EMOTIONAL HEALTH OF FIRST GRADE CHILDREN ATTENDING REGULAR- AND BOARDING SCHOOLS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Introduction: A substantial body of research indicates that starting school is associated with increased anxiety, fears and behavioral disorders among children. However, little is known whether emotional problems in children are associated with school type. Aim: To study whether the emotional health of first-graders in a boarding school is different from that in a regular school in a Russian setting. Methods: Altogether, 48 first-graders from a regular school and 48 first graders from a boarding school in Arkhangelsk participated in a cross-sectional studyWell-being, Activity, Mood (WAM) questionnaire, Phillips school anxiety scale; René Gilles projective method were applied. In addition, "Fears in the houses"; "The Ladder technique", "Houses", "Educational motivation" techniques were used. Subjective well-being was studied using Arkhireeva's questionnaire. Mann-Whitney U-tests were applied to compare central tendencies in two independent groups. The alfa-error level was set at 5 %. Principal component analysis with varimax normalized rotation was used out to identify the most important characteristics of the emotional health of the first-graders. Results: We observed substantial and statistically significant differences in emotional health among the first-graders in different schools. Children attending the boarding school had higher levels of activity (p = 0.004), feeling well (p = 0.005), satisfaction with relationships (p = 0.019), subjective well-being (p = 0.015), learning motivation (p = 0.014). Life management (p = 0.001), attitude towards a teacher (p = 0,022), sociability (p = 0,000) were included in the risk zone in this group. Children from a regular school had higher levels of sociability (p < 0.001), life management (p = 0.001) and emotional warmth towards the teacher (p = 0.022). Areas of concern among these children were psychological tension related to being at school (p = 0.013) and doing homework (p = 0.004), social stress (p = 0.012), proneness to conflict (p = 0.018), frustration related to the need to be successful at school (p = 0.003). Conclusions: Significant differences in first-graders' emotional health by school type were observed. Our results warrant development and implementation of mental- and emotional health promotion programs among schoolchildren, which should take into account the differences between regular- and boarding schools.

Full Text

Введение Проблема эмоционального дискомфорта общества отражается и на эмоциональном благополучии детей. Число детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, возрастает с наступлением школьного этапа жизни [8]. Известно, что младший школьный возраст является значимым периодом для становления эмоционального здоровья. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность и нарушения психосоматического здоровья. По данным исследований, уже в начальных классах учащиеся имеют повышенное число страхов, невротические симптомы [9]. На формирование эмоционального здоровья младшего школьника в первую очередь оказывает влияние окружающая среда [20]. Именно поэтому родителями будущих первоклассников активно обсуждаются вопросы: «В какую школу отдавать ребенка?», «Как правильно выбрать школу?», «Какой тип школы наиболее эмоционально благоприятен для ребенка?», «Трудно ли детям обучаться в гимназии, лицее или школе-интернате?» и т. п. Это отражает заинтересованность людей из разных социальных слоев общества в данной проблеме. Для обучения ребенка важное значение имеют благоприятные условия: доброжелательный, поддерживающий и достаточно требовательный учитель; удобная мебель и хорошее техническое оснащение класса; продуманная организация учебных занятий, интересные дополнительные мероприятия и другое, что определяет решение родителей в выборе образовательной организации. Известно, что школьная среда оказывает влияние на психоэмоциональную сферу первоклассника. Тем не менее вопросам взаимосвязи образовательной среды и психоэмоционального состояния школьника уделяется недостаточно внимания. Эмоциональное здоровье учащихся в современных исследованиях анализируется в зависимости от типа воспитания, педагогического регулирования и формы педагогической деятельности [16]; воздействия физической культуры и спорта [3]. Остаются практически не изученными такие вопросы, как взаимосвязь образовательной среды и эмоционального здоровья младших школьни ков, влияние школьных факторов на эмоциональное здоровье первоклассников, выявление структуры эмоционального здоровья школьника. Это и определяет актуальность и новизну предлагаемого исследования. В разработке этих вопросов заинтересованы специалисты образовательных организаций, родители. Немногочисленные научные исследования, направленные на изучение характеристик эмоционального здоровья младших школьников, являются свидетельством новизны проблемы. Некоторые исследователи приравнивают эмоциональное здоровье к понятиям « психологическое здоровье» и «эмоциональное благополучие» [12, 13], однако в последнее время существует тенденция к более четкому определению понятия «эмоциональное здоровье» и дифференциации от родственных психологических понятий. Большинство авторов отмечают, что эмоциональное здоровье - это обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяющее успешно адаптироваться в социуме [3, 4]. Немаловажным фактором, определяющим эмоциональное состояние детей, является и физическое здоровье школьников. Показано, что дети с разными группами здоровья имеют отличия по выраженности конфликтности, межличностного общения, тревожности [15]. В зарубежной литературе понятие «эмоциональное здоровье» чаще всего рассматривается с точки зрения социального поведения и определяется как состояние позитивного психологического функционирования, которое включает в себя адекватное выражение своих эмоций, отсутствие стресса и дистресса [23-25]. В качестве компонентов эмоционального здоровья выделяют: доминирование положительных по содержанию эмоций, способность формировать положительный эмоциональный фон [9]; отсутствие страхов, мешающих нормальной жизнедеятельности [20]; уровень тревожности [6]; способность адекватного эмоционального реагирования [21]. Реже всего выделяются такие характеристики, как положительное психоэмоциональное состояние; эмоциональное благополучие. Эмоциональное здоровье младших школьников характеризуется помимо выделенных 19 Оригинальные статьи Экология человека 2021, № 7, с.18-26 характеристик также доброжелательным отношением к окружающим (одноклассникам, учителям) и познавательной учебной мотивацией [2]. Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей эмоционального здоровья первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа. Задачи исследования: выявить характеристики эмоционального здоровья первоклассников в различных типах образовательных организаций - общеобразовательной и санаторной школы-интерната; проанализировать особенности эмоционального здоровья первоклассников в различных типах образовательных организаций. Методы В исследовании приняли участие 96 первоклассников, которые были разделены на две группы: 1 группа - 48 обучающихся (24 девочки и 24 мальчика) «Средней школы № 50 имени дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина»; 2 группа - 48 учеников (24 девочки и 24 мальчика) «Архангельской санаторной школы-интерната № 1». Группы были уравнены по численности с помощью метода рандомизации. Респонденты принимали участие в исследовании с письменного согласия родителей. Для диагностики были применены следующие методики: 1. «Самочувствие. Активность. Настроение» для определения психоэмоционального состояния (самочувствие: норма 30-50 баллов; активность: норма 30-50 баллов; настроение: норма 30-50 баллов) [11]. 2. Диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса для определения уровня школьных страхов и тревожности (общая школьная тревожность: <11 - норма, >11 - повышенная, >17 - высокая; переживание социального стресса: <5,5 - норма, >5,5 - повышенное, >8,25 - высокое; фрустрация потребности в достижении успеха: <6,5 - норма, >6,5 - повышенная, >9,75 - высокая; страх самовыражения: <3 - норма, >3 - повышенный, >4,5 - высокий; страх ситуации поверки знаний: <3 - норма, >3 - повышенный, >4,5 - высокий; страх не соответствовать ожиданиям окружающих: <2,5 - норма, >2,5 - повышенный, >3,75 - высокий; физиологическая сопротивляемость стрессу: <2,5 - норма, >2,5 - пониженная, >3,75 - низкая; проблемы и страхи в отношениях с учителем: <4 - норма, >4 - повышенный уровень, >6 - высокий уровень) [7]. 3. Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений и социальной адекватности поведения Рене Жиля (отношение к матери: норма 5-10 баллов; отношение к отцу: норма 1-6 баллов; отношение к родителям как к чете: норма 1-5 баллов; отношение к братьям, сестрам: норма 1-7 баллов; отношение к бабушке, дедушке: норма 0-2 балла; отношение к друзьям: норма 0 - 3 балла; отношение к учителю: норма 1-4 балла; любознательность: норма 1-4 балла; общительность: норма 2-3 балла; лидерство: норма 2-3 балла; конфликтность: норма 1-4 балла; реакция на фрустрацию: норма 2-5 баллов; стремление к одиночеству: норма 0-3 балла) [17]. 4. Выявление детских страхов «Страхи в домиках» (норма: у мальчиков = 6,9; у девочек = 9,2) [8]. 5. «Лесенка» на определение уровня самооценки (1-2 балла - завышенная самооценка; 3-4 - нормальная самооценка; 5-7 - заниженная самооценка) [22]. 6. «Изучение учебной мотивации» для определения ведущего вида школьной мотивации (внешний мотив - 0 баллов; игровой мотив - 1 балл; получение отметки - 2 балла; позиционный мотив - 3 балла; социальный мотив - 4 балла; учебный мотив - 5 баллов) [5]. 7. «Домики» для определения общего эмоционального фона, отношений к различным аспектам жизни (энергетический показатель: 0-0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность; 0,51-0,91 - компенсируемое состояние усталости; 0,92-1,9 - оптимальная работоспособность; свыше 2,0 - перевозбуждение) [14]. 8. Опросник субъективного благополучия Т. В. Ар-хиреевой для определения степени удовлетворенности первоклассников различными аспектам жизни (эмоциональное благополучие: норма - от 4 до 4.5 балла; удовлетворенность делом: норма - от 2 до 4 баллов; управление жизнью: норма - от 3 до 3.5 балла; удовлетворенность отношениями - от 4,5 до 5 баллов; оптимизм - от 2,5 до 3 баллов; субъективное благополучие по вербальному тесту - норма от 13,5 до 15 баллов; субъективное благополучие по невербальному тесту - норма от 18 до 19 баллов) [1]. Все методики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей. При обработке эмпирических данных проводился количественный анализ с применением пакета компьютерных программ «SPSS 21.0 for Windows» (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова). В статистическую обработку результатов входила оценка распределения признаков на нормальность с применением критерия Колмогорова - Смирнова. При сравнении двух независимых выборок при ненормальном распределении использовался непараметрический U-критерий Манна - Уитни. Для описания количественных данных, имеющих ненормальное распределение, использовали средние ранги. Критическим уровень статистической значимости при проверке гипотез принимали p < 0,05. Для выявления наиболее значимых характеристик эмоционального здоровья первоклассников проводился факторный анализ методом факторизации главных осей с применением варимаксимального нормализованного вращения. Результаты Согласно результатам сравнительного анализа эмоционального здоровья первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа было выявлено, что у первоклассников двух типов школ эмоциональное здоровье имеет значимое различие в некоторых характеристиках (табл. 1). 20 Ekologiya cheloveka (Human Ecology) 2021, 7, pp. 18-26 Original Articles Таблица 1 Результаты сравнительного анализа показателей эмоционального здоровья первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа (по U-критерию Манна - Уитни), Меип Rank Компонент эмоционального здоровья Показатель эмоционального здоровья Ранг показателей эмоционального здоровья у первоклассников U-критерий Манна - Уитни Значимость различий (р) Группа 1 Группа 2 Способность адекватного эмоционального реагирования Социальная адекватность поведения 46,08 50,92 1036 0,386 Доминирование положительных Преобладающий полюс эмоций 44,09 51,83 936 0,093 эмоций Оптимизм 43,3 53,7 902,5 0,06 Физиологическая сопротивляемость стрессу 48,14 48,86 1134 0,896 Эмоциональный баланс 42,66 53,23 877 0,061 Напряжение на уроке чтения 51,83 44,25 948 0,101 Напряжение на уроке письма 49,49 46,54 1058 0,434 Напряжение на уроке математики 47,71 48,28 1114,5 0,856 Положительное психоэмоциональное состояние Напряжение при разговоре с учителем 48,1 47,91 1123,5 0,961 Напряжение при общении с одноклассниками 47,59 48,41 1108,5 0,794 Напряжение в школе 52,2 42,8 883,5 0,013 Напряжение дома 48,24 47,76 1116,5 0,902 Напряжение при выполнении домашнего задания 54,87 41,27 805 0,004 Самочувствие 40,55 56,45 770,5 0,005 Активность 41 56 792 0,004 Настроение 44,65 52,35 967 0,175 Способность формировать Удовлетворенность делом 43,45 53,55 909,5 0,07 положительный эмоциональный Удовлетворенность отношениями 42,17 54,83 848 0,019 фон и управлять им в жизни Управление жизнью 57,83 39,17 704 0,001 Нормальный уровень тревожности Общая школьная тревожность 46,27 50,73 1045 0,432 Переживание социального стресса 55,48 41,52 817 0,012 Отсутствие переживаний, страхов, мешающих нормальной жизнедеятельности и ведущему виду деятельности Страх самовыражения 48,4 48,6 1147 0,97 Страх ситуации проверки знаний 48,31 48,69 1143 0,947 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 51,49 45,51 1071 0,499 Страхи в отношениях с учителем 50,27 46,73 1142,5 0,935 Общий уровень страхов 46,44 50,56 1053 0,331 Эмоциональное благополучие 43,98 53,02 935 0,108 Эмоциональное благополучие Субъективное благополучие (вербальный тест) 41,61 55,39 812,5 0,015 Субъективное благополучие (невербальный тест) 46,78 50,22 1069,5 0,543 Конфликтность 54 43 888 0,018 Отношение к матери 49,99 47,01 1011 0,211 Отношение к отцу 47,02 49,98 1081 0,599 Отношение к родителям как к чете 46,86 50,14 1073,5 0,552 Доброжелательное отношение к окружающему миру, людям Отношение к братьям, сестрам 49,13 47,88 1122 0,824 Отношение к бабушке, дедушке и др. родственникам 51,86 45,14 990,5 0,222 Отношение к другу (подруге) 47,95 49,05 1125,5 0,84 Отношение к учителю 54,79 42,21 850 0,022 Лидерство 45,31 51,69 999 0,24 Общительность 58,65 38,35 665 0,000 Стремление к одиночеству 49,51 47,49 1103,5 0,718 Адекватная самооценка Уровень самооценки 44,33 51,59 955,5 0,184 Познавательная учебная мотивация Фрустрация потребности в достижении 56,8 40,2 753,5 0,003 Любознательность 48,77 48,23 1139 0,923 Уровень учебной мотивации 41,69 55,31 825 0,014 21 Оригинальные статьи Экология человека 2021, № 7, с. 18-26 Проведение факторного анализа позволило выявить наиболее значимые компоненты эмоционального здоровья для каждой группы обследованных школьников. Анализу подвергнуто 44 показателя, характеризующих эмоциональное здоровье учащихся разных типов школ. Был использован метод факторизации главных осей с применением варимакси-мального нормализованного вращения с выявлением показателей психологического здоровья, имеющих значимые весовые нагрузки (/a/ > 0,4). Выявлена факторная структура по показателям эмоционального здоровья каждой группы обследованных (табл. 2, 3). Таблица 2 Факторная структура эмоционального здоровья у первоклассников общеобразовательной школы Характеристики Компонента эмоционального здоровья 1 2 3 Страх ситуации проверки знаний 0,814 - 0,089 0,231 Активность 0,061 0,801 0,029 Самочувствие 0,264 0,762 - 0,186 Настроение 0,352 0,759 - 0,130 Субъективное благополучие 0,023 0,140 0,686 Оптимизм 0,127 0,035 0,615 Для группы первоклассников из общеобразовательной школы выделено три главных фактора, составившие 21,36 % дисперсии выборки. Генеральный фактор (фактор 1 - 7,51 % дисперсии) характеризует страх ситуации проверки знаний. Фактор 2 (7,17 % дисперсии) - положительное психоэмоциональное состояние, где существенный вклад вносят качественные характеристики самочувствия, активности и настроения. Фактор 3 (6,68 % дисперсии) - эмоциональное благополучие объединяет в себе субъективное благополучие и оптимизм. Таблица 3 Факторная структура эмоционального здоровья у первоклассников санаторной школы-интерната Характеристика Компонента эмоционального здоровья 1 2 3 4 Отношение к учителю 0,764 -0,036 -0,245 0,154 Любознательность 0,691 0,036 0,129 -0,056 Настроение 0,183 0,742 -0,121 -0,103 Самочувствие 0,143 0,673 -0,234 -0,087 Субъективное благополучие -0,112 -0,125 0,705 0,065 Эмоциональное благополучие -0,121 0,013 0,634 -0,216 Отношение к матери -0,105 0,172 0,624 -0,001 Удовлетворенность отношениями 0,132 -0,300 0,283 0,631 Страх ситуации проверки знаний 0,044 0,153 0,063 0,628 Для первоклассников санаторной школы-интерната выделено четыре главных фактора, составившие 26,48 % дисперсии выборки. Генеральный фактор (фактор 1 - 6,77 % дисперсии) характеризует по знавательную учебную мотивацию, включающую отношение к учителю и любознательность. Фактор 2 (6,68 % дисперсии) - положительное психоэмоциональное состояние, объединяя в настроение и самочувствие. Фактор 3 (6,52 % дисперсии) - эмоциональное благополучие и доброжелательное отношение к окружающему миру, людям, где существенный вклад вносят качественные характеристики субъективного и эмоционального благополучия, отношения к матери. Фактор 4 (6,51 % дисперсии) - отсутствие переживаний, страхов, мешающих нормальной жизнедеятельности и ведущему виду деятельности, объединяя в себе удовлетворенность отношениями и страх ситуации проверки знаний. Обсуждение результатов Исследование компоненты эмоционального здоровья «положительное психоэмоциональное состояние» (см. табл. 1) показало, что ученики общеобразовательной школы испытывают достоверно более сильное напряжение, находясь в школе и при выполнении домашнего задания, а обучающиеся школы-интерната отличаются лучшим самочувствием и более высокой активностью. Такие результаты могут быть следствием специфики санаторной школы-интерната, которая заключается в том, что дети выполняют домашние задания прямо в школе, под наблюдением воспитателя, что облегчает работу школьника, так как он может обратиться к воспитателю за помощью при непонимании задания, тогда как в домашней обстановке родители зачастую не успевают помочь ребенку с домашними заданиями. В санаторной школе-интернате по сравнению с общеобразовательной школой меньше наполняемость классов, что способствует развитию активности, инициативности каждого ребенка и, как следствие, лучшему самочувствию. По результатам исследования компоненты «способность формировать положительный эмоциональный фон и управлять им в жизни» у первоклассников санаторной школы-интерната достоверно выше удовлетворенность отношениями, в то время как у детей общеобразовательной школы намного лучше способность управлять собственной жизнью. Ученики санаторной школы-интерната, проживая на территории школы, находятся постоянно в небольшом коллективе, где отношения между учащимися формируются по типу «семейных», что может сказываться на высоком уровне удовлетворенности отношениями. Однако режим дня первоклассников школы-интерната расписан педагогическим коллективом, в целом весь день дети находятся под наблюдением взрослых, от них не требуется самостоятельных решений по организации своего дня, что может объяснить более низкий уровень способности управлять собственной жизнью. У первоклассников общеобразовательной школы выявлен значимо высокий уровень социального стресса, по всей вероятности, вызванный переживаниями 22 Ekologiya cheloveka (Human Ecology) 2021, 7, pp. 18-26 Original Articles новых условий школьной жизни, резкой перестройкой социума. Некоторые исследователи это связывают с нахождением ребенка в условиях большого количества людей в период адаптации к новому коллективу, что может провоцировать развитие социального стресса [24]. В школе интернатного типа воспитанники общаются с одной и той же, достаточно узкой группой взрослых и детей, что приводит к возникновению более тёплых отношений (аналогично семейным) между одноклассниками, учителем/воспитателем и учениками. Анализ компоненты эмоционального здоровья «эмоциональное благополучие» выявил, что у учеников школы-интерната значимо высокий показатель субъективного благополучия, который характеризуется степенью удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности. В санаторной школе-интернате отмечается более выраженный индивидуальный подход к детям; небольшая наполняемость классов создает комфортную атмосферу общения; равномерно распределенная учебная нагрузка (в течение дня) содействует более выраженному ощущению школьной успешности. Эти факторы способствуют удовлетворенности собственной жизнью. Сравнительный анализ результатов, полученных у детей группы 1 и 2, выявил статистически значимые различия по характеристике эмоционального здоровья - «доброжелательное отношение к окружающему миру, людям». Показано, что учащиеся общеобразовательной школы отличаются высокой конфликтностью при общении со сверстниками, но при этом имеют более теплое эмоциональное отношение к учителю и сильное стремление к общению с ним. Возможно, это связано с большой численностью классного коллектива и недостатком внимания со стороны учителя. Исследователи отмечают, что большое количество сверстников с разными взглядами, особенностями характера, воспитанности, привычек на первых этапах адаптации к школьному коллективу влияет на проявление их общительности и конфликтности. Новые социальные условия могут провоцировать возникновение у первоклассников враждебности, агрессивности, конфликтности и затруднять процесс адаптации ребенка к социуму. С другой стороны, у детей, которые окружены большим числом сверстников, формируется чувство уверенности, умение быстро устанавливать контакты. В большем коллективе формируется стремление к общению, желание делать все сообща [19]. При анализе компоненты эмоционального здоровья «познавательная учебная мотивация» было выявлено, что среди первоклассников общеобразовательной школы достоверно более высокая фрустрация потребности в достижении, а среди обучающихся санаторной школы-интерната более высокая мотивация к учебе. Большая наполняемость классов в общеобразовательной школе не дает учащимся в полной мере проявлять активность, творчество, инициативу, вызывая фрустрацию потребности в достижении успеха. В санаторной школе-интернате учитель имеет большие возможности реализовать личностно-ориентированное обучение, применить индивидуальный подход к учащимся, стимулируя интерес к учебной деятельности. Исследователи отмечают в классах с небольшой наполняемостью лучшее состояние здоровья школьников и более высокие показатели умственной работоспособности [18]. Таким образом, эмоциональное здоровье первоклассников разных типов образовательных организаций имеет специфику, связанную с условиями, в которых они обучаются, что подтверждает общую гипотезу нашего исследования. Обучающиеся санаторной школы-интерната отличаются более хорошим самочувствием, высокой активностью, удовлетворенностью отношениями, субъективным благополучием, высоким уровнем познавательной учебной мотивации, отсутствием переживания социального стресса. Ученики общеобразовательной школы испытывают более сильное напряжение в школе и при выполнении домашнего задания, отличаются переживанием социального стресса, конфликтностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, более высокой способностью управлять жизнью, высокой общительностью и эмоционально теплым отношением к учителю. Санаторная школа-интернат имеет ряд отличий от общеобразовательной: воспитанников в классе намного меньше, дети общаются с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, следовательно, отношения складываются более близкие; воспитанники проживают на территории школы; в санаторной школе календарный учебный график разрабатывается с учетом лечебно-оздоровительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми, что частично снижает напряжение, вызванное учебной нагрузкой школьников, улучшает физическое состояние, а также делает процесс адаптации к школе более мягким. Факторный анализ (см. табл. 2, 3) подтвердил гипотезу, что эмоциональное здоровье первоклассников разных типов образовательных организаций имеет специфику: для школьников общеобразовательной школы ведущим фактором является «страх ситуации проверки знаний», что неразрывно связано с более высокими показателями «напряжения в школе» и «напряжения при выполнении домашнего задания». Для учеников санаторной школы-интерната на первое место выходит фактор познавательной учебной мотивации, «страх ситуации проверки знаний» находится на последнем месте. Благоприятная атмосфера в школе, «семейные» отношения в педагогическом и детском коллективе стимулируют познавательный интерес, любознательность этих учеников, создают условия более комфортного психоэмоционального состояния. Однако следует указать, что независимо от наличия фактора «тип школы» важное место в 23 Оригинальные статьи Экология человека 2021, № 7, с. 18-26 формировании эмоционального здоровья у первоклассников занимает положительное психоэмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, отсутствие переживаний, страхов, мешающих нормальной жизнедеятельности и ведущему виду деятельности. Заключение Исследования, направленные на изучение эмоционального здоровья подрастающего поколения, являются чрезвычайно важными в современном мире. Глобальные изменения социума неизбежно касаются и детей. Основы эмоционального здоровья начинают закладываться в раннем детстве, и на этот процесс непосредственное влияние оказывает окружающая среда. Начало обучения в школе - период адаптации ребенка к новым условиям, период повышенного риска возникновения отклонений в эмоциональном здоровье. Результаты исследования учащихся разных типов образовательных организаций обнаружили, что обучающиеся санаторной школы-интерната отличаются более хорошим самочувствием, высокой активностью, удовлетворенностью отношениями, субъективным благополучием, высоким уровнем познавательной учебной мотивации, отсутствием переживания социального стресса. В свою очередь, ученики общеобразовательной школы отличаются более сильным напряжением в школе и при выполнении домашнего задания, переживанием социального стресса, конфликтностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, более высокой способностью управлять жизнью, более эмоционально теплым отношением к учителю, высокой общительностью. По нашему мнению, особенность характеристик эмоционального здоровья школьников разных обследованных групп обусловлена разной образовательной средой. Санаторная школа-интернат характеризуется более благоприятной и уютной атмосферой, имеет ряд отличий: небольшая наполняемость классов; общение с достаточно узкой группой сверстников; круглосуточное пребывание в условиях школы, где учебный график составлен с учетом здоровьесберегающего режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий; постоянное присутствие и контроль взрослых (учитель, воспитатель). Полученные результаты имеют важное значение и для практики. Так, опираясь на результаты обследования школьников, можно сформулировать рекомендации по созданию программы сохранения и коррекции эмоционального здоровья школьника в разных типах образовательных организаций, что крайне важно для выявления первичной профилактики отклоняющегося поведения школьников [10]. Так, в обследованных школах профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие положительного психоэмоционального состояния, эмоционального благополучия. У учеников санаторной школы-интерната важно акцентировать внимание на развитии способности управлять собственной жизнью, на формирование взаимоотношений с другими участниками, на развитие общительности. Для обследованных первоклассников общеобразовательной школы важно включать упражнения по нормализации психоэмоционального состояния, профилактике переживаний и страхов, конфликтности, стимулированию учебной мотивации.
×

About the authors

E. V. Kazakova

M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University

Email: kaz-elena10@yandex.ru
Arkhangelsk, Russia

E. V. Kirichataya

M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University

Arkhangelsk, Russia

L. V. Sokolova

M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University

Arkhangelsk, Russia

References

  1. Архиреева Т. В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. 2015. № 19. С. 342-345.
  2. Березняк Г. П. Сохранение эмоционального здоровья первоклассников в период адаптации в школе // Вестник Тульского ГПУ. 2016. № 3. С. 67-69.
  3. Гамова С. Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник КГУ. 2014. № 4. С. 80-91.
  4. Гончаров М. А. Эмоциональное здоровье и субъективное благополучие // Народное образование. 2017. № 4. С. 48-50.
  5. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002. 68 с.
  6. Зорина И. Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 47-50.
  7. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель / под ред. Л. В. Агафьева [и др.]. СПб.: ГБС(К)ОУ Школа-интернат, 2013. 93 с.
  8. Коломинский Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск: Университет, 1997. 327 с.
  9. Куликова Т. И., Нгуен Зиеп Нгок Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-narusheniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste-rezultaty-issledovaniya (дата обращения: 30.09.2020).
  10. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 268-278.
  11. Михайлина М. Ю., Нелюбова Я К. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 64 с.
  12. Одарущенко О. И. Эмоциональное благополучие сотрудников МВД в системе охраны психического здоровья // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2015. № 6. С. 31-35.
  13. Одинцова В. В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник СПбГУ. 2014. № 6. С. 54-58.
  14. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. 108 с.
  15. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития // Экология человека. 2008. № 2. С. 34-38.
  16. Попова С. И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. 2010. № 3. С. 21-30.
  17. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ, 1998. 672 с.
  18. Рахманов Р. С., Котова Н. В., Олюшина Е. А. и др. Состояние здоровья и умственная работоспособность школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов // Медицинский альманах. 2017. № 4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-i-umstvennaya-rabotosposobnost-shkolnikov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-raznoy-napolnyaemosti-klassnyh (дата обращения: 27.09.2020).0).
  19. Соломатина С. Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. № 12. С. 168-171.
  20. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-257.
  21. Фаустова И. В., Гамова С. Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 78-81.
  22. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 1982. С. 108-114.
  23. Heath S. Understanding feline emotions: and their role in problem behaviours. Journal of Feline Medicine and Surgery. 2018, 20 (5), pp. 437-444.
  24. Horwitz D. F., Rodan I. Behavioral awareness in the feline consultation: Understanding physical and emotional health. Journal of Feline Medicine and Surgery. 2018, 20 (5), pp. 423-436.
  25. Portnoy S. Unaccompanied asylum-seeking children and young people - Understanding their journeys towards improved physical and emotional health. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2020, 91 (6), pp. 341-347.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Kazakova E.V., Kirichataya E.V., Sokolova L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies