Mental traumatization prevention of internal affairs bodies employees in biological and social emergency situation

Cover Page


Cite item

Abstract

INTRODUCTION: The performance of police officers in official activities during biological and social emergencies adversely affects their emotional state, reduces individual psychological resources, and can cause mental health deterioration. The police officers’ mental trauma formation is influenced by social, service, and personal factors. Therefore, for timely detection of negative deviations in mental health state, a measures set is needed to organize the medical, personnel, and psychological services offered by the Russian Ministry of Internal Affairs to finalize the regulatory and scientific and methodological base to ensure their activities.

AIM: To substantiate the improvement of directions in mental trauma prevention among police officers in emergency biological and social situations.

MATERIAL AND METHODS: Federal regulatory legal acts were analyzed, such as Resolutions of the Government of the Russian Federation, MIA orders for the period from 2012 to 2020, modern medical and social approaches, and recommendations on psychological and pedagogical support when working with police officers in emergencies.

RESULTS: Mental trauma prevention among police officers is represented by the permanent differentiated accounting specifics and their division into certain groups according to the involvement in the disease. The following groups were formed: those who have fallen ill with COVID-19 and are being treated in outpatient and inpatient conditions; and those released from official duties because of contact with the sick and continue to perform outdoor service in crowded places. A mechanism for police officers’ mental health state system monitoring using departmental electronic and digital resources for large-scale remote psychodiagnostic examination has been developed.

CONCLUSION: To increase the effectiveness of mental trauma prevention for police officers during biological and social emergencies, a measures set is needed for permanent registration and division into groups according to the degree of involvement in the disease, along with coordinated MIA medical, personnel, and psychological services interaction consistent with the specialists’ function differentiation and the regulatory framework to ensure the refinement of their activities.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Новая коронавирусная инфекция COVID-19 оказывает дестабилизирующее влияние на психическое здоровье населения из-за страха неопределённости, самоизоляции, социального дистанцирования. При этом зарегистрирован отчётливый рост тревожных и депрессивных расстройств, диссомний, когнитивных нарушений, расстройств пищевого поведения, злоупотребления алкоголем у представителей различных социальных групп [1].

В период пандемии COVID-19 высокий риск заражения сотрудников органов внутренних дел (ОВД) возникает при несении службы по охране общественного порядка и безопасности в местах массового пребывания граждан [2]. К психическому здоровью сотрудников ОВД предъявляются повышенные требования в связи с тем, что служба связана с воздействием травмирующих стрессовых факторов. Следует учесть, что исполнение служебных обязанностей связано с использованием табельного оружия, спецсредств и физической силы. Последствия эмоциональной неустойчивости сотрудников ОВД являются потенциальной угрозой причинения ущерба здоровью гражданам [3, 4].

Крайне важным представляется вопрос диагностики психического неблагополучия сотрудников ОВД на ранних этапах формирования расстройств психического здоровья со своевременным проведением терапии, коррекции и реабилитации для профилактики организационного стресса [3]. В литературе широко освещаются эпидемиологические аспекты COVID-19 и последствий инфекции в форме психических нарушений и расстройств поведения среди населения [6, 7, 8]. Однако практически отсутствуют научные исследования, касающиеся психологических последствий пандемии среди сотрудников правоохранительных органов как группы особого профессионального риска в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) биолого-социального характера.

Цель. Обоснование совершенствования направлений организации профилактики психической травматизации у сотрудников ОВД в чрезвычайной ситуации биолого-социального характера.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведён анализ федеральных нормативно-правовых актов, таких как Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения МВД России за период с 2012 по 2020 год, современные рекомендации по психолого-педагогическому обеспечению при работе с сотрудниками ОВД в чрезвычайной ситуации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Важным фактором профилактики формирования психической травматизации у сотрудников ОВД является психопрофилактическая работа психологов по работе с личным составом.

Плановые психодиагностические обследования в рамках проведения медико-психологического сопровождения личного состава ОВД регулируются приказом МВД России от 24.04.2019 года №275 для выявления медицинских противопоказаний к прохождению службы в условиях ЧС, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья [9]. Внеплановые медицинские обследования проводятся в соответствии с приказом МВД России №5 от 2012 года, не позднее пяти суток после выполнения задач сотрудниками по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях ЧС, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья [10, 11].

Особенностью диагностики состояний психической травматизации у сотрудников ОВД в условиях ЧС биолого-социального характера является необходимость перманентного дифференцированного учёта с разделением их на группы по степени вовлечения в заболевание:

  • заболевшие коронавирусной инфекцией и проходящие лечение в амбулаторных и стационарных условиях;
  • освобождённые от служебных обязанностей, как контактные с заболевшими;
  • продолжающие несение наружной службы в местах массового скопления людей.

Необходимым условием массового проведения психодиагностического обследования сотрудников является использование современных электронных ресурсов для дистанционного формата обследования [12, 13]. Особенно это касается сотрудников, находящихся на лечении с инфекционным заболеванием, а также лиц на самоизоляции, как контактных с заболевшими.

Нами предложен алгоритм проведения психодиагностических обследований личного состава в период пандемии COVID-19.

Сотрудники, заболевшие COVID-19 и находящиеся на лечении в амбулаторных и стационарных условиях, в период заболевания проходят скрининговое обследованные для выявления симптомов нарушений психического здоровья и консультирование медицинскими психологами в дистанционном формате. Выбор платформы, с применением которой будет проведена психодиагностика, зависит от конкретных предпочтений медицинского психолога и сотрудника; максимальная доступность и качество работы оказались связаны с использованием возможностей ZoomSkype, WhatsApp, GoogleMeet, FaceTime.

При выписке к службе все сотрудники, перенёсшие COVID-19, обследуются медицинскими психологами с использованием клинического интервью и опросников. При выявлении симптомов психического неблагополучия сотрудники направляются на приём к врачу-психиатру, который при наличии показаний назначает комплекс диагностических мероприятий, включающий патопсихологическое обследование.

При выявлении нозологически сформированных психических расстройств сотрудник освобождается от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. При наличии функциональных нарушений здоровья решением врачебной комиссии медицинской организации он направляется на медико-психологическую реабилитацию (МПР) с предоставлением отпуска для проведения реабилитационных мероприятий (рис. 1).

 

Рис. 1. Маршрутизация сотрудников ОВД, проходящих лечение в связи с заболеванием COVID-19, при психолого-психиатрическом сопровождении личного состава.

Fig. 1. Routing of police officers undergoing treatment in connection with COVID-19, with psychological and psychiatric support of personnel.

 

Сотрудники, освобождённые от служебных обязанностей, как контактные с заболевшими, проходят скрининг-обследование медицинскими психологами дистанционно. При выявлении признаков психической травматизации, по окончании периода изоляции сотрудники направляются на консультацию к врачу-психиатру. При наличии клинически сформированных психических расстройств они освобождаются от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (рис. 2).

 

Рис. 2. Маршрутизация сотрудников ОВД, освобождённых от служебных обязанностей в связи с карантинными мероприятиями, обусловленными пандемией COVID-19 при психолого-психиатрическом сопровождении личного состава.

Fig. 2. Routing of police officers released from official duties in connection with quarantine measures caused by the COVID-19 pandemic with psychological and psychiatric support of personnel.

 

Сотрудники, несущие наружную службу в местах массового скопления людей, проходят дистанционную скрининг-диагностику с использованием современных мессенджеров для выявления неблагоприятных психических состояний и признаков психической травматизации медицинскими психологами. Лицам, имеющим признаки отклонений в состоянии психического здоровья, при наличии донозологических состояний решением врачебной комиссии предлагается МПР (рис. 3).

 

Рис. 3. Маршрутизация сотрудников ОВД, несущих наружную службу в условиях пандемии COVID-19 при психолого-психиатрическом сопровождении личного состава.

Fig. 3. Routing of internal affairs officers on outdoor duty during the COVID-19 pandemic with psychological and psychiatric support of personnel.

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Профилактика формирования психической травматизации сотрудников ОВД в условиях ЧС биолого-социального характера в системе МВД России связана с последовательным проведением согласованных действий по ранней диагностике и своевременной коррекции. Для наибольшей эффективности первичной и вторичной профилактики необходимо принятие организационно-методических мер, направленных на улучшение взаимодействия медицинской, кадровой и психологической служб МВД России с последовательным дифференцированным разделением специалистов и совершенствованием нормативно-правовой базы.

С учётом вышеизложенного нами предлагается следующий психолого-ассоциированный комплекс мер для повышения качества профилактической работы и совершенствования ведомственной службы охраны психического здоровья в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19:

  • разработка, апробация и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение ранней диагностики психического неблагополучия сотрудников при проведении ежегодных психопрофилактических обследований личного состава с использованием бригадного полипрофессионального подхода;
  • создание и введение в эксплуатацию электронной системы мониторинга психического здоровья сотрудников с использованием цифровых технологий с разработкой модуля службы психического здоровья в подсистеме сервиса обеспечения деятельности подразделений тылового обеспечения;
  • увеличение частоты и охвата личного состава прогностическими и коррекционно-профилактическими диагностическими мероприятиями с последующим созданием системы мониторинга психического состояния сотрудников в каждом конкретном подразделении с использованием дистанционных технологий в рамках сервиса информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России;
  • разработка программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования медицинских психологов по специальности «медицинская психология» и программ дополнительного профессионального образования для социальных и медицинских психологов, включающих изучение основ патопсихологии, пограничной психиатрии и психо-коррекционной работы с лицами, имеющими признаки психической травматизации и клинически сформировавшихся психических расстройств;
  • разработка комплекса мер по дестигматизации психолого-психиатрической помощи и интеграции службы охраны психического здоровья в единую ведомственную систему здравоохранения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для повышения эффективности профилактики психической травматизации сотрудников органов внутренних дел биолого-социального характера в условиях чрезвычайных ситуаций необходим комплекс мер, направленных на перманентный учёт и разделение на группы по степени вовлечения больных в заболевание.

Необходимо слаженное взаимодействие медицинской, кадровой и психологической служб системы МВД России с последовательной дифференциацией функций служб и специалистов и доработкой нормативно-правовой базы для обеспечения их деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ADDITIONAL INFO

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией). Наибольший вклад распределён следующим образом: Ичитовкина Е.Г. — подготовка первого варианта статьи, участие в разработке концепции и дизайна исследования; Соловьев А.Г. — участие в разработке концепции исследования, утверждение рукописи статьи; Жернов С.В. — анализ и интерпретация данных; Гонтарь В.Н. — анализ и интерпретация данных.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Author contribution. All authors confirm that their authorship meets the international ICMJE criteria (all authors have made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication). The greatest contribution is distributed as follows: Ichitovkina E.G. — preparation of the first version of the article, participation in the development of the concept and design of the study; Solovyov A.G. — participation in the development of the research concept, approval of the manuscript of the article; Shernov S.V. — data analysis and interpretation; Gontar V.N. — data analysis and interpretation.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

About the authors

E. G. Ichitovkina

Medical Support Department of the Department of Logistics and Medical Support of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Email: elena.ichitovckina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8876-669X
SPIN-code: 4333-0282

MD, Dr. Sci. (Med.), Associate Prof.

Russian Federation, Moscow

Andrey G. Solovyov

Northern State Medical University

Email: asoloviev1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0350-1359
SPIN-code: 2952-0619

MD, Dr. Sci. (Med.), Professor

Russian Federation, Arkhangelsk

Sergey V. Zhernov

Northern State Medical University; Central Medical and Sanitary Unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Email: sergern@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-6250-9123
SPIN-code: 6586-7769
Russian Federation, Arkhangelsk; Moscow

Vladimir N. Gontar

All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Author for correspondence.
Email: vladimirgontar@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6919-0186
SPIN-code: 1948-0880

Ph.D. in Pedagogy, Associate Prof.

Russian Federation, Domodedovo

References

  1. Padun MA. Riski psikhicheskoi travmatizatsii meditsinskikh rabotnikov vo vremya pandemii COVID-19. Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. 2020;5(2):309–329. (In Russ). doi: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.011
  2. Sidorenko V.A., Soloviev A.G., Ichitovkina E.G., Zhernov S.V. Psikhicheskaya travmatizatsiya politseiskikh v period neseniya sluzhby v chrezvychainoi situatsii mediko-biologicheskogo kharaktera, obuslovlennoi pandemiei COVID-19. Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2020;(4):27–113. (In Russ). doi: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-27-113
  3. Bogdasarov YuV, Ichitovkina EG, Solovyev AG. Obshchaya i pervichnaya zabolevaemost' psikhicheskimi rasstroistvami lits, nablyudayushchikhsya v meditsinskikh uchrezhdeniyakh organov vnutrennikh del. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(6):99–104. (In Russ). doi: 10.32000/2072-1757-2019-3-73-78
  4. Kubyshko V, Kruk VM, Vakhnina VV, Fedotov AYu. K probleme psikhologicheskogo obespecheniya professional'noi nadezhnosti spetsialista silovykh struktur. Psychology and Law. 2020;10(4):18–32. (In Russ). doi: 10.17759/psylaw.2020100402
  5. Korekhova MV, Novikova IA, Solovyev AG. Profilaktika organizatsionnogo stressa u sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Human ecology. 2015;(8):3–9. (In Russ).
  6. Boiko OM, Medvedeva TI, Enikolopov SN, et al. Misheni psikhologicheskoi pomoshchi lyudyam, uvelichivshim upotreblenie alkogolya v pandemiyu COVID-19. Issues of narcology. 2020;7(190): 91–104. (In Russ). doi: 10.47877/0234-0623-2020-07-91
  7. Kuzyukova AA, Odarushchenko OI, Eremushkina SM, et al. Sravnitelnyi analiz psikhologicheskogo reagirovaniya na pandemiyu COVID-19 meditsinskikh rabotnikov i drugikh grupp naseleniya (rezultaty sobstvennykh issledovanii). Psychiatry Psychotherapy and Clinical Psychology. 2020;11(3):434–444. (In Russ). doi: 10.34883/PI.2020.11.3.001
  8. Ablochkina ES, Slanbekova GK. Psihologicheskoe sostoyanie studentok I kursa obshchemedicinskogo fakulteta pri on-line obuchenii i karantine po povodu COVID-19. International Journal of Medicine and Psychology. 2021;4(1):65–70 (In Russ).
  9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 24 April 2019 №275 «Ob otdel'nykh voprosakh meditsinskogo obespecheniya i sanatorno-kurortnogo lecheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, grazhdan Rossiiskoi Federatsii, uvolennykh so sluzhby v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, grazhdan Rossiiskoi Federatsii, uvolennykh so sluzhby v organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, a takzhe chlenov ikh semei i lits, nakhodyashchikhsya na ikh izhdivenii, v meditsinskikh organizatsiyakh sistemy Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii». Registered with the Ministry of Justice of Russia on 7 June 2019. Registration number 54892. Available from the legal reference system "Consultant Plus". Date of application 20.04.2021 (In Russ).
  10. Resolution of the Government of the Russian Federation No.1259 of 06.12.2012 "On approval of the Rules of professional psychological selection in the internal Affairs bodies of the Russian Federation"]. Available from the legal reference system "Consultant Plus". Date of application 20.04.2021 (In Russ).
  11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 10 January 2012 №5 «O mediko-psikhologicheskoi reabilitatsii sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii». Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12 March 2012. Registration No. 23445; as amended by Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 713 of 20 August 2014 (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 4 December 2014, registration No.35353)]. Available from the legal reference system "Consultant Plus". Date of application 20.04.2021 (In Russ).
  12. Orders of the Government of the Russian Federation No. 140-r dated 30.01.2020, No. 154-r dated 31.01.2020, No. 194-r dated 03.02.2020, No. 338-r dated 18.02.2020, No. 447-r dated 27.02.2020, No. 446-r dated 27.02.2020, No. 448-r dated 16.03.2020, No. 635-r dated 06.03.2020, No. 550-r dated 12.03.2020 No. 597-r, dated 14.03.2020 No. 622-r, dated March 16, 2020 No. 730-r, dated March 27, 2020 No. 763-r. Official Internet portal of legal information.URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document. View 0001202001300031 (accessed: 08.13.2020) (In Russ).
  13. Orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 24.04.2020 No. 1/4563 «O merakh po profilaktike rasprostraneniya koronavirusnoi infektsii: rasporyazhenie MVD Rossii», ot 04.05.2020 №1/4925 «O prinimaemykh v MVD Rossii merakh po preduprezhdeniyu rasprostraneniya COVID-19». Official Internet portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http:// xn--b1aew.xn--p1ai//(accessed: 15.11.2021) (In Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Fig. 1. Routing of police officers undergoing treatment in connection with COVID-19, with psychological and psychiatric support of personnel.

Download (295KB)
2. Fig. 2. Routing of police officers released from official duties in connection with quarantine measures caused by the COVID-19 pandemic with psychological and psychiatric support of personnel.

Download (236KB)
3. Fig. 3. Routing of internal affairs officers on outdoor duty during the COVID-19 pandemic with psychological and psychiatric support of personnel.

Download (284KB)

Copyright (c) 2022 Ichitovkina E.G., Solovyov A.G., Zhernov S.V., Gontar V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies