Psychosocial stress and its consequences among modern university students: the megalopolis factor
- Authors: Rozanov V.A.1,2, Laskaja D.A.1, Radionov D.S.3, Ruzhenkova V.V.4
-
Affiliations:
- Saint-Petersburg State University
- V.M. Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology
- V.M.Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology
- Belgorod State University
- Issue: Vol 30, No 11 (2023)
- Pages: 805-820
- Section: ORIGINAL STUDY ARTICLES
- Submitted: 30.10.2023
- Accepted: 14.03.2024
- Published: 15.11.2023
- URL: https://hum-ecol.ru/1728-0869/article/view/622862
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco622862
- ID: 622862
Cite item
Full Text
Abstract
BACKGROUND: Students, who comprise a significant proportion of society, are a vulnerable group that often experiences high levels of stress, affecting their psychological well-being. At the same time, students’ stress has to be assessed comprehensively, taking into account various factors such as living conditions and academic demands, AIM: To assess the psychosocial stress and psychological well-being of students, taking into account the characteristics of the university and the urban environment, whether it is a megalopolis or a regional center. MATERIAL AND METHODS: A cross-sectional study was conducted among students from St. Petersburg State University (SPbSU) and Belgorod State University (BSU) using an online survey method with a snowball sampling technology. The survey questionnaire aimed to gather both qualitative and quantitative data on key stressors, indicators of psychosocial maladaptation and mental health issues using the DASS-21 scale. The collected data was analyzed using IBM SPSS Statistics v. 27. RESULTS: Students at SPbSU exhibited more pronounced signs of psychological distress, such as anxiety, stress, depression, loneliness, fatigue, and a need for psychological assistance. They also, reported facing challenges in in their daily lives, including issues with nutrition and transportation. Additionally, they were more likely to use nonproductive coping mechanisms, such as excessive use of social media and engaging in addictive behaviors. On the other hand, the students at BSU demonstrated a closer and more trusting relationship with their parents, as well as and higher level of financial dependence on their families. However, as for main indicators of academic stress, particularly in relation to the use of online technologies during the pandemic, there were no significant differences between the students of both universities. CONCLUSION: The influence of living in a megalopolis is likely to be the primary factor contributing to the observed disparities in psychosocial maladaptation among the surveyed student populations. More attention should be paid to the adaptation of students to life in large cities, with a focus on support from families and university administrations.
Full Text
ОБОСНОВАНИЕ
Студенческая молодежь — это значительный сегмент российского общества. Согласно данным Минобрнауки, в 2021 г. численность учащихся вузов составляла 4 044 203 человека [1]. И в России, и за рубежом студенты испытывают значительный психосоциальный стресс и являются уязвимой группой, для которой характерны различные проявления социальной дезадаптации и нарушений психического здоровья [2–4]. По данным метаанализа исследований из десятков стран мира, у студентов при сравнении с общей популяцией чаще выявляются симптомы дистресса, депрессии и тревоги, что указывает на наличие детерминирующих факторов, специфичных для студенческой среды [4]. Среди них не только академический стресс, обусловленный факторами учебного процесса [5, 6], но и более широкий круг проблем, с которыми сталкивается студенческая молодежь. Сюда можно отнести стрессоры личного характера (здоровье, интимная жизнь, взаимоотношения с семьей, проблемы с кем-то из ближайшего окружения), а также многочисленные стрессоры, связанные с окружающей средой (организация быта и питания, финансы, свободное время и рекреация, режим сна, транспортная проблема и т.д.) [2–4, 7]. Выявляемые различия между первокурсниками и выпускниками [8], представителями различных направлений обучения (гуманитарии, инженеры или будущие врачи) [9], проживающими дома и в общежитиях [10], местными и иностранными студентами [11] свидетельствуют о том, что на выраженность стресса и дезадаптации у студентов влияют факторы, которые часто так или иначе связаны с городской средой [12].
Стресс и нарушения психического здоровья являются питательной средой для суицидальных переживаний и самоповреждений, которые довольно распространены среди студентов вузов. По результатам метаанализа 186 опросов зарубежных студентов-медиков из 43 стран, распространенность суицидальных мыслей среди них составила 11,1% (в интервале от 9,0 до 13,7%) [4]. По данным российских авторов, суицидальные мысли у студентов-медиков выявляются в 29,0% случаев, а суицидальные попытки – более чем в 3,0% случаев [13]. В другом исследовании 8,8% студентов-первокурсников российского технического вуза сообщили при опросе о суицидальной попытке в анамнезе [14]. В США, где целенаправленно осуществляется систематический мониторинг студенческих суицидов, за 10 лет в 10 крупнейших высших учебных заведениях Северо-Запада был зарегистрирован 261 случай самоубийств [15], а в Великобритании в 2008–2017 гг. покончили с собой 1330 студентов и молодых аспирантов [16]. В России в 2015–2021 гг., по данным интернет-источников, выявлен 231 случай суицидов студентов, что составляет в среднем 33 случая в год, при этом наибольшая частота случаев выявлена в крупных федеральных университетах, расположенных в мегаполисах [17].
Таким образом, психосоциальный стресс, переживаемый этой массовой группой молодёжи, является серьёзным патологизирующим фактором, провоцирующим разнообразные нарушения психического здоровья, включая суицид. За последние годы в силу изменившихся условий, в частности все более глубокого погружения в информационные потоки, их влияния на образовательные технологии в вузах как при пандемии, так и после её окончания, вследствие возросшей миграции студентов при выборе вуза и высокой привлекательности высокорейтинговых вузов, изучение стресса студентов требует учёта всё большего числа факторов. Относительно малоизученным обстоятельством в контексте таких исследований является тип вуза, его принадлежность к числу региональных или федеральных, что сопряжено с таким фактором, как особенности городской среды, в частности жизнь в мегаполисе.
Цель исследования — оценить показатели психосоциального стресса и психологического благополучия современной студенческой молодёжи с учетом принадлежности вуза к числу федеральных или региональных и различающейся городской среды.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведено одномоментное кросс-секционное исследование, реализованное путём интернет-опроса. Для реализации поставленных задач разработали комплексный опросник, состоящий из 31 вопроса, включая вопросы, характеризующие потенциальные стрессоры, связанные с ними субъективные ощущения, основные источники тревоги и повседневные сложности. Предварительно проводили пилотные опросы, в которых студентов просили в свободной форме сообщить, какие страхи и тревоги их беспокоят. Их ответы учитывали при подготовке опросника, в котором также предоставили возможность высказаться по этому поводу в свободной форме. Помимо этого, использовали шкалу ДАСС-21, которая выявляет симптомы стресса, тревоги и депрессии [18], задавали вопросы, характеризующие стресс и его последствия для личности, использованные в международном проекте SEYLE, посвящённом разработке мер превенции самоповреждающего поведения у старших школьников, в том числе список из 26 негативных жизненных событий (НЖС), которые случились за последние 6 мес. [19]. Также использовали раздел теста на учебный стресс Ю.В. Щербатых, посвящённый тем приёмам, которые применяют студенты для преодоления стрессовых ситуаций [20].
Статистическую обработку данных осуществляли с использованием различных критериев (χ2-квадрат Пирсона, точный критерий Фишера, t-критерий Стьюдента, критерий Манна–Уитни) с учётом характера распределения и типа переменных. Обработку проводили в программе IBM SPSS Statistics 27.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеристика выборки
Опрос проводили анонимно одновременно среди студентов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») в течение одного календарного месяца, с 17 по 31 декабря 2021 г. Все участники дали согласие на участие в исследовании. Опрос проходил путём адресного направления Google-формы в сетевые студенческие сообщества, при этом использовали приём «снежный ком», когда по просьбе экспериментаторов студенты продолжали распространять опросник среди своих контактов, но исключительно в пределах своего университета. За указанный период в базе данных появилось 456 записей, 350 из них принадлежали студентам СПбГУ и 106 – студентам НИУ «БелГУ». В СПбГУ в опросе приняли участие больше студентов гуманитарного направления, но были представлены и естественно-научные факультеты, в то время как в НИУ «БелГУ» это были в основном студенты-медики. В СПбГУ подавляющую часть респондентов составляли студенты 1-го и 2-го курсов (67,4%), но были представлены и старшие курсы, в НИУ «БелГУ» 93,4% респондентов были студентами 2-го курса. По возрасту студенты СПбГУ и НИУ «БелГУ» значимо не отличались (p=0,76), средний возраст составил 19,69 и 20,29 года соответственно, в обоих вузах среди ответивших на вопросы преобладали женщины, в СПбГУ их было 72,0%, а в НИУ «БелГУ» — 65,1%, различия также были незначимы. В обоих университетах большинство опрошенных (около 70%) проживают в полных семьях, являются единственным ребенком в семье, а чуть меньше половины не имеют постоянного партнера и в браке не состояли.
Основные результаты
Результаты сравнения некоторых характеристик академической и семейной среды, которые могут выступать источниками тревоги и стресса, связанных с этим субъективных ощущений, а также повседневных трудностей и страхов, которые отмечают студенты СПбГУ и НИУ «БелГУ», представлены в табл. 1–3. Как видно из данных табл. 1, в СПбГУ значимо больше иногородних студентов, в НИУ «БелГУ» – больше местных и иностранных (p <0,001). При этом в СПбГУ значимо (p <0,001) больше студентов учится на бюджете, чем в НИУ «БелГУ» (69,43 против 50,00%), в СПбГУ материально обеспечивали себя (частично или полностью) 38,9% студентов, в то время как в НИУ «БелГУ» таких студентов меньше – 26,4%, соответственно в этом вузе больше студентов находились на иждивении у родителей (p=0,040; табл. 1).
Среди студентов СПбГУ оказалось значимо (p <0,001) больше тех, кто окончил среднюю школу в городе с населением более миллиона человек, а среди студентов НИУ «БелГУ» значимо больше тех, кто окончил школу в сельской местности или в малых городах. Среди студентов СПбГУ значимо (p <0,01) больше проживающих в студенческом общежитии, в то время как среди студентов НИУ «БелГУ» больше тех, кто проживает с родителями, другими родственниками и в собственной квартире. Чуть более 40% студентов СПбГУ тратили на дорогу до места учебы более 1 ч, пользуясь двумя-тремя видами транспорта, а значимо большее (p <0,001) число студентов НИУ «БелГУ» добирались до университета одним видом транспорта менее чем за 1 ч или за 20–30 мин пешком. При этом различий в оценке комфортности обучения между студентами обоих вузов не выявлено: эта оценка была близка к 7 баллам из 10 возможных (табл. 1). В то же время среди студентов НИУ «БелГУ» значимо чаще (p <0,001) наблюдался осознанный выбор вуза.
Таблица 1. Экологические и личностные источники стресса у сравниваемых групп студентов*
Table 1. Ecological and personal sources of stress among the students from the two universities*
Показатель Indicator | СПбГУ | Saint Petersburg State University n=350 (100%) | БелГУ | Belgorod State University n=106 (100%) | p |
Местный студент | I am a local student Иногородний | I come from another town Иностранный | I am an international student | 107 (30,57) 206 (58,85) 37 (10,57) | 42 (39,62) 27 (25,47) 37 (34,91) | <0,001 |
Бюджетная форма обучения | I don’t pay for my education Контрактная форма обучения | I pay for my education | 243 (69,43) 107 (30,57) | 53 (50,00) 53 (50,00) | <0,001 |
Обеспечивают родители | I am provided by parents Работаю, частично обеспечивают родители I work, partly provided by my parents Полностью обеспечиваю себя сам | I am fully self-supportied | 214 (61,14) 114 (32,57) 22 (6,29) | 78 (73,58) 21 (19,81) 7 (6,60) | 0,040 |
Окончил среднюю школу: | I graduated from high school: B сельской местности | In a rural area В поселке городского типа | In a township В малом городе (население до 500 тыс. чел.) In a small town (population up to 500 thousand people) В крупном городе (население более 500 тыс. чел.) In a city (population over 500,000) В городе-миллионнике | In a large city with over 1 million of inhabitants | 11 (3,14) 32 (9,14) 102 (29,14) 47 (13,43) 158 (45,14) | 17 (16,04) 17 (16,04) 40 (37,73) 24 (22,64) 8 (7,55) | <0,001 |
Проживаю: | I live: В общежитии университета | In the university dormitory С родителями | With parents С партнёром | With a partner С другими родственниками, друзьями | With other relatives, friends Один в съемной квартире | Alone in a rented flat Один в своей квартире | Alone in my own flat | 150 (42,85) 90 (25,71) 36 (10,29) 28 (8,00) 24 (6,86) 22 (6,29) | 29 (27,36) 31 (29,24) 11 (10,37) 17 (16,03) 8 (7,55) 10 (9,43) | 0,010 |
Добираюсь до университета: | It takes me to get to the usinversity: Разным транспортом более чем 1 ч More than one hour by different means of transportation Одним видом транспорта за 1 ч или менее One how or less by one mode of transportation Пешком за 15–30 мин | 15-30 minutes of walking | 155 (44,28) 112 (32,00) 83 (23,71) | 9 (8,49) 62 (58,49) 35 (33,02) | <0,001 |
Комфортность обучения (макс. 10, M±SD) | Comfort learning (max. 10, M±SD) | 6,73±1,79 | 7,25±1,78 | 0,078 |
Причина выбранного направления обучения: Reason for the chosen field of study: Я мечтал об этом еще со школы I’ve been dreaming about this since high school По решению родителей | It was decided by the parents Личный осознанный выбор | It was my personal informed choice Выбор по рекомендации родителей I made this choice based on parental recommendation Не знал, куда поступать | I didn’t know where to go | 124 (35,41) 4 (1,12) 295 (84,29) 62 (9,68) 39 (11,12) | 50 (47,20) 3 (2,81) 79 (74,50) 14 (13,19) 6 (5,68) | <0,001 0,396 0,006 0,275 0,098 |
Комфортно учиться дистанционно I feel comfortable with distant learning Не имеет значения | It doesn’t matter to be Тяжело учиться дистанционно | Distant learning is difficult | 168 (48, 00) 47 (13,43) 135 (38,57) | 46 (43,39) 25 (23,58) 35 (33,02) | 0,042 |
Имею соматическое заболевание | I have a somatic disease Имею психическое расстройство | I have a mental disorder Нуждаюсь в психологической помощи | I need psychological assistance | 125 (35,71) 39 (11,14) 199 (56,85) | 23 (21,69) 8 (7,55) 25 (23,58) | 0,007 0,201 <0,001 |
Оценка взаимоотношений с родителями: Self-assessed relationship with parents: Постоянно на связи | Always in touch Доверительные | Fiduciary Уверен, что всегда поддержат и поймут I’m sure they will always be supportive and understanding Во многом советуюсь с родителями | Parents are consulted on many things Тесная эмоциональная связь | Close emotional connection Боюсь, что не оправдаю ожиданий I’m afraid I won’t live up to my parents’ expectations Родители слишком требовательны | My parents are too demanding Конфликтные | Conflict Другие проблемы в отношениях | Other relationship problems Нет желания видеть родителей | No desire to see my parents Родители многое решают | My parents make a lot of decisions Не общаемся | We are not in touch Родители безразличны к моей судьбе | My parents are indifferent to my future | 225 (64,31) 212 (60,58) 162 (46,32) 143 (40,89) 140 (40,00) 146 (41,71) 62 (17,69) 57 (16,32) 28 (8,00) 27 (7,70) 24 (6,90) 10 (2,91) 8 (2,28) | 68 (64,21) 65 (61,30) 63 (59,42) 53 (50,00) 42 (39,60) 34 (32,09) 13 (12,28) 10 (9,41) 0 (0,00) 8 (7,51) 12 (11,28) 3 (2,81) 6 (5,70) | 1,000 0,910 0,020 0,117 1,000 0,089 0,231 0,087 0,037 1,000 0,151 1,000 0,103 |
* Критерий χ2 Пирсона, точный F-критерий Фишера или t-критерий Стьюдента в зависимости от типа и распределения переменных.
* Pearson’s chi-squared test, Fisher’s exact test or Student’s t-test depending on the variable type and distribution.
В период пандемии среди студентов обоих вузов наблюдалось схожее распределение субъективных ощущений: 44–48% сообщали, что онлайн учиться вполне комфортно, а 38–33% — что так учиться тяжело, причем и тех, и других было больше в СПбГУ. При этом в НИУ «БелГУ» было значимо (p=0,042) больше тех, для кого изменения формата обучения не имели значения. Среди студентов СПбГУ было значимо больше тех, у кого имелось то или иное соматическое заболевание (35,71% против 21,69% в НИУ «БелГУ»; p=0,007), и тех, кто испытывал потребность в психологической помощи (56,85% против 23,58%; p <0,001). В СПбГУ оказалось несколько больше лиц с диагностированным психическим расстройством (11,14% против 7,55%), но эти различия были не значимы (табл. 1).
Блок вопросов, оценивающих взаимоотношения с родителями, показал в целом близкую картину в обоих университетах: первые места (40–65%) занимали такие варианты, как постоянное пребывание на связи, доверительные, теплые и тесные эмоциональные отношения. В то же время среди студентов НИУ «БелГУ» значимо больше тех, кто считает, что родители всегда поддержат и поймут (59,42% против 46,32%; p=0,020), а среди студентов СПбГУ больше тех (на уровне тенденции), кто сообщал о различных проблемах во взаимоотношениях (опасения, что не оправдают ожиданий родителей, завышенные требования родителей, конфликты и т.д.).
Основные субъективные показатели переживаемого студентами стресса представлены в табл. 2. Как видно из представленных данных, студенты СПбГУ значимо чаще (p <0,001) ощущали стресс как субъективное чувство и значимо чаще (p <0,001) переживали, что не могут справиться с проблемами. Доля студентов, которые никогда или крайне редко переживали стресс, в СПбГУ более чем вдвое ниже, чем в НИУ «БелГУ» (8,00% против 18,87%), в то время как доля тех, кто почти постоянно ощущал стресс, в СПбГУ более чем вдвое выше (26,86% против 11,32%). Студенты СПбГУ также значимо (p <0,001) чаще испытывали чувство одиночества. В то же время степень предэкзаменационного волнения была практически одинаковой в обоих вузах (табл. 2).
Таблица 2. Общие субъективные характеристики стресса у сравниваемых групп студентов*
Table 2. General subjective characteristics of stress among the students from the two universities*
Показатель Indicator | СПбГУ | Saint Petersburg State University n=350 (100%) | БелГУ | Belgorod State University n=106 (100%) | p |
Ощущаю стресс: | I feel stressed: никогда / несколько раз в году | never / few times a year ежемесячно | monthly еженедельно | weekly несколько раз в неделю | several times a week большую часть дней в неделю | most days of the week | 28 (8,00) 62 (17,71) 72 (20,57) 94 (26,86) 94 (26,86) | 20 (18,87) 23 (21,70) 24 (22,64) 27 (25,47) 12 (11,32) | <0,001 |
Переживания не дают уснуть: | My worries keep me awake: никогда | never редко | rarely иногда | sometimes часто | often всегда | always | 40 (11,43) 79 (22,57) 94 (26,86) 113 (32,29) 24 (6,86) | 11 (10,37) 32 (30,19) 32 (30,19) 24 (22,64) 7 (6,60) | 0,301 |
Чувство, что не могут справиться с проблемами: I feel I am unable to cope with my problems: вовсе нет | not at all не больше, чем обычно | no more than usual больше, чем обычно | more than usual гораздо больше обычного | much more than usual | 29 (8,29) 128 (36,60) 114 (32,57) 79 (22,57) | 30 (28,30) 42 (39,62) 26 (24,53) 8 (7,55) | <0,001 |
Ощущаю одиночество: | I feel lonely: никогда | never редко | rarely иногда | sometimes часто | often всегда | always | 14 (4,00) 66 (18,85) 114 (32,57) 125 (35,71) 31 (8,86) | 13 (12,26) 35 (33,02) 31 (29,25) 17 (16,0) 10 (9,43) | <0,001 |
Степень предэкзаменационного волнения (максимум – 10 баллов, M±SD) Pre-exam stress (max of 10 points, M±SD) | 7,28±2,10 | 7,83±2,22 | 0,256 |
* Критерий χ2 Пирсона, точный F-критерий Фишера или t-критерий Стьюдента в зависимости от типа и распределения переменных.
* Pearson’s chi-squared test, Fisher’s exact test or Student’s t-test depending on the variable type and distribution.
Переходя к повседневным трудностям и источникам тревоги (табл. 3), нужно отметить следующие различия. Студенты СПбГУ значимо чаще (p=0,04) сообщали о недостатке сна, о сложностях в организации питания (p <0,001), переживаниях в связи с пандемией и вакцинацией (p <0,01), а также о стрессе из-за дистанционного формата обучения (p <0,01). Студенты НИУ «БелГУ» значимо (p <0,01) чаще испытывали страх заболеть коронавирусом и чаще (p <0,05) тревожились о будущем из-за недостатка практики. Студенты СПбГУ при этом значимо (p <0,001) чаще признавали, что их проблемы связаны с большой тратой времени в социальных сетях, отмечали, что им не хватает дружеских отношений (p <0,001), жаловались на то, что дорога до учёбы и обратно сильно изматывает (p <0,001), в 2 раза чаще сообщали о недовольстве своей внешностью (p <0,001). При этом в обоих вузах от 3,77 до 5,44% студентов считали, что их проблемы связаны с употреблением алкоголя, 3,71–3,77% — с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В НИУ «БелГУ» 2,83% студентов указали на употребление наркотических средств, в то время как в СПбГУ таких ответов не было (табл. 3).
Таблица 3. Источники тревоги и повседневные сложности*
Table 3. Sources of anxiety and daily hassles*
Показатель Indicator | СПбГУ | Saint Petersburg State University n=350 (100%) | БелГУ | Belgorod State University n=106 (100%) | p |
Субъективное ощущения недостатка сна | Subjective feelings of sleep deprivation | 189 (54,00) | 40 (37,73) | 0,04 |
Сложности в организации питания | Difficulties in organising catering | 168 (48,00) | 25 (23,48) | <0,001 |
Ситуация с пандемией привела к серьёзным изменениям в жизни The pandemic situation has led to major changes in life | 132 (37,71) | 33 (31,13) | 0,217 |
Страх заболеть во время пандемии | Fear of getting sick during a pandemic | 24 (6,86) | 22 (20,75) | <0,01 |
Переболели в течение пандемии | Infected during the pandemic | 98 (28,00) | 26 (24,53) | 0,482 |
Страх ограничения прав из-за отсутствия вакцинации Fear of restriction of rights due to lack of vaccination | 85 (24,29) | 8 (7,55) | <0,001 |
Дистанционный формат вызывает стресс | Remote studies cause stress | 120 (34,29) | 21 (19,81) | <0,01 |
Аудиторный формат вызывает стресс | In-class studies cause stress | 97 (27,71) | 19 (17,92) | 0,491 |
Нет времени практиковаться по специальности No time to practice the obtained skilles | 110 (31,43) | 37 (34,91) | 0,503 |
Мало практики. Страх, что теории будет недостаточно Not enough practice. Fear that theoretical knowledge is not sufficient | 131 (37,43) | 51 (48,11) | <0,05 |
Чтобы обеспечить себя финансово, приходится разрываться между учебой и работой | One has to be torn between studies and work to make a living | 84 (24,00) | 19 (17,9) | 0,191 |
Страх, что после успешной курсовой не смогу сделать лучше или так же Fear of not being able to further improve or keep the same level after a successful term paper | 22 (6,29) | 3 (2,83) | 0,089 |
Многие мои проблемы связаны со злоупотреблением алкоголем A lot of my problems are related to alcohol abuse | 19 (5,44) | 4 (3,77) | 0,139 |
Многие мои проблемы связаны с употреблением наркотиков A lot of my problems are related to drug use | 0 (0,00) | 3 (2,83) | 0,014 |
Многие проблемы связаны с нетрадиционной сексуальной ориентацией Many problems are related to non-traditional sexual orientation | 13 (3,71) | 4 (3,77) | 0,248 |
Многие проблемы связаны с большой тратой времени на социальные сети Many problems are related to excessive use of social media | 126 (36,00) | 19 (17,92) | <0,001 |
Было бы легче, если бы было больше друзей It would be easier if I had more friends | 96 (27,43) | 10 (9,43) | <0,001 |
Дорога до учёбы и обратно сильно выматывает The journey to and from the university is exhausting | 125 (35,71) | 12 (11,32) | <0,001 |
Всё время кажется, что выгляжу непривлекательным/непривлекательной I think I look unattractive all the time | 119 (34,00) | 18 (16,98) | <0,001 |
Нет времени на себя | I have no time for myself | 99 (28,29) | 31 (29,25) | 0,705 |
Не хочу продолжать учиться, но боюсь в этом признаться I don’t want to keep studying, but I’m afraid to admit it | 46 (13,14) | 6 (5,66) | <0,05 |
Не справляюсь с учебной нагрузкой | I can’t cope with the workload | 67 (19,1) | 10 (9,43) | <0,05 |
Кажется, что выбрал не ту образовательную программу It seems to be that I have chosen the wrong educational programme | 49 (14,0) | 10 (9,43) | 0,220 |
Выпускной курс, но кажется, что ничего не знаю I am in my senior year, but it feels like I don’t know anything. | 37 (10,57) | 2 (1,89) | <0,05 |
Страх лишиться стипендии | Fear of losing the scholarship | 85 (24,29) | 24 (22,64) | 0,729 |
Страх оказаться некомпетентным специалистом Fear of being incompetent graduate | 190 (54,29) | 31 (29,25) | <0,001 |
Страх не найти достойную будущую работу Fear of not finding a decent job after graduation | 162 (46,29) | 14 (13,21) | <0,001 |
Неопределенность после окончания вуза | Uncertainty after graduation | 142 (40,57) | 11 (10,38) | <0,001 |
Переживания по поводу сессии | Worries about the session | 179 (51,14) | 42 (39,62) | <0,05 |
Страх перед очной сессией | Fear of the face-to-face session | 159 (45,43) | 19 (17,92) | <0,001 |
Страх отчисления | Fear of being expelled from the university | 132 (37,71) | 30 (28,30) | 0,077 |
Оценивание себя хуже одногруппников | Feeling inferior compared to classmates | 141 40,29) | 21 (19,81) | <0,001 |
Непонимание области своих научных интересов Lack of understanding of the area of own research interests | 154 (44,00) | 10 (9,43) | <0,001 |
* Использовали критерий χ2 Пирсона или точный F-критерий Фишера. Вопрос предусматривал несколько вариантов ответа одновременно.
*Using Pearson’s chi-squared test or Fisher’s exact test. Multiple answers were allowed
Студенты СПбГУ значимо чаще сообщали, что не справляются с учебной нагрузкой (p <0,05), не хотят продолжать учиться (p <0,05), сомневаются в правильности выбора учебной программы, испытывают сомнения в своих знаниях (p <0,05), боятся оказаться некомпетентными специалистами (p <001), беспокоятся о неопределённости после окончания вуза (p <0,001) и о возможности найти работу (p <0,001), переживают по поводу предстоящей сессии (p <0,05), особенно в очном формате (p <0,001), и оценивают себя ниже сокурсников (p <0,001). В то же время по таким показателям, как страх лишиться стипендии и страх отчисления (эти страхи отмечали от 22,69 до 37,71% студентов в обоих вузах) значимых различий не выявлено (табл. 3). При этом студенты СПбГУ в свободной форме сообщали ещё о множестве страхов, психологических проблем и фрустраций (прокрастинация, трудности с концентрацией, усталость, стресс и т.д.).
Анализ НЖС показал, что у студентов обоих вузов первые места занимали такие события, как увеличение нагрузки в университете, болезнь члена семьи и оценки хуже ожидаемых, после чего с меньшей частотой следовали проблемы с родителями, в том числе финансовые проблемы семьи, ссоры и конфликты с другом, расставания, сексуальные проблемы (табл. 4). Обращает на себя внимание то, что среди студентов СПбГУ значимо чаще упоминались такие НЖС, как переезд (p <0,001), сексуальные проблемы (p=0,003) и расставание с романтическим партнером (p=0,024). Среди студентов НИУ «БелГУ» значимо чаще (p=0,014) упоминалась смерть близкого члена семьи.
Таблица 4. Частота некоторых негативных событий жизни среди студентов СПбГУ и НИУ «БелГУ»*
Table 4. Frequencies of stressful life events among the students from SPbSU and BSU*
Событие в жизни студента Student life events | СПбГУ | Saint Petersburg State University n=350 (100%) | БелГУ | Belgorod State University n=106 (100%) | p |
Увеличение нагрузки в университете | Increased workload at the university | 214 (61,1) | 64 (60,4) | 0,888 |
Болезнь члена семьи | Illness of a family member | 155 (44,3) | 44 (41,5) | 0,614 |
Оценки хуже ожиданий | Grades are worse than expected | 134 (38,3) | 30 (28,3) | 0,061 |
Переезд | Relocation | 120 (34,3) | 15 (12,3) | <0,001 |
Проблемы с родителями | Problems with parents | 111 (31,7) | 31 (29,2) | 0,631 |
Изменение финансового положения родителей Change in the financial situation of the parents | 80 (22,9) | 22 (20,8) | 0,650 |
Серьёзная ссора с близким другом | A serious fight with a close friend | 77 (22,0) | 16 (15,1) | 0,123 |
Сексуальные проблемы | Sexual problems | 76 (21,7) | 9 (8,5) | 0,003 |
Расставание с парнем/девушкой | Breaking up with a boyfriend/girlfriend | 70 (20,0) | 11 (10,4) | 0,024 |
Неудачно сдана сессия | Poor grades at the exams | 56 (16,0) | 11 (10,4) | 0,152 |
Мать/отец начинает/перестает работать Mother/father starts/stops working | 44 (12,6) | 10 (9,4) | 0,382 |
Член семьи злоупотребляет алкоголем/наркотиками Family member abuses alcohol/drugs | 37 (10,6) | 5 (4,7) | 0,068 |
Серьёзная травма или заболевание | Serious injury or illness | 34 (9,7) | 6 (5,7) | 0,197 |
Безработица родителей | Parental unemployment | 27 (7,7) | 6 (5,7) | 0,475 |
Смерть домашнего питомца | Death of a pet | 26 (7,4) | 11 (10,4) | 0,331 |
Смерть близкого члена семьи | Death of a close family member | 23 (6,6) | 15 (14,2) | 0,014 |
Серьёзный конфликт с преподавателем | Serious conflict with a teacher | 18 (5,1) | 3 (2,8) | 0,320 |
Прием наркотических веществ | Drug use | 16 (4,6) | 4 (3,8) | 0,726 |
Кража личного имущества | Theft of personal property | 11 (3,1) | 3 (2,8) | 0,871 |
Запугивание или преследование | Intimidation or harassment | 8 (2,3) | 6 (5,7) | 0,078 |
Смерть близкого друга | Death of a close friend | 7 (2,0) | 1 (0,9) | 0,468 |
Привод в полицию | A police record | 6 (1,7) | 2 (1,9) | 0,906 |
Развод родителей | Parents’ divorce | 6 (1,7) | 3 (2,8) | 0,470 |
Правовые нарушения | Legal infringements | 3 (0,9) | 0 | 0,787 |
Беременность | Pregnancy | 0 | 3 (2,8) | 0,014 |
* Использован критерий χ2 Пирсона. Вопрос предусматривал возможность нескольких ответов.
* Pearson’s chi-squared test was used. Multiple answers were allowed.
Рис. 1. Распределение студентов вузов по показателям выраженности депрессии и тревоги.
Рис. 2. Распределение студентов вузов по показателям выраженности стресса.
Результаты оценки выраженности стресса, тревоги и депрессии по шкале ДАСС-21 представлены на рис. 1 и 2. Как видно из данных рис. 1, в обоих вузах лишь меньшая часть студентов не имела признаков депрессии, однако в СПбГУ доля таких студентов составила 28,3%, в то время как в НИУ «БелГУ» – 45,3%. Ещё меньшая доля студентов не имела никаких признаков тревоги (в СПбГУ – 18,9%, в НИУ «БелГУ» – 34,0%). В то же время крайне выраженная депрессия выявлена среди 22,0% студентов СПбГУ и 15,1% студентов НИУ «БелГУ», все эти различия значимы по критерию F, p=0,025. Различия в выраженности тревоги также были значимыми (p=0,015). Данные рис. 2 свидетельствуют о значимо большей выраженности стресса среди студентов СПбГУ (критерий F, p <0,001), при этом доля студентов с крайне выраженным уровнем стресса в СПбГУ вдвое выше, чем в НИУ «БелГУ» (20,0% против 9,4%). Студенты СПбГУ также чаще положительно отвечали на вопрос ДАСС-21 «Мне кажется, что жизнь не имеет смысла» (48,57 против 41,50%, незначимо).
Таблица 5. Приемы борьбы со стрессом среди студентов*
Table 5. Stress coping techniques among students*
Варианты адаптивного поведения при стрессе Variants of adaptive behaviour under stress | СПбГУ / St. Petersburg State University | БелГУ / Belgorod State University | p | ||||
Процентили | Percentiles | |||||||
25 | 50 | 75 | 25 | 50 | 75 | ||
Употребляю алкогольные напитки | I drink alcohol | 0,0 | 2,0 | 6,0 | 0,0 | 1,0 | 5,0 | 0,149 |
Курю сигареты | I smoke cigarettes | 0,0 | 0,0 | 8,0 | 0,0 | 0,0 | 2,25 | <0,001 |
Употребляю наркотики | I use drugs | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | – |
Употребляю больше еды | I eat more food | 3,0 | 6,0 | 8,0 | 2,0 | 4,0 | 6,0 | <0,001 |
Смотрю телевизор или видео на телефоне I watch TV or videos using my phone | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 5,0 | 6,0 | 9,0 | 0,003 |
Пропускаю занятия | I skip classes | 0,0 | 3,0 | 7,0 | 0,0 | 1,0 | 5,0 | <0,001 |
Больше сплю | I sleep more | 3,0 | 6,0 | 9,0 | 2,0 | 4,0 | 7,0 | <0,001 |
Больше общаюсь с друзьями | I spend more time with friends | 2,0 | 5,0 | 8,0 | 3,0 | 5,0 | 7,0 | 0,667 |
Пользуюсь поддержкой и советом родителей I use parental support and advice | 0,0 | 3,0 | 7,0 | 3,0 | 7,0 | 10,0 | <0,001 |
Совершаю прогулки на свежем воздухе | I take a walk outdoors | 2,0 | 4,0 | 7,0 | 3,0 | 5,5 | 8,0 | <0,001 |
Занимаюсь физкультурой | I excercise | 0,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 5,0 | 8,0 | <0,001 |
Посещаю спортзал, стадион, бассейн I go to gym, stadium, swimming pool | 0,0 | 0,0 | 1,0 | 0,0 | 4,0 | 8,0 | <0,001 |
Играю в компьютерные игры | I play computer games | 0,0 | 0,0 | 6,0 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 0,013 |
Провожу время в интернете, социальных сетях I spend time using the internet, social media | 6,0 | 8,0 | 10,0 | 4,7 | 6,0 | 10,0 | 0,004 |
Читаю художественную литературу (книги) | I read books | 0,0 | 4,0 | 7,0 | 0,0 | 4,0 | 6,25 | 0,538 |
Принимаю лекарственные травы (настойки) I take herbal medicines (tinctures) | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 0,0 | 4,0 | 0,123 |
Принимаю лекарства | I take medication | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 0,142 |
* Баллы на выбор, максимум – 10, использован критерий Манна–Уитни.
* Points from 0 to 10. Data were analyzed using Mann-Whitney test.
Различия в приемах борьбы со стрессом у студентов представлены в табл. 5. Как видим, больше всего баллов в обоих вузах набирают варианты, связанные с погружением в видеоряд и в социальные сети, часто наблюдается активное общение с друзьями, далее следуют физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе и увеличение длительности сна. При этом студенты СПбГУ значимо чаще прибегали к основным непродуктивным стратегиям — курению (p <0,001), пропуску занятий (p <0,001), перееданию (p <0,001) и компьютерным играм (p=0,013), в то время как студенты НИУ «БелГУ» значимо чаще обращались за поддержкой к родителям (p <0,001), совершали прогулки (p <0,001), занимались физкультурой (p <0,001) и посещали спортзалы или бассейн (p <0,001).
ОБСУЖДЕНИЕ
Основным достоинством нашего исследования является то, что мы оценивали стресс, испытываемый студентами, с учётом разнообразия фрустрирующих факторов, причём не только предлагаемых имеющимися опросниками, обычно используемыми для оценки стресса, но и сформулированными самими студентами. При этом мы уделили большое внимание такому фактору, как жизнь в мегаполисе, рассматривая полученные результаты под этим углом зрения. Исследование показало, что стресс, испытываемый студентами в современном информационно насыщенном и динамичном мире, не сводится только к учебному стрессу. Многие студенты испытывают трудности в адаптации, дефицит социальной поддержки, живут завышенными ожиданиями, сталкиваются с межличностными проблемами, в том числе и в семейной среде, испытывают сложности в организации бытовой сферы, переживают финансовые трудности и разнообразные психотравмирующие события. Все эти стресс-факторы приводят к развитию хронического субъективно ощущаемого стресса, который сопровождается фрустрацией, тревогой и симптомами депрессии, в этом участвуют как биологические, так и психологические механизмы, подталкивающие к непродуктивным поведенческим проявлениям (курение, переедание, алкоголь и т.д.) [21]. Эти проявления, как свидетельствуют данные литературы, являются довольно типичными для студенческой среды и в самых разных контекстах (колледж, университет, различные направления обучения и т.д.) негативно отражаются на физическом и психическом здоровье, снижая уровень удовлетворенностью жизнью, усиливая антивитальные переживания и потребление психоактивных веществ [22].
В нашем исследовании наиболее часто упоминаемые студентами НЖС, такие как увеличение нагрузки в университете и болезнь члена семьи, а также «оценки хуже ожиданий» хорошо согласуются с данными аналогичного исследования учеников старших классов школ [23]. Очевидно, большинство студентов воспринимает и оценивает приоритетность жизненных неприятностей прежде всего с позиций своего молодого возраста и академической и семейной ситуации, то есть вопросы учёбы и семьи для них являются наиболее важными.
Мы хотели бы подчеркнуть, что в нашу задачу не входило сравнивать между собой университеты, мы стремились к тому, чтобы на примере двух контингентов студентов оценить характер стресса, испытываемый ими в связи с комплексом факторов и обстоятельств. Исследованные контингенты несколько отличались по своим исходным демографическим и академическим характеристикам, что, несомненно, является ограничением нашего исследования. Тем не менее оказалось, что по основным показателям, характеризующим непосредственно стресс академической среды (общая удовлетворенность пребыванием в вузе, степень волнения перед экзаменами, страх лишиться стипендии и страх отчисления, реакции при переходе на дистанционное образование), студенты двух университетов либо не отличаются, либо отличаются незначительно. Это позволяет предположить, что наблюдаемые различия между студентами связаны не столько с академической средой, сколько с общим контекстом, прежде всего жизнью в мегаполисе с населением порядка 5,6 млн человек (Санкт-Петербург) и в областном центре (Белгород) с населением чуть более 0,5 млн человек.
Фактор мегаполиса в контексте стресса, переживаемого студентами, анализировали многие исследователи. Ситуация в мегаполисах более всего сказывается на приезжих студентах, адаптация которых происходит поэтапно и завершается примерно через 2 года после переезда [24]. Наибольшее стрессовое влияние оказывают такие обстоятельства, как проблемы, связанные с нехваткой денежных средств, новыми условиями проживания (общежитие), новым учебным коллективом, иным образом жизни, непривычным ритмом труда и отдыха и всей системой обучения [25]. Определенную роль может играть влияние городской среды на сознание и эмоциональную сферу, порождающее социальные иллюзии [26]. Однако не только присущие мегаполисам факторы (напряженный темп жизни, транспортная проблема или сложности с организацией быта и питания), на наш взгляд, могут влиять на психологическую дезадаптацию и суицидальное мышление у студентов. Выявленные различия между двумя исследованными контингентами касаются сферы зависимости от семейного контекста. Так, студенты НИУ «БелГУ», среди которых больше тех, кто вырос в сельской местности или в малых городах, чаще материально зависят от родителей, по-прежнему проживают с родителями и близкими родственниками и реже самостоятельно или в общежитиях, реже испытывают различные проблемы во взаимоотношениях с родителями и в большей мере доверяют их мнению. Всё это можно расценивать как отражение большей приверженности традиционным ценностям семьи среди этого контингента. Студенты СПбГУ в этом отношении выглядят более независимо, но по ряду признаков можно заметить, что при этом им приходится жертвовать своим психологическим благополучием. Это можно объяснить тем, что жизнь в мегаполисе ярче и привлекательнее, чем в небольших городах, здесь представлена современная и привлекательная для молодёжи культурная среда, которая способствует личной свободе и самостоятельности, но одновременно может провоцировать целый набор психологических проблем [27].
Большое число исследований свидетельствует, что урбанизация за счёт социальных, экономических и экологических неблагоприятных факторов способствует ухудшению психического здоровья [28]. Это характерно и для Санкт-Петербурга [29]. Недавние социологические исследования в России подчёркивают, что жители двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга в наибольшей степени ощущают стресс, при этом молодёжь ощущает стресс почти вдвое чаще, чем пожилые люди [30]. Большая приверженность студентов в мегаполисе к таким практикам преодоления стресса, как погружение в социальные сети и видеоряд, компьютерные игры, пропуски занятий и аддикции (курение), выявленная нами, подтверждает роль урбанизации. Напротив, в более традиционной среде небольшого города студенты чаще пытаются справиться со своими проблемами путём обращения за социальной поддержкой (в частности, к родителям), а также более осознанно используют принципы здорового образа жизни.
Интересно в связи с этим то, что студенты-медики из НИУ «БелГУ», которые, по данным ряда исследований [31, 32], подвержены стрессу больше других категорий студентов вузов (возможно, в силу высоких требований в образовательном процессе, жёсткого и напряжённого графика и в целом более высокого уровня дисциплины и приверженности распорядку на медицинских факультетах), в нашем случае оказались по ряду показателей более благополучными, чем преобладающие в СПбГУ студенты-гуманитарии, пользующиеся большей свободой выбора на своих факультетах. Это обстоятельство ещё раз указывает на приоритетную роль фактора мегаполиса в противовес собственно академическому фактору. Даже больший процент иностранных студентов среди контингента НИУ «БелГУ», которые наиболее подвержены астеноневротическим симптомам и суицидальным переживаниям в процессе адаптации на начальных курсах [33], не повлиял на суммарные показатели студентов в небольшом городе, которые оказались по многим признакам более устойчивыми к негативному влиянию психосоциального стресса.
Разумеется, фактор мегаполиса нельзя рассматривать исключительно в негативном ключе. Так, по данным других авторов, студенты высококонкурентных вузов в крупных городах отличаются большей мотивацией к успеху и более низким уровнем ситуационной тревоги [34]. В то же время есть наблюдения, согласно которым в переживаниях студентов в мегаполисах могут сосуществовать разные мотивы, такие как «развитие — возможности» и «тоска по дому — одиночество» [35]. Всё это говорит о сложном характере взаимосвязей между стрессом, переживаемым студентами, и их благополучием в различных социоэкономических условиях, прежде всего в связи с фактором мегаполиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере двух университетов (СПбГУ и НИУ «БелГУ») показано, что современные студенты вузов испытывают психосоциальный стресс, сопровождающийся различными проявлениями нарушенного психологического благополучия. Переживаемый студенческими контингентами стресс не сводится к академическому стрессу и тесно связан с различающимися условиями их жизни в мегаполисе или в небольшом областном центре. Фактор мегаполиса — это трудно измеряемый фактор, к тому же дизайн исследования и ряд различий между выборками позволяют нам говорить о его влиянии только на основании косвенных признаков. Тем не менее выявленные признаки психологического неблагополучия и психосоциальной дезадаптации среди студентов федерального вуза Санкт-Петербурга позволяют сформулировать некоторые практические рекомендации. Очевидно, семьям и школьной системе необходимо готовить будущих студентов, стремящихся к поступлению в высокорейтинговые вузы, к самостоятельной жизни в мегаполисах, обращая внимание на весь комплекс потенциальных сложностей при адаптации, а не только на академические достижения. В свою очередь, администрациям таких вузов целесообразно усилить меры по социально-психологической поддержке студентов, чтобы не затормозить развитие из-за накапливающихся психосоциальных проблем и в полной мере использовать потенциал вузовской молодежи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Приложение 1. Углеводородный состав газовоздушной среды, образующейся в результате испарения нефти.
DOI: 10.17816/humeco626250-4203928
Вклад авторов. Н.А. Бейгул — разработка концепции и утверждение окончательного варианта статьи для публикации; Л.К. Каримова — разработка концепции, анализ литературных источников и редакция окончательного варианта; А.Д. Бадикова — анализ литературных источников и редакция окончательного варианта; И.Г. Ибрагимов — анализ литературных источников, написание первичного варианта статьи и её подготовка для редакции; С.Р. Сахибгареев — анализ литературных источников и методическое сопровождение; И.А. Хусаинова — анализ литературных источников и методическое сопровождение; Я.М. Сахибгареева — анализ литературных источников и методическое сопровождение; Н.А. Мулдашева — анализ литературных источников, написание первичного варианта статьи и её подготовка для редакции. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).
Источник финансирования. Поисково-аналитическая работа, подготовка и публикация статьи осуществлены без спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией статьи.
ADDITIONAL INFO
Supplement 1. Hydrocarbon composition of the gas-air environment formed as a result of oil evaporation.
DOI: 10.17816/humeco626250-4203928
Authors’ contributions. N.A. Beigul — development of the concept and approval of the final version of the article for publication; L.K. Karimova — concept development, analysis of literary sources and editing of the final version; A.D. Badikova — analysis of literary sources and editing of the final version; I.G. Ibragimov — analysis of literary sources, drafting the article; S.R. Sakhibgareev — analysis of literary sources and methodological support; I.A. Khusainova — analysis of literary sources and methodological support; Ya.M. Sakhibgareeva — analysis of literary sources and methodological support; N.A. Muldasheva — analysis of literary sources, writing the initial version of the article and preparing it for the editor. All authors confirm that their authorship meets the international ICMJE criteria (all authors have made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication).
Funding sources. No external funding.
Competing interests. No conflicts of interest.
About the authors
V. A. Rozanov
Saint-Petersburg State University; V.M. Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology
Author for correspondence.
Email: v.rozanov@SPbSU.ru
ORCID iD: 0000-0002-9641-7120
SPIN-code: 1978-9868
Scopus Author ID: 35977467700
ResearcherId: M-2288-2017
https://psy.spbu.ru/department/teachers/1599-rozanov-va
MD, Dr. Sci. (Medicine), Professor
Russian Federation, 6, naberezhnaja Makarova, 199034, Saint PetersburgD. A. Laskaja
Saint-Petersburg State University
Email: st082164@student.spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5014-418X
SPIN-code: 9280-9317
Russian Federation, St. Petersburg
D. S. Radionov
V.M.Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology
Email: dumradik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9020-3271
SPIN-code: 3247-3178
Russian Federation, St. Petersburg
V. V. Ruzhenkova
Belgorod State University
Email: ruzhenkova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1740-4904
SPIN-code: 8424-7632
MD, Dr. Sci (Medicine)
Russian Federation, BelgorodReferences
- Information on the number of students of educational organizations engaged in educational activities in educational programs of higher education. [cited: 25.06.2022]. Available from: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln
- Novikova YuL, Semenova TN, Limonov DS. The impact of stress on the life of a modern student. Uspekhi sovremennoi nauki. 2017;1(6):22–25. (In Russ). EDN: ZCOVTX
- Gladysheva NG. Psychological (emotional) reactions to stress among university students. Herald of Science and Education. 2015;9(7):75–78. (In Russ). EDN: UHRARX
- Rotenstein LS, Ramos MA, Torre M, et al. Prevalence of depression, depressive symptoms, and suicidal ideation among medical students: a systematic review and meta-analysis. JAMA. 2016;316(21):2214–2236. doi: 10.1001/jama.2016.17324
- Artyukhova TYu, Petrova TI, Ben’kova OA, Fedorova EP. Educational activity as a stress factor among students. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University Named after V.P. Astafyev. 2020;52(2):145–155. EDN: KHAJXJ doi: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-208
- Izzati IDC, Tentama F, Suyono H. Academic stress scale: a psychometric study for academic stress in senior high school. European Journal of Educational Studies. 2020;7(7):153–168. doi: 10.46827/EJES.V7I7.3161
- Karyotaki E, Cuijpers P, Albor Y, et al. Sources of stress and their associations with mental disorders among college students: results of the world health organization world mental health surveys international college student initiative. Front. Psychol. 2020;11:1759. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01759
- Sorotokina MA. Comparative analysis of stress levels in first-year and graduate students. In: Psikhologicheskaya studiya: sbornik statei studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh issledovatelei kafedry prikladnoi psikhologii VGU imeni P.M. Masherova. Vitebsk: Vitebskii gosudarstvennyi universitet im. P.M. Masherova, 2020:230–232. (In Russ). EDN: DDGBJI
- Zuikova EG, Bushma TV, Volkova LM. Psycho-emotional stability of students of different training programs and their reaction to stressors. Business. Education. Law. 2019;48(3):359–364. EDN: XBUQQV doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.351
- Nechaenko IYa. The specifics of stress among students living in a dormitory and students living with their parents. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii. 2015;(7–9):96–98. (In Russ). EDN: UZHOSZ
- Porfirieva NA. Specific features of response to stress among foreign students (report 3). Russian Journal of Psychiatry. 2008;(6):51–53. EDN: JWGLOR
- Yevdokimova YaG. Interpersonal factors of students’ emotional disadaptation in a megapolis. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2007;(20):270–273. EDN: JMWQFH
- Ruzhenkov VA, Ruzhenkova VV. Some aspects of suicidal behavior of studying youth and possible ways of its prevention. Siberian Herald of Psychiatry and Addiction Psychiatry. 2011;67(4):52–54. EDN: OEKXCV
- Aleshkina MV, Smirnova EN, Kuzmina KD. Frequency of suicidal behavior among junior courses students of transport university. Nižegorodskij psihologičeskij alʹmanah. 2018;(2):15–21. EDN: YTQUDJ
- Silverman MM, Meyer PM, Sloane F, et al. The big ten student suicide study: a 10-year study of suicides on midwestern university campuses. Suicide and life-threatening behavior. 1997;27(3):285–303.
- Caul S. Estimating suicide among higher education students, England and Wales: Experimental Statistics. [cited: April 2021] Available at: https://www.gov.uk/government/statistics/announcements/estimating-suicide-among-higher-education-students-england-and-wales-experimental-statistics
- Rozanov VA, Laskaja DA, Shaboltas AV. Suicides in the university students – what we know and what we do not know (based on the online News Media reports). Suicidology (Russia). 2021;12(3):39–57. doi: 10.32878/suiciderus.20-12-03(44)-39-57
- Ruzhenkova VV, Ruzhenkov VA, Hamskaya IS. Russian adaptation of the DASS-21 for screening and diagnosis of depression, anxiety and stress. Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery. 2019;10:39–46. EDN: TLBCPP
- Wasserman D, Hoven CW, Wasserman C, et al. School-based suicide prevention programmes: the SEYLE cluster-randomised, controlled trial. The Lancet. 2015;385(9977):1536–1544. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61213-7
- Shcherbatykh YuV. Stress psychology and correction methods. Sankt-Peterburg: Piter, 2008. (In Russ). EDN: SKJPVL
- McEwen BS. Brain on stress: how the social environment gets under the skin. Proc Natl Acad Sci USA. 2012;109 (Suppl 2):17180–17185. doi: 10.1073/pnas.1121254109
- Sakharov AV, Timkina OA, Govorin NV. Mental health of students. Tomsk: Ivan Fedorov, 2018. (In Russ). EDN: YRFXKX
- Rozanov VA, Ukhanova AI, Volkanova AS, et al. Stress and suicidal thoughts in adolescents. Suicidology. 2016;24(3):20–32. EDN: WNIBAZ
- Kharchenko LN, Shishkin VV. Social adaptation of students in a metropolis. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2019;1:645–647. EDN: WYMTVY
- Kuz’mina YaV. The influence of the industry of the metropolitan metropolis on the psycho-emotional state and adaptation of nonresident students. In: Bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti predpriyatii v promyshlenno razvitykh regionakh: sbornik materialov XII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kemerovo; 2017. Nov 22–23. Kemerovo: Kuzbasskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. T.F. Gorbacheva, 2017:55. (In Russ). EDN: QGEQYD
- Shukshina LV. Influence of the megapolis on the presentations on social illusions of student. Problems of modern pedagogical education. 2018;60–3:481–484. EDN: YMBQRF
- Ivanova ZV. Popular mass culture instruments of a post-modern period, forming a social consciousness. Vestnik Saratov State Technical University. 2009;3(1):268–274. EDN: KXGZUP
- Neznanov NG, Petrova YuA, Vasileva AV, Karavaeva TA, editors. Mental health of the metropolis: challenges and forecasts. Sankt-Peterburg: Alef-Press, 2020. (In Russ). EDN: FZVPCR
- Ventriglio A, Torales J, Castaldelli-Maia JM, et al. Urbanization and emerging mental health issues. CNS Spectr. 2021;26(1):43–50. doi: 10.1017/S1092852920001236
- Rezul’taty oprosa rossiyan o stresse i stressovykh privychkakh v ramkakh spetsproekta s RBK. 2022. [cited: October 2023]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stress-i-kak-s-nim-borotsja
- Fidirkina VN, Barinova OG. The phenomenon of academic stress and psychological well-being of medical students. Scientist (Russia). 2021;18(4):35–38.
- Kumar S, Jayachandra S, Kodidala SR. Depression, anxiety and stress levels among medical and dental students: а cross sectional study. Siberian Scientific Medical Journal. 2022;42(2):39–43. EDN: EPFTYE doi: 10.18699/SSMJ20220206
- Ruzhenkova VV. Suicidal behavior in the structure of protective methods of overcoming migration and educational stress by foreign students. Suicidology. 2018;9(4):47–60. EDN: YURSVN doi: 10.32878/suiciderus.18-09-04(33)-47-60
- Galai IA, Lebedev AV, Aizman RI. The specificity of socio-psychological adaptation of students of pedagogical university in the city and district centre. International Journal of Development Research. 2020;10(3):34254–34258.
- Baranova VA. The factor of the megalopolis during the adaptation of nonresident students to the new socio-cultural conditions. In: Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: Sb. mat. yubileinoi konferentsii. Vol. 2. Moscow: Kogito-Tsentr, 2015. P. 356–358. EDN: UXXTOF
![](/img/style/loading.gif)