HYGIENICAL ASSESSMENT OF FACTORS OF EDUCATIONAL AND PRODUCTION ENVIRONMENT OF CADETS OF HIGHER MARINE EDUCATIONAL INSTITUTION



Cite item

Full Text

Abstract

The results of factors evaluation of educational and production environment of cadets training at higher marine educational institutions are presented in the paper. It was determined that in the process of professional assimilation of the marine specialties the combination of training and production environment factors affected the cadets organisms, which required considerable stress of adaptation mechanisms of body balance control and could influence the morbidity of this cohort. The complex of leading factors that determined the health state of students of higher marine educational institutions included: microclimate, artificial lighting, noise, vibration, harmful chemical substances in the air of working zones, an increased level of mental stress. The students of all faculties are characterized by a high level of mental stress, which indicates the negative transformation of their emotional and autonomic processes that complicate adaptation to the training environment of marine profession. It is shown that microclimate instability and jet lag when vessels passing to the different climatic areas of the World Ocean exacerbate negative effect of marine environment factors on students health. In the structure of General morbidity of cadets diseases of the respiratory system (62 %); traumas, intoxication and some other consequences of external causes (18.4 %); the nervous system diseases (7.5 %) are dominated. Factors analysis of educational and production environment shows that the cadets health is an indicator of the synergistic negative factors of the training environment that are to be considered while organizing educational and production process and carrying out of preventive measures.

Full Text

Проблема сохранения здоровья студентов является важной задачей государственной политики в области подготовки кадров [1]. Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, она имеет и четко выраженную экономическую сторону, поскольку здоровье - одно из обязательных условий полноценного выполнения студентом своих учебных, а в будущем и профессиональных функций. Более половины абитуриентов к моменту поступления в высшие учебные заведения (вузы) уже имеют отклонения в состоянии здоровья, а к окончанию обучения заболеваемость студентов увеличивается в среднем по стране в 3,8 раза [8, 13]. Заболеваемость среди учащейся молодежи за последние 15-20 лет (по 21 Экология труда Экология человека 2018.03 данным медицинских осмотров) возросла на 10 %, количество здоровых студентов уменьшилось, а имеющих 2-5 заболеваний, наоборот, увеличилось [8]. Это могло стать следствием существенных изменений в структуре и содержании образовательного процесса в вузах, возросших требований к профессиональным знаниям и умениям выпускников, что закономерно привело к интенсификации обучения, увеличению учебной нагрузки. Множество исследований [2, 4, 15] указывают на существенное влияние отдельных факторов риска на здоровье студенческой молодежи в различных регионах страны. Нерациональное питание, недостаток физической нагрузки, вредные привычки, несоблюдение режима дня, а для приезжих студентов еще и приспособление к местному климату и жизни в общежитии [10, 15] приводят к тому, что состояние здоровья студентов к окончанию вуза значительно ухудшается. В этой связи подготовка квалифицированных специалистов и сохранение их здоровья - одна из первоочередных задач морского флота России [5, 11]. Спецификой работы на флоте является высокий уровень физического и психического напряжения, а потому вопросы сохранения и укрепления здоровья работающих на морском транспорте среди основных медико-социальных задач медицины труда. Решение проблемы видится прежде всего в корректном профессиональном отборе, начиная с периода обучения будущих специалистов в вузе [4, 7]. Контингент курсантов является пограничной структурой между студентами и моряками в системе «человек - среда» со специфическим комплексом влияния негативных факторов, присущих только данной категории учащихся. Оценка и прогнозирование здоровья курсантов морских специальностей, функционирующих в режиме единоначалия и имеющих централизованную систему обеспечения условий труда и быта, заслуживают особого внимания, поскольку уже с первых курсов помимо специфики психофизиологических нагрузок на берегу (учеба, наряды в дневное и ночное время, строевые подготовки и т. п.) производственная практика курсантов на судах сопряжена с экстремальностью морских условий, конструктивными особенностями отечественных судов, длительным сроком их эксплуатации [11]. Мореплавание связано с психическим, психосоциальным и физическим стрессом, который спровоцирован разлукой с семьёй, изоляцией от внешнего мира, усталостью, многонациональностью командного состава, отсутствием и недостатком отдыха и сна [16]. Условия обитания на морских судах формируются под влиянием комплекса синергичных физических и химических факторов. К ним относятся производственные вредности - шум, вибрация, загазованность воздушной среды, электрические и магнитные воздействия, социальная изоляция и т. д. В наибольшей степени влияют физические (шум, вибрация, механические удары, разночастотные, ионизирующие излучения), химические, климатогеографические, со циально-психологические факторы [9]. В работе [15] подтверждено, что для напряженного зрительного труда значимым является оценка напряженности прежде всего по показателям сенсорных нагрузок. В динамике рабочего дня выявлено ухудшение состояния зрительного анализатора и психоэмоционального состояния. При периодических медицинских осмотрах отмечен рост выявленной патологии глаза и его придаточного аппарата с увеличением стажа работы. Результаты исследования показывают [19], что физические и психосоциологические факторы работы являются важными коррелятами в вопросах удовлетворения работой, восприятия безопасности, требований должностных инструкций и сплоченности команды в качестве наиболее сильных и наиболее последовательных факторов. При этом уровень степени выраженности действия каждого отдельного фактора, в свою очередь, зависит от конкретных условий (конструктивные, технологические, технические особенности рабочих мест и мест отдыха). Среда обитания на судах влияет на уровень и характер изменений, происходящих в организме моряков [3, 6, 10, 18]. Цель исследования - выявить факторы учебнопроизводственной среды, оказывающие влияние на здоровье курсантов высшего учебного заведения морского профиля в процессе обучения. Методы Исследование шло по следующим направлениям: характеристика факторов учебно-производственной среды и их влияние на состояние здоровья курсантов Морского государственного университета г. Владивостока (6 000 человек, включенных в исследование). Оценка условий и характера труда курсантов была проведена согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» [14]. Для оценки вклада параметров производственной среды в общую характеристику условий труда был использован модуль факторного анализа из пакета SSPS. Результаты По результатам оценки (согласно Р 2.2.2006-05) тяжесть условий труда курсантов судоводительского факультета (СВФ) относится ко 2 классу (допусти -мый), в то время как тяжесть условий труда курсантов судомеханического и электромеханического факультетов (СМФ и ЭМФ) отвечает 3 классу вредности (2-й и 3-й степени соответственно), что определяется физической динамической нагрузкой, количеством стереотипных рабочих движений, перемещением в пространстве и наклонами корпуса (табл. 1). Свод данных об условиях труда в производственной судовой среде, где курсанты осваивают и закрепляют свои профессиональные навыки, по показателям напряженности трудового процесса полностью соответствует результатам психологического исследования, проведенного в условиях обучения на берегу. У всего 22 Экология человека 2018.03 Экология труда Таблица 1 Условия труда курсантов по показателям тяжести трудового процесса Показатель Судоводительский факультет Судомеханический факультет Электромеханический факультет Фактическое значение Класс Фактическое значение Класс Фактическое значение Класс 1. Физическая динамическая нагрузка, кг/м 1.2. Общая нагрузка перемещения груза от 1 до 5 м 2650 2 3200 3.1 3ет520 3.1 2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг 2.1. При чередовании с другой работой 0,8 1 250 2 250 2 3. Стереотипные рабочие движения, кол-во за смену 3.1. Локальная нагрузка 3.2. Региональная нагрузка 14400 2 20250 3.1 21850 3.1 4. Статическая нагрузка, кгс с 4.1. С участием мышц корпуса и ног 14200 1 14200 1 14200 1 5. Рабочая поза Стоя до 55% 2 Стоя 55% 2 Фиксированная неудобная поза 80% 3.2 6. Наклоны корпуса более 30о за смену, кол-во 86 2 200 3.1 300 3.2 7. Перемещение в пространстве, км 7.1. По горизонтали 3 1 2,5 1111 2,5 1 Окончательная оценка тяжести труда 2 3.2 3.3 курсантского состава условия труда во время прохождения производственных практик по показателям напряженности характеризуются как вредные: СВФ -класс 3.3 (напряженный 3-й степени); ЭМФ - класс 3.2 (напряженный 2-й степени); СМФ - класс 3.1 (напряженный 1-й степени). Напряженность труда обусловлена в основном интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками и особенностями режима работы. По показателям вредности и опасности труда (уровни вибрации и шума, содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны, параметры микроклимата, условия искусственного освещения) курсанты СВФ, СМФ и ЭМФ оказались в различных условиях, что объясняется спецификой учебных программ факультетов. Условия труда для курсантов СВФ допустимые и относятся к классу 2, курсантов СМФ - классу 3.2 и курсантов ЭМФ - классу 3.3, характеризующиеся как вредные условия 2-й и 3-й степени соответственно. Было установлено, что на курсантов судоводительского, судомеханического и электромеханического факультетов с различной степенью воздействуют такие показатели вредности и опасности, как уровень вибрации, шума, содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны, микроклимат, условия освещения. Среди самых проблемных факторов - шум и вибрация. Их воздействие на организм курсантов наблюдается как на рабочих местах, так и в жилых и общественных помещениях, поэтому данные факторы можно рассматривать как бытовые и производственные. Уровень искусственного освещения на всех рабочих местах курсантов отмечен ниже нормируемого в 3,7 раза. Недостаток освещения способен привести к утомлению зрительного анализатора и снижению общей работоспособности в целом [7]. По данным исследования концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны выявлены вещества: 2 класса опасности, обладающие канцерогенным действием (сварочный аэрозоль, акролеин, абразивная пыль); 3 и 4 класса опасности с аллергенной направленностью (ацетон, уайтспирт, сернистый ангидрид, углеводороды), обладающие остронаправленным механизмом действия (азота диоксид, окись углерода), а также вещества преимущественно фибриногенного действия. Нестабильность параметров микроклимата - одна из основных особенностей этого фактора. При изучении параметров микроклимата судов в 11 % исследованных рабочих мест курсантов не соответствовали гигиеническим нормативам (табл. 2). Независимо от типа судна наибольшую степень вредности по условиям труда курсантов имеют освещенность, микроклимат, шум, вибрация (табл. 3). В то же время имеются отличия по степени выраженности фактора. На судах типа лесовоз высокую степень влияния оказывают шум, микроклимат, освещение, а на судах грузопассажирского типа наиболее выражены такие негативные факторы, как микроклимат, освещение, вибрация, шум. Необходимо отметить, что по степени выраженности суммарный вклад основных факторов составляет 79,44 % на судах типа лесовоз и 70,67 % на судах грузопассажирского типа. Анализ структуры общей заболеваемости курсантов показал, что наибольший удельный вес имели три класса заболеваний: болезни органов дыхания (62 %) с преобладанием острых респираторных инфекций верхних дыхательных путей; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (18,4 %); болезни нервной системы (7,5 %) с преобладанием болезней периферической системы. Выявлено, что среди болезней органов дыхания превалировали острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (88 %), на долю тонзиллита и 23 Экология труда Экология человека 2018.03 Таблица 2 Интегральная оценка условий труда курсантов на судах Дальневосточного морского пароходства и учебно-производственного комплекса морского государственного университета по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности Фактор производственной среды и трудового процесса Судовое помещение Центральный пост Энерге тическое отделение Механи ческая мастерская Электро мастерская Штурманская рубка Рулевая рубка Радио рубка Камбуз Класс условий труда по Р.2.2.2006-05 Микроклимат 2 3,2 3,1 3,2 3,1 2,0 2,0 3,2 Вибрация 3,2 3,2 3,1 3,2 3,1 2,0 2,0 3,2 Шум 3,2 3,2 3,1 3,2 2 3,1 3,1 3,1 Искусственное освещение 3,1 3,2 3,1 3,2 2 3,1 3,1 3,1 Химические вещества в воздухе 2 3,2 3,1 3,1 2 2 2 3,1 Тяжесть труда 3,1 3,2 3,2 3,2 2 2 2 3,1 Нервно-эмоциональное напряжение 3,2 3,3 3,1 3,1 3,3 3,2 3,2 3,1 Общая оценка 3,2 3,2 3,1 3,2 3,2 3,1 3,1 3,1 Таблица 3 Факторный анализ условий труда курсантов на судах типа лесовоз и грузопассажирских Компонент Показатель Суда типа лесовоз Суда грузопассажирского типа F1 F2 F3 Shi F1 F2 F3 Shi Собственное значение компонента 3,8657 2,7874 1,2908 7,9439 3,0436 2,137 1,8859 7,0665 Вклад в компоненты, % 38,66 27,80 12,90 79,44 30,43 21,36 18,85 70,67 Фактор Факторные нагрузки переменных Shi2 Факторные нагрузки переменных Shi2 микроклимат 0,5274 0,8068 0,2333 0,9828 0,1785 0,7819 0,5935 0,9954 освещение 0,6479 0,1561 0,7302 0,9775 0,9531 0,0524 0,002 0,9111 вибрация 0,6004 0,0814 0,0394 0,5687 0,9531 0,0524 0,002 0,9111 шум 0,8081 0,5756 0,1334 0,9998 0,6890 0,0359 0,6578 0,9088 химические вещества 0,8490 0,0362 0,0062 0,7214 0,4074 0,2707 0,7573 0,8128 острого фарингита пришлось 8 %, бронхиты и пневмонии составляли 4 %. Обсуждение результатов Оценка условий процесса освоения морских специальностей на изученных рабочих местах курсантов обнаружила, что по ряду показателей (физические, химические, психоэмоциональные и индивидуальные) их можно оценить как вредные, способные привести к развитию профессионально обусловленной заболеваемости. Состояние здоровья курсантов характеризуется выраженной степенью нервно-психического напряжения и снижением иммунологического статуса, что в целом обусловливает повышенный уровень заболеваемости. Подобные результаты были получены при оценке состояния здоровья моряков [3, 9]. Наличие таких психофизиологических условий обитаемости кораблей, как уменьшение потока привычных сенсорных раздражителей, нарушение суточных биологических ритмов, изменение режимов труда и отдыха, резкое ограничение привычной для человека двигательной активности, укачивание и эмоциональное напряжение, способно негативно отразиться на состоянии курсантов. Для оценки уровня влияния негативных факторов учебно-производственной среды на психосоматический статус и нервно-психическое напряжение проводилось психологическое исследование курсантов, по результатам которого у 57,3 % исследуемых установлены низкие уровни адаптации, обусловленные стрессом, повышенной активацией. В этой связи в работе [16] отмечено, что для эффективного труда при психофизиологическом напряжении важна регуляция эмоциональных состояний плавсостава. Выявление веществ 2 класса опасности, обладающих канцерогенным действием (сварочный аэрозоль, акролеин, абразивная пыль); 3 и 4 класса опасности с аллергенной направленностью (ацетон, уайтспирт, сернистый ангидрид, углеводороды), обладающих остронаправленным механизмом действия (азота диоксид, окись углерода), может свидетельствовать о комбинированном отравлении, заключающемся в общем, резорбтивном действии, появлении аллергических реакций, поражении кожных и слизистых покровов, а также может вызвать острые и хронические отравления [9, 17, 20]. Микроклимат корабельных и судовых помещений формируется под воздействием климатических условий плавания, работы технических средств, а также жизнедеятельности людей. Следует отметить, что особенностью нестабильности параметров микроклимата 24 Экология человека 2018.03 Экология труда является смена часовых поясов при переходах судов в различные климатические районы Мирового океана, что еще в большей степени усугубляет негативное воздействие на состояние здоровья курсантов. Результаты проведенных исследований [19, 20] показывают, что смена часовых поясов негативно сказывается на работоспособности плавсостава. Характеристика структуры заболеваемости показала, что наибольший удельный вес принадлежит болезням органов дыхания у курсантов первых курсов - это объясняется лабильностью их иммунной системы, неадаптированностью к перемене условий быта, питания, физическим и психологическим нагрузкам, сменой климатических и гелиографических условий, воздействием судовых факторов во время плавательских практик, на старших курсах это обусловлено спецификой образа жизни курсантов: ношением форменной одежды не по сезону, вредными привычками, злоупотреблением алкоголем, курением. В то же время заболеваемость студентов Дальнего Востока и Сибири имеет свои отличительные особенности и причины [8]. Таким образом, независимо от технических характеристик, назначения судов и жестко стандартизованной технической эксплуатации судового оборудования воздействие на организм курсантов негативных факторов судовой среды остаётся практически равноценным на всех типах судов ввиду синергизма вредных и опасных для здоровья факторов. Выводы 1. Условия труда курсантов на всех изученных рабочих местах являются нагрузочными по ряду показателей. На разных факультетах они имеют свои специфические характеристики: у курсантов судоводительского факультета по показателям вредности и опасности относятся ко 2 классу; судомеханического - классу 3.2; электромеханического - классу 3.3. 2. Наиболее проблемными факторами воздействия на здоровье курсантов являются: микроклимат, искусственное освещение, шум, вибрация, вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны судовых помещений; высокий уровень влажности, контрастные температуры воздуха, сильные ветра в условиях береговой среды обучения, что определяет основную нозологию в общей заболеваемости - болезни органов дыхания (62 %). 3. Курсанты всех факультетов характеризуются высоким уровнем нервно-психического напряжения, что свидетельствует о негативной трансформации их эмоционально-вегетативных процессов, затрудняющих адаптацию к условиям обучения морским профессиям. 4. Здоровье курсантов является индикатором синергичных негативных факторов среды обучения, что необходимо учитывать при организации учебнопроизводственного процесса и проведении медикопрофилактических мероприятий.
×

About the authors

P F Kiku

Far-Eastern Federal University; School of biomedical

Email: lme@list.ru
Vladivostok, Russia

I P Melnikova

Maritime State University Adm. G. I. Nevelskoy

Vladivostok, Russia

K M Sabirova

Far-Eastern Federal University; School of biomedical

Vladivostok, Russia

References

  1. Агаджанян Н. А., Дегтярёв В. П., Русанова Е. И., Ермакова Н. В., Пономарёва В. В., Радыш И. В., Виленский М. Я., Гринина О. В., Кислицын Ю. Л., Неверова Н. П. Здоровье студентов. М.: Изд-во РУДН, 1997. 199 с.
  2. Артеменков А. А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города // Экология человека. 2012. № 4. С. 39-44.
  3. Беляев А. Ф. Здоровье моряков: проблемы и решения. Владивосток: Русский остров, 2010. 289 с.
  4. Будук-оол Л. К., Ховалыг А. М., Сарыг С. К. Психологические особенности студентов первокурсников, проживающих в условиях климатогеографического и социального напряжения Республики Тува // Экология человека. 2016. № 3. С. 37-42
  5. Гудков А. Б., Мосягин И. Г., Иванов В. Д. Характеристика фазовой структуры сердечного цикла у новобранцев учебного центра ВМФ на Севере // Военно-медицинский журнал. 2014. Т. 335, № 2. С. 58-59.
  6. Гудков А. Б., Щербина Ф. А., Мызников И. Л. Адаптивные реакции организма моряков рыбопромыслового флота: монография. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2011. 241 с.
  7. Дерягина Л. Е., Цыганок Т. В., Рувинова Л. Г., Гудков А. Б. Психофизиологические свойства личности и особенности регуляции сердечного ритма под влиянием трудовой деятельности // Медицинская техника. 2001. № 3. С. 40-44.
  8. Кику П. Ф., Гельцер Б. И., Сахарова О. Б., Проскурякова Л. А. Здоровье студентов Дальнего Востока и Сибири: социально-гигиенические и организационно-экономические проблемы. Владивосток: Изд. дом Дальневосточного федерального университета, 2016. 206 с.
  9. Кубасов Р. В., Лупачев В. В., Кубасова Е. Д. Медикосанитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 6. С. 43-46.
  10. Кубушка О. Н., Гудков А. Б., Лабутин Н. Ю. Некоторые реакции кардиореспираторной системы у молодых лиц трудоспособного возраста на стадии адаптивного напряжения при переезде на Север // Экология человека. 2004. № 5. С. 16-18.
  11. Мельникова И. П., Кику П. Ф., Мельников А. Р., Ярыгина М. В. Здоровье курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей. Владивосток: Изд. дом Дальневосточного федерального университета, 2015. 252 с.
  12. Никонов В. А., Мельцер А. В., Мозжухина Н. А. К вопросу об оценке профессионального риска здоровью при напряженном зрительном труде // Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 69-73.
  13. Нотова С. В., Алиджанова И. Э., Кияева Е. В., Акимов С. С. Показатели психофизиологической адаптации студентов разных социальных групп // Экология человека. 2015. № 11. С. 41-47.
  14. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 - 05 (Утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005) // Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора. 2005. № 3. 114 с.
  15. Торшин В. И., Якунина Е. Б., Северин А. Е., Желудова Е. М., Батоцыренова Т. Е. Влияние климатогеографических условий на антропометрические и функциональные показатели у студентов // Экология человека. 2012. № 9. С. 23-25.
  16. Carotenuto A., Molino I., Fasanaro A. M., Amenta F. Psychological stress in seafarers: a review // International Maritime Health. 2012. Vol. 63, N 4. P. 188-194.
  17. Christopher A. D., Barton G. Inhalational diesel exhaust exposure in submariners // Military med. 2008. Vol. 173. P 671-678.
  18. Kay M. P. Maritime health emergencies // Occup. med. (Lond.). 2007. Vol. 57, N 6. P 453-455.
  19. Nielsen M. B., Bergheim K., Eid J. Relationships between work environment factors and workers’ well- being in maritime industry // International Maritime Health. 2013. Vol. 64, N 2. P 80-88.
  20. Tezewska M., Leszczyska I., Jaremin B. Work-related stress at sea self-estimation by maritime students and officers // International Maritime Health. 2006. Vol. 57. P 66-75.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Human Ecology



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies