выявлено у 48,2% студентов, то есть практически у каждого второго. Статистически значимых различий типа пищевого поведения в зависимости от пола выявлено не было.

Выявлена зависимость значений ИМТ от типа пищевого поведения. Так, среди студентов без выраженных типов пищевого поведения в 72,3% случаев ИМТ находился в пределах средних значений (25-й; 75-й процентили). При этом для молодёжи с экстернальным и эмоциогенным типами пищевого поведения характерны более высокие массоростовые отношения — ИМТ в интервале 90-го и 97-го процентилей, для студентов с ограничительным типом пищевого поведения — от 10-го до 25-го процентилей. Следует также учесть, что именно экстернальный тип пищевого поведения свойственен для 79,1% обследованных лиц, ежедневно употребляющих кондитерские изделия.

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ фактического питания студентов показал определённые нарушения структуры питания по отдельным группам продуктов, в числе которых мясные, молочные, а также овощи и фрукты, что также выявлено при гигиенической оценке питания студентов медицинского университета Астраханской области и Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва [10, 18]. Нарушения питания, свойственные студенческой молодежи в целом и студентам медицинских университетов в частности, вероятно, обоснованы нарушением режима дня из-за высокой загруженности, отсутствия времени на приготовление и полноценный приём пищи.

Нарушение структуры питания приводит к нарушениям количественной и качественной полноценности рациона, а также его несбалансированности по макронутриентному составу. Сравнение полученных результатов с данными схожих исследований последних лет показывает, что картина питания студента-медика существенно различается по регионам. Оценка нутритивного состава питания студентов младших курсов Рязанского государственного медицинского университета выявляет существенную энергетическую неполноценность рациона преимущественно за счёт низкого количества употребляемых углеводов, а также дефицита белков и жиров [1]. Дефицит белкового компонента питания выявляется в большей части исследований [2, 4, 18].

Результаты оценки по ИМТ также имеют определённые различия с другими исследованиями пищевого статуса студенческой молодежи последних лет. В исследовании Омского государственного медицинского университета нормальную массу тела имели 63,27% обследованных, избыточную — 36,73%, недостаточной массы тела не выявлено [19]. Исследования Астраханского медицинского университета выявляют нормальную массу тела у 76,9% девушек и 75,0% юношей, избыточную соответственно — у 9,6 и 16,7%, недостаточную — у 8,3 и 13,5% [2]. Схожие результаты получены при оценке ИМТ студентов Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, где нормальную массу тела имели 70,64% студентов, избыточную — 19,83%, недостаточную — 9,53% [18].

Различия в результатах оценки фактического питания, как и ИМТ студентов медицинских университетов, могут быть обоснованы региональными особенностями обучения, питания и физического развития данной группы, а также различным дизайном исследования (количество обследуемых лиц, используемые инструментарий и статистические методы) и требуют дальнейшего изучения.

Компонентный состав тела студентов-медиков исследовался в работе Дальневосточного федерального университета, где выявилось высокое значение процентной доли жировой массы тела у 26,0% обследуемых, жировой массы в килограммах — у 46,2%, при этом наблюдалась также возрастная динамика [20]. В этом же исследовании выявлен низкий уровень физической активности студентов, что подтверждается и другими отечественными работами [21, 22].

Особенности пищевого поведения студенческой молодежи представляют большое значение как для системы здравоохранения в целом, так и для индивидуальной профилактики нарушений питания и обмена веществ, имеющих неуклонную тенденцию к росту на территории Российской Федерации4. Являясь одним из триггеров, запускающих развитие метаболических нарушений и расстройств питания, пищевое поведение становится актуальным и информативным показателем пищевого статуса человека, оценка которого помогает определить мотивационные факторы, влияющие на фактическое питание, построить модель питания и скорректировать выявленные нарушения. Результаты исследований в этой сфере, проведённые на студенческой молодёжи, показывают, что почти половина обследованных (45,58%) имеет определённый тип пищевого поведения, чаще всего смешанный, при этом у каждого третьего (33,32%) выявляется ограничительный тип в сочетании с экстернальным или эмоциогенным [19]. Каждый тип пищевого поведения имеет свои риски в долгосрочном проявлении. Эмоциогенный тип может приводить к избыточной калорийности рациона из-за переедания в ответ на стресс, а следовательно, к развитию избыточной массы тела и связанных с ней нарушений. Экстернальный тип приводит к тому, что при отсутствии достаточного времени на полноценный приём пищи в питании будут преобладать быстрые перекусы продуктами, имеющими высокие органолептические качества при низкой пищевой и биологической ценности, прежде всего кондитерские изделия и фастфуд. Ограничительному типу пищевого поведения свойственны строгие диетические ограничения, за которыми следуют периоды срыва и переедания, негативно влияющие на массу тела и ведущие к снижению качества жизни. Необходимо отметить, что корреляция различных типов пищевого поведения с ИМТ выявляется не во всех исследованиях, что, вероятно, может объясняться влиянием других факторов на результаты (наличием тревожных расстройств, общим уровнем здоровья и гормональным фоном) [19, 23, 24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого исследования показали неблагоприятную картину пищевого статуса студентов медицинского университета.

При анализе фактического рациона выявлены нарушения структуры питания по основным группам продуктов, а также макронутриентная неполноценность рациона (дефицит белка при избытке углеводов и жиров), приводящая к избыточной калорийности. Загруженность учебного процесса и недостаток времени приводят студентов-медиков к нарушению режима питания, а также быстрым перекусам кондитерскими изделиями.

Нерациональность питания усугубляет низкая физическая активность студентов, имеющая положительную корреляцию со значениями ИМТ.

Выявлена зависимость значений ИМТ от типа пищевого поведения: у студентов без выраженного типа — нормальная масса тела, с экстернальным и эмоциогенным типами — высокие средние значения ИМТ, с ограничительным типом — низкие значения ИМТ. Экстернальный тип пищевого поведения также наблюдался у большинства студентов, ежедневно употребляющих кондитерские изделия.

Сравнение полученных результатов с данными отечественных исследований последних лет показало, что даже при общей неблагоприятной картине питания студентов-медиков имеются региональные особенности пищевого статуса.

Из-за высокой распространённости на территории Российской Федерации заболеваний, связанных с расстройствами питания и метаболическими нарушениями, а также пандемии избыточной массы тела и ожирения, наблюдаемой по всему миру, полученные результаты подчёркивают необходимость профилактических программ, направленных на обеспечение здорового образа жизни студенческой молодежи. Ключевую роль при этом играют образовательные учреждения, в стенах которых студенты проводят большую часть времени. Необходимо отметить, что требуется комплексное решение, включающее в себя не только оптимизацию питания студентов, но и создание условий для поддержания адекватного уровня физической активности, а также психологическая поддержка, направленная на снижение общего уровня стресса и устранение возможных расстройств пищевого поведения, возникающих на его фоне.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вклад авторов. О.В. Сазонова — концепция и дизайн исследования, редактирование статьи; Р.В. Хамцова — сбор и обработка, анализ данных; М.Ю. Гаврюшин — анализ данных, написание текста, редактирование; С.Р. Трубецкая — статистическая обработка материала, редактирование; С.Ю. Токарева — сбор, обобщение, структурирование и обработка данных. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Этическая экспертиза. Исследование одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России в соответствии с протоколом № 297 от 20.11.2024.

Информированное согласие на участие в исследовании. Все участники до включения в исследование добровольно подписали форму информированного согласия, утверждённую в составе протокола исследования этическим комитетом

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Раскрытие интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

 

1 https://docs.google.com/forms/d/1d2iEHkdAmyFnx0TtVU86bule4RFF92BSph-VeeL3ngg/edit

2 Guidelines for Data Processing and Analysis of the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) – Short and Long Forms Contents. Available from: https://www.academia.edu/5346814/Guidelines_for_Data_Processing_and_Analysis_of_the_International_Physical_Activity_Questionnaire_IPAQ_Short_and_Long_Forms_Contents

3 The World Health Organization. The WHO Global Plan of Action for Increasing Physical Activity for 2018–2030: Increasing people's activity levels to promote global health. Available from: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity

4 Федеральная служба государственной статистики. Здравоохранение. Заболеваемость населения социально значимыми болезнями. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 Дата обращения: 15.12.2024.

×

Об авторах

Ольга Викторовна Сазонова

Самарский государственный медицинский университет

Email: o.v.sazonova@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4130-492X
SPIN-код: 1789-6104

д-р мед. наук, профессор

Россия, Самара

Регина Викторовна Хамцова

Самарский государственный медицинский университет

Email: r.v.hamtsova@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6747-5954
SPIN-код: 2606-0123
Россия, Самара

Михаил Юрьевич Гаврюшин

Самарский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.yu.gavryushin@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0897-7700
SPIN-код: 6636-4448

канд. мед. наук, доцент

Россия, Самара

Сабрина Рустамовна Трубецкая

Самарский государственный медицинский университет

Email: s.r.trubeckaya@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4988-3441
SPIN-код: 2590-6158
Россия, Самара

София Юрьевна Токарева

Самарский государственный медицинский университет

Email: tokareva_sofa002@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-9410-0738
Россия, Самара

Список литературы

  1. Chudinin NV, Rakitina IS, Dementyev AA. Nutrient composition of the diet of junior students of a medical university. Public Health and Life Environment — PH&LE. 2020;(2):16–20. doi: 10.35627/2219-5238/2020-323-2-16-20 EDN: YHHAEL
  2. Antonova AA, Yamanova GA, Musaeva AE, et al. An analysis of eating behaviour in college-age youth. International Research Journal. 2021;(8-2):64–66. doi: 10.23670/IRJ.2021.110.8.048 EDN: ROAUDT
  3. Karyotaki E, Cuijpers P, Albor Y, et al. Sources of stress and their associations with mental disorders among college students: results of the world health organization world mental health surveys international college student initiative. Front Psychol. 2020;11:1759. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01759
  4. Makarova IO, Popov VI, Choporov ON. Assessment of the actual nutrition of students of Voronezh Medical University. Russian Medicine. 2024;30(2):122–131. doi: 10.17816/medjrf622923 EDN: MQGPSE
  5. Podrigalo LV, Yermakov SS, Rovnaya OA, et. al. Features of students' nutrition as a factor influencing health. Human. Sport. Medicine. 2019;19(4):103–110. doi: 10.14529/hsm190412 EDN: WWFBHS
  6. Gafurov SD, Gafurova SS, Jusufov SF, Ahmedova AR. The study of rational nutrition of students. Science Problems. 2023;(1):74–78. (In Russ.) doi: 10.24411/2413-2101-2023-10101 EDN: LPWMLF
  7. Rozanov VA, Laskaja DA, Radionov DS, Ruzhenkova VV. Psychosocial stress and its consequences among modern university students: the megalopolis factor. Ekologiya cheloveka (Human Ecology). 2023;30(11):805–820. doi: 10.17816/humeco622862 EDN: DQOUPY
  8. Skoblina NA, Milushkina OYu, Tatarinchik AA, Fedotov DM. The hygienic problems of usage information and communication technology by schoolchildren and students. Public Health and Life Environment — PH&LE. 2017;9(294):49–51. doi: 10.35627/2219-5238/2017-294-9-52-55 EDN: ZJUBFT
  9. Maksinev DV. Nutritional features of medical students and their awareness in the prevention of alimentary diseases. The Scientific Heritage. 2021;(73-2):15–22. doi: 10.24412/9215-0365-2021-73-2-15-22 EDN: LWSIBS
  10. Devrishov RD, Dauletova LA, Gelachev MG. A hygienic assessment of the daily routine and diet of medical university students. International Research Journal. 2021;(12-2):156–159. doi: 10.23670/IRJ.2021.114.12.063 EDN: HXWIJO
  11. Kazimov MA, Aliyeva RKh, Kazimova VM. Evaluation of physical development and nutrition of medical students. The Siberian Medical Journal. 2018;33(2):90–96. doi: 10.29001/2073-8552-2018-33-2-90-96 EDN: XTXQEH
  12. De Jesus MJRM, Fabian LN, Javeluna JC, et al. Nutritional knowledge and dietary habits of student-athletes in a state university: towards a contextualized nutrition education plan. IJMABER. 2023;4(9):3141–3163. doi: 10.11594/ijmaber.04.09.08
  13. Strien TV, Frijters JE, Bergers GP, Defares PB. The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional, and external eating behavior. Int J Eating Disord. 1986;5(2):295–315. doi: 10.1002/1098-108X(198602)5:2<295::AID-EAT2260050209>3.0.CO;2-T
  14. Certificate of the Russian Federation on the state registration of a computer program N 2018616124. 05/23/2018. Byul. N 6. Baturin AK, Martinchik A N, Gorbachev DO, et al. The software package for the assessment of actual nutrition "Nutri-prof". Available from: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2018616124&TypeFile=html (In Russ.) EDN: BOKVED
  15. Norms of physiological energy and nutritional requirements for various population groups of the Russian Federation: methodological recommendations MP 2.3.1.0253-21. Moscow; 2021. 57 р. (In Russ.)
  16. Chepel TV, Ladnaya AA. Bioimpedancemetry: achievements and clinical possibilities (literature review). Far Eastern Medical Journal. 2020;(2):87–96. doi: 10.35177/1994-5191-2020-2-86-95 EDN: QUAUBV
  17. Rudnev SG, Soboleva NP, Sterlikov SA, et al. Bioimpedance study of the body composition of the Russian population. Moscow: RIO TSNIIOIZ; 2014. 493 p. (In Russ.) EDN: TDSYFP
  18. Kitaeva LI, Chegodaeva IY, Chernova NN. Hygienic assessment of actual nutrition of medical students. Ogarev-online. 2020;(1):5. EDN: GGYPWN
  19. Livzan MA, Ljaljukova EA, Halashte AA., et al. Eating behavior of young adults. Lechaschi Vrach. 2023;26(7-8):30–35. doi: 10.51793/OS.2023.26.8.005 EDN: XVCFYY
  20. Khablova AA, Bondar’ GN, Kiku PF. Assessment of the health of medical students. Health Сare of the Russian Federation. 2020;64(3):132–138. doi: 10.46563/0044-197X-2020-64-3-132-138 EDN: MNGLXS
  21. Zotova FR, Hamidullina GF, Bubyakina EV, et al. Motives and obstacles to physical activity in university students. Science and Sprot: Modern Tendencies. 2023;11(S):103–114. doi: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114 EDN: POPAST
  22. Snigirev AS, Malkov MN, Nikolaev AYu, Loginov SI. Student physical activity depending on gender and age. Teoriya i Pracktika Fizicheskoy Kultury. 2020;(11):101–102. EDN: UZROOS
  23. Konttinen H, Mdnnisto S, Sarlio-Ldhteenkorva S, et al. Emotional eating, depressive symptoms and self-reported food consumption. A population-based study. Appetite. 2010;54(3):473–479. doi: 10.1016/j.appet.2010.01.014
  24. Ozier AD, Kendrick OW, Leeper JD, et al. Overweight and obesity are associated with emotion- and stress-related eating as measured by the eating and appraisal due to emotions and stress questionnaire. J Am Diet Assoc. 2008;108(1):49–56. doi: 10.1016/j.jada.2007.10.011

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.