EPIDEMIOLOGY OF HEALTH DISORDERS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE



Cite item

Full Text

Abstract

The paper is based on results of a comprehensive examination of 386 children in institutions for orphans and children without parental care including an analysis of registration forms 030/1 12 - 1/u - 2000. The children’s morbidity and disability rates have been studied. Correlations between classes of diseases have been identified. Cluster and discriminative analyses allowed to divide the children into 5 groups according to the morbidity rates and health parameters. A mathematical model has been designed which allowed to refer the children to one of 5 selected groups according to the children’s diseases and a number of other characteristics. The obtained results have substantiated medical treatment and preventive work with children in orphanages.

Full Text

Используя многофакторную оценку состояния здоровья детей по общепринятым критериям, возможно в динамике определить уровень компенсации болезней, особенно инвалидизирующих [6, 7]. Распространенность хронических заболеваний, угрожающих развитием инвалидности, достигает 15 % от всех заболеваний детского населения. В среднем дети-инвалиды, получающие социальное пособие, составляют около 1 % детского населения. Среди причин ранней детской инвалидности ведущую роль играют врожденные, наследственные, хромосомные, перинатальные повреждающие факторы. Раннее выявление риска инвалидности затруднительно, когда речь идет о детях, оказавшихся в условиях детского дома. В большинстве случаев у этой категории детей нет сведений акушерского, генеалогического и других видов анамнеза, по которым возможен расчет прогностического коэффициента формирования инвалидности [4, 9, 19]. Согласно рекомендациям ВОЗ, основанием для установления инвалидности служат: 1 - последствия болезни; 2 - социальная недостаточность или социальная дизадаптация. У детей основанием для признания инвалидности может служить заболевание или врожденный дефект без признаков перенесенного заболевания [21]. Для снижения уровня заболеваемости и инвалидности применяется комплекс профилактических мероприятий в целях раннего выявления начальных признаков заболевания и предупреждения отклонений в росте и развитии детей. В основе этого в педиатрической практике лежит оценка состояния здоровья детей по шести критериям, которая помогает оценить и проконтролировать качество индивидуальной реабилитации ребенка. Оценка первого критерия здоровья (анамнеза) у детей-сирот вызывает наибольшее количество трудностей, поскольку уровень информации по генетической отягощенности, акушерским особенностям, течению интранатального и неонатального периодов практически нулевой. Кроме того, при оценке социального анамнеза наличие только таких факторов, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок-подкидыш, автоматически относит его в диспансерную группу риска с соответствующим прогнозом уровня здоровья [11-18]. Цель исследования - оценка уровня здоровья детей, находящихся в домах ребенка. Основные задачи - анализ инвалидности и заболеваемости детей-сирот, а также выделение группы детей с наибольшим риском по развитию инвалидности. Методы Проанализированы результаты комплексного обследования 386 детей, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, 30 Экология человека 2014.08 Социальная экология оставшихся без попечения родителей, с анализом учетных форм 030/у и 112-1/у-2000. До года было 5,15 % детей, с года до 2 лет - 18,16 %, с 2 до 3 лет - 17,79 %, с 3 до 4 лет - 16,93 %, с 4 до 5 лет - 12,88 %, с 5 до 6 лет - 11,78 %, с 6 до 7 лет - 7,73 %, старше 7 лет - 9,58 % детей. Выделены показатели, характеризующие ребенка (физическое развитие, нервно-психический статус, уровень стигматизации), а также заболеваемость и инвалидность до и после диспансеризации. Система комплексной оценки состояния здоровья детей проводилась по шести базовым критериям: оценка анамнеза: биологический, генеалогический и социальный; физическое развитие и степень его гармоничности; нервно-психическое развитие и уровень интеллекта; резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития. Первый критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка, генеалогическом и социальном анамнезе. К сожалению, у большинства детей-сирот получить данные родословной не представилось возможным. Второй критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности. Оценка физического развития проводился с учетом общепризнанных возрастных группировок по центиль-ным таблицам. Физическое развитие оценивается как нормальное при положении параметров длины тела в центильных зонах 3-7 и массы тела - в зонах 3-6. Третий критерий - уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности. Оценивается по показателям нервно-психического развития с определением группы развития или группы риска [1, 2, 19, 20]. Данный критерий тесно коррелирует с уровнем соматического состояния здоровья детей раннего возраста и является прогностическим в отношении дальнейшего развития ребенка [3-5, 7]. Четвертый критерий здоровья - резистентность детского организма. Оценивается по числу эпизодов острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествующего обследованию. Если наблюдение менее продолжительно, рассчитывается индекс резистентности (Ir) по формуле: Ir = количество острых заболеваний / число месяцев наблюдения. Оценка: хорошая - число эпизодов острых заболеваний 0-3 в течение года с Ir = 0-0,32; сниженная - число эпизодов острых заболеваний 4-5 в течение года с Ir = 0,33-0,49; низкая - число эпизодов острых заболеваний 6-7 в течение года с Ir = 0,5-0,6; очень низкая - число эпизодов острых заболеваний 8 и более в течение года с Ir > 0,67. Ребенок считался часто болеющим, если он в течение года переносит 4 и более острых заболеваний или его индекс резистентности составляет 0,33 и выше. Пятый критерий - уровень функционального состояния организма ребенка. В его основу положены данные клинического осмотра, лабораторные и инструментальные методы исследования, анализ поведения, а также адаптационные возможности ребенка. Шестой критерий здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития, функциональных или морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья. На основании всех перечисленных критериев осуществляется многофакторная оценка состояния здоровья детей с заключением о принадлежности ребенка к одной из пяти имеющихся групп здоровья [9, 15, 16, 18]. Первая группа здоровья - здоровые дети, не имеющие отклонений ни в одном из шести основных критериев здоровья; вторая А группа здоровья - дети, имеющие отклонения только в первом критерии здоровья; вторая В группа - дети с функциональными и морфофункциональными отклонениями в состоянии здоровья, которые не имеют выраженных клинических проявлений, с сохранением или небольшим снижением компенсаторных и адаптационных возможностей; 3-5 группы здоровья - дети с хроническими заболеваниями и пороками развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации соответственно [9]. Полученные данные обрабатывались в VISUALFOXPRO 9, EXCEL 2007, STATISTICA 10. Использовались методы выкопировки, линейной статистики (нахождение выборочных средних и ошибок средних значений (M ± m), стандартное отклонение в выборке (M ± с) [10, 17]. Методом выкопировки учетно-отчетных форм проводился сбор данных детей. Кроме того, были применены методы многомерного статистического анализа, такие как кластерный и дискриминантный анализы [8, 10]. Для выделения характерных особенностей в наличии заболеваний различных классов у детей был использован кластерный анализ. Он позволил на основе нескольких признаков сгруппировать все объекты в некоторые группы (кластеры), т. е. выделить группы относительно однородных объектов. Дискриминантные функции, найденные дискриминантным анализом, позволяют дать перечень признаков (по степени их значимости) в задаче разделения детей на группы. Информативность стандартизованных переменных в дискриминантном анализе оценивали при помощи частной статистики Уилкса лямбда (Wilks’ Partial Lambda). Частная лямбда Уилкса показывает, какой вклад в разделение всех объектов на выделенные группы дает конкретная переменная. Чем меньше значение частной лямбды Уилкса, тем сильнее разделяет данная переменная все объекты на выделенные классы. Статистику лямбда Уилкса можно рассматривать как аналог частного коэффициента корреляции. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез а = 0,001. Результаты В результате проведенного исследования нами были получены следующие данные. Были проанализированы все показатели, характеризующие ребенка, а также выявленные заболевания до и после диспансеризации. В табл. 1 приводится среднее число заболеваний анализируемых классов болезней 31 Социальная экология Экология человека 2014.08 (МКБ 10), которые были обнаружены у детей до и после диспансеризации. Таблица 1 Среднее число заболеваний детей-сирот Класс болезней по МКБ 10 Среднее число заболеваний данного класса болезней, обнаруженных у ребенка (M±g) Значение р До диспансеризации После диспансе ризации Инфекционные и паразитарные болезни 0,09±0,29 0,08±0,28 0,180 Новообразования 0,04±0,23 0,05±0,23 0,593 Болезни крови и кроветворных органов 0,07±0,26 0,05±0,23 0,068 Болезни эндокринной системы 0,65±0,81 0,44±0,73 <0,001 Психические расстройства 0,46±0,58 0,46±0,59 0,401 Болезни нервной системы 0,78±0,85 0,78±0,85 0,790 Болезни глаза 0,37±0,70 0,40±0,71 0,076 Болезни уха 0,01±0,11 0,01±0,11 0,999 Болезни системы кровообращения 0,06±0,27 0,05±0,25 0,109 Болезни органов дыхания 0,10±0,32 0,14±0,35 0,023 Болезни органов пищеварения 0,32±0,64 0,49±0,74 <0,001 Болезни кожи и подкожной клетчатки 0,09±0,29 0,07±0,27 0,050 Болезни костно-мышечной системы 0,17±0,42 0,33±0,51 <0,001 Болезни мочеполовой системы 0,06±0,28 0,09±0,31 0,062 Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 0,08±0,28 0,08±0,28 0,999 Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения 1,01±1,29 0,99±1,25 0,768 Симптомы, признаки и отклонения от нормы 0,41±0,55 0,41±0,55 0,767 Травмы и отравления 0,01±0,07 0,01±0,07 0,999 Факторы, влияющие на состояние здоровья 0,04±0,23 0,04±0,22 0,180 Заболевания определенного класса болезней МКБ 10 регистрировались в бинарной шкале: 0 - нет заболевания данного класса болезней; 1 - у ребенка обнаружено заболевание этого класса болезней. Показатели, приведенные в табл. 1, с одной стороны, характеризуют вероятность (процент) обнаружения болезней данного класса у детей-сирот, а с другой - могут характеризовать среднее значение числа болезней, обнаруженных у детей-сирот в анализируемой выборке. Сравнение выборочных средних (М) табл. 1 позволяет сделать вывод, что наибольшие различия заболеваний до и после диспансеризации были обнаружены по следующим классам: «Болезни эндокринной системы», «Болезни органов пищеварения» и «Болезни костно-мышечной системы» (р < 0,001). Статистически значимыми также оказались различия в классах «Болезни органов дыхания» (р = 0,023) и «Болезни кожи и подкожной клетчатки» (р = 0,050). В табл. 2 приведены данные о доле (проценте) заболеваний определенного класса от всех выявленных болезней (по классам МКБ 10) у детей в обследуемых детских домах. Таблица 2 Структура заболеваний детей-сирот (единицы измерения - в % на 386 детей-сирот) Класс болезней по МКБ 10 Число диагнозов данного класса Доля от всех выявленных заболеваний, % Болезни нервной системы 214 15,2 Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения 204 14,5 Болезни эндокринной системы 185 13,2 Психические расстройства 161 11,5 Симптомы, признаки и отклонения от нормы 149 10,6 Болезни глаза 103 7,3 Болезни органов пищеварения 95 6,6 Болезни костно-мышечной системы 58 4,1 Болезни органов дыхания 37 2,6 Болезни кожи и подкожной клетчатки 36 2,6 Инфекционные и паразитарные болезни 32 2,3 Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 29 2,1 Болезни крови и кроветворных органов 25 1,8 Болезни системы кровообращения 21 1,5 Болезни мочеполовой системы 19 1,4 Новообразования 15 1,1 Факторы, влияющие на состояние здоровья 15 1,1 Болезни уха 5 0,4 Травмы и отравления 2 0,1 Всего 1405 100,0 Из данных табл. 2 можно установить, что на первом месте - болезни нервной системы, которые составляют 15,2 % от всех выявленных у детей заболеваний. Второе место занимают «Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения» (14,5 %). Далее идут «Болезни эндокринной системы» (13,2 %), «Психические расстройства» (11,5 %) и «Симптомы, признаки и отклонения от нормы» (10,6 %). В целом указанные заболевания составляют 65,0 % от всех выявленных у детей заболеваний. Наличие связи между классами болезней можно оценить на основе рангового коэффициента корреляции Спирмэна [17]. Слабую положительную корреляцию имеют классы: «Болезни эндокринной системы» - «Болезни нервной системы» (rs = 0,19); «Болезни эндокринной системы» - «Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения» (rs = 0,22); «Психи 32 Экология человека 2014.08 Социальная экология Таблица 3 Средние значения признаков детей-сирот по группам (М ± m) Признак Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Возраст ребенка, лет 2,03±0,16 2,35+0,14 2,69+0,19 3,48+0,40 2,70+0,25 Длина тела, см 70,28±1,90 71,86+1,89 76,22 + 1,40 73,82+5,23 68,60+3,36 Масса тела, кг 8,49±0,36 9,90+0,33 9,24+0,35 11,04+2,45 10,25+0,67 Психомоторные отклонения 0,75±0,05 0,33+0,04 0,70+0,05 0,82+0,10 0,63+0,06 Вегетативные отклонения 0,73±0,05 0,29+0,04 0,67+0,05 0,82+0,10 0,60+0,06 Инвалидность 0,25±0,05 0,16+0,04 0,55+0,06 0,76+0,14 0,53+0,08 Группа здоровья 2,47±0,20 2,92+0,12 1,83+0,24 2,53+0,61 2,78+0,26 Проведение профилактических прививок 2,00±0,15 3,18+0,69 1,09+0,15 1,59+0,37 1,63+0,18 Инфекционные и паразитарные болезни 0,01±0,01 0,15+0,03 0,07+0,03 0,00+0,00 0,07+0,03 Болезни крови и кроветворных органов 0,08±0,04 0,08+0,02 0,05+0,02 0,06+0,06 0,05+0,03 Болезни эндокринной системы 1,54±0,08 0,13+0,03 0,71+0,07 1,29+0,25 0,40+0,08 Психические расстройства 0,37±0,07 0,40+0,04 0,52+0,06 0,65+0,21 0,57+0,07 Болезни нервной системы 1,17+0,07 0,26+0,04 0,51+0,07 0,82+0,29 1,83+0,10 Болезни глаза 0,16±0,04 0,13+0,03 0,39+0,08 0,88+0,27 1,08+0,12 Болезни системы кровообращения 0,05+0,02 0,06+0,02 0,05+0,03 0,06+0,06 0,12+0,05 Болезни органов дыхания 0,14+0,04 0,09+0,03 0,07+0,03 0,06+0,06 0,12+0,04 Болезни органов пищеварения 0,27+0,06 0,20+0,04 0,38+0,06 1,35+0,38 0,28+0,07 Болезни кожи и подкожной клетчатки 0,08+0,03 0,08+0,02 0,15+0,04 0,06+0,06 0,07+0,03 Болезни костно-мышечной системымы 0,13+0,04 0,15+0,03 0,16+0,04 0,65+0,17 0,15+0,05 Болезни мочеполовой системы 0,04+0,02 0,06+0,02 0,02+0,02 0,18+0,13 0,10+0,05 Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения 0,47+0,07 0,33+0,04 2,33+0,06 4,82+0,30 0,48+0,08 ческие расстройства» с «Болезнями глаза» (rs = 0,23) и «Болезнями костно-мышечной системы» (rs = 0,21). «Болезни органов пищеварения» имеют слабую статистически значимую положительную связь с «Врожденными аномалиями, деформациями и хромосомными нарушениями» (rs = 0,21). «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде» и «Симптомы, признаки и отклонения от нормы» имеют слабую и среднюю статистически значимую отрицательную связь с классом болезней «Психические расстройства», rs = -0,24 и rs = -0,40 соответственно. Для выделения характерных особенностей в наличии заболеваний различных классов у детей в обследуемых детских домах был применен кластерный анализ [8] (табл. 3, рисунок). На уровне дистанции близости, равной 32, можно выделить пять групп детей, из которых каждая имеет свои характерные особенности в наличии заболеваний различных классов (см. рисунок). Группы, имеющие характерные особенности в наличии заболеваний различных классов у детей-сирот Примечание. Для краткости каждый ребенок, анализируемый кластерным анализом, на дендрограмме имел префикс «С-» (Case). 120 100 80 S Б 0 « s с Ю 1 60 зі го С_325 С_204 С_242 С_113 С_63 С_377 С_382 С_92 С_132 С_327 С_177 С_218 С_182 С_300 С_130 33 Социальная экология Экология человека 2014.08 Примененный кластерный анализ к классам болезней (МКБ), имеющихся у ребенка, разделил всех детей на группы: 83 ребенка составили первую группу; 144 были отнесены ко второй; 82 - к третьей группе; 60 детей были отнесены к пятой группе. Самой малочисленной оказалась четвертая группа, в которую вошли 17 детей. В табл. 3 приводятся средние значения каждого показателя в выделенных группах. Наиболее выделяются вторая и четвертая группы детей. Во второй группе наибольшее число средних значений, которые меньше всех по всем пяти выделенным группам [15]. Наоборот, средние показатели детей, отнесенных кластерным анализом к четвертой группе, имели средние значения 16 признаков, которые были самыми большими среди всех остальных четырех групп. Четвертая группа - это дети, как правило, старшего возраста - (3,48 ± 0,40) года. Дети этой группы чаще всего имели отклонения в психомоторной и эмоционально-вегетативной сфере (0,82 ± 0,10) и (0,65 ± 0,21) соответственно. В среднем из 100 детей указанной группы 76 были инвалидами (0,76 ± 0,14). Каждый ребенок четвертой группы имел более четырех видов врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений (4,82 ± 0,30). С целью нахождения модели, на основе которой можно по выделенным признакам отнести ребенка-сироту к одной из ранее выделенных пяти групп, был применен дискриминантный анализ [8]. Анализ был применен ко всем переменным, которые характеризуют ребенка. Это пол, возраст, масса и длина тела ребенка, показатели психомоторной, эмоциональновегетативных сфер, наличие или отсутствие прививок, наличие или отсутствие инвалидности ребенка, а также наличие болезней всех анализируемых классов, которые были обнаружены у ребенка до диспансеризации (табл. 4). Таблица 4 Информативность признаков детей-сирот по данным дискриминантного анализа Признак Wilks’ Partial Lambda Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения 0,257407 Болезни эндокринной системы 0,566369 Болезни нервной системы 0,588944 Болезни глаза 0,797159 Эмоционально-вегетативная сфера 0,938190 Болезни органов пищеварения 0,941431 Инвалидность 0,941309 Группа здоровья 0,957816 Болезни костно-мышечной системы 0,974428 Дискриминантный анализ позволяет не только указать степень важности признака в задаче разделения всех детей на пять выделенных групп. Найденные дискриминантные функции, по сути, являются моделью, на основе которой можно по показателям ребенка спрогнозировать группу (одну из 5), к которой он относится. F1 = -3,99 - 2,73 X X1 + 2,62 х X2 + 0,83 х X3 - 0,59 X X4 + 0,64 X X5 - 0,21 х X6 - 0,22 X X7 + 0,14 X X8 - 0,17 х X9 F2 = -2,35 - 2,14 X X1 - 0,92 X X2 - 1,17 X X3 - 0,48 X X4 - 0,43 X X5 - 0,03 X X6 + 0,18 X X7 - 0,07 X X8 + 0,09 X X9 F3 = -4,22 + 4,93 X X1 - 0,57 X X2 - 0,67 X X3 + 0,07 X X4 + 0,17 X X5 + 0,11 X X6 - 0,25 X X7 - 0,33 X X8 - 0,02 X X9 F4 = -26,46 + 14,60 X X1 - 0,35 X X2 + 0,04 X X3 + 1,09 X X4 + 0,03 X X5 + 1,87 X X6 - 1,66 X X7 + 0,80 X X8 + 0,93 X X9 F5 = -4,86 - 1,96 X X1 - 0,55 X X2 + 2,56 X X3 + 1,57 X X4 - 0,10 X X5 - 0,32 X X6 + 0,68 X X7 + 0,20 X X8 - 0,23 X X9 Обозначения информативных признаков, с помощью которых можно всех детей разделить на пять групп: X1 - Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения X2 - Болезни эндокринной системы X3 - Болезни нервной системы X4 - Болезни глаза X5 - Эмоционально-вегетативная сфера X6 - Болезни органов пищеварения X7 - Инвалидность X8 - Группа здоровья X9 - Болезни костно-мышечной системы После того, как во все пять формул подставляются стандартизованные значения X1-X9, получаем некоторые значения F1, F2 ... F5. Функция, которая имеет наибольшее значение, выражает номер того класса (той группы), к которой относится ребенок. Значение дискриминантного анализа, который на основе объективных значений показателей относит ребенка к одному из пяти ранее выделенных классов, состоит в том, что врач, заранее зная группу ребенка, может разработать комплекс оздоровительных мероприятий, которые улучшат здоровье ребенка. Более того, если окажется, что пять выделенных групп детей можно проранжировать по степени их здоровья, то применение описанной выше модели (из 5 дискриминантных функций) через определенные промежутки времени позволит дать объективную оценку улучшения здоровья ребенка. Обсуждение результатов Данное исследование выполнялось, исходя из многократно подтвержденного разными специалистами факта, что дети из стационарных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто имеют значительные отклонения от нормы многих функций организма. Также известно, что для 34 Экология человека 2014.08 Социальная экология снижения уровня заболеваемости и инвалидности необходим комплекс профилактических мероприятий. Основной задачей диспансеризации ребенка является констатация динамики всех параметров здоровья за эпикризный срок с последующими рекомендациями. Эпикризный срок - это время от одного профилактического осмотра до другого. На первом году жизни - это один месяц, на втором - квартал, на третьем - полугодие, у детей старше и до 18 лет - год. В ходе нашего исследования наибольшие различия до и после диспансеризации у детей-сирот было обнаружено по классам болезней «Болезни эндокринной системы», «Болезни органов пищеварения» и «Болезни костно-мышечной системы». Статистически значимыми также оказались различия в классах «Болезни органов дыхания» и «Болезни кожи и подкожной клетчатки». Полученные данные можно объяснить многообразием неблагоприятных факторов (социальная среда, здоровье родителей, их вредные привычки, фактор отказа от ребенка), которые воздействовали еще внутриутробно. Применение кластерного и дискриминантного анализов ко всем переменным, которые характеризуют ребенка (пол, возраст, масса и длина тела, показатели психомоторной, эмоционально-вегетативных сфер, наличие или отсутствие прививок, наличие или отсутствие инвалидности, наличие болезней всех анализируемых классов) позволило разделить детей-сирот на разные группы по состоянию здоровья. Дети четвертой группы чаще всего имели отклонения в психомоторной и эмоционально-вегетативной сфере и были инвалидами, каждый ребенок имел более четырех видов врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений. Найденные дискриминантные функции в ходе данного исследования, которые, по сути, стали прогностической моделью, позволят врачу спрогнозировать группу ребенка и разработать комплекс оздоровительных мероприятий. Выводы: 1. На первом месте в нозологии у детей-сирот - заболевания нервной системы, они составляют 15,2 % от всех выявленных заболеваний. На втором месте - «Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения» (14,5 % от всех выявленных). На третьем, четвертом и пятом местах - «Болезни эндокринной системы» (13,2 %), «Психические расстройства» (11,5 %) и «Симптомы, признаки и отклонения от нормы» (10,6 %) соответственно. 2. По результатам кластерного анализа были выявлены группы детей с максимальной и минимальной заболеваемостью и инвалидностью. 3. С помощью дискриминантного анализа выявлена степень важности признака в распределении всех детей на выделенные классы, а также найдены дискриминантные функции, на основе которых можно по показателям ребенка спрогнозировать группу по заболеваемости и инвалидности, к которой он относится. В результате проведенного исследования рассчитана математическая модель, которая позволяет по имеющемуся у ребенка набору болезней, а также по ряду характеристик отнести его к одной из пяти выделенных групп. Учитывая особенности каждой из групп (они будут известны из тех показателей, которые в большей степени отличают данную группу от всех остальных), можно наметить меры по улучшению здоровья ребенка и построить план реабилитационных мероприятий. Полученные результаты конкретизируют диспансерную и профилактическую работу с детьми, находящимися в детских домах. При этом необходимо учитывать фактические результаты по показателям здоровья, которые имели дети через определенный промежуток времени.
×

About the authors

N O Davydova

Orenburg State University

Email: davydovanatalia2010@yandex.ru
Orenburg, Russia

E V Kiyaeva

Orenburg State University

Orenburg, Russia

I I Cheremuschnikova

Orenburg State University

Orenburg, Russia

M V Fomina

Orenburg State University

Orenburg, Russia

References

  1. Абросимова Т.С. Медико-социальное обоснование мер профилактики социального сиротства и его последствий: автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 2005. 22 с.
  2. Ахтямова О.В. Состояние здоровья и организация медицинской помощи социальным сиротам в домах ребенка общего типа: автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва, 2004. 22 с.
  3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4-8.
  4. Вельтищев Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. Приложение к журналу. Лекция № 2. С. 78-83.
  5. Витрук Е.Л. Состояние здоровья детей 3-7 лет с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в детских домах: автореф. дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 2006. 20 с.
  6. Волкова О.А., Чередниченко А.М. Оценка здоровья детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». Москва, 5-8 февраля 2007. М., 2007. С. 139.
  7. Воробьева Е.А. Закономерности формирования здоровья детей раннего и дошкольного возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы в анамнезе, воспитывающихся в домах ребенка и детских домах, и профилактика его нарушений: дис.. д-ра мед. наук. Иваново, 2009. 393 с.
  8. Екимов А.К., Естифеев В.М., Комаров Н.Н. Современные подходы к управлению в здравоохранении. Оренбург: ОАО «ИПК Южный Урал», 2006. 400 с.
  9. Здоровье детей с ограниченными возможностями: учебно-методический комплект для врачей / под ред. Стукалова Т.И. М., 2006. 382 с.
  10. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. СПб.: Изд-во ФОЛИАНТ, 2005. 752 с.
  11. Ибрагимов А.И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Москва, 2006. 40 с.
  12. Конова С.Р., Филькина О. М., Ильин А.Г. и др. Состояние здоровья и медицинского обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник научных работ и материалов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики социального сиротства». Иваново, 2008. С. 28-31.
  13. Кудина О.Е., Сенченко Г.В. Анализ анамнестических данных детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на первом году жизни в дома ребенка // Сборник научных работ и материалов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики социального сиротства». Иваново, 2008. С. 40-42.
  14. Кузнецова Е.Ю., Либова Е.В. Состояние здоровья воспитанников домов ребенка и методы реабилитации // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2007. С. 357.
  15. Либова Е.Б. Медико-социальная характеристика детей, воспитывающихся в домах ребенка, и пути их реабилитации: автореф. дис.. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, 2003. 21 с.
  16. Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Айнетдинова А.Л. Состояние здоровья детей-сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа // Российский педиатрический журнал. 2007. № 3. С. 10-14.
  17. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2006. 312 с.
  18. Репецкая М.Н., Корюкина И.П., Минаева Н.В., Сюзева Е.Л. Состояние здоровья воспитанников детских домов Пермской области // Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2004. С. 352.
  19. Стукалова Т.А., Борисова М.А., Максимова В.Б., Белова Е.Г. Опыт организации диспансерной работы среди детей младшего возраста // Актуальные вопросы клинической медицины: сб. науч. работ Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. М.: Изд-во Российской академии естественных наук, 2009. С. 283-196.
  20. Широкова О.С. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка: автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 2007. 22 с.
  21. International Classification of Impartments, Disabilities and Handicaps, ICDH / World Health Organization. Geneva, 1980. 207 р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Ekologiya cheloveka (Human Ecology)



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies