Психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением
- Авторы: Панков М.Н.1, Кожевникова ИС1, Сидорова ЕЮ1, Грибанов АВ1, Старцева ЛФ1
-
Учреждения:
- Северный (Арктический) университет имени М. В. Ломоносова
- Выпуск: Том 25, № 2 (2018)
- Страницы: 37-44
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 23.10.2019
- Статья опубликована: 15.02.2018
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/16720
- DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-2-37-44
- ID: 16720
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Арактеристики детей с агрессивным поведением // Экология человека. 2018. № 2. С. 37-44. Pankov M. N., Kozhevnikova I. S., Sidorova E. Yu., Gribanov A. V., Startseva L. F. Psychophysiological Characteristics of Children with Aggressive Behavior. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2018, 2, pp. 37-44. Проблема агрессии как сложного и важного для изучения психофизиологического феномена вызывает значительный интерес у исследователей в различных областях знаний. Изучению агрессии и агрессивного поведения посвящено большое количество работ в области физиологии и психофизиологии, психологии и психиатрии, нейробиохимии и психофармакологии, социологии и философии, однако единая концепция агрессии отсутствует в связи с различием подходов к данной проблеме в разных областях научных знаний. Физиологические и психофизиологические корреляты агрессивного поведения являются объектом исследования в большом количестве теоретических и эмпирических работ. Понимание взаимоотношений физиологических механизмов и поведенческих реакций агрессивного спектра позволит предложить новые инновационные решения в области профилактики, коррекции и лечения агрессивного поведения, а также позволит снизить экономические последствия для государства. 37 Ментальная экология Экология человека 2018.02 К агрессивным формам поведения относят очень разные, а порой и противоположные по своему эмоциональному знаку типы поведения с разнообразной этиологией и последствиями. Так, например, враждебность часто рассматривают как агрессию, поскольку она чревата неприятностями для окружающих, а упорство и настойчивость, которые также являются проявлениями агрессивности, - как положительные качества, без которых трудно достичь цели [16]. Е. П. Ильин выделяет позитивную агрессивность субъекта (напористость и неуступчивость) и негативную (вспыльчивость, мстительность, подозрительность) [5]. Позитивная агрессивность необходима для преодоления препятствий при достижении практически любой цели, негативная чаще всего носит отрицательный характер и ведет к деструктивному поведению, последствия которого видны на всех уровнях социального функционирования субъекта. В отечественной и зарубежной литературе выделяют такие понятия, как «агрессия» и «агрессивность» [18]. Агрессивность наиболее часто рассматривается как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в высокой готовности индивида к проявлению агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. Эта личностная черта предрасполагает к тому, что индивид зачастую реагирует агрессивно на объективно безопасные обстоятельства [3]. Агрессия, по мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мо-ниной [1], это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям, в том числе негативные эмоциональные переживания. Э. Фромм [24] выделяет две основные формы агрессии: враждебную деструктивность и недеструктивную («доброкачественную») агрессию. Враждебная деструктивность, по мнению Г. Паренса [16], в отличие от недеструктивной агрессии не проявляется сразу после рождения, а активируется в результате сильных неприятных переживаний (боль или дистресс), которые являются пусковым механизмом. Недеструктивная («доброкачественная») агрессия - это невраждебное, настойчивое поведение, направленное на достижение цели, например, у спортсменов. Недеструктивную агрессию описывают и как самозащитное поведение, которое может формироваться в момент опасности и носить оборонительный характер [24]. Г. Э. Бреслав [3] классифицирует виды агрессии по направленности на объект: гетероагрессия и аутоагрессия (психосоматика, депрессивные расстройства, суицидальное поведение); по причине появления: реактивная агрессия - как ответная реакция на внешний раздражитель (конфликты и пр.) и спонтанная агрессия - под влиянием внутренних импульсов (накопление различных отрицательных эмоций); по открытости: прямая агрессия - направлена на объект, вызывающий раздражение, и косвенная агрессия - обращена на другой более доступный объект; по форме проявлений: вербальная и экспрессивная, выраженная невербальными средствами (жесты, мимика, интонация). В данной классификации рассмотрены особенности форм и видов агрессивного поведения, которые могут быть вызваны попытками самоутвердиться и контролировать ситуацию, т. е., по мнению Г. Паренса [16], воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В то же время существует спонтанная агрессия, появляющаяся без видимой внешней причины. Внутренние импульсы такой агрессии основываются, вероятно, на изначально повышенном фоне агрессивности у личности. Поскольку агрессивность рассматривается как свойство личности, характеризующееся высокой готовностью к агрессивным действиям, можно говорить о ней, как о предикторе агрессии. Большое значение придается исследованиям агрессии в разных возрастных группах (дети, подростки, взрослые), так как физиологические и психофизиологические корреляты агрессивного поведения могут различаться в данных возрастных группах; часто исследования агрессивного поведения у взрослых не могут быть экстраполированы на детскую выборку [7, 9, 21, 23]. Важность исследований агрессии в разных возрастных группах подчеркивается тем фактом, что у детей с агрессивным поведением, по данным многих исследователей, во взрослом возрасте формируются различные формы девиантного поведения [32]. Т. П. Смирнова [22] выделяет клинико-диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивности у детей младшего школьного возраста: часто (по сравнению с другими детьми) теряют контроль над собой, часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, часто винят других в своем «неправильном» поведении, завистливы и мнительны, часто сердятся и прибегают к дракам. Если ребенок шесть и более месяцев одновременно устойчиво демонстрирует хотя бы четыре вышеуказанных критерия, можно говорить о нем как о ребенке с высоким уровнем агрессивности. Существует ряд особенностей у детей с высокой агрессивностью, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей [ 1]. Агрессивные дети сверхчувствительны и заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; многие ситуации они воспринимают как враждебные по отношению к ним; имея ограниченный набор реакций при проблемных обстоятельствах, чаще всего они не оценивают свое агрессивное поведение как агрессию и винят окружающих в собственной деструктивности. При намеренной агрессии чувство вины у таких детей проявляется слабо или отсутствует, осознание и контроль эмоций недостаточен. Они не умеют прогнозировать последствия своих действий, положительно относятся к агрессии, так как через 38 Экология человека 2018.02 Ментальная экология агрессию получают чувство собственной значимости и силы. У агрессивных детей можно отметить такие неврологические симптомы, как неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание [1, 15, 22]. На развитие агрессивного и, как следствие, девиантного поведения влияет большое количество средовых и биологических факторов. С увеличением количества факторов риска растет и вероятность развития агрессивного поведения. К биологическим факторам риска относятся генетические факторы (конституциональные данные, нейрофизиологические реакции и нейрохимические изменения), а также гормональные влияния. Исследование случаев семейной делинквентности показывает значительный вклад генетических факторов. Наследуются такие поведенческие паттерны, как стремление к острым ощущениям, травмоопасное поведение, нарушение внимания и импульсивность. Конституциональные факторы оказывают воздействие и на формирование темперамента. Показано, что частый крик ребенка с трудным темпераментом («difficult temperament») уже в раннем возрасте может вызывать негативные реакции у родителей, которые только усиливают нежелательное поведение ребенка. Связь отклоняющегося поведения со снижением нейрофизиологической реактивности (частота пульса, реакции на вспышки света, кожно-гальваническое сопротивление) является доказанной [11, 12, 19]. Более высокая распространенность антисоциального поведения среди мальчиков говорит о влиянии гормональных факторов на формирование поведения. Агрессивно-деструктивное поведение, как доказано, имеет прямую связь с высокой концентрацией в плазме андрогенов (мужских половых гормонов). Роль нейробиологических факторов в структуре агрессивного поведения, несомненно, огромна. Изучение и понимание нейрохимических, нейрофизиологических и психофизиологических основ позволяет приблизиться к пониманию феномена агрессивности, дает новые возможности коррекции агрессивного поведения. На сегодняшний день представлены исследования агрессивного поведения с применением следующих психофизиологических и нейрофизиологических методик: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), кожно-гальваническая реакция (КГР), электроэнцефалография (ЭЭГ), вызванные потенциалы и позитронно-эмиссионная томография [8, 28, 30, 34, 36, 38]. Так, результаты исследования детей и подростков с девиантным поведением показали изменения ЧСС, а также токопроводимости кожи (КГР) у исследуемой группы по сравнению с контрольной. У детей с агрессивным поведением можно констатировать повышение ЧСС и КГР [33], особенно у тех детей, которые обладают реактивной агрессивностью; они, как правило, показывают сниженную реактивность к внешним стрессорным факторам по сравнению с детьми контрольной группы [31]. У детей с агрессив ным поведением выявляется недостаточный вагусный контроль в условиях воздействия стрессорных факторов, что проявляется в повышенной вариабельности сердечного ритма и низком контроле уровня импульсивности [35]. При ЭЭГ-исследованиях у личностей с агрессивным поведением фиксируется усиление медленноволновой активности преимущественно в лобных и височных областях, что связывают с корковой незрелостью и нарушением тормозного контроля. Также фиксируется асимметрия показателей ЭЭГ правой и левой лобных долей в состоянии индуцированного гнева [29]. Особенности электроэнцефалограммы у детей, по мнению специалистов, могут носить неустойчивый характер и изменяться с течением времени в процессе развития. Однако после проведения проспективных лонгитюдных исследований были выдвинуты две гипотезы: 1) у детей с нарушениями контроля поведения чаще обнаруживаются ЭЭГ-признаки кортикальной асимметрии, которая связана со сниженной вербальной регуляцией поведения, нарушающего нормы и правила; 2) дети с делинквентным поведением чаще будут обнаруживать ЭЭГ-признаки недостаточности коркового возбуждения, т. е. замедление альфа-ритма [8, 25, 29]. Данные литературы относительно вызванных потенциалов менее обширны, однако в них можно найти взаимосвязи между компонентами вызванных потенциалов и агрессивностью. Наиболее показательная связь была обнаружена в «oldball paradigm» между снижением амплитуды Р300 и агрессивностью. Снижение амплитуды Р300 позволяет предполагать, что агрессивные личности имеют нарушения когнитивных функций, в частности проблемы с оперативной памятью [30, 36]. Исследование церебрального энергетического метаболизма у детей с агрессивным поведением путем регистрации уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга при нейроэнергокартировании показало, что у таких детей регистрируется более низкий уровень постоянных потенциалов в лобных структурах по сравнению с другими структурами головного мозга на фоне значительного повышения церебрального энергообмена в целом в сочетании с преобладанием левополушарной активности [14, 21]. В нейровизуализационных исследованиях у лиц с агрессивным поведением выявлены структурные и функциональные изменения в лобной, височной долях и в передней поясной извилине [27, 29, 37]. Нейрохимические исследования свидетельствуют об изменениях в допаминовых и норадренергических нейротрансмиттерных системах (в младшем возрасте еще и в серотонинергической системе) у агрессивных индивидов [33]. Кроме биологических факторов значимую роль в развитии агрессивного девиантного поведения играют внесемейные социальные влияния. В последнее время в средствах массовой информации часто упоминают о стремительно растущей агрессии детей и подрост 39 Ментальная экология Экология человека 2018.02 ков, связанной с доступным просмотром информации криминального характера - малолетние правонарушители бесконтрольно обмениваются опытом в социальных сетях и интернет-сообществах. Учащиеся школ представляют снятые на телефон сцены насилия с избиением жертв и другими жестокими кадрами. Доказано, что неоднократные просмотры эпизодов агрессивного содержания увеличивают готовность к антисоциальному поведению у склонных к агрессии детей и подростков. В подростковом возрасте, когда усиливается влияние сверстников, негативное воздействие асоциальных групп или криминальных группировок может спровоцировать девиантное поведение или усугубить его проявления [7, 8, 10]. Наряду с социальными влияниями выделяют неблагоприятные семейные факторы риска: импульсивноагрессивный стиль воспитания, жестокое обращение с детьми и социально-педагогическая запущенность, которые являются самыми значимыми стрессовыми факторами. Психические заболевания родителей, особенно матери, злоупотребление алкоголем или наркотиками, криминальное поведение родителей и стойкие супружеские проблемы считаются угрожающими семейными факторами развития девиантного поведения [12, 17]. В психофизиологии выделяют два основных концептуальных подхода к агрессии: иерархическую модель, включающую различные проявления агрессивного поведения [32], и нейробиологическую модель, рассматривающую агрессию как дисфункцию взаимоотношений систем головного мозга [26]. Иерархическая модель обеспечивает основу для нейробиологических исследований, разделяя агрессивное поведение по различным подтипам, выделяя коморбидные родственные формы девиантного поведения. В нейро-биологической модели агрессия рассматривается как результат дисфункции между различными структурами мозга, которые участвуют в регуляции эмоциональных процессов. К таким мозговым структурам относят префронтальную кору, переднюю поясную извилину и подкорково-лимбические структуры (в частности, миндалевидное тело, гиппокамп и гипоталамус). Подкорковые элементы в этой цепи играют первостепенную роль в активации эмоциональных состояний, тогда как передняя часть поясной извилины и префронтальная кора выделяют обстоятельства, при которых необходим эмоциональный контроль. С точки зрения нейробиологической модели, повторяющиеся эпизоды импульсивной агрессии отражают сбой нормальной способности распознавать и реагировать на внешние стрессорные факторы и/или модулировать оборонительную реакцию перед лицом непосредственной провокации или угрозы. Все формы поведенческих девиаций представлены в международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра в виде рубрики F91 - «расстройство поведения». Термин «расстройство поведения» часто используется для обозначения социально-разрушительного поведения, наблюдаемого у детей или подростков, и всегда предполагает неадаптивную агрессию - неадекватную. Это поведение включает чрезмерную драчливость, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, школьные прогулы и побеги из дома, частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Для объективной оценки агрессивного поведения ребенка необходимо понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными. По мнению Г. Паренса [16], враждебным поступкам детей, которые совершаются с удовольствием, преднамеренно, предшествуют переживания нестерпимой боли, которые закрепились в психике ребенка. Подобная враждебность проявится, когда для этого возникнут более легкие для ребенка условия. Часто у детей с агрессивным поведением специалисты отмечают нерациональную переработку информации, что приводит к неправильной интерпретации социальных ситуаций. Р. Кэмпбелл подчеркивает, что представление о мире у таких детей часто искажено, и они склонны придавать чувствам негативный оттенок, поэтому выражают свой гнев «неправильными и разрушительными способами». Для социального восприятия детей с агрессивным поведением типично то, что они располагают малым количеством альтернативных решений межличностных проблем и сильнее концентрируются на целях, чем на путях и средствах их достижения, также они нечувствительны к конфликтным ситуациям. У них наблюдается выраженный дефицит нейропсихологических паттернов при столкновении с проблемами и фрустрациями. В стрессовых ситуациях, на фоне своих гневных вспышек, дети с высоким уровнем агрессивности могут получать удовольствие от данного поведения и в дальнейшем пристраститься к такой форме власти и контролю окружающей среды. Обычные подходы к обучению и воспитанию таких детей показывают свою неэффективность уже на ранних этапах взаимодействия с ребенком [7, 9]. Часто ситуациями, служащими «пусковым механизмом» вспышек гнева у детей с агрессией, являются необходимость выполнять задание, которое наводит на ребенка тоску, и возникновение любой угрозы [9, 10]. В отдельных случаях можно говорить о состоянии физиологического аффекта, при котором сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить социально опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Сторонники теории социального научения считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения [3, 10]. Можно предположить следующий механизм развития агрессивности: агрессивная реакция ^ агрессивное поведение (как стереотип) ^ агрессивность (как одна из личностных характеристик) ^ акцентуация или психопатия, при которой агрессивность становится ведущей личностной характеристикой [3]. 40 Экология человека 2018.02 Ментальная экология Диагностика расстройств поведения справедлива только в том случае, если отклоняющееся поведение детей не отвечает критериям других расстройств [3]. Здесь важна дифференциальная диагностика, которую можно проводить с помощью экспресс-методики «Способ объективизации оценки агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» [20]. От адекватной оценки всех факторов, влияющих на агрессивное поведение, зависит правильный выбор профилактического или коррекционно-лечебного воздействия [7, 8, 17]. Широкое распространение психологического «инструментария» (тестов и опросников) для оценки агрессивного поведения в российской психологической традиции должно совмещаться с аппаратными методами, традиционно связанными с изучением жизнедеятельности человека. При оценке агрессивного поведения крайне важно учитывать психофизиологическую составляющую поведенческих нарушений, которая диктует необходимость применения нейро- и психофизиологических методов обследования у детей с агрессивным поведением [17, 21, 33, 38, 39]. Ранняя диагностика предрасположенности к социально опасным действиям у младших школьников с агрессивным поведением и своевременная профилактика могут предотвратить развитие тяжелых поведенческих расстройств в подростковом возрасте и совершение делинквентных действий. В пользу необходимости проведения исследований на психофизиологическом уровне говорят отечественные и зарубежные авторы, которые описывают зависимость уровня личностной агрессивности индивидов от характера взаимодействия полушарий головного мозга [8, 12, 34]. О. А. Потапенко [17] в своем исследовании выделяет несовершеннолетних преступников трех типов агрессивности по особенностям их межполушарной организации, и в частности по типу латерализации сенсомоторных функций. При конфликтном типе агрессивности доминирующим по активации будет левое полушарие с преобладанием второй сигнальной системы и симпатического типа вегетативного реагирования (сильный тип нервной системы). При собственно агрессивном типе доминирующим по активации является правое полушарие с преобладанием первой (невыраженной) сигнальной системы и симпатическом типе вегетативного реагирования (сильный тип нервной системы). Фрустрирован-ный тип агрессивности имеет смешанный профиль по активации полушарий с преобладанием первой сигнальной системы и парасимпатическом типе вегетативного реагирования (слабый тип нервной системы). Как считает автор, специфика агрессивного поведения индивида связана с различиями в соотношении первой и второй сигнальных систем и с особенностями психоэмоционального реагирования агрессивных подростков. Разные типы агрессивного поведения связывают также с доминирующим стилем переработки информации. Все особенности стиля описаны у представителей группы конфликтных подростков: характерная для левого полушария ориентация на вычленение отдельных признаков ситуации создает для подростка проблемы переработки информации и определяет нарушение адаптации в сложных ситуациях с информационной перегрузкой. Неспособность к изменению стратегии обработки информации для создания целостной картины путем выделения взаимоотношений и игнорирования незначительных подробностей приводит к перегрузке сознания деталями. Это проявляется при социальном взаимодействии - поведение партнера по общению создает информационную нагрузку, а значит, усложняет любую ситуацию общения для конфликтных подростков. В группе фрустрированных агрессивных подростков обнаружена способность к использованию разных стратегий переработки информации в зависимости от типа и сложности задачи, в то время как в самой малочисленной группе собственно агрессивного типа определяющую роль играют не столько недостатки стиля переработки информации, сколько общая неспособность этих подростков справляться со сложными ситуациями [17]. Нередко исследователи агрессивного поведения детей и подростков связывают специфику механизма агрессивного поведения с проявлениями психофизиологической незрелости, которая проявляется снижением центральных регулирующих функций и адаптивных способностей. Так, например, И. К. Йо-кубаускайте [6] считает, что агрессия в поведении детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии отражает слабость регулирующей деятельности ЦНС и создает угрозу здоровью вследствие высокой физиологической и вегетативной вовлеченности организма ребенка в аффективное состояние. В работе О. А. Потапенко выявлена недостаточная способность к саморегуляции у подростков-преступ-ников всех типов агрессивного поведения: 1) «конфликтный» - имеет значительные нарушения коммуникативных установок и проблемы общения (недостаточная способность к саморегуляции своих состояний и поведения); 2) «собственно агрессивный» - агрессивные формы поведения в трудных и депривирующих ситуациях (крайне низкая способность к саморегуляции своих состояний и поведения); 3) «фрустрированный» - высокий уровень напряженности и фрустрированности мотивационной сферы личности (низкая способность к волевому самоконтролю и саморегуляции) [17]. Фрустрацию как состояние разочарования и переживания невозможности удовлетворения потребности часто считают одним из этиологических факторов агрессивных форм поведения, и, более того, рассматривают случаи проявления агрессивности как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [12, 13]. Характер фрустра-ционных реакций, по всей видимости, зависит от сформировавшихся у ребенка устойчивых паттернов эмоционального реагирования на жизненные труд 41 Ментальная экология Экология человека 2018.02 ности, и в то же время частые фрустрации приводят к росту невротизации и агрессивных реакций. Как полагает А. А. Налчаджян [12], под действием фрустратора у субъекта возникает определенный вид агрессии, которую он назвал «агрессия-самоцель». Это враждебная агрессия, направленная на фрустратора (часто социального), который сам, возможно, является агрессором. Враждебная агрессия, в свою очередь, у фрустрированной личности служит ответной реакцией. По итогам проведенного экспериментального исследования И. Е. Токарь делает вывод, что непатологическое агрессивное поведение детей является показателем срыва адаптационных механизмов, следствием неадекватных педагогических условий обучения и воспитания ребенка. Факторами, провоцирующими такой срыв в условиях образовательного процесса, чаще всего выступают режимная и дидактическая нагрузка, превышающая психофизиологические возможности ребенка, а также не устраивающее ребенка положение в школьной среде [23]. По данным других авторов, успеваемость в школе зависит от общего уровня церебрального энергообмена. Физические и эмоциональные перегрузки в школе могут значительно повышать энергометаболизм головного мозга. Исследования УПП головного мозга у подростков 12-14 лет, склонных к проявлениям агрессии, показали более интенсивный уровень энергозатрат в правом полушарии [2]. Считается [4], что динамические изменения агрессивности у подростков, происходящие под воздействием «агрессивных» компьютерных игр, могут зависеть от исходного уровня агрессивности испытуемых. Так, компьютерные игры с агрессивным содержанием влияют на изменение функциональной активности коры головного мозга. У подростков выявляется притупление эмоционального восприятия после наблюдаемых сцен насилия, а также снижение активности коры, наиболее выраженное в орбитофронтальных отделах, что может говорить о снижении контролирующих и тормозных функций в этих отделах. Авторы [4] утверждают, что данные изменения могут затруднять процессы объективной оценки социальной значимости наблюдаемых сцен насилия и в дальнейшем способствовать более легкой реализации агрессивного поведения. В целом агрессивная игровая деятельность сопровождается повышением функциональной активности подкорковых структур, что может быть связано с активацией более ранних механизмов регуляции поведения. Таким образом, для детей с агрессивным поведением характерно нарушение обработки поступающей информации, сверхактивная поведенческая система активации и низкоактивная поведенческая система торможения. ЭЭГ-признаками у детей с агрессивным поведением является кортикальная асимметрия, связанная с повышением медленноволновой активности. Характерной особенностью агрессивного поведения является психофизиологическая незрелость, что выражается в слабости регулирующей деятельности ЦНС с преобладанием показателей высокой физиологической и вегетативной вовлеченности организма в аффективное состояние. Непатологическое агрессивное поведение свидетельствует о срыве адаптационных механизмов в результате неадекватных нагрузок, что приводит к повышению нейроэнергометаболизма. По данным регистрации УПП головного мозга при агрессивном поведении регистрируется повышение энергозатрат в правом полушарии. Теоретическое обоснование, полученное при анализе научных работ по исследованиям психофизиологических особенностей, являющихся основой модели агрессивного поведения, диктует необходимость использования аппаратных методов исследования для изучения физиологии мозга у детей с разными видами агрессивного поведения. Феномен агрессии можно рассматривать как сложное психическое явление, затрагивающее нейроэндокринный, соматовисцеральный и психологический уровни жизнедеятельности человека. В связи с этим целесообразно рассматривать агрессию как системное явление, возникающее в результате взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Важность изучения агрессивного поведения и его психофизиологических предикторов в детском возрасте диктуется социальными и экономическими позициями общества. Своевременное выявление и коррекция различных видов агрессивности и социально опасного поведения позволит регулировать социальное напряжение в обществе и снизить экономический ущерб для государства.Об авторах
Михаил Николаевич Панков
Северный (Арктический) университет имени М. В. Ломоносова
Email: m.pankov@narfu.ru
кандидат медицинских наук, доцент, директор института медико-биологических исследований 163045, г. Архангельск, пр. Бадигина, д. 3
И С Кожевникова
Северный (Арктический) университет имени М. В. ЛомоносоваАрхангельск
Е Ю Сидорова
Северный (Арктический) университет имени М. В. ЛомоносоваАрхангельск
А В Грибанов
Северный (Арктический) университет имени М. В. ЛомоносоваАрхангельск
Л Ф Старцева
Северный (Арктический) университет имени М. В. ЛомоносоваАрхангельск
Список литературы
- Агрессия у детей и подростков / под. ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
- Боравова А. И., Галкина Н. С., Фокин В. Ф. Особенности УПП головного мозга при подростковой агрессии // Асимметрия. 2011. Т. 5, № 4. С. 39-50.
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. 144 с.
- Григорян В. Г., Степанян Л. С., Степанян А. Ю., Агагабян А. Р. Влияние компьютерных игр агрессивного содержания на уровень активности коры головного мозга подростков // Физиология человека. 2007. Т. 33, № 1. С. 41-45.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотив. СПб., 2000. 512 с.
- Йокубаускайте И. К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития: дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2006. 432 с.
- Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2008. 224 с.
- Коннор Д. Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 288 с.
- Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: Мирт, 2002. 192 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 192 с.
- Михейкина С. В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 175 с.
- Налчаджян А. А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 734 с.
- Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 2006. 173 с.
- Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография / А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск: Поморский университет, 2009. 242 с.
- Панков М. Н., Подоплёкин А. Н., Сидорова Е. Ю., Антонова И. В. Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у детей 7-11 лет с высоким уровнем агрессивности // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 1. С. 49-57.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1997. 152 с.
- Потапенко О. А. Психофизиологические и психологические особенности несовершеннолетних преступников с разным типом агрессивного поведения: дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 158 с.
- Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3-18.
- Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 624 с.
- Сидорова Е. Ю., Бочарова Е. А., Соловьев А. Г. Объективизация оценки агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Психическое здоровье. 2011. № 9 (64). С. 69-74.
- Сидорова Е. Ю., Антонова И. В., Подоплёкин А. Н., Панков М. Н., Грибанов А. В. Нейроэнергометаболизм у детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением // Экология человека. 2015. № 2. С. 51-56.
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 154 с.
- Токарь И. Е. Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2009. 155 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с англ. М.: ACT: Хранитель, 2007. 621 с.
- Card N. A, Little T. D. Longitudinal modeling of developmental processes // Int. J. Behav. Dev. 2007. Vol. 31. P. 297-302.
- Davidson R. J., Putnam K. M., Larson C. L. Dysfunction in the neural circuitry of emotion regulation - a possible prelude to violence // Science. 2000. Vol. 289. P. 591-594.
- George D. T., Rawlings R. R., Williams W. A., Phillips M. J., Fong G., Kerich M., Momenan R., Umhau J. C., Hommer D. A select group of perpetrators of domestic violence: evidence of decreased metabolism in the right hypothalamus and reduced relationships between cortical/subcortical brain structures in position emission tomography // Psychiatry Res. Neuroimaging. 2004. Vol. 130. P. 11-25.
- Hansen A. L., Johnsen B. H., Thornton D., Waage L., Thayer J. F. Facets of psychopathy, heart rate variability and cognitive function // J. Pers. Disord. 2007. Vol. 21. P. 568-582.
- Harmon-Jones E. Clarifying the emotive functions of asymmetrical frontal cortical activity // Psychophysiology. 2003. Vol. 40. P. 838-848.
- Hicks B. M., Bernat E., Malone S. M., Iacono W. G., Patrick C. J., Krueger R. F., McGue M. Genes mediate the association between P3 amplitude and externalizing disorders // Psychophysiology. 2007. Vol. 44. P. 98-105.
- Hubbard J. A., Smithmyer C. M., Ramsden S. R., Parker E. H., Flanagan K. D., Dearing K. F., Relyea N., Simons R. F. Observational, physiological, and self-report measures of children’s anger: relations to reactive versus proactive aggression // Child Dev. 2002. Vol. 73. P. 1101 - 1118.
- Krueger R. F., Markon K. E., Patrick C. J., Benning S. D., Kramer M. Linking antisocial behavior, substance use, and personality: an integrative quantitative model of the adult externalizing spectrum // J. Abnorm. Psychol. 2007. Vol. 116. P. 645-666.
- Lorber M. F. Psychophysiology of aggression, psychopathy, and conduct problems: a meta-analysis // Psychol. Bull. 2004. Vol. 130, N 4. P. 531-552.
- Moya-Albiol L. The neuronal foundation of human violence // Rev. Neurol. 2004. Vol. 38, N 11. Р. 1067-1075.
- Ortiz J., Raine A. Heart rate level and antisocial behavior in children and adolescents: a meta-analysis // J. Am. Acad. Child Adolescent Psychiatry. 2004. Vol. 43. P. 154-162.
- Patrick C. J., Bernat E., Malone S. M., Iacono W. G., Krueger R. F., McGue M. K. P300 amplitude as an indicator of externalizing in adolescent males // Psychophysiology. 2006. Vol. 43. P. 84-92.
- Patrick C. J., Verona E. The psychophysiology of aggression: autonomic, electrocortical, and neuro-imaging findings / D. Flannery, A. Vazsonyi, I. Waldman (editors) // Cambridge handbook of violent behavior. Cambridge University Press; NY, 2007. P. 111-150.
- Patrick C. J. Psychophysiological correlates of aggression and violence: an integrative review // Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological Sciences. 2008. Vol. 363, Iss. 1503. P. 2543-2555.
- Raine A., Yang Y. The neuroanatomical bases of psychopathy : a review of brain imaging findings / C. J. Patrick (editor) // Handbook of psychopathy. Guilford Press; NY, 2006. P. 278-295.
Дополнительные файлы
