ANALYSIS OF INTERNATIONAL LEGISLATION REGULATING PATIENTS’ RIGHTS PROTECTION



Cite item

Full Text

Abstract

A comparative analysis of the international legal acts for protection of patients’ rights from the period of the system’s formation (mid-20th century) until the present time has been presented in the article. Characteristics of international and the European declarations, charters, guidelines that served the regulatory basis for the development of national legislations for patients’ rights have been given.

Full Text

Система защиты прав пациентов стала формироваться лишь во второй половине XX века. До этого отношения между медицинскими работниками и пациентами определялись в основном правилами медицинской этики. Первыми документами, способствующими созданию системы, можно считать «Рекомендации по правилам оказания медицинской помощи», принятые Международной организацией труда в 1944 году [13], и Нюрнбергский кодекс, изданный в форме информационного протокола Международного военного трибунала «Суд над врачами» в 1946-м [10]. Нормативными предпосылками для создания системы защиты прав пациентов стало принятие Всеобщей декларации прав человека (1948), закреплявшей право человека на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание [1], и Европейской социальной хартии (1961), провозгласившей право каждого человека, в том числе и не имеющего достаточных материальных средств, на медицинскую помощь [5]. Эти нормативные акты положили начало международному признанию уважения достоинства человека и появлению целого ряда других международных документов, конкретизирующих и развивающих права пациентов. На международном уровне защита прав граждан регламентируется нормами конвенций, директив, резолюций, рекомендаций, принципов. Так, на 27-й Всемирной медицинской ассамблее (Нью-Йорк, 1963) были сформулированы 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, дополненные позднее на 35-й Всемирной медицинской ассамблее (Венеция, 1983) [11, 15, 16]. Принципы декларировали необходимость обеспечить наиболее современный уровень медицинской помощи при полной свободе выбора как для врача, так и для пациента. В 1970-е годы появились международные документы, посвященные защите прав отдельных категорий пациентов или отдельных прав (Рекомендации № 779 по правам больных и умирающих лиц, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), 1976; Хартия пациентов больниц, принятая Комитетом госпиталей Евросоюза, 1979) [2]. В Рекомендации ПАСЕ обращено внимание на то, что право на медицинскую помощь тесно связано с правом на личное достоинство и правом на неприкосновенность, соблюдение которых порождает в сфере охраны здоровья определенные проблемы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также в этот период принимает ряд нормативных актов, оказавших влияние на развитие законодательства по правам пациентов (Резолюция Ассамблеи ВОЗ «О здоровье для всех», 1977; Алма-Атинская декларация, 1978). Опираясь на эти документы, в 1980 году Комитет министров Совета Европы принял Рекомендации в отношении пациентов как активных участников своего собственного лечения [17], ставшие 20 Экология человека 2013.01 Социальная экология первым документом, инициировавшим возникновение процесса расширения полномочий пациентов в вопросах получения медицинской помощи. Активный вклад в регламентацию прав пациентов внесла Всемирная медицинская ассоциация, созданная в 1947 году с целью обеспечения гарантий независимости врачей и высоких стандартов их этической деятельности [12]. Ей были приняты первые обобщающие документы по правам пациентов: Лиссабонская декларация по правам пациентов, разработанная в 1981 году и дополненная в 1995-м [8], и Декларация о доступе к медицинской помощи, принятая 40-й сессией в Вене (1988) [3]. Лиссабонская декларация о правах пациентов предусматривает право на свободный выбор врача при получении медицинской помощи; информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него; конфиденциальность медицинской и личной информации, доверенной врачу; право пользоваться духовной и моральной поддержкой. Согласно Венской декларации, доступность медицинской помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: необходимая помощь предоставляется каждому пациенту; существует свобода выбора врача, системы предоставления медицинской помощи и ее оплаты; население образованно и достаточно информировано в медицинском плане; все стороны адекватно участвуют в организации и управлении системой здравоохранения. Наиболее значительным этапом формирования концепции защиты и обеспечения прав пациентов следует считать нормативные акты 90-х годов XX века, когда по инициативе ВОЗ появилось сразу два фундаментальных документа: Декларация о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе, принятая на совещании Европейского бюро ВОЗ в Амстердаме в 1994 году [4], и Люблянская хартия ВОЗ по реформированию здравоохранения в Европе (1996) [9]. Амстердамская декларация формулирует стратегические принципы политики в области охраны здоровья, которые предусматривают равную доступность медицинской помощи для всех жителей любой страны или географического региона; устранение финансовых, географических, культурных, социальных, психологических и иных барьеров. В декларации впервые выделяются социальные и индивидуальные права пациента, которые впоследствии будут называться «позитивными» и «негативными», т. е. права на что-то и права, исходящие из чего-то [2]. Социальные права в области охраны здоровья (право на здоровье, медицинскую помощь) связаны с обязательствами по обеспечению населения медицинской помощью, возложенными на правительство. Под индивидуальными правами пациента подразумевается право на целостность личности, невмешательство в частную жизнь, конфиденциальность и религиозные убеждения. Также в Декларации для оказания помощи странам, создающим собственное национальное законодательство, определены принципы разработки прав пациентов: уважение человеческого достоинства; самоопределение; физическая и психическая защита и неприкосновенность; уважение приватности; уважение моральных, культурных и религиозных ценностей; возможность защиты собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней, и возможность достижения для себя наивысшего уровня здоровья. Люблянская хартия ВОЗ, в свою очередь, призывает при проведении реформ здравоохранения стремиться к удовлетворению потребностей граждан, учитывать их ожидания относительно уровня здоровья и медицинской помощи. Оба документа были приняты практически всеми государствами Европы и внесли значительный вклад в развитие законодательства и реформ здравоохранения европейских стран. Девяностые годы XX и начало XXI века ознаменовались появлением ряда рекомендаций Комитета министров стран членов Европейского Совета, которые помимо уже известных прав пациентов касались расширения полномочия граждан в принятии решений в области охраны здоровья [14]. В рекомендации R (86) 5 «Об универсальном доступе к медицинской помощи» [18] Совет министров призвал государства обеспечить равный доступ к медицинской помощи всем лицам, проживающим на их территории, и сделать необходимую помощь доступной в финансовом отношении. Рекомендация R (98) 11 «Об организации медицинского обслуживания лиц, страдающих хроническими заболеваниями» [21] затрагивала вопросы, связанные с осуществлением медицинской помощи этой категории пациентов. Принципы и методы защиты достоинства и прав безнадежно больных и умирающих закреплены в рекомендации 1 418 (1999) [20]. В ней было особо подчеркнута необходимость защиты права таких пациентов на самоопределение. В это понятие вошли: предоставление пациенту правдивой информации о состоянии его здоровья или создание условий для обеспечения неинформированности по его желанию; консультации не только с лечащим врачом, но и с другими специалистами; учет пожеланий данной категории пациентов в отношении их лечения, если эти пожелания сформировались не под давлением других лиц или экономических обстоятельств. Рекомендация R (99) 21 «О критериях организации списков лиц, ожидающих бесплатную медицинскую помощь, и сроках ее ожидания в сфере здравоохранения» [19] посвящена проблемам оказания медицинской помощи, которая по объективным причинам не может быть предоставлена безотлагательно в связи с тем, что спрос на услуги общественного здравоохранения превышает его возможности. В 1999 году на совещании, организованном ВОЗ, Советом министров северных стран Европы и Школой общественного здравоохранения северных стран, был дан отправной импульс к созданию Европейской сети по правам пациентов (Patients Rights network). В ее формировании приняли участие объединения пациентов, медицинские работники и министры здравоохранения 38 стран Европы. В дальнейшем 21 Социальная экология Экология человека 2013.01 эта организация была переименована в Европейское партнерство по защите прав пациентов и гражданских полномочий (European Partnership for Patients Rights and Citizen Empowerment, EPPRCE) [7]. Основная задача EPPRCE — организовать площадку для постоянных дебатов заинтересованных сторон (национальные правительства, международные организации, пациентские некоммерческие организации, медицинская и юридическая образовательная среда и др.). Важное значение для этого имело принятие на европейском уровне в 2000 году рекомендаций Совета министров R (2000) 5 «О развитии структур участия граждан и пациентов в процессе принятия решений, влияющих на здравоохранение» [25]. В данном документе подчеркивается право граждан и пациентов на участие в принятии решений, касающихся здравоохранения (в том числе разработку и реализацию реформ здравоохранения), которое рассматривается как фундаментальная и неотъемлемая часть демократического общества. Даются рекомендации по мерам, которые национальные правительства должны принять для стимулирования гражданской активности (создание механизмов и структур гражданского участия на всех уровнях управления, в т. ч. за счет грантов пациентским организациям). В 2002 году сеть общественных объединений Active Citizenship Network, состоящая из 16 крупнейших европейских организаций пациентов, подготовила и представила на рассмотрение Европарламента проект Европейской хартии пациентов, включающей 14 неотъемлемых прав граждан при получении медицинской помощи [6]. Причиной создания данного документа стало то, что, по мнению его авторов, национальные системы здравоохранения стран Европейского союза ставили под угрозу соблюдение прав пациентов, их родственников и прежде всего незащищенных групп населения. Целью Европейской хартии прав пациентов является усиление степени защищенности прав граждан, а также гармонизация национальных систем здравоохранения, несмотря на различия в обеспечении прав пациентов в различных странах Европейского союза. В данной Хартии в сравнении с Амстердамской декларацией 1994 года появляются новые права, направленные на повышение уровня защиты прав пациентов: уважение времени пациента; выполнение стандартов качества; безопасность при медицинском вмешательстве; доступ к инновационным методам лечения, соответствующим международным стандартам, независимо от экономико-финансовых соображений; индивидуализация лечения; активная гражданская позиция, в том числе возможность осуществлять деятельность в общих интересах, направленную на защиту прав при получении медицинской помощи; участие в формировании политики в области здравоохранения. В 2006 году Комитет министров Совета Европы принял рекомендации R (2006) 7 «О контроле за безопасностью пациентов и предотвращении нежелательных эффектов в области здравоохранения» [22], в которых предложил странам Европейского союза развивать единую систему анонимной добровольной отчетности об инцидентах и врачебных ошибках, позволяющую анализировать информацию и принимать на ее основе управленческие решения. Рекомендации R (2006) 18 «Об организации медицинского обслуживания в обществе с разными культурными традициями» [23] призывают при планировании реформ здравоохранения, их реализации и контроле учитывать потребности различных групп, в том числе этнических меньшинств. В 2010 году Комитетом министров Евросоюза принимаются рекомендации R (2010) 6 «О надлежащем управлении в системе здравоохранения» [24]. В этом документе предлагается при проведении реформ здравоохранения основываться на признании ценностей прав человека, верховенства закона и демократии; приоритете этических правил взаимоотношений в системе медицинской помощи; общей ответственности всех заинтересованных сторон. Одна из последних инициатив Евросоюза касается изменения национальных законодательств по проблеме врачебных ошибок и компенсации пациентам за причиненный ущерб [7]. Таким образом, в течение второй половины XX века сформировалось и в настоящее время продолжает развиваться международное законодательство, регламентирующее защиту прав пациентов. На международном уровне принят ряд важнейших документов, обеспечивающих развитие национальных законодательств. На основании международного законодательства на национальном уровне принимаются законы, уточняющие права и ответственность пациентов, медицинских работников и учреждений здравоохранения; создаются медицинские и другие профессиональные кодексы; осуществляется взаимодействие между потребителями и производителями медицинских услуг; формируется государственная поддержка созданию и эффективной деятельности некоммерческих общественных организаций в области прав пациентов; совершенствуется правовое обучение медицинских работников, пациентов и других заинтересованных групп; осуществляется содействие исследованиям по оценке эффективности нормативных актов и различных инициатив, предпринимаемых в разных странах.
×

About the authors

O A Tsyganova

Northern State Medical University

Email: olgatsyg@nsmu.ru

T G Svetlichnaya

Northern State Medical University

V V Trofimov

Northern State Medical University

References

  1. Всеобщая декларация прав человека : прин. резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ udhr/ (дата обращения 13.01.2012).
  2. Глуховский В. В. Стандарты и механизмы обеспечения прав пациентов в системах здравоохранения. Николаев : Дизайн и полиграфия, 2008. 136 с.
  3. Декларация о доступе к медицинской помощи : утв. 40-й сессией Всемирной медицинской ассоциации, Вена, 1988. URL: http://www.medburg.ru/rus/ documents_oms/ vma (дата обращения 20.01.2012).
  4. Декларация о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе : утв. Европейским бюро ВОЗ, Амстердам, 1994. URL: http://europadonna.by/index. php?option=com_content&view=article&id=89:2010-01-18-11-42-13&catid=38:2010-01-10-09-32-11&Itemid=41 (дата обращения 14.02.2012).
  5. Европейская социальная хартия : прин. в 1961 г., пересм. в 1996 г. URL: http://www.yabloko.ru/Themes/ Social/hartia-3.html (дата обращения 31.01.2012).
  6. Европейская хартия по правам пациентов : утв. 07.09.2002. URL: http://cop.health-rights.org/ru/ teaching/51/European-charter-of-patient-s-rights (дата обращения 16.01.2012).
  7. История и текущая практика защиты прав пациентов в ведущих странах мира: аналитический обзор зарубежного опыта защиты прав пациентов / Фонд содействия развитию науки, образования и медицины. М., 2009. 80 с.
  8. Лиссабонская декларация прав пациента : прин. на 34-й Всемирной медицинской ассамблее, Лиссабон, Португалия, 1981 г.; дополн. на 47-й Генеральной Ассамблее, Бали, Индонезия, 1995 г. URL: http://www.e-stomatology. ru/star/info/2010/lissabon_declaration.htm (дата обращения 20.01.2012).
  9. Люблянская хартия ВОЗ по реформированию здравоохранения в Европе : утв. Европейским бюро ВОЗ, 1996 г. URL: http://cop.health-rights.org/ru/teaching/57/ The-Ljubljana-Charter-on-Reforming-Health-Care (дата обращения 13.01.2012).
  10. Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности. Т. 5. М. : Юридическая литература, 1991. 692 с.
  11. Принципы предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения : прин. 17-й сессией Всемирной медицинской ассоциации, США, 1963 г. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/seventh2.htm (дата обращения 20.01.2012).
  12. Профессиональные права врачей и способы их реализации на международном уровне / под общ. ред. Л. А. Михайлова, А. И. Ковальчук, Х. Л. Михайловой. М. : ТОРУС ПРЕСС, 2010. 184 с.
  13. Рекомендации № 69 Международной организации труда «О медицинском обслуживании» : прин. в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда. URL: http:// russia.bestpravo.ru/fed1991/data04/tex17816.htm (дата обращения 31.01.2012).
  14. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: избранные права / Институт права и публичной политики, 2002. URL: http://www.echr-base.ru/index_SSE. Jsp (дата обращения 13.01.2012).
  15. Сергеев Ю. Д. Махник О. П. Этические и правовые основы обеспечения врачебной тайны в России и за рубежом // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М. : НАМП, 2007. С. 104-108.
  16. Трубецков А. Д. Вопросы информации о риске и медицинское право // Медицинское право. 2005. № 4. С. 10-13.
  17. Committee of Ministers. Recommendation R (80) 4 concerning the patient as an active participant in his own treatment. URL: http://www.coe.int/t/dg3/health/ recommendations_en.asp (дата обращения 20.01.2012).
  18. Committee of Ministers. Recommendation R (86) 5 to Member States on Making Medical Care Universally Available. Adopted on 17 February 1986 (393rd Meeting of the Ministers’ Deputies. URL: https://wcd.coe.int/com. instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlob Get&InstranetImage=606112&SecMode=1&DocId=6890 28&Usage=2 (дата обращения 13.01.2012).
  19. Committee of Ministers. Recommendation R (99) 21 to Member States on Criteria for the Management of Waiting Lists and Waiting Times in Health Care. Adopted on 30 September 1999 (681st Meeting of the Ministers’ Deputies. URL: http://www.aip-bg.org/lichnidanni/pdf/r_99_21.pdf (дата обращения 13.01.2012).
  20. Parliamentary Assembly. Recommendation 1418 (1999) Protection of the Human Rights and Dignity of the Terminally Ill and the Dying. Text adopted by the Assembly on 25 June 1999 (24th Sitting. URL: http://assembly.coe.int/ main. asp?link=/Documents/AdoptedText/ta99/EREC1418. htm (дата обращения 13.01.2012).
  21. Recommendation R (98) 11 of the Committee of Ministers to member states on the organisation of health care services for the chronically ill. URL: http://www.coe. int/t/dg3/health/recommendations_en.asp (дата обращения 13.01.2012).
  22. Recommendation R (2006) 7 of the Committee of Ministers to member states on management of patient safety and prevention of adverse events in health care. URL: https:// wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1005439&Site=CM (дата обращения 13.01.2002/).
  23. Recommendation Rec (2006) 18 of the Committee of Ministers to member states on health services in a multicultural society. URL: https:// wcd.coe.int/ViewDoc.j sp?id=1062769&BackColorInternet=DBDCF2&BackColor Intranet=FDC864&BackColorLogged=FDC864 (дата обращения 13.01.2002).
  24. Recommendation CM/Rec (2010) 6 of the Committee of Ministers to member states on good governance in health systems. URL: https://wcd.coe.int//ViewDoc.jsp?Ref=CM/ Rec%282010%296&Language=lanEnglish&Ver=original&B ackColorInternet=C3C3C3&BackColorIntranet=EDB021&B ackColorLogged=F5D383 (дата обращения 31.01.2012).
  25. The Recommendation on the Development of Structures for Citizen and Patient Participation in the Decision — Making Process Affecting Health Care: Adopted by the Committee of Ministers on 24 February 2000 at the 699th Meeting of the Ministers’ Deputies. Available: https://wcd.coe.int/ViewDoc. jsp?id=340437&Site=CM (Jan. 13, 2012).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Ekologiya cheloveka (Human Ecology)



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 78166 от 20.03.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies