INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE BASIS OF THE ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE ARCTIC



Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the conditions of efficiency of states' information cooperation, the importance of ecological communication while providing environmental safety as well as peculiarities of legal regulation of information support of environmental safety in the Arctic. The authors analyzed the concept of environmental communication and suggested the idea of a communicative legitimacy creation, intending the process of gathering, accumulation and dissemination of information about the environment state in the Arctic should be carried out with the aim of ensuring environmental safety. The actual problems of creation of a uniform information space in the Arctic have been studied in the paper. It is stated that the national Arctic policy is being developed in the Russian Federation. This policy should be based on principles of openness, cooperation and awareness of the results of the Arctic zone development. In this study the authors came to the conclusion that the creation of organizational and legal mechanisms of interaction between the Arctic countries will contribute to the environmental safety in the Arctic zone. The authors established a relationship between the creation of current exchange of ecological information systems and environmental security in the Arctic in the interests of sustainable development.

Full Text

Глобальное взаимодействие различных типов культур способствует совершенствованию системы ценностей государств, развитию общества и духовному обогащению человека. Развитие информационно-коммуникативных технологий, их широкое применение определяет состояние национальной и экологической безопасности. Информационные технологии способствуют одновременному укреплению международных отношений и обеспечению гарантированного свободного доступа личности к информации. Условия эффективности информационного сотрудничества государств. Международный мир и безопасность невозможно поддерживать без соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и при отсутствии научно-технического сотрудничества стран в области освоения информационного пространства. Уровень эффективности международного сотрудничества и легитимность принимаемых решений зависят от результата социальной коммуникации. Как верно отмечает немецкий философ и социолог Ю. Хабермас, диалог, коммуникация должны быть направлены на 21 Экологическая безопасность Экология человека 2017.05 консенсус (согласие) [цит. по: 26]. Продуктивность социальной коммуникации определяется уровнем развития информационной культуры [6]. В силу принципа неделимости безопасности сотрудничество государств в информационной сфере в обязательном порядке должно осуществляться на началах взаимности, при условии равноправия всех участников диалога и без принуждения. Однако обеспечение безопасности возможно только в отсутствие конфликта интересов субъектов в информационной сфере. Взаимный коммуникативный обмен необходимо производить на началах беспристрастности государств-обладателей информации. Для обеспечения максимальной объективности в этом процессе государства должны занимать позицию «беспристрастного наблюдателя» [3]. Информация - это не только новый и неиссякаемый ресурс, но и бремя глобальной ответственности [1, 7, 29]. Это означает, что информация может нести как пользу, так и угрозу безопасности. Важным представляется создание коммуникативной легитимности, что предполагает использование интерсубъективных (общеполезных) консенсуальных доводов. Формулирование таких доводов может осуществляться на основе баланса ценностей, обеспечивающего сохранение стабильности международного мира и безопасности. В данном случае речь идет прежде всего о принципах международного права, таких как обязанность государств сотрудничать друг с другом, суверенное равенство государств, неприменение силы и угрозы силой, разрешение международных споров мирными средствами, уважения прав человека и основных свобод и другие, а также о ценности сбережения окружающей среды. Значение экологической коммуникации при обеспечении экологической безопасности. Освоение информационных технологий способствует систематизации накопленных знаний и их распространению для обеспечения, помимо прочего, экологической безопасности. В докладе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций был сделан важный вывод о комплексном характере международного сотрудничества: «...мы не можем обеспечить развитие, не обеспечив безопасность, мы не можем обеспечить безопасность, не обеспечив развитие, и мы, конечно же, не можем обеспечить ни то, ни другое без обеспечения прав человека. Если не будет достигнут прогресс по всем этим трем направлениям, то ни по одному из них нельзя будет добиться успеха» [5]. Как справедливо указывает Д. С. Велиева, процессы глобализации требуют новой оценки проблем обеспечения экологической безопасности [2]. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [23] (далее - Закон № 7-ФЗ) экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Выделяются следующие виды экологической безопасности: промышленная безопасность, радиационная безопасность, химическая и биологическая безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях [9]. В преамбуле, статьях 12, 19, 31 Закона № 7-ФЗ прописано, что государственная политика в области охраны окружающей среды, экологические нормирование и сертификация осуществляются в целях обеспечения экологической безопасности. Общественные экологические объединения вправе пропагандировать деятельность в области обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [24] определяет принципы и содержание деятельности по обеспечению, в частности, экологической безопасности. В целях обеспечения экологической безопасности необходима реализация «правовых, организационных, экономических, политических и иных» [2] мер. К иным мерам, по мнению авторов, следует отнести развитие информационно-коммуникативных процессов межгосударственного взаимодействия и сотрудничества между государством, гражданским обществом и наукой. Только при комплексном подходе к обеспечению экологической безопасности возможна реализация стратегических национальных приоритетов [10]. Необходимо отметить, что понятие «экологическая коммуникация» начало развиваться в средине 1980-х годов в США, характеризовалось мультидисциплинар-ным подходом и синтезировало идеи таких наук, как экология, социология, теория управления рисками, политология и другие [28]. Под экологической коммуникацией понимают совокупность коммуникационных подходов, принципов, стратегий и методов рационального использования природы и охраны окружающей среды [31]. Экологической коммуникацией называют механизм понимания экологии в виде взаимоотношений человека с окружающей средой, которые основываются на следующих принципах: коммуникация - это форма символического акта; убеждения и поведение людей в отношении природы обусловлены коммуникацией; экологическая коммуникация может существовать только в публичной сфере [30]. Все более острой для всех регионов мира становится задача согласования деятельности человека и природных факторов его существования [27]. Учитывая конституционную ценность содержания права на благоприятную окружающую среду [13], авторы подчеркивают, что эффективность реализации данного права предполагает приоритет экологических интересов над экономической целесообразностью. Успешность решения задач экологической безопасности, сохранения благоприятной окружающей среды и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу зависит от степени учета государствами взаимных интересов в процессе освоения природных ресурсов и от уровня 22 Экология человека 2017.05 Экологическая безопасность их экологической коммуникации в глобальном информационном пространстве. Стабильность экологической безопасности зависит в том числе от коммуникативной легитимности. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основным принципом правового регулирования отношений в сфере обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов [14-16]. Более того, обеспечение экологической безопасности выступает в качестве общей задачи человечества. Иными словами, успех сбережения природы и окружающей среды зависит от уровня коммуникативной легитимности. В связи с этим авторы полагают, что в основе названной легитимности должны лежать принципы координации, сотрудничества, доверия и предотвращения использования информационно-коммуникативных технологий для целей, не связанных с обеспечением безопасности. Особенности правового регулирования информационного обеспечения экологической безопасности Арктики. К числу наиболее значимых проблем современности относятся вопросы обеспечения экологической безопасности Арктики [19]. Арктические территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и поддержании геополитических интересов арктических стран (Россия, Канада, США, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция). В северных территориях сосредоточены основные мировые запасы углеводородного, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 % природного газа, 75 % нефти, включая газовый конденсат, 100 % алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 % меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции [17]. Арктика характеризуется экстремальностью природно-климатических условий, низкой устойчивостью экологических систем, их зависимостью даже от незначительных антропогенных воздействий, а также наличием особо неблагоприятных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения, высоким уровнем накопленного экологического ущерба [4, 25, 26]. Как отмечают специалисты, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газовая промышленность выступают крупными загрязнителями окружающей среды и оказывают негативное химическое и физическое воздействие на все природные компоненты [8, 20]. В целях социально-экономического развития, военной и экологической безопасности, развития науки и технологий, в том числе информационных, Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [12] (далее - Основы). Государственная политика Российской Федерации в Арктике ориентирована на сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями (пункт 10 Основ). При этом сотрудничество в Арктике входит в число основных национальных интересов России (подпункт «б» пункта 4 Основ). Примечательно, что государственная политика Российской Федерации в Арктике реализуется, помимо прочего, путем освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с национальными интересами Российской Федерации в Арктике, включая организацию выставок, конференций, «круглых столов», посвященных истории освоения Арктики российскими исследователями, в целях формирования позитивного имиджа России (подпункт «г» пункта 10 Основ). Таким образом, в Российской Федерации формируется национальная арктическая политика, основанная на принципах открытости, сотрудничества и информированности о результатах освоения Арктической зоны. Однако из буквального толкования положения Основ усматривается, что приоритет в освещении деятельности в Арктике отдается только той информации, которая направлена на формирование позитивного имиджа России. Текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации характеризуется отсутствием средств постоянного комплексного космического мониторинга арктических территорий и акваторий, зависимостью от иностранных средств и источников информационного обеспечения всех видов деятельности в Арктике, а также отсутствием современной информационнотелекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации [22]. Недостаточность информационного контроля со стороны России ведет к негативным геополитическим последствиям, ослаблению внешнеполитических связей и позволяет устанавливать третьим странам косвенный контроль над Арктической зоной [21]. Еще в 1975 году государственный секретарь США Г. Киссинджер, выступая в университете штата Висконсин, особо подчеркивал: «Наша взаимозависимость на этой планете становится центральным фактором дипломатии. Энергия, ресурсы, окружающая среда, использование космоса и морей - все это проблемы, положительные и отрицательные последствия которых выходят за рамки национальных границ. Они несут в себе семена политических конфликтов для грядущих поколений, они бросают вызов возможностям международного сообщества, выдвигая новые требования к видению мира и к руководству государством» [11]. Вместе с тем обеспечение экологической безопасности невозможно без создания единого легитимного информационного пространства в Арктике, формирование которого должно осуществляться при участии каждого приарктического государства. Необходимо установление режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего обмена экологической информацией между приарктическими государствами. Целесоо 23 Экологическая безопасность Экология человека 2017.05 бразно также создание единой системы мониторинга окружающей среды и антропогенного воздействия на нее в Арктике [27]. Координировать взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, призвана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [18]. Такая координация должна осуществляться для сохранения и защиты природной среды Арктики, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, а также формирования единого информационного пространства Российской Федерации в ее арктической зоне и обеспечения взаимовыгодного сотрудничества России с приарктическими государствами [18]. Учреждение комиссии и реализация поставленных перед ней задач должны привести к прогрессу в области освоения информационного пространства и обеспечения экологической безопасности. Внедрение современных информационных технологий, формирование информационных материалов и их обмен между приарктическими государствами будет способствовать достижению более глубокого взаимопонимания и устойчивого развития. Деятельность комиссии необходимо осуществлять с учетом организационноправового механизма ведомственного взаимодействия приарктических стран. Уровень такого взаимодействия способствовал бы усилению социального значения экологической коммуникации по вопросам состояния окружающей среды в Арктике и обеспечению ее экологической безопасности. Заключение. Несмотря на то, что в настоящее время резко возросла необходимость в международном сотрудничестве и создании единого международного режима охраны окружающей среды Арктики, в целом международное сообщество не разработало действенной системы использования информационно-коммуникативных технологий, позволяющих консолидировано принимать меры для обеспечения экологической безопасности Арктики. Представляется необходимым руководствоваться перманентными интересами настоящего и будущих поколений и принимать меры для создания информационного пространства на началах мира, безопасности и сотрудничества. В целях обеспечения экологической безопасности требуется создание режима коммуникативной легитимности. В основе коммуникативной легитимности лежат принципы координации, сотрудничества, доверия и предотвращения использования информационно-коммуникативных технологий для целей, не связанных с обеспечением безопасности. Иными словами, процесс сбора, накопления и распространения информации о состоянии окружающей среды в Арктике должен осуществляться в целях обеспечения экологической безопасности. Для обеспечения коммуникативной легитимности в Арктике требуется разработка и принятие международного правового акта, регулирующего процесс информационного взаимодействия между приарктическими государствами. Правовое регулирование экологической безопасности осуществляется, исходя из приоритета публичных интересов. Российская Федерация находится на этапе формирования комплексного правового регулирования освоения арктических территорий и обеспечения их экологической безопасности. Однако текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации характеризуется наличием рисков и угроз, требующих создания современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения экологической безопасности и международного сотрудничества в Арктике. С целью решения социально-экономических задач развития Арктической зоны учреждена Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Представляется, что деятельность данной комиссии должна быть направлена, помимо прочего, на сбор и накопление информации о состоянии окружающей среды в Арктике. С учетом неустойчивости экологических систем Арктики правовое регулирование деятельности в Арктической зоне необходимо основывать на началах неделимости экологической безопасности, информационной взаимности приарктических государств и коммуникативной легитимности.
×

About the authors

T V Vilova

Northern State Medical University

Email: vitavladi@list.ru
Arkhangelsk

N A Chertova

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk

M G Vilova

Arbitration Court of the Arkhangelsk Region

Arkhangelsk

M S Permilovskiy

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk

References

  1. Вилова Т. В., Чертова Н. А., Вилова М. Г., Пермиловский М. С. Информационно-коммуникативная основа обеспечения экологической безопасности Арктики // Экология человека. 2017. № 5. С. 21-26
  2. Адамишин А. На пути к мировому правительству // Россия в глобальной политике. 2002. № 1. С. 12-19.
  3. Велиева Д. С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации : дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 201 1. 457 с.
  4. Вилова М. Г. Концепция «беспристрастного наблюдателя» как основа беспристрастности суда // Мировой судья. 2015. № 7. С. 8-12.
  5. Гудков А. Б., Теддер Ю. Р., Дёгтева Г. Н. Некоторые особенности физиологических реакций организма рабочих при экспедиционно-вахтовом методе организации труда в Заполярье // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 4. С. 137-142.
  6. Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех». Представлен 21.03.2005. URL: http://www.un.org/en/events /pastevents/ in_larger_freedom.shtml (дата обращения: 07.09.2016)
  7. Зотов В. В. Информационно-коммуникативные основы институциональных изменений современного российского общества : дис.. д-ра соц. наук. Москва, 2009. 334 с.
  8. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики : коллективная монография / под общ. ред. И. Л. Бачило. М. : Юрайт, 2009. 530 с.
  9. Комиссаренко В. С. Проблемы правовой охраны окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа // Энергетическое право. 2005. № 2. С. 5-6.
  10. Краснова И. О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. 2014. № 5. С. 543-555.
  11. Моргунов Б. А., Багин А. М., Козельцев М. Л., Терентьев А. А. Проблемы экологической безопасности России в свете концепции «зелёного» роста // Экология человека. 2017. № 4. С. 3-11.
  12. Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. Проблемы правового режима Северного морского пути (к проведению Международного полярного года 2007-2008 гг.) // Транспортное право. № 2. 2007. С. 21-26.
  13. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № Пр-1969 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  14. Пермиловский М. С. Право на благоприятную окружающую среду как конституционная ценность : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2014. 31 с.
  15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 ст. 99, части 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 05.06.2015 (дата обращения: 07.09.2016)
  16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Российская газета. 2009. № 94.
  17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru, 26.06.2015 (дата обращения: 07.09.2016)
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст. 1286.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015 (дата обращения: 07.09.2016)
  20. Ревич Б. А., Шапошников Д. А., Кершенгольц Б. М., Чернявский В. Ф., Никифоров О. И., Софронова О. Н., Репин В. Ф, Рубинштейн Г. К., Ткачук С. В., Харькова Т. Л., Кваша К. А., Тихонова Г. И., Горчакова Т. Ю. Климатические изменения как фактор риска здоровью населения Российской Арктики // Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России. M. : Paulsen, 2011. C. 9-68.
  21. Сарычев А. С., Гудков А. Б., Попова О. Н. Компенсаторно-приспособительные реакции внешнего дыхания у нефтяников в динамике экспедиционного режима труда в Заполярье // Экология человека. 2011. № 3. С. 7-13.
  22. Синцов А. Г., Терновая Л. О. Геополитический потенциал Севера и Сибири России и проблемы его реализации // Геополитика. 2007. С. 171-196.
  23. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждена Президентом Российской Федерации 08.02.2013 № Пр-232 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  24. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ: [принят Гос. Думой РФ 20 декабря 2001 года] // Российская газета. 2002. № 6.
  25. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ: [принят Гос. Думой РФ 07 декабря 2010] // Российская газета. 2010. № 295.
  26. Чащин В. П., Ковшов А. А., Гудков А. Б., Моргунов Б. А. Социально-экономические и поведенческие факторы риска нарушений здоровья среди коренного населения Крайнего Севера // Экология человека. 2016. № 6. С. 3-8.
  27. Чекушкина Е. Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 25-27.
  28. Чертова Н. А. Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: на опыте северных регионов : дис.. д-ра юрид. наук. Москва, 2007. 409 с.
  29. Шаркова Е. А. Экологическая коммуникация как информационно-коммуникативная составляющая экополитического процесса // Власть. 2014. № 7. С. 43-48.
  30. Шмидт Г. Бремя глобальной ответственности // Россия в глобальной политике. 2002. № 1. С. 20-31.
  31. Cox R. J. Environmental Communication and the Public Sphere. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington DC : Sage Publications Inc. 2013. 448 p.
  32. Flor A. G. Environmental Communication: Principles, Approaches and Strategies of Communication Applied to Environmental Management. Diliman. Quezon City: University of the Philippines-Open University. 2004. 325 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Human Ecology



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies