THE ORGANIZATIONAL MODEL OF ADDICTION PREVENTION AMONG MINORS ON THE BASIS OF NETWORK TECHNOLOGIES



Cite item

Full Text

Abstract

The paper is concerned with justification of innovative areas of substance dependence disorders prevention, conditioned by the need to improve the system of preventive drug treatment of minors in the Arkhangelsk region in terms of public priority of children's health. The aim of the study was: 1) to reveal the peculiarities of preventive drug treatment provision to minors in the Arkhangelsk region; 2) to identify regional perspective lines of its improvement based on the use of network technologies. The key factors of internal and external context of the Arkhangelsk psychoneurologic dispensary were revealed on the basis of organizational analysis of preventive drug treatment on the territory of the Arkhangelsk region through the matrix of SWOT-analysis. Medico-social adaptation of the SWOT-analysis was presented. This method is traditionally used for business strategies formation, and construction of prospective regional organizational model of substance dependence disorders prevention in children and adolescents, based on network technologies. The basic management decision on the development of the Arkhangelsk psychoneurologic dispensary as a regional organizational and methodological center has been made. It is necessary to create a special division for remote preventive and inter-agency work on the basis of the dispensary. The study results can be applied to improve work efficiency in the field of substance dependence prevention practice.

Full Text

Одной из значимых медико-социальных проблем XXI столетия является злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ). Распространение наркологических расстройств происходит в основном за счет подростково-юношеской популяции: наблюдается неуклонная «реювенация» заболеваний со снижением среднего возраста приобщения к ПАВ [1, 9]. Несовершеннолетние являются специфической группой в качестве объекта профилактики в наркологии, что связано с возрастными особенностями пубертата и началом употребления ПАВ именно в этом возрастном периоде. Эффективно противостоять распространению наркологических расстройств среди несовершеннолетних возможно, только используя профилактические подходы [16]. В связи с этим необходим поиск наиболее опти- 19 Ментальная экология Экология человека 2017.01 мальных решений проблемы оказания наркологической помощи несовершеннолетним, а также внедрение низкозатратных, но эффективных организационных профилактических технологий с учетом региональных возможностей, приводящих к благоприятным медикосоциальным результатам. Цель исследования: анализ особенностей оказания профилактической наркологической помощи несовершеннолетним в Архангельской области и разработка перспективных региональных направлений ее совершенствования, основанных на использовании сетевых технологий. Методы Проведен анализ оказания наркологической помощи несовершеннолетним и консультативной помощи специалистам системы профилактики в Архангельской области за 2013-2015 годы, а также SWOT-анализ [4, 6] деятельности ГБУЗ Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» (АПНД) как организационно-методического центра по оказанию наркологической помощи населению. Результаты При проведении профилактических интервенций важно учитывать различные социально-психологические феномены, содержащиеся в базовых превентивных концепциях. Универсальной модели профилактики употребления алкоголя и наркотиков не существует в силу перманентных социально-экономических изменений, неуклонного развития науки и практики, которые диктуют непрерывное обновление и совершенствование профилактических подходов. Имеется ряд общепризнанных концептуальных моделей, позволяющих ориентироваться в различных профилактических стратегиях и программах [10, 14]. Для охвата всего спектра превентивных направлений необходимо участие в работе не только медицинских работников, но и других субъектов профилактической деятельности: психологов, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел, социальных работников, а также педагогов с учетом их профессионального опыта организации внутренней структуры профилактики в условиях общеобразовательного учреждения [15]. В соответствии с государственной программой РФ «Развитие здравоохранения» [3] одной из основных проблем является совершенствование комплексной системы профилактики. Приоритетное направление реформирования системы здравоохранения - сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, в том числе создание эффективных мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, употребление наркотиков). Наиболее важными задачами Концепции модернизации психиатрической и наркологической служб Архангельской области на 2013-2018 годы [3] обозначены развитие профи лактики психических и наркологических расстройств и качественное организационное усиление системы межведомственного взаимодействия. Анализ специфики оказания наркологической помощи несовершеннолетним, проживающим в Архангельской области [7], показал, что самостоятельное обращение родителей несовершеннолетних пациентов за рассматриваемый период наблюдалось менее чем в трети случаев (27,2 %). Как правило, пациенты детского и подросткового возраста обращались в наркологическую службу по направлению специалистов из территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (44,8 %), сотрудников управления внутренних дел при обнаружении фактов употребления подростками ПАВ и/или обнаружении их в состоянии интоксикации (14,5 %), социальных педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций при подозрении на употребление ПАВ (9,6 %) и врачей: педиатров, врачей скорой помощи, психиатров (3,9 %). Это подчеркивает важность постоянного взаимодействия специалистов разных ведомств, преемственность и поиск более совершенных путей сотрудничества для повышения эффективности профилактической деятельности. В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Архангельской области «Об организации методического руководства в работе психиатрической и наркологической служб Архангельской области» [13] АПНД является организационно-методическим центром оказания наркологической помощи населению и обслуживает жителей г. Архангельска и близлежащих районов по участковому принципу, население Архангельской области - по консультативному. Для комплексной оценки функционирования наркологической службы и оказания медицинской помощи по профилю «наркология» нами осуществлен SWOT-анализ ситуации, в ходе которого проанализированы сильные и слабые стороны деятельности АПНД, потенциальные возможности, а также угрозы со стороны внешней среды (табл. 1). Кадровую ситуацию в наркологии можно оценить, учитывая штатные нормативы, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 929н [12], согласно которым рекомендуется одна должность врача психиатра-нарколога для обслуживания 3,5 тысячи прикрепленного детского и подросткового сельского населения. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество должностей врача психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения устанавливается, исходя из меньшей численности населения (корректируется с учетом нагрузки, но не менее 0,25 должности). Таким образом, с учетом численности сельского детского и подросткового населения в Архангельской области, которая на 01.01.2014 составила 86 714 человек, необходимо 25 врачей; фактически же занято 7 ставок - 12 физических лиц, причем из 20 Экология человека 2017.01 Ментальная экология Таблица 1 SWOT-анализ профилактической деятельности Архангельского психоневрологического диспансера Внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность АПНД Сильные стороны деятельности АПНД Квалифицированный персонал АПНД для проведения консультаций по вопросам профилактики наркологических заболеваний Высокий уровень удовлетворенности потребителей медицинских услуг АПНД (85%) Действующая система межведомственного взаимодействия со смежными организациями, участвующими в профилактике (заключено 15 договоров о совместной деятельности) Участие АПНД в конкурсах и реализации проектов Наличие сайта АПНД Слабые стороны деятельности АПНД Нехватка оборудования и помещений для профилактической работы Недостаточно широко применяются интернет-технологии Не в полной мере используются возможности сайта АПНД для профилактической работы Неопределенность источников финансирования работы консультантов Внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность АПНД Возможности Государственная законодательная и финансовая поддержка развития наркологической службы (порядки, стандарты, целевые программы) Появление дистанционных интернет-технологий в профилактике и лечении: on-line-консультирование, вэбинары Повышение спроса на медицинские услуги Развитие платных медицинских услуг Угрозы Недостаточный уровень технических возможностей и оснащения в районах области Отсутствие мотивации у ряда специалистов в районах области в отношении инноваций, основанных на сетевых технологиях Отсутствие подготовленных кадров для продвижения интернет-технологий них лишь 4 человека работают психиатрами-нарко-логами, а остальные совмещают с другой врачебной специальностью, при этом врачи обслуживают все население района, а не только детско-подростковое. В целом обеспеченность врачами составляет 28,2 %, и большинство врачей работают в областном центре и крупных городах (Архангельск, Северодвинск, Котлас). Ситуация усугубляется обширностью региона и низкой доступностью некоторых территорий в силу географических и природных особенностей. В этих условиях совершенствование кадровой политики видится через внедрение полипрофессионального подхода в наркологическую превентологию. Работа с ребенком и его семьей должна осуществляться не только врачом психиатром-наркологом, а командой квалифицированных специалистов: педагогов, психологов, социальных работников и представителей силовых ведомств. Обсуждение результатов Проведенный отраслевой анализ концептуальных подходов к профилактике наркологических расстройств показал, что в разные временные периоды доминировали различные профилактические воспитательные тактики: запугивание, информирование, альтернативная деятельность, причем тактика запугивания показала свою несостоятельность [5], а моно-направленная профилактика представляется неполной и малоэффективной [2]. Современная превентология предлагает использовать многокомпонентные программы, которые позволят получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Достичь этого возможно лишь путем внутри- и межведомственного сотрудничества и единого понимания основ профилактики. Система межведомственного взаимодействия при оказании наркологической помощи детям и подросткам в Архангельской области находится в перманентном развитии; ведется поиск более совершенных путей сотрудничества, улучшения имеющихся форм обмена информацией. В этой связи медико-социальная адаптация SWOT-анализа детской наркологической службы (рисунок) позволила выявить сильные и слабые стороны деятельности АПНД как организа- Алгоритм проведения SWOT-анализа деятельности детской наркологической службы Архангельского психоневрологического диспансера 21 Ментальная экология Экология человека 2017.01 ционно-методического центра, определить снижение влияния внешних угроз и повышение эффективности развития системы профилактики, а также установить связующие звенья между указанными позициями. Для определения этих связей нами составлена матрица SWOT-анализа деятельности АПНД (табл. 2). Таблица 2 Матрица SWOT-анализа профилактической деятельности Архангельского психоневрологического диспансера Внешние возможности, оказывающие влияние на деятельность АПНД Снижение влияния внешних угроз деятельности АПНД С Издание методических материалов для специалистов из районов области, участвующих в профилактике, пациентов и их родственников и размещение методических материалов на сайте АПНД Расширение консультативных форм наркологической, в том числе профилактической, помощи несовершеннолетним Разработка проекта по внедрению передовых дистанционных сетевых технологий при оказании наркологической помощи: on-line-консультирование, web-инары Тестирование технических возможностей для web-консультаций в районах области Повышение мотивации специалистов из районов области по внедрению интернет-инноваций (семинары, консультации, методические материалы) Внедрение дистанционных форм работы посредством сайта АПНД Внедрение сетевых технологий через создание соответствующего подразделения в структуре АПНД с необходимым кадровым обеспечением Определение источников финансирования для закупки оборудования Обеспечение помещениями для профилактической работы Решение вопроса оплаты работы консультантов Разработка и утверждение плана графика предоставления материалов для сайта Риск неудачи внедрения интернет-технологий из-за отсутствия подготовленных кадров Риск срыва консультаций из-за плохого качества связи Риск невостребованности консультаций из-за низкой организационной работы в районах области Риск снижения мотивации квалифицированных спе-циалистов-консультантов из-за недостаточной оплаты их труда Матрица SWOT-анализа через оценку ключевых факторов внутренней и внешней среды систематизирует направления повышения эффективности наркологической помощи несовершеннолетним и консультативной помощи специалистам системы профилактики Архангельской области в условиях высокого уровня заболеваемости, информационного и кадрового дефицита. Несомненным является необходимость сохранения и эффективного использования сильных стороны АПНД, укрепления материальнотехнической базы, внедрения сетевых технологий, активное использование возможности сайта учреждения и решение вопроса оплаты дистанционной консультативной помощи. Кроме того, необходима нейтрализация угроз планируемой деятельности в отдаленных районах области и повышение мотивации специалистов на применение в практической работе дистанционных форм консультирования. Таким образом, перспективным организационным направлением совершенствования профилактической наркологической помощи несовершеннолетним в условиях Европейского Севера России является повышение уровня организации межведомственного взаимодействия, а также внедрение дистанционных интернет-технологий, включая on-line-консультирование, web-инары и др. Это возможно путем создания на базе АПНД структурного подразделения по дистанционной профилактической и межведомственной работе. Деятельность данного подразделения должна быть направлена на следующие целевые группы: родители детей группы риска (консультирование в целях удовлетворения потребности в здоровье своих детей); медицинские работники первичного звена здравоохранения (консультирование по специализированным вопросам в области наркологической превентологии); специалисты смежных ведомств как субъекты профилактической работы: педагоги, психологи, специалисты по социальной работе, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и правоохранительных органов (консультирование и web-инары по специализированным вопросам в области наркологической превентологии); руководители и специалисты администраций районов области (совещания для улучшения эффективности межведомственного взаимодействия, оперативности и качества принимаемых совместных действий, их согласованности). Только в этом случае возможно комплексное решение медицинских и духовных вопросов профилактики с повышением эффективности социально-психологической адаптации подростков [13]. Применение многокомпонентных превентивных наркологических программ в северном регионе возможно через использование принципов полипрофес-сионального подхода и межведомственного взаимодействия. Существенным является развитие современных организационных технологий, которые позволят повысить эффективность превентивной наркологической помощи в условиях низкой территориальной доступности ряда районов Архангельской области. Базовым управленческим решением в развитии АПНД как областного организационно-методического центра является внедрение дистанционных сетевых технологий в наркологической профилактической практике: on-line-консультирование, web-инары. Это возможно путем создания на базе диспансера отдельного специального подразделения по дистанционной профилактической и межведомственной работе. Внедрение и перманентный анализ эффективности инновационных форм профилактической наркологической помощи на территории области даст возможность разработать рекомендации по их использованию в других регионах с учетом их географических, социальных и культуральных особенностей.
×

About the authors

A A Eremeeva

Arkhangelsk psychoneurological dispensary

Email: annet708@yandex.ru

A G Soloviev

Northern State Medical University

I A Novikova

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

V V Nikulichev

Arkhangelsk psychoneurological dispensary

V A Yashkovich

Arkhangelsk psychoneurological dispensary

References

  1. Бохан Н. А., Титов С. С., Усов Г. М., Чащина О. А. Организационная модель профилактики аддиктивных состояний у несовершеннолетних в условиях территориально-образовательного кластера // Наркология. 2011. № 6. С. 16-22.
  2. Гогуева М. М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка : автореф. дис.. канд. психол. наук. Саратов, 2011.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» : утв. постановлением Правительства Рос.Федерации от 15.04.2014 № 294. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/ (дата обращения: 08.01.2016).
  4. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. М. : Вильямс, 2003. 368 с.
  5. Дудко Т. Н. Проблемы вторичной профилактики в отечественной наркологии // Наркология. 2014. № 10. С. 68-73.
  6. Дульзон А. А. Успешность управления проектами: проблемы, оценка, возможности // Управление проектами и программами. 2014. № 4. С. 292-300.
  7. Еремеева А. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Эпидемиологическая характеристика психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ у детей и подростков в Архангельской области // Наркология. 2014. № 4. С. 30-36.
  8. Концепция модернизации психиатрической и наркологической служб Архангельской области на 2013-2018 годы : утв. решением коллегии министерства здравоохранения Архангельской области от 13.06.2013 № 05. URL: http://minzdrav29.ru (дата обращения: 15.12.2015).
  9. Кошкина Е. А., Киржанова В. В. Проблемы распространенности болезней зависимости и основные направления совершенствования наркологической помощи в России // Вопросы наркологии. 2013. № 6. С. 10-26.
  10. Москвитин П. Н. Экзистенциальная иерархия ценностей и убеждений в формировании аддиктивной идентичности в подростковом возрасте // Вопросы наркологии. 2014. № 5. С. 69-76.
  11. Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. 2012. Т. 11, № 7 (127). С. 40-44.
  12. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «наркология» : утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11. 2012 № 929н. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/5489-prikaz-minzdrava-rossii-ot-15-noyabrya-2012-g-n-929n (дата обращения: 15.12.2015).
  13. Распоряжение Министерства здравоохранения Архангельской области «Об организации методического руководства в работе психиатрической и наркологической служб Архангельской области» от 21.02.2013 № 92-рд. URL: http://minzdrav29.ru/ministry/official_docs/ (дата обращения: 15.12.2015).
  14. Рыбакова Л. Н., Мирошниченко Л. Д., Мирошниченко Е. Л. Опыт регионов Российской Федерации по организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Вопросы наркологии. 2012. № 5. С. 48-61.
  15. Соловьев А. Г., Новикова Г. А. Профилактика пивной зависимости у подростков в условиях образовательных учреждений // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2013. № 6-2. С. 69-71.
  16. Jessor R. Risk behavior in adolescence: a psychosocial framework for understanding and action // Journal of Adolescent Health, Lancet. 2012. Р. 597-605.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Human Ecology



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies