HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOLCHILDREN’S LEARNING LABOUR INTENSITY



Cite item

Full Text

Abstract

It development of social life determines labor predominance in the sphere of information production, storage, processing and realization. With an increase in information flows, teaching information that should be studied by schoolchildren increases. In connection with this, research of intensification factors in education from the point of view of hygiene is very urgent. Our goal was to study learning labor intensity and assess junior schoolchildren’ mental abilities in different types of schools. The authors have proposed an adapted variant (N. F. Izmerov) of labor intensity assessment. Mental potential was studied with the use of the Ravenn test. The schoolchildren from different types of schools participated in that study: from an innovation school - 55 schoolchildren and from a traditional school - 47 schoolchildren. The high index of learning labor intensity didn’t stimulate mental development of junior schoolchildren. The technique of learning labor intensity assessment adapted by the author is very effective and can be used for hygienic assessment of a learning process intensification.

Full Text

Начало нового тысячелетия считается точкой перехода человечества в эпоху информационного общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний [12, 16]. Информатизация общественной жизни заставляет систему образования увеличивать количество учебной информации, которую должен успешно усвоить обучающийся [3, 6, 12]. Увеличение учебной информации происходит не только за счет превышения учебных часов [9], которое жестко регламентирует СанПиН (количественная составляющая), но и за счет интенсификации обучения (качественная составляющая). При этом до сих пор интенсификация образования рассматривалась лишь в плоскости педагогики [1, 2]. Принятое в образовании увеличение школьных нагрузок и интенсификация образования, как показало время, отнюдь не привело к повышению качества [11, 13] или уровня образования. Вместе со снижением уровня образования за последнее время качественно ухудшилось состояние здоровья детей [8, 9]. Однако до сих пор санитарные нормы и правила не регламентируют интенсификации образовательного процесса [5] как основного фактора формирования учебного стресса и не поясняют, насколько высоким может быть учебный стресс, каков предельный уровень трудности обучения и каков темп обучения для достижения «подлинно развивающего» обучения, как предлагают отечественные дидакты [1]. Цель исследования - оценить напряженность учебного труда и сопоставить ее с развитием невербального интеллекта учащихся младших классов в школах разного типа. Методы В настоящем исследовании предложено определить напряженность учебного труда по аналогии с методикой, разработанной НИИ медицины труда Российской академии медицинских наук и кафедрой медицины труда Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова под руководством Н. Ф. Измерова [14]. На этом основании была разработана адаптированная методика оценки напряженности учебного труда, которая включала следующие показатели: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы, которые определялись в баллах (от 1 до 4). Баллы выставлялись в зависимости от характеристики показателя учебного труда. Легкий учебный труд соответствовал 1 баллу (1 класс тяжести учебного труда), средний - 2 баллам (2 класс), тяжелый - 3 (3.1 класс) и 4 (3.2 класс) баллам. Общая оценка напряженности учебного труда оценивалась на основании 20 Экология человека 2014.06 Экология детства средних величин набранных баллов, которые соответствовали классу напряженности учебного труда. Методика была представлена в виде опросного листа, который заполнялся исследователем в ходе наблюдения, опроса ребенка, родителей и педагога. Учитывались все виды учебной деятельности, в том числе выполнение домашних заданий и работа в кружках и секциях дополнительного образования. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к факторам внешней среды, под воздействием которых развиваются невербальный интеллект, сенсомоторные и парциальные способности (память, восприятие). В нашей работе показатели невербального интеллекта оценивались в тесте Равена [15]. Каждый ребенок выполнял задания прогрессивных матриц Равена индивидуально, под наблюдением исследователя. Рассматривались следующие серии заданий: А - «принцип взаимосвязи в структуре матриц» определяет способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами; В - «принцип аналогии между парами фигур» диагностирует способность к аналогии; С - «принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц» оценивает способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали; D - «принцип перегруппировки фигур» выявляет способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям; Е - «принцип разложения фигур на элементы» определяет способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Вначале оценку проводили в баллах, затем оценивали долю выполненных заданий. При этом в соответствии с [15] выделяли 5 степеней интеллектуального развития: выполнено более 95 % тестовых заданий - высокий интеллект; 75-94 % - интеллект выше среднего; 25-74 % - интеллект средний; 5-24 % - интеллект ниже среднего; ниже 5 % - дефект. В исследовании приняли участие младшие школьники, приступившие ко второму году обучения в возрасте от 8 до 9,5 года, обучающиеся в школах разного типа: инновационная школа - 55 детей и традиционная школа - 47 детей. Исследование проводили в соответствии с этическими стандартами и стандартами Хельсинкской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 2000 года. Статистическую обработку результатов осуществляли при помощи пакета прикладных программ Statistica 6.0. Результаты исследований были проверены на нормальность распределения в тесте Колмогорова - Смирнова и далее обрабатывались параметрическими методами: данные по группам представлены в виде средней арифметической величины и ее стандартной ошибки (M ± m), сравнение проводили с использованием t-критерия Стьюдента, различия считали статистически значимыми при p < 0,05. Результаты При изучении организованных групп (классов) учащихся некоторые показатели были одинаковы для всех детей в группе и зависели от организации образовательного процесса, используемой рабочей программы, психологической характеристики личности педагога. Различия в оценке напряженности труда наблюдались у детей, посещающих дополнительные кружки и секции (дополнительное образование), а также использующих при приготовлении домашнего задания компьютер или другие средства информатизации. При сравнении напряженности учебного труда в школах разного типа было выявлено, что в инновационной школе напряженность труда выше по всем критериям, однако статистически значимые различия выявлены лишь по показателям: интеллектуальные нагрузки, режим работы и общий показатель напряженности, что отразилось в общей оценке класса напряженности учебного труда (табл. 1). Таблица 1 Напряженность учебного труда, баллы (М ± m) Показатель Традиционная школа Инновационная школа р Интеллектуальные нагрузки 2,3 ± 0,1 3,3 ± 0,1* <0,001 Сенсорные нагрузки 1,4 ± 0,1 1,9 ± 0,1 0,225 Эмоциональные нагрузки 1,3 ± 0,1 2,3 ± 0,1 0,052 Монотонность нагрузок 2,3 ± 0,1 2,8 ± 0,1 0,144 Режим работы 1,8 ± 0,1 2,8 ± 0,1* 0,012 Общий показатель напряженности учебного труда 1,7 ± 0,1 2,5 ± 0,1* 0,007 Примечание * - различия статистически значимы (р < 0,05). В инновационной школе учебный труд отнесен к 3 классу по показателям: интеллектуальные нагрузки, монотонность нагрузок и режим работы, ко 2 классу - сенсорные и эмоциональные нагрузки. Общая напряженность отнесена к 3 классу (тяжелый учебный труд). В традиционной школе учебный труд по всем показателям отнесен ко 2 классу. Общая напряженность также соответствовала 2 классу (средний учебный труд). Общий показатель напряженности учебного труда у обучающихся в инновационной школе в 1,5 раза выше, чем у школьников традиционной. По индивидуальным данным теста Равена установлено, что показатели невербального интеллекта соответствуют среднему уровню у 85,7 % учащихся инновационной и 89,9 % традиционной школы, уровню ниже среднего соответствуют 10,1 % учащихся традиционной и 14,3 % инновационной школы, различия не имеют статистической значимости (табл. 2). В нашем исследовании не выявлены дети с уровнем интеллекта, оцениваемым как «высокоразвитый», 21 Экология детства Экология человека 2014.06 «выше среднего», «дефект интеллекта». При рассмотрении абсолютных показателей интеллекта в тесте Равена отмечены статистически значимые отличия показателей интеллекта в рассматриваемых группах: у детей традиционной школы (35,1 ± 0,56) балла, учащихся инновационной школы - (30,1 ± 0,58) балла (р = 0,006). Таблица 2 Распределение детей по уровню интеллекта в тесте Равена, % (М ± m) Уровень развития интел- Традицион Инноваци р лекта ная школа онная школа Средний (25-74 % выполненных заданий) 89,9±4,4 85,7±4,7 0,667 Ниже среднего (5-24 % выполненных заданий) 10,1±4,4 14,3±4,7 0,665 Количество набранных баллов по отдельным сериям (табл. 3) у учащихся традиционной школы больше, чем у сверстников инновационной. Таблица 3 Среднегрупповые показатели тестирования школьников по сериям теста Равена, баллы (М ± m) Серия таблицы Равена Традиционная школа Инновационная школа р A 8,1±0,5* 5,6±0,4 0,001 B 7,0±0,3* 5,4±0,3 0,010 C 3,6±0,2 3,8±0,2 0,387 D 2,0±0,2 2,3±0,2 0,120 E 0,7±0,1 0,9±0,1 0,223 Общая сумма баллов 21,3±0,7* 18,0±0,4 0,003 Примечание. * - различия статистически значимы (р < 0,05). Статистически значимые отличия выявлены в сериях A и B. Показатели серии А теста Равена зависят от уровня внимательности, воображения и уровня визуального различия (дискриминации). У детей традиционной школы показатели этой серии были статистически значимо выше, чем у детей инновационной. В условиях традиционной школы у учащихся также выявлены лучшие по сравнению с детьми, обучающимся по инновационной программе, показатели по способности к линейной дифференциации и построению умозаключений на основе линейных взаимосвязей, о чем свидетельствуют результаты по серии В. Обсуждение результатов Полученные нами результаты не вполне совпадают с данными Давыдовой Ю. А., Птуха М. В. [4], указывавших, что у учащихся традиционной школы Киргизии средний уровень интеллекта по тесту Равена выше, чем у обследованных нами детей. В отдельных работах приведены сведения, что увеличение учебной нагрузки в 1-3-х классах повышает умственную работоспособность, которую оценивали по увеличению объема и скорости переработки зрительной информации и не оказывает отрицательного влияния на функциональное состояние кардиореспираторной системы, физическую работоспособность и физическую подготовленность учащихся [9]. Вместе с тем ряд авторов отмечают у детей с более интенсивной нагрузкой повышение заболеваемости, что свидетельствует о высокой физиологической стоимости адаптации организма к более интенсивной учебной нагрузке [7, 9, 10]. Общими проявлениями напряженности учебного труда в традиционной и инновационной школах являются интеллектуальные нагрузки, а также их монотонность и режим работы [2, 7]. Перечисленные характеристики затрудняют и/или снижают интеллектуальное развитие школьников, выражающееся нарушением функций внимания, воображения и мышления. Результаты нашего исследования показали, что в условиях напряженного учебного труда (3 класс) у младших школьников уровень невербального интеллекта отстает от показателей у сверстников, занимающихся по традиционным программам, что свидетельствует о наличии предпосылок для снижения умственно-мыслительных способностей младших школьников. Возможно, это следствие воздействия высокой учебной нагрузки, которая не в полной мере учитывает адаптивные возможности растущего детского организма. Определение уровня интеллектуального развития в младшем школьном возрасте позволяет прогнозировать успешность респондентов в учебно-образовательной и профессиональной деятельности. Выводы 1. Исследования показали, что напряженность учебного труда в школе инновационного типа относится к 3 классу, а в школе традиционного типа ко 2 классу. Высокие показатели напряженности учебного труда (тяжелый учебный труд, 3 класс напряженности) не способствуют развитию интеллекта младших школьников. 2. Применение адаптированной методики оценки напряженности учебного труда позволило получить объективные данные о напряженности и характеристиках учебного процесса, соотносимые с недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития респондентов, и может быть использована при оценке интенсивности учебно-образовательного процесса.
×

About the authors

E A Tkachuk

Irkutsk Regional In-service Teacher Training Institute

I V Mylnikova

East-Siberian Scientific Centre of Human Ecology Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences

N V Efimova

East-Siberian Scientific Centre of Human Ecology Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences

Email: medecolab@inbox.ru

References

  1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды : научное издание. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
  2. Гафурова Н. В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. [Электронный ресурс] URL: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 11.10.2013).
  3. Гончаров В. Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. С. 87-88.
  4. Гончаров В. Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17-21.
  5. Давыдова Ю. А., Птуха М. В. Индивидуальные особенности невербального интеллекта у младших школьников // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13, № 3. С. 94-98.
  6. Дегтева Г. Н., Зубов Л. А. Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок (К итогам Всероссийской конференции с международным участием) // Экология человека. 2003. № 6. С. 52-55.
  7. Зубов Л. А., Дегтева Г. Н., Волокитина Т. В. Образование и здоровье: проблемы и пути решения // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. 2003. № 2. С. 111.
  8. Колмагорова, А. В., Слободская Е. Р. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте // Психотерапия. 2007. № 2. С. 13-14.
  9. Кучма В. Р., Степанова М. И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. 2001. № 8. С. 32-37.
  10. Малых Т. В. Влияние интенсивности учебной нагрузки на умственную работоспособность, функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическую подготовленность учащихся 1-3-х классов : автореф. дис.. канд биол. наук. Киров, 2005. 25 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.02.2014)
  11. Мухина С. Н. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков двигательной сферы дошкольников на этапе подготовки к школе // Коррекционно-развивающее образование. 2011. № 3. С. 49-59.
  12. Осипова С. И., Баранова И. А., Игнатова В. А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (Ч. 3). С. 506-510.
  13. Попова Е. В., Волокитина Т. В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11 - 18 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 77-86.
  14. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=174 (дата обращения: 10.05.2013).
  15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008. 384 с.
  16. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М. : Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 232 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Ekologiya cheloveka (Human Ecology)



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies